Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным, с. 52 – 55
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Ответы к стр. 52 – 55
1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.
дуб/ — дуб/ы — дуб/ки — дуб/овый
суп/ — суп/ы — суп/чик — суп/овóй
• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.
• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.
2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:
Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.
формы одного слова однокоренные слова
х х
морж — моржи́ берёза — берёзка
х х
шарф — шáрфы шубка — шуба
х х
клюв — клю́вы морковь — морковный
х х
круг — круги́ дубы́ — дубки́.
• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.
3∗. Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.
[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].
[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.
[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.
[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.
4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Если встретится хоть раз
На дороге дикобраз,
По колючкам сразу
Узнаешь дикобрáза.
(В. Степанов)
• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.
5∗. Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.
Сказка (сказочка, сказочник, присказка).
Сладкий (слáденький, слáдко, слáдость).
Лёгкий (лёгонький, лёгкость, легкó, легóнько).
• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4. Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.
6∗. Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.
бро[ф’] бровь штра[ф] штраф
фла[к] флаг уро[к] урок
ёр[ш] ёрш ё[ш] ёж
ука[с]ка указка кра[с]ка краска
кро[т] крот наро[т] народ
кно[п]ка кнопка ры[п]ка рыбка
• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.
флаг — флаги, народ — народы
7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.
город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики
8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.
утюг чашка ложка юбка
• Составь и запиши предложение с любым словом.
Мама держала в руках красивую чашку.
9∗. Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.
Гололёд
[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась кре
• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.
мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький
• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”
На снегу образовалась крепкая ледяная корка.
10∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.
Зимний день
Хорош зимний денёк. На земле лежит мяг
• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.
Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы
Ответы по русскому языку. 2 класс
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | — Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Спинки держим ровно. — Ребята, давайте выполним небольшое задание. — Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов. Су[п]-зу[б, п] Го[д, т]-ро[т] Кру[г, к]-зву[к] Рука[в, ф]-шка[ф] Гара[ж, ш]-шала[ш] Моро[з, с]-вопро[с] Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь — А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке. — Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите. — Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? — Догадались, какая тема нашего урока? — Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? | Выполняют задание Читают пары слов
Отвечать на вопросы — Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш] — Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук — Тема нашего урока: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». — Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме. | Р: планирование П: анализ объектов с целью выделения признаков Выдвижение гипотез и их обоснование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: целеполагание, планирование | 4. | Открытие детьми нового знания Практический: учебный диалог Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | — Давайте обратимся к учебнику на странице 19. — Кто прочитает нам правило? — Хорошо. Так, значит, какие есть способы проверки парного согласного на конце слова? — Ребята, а что такое однокоренные слова? — А формы слова? — Молодцы, ребята. — Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все. На болоте две подружки, (основная стойка) Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания) Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину)) Ножками топали, (ходьба на месте) Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши) Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево) И обратно возвращались. И тихонечко сели на свои места. | Читают правило — Существуют способы проверки парного согласного на конце слова: 1. изменить форму слова 2. подобрать однокоренные слова — Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень. — Формы слова – это изменение одного и того же слова. Повторяют движения за учителем | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 5. | Первичное закрепление Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | — А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его. — Кто прочитает нам задание? — Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные? — Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках. 1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. -Хорошо, спасибо. Отметка… — А кто запишет и объяснит слова под цифрой 2? 2. Городок, загородный, город, городки. — Молодец. Отметка… — Ну и под цифрой 3. 3. Резать, резчик, резьба, резной. — Отлично. Отметка… — Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой? — Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять. — Отлично, ребята, вы справились с этим заданием. | Выполняют упражнение Читают задание Работают у доски — Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб». — В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город». — В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать». Выполняют задание — Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным. Выполняют задание | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: доказательство | 6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16. А выполнять мы будем его в парах. — Кто прочитает нам задание? — Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова. — Итак, приступим. Б?П? Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий. — Какую букву вставим в первое слово? — Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах. — Какая пара поработает со второй строкой? Г?К? Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий. — Молодцы. Какая пара отвечает? В?Ф? Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв. — Отлично. Работам дальше. Следующая пара работает. Д?Т? Йод, взгляд, клетка, загадка, крот. — Молодцы. Работаем дальше. Ж?Ш? Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка. — Хорошо. И последняя строка. З?С? Груз, соус, салазки, маска, сказка. — Отлично. Давайте немного разомнёмся. Замок (Пальцы в замочек, слегка покачивать «замочком» вперед назад.) На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? (Повертеть «замочком».) Мы замочком повертели, (Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.) Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.) Мы замочком постучали, (Показать ладошки.) Постучали, и открыли! | Выполняют задание — Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок) — В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б. (айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок) (острова, жирафы, кофта — словарное слово, ловок, клювы) (йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты) (чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек) (груза, соусы, салазок, масок, сказок) Выполнять упражнения Повторяют упражнения за учителем | К: управление поведением партнёра К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство П: выдвижение гипотез и их обоснование | 7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 7 мин | Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20. — Кто прочитает нам задание? — Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова? — Отлично. Приступим к выполнению задания. — Кто прочитает слова под цифрой 1? 1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы. — Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? — Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2. 2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес). — А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова? — Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы. — В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова? — Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова? — Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять. | Выполняют задание Читают задание Читает слова — Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных Читает слова — В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза» — Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным — Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает. — В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. | П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование | 8. | Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания | 5 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33. — Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова. — Всем понятно задание? — Учебник: стр. 19, правило выучить. – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. – Над какой темой мы работали? — А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? – Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным? – Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось? — А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и количество. – Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Записывают домашнее задание — Мы работали над темой: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». Я считаю, что цели урока были достигнуты. — Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции Выполняют задание Дополняют фразы | Р: оценка Р: оценка, контроль П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | — Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа». Спинки держим ровно. — Ребята, давайте выполним небольшое задание. — Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов. Су[п]-зу[б, п] Го[д, т]-ро[т] Кру[г, к]-зву[к] Рука[в, ф]-шка[ф] Гара[ж, ш]-шала[ш] Моро[з, с]-вопро[с] Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь — А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке. — Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите. — Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? — Догадались, какая тема нашего урока? — Какие цели мы поставим перед собой на этот урок? | Выполняют задание Читают пары слов
Отвечать на вопросы — Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш] — Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук — Тема нашего урока: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». — Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме. | Р: планирование П: анализ объектов с целью выделения признаков Выдвижение гипотез и их обоснование К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: целеполагание, планирование | 4. | Открытие детьми нового знания Практический: учебный диалог Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | — Давайте обратимся к учебнику на странице 19. — Кто прочитает нам правило? — Хорошо. Так, значит, какие есть способы проверки парного согласного на конце слова? — Ребята, а что такое однокоренные слова? — А формы слова? — Молодцы, ребята. — Сейчас мы с вами немного отдохнём. Встаём все. На болоте две подружки, (основная стойка) Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания) Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину)) Ножками топали, (ходьба на месте) Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши) Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево) И обратно возвращались. И тихонечко сели на свои места. | Читают правило — Существуют способы проверки парного согласного на конце слова: 1. изменить форму слова 2. подобрать однокоренные слова — Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень. — Формы слова – это изменение одного и того же слова. Повторяют движения за учителем | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 5. | Первичное закрепление Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 5 мин | — А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его. — Кто прочитает нам задание? — Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные? — Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках. 1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы. -Хорошо, спасибо. Отметка… — А кто запишет и объяснит слова под цифрой 2? 2. Городок, загородный, город, городки. — Молодец. Отметка… — Ну и под цифрой 3. 3. Резать, резчик, резьба, резной. — Отлично. Отметка… — Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой? — Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять. — Отлично, ребята, вы справились с этим заданием. | Выполняют упражнение Читают задание Работают у доски — Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб». — В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город». — В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать». Выполняют задание — Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным. Выполняют задание | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: доказательство | 6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение физических упражнений | 7 мин | Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16. А выполнять мы будем его в парах. — Кто прочитает нам задание? — Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова. — Итак, приступим. Б?П? Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий. — Какую букву вставим в первое слово? — Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах. — Какая пара поработает со второй строкой? Г?К? Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий. — Молодцы. Какая пара отвечает? В?Ф? Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв. — Отлично. Работам дальше. Следующая пара работает. Д?Т? Йод, взгляд, клетка, загадка, крот. — Молодцы. Работаем дальше. Ж?Ш? Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка. — Хорошо. И последняя строка. З?С? Груз, соус, салазки, маска, сказка. — Отлично. Давайте немного разомнёмся. Замок (Пальцы в замочек, слегка покачивать «замочком» вперед назад.) На дверях висит замок. Кто его открыть бы смог? (Повертеть «замочком».) Мы замочком повертели, (Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.) Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.) Мы замочком постучали, (Показать ладошки.) Постучали, и открыли! | Выполняют задание — Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок) — В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б. (айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок) (острова, жирафы, кофта — словарное слово, ловок, клювы) (йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты) (чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек) (груза, соусы, салазок, масок, сказок) Выполнять упражнения Повторяют упражнения за учителем | К: управление поведением партнёра К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство П: выдвижение гипотез и их обоснование | 7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог | 7 мин | Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20. — Кто прочитает нам задание? — Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова? — Отлично. Приступим к выполнению задания. — Кто прочитает слова под цифрой 1? 1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы. — Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова? — Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2. 2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес). — А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова? — Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы. — В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова? — Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова? — Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять. | Выполняют задание Читают задание Читает слова — Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных Читает слова — В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза» — Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным — Это слова: (много) берёз, берёзка. А в остальных словах совпадает. — В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой. | П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование | 8. | Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания | 5 мин | А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33. — Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова. — Всем понятно задание? — Учебник: стр. 19, правило выучить. – Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. – Над какой темой мы работали? — А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? – Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным? – Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось? — А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и количество. – Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Записывают домашнее задание — Мы работали над темой: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». Я считаю, что цели урока были достигнуты. — Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции Выполняют задание Дополняют фразы | Р: оценка Р: оценка, контроль П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
К данным словам допиши слова,начинающиеся с парного по звонкости-глухости согласного звука: вечер,бантик,дождь,гора,жара,забота,плащ,фрукты,собака,шелест,картина,театр
Согласные звонкие и глухие
Согласные звуки относятся к звонким или глухим в зависимости от способа образования: если голосовые связки в работе, то получается звонкий согласный, состоящий из голоса и шума; а если голосовые связки не работают и есть только шум — глухой согласный. Большинство согласных имеют звонкую или глухую пару, всего существует одиннадцать таких пар, но есть согласные, которые не имеют пары.
- Парные звонкие: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’];
- парные глухие: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’];
- непарные: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’], [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Подбор слов с парными согласными
Подбирая слова, в которых один согласный звук меняется на парный ему другой, следует полностью соблюдать парность согласных, то есть: если, например, слово начинается с глухого мягкого согласного, то подбираемое слово должно начинаться со звонкого мягкого согласного и наоборот.
В[в’]ечер — ф[ф’]иалка, б[б]антик — п[п]анты, д[д]ождь — т[т]ождество, г[г]ора — к[к]ора, ж[ж]ара — ш[ш]арик, з[з]абота — с[с]абля, п[п]лащ — б[б]лажь, ф[ф]рукты — в[в]рун, с[с]обака — з[з]абава, ш[ш]елест — ж[ж]елезо, к[к]артина — г[г]ардина, т[т’]еатр — д[д’]екабрь.
Подбор подобных пар слов нужно делать осознанно. Если согласный стоит перед гласным, то он в сильной позиции. Обращать внимание необходимо на случаи, когда начальный согласный звук стоит перед другим, потому что глухой согласный, стоя перед звонким, может измениться на парный звонкий, например, сд[зд’]елать; а звонкий согласный, стоя перед глухим, может стать глухим, например, вт[фт]улка.
Смыслоразличительная функция
Парные по звонкости — глухости согласные помогают различить на слух слова тогда, когда все другие звуки совпадают, то есть выполняют смыслоразличительную функцию. Например: жар [жар]— шар [шар], дом [дом]— том [том], колос [колас] — голос [голас], гора [гара] — кора [кара], бочка [боч’ка] — почка [поч’ка], дочка [доч’ка] — точка [точ’ка], зуб [зуп] — суп [суп]. Мы различаем эти слова лишь благодаря разному способу образования одного из согласных звуков.