Парные по мягкости твердости согласные звуки – пары по звонкости-глухости, по мягкости-твёрдости

Непарные по твёрдости-мягкости


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].

 

Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

· йотированные буквы е, ё, ю, я после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости, свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя — [т’о´т’а], дя´дя — [д’а´д’а];

· буква и после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и

ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – [н’и´тк’и], лист – [л’ист], ми´лый – [м’и´лый’] ;

· буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком: про´сьба – [проз’ба], мель – [м’эл’], даль – [дал’].

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь. Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных.

 

§8. Место образования согласных

Согласные различаются не только по уже известным вам признакам:

· глухость-звонкость,

· твердость-мягкость,

· способ образования: смычка-щель.

Важен последний, четвертый признак: место образования.
Артикуляция одних звуков осуществляется губами, других — языком, его разными частями. Так, звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] – губно-губные, [в], [в’], [ф], [ф’] – губно-зубные, все остальные – язычные: переднеязычные [т], [ т’], [д], [д’], [н], [н’],[с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’:], [ч’], [ц], [л], [л’], [р], [р’], среднеязычный [й’] и заднеязычные [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Позиционные изменения звуков

Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звуки не подвергаются позиционно обусловленным изменениям и выступают в своём основном виде. Сильную позицию выделяют для групп звуков, например: для гласных это позиция в ударном слоге. А для согласных, к примеру, сильной является позиция перед гласными.

Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения.
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией. Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение

О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

Сравни:

· под ударением: [дом] – [дам] — [о] ≠ [а].

· без ударения: [дама´] -дома´- [дала´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

Сравни:

· под ударением: [м’эч’] — [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо´м — [м’ич’о´м]— мячо´м — [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них — это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

Сравни:

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных

Для всех без исключения согласных сильной позицией является

позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] — да´ча, [т’ьл’ив’и´зър] — телеви´зор, [с’ино´н’имы] — сино´нимы, [б’ир’о´зы] — берёзы, [карз’и´ны] — корзи´ны. Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

· перед гласными: [там] — там, [дам] — дам,

· перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] — для, [тл’а] – тля,

· Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой,

[звон] – звон.

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

· перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] — сла´дкий, [зу´пк’и] – зу´бки.

· перед глухими непарными: [апхва´т] — обхват, [фхот] — вход.

· на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости

В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюдаются только у парных согласных.


Оглушение-озвончение согласных

Оглушение звонких происходит в позициях:

· перед парными глухими: [фста´в’ит’] вста´вить,

· на конце слова: [клат] – клад.

Озвончение глухих происходит в позиции:

· перед парными звонкими: [каз’ба´] – косьба´

Cильные позиции по твёрдости-мягкости:

· перед гласными: [мат’] – мать, [м’aт’] – мять,

· на конце слова: [вон] – вон, [вон’] – вонь,

· перед губно-губными: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] и заднеязычными: [к], [к’], [ г], [ г’], [х[, [ х’] для звуков [с], [ с’], [ з], [ з’], [ т], [ т’], [ д], [ д’], [ н], [н’], [ р], [ р’]: [ са´н’к’и]

– Са´ньки (род. пад.), [с´анк’и] – са´нки, [бу´лка] — бу´лка , [бу´л’кът’] – бу´лькать,

· все позиции для звуков [л] и [ л’]: [лба] – лба, [пал’ба] – пальба.

Запомни:

В сильной позиции твёрдые и мягкие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по твёрдости-мягкости и позиционные изменения по твёрдости-мягкости.

· перед мягкими [т’], [д’] для согласных [c], [з], которые обязательно смягчаются: [c’т’эп’], [з’д’эс’],

· перед [ч’] и [ш’:] для [н], который обязательно смягчается: [по´н’ч’ик]

– по´нчик, [ка´м’ьн’ш’:ик] — ка´менщик.

Запомни:

В ряде позиций сегодня возможно как мягкое, так и твёрдое произношение:

· перед мягкими переднеязычными [н’], [л’] для переднеязычных согласных [c], [з]: снег — [с’н’эк] и [cн’эк], злить — [з’л’ит’] и [зл’ит’]

· перед мягкими переднеязычными [c’], [з’] для переднеязычных [т], [д] — подня´ть — [пад’н’а´т’] и [падн’а´т’], отня´ть — [ат’н’а´т’] и [атн’а´т’]

· перед мягкими переднеязычными [т’], [д’], [с’], [з’] для переднеязычного [н] : ви´нтик — [в’и´н’т’ик] и [в’и´нт’ик], пе´нсия — [п’э´н’с’ий’а] и [п’э´нс’ий’а]

· перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] для губных:

вписа´ть — [ф’п’иса´т’] и [фп’ис´ат’], ри´фме (дат. пад.) — [р’и´ф’м’э] и [р’и´фм’э]

Запомни:

Во всех случаях в слабой позиции возможно позиционное смягчение согласных.
Писать мягкий знак при позиционном смягчении согласных ошибочно.

Позиционные изменения согласных по признакам способа и места образования

Уподобление согласных

Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом.

Выучи список:

[c] и [ш] →[ш:] – сшить

[з] и [ж] → [ж:] – сжать

[с] и [ч’] – в корне слов[ш’:] – счастье, счёт
— на стыке морфем и слов[ш’:ч’] – расчесать, бесчестный, с чем (предлог с последующим словом произносится слитно, как одно слово)

[с] и [ш’:] →[ш’:] — расщепить

[т] и [c] — в глагольных формах → [ц:] – улыбается
-на стыке приставки и корня[цс] – отсыпать

[т] и [ц] →[ц:] — отцепить

[т] и [ч’] →[ч’:] — отчёт

[т] и [т] и [ш’:]←[c] и [ч’] – отсчёт

[д] и [ш’:] ←[c] и [ч’] — подсчёт

Расподобление согласных

Расподобление – это процесс позиционного изменения, противоположный уподоблению.

[г] и [к’] →[х’к’] – лёгкий

Упрощение групп согласных

Выучи список:

вств – [ств]: здравствуй, чувствовать
здн – [зн]: поздно
здц — [сц]: под уздцы
лнц — [нц]: солнце
ндц [нц]: голландцы
ндш[нш:] ландшафт
нтг — [нг]: рентген
рдц[рц]: сердце
рдч [рч’]: сердчишко
стл — [сл’]: счастливый
стн — [сн]: местный

Произношение групп звуков:

В формах прилагательных, местоимений, причастий встречаются буквенные сочетания: ого, его. Вместо г в них произносится [в]:его, красивого, синего.
Избегай побуквенного чтения. Произноси слова его, синего, красивого правильно.

 

Буквы и звуки

Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэтому типы соотношения нужно знать.

Типы соотношения букв и звуков:

1. Буква обозначает звук, например гласные после твёрдых согласных и согласные перед гласными: погода.

2. Буква не имеет собственного звукового значения, например ь и ъ: мышь

3. Буква обозначает два звука, например, йотированные гласные е, ё, ю, я в позициях:

o начала слова,

o после гласных,

o после разделительных ь и ъ.

4. Буква может обозначать звук и качество предшествующего звука, например йотированные гласные и и после мягких согласных.

5. Буква может обозначать качество предшествующего звука, например ь в словах тень, пень, пальба.

6. Две буквы могут обозначать один звук, чаще долгий: сшить, сжать, несся

7. Три буквы соответствуют одному звуку: улыбаться — тьс — [ц:]

 


⇐ Предыдущая12

Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

«Звуки речи. Новый способ их обозначения. Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости»

Тема: «Звуки речи. Новый способ их обозначения. Парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: научить обозначать звуки новым способом

Задачи урока:

  1. Образовательная:

  • Создать условия для ознакомления с транскрипцией (без использования термина), записи слов условными значками звуков, отработки умения записывать «звуковой диктант»;

  • создать условия для повторения и закрепления знаний о звуках русского языка;

  • формировать умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

  1. Развивающая:

  • развивать внимание, усидчивость, аккуратность учащихся;

  • способствовать развитию внимания, мышления, фонетических умений, обогащению лексического запаса речи.

  1. Воспитательная:

Формируемые УУД:

Регулятивные:

• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в тетради.

• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

• Работать над использованием знаково-символичных средств.

• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

• Формировать умение слушать и слышать друг друга.

• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные:

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг. момент

1 мин

— Добрый день, ребята. Меня зовут Дарья Николаевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Подравнялись, настроились на работу, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне, присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Личностные:

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения

II. Повторение пройденного

10 мин

-Послушайте слова: ворона, лямка, обед, медик, сода.

Произнесите их.

-Выделите в каждом слове первые звуки и произнесите их.

— Ребята, запишите в тетрадях число и Классная работа.

— А теперь выпишите слова, в которых первый звук мягкий согласный.

— Запишите слова, в которых первый звук твёрдый согласный.

-Какое слово осталось? Почему?

— Ребята, а теперь назовите первые буквы во всех словах.

— Ребята, а теперь я предлагаю сыграть в игру «По местам».

hello_html_m165e4c70.jpg

hello_html_26bfcab7.jpg

Слушают слова, затем произносят их хором.

Ворона – [в] – твёрдый согласный звук,

лямка – [л’] – мягкий согласный звук,

обед – [о] – гласный безударный звук,

медик – [м] – мягкий согласный звук,

сода – [с] – твёрдый согласный звук.

Делают записи в тетрадях

Лямка, медик

Ворона, сода

Обед – потому что первый звук безударный гласный

В, л, о, м, с.

Внимательно слушают условия игры.

У

Под

На

Над

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Регулятивные

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Личностные

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Личностные:

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

III.Открытие нового знания

30 мин

Физминутка

2 мин

Игра «Угадай звук»

— Задание: придумайте как можно больше слов из слова «сом», заменив только один звук.

— Какие слова получили?

— Какие звуки в слове сом меняли?

— Ребята, откройте учебники на стр. 51. Выполняем задание 69.

— Прочитайте задание. Вам нужно показать, как по картинкам вы составляете звуковые схемы.

hello_html_1f4a8011.jpg

hello_html_mfd88121.jpg

(Схема такая же)

— Почему вы назвали все 3 картинки?

— Прочитайте, чему удивлен Антон.

— Убедились, что вам не удалось так обозначить звуки, чтобы распознать слова?

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

— Как записать слова с помощью звуков?

— Прочитайте сообщение в рамке на стр. 52.

— Что узнали?

— Посмотрите на доску и скажите, что я обозначила – звук или букву:[к], м, р, [о], о, [р] , и, [н], н (наглядность на доске, коллективная работа).

— Повторное чтение сообщения в рамке на стр. 52.

— Запись на доске: схема и [лук].

— Какой из вариантов удобнее? Почему?

Практическая работа (задание в рабочей тетради).

Дом, ром, ком, сор, сок, том, лом и др.

Согласные

Открывают учебники на стр 51

Повторяют движения за учителем.

Потому что они все подходят под эту схему

Да

Повторяют движения за учителем

Не знаем

Звуки нашей речи обозначаются буквами в квадратных скобках [ ]

Второй, он экономней

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению

Познавательные:

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке

Регулятивные:

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Познавательные:

Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Регулятивные:

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

IV. Подведение итогов урока

2 мин

-Ребята, вы сегодня хорошо работали на уроке. Молодцы! На этом урок окончен. До свидания!

Прощаются с учителем

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

infourok.ru

«Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки»

Конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе

Тема: Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки.

УМК «Школа России» ФГОС (В.П. Канакина)

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Дать представление о парных и непарных твердых и мягких согласных звуках; формировать умение распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных.

  • Развивать навыки каллиграфического письма, фонематический слух,

орфографическую зоркость.

  • Обучать правильному обозначению на письме твердых и мягких согласных звуков;

  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Планируемые результаты:

Личностные:
1. Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности.
2. Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму.


Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.


Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1. Осознавать познавательную информацию;
2. Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
3. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
4. Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2 .Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Оборудование: методическое пособие; учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для учащихся в узкую линейку, наглядный материал, карточки, сигнальные карточки, ИКТ.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришел в гости ёжик.

Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да.) Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним.

  1. Минута чистописания.

— С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

— Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

-Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

Ж ж

жизнь Женя

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

— На доске написаны слова :

Река, тюлени, Петя.

Лужа ,окно , вагоны.

— По какому принципу слова разбили на группы?

-Прочитайте слова.

— Как обозначена мягкость согласного на письме?

— Как обозначена твердость согласного на письме?

IV. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы вспомним парные звонкие и глухие мягкие и твердые согласные звуки.

V. Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Работа по учебнику с.83 упр.5

— Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них твердые и мягкие согласные звуки.

— Откройте учебник на стр. 83 и посмотрите упр.5

Давайте произнесем каждую пару звуков.

-Одинаково ли звучат эти звуки?

-Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

-Все ли звуки имеют пару?

-Ребята, посмотрите, в этой таблице есть еще буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь. Для чего они записаны?

2.Первичная проверка понимания.

Работа с сигнальными карточками.

Ребята, наш ёжик хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Молчанка»

— Я буду называть слово, а вы должны будете определить, с какого звука начинается слово: если с мягкого согласного звука, то вы поднимаете сигнальную карточку зеленого цвета, если же слово начинается с твердого согласного звука- поднимаете карточку синего цвета.

Лес, сыр, пена, рак, мел, мир, ток, ряд, лиса, лёд, ком.

Молодцы.

Словарная работа.

А кто не хочет войны? (упр.6, стр.84)Что обозначает слово ребята? (Слово образовалось от слова ребенок. Словом ребята называют детей.)

— Найдите «опасные» места в слове.

— Запишите слово ребята в тетрадь .Обозначьте ударение и подчеркните «опасное» место. Разделите слово для переноса. Определите количество слогов в слове.

3. Усвоение нового материала (определение твердости мягкости согл. звука)

Работа по учебнику с.83 упр.6

Прочитайте стихотворение.

— Определите, какая мысль выражена в этом стихотворении.

— Спишите первое предложение. Подчеркните гласные, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась ,

Улыбнулась , потянулась.

Раз -росой она умылась.

Два -изящно покружилась.

Три нагнулась и присела.

На четыре- улетела.

VI. Закрепление изученного материала

  1. Игра «Живое предложение»

У некоторых детей лежат на парте карточки со словами :

— Поиграем еще в одну игру «Живое предложение». Помните, что первое слово в предложении пишется ….. Определите это слово на одной из карточек.

Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Стоя перед классом они поднимают вверх карточки и показывают остальным учащимся. ( Ребята купались в реке.)

— Сколько слов этом предложении?

— Почему маленькое слово ребята написано с большой буквы?

— Написание какого слова надо запомнить?

— Укажите слово, в котором все согласные мягкие. (реке)

— Запишите по памяти это предложение.

  1. Разминка для ума.

Развивающая игра « Отгадай слово по первой букве рисунка»

hello_html_2b3792cf.jpg

3. Обобщение изученного на уроке.

Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький. А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

— Сколько же парных согласных? (12)

— А теперь построим их парами.

Учитель записывает на доске, а дети

в тетради:

Б В Ж Г Д З

П Ф Ш К Т С

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

— Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)

А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

— Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.

[ п,эсня ]

[ б,ир,оза ]

[ сал,ут ]

— Молодцы, ребята!

VII.Рефлексия.

— У каждого из вас на парте лежат листочки. Я вам буду задавать вопрос, если вы согласны, то ставите знак +, а если не согласны то знак -:

-Комфортно ли вам было на уроке?

-Поняли ли вы тему урока?

-Теперь я имею прочные знания по данной теме.

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя?

б) соседа по парте?

VII.Итог урока

О чем говорили сегодня на уроке?

— Что нового узнали?

— Что было интересно?

— Что было для вас трудным и непонятным?

— Спасибо вам большое за урок, ребята.

infourok.ru

Подберите пары слов которые начинаются с парного по твердости мягкости согласного звука

Согласные звуки имеют собственные фонетические признаки, которые отличают их от гласных. Они связаны с особенностями артикуляции и произношения. Одним из таких признаков является твердость/мягкость.

Как согласные разделяются по твердости и мягкости

По указанному признаку согласные звуки образуют пары, например: [д/д’], [р/р’], [л/л’], [к/к’], [н/н’], [п/п’] и т.д. Однако это происходит не всегда. Есть и такие звуки, которые бывают всегда мягкими или твердыми. Всегда мягкие звуки — это [ч], [щ] и [й], а всегда твердые — [ж], [ш], [ц].

Главная разница между твердыми и мягкими согласными состоит в особенностях их артикуляции. Когда мы хотим произнести мягкий звук, то приближаем язык к нёбу, и между ними образуется узкая щель, через которую проходит воздух. 

Примеры слов с парными по твердости/мягкости согласными

Можно привести следующие примеры слов, которые начинаются с согласных звуков, составляющих пары по мягкости/твердости:

  • [д] — дождь [дОшт’]/[д’] — дикий [д’Ик’ий];
  • [в] — ворон [вОран]/[в’] — ветер [в’Эт’ир];
  • [л] — ладонь [ладОн’]/[л’] — любовь [л’убОф’];
  • [р] — ромашка [рАмашка]/[р’] — рюкзак [р’укзАк];
  • [с] — сарафан [сарафАн]/[с’] — сирень [с’ир’Эн’];
  • [т] — тормоз [тОрмас]/[т’] — телевизор [т’ил’ив’Изар].

Из этих примеров видно, что твердые согласные произносятся в позиции перед гласными звуками [а], [ы], [о], [э], [у], а мягкие — в позиции перед звуками [и] и йотированными [йэ], [йо], [йа], [йу]. Также твердые согласные всегда возникают на конце слова (если там не стоит мягкий знак) или перед другим согласным. Например, в словах «приклад» — [приклАт], «каприз» — [капр’Ис]. Если же после согласного ставится мягкий знак, то он тоже становится мягким. Например: король — [карОл’], окунь — [Окун’].

Особым случаем являются иностранные заимствования. Например, слово «компьютер» — [камп’йУтэр]. Хотя после согласной Т пишется Е, которая должна его смягчать, в реальности этого не происходит и мы продолжаем произносить твердый [т], что не соответствует фонетическому правилу.

vashurok.ru

Урок Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки

1 Организационный

Организация рабочего места

Приветствует детей:

У нас на парте всё в порядке:

Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас звонок!

Проверим готовность к уроку

Называет учебные принадлежности к уроку

Проверяют готовность к уроку.

Карточки пока не трогают

Личностные:

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Правильно идентифицируют себя с позиций школьника.

2.

Актуализация знаний

Здесь зашифрованы слова. Подумайте, как прочитать.

Попробуйте прочитать и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке. (слайд на экране)

(Ключевые слова: парные, непарные)

О каких звуках можно сказать: парные – непарные? Что вы знаете об этом?

Как можно объединить согласные по парности?

(звонкость-глухость, мягкость-твердость).

Какой из признаков – постоянный?

От чего зависит мягкость-твердость согласных?

Назовите всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные.

Организует мыслительные операции. Формулирует задания. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Нацеливает на воспроизведение известных знаний

Высказываются.

Вспоминают известные сведения

Делают вывод о парности согласных.

Выбирают нужные знания на данном уроке.

Предметные (логические):

Осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных ориентиров.

3.

Организация познавательной деятельности

Слайд на экране.

Посмотрите на буквы, они подскажут, с какими парами согласных будем работать на уроке.

Ь Я Е Ё Ю И

О чем говорят эти буквы?

Обсуди с соседом по парте, что объединяет эти буквы?

Сделайте вывод.

Какая буква отличается от других?

Что вы знаете о ней?

После высказывания детей более полно проговаривает тему урока, определяет цель урока.

Предлагает выполнить задание в парах.

Целеполагание :

формулируют тему и цель урока.

В парах обсуждают друг с другом и проговаривают сходство и различие.

Делают вывод.

Предметные: осуществлять поиск информации, подведение под понятие, выделение существенных признаков.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение. Строить понятные высказывания, слушать собеседника

4.

Работа по теме урока

1.Работа по учебнику стр. 83, упр. 5.

Произносите каждую пару звуков. Какие различия при звучании вы заметили?

Определить, какие твердые, а какие мягкие звуки. Одинаково ли они обозначаются на письме.

Найти и назвать звуки, не имеющие пары. Определить их по твердости и мягкости.

2. Прослушиваем электронное приложение к учебнику. Урок 14 «Твердые и мягкие согласные звуки»

3. Стр. 83, упр.5. Для чего в таблице даны гласные буквы?

Какой гласной там нет? Где бы вы ее расположили – справа или слева? Почему?

Организация восприятия и осмысления новой информации: усвоение исходных знаний

Произносят каждую пару звуков. Определяют, одинаково ли они звучат и обозначаются на письме.

Формулируют выводы.

Предметные: воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебной задачи, приводить примеры, в качестве доказательства выдвигаемых положений и выводов.

5.Физминутка

Игра «Звуковая мозаика».(слова с парными согласными и без них)

Прыгаем, если слышим на конце слова парный согласный.

Приседаем, если этой орфограммы нет.

Слова: корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мед, пилот, береза

Проводит физминутку

Выполняют упражнения

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

6.

Первичная проверка понимания

1.Рабочая тетрадь, с.42 упр.1

Прочитайте слова. Какими буквами различается каждая пара слов? (гласными)

А какими звуками различаются? Почему?

Произнесите эти звуки. Раскрасьте схемы нужными цветами. Проверка:

показать синюю карточку, если звук твердый и зеленую, если звук мягкий.

2. Индивидуальная работа (3 ученика) работают по карточкам. Задание: подбери и запиши слова, в которых есть такие звуки:

1 ученик- [c], [c,], [м], [м,],

2 ученик — [н], [н,], [л], [л,],

3 ученик — [р], [р,], [т], [т,].

3.Упр. 6, стр.84

Прочитайте стихотворение.

Определите главную мысль.

Спишите первое предложение, подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного. Какие это будут буквы? Взаимопроверка.

4.Словарная работа

— Кто не хочет войны? (ребята).

— Что обозначает это слово?

(слайд)

— Подберите близкие по значению слова.

— Прочитай слово с ударением.

— Сколько в нем слогов?

— Найдите «опасные» места в слове, объясните.

— Запишите слово, разделив для переноса.

Организует усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и упражняет в ее применении

Читают слова, произносят звуки, раскрашивают схемы.

Читают. Отвечают на вопросы

Работа в парах, обсуждение выполненного задания.

Работают по карточкам.

Один ученик у доски моделирует слово с помощью схемы

Запись слова

Самостоятельная работа в тетради

Предметные: из собственного опыта осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради

kopilkaurokov.ru

Конструкт урока. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости

— Продолжим наблюдать слова из столбиков.

Произнесем слова из второй строки. Мышь. Медуза.

В слове мышь буква м, дает какой звук? (твердый)

А в слове медуза? (мягкий).

Парные ли это согласные? Почему? (обозначаются одной буквой, но дают разный звук).

А как вы думаете, почему одна и та же буква может давать и твердый и мягкий согласный звук? От чего это зависит? (от того, какая буква стоит после согласного).

Например, в слове медуза, какая буква смягчила букву м? (е).

Какие вы ещё знаете буквы, служат для смягчения согласных звуков?

-Хорошо, а для того, чтобы узнать или вспомнить, какие еще буквы смягчают согласные парные звуки, поработаем с учебником.

Откройте учебник на стр. 81.

-Обращаем внимание на 1 упр. Прочитай, пожалуйста, задание. (прочитай выразительно)

-Прочтите стихотворение жужжащим чтением вполголоса.

— Поставьте пальчик н1 ое слово ( на солнышке) приготовились. Начали.

-Теперь, вслух прочитает…

-Понравился ли вам отрывок стихотворения? О чем он? (пришла весна, все изменилось).

-Какие слова у вас вызвали затруднение?

(Капель – падение капель растаявшего снега).

— Давайте объясним написание выделенных букв.

Найдите слово ель. Буква л, какой звук даёт? Дайте характеристику. (согласный, звонкий, мягкий)

Ребята, вы согласны?

-Вы сказали, что л – дает мягкий звук. А какая буква смягчает букву л? Ь.

Для чего служит Ь? Для смягчения.

-Да ребята, на самом деле, не только некоторые гласные смягчают согласные звуки, а также и мягкий знак.

Запишите с новой строки в тетради – слово ель. С большой буквы.

Следующее слово, сосна. С – дает какой звук? (твердый)

Значит какой вывод можно сделать о букве О? Буква о будет смягчать когда-нибудь согласные парные звуки? (нет).

Поставьте запятую после слова ель и напишите слово сосна.

Такую же работу проделать для капель, лес, весна.

Найдите, слово апрель. Какой здесь первый согласный звук? (п). Какой он твердый или мягкий? (твердый).

Какой следующий согласный звук? (р`). Какой он (мягкий). Какая буква смягчает этот звук? (е).

Какой следующий согласный звук? (л`). Какой он? (мягкий)

Какая буква смягчает? (ь).

Вы согласны? (сигнализируют).

Итак, о каких буквах мы уже узнали, которые смягчают согласные звуки? (е, ь).

А о каких звуках, мы уже узнали, которые обозначают твердость согласных звуков? (а, о).

Чтобы узнать какие еще звуки помогают смягчить или показать твердость согласных звуков, выполним 2ое задание.

-Что изображено на картинках?

Произнесем вместе первое слово. Лук

Теперь второе. Люк

Какими звуками они различаются?(л и л`).

Какой из них твердый? А какой мягкий? Это парные или непарные согласные звуки? ( парные). Какая буква показывает твердость звука л? (у)

А какая гласная буква смягчает букву л? (ю)

Вывод: Какие гласные буквы служат для смягчения согласных? (е, ю, ь)

— Давайте сверим наши предположения, прочитав правило.

Откройте страницу 82, найдите правило.

Поставьте пальчик на слово мягкость и внимательно следите. Я прочитаю вам правило.

— Каких букв нет на доске? Назовите. Помещаем на доску. (ё, я, и).

— Как обозначаем мягкость на письме? Посмотрите на стр .82

Прочитаем.

Проведем звукобуквенный анализ слова Лук. Кто хочет выполнить задание у доски, все объясняя?

Выходи. Что нужно сделать сначала? (разделить на слоги)

-Так как у нас один слог, мы не делим

Что будем делать дальше? (под словом лук, запишем буквы л, у, к).

-Чтобы показать, какой звук дает каждая буква, что мы делаем? (открываем квадратную скобочку и пишем звук, который дает буква).

-Если согласная буква дает мягкий звук, как мы ее обозначим?

-Произнеси еще раз. Лук.

Какой первый звук? (л) Этот звук какой? (согласный, твердый, звонкий). Записывай. Вы согласны? (сигнализируют)

-Какой следующий звук? (у) Какой это звук? (гласный, ударный)

-И последний звук? (к) Какой это звук? (согласный, твердый, глухой). Согласны?

Посчитает количество букв? (3 буквы). Сколько звуков (3) Согласны?

Какой первый звук? (л`) Этот звук какой? (согласный, мягкий, звонкий). Записывай. Вы согласны? (сигнализируют)

-Какой следующий звук? (у) Какой это звук? (гласный, ударный)

-И последний звук? (к) Какой это звук? (согласный, твердый, глухой). Согласны?

Посчитает количество букв? (3 буквы). Сколько звуков (3) Согласны?

Итак, что мы повторили, выполняя это упражнение? (мы повторили, звукобуквенный анализ слова, вспомнили , как показывать мягкость согласных звуков.

Физминутка

А сейчас, отдохнем и выполним физминутку. Вставайте.

Раз — руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два — три нагнулись. пол достали

А четыре — прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

Молодцы. Присаживайтесь.

kopilkaurokov.ru

Урок 33. Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки


Урок 33. Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки
Цель: формировать умение распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и произносить мягкие и твёрдые согласные звуки; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний (На доске записано слово машина.)
— Прочитайте слово. Какие слова можно составить из букв слова машина?
— Составьте слова, запишите. (Например: шина, мина, Маша, Миша, наша, ниша.)
— Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
— Эти буквы парные или непарные по твёрдости-мягкости?
— Какая буква обозначает непарный твёрдый согласный звук?
— Какие гласные указывают на мягкость предшествующего согласного звука?
Сегодня на уроке мы продолжим изучать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Работа по теме урока
Работа по учебнику. Упр. 8 (с. 85).
— Прочитайте.
— Произнесите согласный звук, который обозначен буквой Л.
— Назовите слова, в которых буква Л обозначает твёрдый согласный звук.
— Назовите слова, в которых буква Л обозначает мягкий согласный звук.
— Выполните задания.
Упр. 9 (с. 85).
— Прочитайте.
— Найдите слова с пропущенными буквами.
— Подумайте, какие буквы пропущены. Объясните.
— Какие звуки обозначают эти буквы? Произнесите их.
— Объясните написание ударных слогов в словах сказала и хозяйка.
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны
Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели. (Сесть на место.)
Закрепление изученного материала
Работа но учебнику. Упр. 10 (с. 86).
— Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, как его нужно читать.
— Прочитайте выразительно.
— Выполните задание.
Рефлексия («Проверь себя» (с. 86). Самостоятельное выполнение.)
— Легко ли вам было выполнять задание?
— Кому было трудно?
— Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
— Какую тему мы изучали?
— Какие задания вызвали затруднения?

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *