Парные по звонкости глухости согласные перед другими согласными – Методическая разработка по русскому языку (3 класс): Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Содержание

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным, с. 52 – 55

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С. 

ГДЗ, ответы. Проверочные работы по русскому языку Канакина, Щёголева 2 класс


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Ответы к стр. 52 – 55

1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.

дуб/ — дуб/ы — дуб/ки — дуб/овый
суп/суп/ы — суп/чик — суп/овóй

• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.

• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.

2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:

Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.

формы одного слова    однокоренные слова

                х                       х
морж — моржи́             берёза — берёзка
                 х                                   х
шарф — шáрфы            шубка — шуба
                х                                         х
клюв — клю́вы            морковь — морковный
              х                      х
круг — круги́               дубы́ — дубки́.

• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.

• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х.

3. Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].

[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.

[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.

[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Если встретится хоть раз
На дороге дикобраз,
По колючкам сразу
Узнаешь дикобрáза. 

(В. Степанов)

• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.

5. Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.

Сказка (сказочка, сказочник, присказка).
Сладкий (слáденький, слáдко, слáдость).
Крепкий (крéпко, скрéпка, крепи́ть, закрепи́ть).
Лёгкий (лёгонький, лёгкость, легкó, легóнько).

• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4. Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.

6. Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.

бро[ф’] бровь          штра[ф] штраф
фла[к] фла

г             уро[к] урок
ёр[ш] ёрш                ё[ш] ёж
ука[с]ка указка        кра[с]ка краска
кро[т] крот               наро[т] народ
кно[п]ка кнопка       ры[п]ка рыбка

• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.

флаг — флаги, народ — народы

7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.

город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики

8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

утюг      чашка      ложка       юбка

• Составь и запиши предложение с любым словом.

Мама держала в руках красивую чашку.

9. Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

Гололёд 

[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.

мороз

 — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький

• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”

На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.

Зимний день

Хорош зимний денёк. На земле лежит мягкий снег. Летят лёгкие снежинки. На катке гладкий лёд. Мальчикам весело. Быстро скользят коньки по льду. Девочки идут по дорожке к берёзке. На ветках си

дели синички. Дети положили в кормушку хлеб и пшено. Птицы были рады.

• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Ответы по русскому языку. 2 класс

Методическая разработка по русскому языку (3 класс): Методическая разработка к уроку русского языка по теме : Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

— Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Спинки держим ровно.

— Ребята, давайте выполним небольшое задание.

— Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов.

Су[п]-зу[б, п]

Го[д, т]-ро[т]

Кру[г, к]-зву[к]

Рука[в, ф]-шка[ф]

Гара[ж, ш]-шала[ш]

Моро[з, с]-вопро[с]

Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь

— А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

— Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.

— Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?

— Догадались, какая тема нашего урока?

— Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

Выполняют  задание

Читают пары слов

                

 

Отвечать на вопросы

— Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш]

— Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук

— Тема нашего урока: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным».

— Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме.

Р: планирование

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: целеполагание,

планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Практический: учебный диалог

Практический: выполнение физических упражнений

7 мин

— Давайте обратимся к учебнику на странице 19.

— Кто прочитает нам правило?

— Хорошо. Так, значит,  какие есть способы проверки парного согласного на конце слова?

— Ребята, а что такое однокоренные слова?

— А формы слова?

— Молодцы, ребята.

— Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Читают правило

— Существуют способы проверки парного согласного на конце слова:

1. изменить форму слова

2. подобрать однокоренные слова

— Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень.

— Формы слова –  это изменение одного и того же слова.

Повторяют движения за учителем

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный  диалог

5 мин

— А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его.

— Кто прочитает нам задание?

— Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные?

— Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках.

1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы.

-Хорошо, спасибо. Отметка…

— А кто запишет  и объяснит слова под цифрой 2?

2. Городок, загородный, город, городки.

— Молодец. Отметка…

— Ну и под цифрой 3.

3. Резать, резчик, резьба, резной.

— Отлично. Отметка…

— Когда звучание парного по  глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?

— Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

— Отлично, ребята, вы справились с этим заданием.

Выполняют упражнение

Читают задание

Работают у доски

— Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень  «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб».

— В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город».

— В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать».

Выполняют задание

— Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным.

Выполняют задание

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение физических упражнений

7 мин

Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16.

А выполнять мы будем его в парах.

— Кто прочитает нам задание?

— Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

— Итак, приступим.

Б?П?

Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.

— Какую букву вставим в первое слово?

— Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах.

— Какая пара поработает со второй строкой?

Г?К?

Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.

— Молодцы. Какая пара отвечает?

В?Ф?

Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.

— Отлично. Работам дальше. Следующая пара  работает.

Д?Т?

Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.

— Молодцы. Работаем дальше.

Ж?Ш?

Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.

— Хорошо. И последняя строка.

З?С?

Груз, соус, салазки, маска, сказка.

— Отлично.

Давайте немного разомнёмся.

Замок

(Пальцы в замочек, слегка покачивать «замочком» вперед назад.)

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Повертеть «замочком».)

Мы замочком повертели,

(Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Показать ладошки.)

Постучали, и открыли!

Выполняют задание

— Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок)

— В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б.

(айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок)

(острова, жирафы, кофта — словарное слово, ловок, клювы)

(йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты)

(чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек)

(груза, соусы, салазок, масок, сказок)

Выполнять упражнения

Повторяют упражнения за учителем

К: управление поведением партнёра

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

П: выдвижение гипотез и их обоснование

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

7 мин

Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20.

— Кто прочитает нам задание?

— Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова?

— Отлично. Приступим к выполнению задания.

— Кто прочитает слова под цифрой 1?

1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.

— Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова?

— Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2.

2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес).

— А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова?

— Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы.

— В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова?

— Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова?

— Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

Выполняют задание

Читают задание

Читает слова

— Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных

Читает слова

— В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза»

— Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным

— Это слова: (много) берёз, берёзка.

А в остальных словах совпадает.

— В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

5 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33.

— Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова.

— Всем понятно задание?

—  Учебник: стр. 19, правило выучить.

– Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

– Над какой темой мы работали?

— А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

– Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным?

– Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

— А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и  количество.

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

— Мы работали над темой: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». Я считаю, что цели урока были достигнуты.

— Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции

Выполняют задание

Дополняют фразы

Р: оценка

Р: оценка, контроль

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

План-конспект урока по русскому языку (2 класс): Конспект урока «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным» («Школа России», 2 класс)

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

5 мин

— Ребята, откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

Спинки держим ровно.

— Ребята, давайте выполним небольшое задание.

— Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Давайте прочитаем пары слов.

Су[п]-зу[б, п]

Го[д, т]-ро[т]

Кру[г, к]-зву[к]

Рука[в, ф]-шка[ф]

Гара[ж, ш]-шала[ш]

Моро[з, с]-вопро[с]

Изморо[з,с]ь-изморо[с]ь

— А сейчас я попрошу вас ответить мне на вопросы. Но спрашивать я буду только тех, кто не выкрикивает. Отвечаем полным ответом по поднятой руке.

— Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.

— Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова?

— Догадались, какая тема нашего урока?

— Какие цели мы поставим перед собой на этот урок?

Выполняют  задание

Читают пары слов

                

 

Отвечать на вопросы

— Выделенными буквами в каждой паре слов обозначены звуки: [п], [т], [к], [ф], [ш], [ш]

— Нет, мы не можем на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук

— Тема нашего урока: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным».

— Мы будем находить слова с парными согласными, подбирать проверочные слова, правильно оформлять их на письме.

Р: планирование

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

К: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р: целеполагание,

планирование

4.

Открытие детьми нового знания

Практический: учебный диалог

Практический: выполнение физических упражнений

7 мин

— Давайте обратимся к учебнику на странице 19.

— Кто прочитает нам правило?

— Хорошо. Так, значит,  какие есть способы проверки парного согласного на конце слова?

— Ребята, а что такое однокоренные слова?

— А формы слова?

— Молодцы, ребята.

— Сейчас мы  с вами немного отдохнём. Встаём все.

На болоте две подружки, (основная стойка)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (имитируют процесс умывания)

Полотенцем растирались. (имитируют процесс растирания — правую и левую руки согнуть в локтях и отвести слегка назад (за спину))

Ножками топали, (ходьба на месте)

Ручками хлопали. (дети хлопают в ладоши)

Вправо, влево наклонялись. (наклон вправо, наклон влево)

И обратно возвращались.

И тихонечко сели на свои места.

Читают правило

— Существуют способы проверки парного согласного на конце слова:

1. изменить форму слова

2. подобрать однокоренные слова

— Однокоренные слова – это слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковые корень.

— Формы слова –  это изменение одного и того же слова.

Повторяют движения за учителем

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный  диалог

5 мин

— А сейчас давайте выполним упражнение. Откройте упражнение 30 на странице 19. Начнём выполнять его.

— Кто прочитает нам задание?

— Кто пойдёт к доске, запишет слова под цифрой 1 и докажет, что они родственные?

— Укажи звуки, которые обозначают выделенные буквы, над словами в квадратных скобках.

1. Хлебушек, хлебный, хлеб, хлебцы.

-Хорошо, спасибо. Отметка…

— А кто запишет  и объяснит слова под цифрой 2?

2. Городок, загородный, город, городки.

— Молодец. Отметка…

— Ну и под цифрой 3.

3. Резать, резчик, резьба, резной.

— Отлично. Отметка…

— Когда звучание парного по  глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?

— Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

— Отлично, ребята, вы справились с этим заданием.

Выполняют упражнение

Читают задание

Работают у доски

— Все слова в данном ряду являются родственными, потому что имеют общий корень  «хлеб» и по смыслу связаны со словом «хлеб».

— В этом ряду тоже все слова родственные, потому что имеют общий корень «город» и по смыслу связаны со словом «город».

— В третьем ряду все слова родственные, т.к. имеют общий корень «рез» и по смыслу связаны со словом «резать».

Выполняют задание

— Звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой на конце слова или в корне перед другим парным согласным.

Выполняют задание

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: доказательство

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение физических упражнений

7 мин

Давайте откроем рабочую тетрадь и выполним упражнение 32 на странице 16.

А выполнять мы будем его в парах.

— Кто прочитает нам задание?

— Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

— Итак, приступим.

Б?П?

Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.

— Какую букву вставим в первое слово?

— Хорошо, дальше самостоятельно, вы можете совещаться в парах.

— Какая пара поработает со второй строкой?

Г?К?

Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.

— Молодцы. Какая пара отвечает?

В?Ф?

Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.

— Отлично. Работам дальше. Следующая пара  работает.

Д?Т?

Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.

— Молодцы. Работаем дальше.

Ж?Ш?

Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.

— Хорошо. И последняя строка.

З?С?

Груз, соус, салазки, маска, сказка.

— Отлично.

Давайте немного разомнёмся.

Замок

(Пальцы в замочек, слегка покачивать «замочком» вперед назад.)

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

(Повертеть «замочком».)

Мы замочком повертели,

(Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Показать ладошки.)

Постучали, и открыли!

Выполняют задание

— Проверочные слова (дубы, шурупы, ошибочка, кнопочка, гибок)

— В первое слово вставим букву б, проверочное слово – дубы. Пишу букву б.

(айсберги, цирковой, лёгок, юга, мягок)

(острова, жирафы, кофта — словарное слово, ловок, клювы)

(йода, взгляды, клетки, загадочка, кроты)

(чижи, варежек, ерша, лягушек, книжек)

(груза, соусы, салазок, масок, сказок)

Выполнять упражнения

Повторяют упражнения за учителем

К: управление поведением партнёра

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: доказательство

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

П: выдвижение гипотез и их обоснование

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

7 мин

Резерв. Давайте снова обратимся к учебнику и выполним задание 31 на странице 20.

— Кто прочитает нам задание?

— Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой – родственные (однокоренные) слова?

— Отлично. Приступим к выполнению задания.

— Кто прочитает слова под цифрой 1?

1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.

— Так, а как ты думаешь, это формы одного и того же слова или это однокоренные слова?

— Отлично. Теперь прочитаем слова под цифрой 2.

2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк (берёзовый лес).

— А в этой строке какие у нас слова? Формы одного и того же слова или однокоренные слова?

— Хорошо. Теперь ответьте мне на вопросы.

— В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких – совпадает: перед гласным звуком? Перед непарным звонким согласным звуком [н]? Перед другим парным согласным? На конце слова?

— Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости звук в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова?

— Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

Выполняют задание

Читают задание

Читает слова

— Я думаю, что это формы одного и того же слова, потому что изменяются только окончания существительных

Читает слова

— В этой строке перечислены однокоренные слова, потому что они имеют общий корень «берёз» и все связаны по смыслу со словом «берёза»

— Звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, когда стоит на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным

— Это слова: (много) берёз, берёзка.

А в остальных словах совпадает.

— В одинаковой части в корне одного итого же слова и в однокоренных словах парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой.

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог 

Практический: выполнение задания

5 мин

А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь: стр. 16, упр. 33.

— Все нашли это упражнение? В упражнение вам надо будет прочитать предложения и вставить пропущенные буквы в слова.

— Всем понятно задание?

—  Учебник: стр. 19, правило выучить.

– Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

– Над какой темой мы работали?

— А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока?

– Как проверить согласную букву на конце слова или перед согласным?

– Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

— А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите мне свою фамилию и  количество.

–  Ребята, перед вами фразы, которые вам необходимо дополнить.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Записывают домашнее задание

— Мы работали над темой: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным». Я считаю, что цели урока были достигнуты.

— Чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренные слова, чтобы согласный оказался в сильной позиции

Выполняют задание

Дополняют фразы

Р: оценка

Р: оценка, контроль

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К данным словам допиши слова,начинающиеся с парного по звонкости-глухости согласного звука: вечер,бантик,дождь,гора,жара,забота,плащ,фрукты,собака,шелест,картина,театр

Согласные звонкие и глухие 

    Согласные звуки относятся к звонким или глухим в зависимости от способа образования: если голосовые связки в работе, то получается звонкий согласный, состоящий из голоса и шума; а если голосовые связки не работают и есть только шум — глухой согласный. Большинство согласных имеют звонкую или глухую пару, всего существует одиннадцать таких пар, но есть согласные, которые не имеют пары.

  1. Парные звонкие: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’];
  2. парные глухие:  [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’];
  3. непарные: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’], [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].  

Подбор слов с парными согласными

        Подбирая слова, в которых один согласный звук меняется на парный ему другой, следует полностью соблюдать парность согласных, то есть: если, например, слово начинается с глухого мягкого согласного, то подбираемое слово должно начинаться со звонкого мягкого согласного и наоборот.

    В[в’]ечер — ф[ф’]иалка, б[б]антик — п[п]анты, д[д]ождь — т[т]ождество, г[г]ора — к[к]ора, ж[ж]ара — ш[ш]арик, з[з]абота — с[с]абля, п[п]лащ — б[б]лажь, ф[ф]рукты — в[в]рун, с[с]обака — з[з]абава, ш[ш]елест — ж[ж]елезо, к[к]артина — г[г]ардина, т[т’]еатр — д[д’]екабрь.

      Подбор подобных пар слов  нужно делать осознанно. Если согласный стоит перед гласным, то он в сильной позиции. Обращать внимание необходимо на случаи, когда начальный согласный звук стоит перед другим, потому что глухой согласный, стоя перед звонким, может измениться на парный звонкий, например, сд[зд’]елать; а звонкий согласный, стоя перед глухим, может стать глухим, например, вт[фт]улка.

Смыслоразличительная функция 

      Парные по звонкости — глухости согласные помогают различить на слух слова тогда, когда все другие звуки совпадают, то есть выполняют смыслоразличительную функцию. Например: жар [жар]— шар [шар], дом [дом]— том [том], колос [колас] — голос [голас], гора [гара] — кора [кара],  бочка [боч’ка] — почка [поч’ка],  дочка [доч’ка] — точка [точ’ка], зуб [зуп] — суп [суп]. Мы различаем эти слова лишь благодаря разному способу образования одного из согласных звуков.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о