Большая школа: Парные согласные
Парные звуки согласныеБывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
Чтобы знать очень хорошо орфограмму нужно:
1.Знать парные по звонкости — глухости согласные:
Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш.
2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных — это «опасное место» (орфограмма парных согласных). (снег, мост.)
Если корень заканчивается на другой согласный — это не орфограмма! (мел, сон.)
Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.
ПРАВИЛО:
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо
Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:
Снег — снега, снеговик;
мороз — морозище, морозный.
Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне —смотрит. Парный согласный находится в окончании.
Мы работаем с орфограммами в корне!
Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берёзка.
Услышав два глухих согласных подряд (берё
ИТОГ:
-Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в«слабой позиции»:
1)в конце слова (чиж)
2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лёгкий).
«Сильная позиция» согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.
-Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный, требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень, парный согласныйподчеркнуть одной чертой, а букву за ним — двумя чертами.
Заполните форму по данной орфограмме
polev-15.blogspot.com
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Орг.момент |
|
Дети готовятся к уроку. | Регулятивные: – волевая саморегуляция Личностные: – смыслообразоание (Я должен посмотреть…) |
Актуализация знаний | Прочитайте слова:
– Что вы о них можете сказать? Правописание парных согласных на конце слов. – Какие задачи вы поставите себе на урок
|
Дети читают слова, проговаривают
правило и называют алгоритм работы с парным
согласным в слове. Алгоритм 1. Прочитать слово |
Познавательные: – общеучебные умения структурировать знания. Логические: – анализ, сравнение, синтез. – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Минутка чистописания | – Посмотрите на данный узор и
догадайтесь, какую букву мы будем писать? – Верно. Букву Пп
– Молодцы, ребята. |
Дети прописывают буквы и следят за каллиграфией написания букв и оценивают себя. | – общеучебные умения структурировать знания. Логические: – анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: – контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Словарная работа (Приложение 3) | – Как вы понимаете слово вдруг? Подберите
синоним к слову вдруг. Что такое синонимы? Кто в
лесу глухом живёт? Неожиданно, внезапно. (Вдруг) Промышленное предприятие с механизированными процессами производства. (Завод) Население государства, жители страны; люди. (Народ) Замечательный художник |
Дети отвечают на вопрос учителя. Настя проводит словарную работу с детьми. Самопроверка |
Регулятивные: – контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Работа по развитию речи | Вдруг ударил сильный мороз. Мороз (какой?) сильный Ударил (как?) вдруг |
Ученик записывает предложение на доске дети проверяют у себя в тетрадях – взаимопроверка | Познавательные: – умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
Физминутка | Сугроб, мел. моль, мороз, день, холод, зуб, дуб. Оля, варежка. |
Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
|
Работа по учебнику | Откройте учебник и найдите упражнение
№ 38. Прочитайте задание. Это задание мы будем
выполнять, работая в группе. Давайте разойдёмся
на группы. прежде чем приступить к работе в
группе давайте вспомним правила работы в группе.
– Я вам дам небольшую подсказку. Вам нужно
определить о ком вы будете составлять
предложение, предстоит найти и выбрать
материал по своему заданию. Рассказать ребятам. Проверьте свои предложения. Так ли вы выполнили? Оцените себя. «5» – нет ошибок Морж добывает себе пищу на морском дне. |
Дети рассаживаются по группам,
повторяют правила работы в группе и выполняют
задание.
Защита каждой группы. Запись предложений в тетрадь. Самопроверка. |
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Познавательные: – поиск и выделение необходимой информации – смысловое чтение – построение логической цепи рассуждения Логические: – анализ, сравнение, синтез. |
Рефлексия | – Что вы узнали на сегодняшнем уроке? – За что вы похвалили бы себя? – Что вам больше всего понравилось на уроке?
|
Дети подводят итог своей работе: выводят общую оценку за урок, подводят рефлексию. | Познавательные: – умение структурировать знания – оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: – волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Домашнее задание | Стр. 25 упр. 41 | Запись домашнего задания в дневник | Регулятивные: – волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
urok.1sept.ru
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Проверочная работа «Парные согласные в корне слова»
Ф. И.__________________________________________________
Проверочная работа по теме: «Парные согласные в корне слова»
- Соедини линиями согласные буквы, парные по звонкости-глухости.
Подчеркните буквы, которые пары не имеют.
з Д л Б Ж Щ В г Напиши пары согласных букв:
ш х т п Ц с К ч Ф _______________________________
- Вставь пропущенный парный согласный. Устно подбирай проверочное слово:
Шокола…ка для сосе…ки, вхо… на пля…, биле… на концер…, перча…ка в карма…ке, но…ки в сапо…ках, реди..ска на гря…ке, ремон… доро.., тра…ка для коро…ки, медве…ь в кле…ке, лё..кий завтра.., хвос… куку…ки, биле… на поез…, сла…кий анана.., мё… на блю…це.
- Исправь ошибки в стихах Незнайки.
Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд
Шоколат и мармелат. И из персикоф компод
А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,
И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.
Слышу: Проверяю: Пишу:
Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка
селё [ ]ка _________ _____________
сала[ ]ки __________ ______________
улы[ ]ка __________ ______________
лё[ ]кий __________ ______________
крова[ ]ка __________ ______________
ко[ ]ти __________ ______________
Вставь пропущенные буквы, в скобках припиши проверочное слово:
Ночью выпал сне… (__________). Ударил моро… (___________).
Кре…кий (___________) лё…(________) на реке. Чей сле…(_________) на
снегу? Это пробежал вол… (__________). Под елью ни…кая (__________)
берлога. Там спит медве…ь (_____________).
Вставь пропущенные буквы, в скобках припиши проверочное слово:
Ночью выпал сне… (__________). Ударил моро… (___________).
Кре…кий (___________) лё…(________) на реке. Чей сле…(_________) на
снегу? Это пробежал вол… (__________). Под елью ни…кая (__________)
берлога. Там спит медве…ь (_____________).
nsportal.ru
Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему: Проверочная работа по теме «Парные по звонкости и глухости согласные звуки»
Проверочная работа по теме
«Парные по звонкости и глухости согласные звуки»
1 вариант
Ф.И. ______________________________________________
1. Запиши парные по звонкости-глухости согласные буквы
Б — __ Г — __ __ — С __ — Ф Ж — __ __ — __
2. Вставь пропущенные буквы, рядом с каждым словом запиши проверочное.
арбу … – __________________ морко …ь – __________________
заво … – ___________________ ду … – _____________________
гара … – ___________________ ска…ка — ____________________
3*.Составь из букв слова – названия животных и запиши их.
Среди слов-отгадок найди те, в которых есть орфограмма «парные по звонкости и глухости согласные звуки»
бреза — ______________ бервдюл — ____________________
калеб — ______________ шкоак — ___________________
нельо — ______________ шалодь — __________________
4. Составь из слов предложение. Подчеркни грамматическую основу.
по, тропке, бежала, узкой, лисичка, пушистая
______________________________________________________________________________________________________________________
5. Найди в словах ошибки, справь их.
зупки, реский, снежки, трубка, дорошка, хлеб, мягкий, тетрать
Проверочная работа по теме
«Парные по звонкости и глухости согласные звуки»
2 вариант
Ф.И. ______________________________________________
1. Запиши парные по звонкости-глухости согласные буквы
В — __ Б — __ __ — С __ — К Ж — __ __ — __
2. Вставь пропущенные буквы, рядом с каждым словом запиши проверочное.
огоро … – ___________________ стри… – ___________________
сле… – ______________________ тетра…ь – __________________
гла … – _____________________ кра…ка — ____________________
3*.Составь из букв слова – названия животных и запиши их.
Среди слов-отгадок найди те, в которых есть орфограмма «парные по звонкости и глухости согласные звуки»
роносог — ______________ бакан — ____________________
калеб — ______________ шкоак — ___________________
нельо — ______________ шалодь — __________________
4. Составь из слов предложение. Подчеркни грамматическую основу.
на, травке, сидела, мягкой, бабочка, чудесная
______________________________________________________________________________________________________________________
5. Найди в словах ошибки, справь их.
снежки, уский, шубки, дорошка, зупки, лёгкий, моркофь, столб
nsportal.ru