Парные согласные по звонкости глухости в корне слова примеры 3 класс: карточки с примерами орфограмм по глухости звонкости, как их проверить и правила правописания слов в 4 классе – примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

Дидактический материал по русскому языку в 3 классе по теме «Парные согласные в середине и на конце слов»

3 Написание парных согласных в середине слова и в конце.

  1. Выучи правило.

Запомни: это парные согласные б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш. Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово (родственное слово или форму этого слова), в котором после этой согласной буквы стоит гласная. Это орфограмма.

Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода, лёгкий — лёгенький.

  1. Запиши проверочные слова, вставь буквы, выдели орфограмму.

_________________ — скри…ка _________________ — ша…ка

_________________ — гу…ка _________________ — ду…ки

_________________ — ре…ка _________________ — оши…ка

_________________ — голу…ка _________________ — ры…ка

_________________ — кни…ка _________________ — кру…ка

  1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Выделяй орфограмму.

Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

  1. Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу. Выделяй орфограмму.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), скошенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

  1. Русский (…) солда.. не знает (…) прегра.. . (…)Наро.. отдаёт свой (…) голо.. за депутата. (…)Отря.. (…) солда.. собрался в (…) похо… Зелёный (…)наря.. полей радует (…)гла…

Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Выделяй орфограмму.

  1. Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.

Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные.

  1. Запиши под диктовку, выдели орфограммы. (диктовать, как эти слова обычно говорим)

Лопатка, ножка, ложь, монетка, карандаш, слезь, лёгкий, лебедь, голос, жемчуг, склад, мороз, дорожка, восход, загадка, бутерброд, космос, развод, витязь, газетка, герб, глазки, смягчение, мышка, кошка, берёзка, крепкий, лёд, денежки.

Карточки по русскому языку на тему «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными» 3 класс

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Карточки по русскому языку на тему:

« Парные по глухости — звонкости согласные»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Разработала: Лариошина Светлана Ивановна —

учитель начальных классов

МБОУ «Ардатовская СОШ»,

г. Ардатов, Ардатовского района,

Республики Мордовия

Карточки по русскому языку на тему:

« Парные по глухости — звонкости согласные»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки.

Задание. Вставь пропущенные буквы

д – т , подбери проверочные слова.

Де…-

Сла…ко –

Обе… —

Заво… —

Крова…ь –

Го…-

Ко…-

Лимона…-

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш, подбери проверочные слова.

Эта…-

Бага…-

Гара…-

Каранда…-

Кру…ка –

Кро…ка –

Матрё…ка –

Рома…ка-

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф, подбери проверочные слова.

Ле… —

Жира…-

Морко…ка –

Коро … ка –

Кро…ь –

Бро…ь –

Гне…-

Ци…ра —

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка _________ _____________

сала[ ]ки __________ ______________

улы[ ]ка __________ ______________

лё[ ]кий __________ ______________

крова[ ]ка __________ ______________

ко[ ]ти __________ ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

1.Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

2. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду.

3.Едет воз без колёс,

Не пылит, не громыхает,

Колеи не оставляет.

4.Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

5.Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

1.Не мотылёк, не птичка-

Держит две косички.

___________________________________________________

2.Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

___________________________________________________

3.Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

___________________________________________________

Картотека по русскому языку (3 класс) на тему: отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВ

1Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.

•        Подчеркни парные согласные.

2. Прочитай.

Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), скошенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).

•        Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.

  • Рядом в скобках напиши проверочные слова.

3.Прочитай внимательно.

Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) за депутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёный наря..(…) полей радует гла.. (…).

•        Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

4.Прочитай.

Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы.

  • Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.
  • Подчеркни парные согласные.

5. Прочитай.

Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высокий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).

  • Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.
  • Подчеркни парные согласные.

6. Прочитай.Спиши, записывая проверочные слова по образцу:

Нам город Волгоград доро… Человек человеку бра… и дру.. . Мы с дедушкой пошли в сосновый ле.. по грибы. Моро… разрисовал окна. Матро.. шагал по мостовой. Сегодня шёл дож…ь целый день.

*Образец: дорог — дорога.

7. Прочитай.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

  • Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

1. Прочитай.

Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.

  • Образец: берёзонька — берёза.
  • Подчеркни парные согласные.

2.Прочитай.

Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома.

*Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

3.Прочитай.

Рыбак поймал удочкой маленькую (…) ры..ку. (…) Голу..ка| громко воркует. Выросла (…) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (…) шу..ку. Красная (…) шля..ка, белая (…)] но..ка, стоит у (…) доро..ки, постоит (…) немнс.ко, попадет! в (…) луко..ко. В лесу началась (…)ру..ка (…)дро…

  • Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках.
  • Во втором предложении подчеркни главные члены предложения.

4.Прочитай.

Собака — друг человека, а волк -… . Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Кисель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… .Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ….

  • Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь пропущенные буквы.
  • Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

5. Прочитай.

Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь.  Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре…кий. На горе рос великолепный са.. .

  • Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные.

6. Найди ошибки:

Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.

    • Исправь ошибки, напиши проверочные слова

7.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные:

     Старший брат несёт  обе(д,т), а у Тани  ло(ж,ш)ки  нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.  

8. Спиши, вставляя пропущенные буквы:

     Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие  зу…ки.  Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?

9. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные:

     Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.

Проект урока по русскому языку 3 класс на тему «Проверка парных согласных по глухости

Проект урока русского языка

Выполнил учитель начальных классов

МАОУ Салганская СОШ Краснооктябрьского района

Башева Мария Ивановна

Квалификационная категория — 1

Стаж работы учителем начальных классов — 34года

Н. Новгород

2017

Проект урока по теме «Правописание парных согласных по глухости – звонкости в корне слова».

3 класс

Русский язык

Проект урока

Учебный предмет: русский язык, 3 класс.

УМК: Сборник рабочих программ «Школа России» — В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учебник: Русский язык в 2 ч. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий Москва «Просвещение» 2013г.

Тема урока: «Правописание парных согласных по глухости – звонкости в корне слова».

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

обучающие:

— учить делать самостоятельные выводы по теме;

— учить применять полученные знания па письме;

— уметь слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе:

развивающие:

— способствовать развитию умения определять и формулировать тему и задачи урока, планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— формировать самоконтроль и самооценку.

— воспитательные:

— воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;

— формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.

Ожидаемые результаты:

— научатся различать орфограммы согласных в корнях слов, усвоят особенности проверяемых и проверочных слов; овладеют способами проверки слов с парными согласными по глухости – звонкости в корне слова;

Оборудование:

Учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкий (1 ч.), рабочая тетрадь В. П. Канакина (1 ч.),карточки с заданиями.

Исходный уровень:

— учащиеся умеют находить значимые части: корень, приставку, суффикс, окончание, а также основу;

— сравнивать состав слова, составлять схему слова;

— разбирать слова по составу;

— различать, в какой части слова находится орфограмма;

— проверять слова с безударными гласными в корне.

План урока с хронометражем

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление новых знаний.

Рефлексия.

Д/з

1мин.

7мин.

12мин.

1мин.

7мин

10мин

5мин.

2мин.

Ход урока

— Здравствуйте. Ребята!

— Когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?

— Что же нужно делать на уроке, чтобы быть здоровыми?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

— Здоровья.

Правильно сидеть, работать и отдыхать.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, правил поведения и общения на уроке.

2.Актуализация знаний.

— Свою работу на уроке вы будете оценивать сами при помощи сигналов светофора. В конце урока увидите результаты своей работы на уроке. (Настраивает на работу и её конечный результат)

1. Чистописание

На доске запись.

сс // сс //сс

осина месяц весело

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

— Написание какой буквы повторяем?

-Расскажите, что вы знаете об этой букве.

— Охарактеризуйте звук [с ]

— Приведите примеры слов друг другу, в которых встречается этот звук.

— Прочитайте слова во второй строчке. Что в них общего?

— Выделите орфограммы в каждом слове. Запишите слова.

— Прочитайте предложение. Что это за предложение? Назовите орфограммы. Спишите, четко проговаривая каждое слово.

— Не забудьте оценить свою работу. На полях страницы зажгите светофор.

Включение в учебную деятельность

Осуществление учебных действий.

— Повторяем написание строчной буквы с.

Эта буква согласная, обозначает два звука – твердый звук [ с ] и мягкий звук [ с , ].

Звук [ с ] согласный, глухой, твердый, парный.

Приводят примеры. Работа в парах.

— Это словарные слова.

Записывают слова. Ставят в словах ударение, подчеркивают безударную гласную. Индивидуальная работа. Каждый работает в своей тетради.

-Это скороговорка. Списывают.

Называют орфограммы и подчеркивают их.

Оценивают результаты своей работы)

Личностные УУД: установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД: умение характеризовать языковые единицы – звуки и буквы, замечать орфограммы, проверять написанное.

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог.

Регулятивные УУД: осуществление анализа.

.

2. На доске написано стихотворение.

К нам в…сна ш…гает

Быстрыми ш…гами.

И сугробы тают

Под её н…гамии.

-Прочитайте стихотворение.

Объясните написание пропущенных букв.

-В словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

Регулятивные: применение приобретенных ранее знаний

Вспомните правило проверки безударной гласной в корне слова.

— Есть ли в этом тексте однокоренные слова? Докажите.

— Используя свои знания, выполните задания по вариантам.

1вариант.

Выписать слова с безударной гласной в корне слова, которые можно проверить способом подбора однокоренных слов.

2 вариант.

Выписать слова с безударной гласной в корне слова, которые можно проверить изменением формы слова.

— Давайте проверим, правильно ли выполнили задание.

-В качестве проверочных слов вы выписали слова шаг и ножка.

Какие звуки обозначают выделенные буквы?

— С какой орфограммой вы встретились? В какой части слова она находится?

— Сформулируйте тему нашего урока.

Вспоминают правило.

— Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова, чтобы безударная стала ударной.

— Слова шагает, шагами являются однокоренными, т. к. имеют одинаковую часть и имеют одинаковое значение.

По одному ученику работают у доски, остальные – самостоятельно в тетрадях.

Выписывают слова – шагает — шаг, ногами — ножка.

Выписывают слова – весна – весны, шагами – шаг, ногами – ноги.

Проверяют правильность выполнения работы.(зажигают фонарики)

— Буквы г и ж – это буквы, которые обозначают парные согласные звуки по глухости – звонкости.

— Орфограмма – парные согласные в корне слова.

— Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

3.Первичное усвоение новых знаний.

— Какую задачу ребята, мы поставим сегодня на уроке?

(Создание проблемной ситуации с помощью вопроса)

-Вспомните, какие парные согласные вы знаете? Запишите их парами в тетрадь.

— В начале урока мы повторили правило проверки безударных гласных в корне слова. Какую гипотезу мы можем выдвинуть?

(Руководство выдвижением гипотез)

— Давайте заполним с вами таблицу.

— Прочитайте слова в первой графе.

— Почему выделены буквы г и ж?

(создание проблемы с помощью вопроса)

— Почему они требуют проверки?

— Попробуйте подобрать к этим словам проверочные слова.

(Руководство поисковой деятельностью)

-Сделайте вывод.

— Какие способы проверки парных согласных нашли? Озаглавьте графы в таблице.

— Прочитайте следующие слова. В какой части слова находится орфограмма?

— Подберите проверочные слова разными способами и вставьте орфограмму?

-Обращаю ваше внимание на слова «холодный» и «морозный». Как слышится в них парный согласный звук?

Подчеркните букву перед которой он стоит.

— Какой звук обозначает эта буква?

— Сформулируйте ещё один вывод проверки парных согласных по глухости – звонкости.

— Сравните правило проверки безударных гласных в корне слова с правилом проверки парных согласных по глухости – звонкости. Что общего и в чем различие?

— Обсудите данную проблему с соседом по парте.

Не забудьте оценить свою работу

— Узнать правило проверки парных согласных в корне слова.

(Принятие проблемной ситуации)

Называют пары по глухости – звонкости:

б в г д ж з

п ф к т ш с

и записывают их в тетрадь парами.

Высказывают возможные варианты решения проблемы.

— Можно ли это правило применить для проверки парных согласных!?

-Эти согласные требуют проверки.

Поисковая деятельность, анализ возможных способов решения.

— При произношении эти согласные на конце слова и в корне слова перед согласной оглушаются.

Фронтальная работа.

Подбирают слова: шагать, шаги; ноженька, ножек и записывают их в таблицу.

(открытие одного из способов проверки парных согласных в корне слова, формулировка вывода, достижение поисковой деятельности)

-Чтобы проверить парные согласные по глухости – звонкости в корне слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

— Подбор однокоренных слов и изменение формы слова.

— Парная согласная находится в корне.

Подбирают слова – холодный — холода, морозный — заморозок.

— Парный согласный звук слышится в них четко и ясно.

— Буква н обозначает согласный, непарный звонкий звук.

— Чтобы проверить парный согласный в корне слова нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного звука слышался согласный звонкий непарный звук [н].

Сотрудничество детей друг с другом.

— Общее в данных правилах – изменение формы слова и подбор однокоренных слов. Различие – безударная гласная проверяется всегда ударением, а согласная ставится в сильную позицию, чтобы после нее стоял звонкий согласный звук.

Познавательные УУД: постановка проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы, анализ, обобщение.

Личностные УУД: интерес к способу решения проблемы.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательное УУД: выбор критериев для сравнения объектов.

Регулятивные УУД: освоение общего способа орфографического действия.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, оказание взаимопомощи в сотрудничестве.

4.Физкультминутка.

Мелкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Выполняют действия: шагают, подпрыгивают.

Личностные УУД: установка на здоровье сбережение.

5.Первичная проверка понимания.

1. – В этой физкультминутке тоже встретились слова с парными согласными. Вы заметили? Запишите эти слова и объясните их написание.

2.Работа с учебником.

А)-Откройте учебник на стр. 112, проверьте по учебнику, соответствуют ли ваши результаты исследования правилам учебника.

Б)Упр. 209 стр.111

В).Рабочая тетрадь №1 стр.5

— Не забудьте оценить свою работу.

Записывают слова: шажки — шажок, прыжки — прыжок, зарядка — зарядный, посадка — посадить.

Читаю правило, находят сходство в формулировке правила в учебнике и результатом поисковой деятельности.

Выполняют задания в соответствии с учебником

(фронтальная работа – дают характеристику согласным звукам, проверяют написание выделенных букв, используют способы проверки)

Индивидуальная самостоятельная работа

Коммуникативные УУД: умение слушать.

Познавательные УУД: сравнение, анализ.

Личностные УУД: установление учащимися значения результатов своей деятельности.

Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи

6.Первичное закрепление.

— Следующий вид работы поможет вам применить различные способы проверки парной согласной.

(подбор упражнений по применению новых знаний или способов действий на практике, руководство выполнением этих упражнений)

1.-Ребята, у которых есть карточки, работают с ними в тетради, а остальные выполняют упр.209 стр.111

Карточка

Подбери однокоренные проверочные слова, в которых после парного согласного стоит непарный звонкий согласный.

— яго…ка — гла…ки

— ры…ка — хле…

— тру… — сапо…ки

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат,

Шоколат и мармелат,

А Авоська плюшки

И слатние ватрушки

 Торопышка любит торд

И из персикоф компод

Все мы слаткоешки,

Щёлкаем орежки.

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок  мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

2. стр.112 упр.211

Прочитайте, какое задание будете выполнять.

3. Творческое задание.

Работа в группах.

— Предлагаю разбиться на три творческие группы и выполнить задание:

из слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги.

гадкий,

камера

(загадка).

Кролик,

ватрушка,

каша

(кроватка)

Русалка,

башмак,

канат

(рубашка)

Представителям каждой группы предоставляется слово для комментария.

— Какая орфограмма во всех этих словах?

— Подберите проверочное.

— Посовещайтесь в группе и составьте предложение с этими словами.

Прослушать. Записать. Подчеркнуть изучаемую орфограмму

Дифференцированная работа.

(выполняют упражнения по применению новых знаний на практике)

Читают задание.

Работа в парах.

Разбиваются на группы по три человека, выбирают ответственного.

Работают в группах

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7.Рефлексия.

— Какая задача была поставлена нами на уроке?

-Выполнили мы эту задачу?

А сейчас проведем небольшой тест, который поможет выяснить, насколько хорошо вы усвоили эту тему.

Тест.

Вариант1.

Вариант 2.

(смотри Приложение)

— Оцените свою работу по сигналам светофора. Посмотрите, что вы знаете, а над чем еще предстоит поработать.

— Научиться проверять парные согласные в корне слова?

Индивидуальная работа. Оценивание учащимися

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Д/З

Учебник стр.112 упр.210

Объясняет выполнение домашней работы.

Воспринимают информацию. Записывают задание в дневник.

Приложение

Тест

Вариант 1.

1. Допиши предложение:

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

или……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

в котором после согласного стоит ………………………………………………………………………………………………..

2.Подчеркни слова с парными согласными в корне слова

Чиж, загадка, чижик, загадывать, сторожить, сторожка.

3.Подбери проверочное слово и вставь орфограмму:

________________- ска…ка _______________- коро..ка

________________- дож…. _______________- обры…

4.Запиши три слова с парными согласными г, к.

  1. вариант.

1.Допиши предложение:

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо …………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

или……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

в котором после согласного стоит ………………………………………………………………………………………………..

2.Подчеркни слова с парными согласными в корне слова:

Голубь, сказка, голубок, сказать, ложечка, ложка.

3.Подбери проверочные слова и вставь орфограмму:

___________________- бесе…ка _____________________- сапо…ки

___________________- расска… _____________________- рука…

4.Запиши три слова с парным согласным д, т.

hello_html_627c834.jpg

hello_html_5449824e.jpg

Презентация и конспект урока по русскому языку в 3 классе «Правописание парных согласных в корне»

Урок русского языка по ФГОС

 

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,  индивидуальная.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной  работы, сигнальные карточки.

 

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихсяпо теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

 

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

 

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Планируемые результаты:

Дети учатся:

— понимать и приниматьучебную задачу;

— проверять парные звонкие и глухие согласные в корне  слова  разными способами;

— сопоставлять произношение и написание слов;

— подбирать проверочное слово;

— находить примеры слов на изученную орфограмму;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

Умения, характеризующие эти результаты:

— принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверкипарных звонких и глухих согласных в корне  слова.

 

 

Ход урока:

1. Оргмомент

— Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.

2.  Постановка цели  и  задач урока.

Слайд 1-2. Запись темы урока и его задачи.

а) — Начинаем урок русского языка.

      Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) — Какую  тему  мы сейчас изучаем?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).

    -Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать  парные согласные буквы.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне.)

   — Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в  корне слова.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова.).

 

3.  Актуализация знаний.

 

 а). Минутка чистописания.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)

 

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

 

а)  Слайд 3. Письмо по памяти.

— Назовите предметы. (Хлеб, пирог, морковь)

— Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

— Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.

 

Проверка.

 

 

 

   

  б). Слайды 4-19. Устная работа с объяснением.

 

  — Ребята,  к нам в гости пришла девочка Алина и предлагает вам игру «Вставь букву». Надо вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму. Для этого выбираете звёздочку с нужной буквой.

 

5. Музыкальная физминутка.

  Слад 20.Один из учеников под ритмичную музыку проводит  танцевально-двигательные упражнения.

 

 

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебнойситуации.

  

Слайд 21-22.

1.      Ло…ка, тетра…ка, доро…ка

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

 

2.       Слайд 23-24.

У…кий,  лё…кий,  мя…кий,  ре…кий,   ни…кий,  сла…кий

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

 

Вывод:

— В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

— В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

 

Слайд 25.Физкультминутка. ( Для глаз  и снятия статического напряжения)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Взглядом следить за движением солнышка на слайде.

 

 

Слайд 26. Устная работа.

 

В каких случаях проверка сделана верно?

       Сторож – сторожка

       Ловкий – ловко

       Сладкий – сладость

       Дуб – дубки

       Резкий — резок

 

Слайд 27.

 — Ребята,  вам нужно  доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В.   

 

1.      Тра(  )ка,  морко(  )ка,  жира(  ).

2.      Шка(  ),  ту(  )ли,  кана(  )ка.

3.      Рука(  ),  ло(  )кий,  ла(  )ка.  

 

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

— Запишите в тетради третью строчку слов с проверочными словами.

 

Слайд 28. Самостоятельная работа.

 

— Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

 

Река широкая, а ручей……………………(                          ).

Камень  тяжёлый, а пух…………………(                          ).

Редька горькая, а груша……………….. (                           ).

 

— Как называются слова с противоположным значением?

 

 

 Слайд 29-30

Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

 

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

 

— Теперь запишите это предложение под диктовку.

 

Слайд 31.

                     Тест.

 — А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

 

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

 

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

 

  1. Вставь букву:
    Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

 

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

 

Слайд 32.

На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

      -У кого допущены ошибки? (Коррекция).

 

 

7. Подведение итога урока.

  -Работая  по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

       Слайд 33. Дети отвечают на обобщающие вопросы.

 

-Выполнили ли мы намеченные задачи?

 

8. Рефлексия с помощью цветных кружков.

       Слайд 34.

— Выберите и поднимите кружок  соответствующего цвета.

ü  На сегодняшнем  уроке мне всё понятно.

ü  Мне ещё надо поупражняться.

ü  На этом уроке я плохо понял.

 

Оценки!!!

 

Тест.

 

 

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

 

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

 

  1. Вставь букву:
    Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

 

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

 

 

 

 

Тест.

 

 

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

 

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

 

  1. Вставь букву:
    Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

 

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

 

 

 

 

Тест.

 

 

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

 

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

 

  1. Вставь букву:
    Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

 

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

 

 

Карточки для индивидуальной работы

 

Вставь  пропущенные  буквы:

Шка…,  дож…ь,  шля…ка,  рука…,  обе…,  жира…,  зага…ка.

 

 

Вставь  пропущенные  буквы:

Шка…,  дож…ь,  шля…ка,  рука…,  обе…,  жира…,  зага…ка.

 

 

Вставь  пропущенные  буквы:

Шка…,  дож…ь,  шля…ка,  рука…,  обе…,  жира…,  зага…ка.

 

 

 

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока в 3 классе по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»

Конспект урока

в 3 классе

по теме

«Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласными в корне слова»

  1. Организационный момент.

а) Приветствие

— Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. Меня зовут Анна Алексеевна. На урок пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

б) Вступительная беседа

— Сегодня на уроке будет царствовать его величество СЛОВО.

СЛАЙД № 2

— Как вы думаете, почему я так уважительно назвала СЛОВО — его величество? (ответы детей)

— Словом владеет только человек, без слов мы бы не понимали друг друга, не смогли бы общаться и думать. Вот как о слове сказал российский поэт Вадим Шефнер.

СЛАЙД № 3

— А какие слова вы  любите? (ответы детей).

 Сегодня некоторые слова откроют нам свои секреты.

— Открыли тетради и записали число и «Классная работа».

  1. Словарная работа

— Начнём урок со знакомства с новым словарным словом.

Прочитайте его на карточках. Приложение № 1

— Вы знаете значение слова «ПОРОША»? (ответы детей)

— Давайте уточним значение этого слова в толковых словарях.

У меня есть три толковых словаря:

  • Толковый словарь русского языка для учеников начальных классов.

Прочитает из этого словаря…………….

  • Толковый словарь Владимира Даля (с картинками)

Прочитает из словаря……………..

  • Русский толковый словарь

Прочитает из этого словаря………………

  • Интернет-энциклопедия «Википедия»

СЛАЙД № 4

Прочитаем хором

— Запишем слово «ПОРОША» в тетрадь, выделим орфограмму.

— Как же запомнить это словарное слово.

Безударная гласная в этом слове «О», она напоминает по форме снежинку. Пороша-первый снег — много снежинок. У вас на партах тоже есть снежинки (Приложение № 2), наклейте их на место безударной «О» в ваши карточки и запомните: «О»- буква круглая, как снежинки во время пороши. Снежинки вам на память домой,  на новогоднюю ёлочку.

  1. Актуализация знаний и коррекция опорных знаний

— К нам в класс залетели снежинки. Снежинки принесли замечательные слова. ( На доску вывесить слова на снежинках (Приложение № 3)

ХЛЕ…               — Много снега, много хлеба. Снег укроет зёрна, как одеяло                 и сохранит до весны.

МОРО…       — Мороз не велик, а стоять не велит. Русский человек привык к морозам.

БЕРЁ…КА         — Берёзка белая, как снежок в порошу.

СУГРО…ЧИК    — Почему это слово весёлое.      

— Пороша с ветром унесла из этих слов буквы.

— Эти буквы обозначают гласные или согласные звуки?

— Что ещё вы можете сказать об этих звуках. (Они парные согласные звуки)

— Какие парные звонкие и глухие согласные вы знаете?

(Вывесить на доску парные согласные. Приложение № 4)

— Как вы думаете, какова тема урока? (ответы детей)

— Правильно, сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и проверять слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

— Можете ли сразу, без сомнения вставить в эти слова пропущенные буква? ( нет, не возможно, не чётко слышно)

— Давайте понаблюдаем, почему мы сомневаемся в написании этих слов. Для этого внимательно посмотрим на слова, которые нам принесли снежинки и попробуем дописать слова в вашей карточке.

 (Приложение № 5)

СЛАЙД № 5

—  Первую фразу прочитает…………. Кто с ним согласен, у кого также

— Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит на конце слова? Посмотрим, что напишет компьютер.

— Вторую фразу прочитает………… Кто с ним согласен, у кого также

— Можно ли сделать вывод, что мы сомневаемся, если парный согласный стоит перед согласным звуком? Посмотрим, что напишет компьютер.

— Вы умеете подбирать к словам однокоренные слова? Вам нравиться это делать? Какие слова называются однокоренными?

— Подберём по два однокоренных слова к этим словам и запишем их в тетрадь:

ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК

— Являются ли эти слова проверочными для слова ХЛЕБ? (Да, являются)

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове ХЛЕ…?

(Нет, теперь сомнения нет, напишем буква «б»)

Перенести карточку со словом ХЛЕ…, дописать в тетради:

ХЛЕБНЫЙ, ХЛЕБУШЕК- ХЛЕБ.

МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ

— Являются ли эти слова проверочными для слова МОРОЗ? (Да, являются)

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове МОРО…?

(Нет, теперь сомнения нет, напишем буква «з»)

Перенести карточку со словом МОРО…, дописать в тетради:

МОРОЗИК, МОРОЗНЫЙ- МОРОЗ.

БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ

— Являются ли эти слова проверочными для слова БЕРЁЗКА? (Да, являются)

-Почему? (Согласный звук в этих словах хорошо слышен)

-Теперь есть у вас сомнения, какую букву надо написать в слове БЕРЁ…КА?

(Нет, теперь сомнения нет, напишем буква «з»)

Перенести карточку со словом БЕРЁ…КА, дописать в тетради:

БЕРЁЗА, БЕРЁЗОВЫЙ- БЕРЁЗКА.

СУГРОБ, СУГРОБИЩЕ.

— Какое из этих слов является проверочным для слова СУГРОБЧИК (Для слова «сугробчик» проверочным является слово «сугробище)

— Почему слово сугроб не является проверочным? (Потому что парный согласный находится в конце слова и мы сомневаемся, какую букву «п» или «б» надо писать)

— Как надо изменить слово «СУГРОБ», чтобы оно стало проверочным для слов : «СУГРОБЧИК»? (Нужно изменить форму слова «СУГРОБ»- «СУГРОБЫ»)

— Значит, чтобы подобрать проверочное слово к словам с парными согласными, можно не только подобрать однокоренное слово, но и изменить форму слова, например, ХЛЕБ- ХЛЕБА; МОРОЗ-МОРОЗЫ.

— Давайте понаблюдаем за проверочными словами, и заполним вторую половину нашей карточки. (Приложение № 5)

 СЛАЙДУ № 6 (белый)

— Первую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

— Посмотрим, что написал компьютер.

— Вторую фразу прочитает……… Кто с ним согласен, у кого также?

— Посмотрим, что написал компьютер.

— Какой можно сделать вывод, Что нужно сделать, чтобы проверить слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова? (Нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или звуки  , , ,   , .

СЛАЙД № 7

  1. Физ. минутка.

Отрывок из песни с движениями

Вместе весело шагать
По просторам, по просторам, по просторам,
И, конечно, припевать лучше хором
Лучше хором, лучше хором.
В небесах зари полоска заполощется:
Раз березка, два березка — будет рощица.
Раз дощечка, два дощечка —  будет лесенка.
Раз словечко, два словечко — будет песенка.

— Есть ли в песенке слова с парными звонкими- глухими согласными в корне слова? (полоска, берёзка)

  1.  Первичное закрепление новых знаний

— Теперь, когда мы раскрыли секреты этих слов, давайте потренируемся правильно писать и проверять слова с парными согласными в корне, продолжим уважительно относиться к его величеству слову!

а) Типовое задание (в знакомой ситуации).

 Работа по учебнику

страница 113, упражнение 214 выполнить с комментированием по цепочке.

 ( к слову «КОФТА» подобрать проверочное слово невозможно, поэтому уточнить написание этого слова нужно в орфографическом словаре)

б)  Конструктивные задания (в изменённой ситуации).

 Письмо по памяти

На доске слова: Пятка, селёдка, рожки, головка.

— Весёлые слова:

-Кто любит селёдку?

-А кто любит, когда ему щекотят пятки?

— Новый год- год козы, а козы есть рожки.

— Бывает умная головка и бывает головка чеснока.

— Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова.

Вызвать одного ребёнка за доску. Закрыть слова.

— Запишите слово, которое начинались на букву «С» (селёдка)

— Запишите слово с парным согласным «Ж» в корне слова (рожки)

— Запишите с парным согласным «Т» в корне слова (пятка)

— Напишите оставшееся слово ( головка)

— Сравните свои записи с записями………….., который был у доски.

— Подбери устно к этим словам проверочные слова. Какую оценку себе поставишь за работу у доски?

 

  1.  Творческое применение знаний в новой ситуации.

Работа в парах. Выполнения задания на карточках Приложение № 6

Проверка:

— Прочитайте первую пословицу. Как вы её понимаете?

— Прочитайте вторую пословицу. Как её понимаете?

-Прочитайте третью пословицу. Как понимаете её?

— Какие слова выписали из этих пословиц? (сладкого, пирожка, улыбка, враг)

— Какие проверочные слова подобрали к этим словам?

— Покажите пальчиками, какую оценку за работу в парах вы поставите своему соседу.

    8) Тест. Приложение № 7 ( если останется время сделать на уроке, если   не останется, задать выполнения теста на дом)

 

9)Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Страница 113, упражнение № 212, второе задание (Составить рассказ на тему «Первый снег». Записать его. В рассказе использовать слово «ПОРОША»)

10) Рефлексия

— Чем занимались на уроке?

-Важно ли для вас знать, как правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?

Почему?

— Что, по- вашему, ещё нужно сделать, чтобы закрепить умения правильно писать такие слова?

— Понравился ли вам урок?

-Какой момент урока понравился больше?

— При выполнении какого задания испытывали трудности?

— В тетради в течении урока вы записали много замечательных слов. К какому из этих слов вы бы обратились «его величество»?

-Покажите пальчиками, какую оценку поставите сами себе.

11) Выставление оценок

12) Заключительное слово

— Сегодня на уроке вам встретилось много слов. К какому из них вы бы хотели обратиться «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО»

— Закончить урок хочу стихами Эдуарда Асадова:

  СЛАЙД № 8

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»

«Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Конспект №

Предмет: русский язык

Класс: 3

Дата: 30.11.2017

Тема урока: «Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки.

Ход урока:

1. Оргмомент

— Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.

2. Постановка цели и задач урока.

Слайд 1-2. Запись темы урока и его задачи.

а) — Начинаем урок русского языка.

Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) — Какую тему мы сейчас изучаем?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

3. Актуализация знаний.

а). Минутка чистописания.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней — буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Слайд 3. Письмо по памяти.

— Назовите предметы. (Хлеб, пирог, морковь)

— Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

— Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.

Проверка.

б). Слайды 4-19. Устная работа с объяснением.

— Ребята, к нам в гости пришла девочка Алина и предлагает вам игру «Вставь букву». Надо вставить пропущенные буквы и объяснить орфограмму. Для этого выбираете звёздочку с нужной буквой.

5. Музыкальная физминутка.

Слад 20.Один из учеников под ритмичную музыку проводит танцевально-двигательные упражнения.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

Слайд 21-22.

  1. Ло…ка, тетра…ка, доро…ка

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

  1. Слайд 23-24.

У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

Вывод:

— В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

— В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

Слайд 25. Физкультминутка. ( Для глаз и снятия статического напряжения)

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Взглядом следить за движением солнышка на слайде.

Слайд 26. Устная работа.

В каких случаях проверка сделана верно?

Сторож – сторожка

Ловкий – ловко

Сладкий – сладость

Дуб – дубки

Резкий — резок

Слайд 27.

— Ребята, вам нужно доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В.

  1. Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).

  2. Шка( ), ту( )ли, кана( )ка.

  3. Рука( ), ло( )кий, ла( )ка.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

— Запишите в тетради третью строчку слов с проверочными словами.

Слайд 28. Самостоятельная работа.

— Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

Река широкая, а ручей……………………( ).

Камень тяжёлый, а пух…………………( ).

Редька горькая, а груша……………….. ( ).

Как называются слова с противоположным значением?

Слайд 29-30

Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

— Теперь запишите это предложение под диктовку.

Слайд 31.

На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

— У кого допущены ошибки? (Коррекция).

7. Подведение итога урока.

-Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

Слайд 32. Дети отвечают на обобщающие вопросы.

-Выполнили ли мы намеченные задачи?

8. Рефлексия с помощью цветных кружков.

Слайд 33.

— Выберите и поднимите кружок соответствующего цвета.

  • На сегодняшнем уроке мне всё понятно.

  • Мне ещё надо поупражняться.

  • На этом уроке я плохо понял.

Отметки!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *