Парные по глухости звонкости согласные перед другими согласными – :

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Правописание парных звонких и глухих согласных

Урок русского языка ФГОС 2 поколения

Школа: МБОУ СОШ №10 г. Воронежа

Учитель: Боровлёва Вера Владимировна

Тема урока:   Правописание слов
с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.   Или  Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Дети учатся:

— понимать и принимать учебную задачу;

— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

— сопоставлять произношение и написание слов;

— подбирать проверочное слово;

— находить примеры слов на изученную орфограмму;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

— принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Ход урока:

  1. Оргмомент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

2. Постановка темы и целей урока.

а) — Начинаем урок русского языка.

Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) — Какую тему заканчиваем?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

— Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.

3. Актуализация знаний.

а) Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)

Слайд 2.

3. Отгадайте загадку

( читает ученик)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз.)

— Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова)

 — Где в слове может находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)

-Сколько способов проверки вы знаете?

— Назовите способы проверки парного согласного?

( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)

-Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)

-Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)

Мороз, морозы, морозец, морозище, морозный

-Выделите орфограмму

Парные согласные — 
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

— Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

— Обозначьте ударную и безударную гласные.

-Подберите синоним к слову мороз. (холод).

— Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?

Карточки Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

1 вариант Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,

мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.

2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,

сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.

Слайд 3. Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде.

1 вариант з д б д з ж в г ш б

2 вариант ж б в в д в з ж г г

(Сигнальные карточки) Зелёный — всё верно.

Жёлтый — допустил 1 ошибку.

Красный – допустил более 2 ошибок.

(Выборочно спросить проверочные слова)

б). Работа в парах.

Урок наш продолжаем

Трудиться не кончаем

Согласный будем проверять

Работу в паре выполнять.

— Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В. Кто выполнит работу, поднимают вместе руки вверх домиком.

Карточка:

  1. Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
  2. Шка( ), ту( )ли, подгото( )ка.
  3. Зимо( )ка, ло( )кий, о( )ца.

Слайд 4. -Проверяем.

1. Тра( в )ка, морко( в )ка, жира( в ).

2. Шка( ф ), ту( ф )ли, подгото( в )ка.

3. Зимо( в )ка, ло( в )кий, о( ф )ца.

-У кого также? Почему? Докажите.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

-Встаньте пары, которые выполнили работу верно

5. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль

Музыкальная физкультминутка.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а) Слайд 5. (7 слов) -Прочитайте текст ( читает ученик).

Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

-Определите тему текста.

-Какая основная мысль текста?

-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.

-Как можно назвать текст?

-Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.

— Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

-В написании каких слов ошиблись?

— Укажите над словами с парной согласной части речи.

— Проверка

Какие еще орфограммы встретились в тексте? (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)

б) Групповая работа.

Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами).

А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь — пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал — поднять руку.

Проверка

-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны!(Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Слайд 6.

  1. Карточка

Распределите и запишите слова в 2 столбика, объясните:

Ястре . ки, скри . ка, шу. ка, улы.ка, ла . ки, ли . кий.

Сколько раз встречается звук [ п ]

Слайд 7.

  1. Карточка

Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

Тополь высокий, а шиповник……………( ).

Река широкая, а ручей……………………( ).

Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

Редька горькая, а груша……………….. ( ).

Как называются слова с противоположным значением?

Слайд 8.

  1. Карточка

К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.

Загадать — …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………….

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 9.

  1. Карточка

Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.

Частый — ……………………

Верхний — ……………………

Жёсткий — ………………

Густой — …………………….

Далекий — …………………..

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 10.

  1. Карточка

Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.

Кругом, сне., зимой, лежит.

На, лё., пруду, сколь.кий.

По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.

Можно ли это назвать текстом? Почему?

в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,
  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
  1. Вставь букву:
    Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Слайд 11. На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

У кого допущены ошибки? Коррекция.

7. Подведение итога урока.

-Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

-Какие цели мы с вами ставили на урок?

-Выполнили ли мы намеченные цели?

  1. Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.

Слайд 12.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я повторил…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • На этом уроке самым интересным для меня было…

Оценки!!!

Слайд 13.

9. Домашнее задание по выбору.

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Рядом гласный поставляй.

nsportal.ru

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

ГБОУ Гимназия 1925 г.

Москва.

Учитель — Сулицкая Светлана Владимировна

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России.

Тип урока: Изучение нового материала.

Тема: Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

Цели урока: развивать умение различать в корне слова парный согласный, написание которого надо проверять, сопоставлять его звучание в сильной и слабой позиции для согласных в слове. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова или перед другим согласным в корне; находить в словах букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук; подбирать слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова.

Планируемые результаты.

Предметные:

*различать парные по глухости –звонкости согласные звуки;

*соотносить произношение и обозначение буквой парного по глухости –звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным;

*определять словарные слова с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным в корне

Метапредметные:

*принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

*осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

* вырабатывать критерии оценки своей работы и других;

Личностные:

*осознавать роль языка и речи в жизни;

*чувствовать красоту и выразительность речи

Ресурсы урока: учебник

Русский язык часть 2 «Просвещение»2016г. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; учебная доска ,тетрадь.

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Вот и начался урок!

Ты проверь дружок,

В порядке твои -книжка и тетрадка?

2.Проверка домашнего задания в тетрадях. Запись даты урока в тетрадь.

3.Чистописание (прописать одну строку).

— Кто внимательный? Найдите одинаковый звук в словах: помидор, дверь, солдат, ведро, гвоздика. Какой буквой он обозначается? (Д, д.)

-Чистоговорка.

Ду-до-да-гудят провода.

4.Словарный диктант (Письмо с комментированием и подбором проверочного слова для парной согласной на конце слова. Поставить ударение, разделить слова на слоги)

Медведь, огород, город, обед, парад тетрадь, запад, верблюд, завод, народ.

-На какие две группы можно разделить эти слова? (На одушевленные и неодушевленные предметы)

-Что общего в этих словах? (В конце каждого слова мы написали букву –д)

-А какой звук мы слышим на конце каждого слова? (-т)

-Какое правило мы здесь наблюдаем? (Парный по звонкости –глухости согласный на конце слова)

5.Актуализация знаний

-Воспроизведение знаний о парных по глухости-звонкости согласных.

6.Целепологание

Тема нашего урока «Звонкие и глухие согласные звуки».

-Определите учебную задачу нашего урока (Правописание слов с парным по глухости –звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным.)

-Вставьте пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Кру (г) – Эта(ж)-

Пля (ж) — Шар(ф)-

Дроз (д)- Лебе(д)ь-

Сторо(ж)- Стол(б)-

7.Физминутка.

«Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой они кружили,

Вот так, вот так,

(Круговые движения головой вправо-влево.)

Головой своей крутили

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

(Пружинисто сгибать и разгибать руки.)

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

(Ходьба на месте, раскачиваясь из стороны в сторону.)

И из речки воду пили,

Вот так, вот так,

(Наклоны вперед, руки внизу. )

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

(Присядку. Прыжки на одной ноге.)

К солнцу лапы поднимали.

Вот так вот так,

(Руки вперед, вверх, в стороны, вниз.)

К солнцу лапы поднимали.

8.Работа по теме урока.

-Комментированное письмо. (Работа с пословицами. Проверка написания парного по глухости –звонкости согласного в середине слова.)

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Огород –для семьи доход.

9.Работа по учебнику. Обобщение изучаемого на уроке.

Стр.18.упр 29. (УСТНО.) Наблюдение за произношением парных согласных звуков, когда они находятся в конце слова. Выполнение заданий упражнения.

-Чтение рубрики «Сведения о языке» (учебник стр. 20.)

10.Самостоятельная работа. Графический диктант. (Запись буквы обозначающей парный по глухости –звонкости согласный звук на конце слова.)

-Отгадай.

***

В лесу зимой холодной

Ходит злой голодный.

Зубами- щелк.

Это серый (волк).

***

На носу зверь носит рог,

А зовется (носорог).

***

Вот так ноги, вот так шея!

Не видали мы длиннее!

Словно вышка между трав,

Возвышается (жираф).

***

Клюв крестом, рогаткой хвост.

Зимой птенцов выводит(клест).

***

Шубка –иголки,

свернется он-колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж.)

***

То назад, то вперед.

Ходит, бродит пароход.

Остановишь –горе.

Продырявит море. (Удод)

***

Наплетет, наплетет,

Сядет и добычу ждет. (Паук.)

(к, г, ф, т, ж, д, к)

Способ проверки: взаимопроверка, фронтальный опрос.

-Отгадай шарады.

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод-молот.)

11. Домашнее задание.

Учебник стр.20. упр. 32.

12.Подведение итогов урока.

-Какие согласные называются звонкими? Приведите примеры (Согласные звуки, которые произносятся с голосом и шумом.).

-Какие согласные называются глухими? Приведите примеры. ( Согласные ,которые произносятся без голоса, только с шумом.)

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным»

Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами.

Задачи урока:

Предметные

  • дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов; сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах

  • создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с изученными орфограммами,

  • развивать собственное речевое творчество уч-ся.

Метапредметные

  • Развивать интерес к учебному материалу, познавательную активность, мотивацию; умение работать со знаково-символическими средствами;

  • -овладевать логическим действием сравнения, анализа,

  • развивать интерес к исследовательской деятельности;

  • способствовать воспитанию наблюдательности, содействовать развитию интереса к уроку; способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания

  • развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.

  • сформировать умение применять изученные правила;

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

1.Орг. момент. Мотивация на учебную деятельность

Вот и начался урок

Ты уже готов, дружок?

Книга, ручка и тетрадь-

Все уже должно лежать.

Мы друг другу улыбнемся

И работаю займемся

Каждый хочет получать

За урок отметку пять.

У: Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.

У: Прежде чем начать наш урок, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

Учитель: Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

( Потому что любое дело требует усилий).

Учитель: Как это относится к нам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия, тогда все получится).

Учитель: Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Поэтому девиз нашего урока: «Всё разведать, всё узнать. Лёгких тропок не искать» на доске!

  1. Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности.

А) Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

«Отыскал я на реге прорупь, сунул туда хвозд, сител и приговаривал: лофись, рыпка и мала и велига».

У: -Ребята, я сегодня получила СМС, но никак не смогла его прочитать. Попробуйте вы, может у вас получится? ( на парте лежит текст СМС, на доске тоже текст, но пока дети работают, текст закрыт)

Постановка проблемы:

Работа в парах:

-Работаем парами, дружно. -Прочитайте, что у вас получилось. (дети читают текст СМС)

— Как вы думаете, а кто это написал? (волк) Откуда он? (из русской народной сказки «Лиса и волк», «Лисичка-сестричка и серый волк») Какой оказался волк? (доверчивый) А кому можно доверять? (только очень близким людям)

-Вернёмся к нашей СМС. Что вы делали, чтобы расшифровать эту запись?(исправляли ошибки)

На доске появляется запись текста СМС.

-Что же здесь напутал волк? (перепутал парные согласные) — Какие парные согласные он написал неправильно только из-за своей невнимательности? — Почему? (они как слышатся, так и пишутся, т. е. стоят в сильной позиции) — Дети называют, а учитель исправляет на доске. — А в каких словах парный согласный является опасным местом? (где произношение не совпадает с написанием). Где стоят эти согласные? ( в конце слова и перед другим согласным, в корне) — Как выделим опасное место в словах? (точкой)

-Спишите текст СМС без ошибок.

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Чем мы сегодня продолжим заниматься?  (Правописание слов с парной согласной на конце слова и перед другим согласным).

Какие цели поставите перед собой? 

1.учиться находить слова с парной согласной в слабой позиции на конце и в середине слова;

2.правильно писать эти слова;

3.подбирать проверочные слова

(учитель читает стих-е)

Часто хитрые подружки

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую-

Эту букв иль другую?

С толку сбить хотят ребят,

Но у нас не детский сад!

Мы решим проблему эту

И расскажем всему свету.

Предстоит сегодня нам всё расставить по местам.

— Что это за подружки, про которых мы должны вспомнить? (парные звонкие и глухие согласные)

У: В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь ….(6)

Верхний ряд всегда -……(звенит) учитель показывает звон колокольчика…

Нижний — …….(тихо говорит). учитель прикладывает палец к губам

2. Минутка чистописания.

-Вот теперь вы знаете, чем мы будем заниматься на чистописании

(Пальчиковая гимнастика. Мама, мама – это ты…….)

-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.

— Как будем писать? (писать будем красиво)

( Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ )

3.Изучение нового материала.

1. Работа со словами. Повторение и введение в тему урока.

з…ма горо… сне..ком пушыстым зав..лила (Слово — пушистый пишу с ошибкой)

— Что видите? Что предложите? (вставьте буквы – по одному у доски) Спишите и вставьте нужные буквы. — Что скажите про буквы, которые вставили? На какие группы их можно разделить? (1- безуд. Гл.-проверяемая, 2- парный согл) Как проверяли? (изменяли слово)

Давайте подберём к слову СНЕЖОК однокоренные слова. Что должны вспомнить? Какие слова мы называем однокоренными?

СНЕЖКОМ — СНЕГ, СНЕЖНЫЙ, СНЕЖКИ, СНЕЖИНКА, СНЕГОВИК, СНЕЖОК (Не однокоренное, а форма одного и того же слова)

Как показать, что эти слова однокоренные? (выделить корень)

Что заметили в корне? (чередование Ж –Г)

-Теперь понаблюдайте, в каких словах эти звуки стоят в слабой позиции? Как обозначим? (точкой) Как мы назовём такие слова? (проверяемые)

-А где эти же звуки стоят в сильной позиции? Определите почему? (потому что после них стоит гласный или н) А что вы знаете про звук Н? (всегда звонкий, а он делает согласный, который перед ним стоит тоже звонким) А какие ещё всегда звонкие согласные вы знаете?

-Как мы назовём такие слова? (проверочные)

— Давайте попробуем сделать вывод и составить схему проверки парного согласного.

Дети формулируют правило и вместе с учителем составляют схему:

Согл. глас.

согл ?

согл. Н, Л, М, Р, Й

— Давайте сравним с правилом в учебнике.

4. Физкультминутка.

Не боимся мы пороши, ловим снег- хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай-ка выше ногу, проложи другим дорогу.
Мы теперь метатели, бьем по неприятелю.
Размахнись рукой- бросок! Прямо в цель летит снежок.

5. Словарная работа.

Вернитесь к нашим словам. На какое слово нужно обратить внимание? (город) Почему?

— Чем же мы сейчас займёмся? (словарной работой)

-Я вам загадываю загадки, а вы записываете отгадки.

1.Станки, машины делают тут.

А тех, кто здесь работает рабочими зовут. (завод)

2. Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

 

3. То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)  

4. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

 5.Кто это мастер на стёкла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?(мороз)

-Чем связаны все эти слова? (в них есть парный согласный в слабой позиции) Где он стоит?

-Давайте проверим, какой согласный вы написали в конце слова с помощью карточек.

— Как проверим? (подберём проверочные слова)

(дети показывают нужную букву и объясняют её написание)

— А почему эти слова называют словарными? (в них есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)

-Куда обратимся за помощью? (орфографический словарь) Проверь слова по словарю.

6. Работа с предложением. Развитие речи.

Вернёмся к словам. Что ещё предложите сделать со словами? (составить предложение)

— Составьте и запишите предложение из этих слов. (один у доски)

— Зачитайте, что у вас получилось?

-Что ещё предложите? (разбор предложения по членам предложения)

-1 ученик разбирает предложение у доски.

7 Работа в учебнике.

Упр. 35 стр 23

-Прочитайте образец.

— Что скажите про 1 слово в образце, а второе? (первое проверочное, т. к после согласного стоит гласная, а второе проверяемое, т. к.согласный на конце слова стоит в слабой позиции)

— Выполните задание по образцу.

Проверка задания, выполненного у доски.

-Проверка. Прочитайте только проверяемые слова. Назови согласный на конце.

8.Самостоятельная работа. Тест. Проверка в парах.

А теперь вы проверите свои знания. Работать будете самостоятельно. Перед вами тест. Выполнив его, обменяйтесь с соседом тестами и проверьте друг друга.

Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

2.Подчеркни слова с парной согласной в слабой позиции.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

4. В каких случаях проверка сделана верно?

       Сторож – сторожка

       Ловкий – ловко

       Сладкий – сладость

       Дуб – дубки

       Резкий — резок

 9. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.  

— Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке.

— Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали.

— Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

— Достигли ли мы этих целей?— Что нам помогло? (Схема, правило)

— Вспомните правила проверки написания парной согласной на конце слова и в середине.

Рефлексия

— Молодцы! А теперь оценим нашу работу на уроке.

(на столе з цветка — красный, жёлтый, синий)

Подарите красный цветок самому активному, кто больше всего давал сегодня точных ответов.

Желтый тому – кто тоже хорошо работал, но иногда допускал ошибки.

Синий тому, кто сегодня был самым скромным. То что ему не удалось сегодня, обязательно удастся на следующем уроке.)

Вспомните нашу пословицу.

Д/З с.23 № 36 , с 22 уч. правило.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными»

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России», 3 класс, 1 часть

Тема: Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными

Цель: формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Задачи:

— развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне;  

— формировать умение выбирать нужную букву для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука;

— формировать умение подбирать к проверочным словам проверяемые слова с заданной орфограммой;

— развивать умение работать в парах, осуществлять взаимопроверку;

— формировать умение оценивать свою работу.

Тип урок: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г. 3 класс, 1 часть, проектор, презентация, листы с тестами, рабочие тетради.

Ход урока:

Дети по-очереди заходят в класс (сначала девочки, потом мальчики).

— Здравствуйте. Тихонечко садитесь.

Дети заходят в класс, встают около парт и проверяют рабочее место. Тихо садятся

2

Проверка домашнего задания

— Дома вы выполняли 213 упражнение. Сейчас по цепочке проверим его. Называй однокоренные слова как в образце. Все остальные проверяют у себя в тетради.

Поставьте себе на полях напротив цифры 1 «+», если правильно подобрали все слова. Напротив 2 – если обозначили орфограммы, 3- разобрали слова по составу. Передаём тетради на первую парту.

Грибок-гриб, дороженька-дорожка, ягода-ягодка, колосок-колоски (колос), тетради-тетрадь, ошибаться-ошибка, подсказать-подсказка, сапожок-сапожки, мягонький- мягкий, ледяной-лёд, обедать-обед, гвоздик-гвоздь, голубочек–голубь, ложечка-ложка, узенький-узко, записать-записка, хлебец-хлеб.

3

Постановка темы и цели урока

— Какую  тему  мы сейчас изучаем?

-Как вы считаете, что необходимо знать по этой теме? 

 — Как вы думаете, чему будем учиться на уроке, над чем продолжим работать? 

— Хорошо, давайте начнём урок и проверим, всему ли мы научимся!

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.

— Знать  буквы, обозначающие парные согласные звуки.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне и перед согласными в корне.

— Учиться находить слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова. Выбирать нужную букву, для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука.

4

Актуализация знаний

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (слайд 1)

— Какая буква лишняя и почему? 

— Какие это согласные?

— Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней – буквы, обозначающие глухой звук.

— Давайте проверим, что у вас получилось. Кто хочет произнести звуки из первой строки? Остальные проверяют у себя в тетради, все ли звуки они записали. (слайд 1)

— Кто-то выписал по-другому?

— Кто произнесёт звуки из второй строки?

— У кого другой вариант? Поднимите руку.

Записывают число, классная работа в тетради.

— Буквы

— Буква у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные звуки.

— Звонкие – глухие, парные.

Записывают в тетрадях:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Произносят звуки первой строки.

Остальные проверяют у себя в тетрадях.

б в г д ж з

— Нет.

п ф к т ш с

У всех так же.

5

Обобщение и систематизация знаний

— Посмотрите на доску (слайд 2). Назовите предметы, которые вы там видите.

— Какой частью речи являются эти слова?

— Какая орфограмма встречается в этих словах?

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Давайте первое слово запишем вместе.

— Как нужно написать слово хлеб? Какая буква на конце?

— Как мы это можем проверить?

— Запишем: хлеб – хлебушек. Подчеркнём орфограмму.

— Следующие два слова сами. Не забудьте выделить орфограмму!

— Какие проверочные слова вы подобрали к слову пирог?

— А к слову морковь?

(слайд 3) Ло…ка, тетра…ка, доро…ка

— Прочитайте слова и определите, какой честью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущенная?

— Как мы можем проверить их правописание?

— Давайте подберём однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-.

— Какое проверочное слово подберём к слову лодка?

— Значит, какая буква, обозначающая парный согласный, пропущена в слове?

— Запишем сначала проверяемое слово, потом проверочное, выделим орфограмму.

— Следующую пару слов обсудите в парах. Подберите проверочные слова вместе. Запишите сначала проверяемое слово, потом проверочное. Выделите орфограмму. Проверьте друг друга, помогите исправить ошибки.

— Как проверили слово тетрадка?

— Как проверили слово дорожка?

(слайд 3) У…кий,  лё…кий,  мя…кий

— Прочитайте слова и определите, какой честью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущенная?

— Как мы можем проверить их правописание?

— Давайте подберём однокоренные слова с помощью суффикса –ок-.

— Каким проверочным словом проверим слово узкий?

— Значит, какая буква, обозначающая парный согласный, пропущена в слове?

— Запишите сами у себя в тетради. Сначала проверяемое слово, потом проверочное. Не забудьте выделить орфограмму.

— Следующие два слова запишите самостоятельно. Сначала проверяемое слово, потом проверочное. Не забудьте выделить орфограмму.

— Как проверили слово лёгкий?

— Как проверили слово мягкий?

— В какой позиции могут стоять парны по глухости-звонкости согласные?

— В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем?

— Хлеб, пирог, морковь.

— Именами существительными.

— Правописание букв, обозначающих парные согласные, на конце слов.

— В слове хлеб на конце Б.

— Подобрать проверочное слово – хлеба, хлебушек.

Записывают вместе с учителем.

Пирог – пироги, морковь – морковный.

пироги

— морковный.

— Имена существительные.

— Правописание букв, обозначающих парный по глухости-звонкости согласный звук, в середине слова (парный согласный в середине слова перед суффиксом к)

— Путём подбора проверочного слова.

— Лодочка.

— Д

Вместе с учителем записывают слова.

Лодка – лодочка.

Записывают: тетрадка тетрадочка, дорожка- дороженька.

— Тетрадочка.

— Дороженька.

— Именем прилагательным.

— Правописание букв, обозначающих парный по глухости-звонкости согласный звук, в середине слова (парный согласный в середине слова перед суффиксом к)

— Путём подбора проверочного слова.

— Узок.

— З.

Узкий – узок

Легкий – лёгок, мягкий – мягок.

лёгок

— мягок.

— В конце слова, и в середине.

— Перед суффиксом -к-.

6

Устная работа

— Сейчас мы с вами искали проверочные слова к проверяемым. Давайте проверим, насколько хорошо мы умеем работать с этой орфограммой. Сейчас нам нужно будет от проверочных слов подобрать проверяемые слова.

(слайд 4) упр. в учебнике №216.

— Прочитай первое проверочное слово.

— Как изменили слово, чтобы на конце оказался парный по глухости-звонкости согласный.

— Читаем следующее слово.

— Как его изменим?

— Сейчас называем сразу проверочное слово и проверяемое.

— Я убедилась, что вы хорошо умеете работать с проверяемыми и проверочными словами.

— Хороший

— Хорош.

— Свежий

— Свеж

Называют слова по очереди. На слайде появляются правильные ответы.

Физминутка

Игра на внимание. Я буду называть слова, если вы услышите слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, вы должны хлопнуть в ладоши.

7

Работа с учебником

— Давайте откроем учебник на стр. 114, упр. 217.

— Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении?

— Так что нам надо сделать?

— Кто сможет прочитать выразительно это стихотворение? Остальные пока слушают, думают, как можно его озаглавить.

— Как мы можем озаглавить это стихотворение?

— Как можно продолжить это стихотворение?

— Давайте мы сейчас запишем только слова, в которых нужно выбрать букву из скобок. Прочитайте первое слово.

— Как проверит, какую букву нужно вставить?

— Кто может назвать нам его? (проверочное слово). Запишем это слово вместе с предлогом через тире проверочное слово.

Записывает вместе с учениками.

— Кто прочитает следующее слово?

— Как проверим, какую букву надо написать?

— Запишем это слово, а через тире проверочное. Не забывайте подчёркивать орфограмму.

— Следующие два слова запишите сами по образцу.

— Какие слова вы подобрали для проверки слова травкой?

— А для слова козявка?

— Что мы сейчас с вами делали?

— Прочитайте. Подберите заголовок к стихотворению. Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните, почему вы выбрали именно её. Придумайте продолжение к стихотворению о том, кто с кем дружит.

— Подобрать заголовок, списать и выбрать нужную букву из скобок.

Читает вслух стихотворение, остальные внимательно следят и думают над заглавием.

Варианты детей. (кто что ест)

Высказывают предположения.

— (С) шишечкой.

— Подобрать проверочное слово.

— Шишечка, шишечкой, шишек.

С шишкой – шишечка

— с кочерыжкой

— Подберём проверочное слово кочерыжек, значит, пишем букву Ж.

С кочерыжкой – кочерыжек.

С травкой – травушка, в траве, травы, травяной; с козявкой – козявок, козявочка.

— травушка, в траве, травы, травяной

— козявок, козявочка.

— Выбирали нужную букву парного по глухости-звонкости согласного звука из данных букв для правильного написания слова.

8

Первичное закрепление

— Подбирать проверочные слова вы умеете?

— Выбирать нужные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные, вы умеете?

— Тогда вы с лёгкостью сможете выполнить следующее задание.

(слайд 5) Вам нужно дописать предложения словами с противоположным значением и в скобках написать проверочное слово.

Приступайте.

— Как называются слова с противоположным значением?

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки друг у друга. (на слайде выводятся правильные ответы) Если всё выполнено верно, поставьте карандашом знак «+».

— Поднимите руки те, у кого всё верно и стоит «+».

— Остальные ребята, не расстраивайтесь. Поработайте дома над этой орфограммой, в следующий раз у вас всё получится.

— Да.

— Да.

Камень тяжёлый, а пух лёгкий. (лёгок)

Редька горькая, а груша сладкая. (сладок)

Антонимы.

Поднимают руки.

9

Подведение итогов

— Давайте вспомним, какими знаниями мы пользовались сегодня?

— Чему мы учились?

— Как вы считаете, всему ли из сказанного мы научились?

Знать  буквы, обозначающие парные согласные звуки.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне и перед согласными в корне.

Находить слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова. Выбирать нужную букву, для обозначения парного по глухости-звонкости согласного звука.

— Да. (если нет, то нужно продолжать работу над этим)

10

Закрепление изученного. Рефлексия

— Сейчас, чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили материал урока, проведём небольшой тест. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Каждый выполняет тест индивидуально. Не забудьте закончить предложение после теста. После этого листочки сдаём, результаты теста я вам скажу на следующем уроке.

Ученики индивидуально решают тест. Заканчивают предложение: На уроке мне понравилось…

11

Домашнее задание

— Запишите домашнее задание. Учебник стр. 116, упр. 221. Откройте учебник, прочитайте задание про себя. Вам нужно будет списать, выбрать нужную букву из скобок и быть готовым доказать, правильность выполнения задания. Не забудьте объяснить смысл каждой пословицы.

— Всем спасибо за урок. Подготовьтесь к следующему уроку и можете идти на перемену.

Записывают домашнее задание. Читают его.

infourok.ru

«Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Проект урока по теме: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных

(перед другим парным согласным)».(обучение грамоте)

Выполнил учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 126» Автозаводского района

ФИО: Воробьева Наталья Константиновна

Тел: 8-910-126-81-81

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы учителем начальных классов: 21

Н. Новгород

2015год

Учебный предмет: обучение грамоте (1класс).

УМК: «Гармония»

Тема урока: «Опасности письма» на месте парных согласных по глухости – звонкости согласных

(перед согласным).

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока:

— Распространение понятия «опасное место» на парные по глухости – звонкости согласные, находящиеся перед парным согласным

— Формирование умения обучающихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных;

— Развитие умения анализировать и сопоставлять звуковые модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения, выводы;

-усвоение двух опознавательных признаков данного вида орфограмм: парность по глухости-звонкости и положение перед парным согласным;

-постепенное развитие орфографической зоркости.

Ожидаемые результаты:

Личностные: осознание значимости правильного определения «опасного места» на письме, осознание языка как средства общения: понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека.

Предметные: различение, анализ, сравнение, характеристика согласных парных по глухости-звонкости звуков и букв, которые их обозначают на письме.

Метапредметные:

Регулятивныепринятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий для решения данной задачи, контролирование процесса и результатов своей деятельности;

познавательные — умение находить информацию, представленную в явном виде, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника и использовать её для решения учебно-познавательных задач, применять разные способы фиксации информации /схема, запись/, понимать и уметь переводить информацию, представленную в схематической форме в словесную; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

коммуникативные — участвовать в диалоге, в общей беседе, работать в парах, выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, заботясь о ясности, точности выражения мысли.

Оборудование: таблица «Опасные при письме места», лента букв; Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Понятие и схематическая запись слогов, слов и предложений, особенности гласных и согласных звуков, их характеристика, владение приемами вычленения звуков из слова и определения их характера, слоговой и звуковой анализ слов полный и частичный, умение читать, ударные и безударные гласные звуки и «опасности письма» на месте безударных гласных, парных согласных на конце слова ; твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки, знакомы с буквами и их «работой».

План урока с хронометражем.

п/п

План урока

Хронометраж

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1мин.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Повторение знаний о буквах парных по звонкости-глухости согласных на конце слова.

3мин.

3

Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Предположение о возможных новых опасностях при написании букв парных по звонкости-глухости согласных

3мин.

4

Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Разработка алгоритма. Открытие новой опасности письма в буквах парных по звонкости-глухости согласных перед другим парным согласным.

10мин.

5

Физкультминутка.

4мин.

6

Первичное закрепление темы «опасные места».

Работа по букварю, упражнение в чтении с.68

10мин.

7

Включение в систему знаний. Самостоятельная работа по букварю с.69

7мин.

8

Рефлексия учебной деятельности.

2мин.

Ход урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя(У) и учащихся(Д).

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу», выделения содержательной области («могу»).

У- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с Вами собрались в нашем уютном классе и готовы к новым открытиям ?

Д- Готовы!

У- тогда начинаем наше очередное путешествие по стране Знаний. Сегодня нам предстоит сделать Новое и Важное открытие. А чтобы его сделать, Вы в роли ученых проведите наблюдения.

Личностные УУД (мотивация на достижение успеха).

2.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия ; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действия, тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности обучающихся, фиксируемое ими самими .

У- Вспомните, в каком случае при письме нельзя доверять парным согласным?

Д- Парным согласным на конце слова при письме нельзя доверять. На их месте появляется опасность написать не ту букву, то есть опасность ошибиться.

У- Послушайте предложение, вслушиваясь в звуки слов (Произносится предложение, соблюдая нормы орфоэпии).

Арбуз — плод. Предложение написано на доске

У — Какие согласные таят опасность?

Д- Парные согласные на конце слов.

У — Почему к этим звукам надо относиться особенно внимательно?

Д- На их месте всегда есть «опасность письма». Парному согласному на конце слов , когда пишешь, нельзя доверять. Нельзя писать , как слышишь.

У — Давайте это проверим ещё раз

У — Хором читайте так, «как написано».

Д-Арбуз-плод..

У- Теперь так, «как говорим».

Д- АрбуС-плоТ.

У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки „+”и „ – ”). Какой же вывод подтвердили?

Д- Там, где парные согласные на конце слов, всегда есть «опасности письма», так как на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Личностные УУД (мотивация).

Познавательные УУД ( общеучебные — структурирование знаний, логические – анализ, синтез, сравнение).

Коммуникативные УУД(речевая деятельность – работа с предложением, словом, звуковой анализ).

Регулятивные УУД( прогнозирование – поиск «ошибкоопасных» мест, определение трудностей

3.

Выявление места и причины затруднения, Постановка учебной задачи. Этап предполагает выявление и фиксацию обучающимися места, где возникло затруднение; определение причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

У — А как вы думаете, только ли при нахождении парных согласных на конце слов есть «опасности письма»?

Д- возможно есть и другие опасные места у парных согласных звуков, но нам это нужно узнать и проверить.

У- Понаблюдаем за словами шапка и шубка . (Вывешиваю картинки на доску.)

У- произнесите слова, выделите, назовите и охарактеризуйте согласные звуки в словах.

Д- Звуки согласные , твёрдые ,глухие, парные.

hello_html_79641f4f.gifhello_html_11ad2fa2.gifhello_html_m1975a25a.gifhello_html_79641f4f.gifhello_html_11ad2fa2.gifhello_html_79641f4f.gifhello_html_11ad2fa2.gifhello_html_79641f4f.gifhello_html_79641f4f.gifhello_html_79641f4f.gifhello_html_11ad2fa2.gifhello_html_11ad2fa2.gifhello_html_11ad2fa2.gifhello_html_m1975a25a.gifhello_html_m1975a25a.gifhello_html_m1975a25a.gifhello_html_m1975a25a.gifhello_html_m1975a25a.gif

hello_html_48b6ab16.gifhello_html_48b6ab16.gifhello_html_48b6ab16.gif ________________ _______________

Познавательные УУД ( подведение к постановке и формулированию учебной задачи, выбор оснований и критериев для сравнения).

Регулятивные УУД( целеполагание через создание проблемной ситуации, прогнозирование — прикидка возможных трудностей до начала действия)

4.

Решение учебной задачи («открытие» обучающимися нового знания). Этап предполагает обдумывание обучающимися учебных действий: постановку цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации

У — А теперь посмотрите, как пишутся эти слова. (Прикрепляются рядом с рисункам слова «шапка», «шубка».) У-Сравните звуки и буквы на их месте. (Ставим знаки „+”и „ – ”). Какие же буквы обозначают согласные звуки в этих словах?

У-Где вы обнаружили расхождение?

На конце ли слов стоят эти парные согласные?

У-Перед нами новая тайна парных глухих-звонких согласных! Вы ее обязательно разгадаете, если посмотрите, перед каким звуком находится опасный парный согласный!

Какой это звук? Парный или непарный?

Д-Парный.

У- Это очень важно! Именно перед парным согласным другой парный согласный становится «опасным» при письме.

У- Как вы думаете, можно ли доверять при письме такому звуку и писать, как слышишь?

Д- Нет.

У— Почему?

Д-Можно не ту букву написать; можно допустить ошибку…

У — Какой же вывод сделаем?

Д- Парные согласные звуки, когда они находятся перед другими парными согласными, как и в конце слова- «опасности письма»

У- Итак, « опасность» есть тогда:

когда этот звук парный, потому что у него есть звонкая пара;

когда такой звук стоит на конце слова;

У — Чтобы не забывать наш новый – очень важный — вывод,

внесём составленную схему в таблицу «Опасные при письме

места».

У — Прежде всего, поищем, куда поместить наше открытие о согласных. Где находиться часть, посвященная гласным?

Д- Слева.

У- Из чего видно, что слева показываются «опасные места» для

гласных?

Д-Сверху над ними их значок.

У-Где в таблице сообщается об «опасных местах» для согласных?

Д-Справа.

У – Где идет речь о парных на конце слова?

Д-Слева.

У – Куда мы поместим новые знания о парных перед парными?

Д-Справа.

Теперь наша таблица «Опасные при письме места» будет выглядеть так:

hello_html_m3f2499e3.png

У – как мы будем рассуждать?

Д – По алгоритму.

У — Что значит рассуждать по алгоритму?

Д – значит работать последовательно, по шагам.

АЛГОРИТМ:

1шаг: прочитать слово

2шаг: выделить звук (услышать)

3шаг: и определить, если он согласный парный, то он может являться «опасным местом»

4 шаг: стоит на конце слова-опасно.

5 шаг: стоит перед другим парным согласным-опасно.

Познавательные УУД (умение производить обобщение по заданным критериям, осуществлять анализ, проводить сравнение, умение структурировать знания ,разработка алгоритма)

Коммуникативные УУД (умение слушать собеседника во время фронтальной беседы ).

Личностные УУД ( повышение мотивации через постановку проблемных вопросов)

Регулятивные УУД- планирование

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование: алгоритм-памятка)

5.

Физкультминутка.

У — А теперь настало время небольшой разминки, но она будет не простая, а с заданием. Я буду называть вам слова ,а вы прислушиваться к парным согласным звукам, если в слове есть опасный звук, то вы поднимаете руки вверх, если таких звуков нет-опускаете вниз! (рыбка, труд, дом, травка, слон,глаз, ложка, мишка, стол, жираф, брат, дым, тряпка)

Регулятивные УУД ( постановка и осознание учебной задачи, контроль за ходом выполнения действий).

Познавательные УУД (анализ, синтез)

6.

Первичное закрепление темы «опасные места» Этап предполагает усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач /фронтально/.

Работа по букварю, упражнение в чтении

У- Откроем букварь на стр.68 и ещё раз прочитаем тему нашего урока. (Читаем предложение, напечатанное красным цветом.)

Д-Опасности письма на месте согласных

У — Посмотрите ,так ли выглядит обозначение «опасных мест» у авторов букваря, и, читая стихи и загадки, ещё раз проверим наш вывод.(Букварь стр. 68.)

Дети читают вывод в красной рамочке.

hello_html_72ce05da.jpg

У – Прочитайте первое стихотворение и объясните причину, по которой выделена синим цветом часть букв.

Д- Это опасные парные согласные.

У – Почему они опасны?

Д- Так как стоят перед другим парным согласным.

Найдите еще одно слово в этом стихотворении, в котором есть еще один опасный парный согласный.

Д- МишуТка.

Познавательные УУД ( конкретизация полученной информации, структурирование знаний, анализ, синтез)

У- А теперь закрепим наши знания при чтении загадок. (Работаем в в букваре с.68)

У- Давайте прочитаем первую загадку.

Чтение по цепочке построчно.

У – Что это?

Д- Орех

У- Найдите в загадке слова с новым опасным местом

У – Почему согласные опасны?.

Д- Стоят перед другим парным согласным.

У-Давайте отметим опасные при письме места, пользуясь нашей таблицей.

(Аналогичная работа проводится со второй загадкой и скороговоркой)

Познавательные УУД (анализ, синтез, обобщение и структурирование знаний)

7.

Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. Этап предполагает применение нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

hello_html_m1975a25a.gif У – Перед вами текст на с.69 букваря. Ваша задача отметить знаком «+» слова, в которых есть опасные парные по глухости-звонкости согласные звуки. Пользуйтесь нашей таблицей!

hello_html_2fb4cd7d.jpg

Для чего мы будем выполнять это задание?

Д – Мы будем выполнять это задание для того, чтобы проверить наши знания и то, как мы научились находить «опасные места» при написании парных согласных по глухости-звонкости.

hello_html_28fbc3c1.gifhello_html_28fbc3c1.gifhello_html_m7016fdfe.gifhello_html_6514aba5.gifhello_html_5cf3f611.gifhello_html_5cf3f611.gifhello_html_5cf3f611.gifhello_html_m39d8fde3.gifhello_html_m39d8fde3.gifhello_html_m7f3221fa.gif У- Ребята, которые закончат задание раньше других, могут выполнить дополнительное задание художника на стр. 69. Из слов, находящихся в красной рамочке выбрать слово, соответствующее схеме:

hello_html_m39d8fde3.gifhello_html_m39d8fde3.gifhello_html_m340b3006.gifhello_html_m340b3006.gifhello_html_ee7edb4.gifhello_html_ee7edb4.gifhello_html_5ca93ab8.gifhello_html_75c49065.gif

У- Поменяйтесь букварями с соседом по парте и проверьте друг друга.(фронтальная проверка)

У кого получилось все правильно? ( дети поднимают руку отвечая на вопрос)

Кто затрудняется при выполнении данного упражнения?

У – Какое важное действие выполняли?

Д – действовали по алгоритму нахождения «опасного места».

У- Кто выполнил дополнительное задание художника? Какое слово соответствует схеме?

Д- Берёзка

Познавательные УУД ( структурирование знаний анализ, синтез, установка причинно-следственных связей, доказательство).

Регулятивные УУД -целеполагание

Дифференциация по объему

Регулятивные УУД (взаимооценка, взаимоконтроль, коррекция)

Коммуникативные УУД- умение работать в паре, реагировать на замечания собеседника, разрешать возможные конфликты, следить за своим поведением. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

.

8.

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание обучающимися собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

У — Что нового узнали на уроке?

Д — Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными – опасные при письме места.

Д –Разработали алгоритм нахождения «опасного места»: парный глухой согласный на конце слова и парный перед другим парным – «опасное место»!

У-Для чего нам нужно знание опасных при письме мест?

Д-Чтобы научиться грамотно писать.

У- Именно этим мы с вами займемся на следующем уроке письма. Нам предстоит научиться писать слова с буквами парных по звонкости-глухости согласных звуков на конце слова и перед другими парными согласными, когда они таят в себе опасности.

У — Всем спасибо за работу! Отметьте своё настроение от урока на личике мальчика.

Регулятивные УУД (оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные УУД ( умение анализировать, выделять главное)

Личностные УУД-реализация компетентностного подхода.

Личностные УУД (рефлексия).

Литература.

  1. Букварь (автор М.С. Соловейчик и др.), с.68-69;

  2. «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС» И.И. Бондарева и др.

  3. «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Ковалёвой Г.С. , Логиновой О.Б.

  4. «Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать»», Соловейчик М.С. и др.

  5. « Как проектировать универсальные учебные действия» под ред. А. Г. Асмоловой

  6. «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» изд. Просвещение.

Самоанализ урока

Параметры оценки

Балл(3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1. Содержательность, соответствие содержания возможностям учащихся

3

2. Реализация компетентностного подхода

3

3. Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность

3

4. Развивающая направленность заданий

3

5. Логика его построения

3

6. Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора

2

7. Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора

2

8. Характер используемой наглядности

3

9. Целесообразность и функциональность используемых средств обучения

3

10. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей

2

11. Формирование мотивационного компонента учебной деятельности

3

12. Постановка учебных задач. Организация целеполагания

3

13.Формирование познавательных УУД

3

14. Формирование регулятивных УУД

3

15. Формирование коммуникативных УУД

3

Всего баллов

42

Структурные части проекта и параметры их оценки

Балл(3,2,1)

Самооценка учителя

Оценка преподавателя НИРО

1. Наличие общих сведений о проекте, соблюдение правил оформления зачетной работы

3

2. Качество диагностического блока проекта

3. Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока

3

4. Соблюдение требований к плану урока

3

5. Качество теоретического обоснования

2

6. Адекватность самоанализа урока

2

Всего баллов

13

infourok.ru

Конспект урока на тему:»Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов с изученными орфограммами.

Задачи урока:

Предметные

  • дать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;   сравнение согласных букв в проверочном и проверяемом словах

  • создавать ситуации выбора разных способов проверки слов с изученными орфограммами,

  • развивать собственное речевое творчество уч-ся.

Метапредметные

  • Развивать интерес к учебному материалу, познавательную активность, мотивацию; умение работать со знаково-символическими средствами;

  • -овладевать логическим действием сравнения, анализа,

  • развивать интерес к исследовательской деятельности;

  • способствовать воспитанию наблюдательности, содействовать развитию интереса к уроку; способствовать воспитанию желания учиться, познавать и открывать новые знания

  • развивать коммуникативные навыки в процессе работы в парах.

  • сформировать умение применять изученные правила;

Тип урока: урок открытия  новых знаний.

 Прозвенел звонок.                             

 Садитесь поудобнее,

Начинаем наш урок.

— Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:

     «Хочешь альпинистом стать — иди в горы.

  Хочешь грамотным быть — учись думать и мыслить».  

 -Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.    

— В рабочей тетради в строке, где записано число, поставьте карандашом отметку, которую бы вы хотели получить на уроке.       

Подготовка класса к работе.     

 Учащиеся настраиваются на работу.

         

2. Актуализация знаний

Стук в дверь, смотрите, к нам на урок прибежал запыхавшийся снеговик. Он  оказался в затруднительном положении, и  похоже, ему нужна наша помощь.

— Посмотрите, что-то у Снеговика рассыпалось? (буквы согласные)

— Соберите буквы, чтоб получились пары звонких и глухих согласных.

— Давайте, определим, что мы с вами знаем про парные согласные.

— На минутке чистописания запишите согласные парами.

Дети на доске составляют пары из согласных по  глухости и звонкости.

— Есть звонкие согласные Б В Г З Ж Д  и их пары глухие согласные П Ф К С Ш Т 
Они парные, потому что при произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту одинаковое препятствие. 

Глухие согласные произносятся с шумом.

Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.

Дети прописывают буквы

3 . Выявление места и причины затруднения

 

— Вот, посмотрите, что он вам ещё написал, так торопился, что даже буквы в словах не дописал. А может быть не знал, что писать. (показать послание детям)

Дорогой дру. !
Помоги мне отыскать кла. .
В случае удачи тебя ждёт сюрпри. .

— Ребята, вы согласны помочь Снеговику?
— Тогда давайте попробуем разобраться с его посланием, может это поможет нам определить тему нашего урока и узнаем где клад.
— Посмотрите, какие буквы надо вставить в слова?

Читают письмо.

— мы будем учить правильно, определять какой парный согласный надо писать  в конце слова.

— Выведем правило для проверки парного согласного

— Будем учиться его применять на практике

4. Построение проекта выхода из затруднения

 

— Мыс сейчас  проведем с вами исследование. Разделитесь на группы по 4 человека. И попробуйте вставить пропущенные буквы в словах.

— Ну что получилось, а теперь впишите буквы в письмо. (как правило не у всех верный ответ и учитель просит выйти тех детей у кого разные варианты ответа)

— Парные звонкие и глухие согласные в конце слов пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению.

— А как вы думаете, сможем ли мы проверить, правильно ли мы написали.

— Давайте попробуем.

Учитель записывает слова на доске и акцентирует внимание на гласную после проверяемой согласной.

 — И какой мы можем сделать вывод после исследования?

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости- звонкости согласный звук на конце слова, надо:

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.

На доске составляется вместе с детьми схема 
                   ?

Дети работают в мини группах и вставляют в слова буквы (на карточках).

Выходят к доске и вписывают пропущенные буквы.

— Да.

— Надо подобрать проверочное слово или изменить слово.

Дети предлагают свои варианты проверочных слов

Изменить слово, чтоб после согласного стоял гласный.

5. Первичное закрепление с комментированием во
   внешней речи

 

— Отгадайте загадки. Запишите отгадку в тетрадь.

На солнце греется пузатый
Крепыш в рубашке полосатой.         (Арбуз)

Идут ко мне унылые

С морщинками и складками
Уходят очень милые — 
Веселые и гладкие!
Значит я надежный друг —
Электрический…                                  (Утюг)

Говорю я брату: – Ох!
С неба сыплется горох!
– Вот чудак, – смеется брат, –
Твой горох – ведь это…                               (град).

Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных…                         (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…                                       (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?                                                 (тетрадь)

Дети отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь, подбирая проверочные слова. У доски работает ученик или дети работают по цепочке по усмотрению учителя.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

— А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. Выполните тест: базовый уровень. Приложение 1

Приложение 2 –задания повышенного уровня. Вставить пропущенные буквы в текст.    

Самостоятельная работа детей. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7.Рефлексия деятельности на уроке 

— Вот и заканчивается наш урок, но никакой клад мы не нашли. Вот посмотрите у меня тут шкатулка. Это кажется, и он (Учитель достает спрятанную шкатулку )
— Только здесь написано что-то непонятное —“далк”. Наверное, это шифр. Только как его отгадать? ( Дети читают слово наоборот – клад)
— Но шкатулка все равно не открывается. Наверное, надо еще что-то сказать. Давайте еще раз, скажем, правило проверки парных согласных на конце слова (чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный).
— Вот и открылась наша шкатулка. Здесь лежит какой-то листок.

Учитель читает:

Дорогой друг!

Ты преодолел пока небольшой, но трудный путь и получил в награду знания. 
Храни этот клад знаний и пополняй его на каждом уроке. И помни: знания — это самое ценное богатство.       Снеговик”

— Подведём итог работы на уроке. Поднимите карточку, которая обозначает, как вы поняли тему на уроке.

      — мне всё понятно, всё выполнил верно.

     — ещё сомневаюсь, допускаю ошибки.

    — я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.

Учитель выставляет отметки, комментируя каждую.

 Домашнее задание всем – выучить правило.  Задание повышенного уровня — подобрать  из художественной литературы слова  с парными согласными на зимнюю тематику.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Поднимают карточки.

                                       

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *