Парные согласные по звонкости глухости в корне слова – :

Технологическая карта урока русского языка на тему «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.

Проверка д/з

— Сейчас мы с вами проведем минутку каллиграфии. Откройте свои тетради, отступите 2 строки от предыдущей записи. Напишите число, сегодня 8 октября, классная работа. Отступите 2 строки вниз, поставьте точку. Отложите ручки в сторону.

— Посмотрите внимательно на экран. Перед вами буквы. Какие это буквы?

(Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) Слайд №1

— Выделите среди этих согласных парные. Какие согласные вы объединили в пары? Почему?

— Верно, послушайте стихотворение, какого слова не хватает?

(В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь…) Слайд №2

— О каких парах идет речь?

— Запишите эти пары в тетрадь через дефис так, как показано на экране.

(Б-п, д-т, з-с, г-к, ж-ш, в-ф) Слайд №3

Открывают тетради, записывают число, классная работа.

— Согласные.

— Б и п, в и ф, г и к, д и т, ж и ш, з и с. Потому что первые буквы в паре образуют звонкие звуки, а вторые – глухие.

Слушают стихотворение.

— Не хватает слова шесть.

— О парных согласных по звонкости-глухости.

Записывают в тетрадь каллиграфическим почерком.

фронтальная

самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (Р)

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (К)

3.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: Определить тему и цель урока.

Добиться понимание и принятия учебной задачи урока.

Составление плана учебной деятельности

— Посмотрите внимательно на следующий слайд. Перед вами два слова, в которых пропущена орфограмма.

(Изморо…ь – изморо…ь) Слайд№4

— Вам нужно записать данные слова в тетрадь и вставить пропущенную орфограмму, но перед этим я зачитаю вам лексическое значение этих слов. Слушайте внимательно!

— Лексическое значение первого слова:

Очень мелкий дождь.

— Лексическое значение второго слова:

Рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане.

— Давайте проверим, верно ли вы справились с данным заданием. Возьмите в руки зеленую ручку, поставьте плюс над словом, если вы правильно записали орфограмму.

— Какую вы выбрали в первом слове, во втором?

— Что объединяет эти слова?

— Верно, а теперь закройте уши ладошками и попробуйте произнести эти слова. Слышите ли вы различия между написанием орфограмм в этих словах?

— А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибку при написании орфограмм на парный по звонкости-глухости согласный звук в слове?

— Так как же звучит тема нашего урока?

(Тема вывешена на доске)

— А какую цель мы можем перед собой поставить, исходя из темы урока?

(Цель вывешена на доске)

Читают слова, записывают их в тетрадь, слушают учителя, делают выбор написания пропущенной орфограммы по лексическому значению слова.

— Изморось.

— Изморозь

Берут в руки зеленую ручку.

— С. (Проверяют.)

— З. (Проверяют.)

— Парные по глухости-звонкости согласные звуки.

— Нет.

-Необходимо к слову с данной орфограммой подобрать проверочное слово. Проверить.

— Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.

— Научиться находить слова с парными согласными и научиться проверять орфограмму парных по звонкости-глухости согласных в корне слова.

Фронтальная,

индивидуальная

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (К)

умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя. (П)

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

— построить проект совместно с учащимися для выхода из затруднения с использованием необходимых ресурсов знаний.

Фиксирование нового содержания урока.

Физминутка

— Все верно. Откройте свои учебники на странице 45, прочитайте пары слов, которые предлагает нам Совенок. Какую же орфограмму надо проверить, чтобы грамотно записать слова?

— Как вы думаете, что значит второе слово в каждой паре?

— Верно, а какие два способа проверки предложил нам Совенок?

— Давайте попробуем сформулировать правило. Чтобы проверить слово с парным по звонкости-глухости согласным в корне, нужно… Кто может продолжить предложение? Рука!

— Хорошо, давайте убедимся с вами в правильности нашего мнения. Прочитайте текст на странице 46, рубрика «Узелки на память». Кто желает прочитать правило всему классу громко и четко?

(Парные звонкие и глухие согласные в корне надо проверять. Для проверки надо изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный н.

hello_html_m7df91407.pnghello_html_57289281.pnghello_html_m7df91407.png

Холод – холода, алмаз – алмазный.)

— Кто желает повторить нам данное правило? Рука!

— Откройте страницу 45 учебника, упражнение 66. Кто прочитает задание и выйдет к доске. Необходимо написать слово, выделить орфограмму, подобрать проверочное слово.

(66. Определите, какой буквой надо обозначить звонкие и глухие согласные звуки в конце или в середине каждого слова.

Яго…ка, тро…ка, гря…ки, са…, бли…ко, берё…ка, ле…ко, сла…кий.

Моро… невелик, да стоять не велит.)

— Молодцы! Ребята, а кто знает, что происходит с парными звонкими согласными звуками, стоящими перед глухими, как в слове сладкий?

— А что происходит с парными глухими согласными звуками, стоящими перед звонкими, как в слове просьба?

— Все верно. Теперь спишите поговорку из упражнения 66. Подберите к слову «мороз» проверочное слово, выделите орфограмму.

— Закончили. Теперь приступаем к выполнению упражнения 67.

(67. Прочитайте и спишите текст. Объясните правописание выделенных букв.

В воскресенье пришел медведь на пасеку за сладким медком. Пчёлы защищали свой улей и жалили медведя и в нос, и в глаз, и в бровь. Еле ноги унес медведь с пасеки.

Подчеркните главные члены в первом предложении. Назовите слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую.)

— Сперва мы с вами прочитаем текст по цепочке, начинаем с первой парты первого ряда.

— Теперь необходимо устно объяснить правописание выделенных букв.

— Давайте вспомним, какие члены предложения являются главными?

— Какой частью речи выражено сказуемое? Как выделяется в предложении?

— Какой частью речи выражено подлежащее? Как выделяется подлежащее?

Спишите первое предложение из упражнения в тетрадь, подчеркните главные члены предложения.

— Закончили, теперь ответьте на вопрос, какие слова из текста нельзя переносить с одной строки на другую? Почему вы так решили?

— Ребята, прошу вас всех подняться со своих мест. Послушайте задание внимательно. Я читаю слова, в которых есть орфограмма парный по глухости-звонкости согласный. Если нужно писать звонкий согласный – вы поднимаете руки над головой. Если нужно писать глухой согласный – то вы приседаете.

— Сладкий.

Просьба

-Загадка.

— Ягодный.

— Тропка.

— Плот.

— Молодцы, присаживайтесь. Откройте страницу 46. Упражнение 68.

(68. Проверьте написание согласных букв разными способами.

1. Подберите к данным словам однокоренные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дорожка, лодка, бумажка, коляска, салаки, тележка, книжка, шляпка.

— Достаточно. Приступаем к выполнению первого пункта упражнения, но для начала вспомним, какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? К доске выходим по поднятой руке.

2. Измените слова по числам (множественное число –единственное число).

Пловцы, флажки, островки, столбцы, молодцы, дубки, гребцы, рожки, снежки, зубки, глазки, пирожки.)

— Приступаем к выполнению второго пункта упражнения, обратите внимание на слово пловцы. Оно словарное, как вы думаете, в какой орфограмме можно допустить ошибку?

— Верно, молодцы!

Открывают учебники на странице 45.

— Парный по глухости-звонкости согласный в корне слова.

— Второе слово в парах является проверочным.

— Подбор однокоренных слов и изменение формы слова.

— Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово такое, чтобы после согласного стоял гласный.

Читают правило на странице 46.

Один учащийся читает правило вслух четко и громко.

Двое желающих повторяют поочередно правило.

Открывают учебники на странице 45, читают задание.

Поочередно один из учащихся выходит к доске, выполняют упражнение.

— Они оглушаются.

— Они озвончаются.

Списывают пословицу, подбирают проверочное слово, выделяют орфограмму.

Читают задание. Слушают учителя.

Читают текст упражнения по цепочке.

Устно объясняют правописание выделенных орфограмм, подбирая проверочные слова.

— Подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.

— Сказуемое всегда выражено глаголом. Подчеркивается двумя чертами?

— Либо именем существительным, либо местоимением. Подчеркивается одной чертой.

Списывают предложение, подчеркивают главные члены предложения.

-Нос, глаз, бровь. Потому что эти слова состоят из одного слога.

Слушают объяснение задания. Выполняют физические упражнения физкультурной разминки.

Поднимают руки над головой.

Приседают.

Поднимают руки над головой.

Поднимают руки над головой

Приседают.

Приседают.

Садятся на места, открывают упражнение 68.

По цепочке выходят к доске и выполняют упражнение.

— -очк-/ечк-; -оньк-/-еньк-; -ушк-/юшк-;  -ышк-/-ишк-.

По поднятой руке выходят к доске и выполняют упражнение, подчеркивая орфограммы.

— Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Индивидуальная, фронтальная,

проговар-ние послед-ти действий на уроке; формир-ние познават. инициативы. (Р)

умение находить и выделять необходимую инф-ию; умение делать предположения и обосновывать их. (П)

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (К)

5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся.

Самостоятельная деят-ть учащихся

— А сейчас вам предстоит поработать индивидуально. Вы работаете по вариантам. 1,3 и 5 ряды – 1 вариант. 2, 4 и 6 – 2 вариант.

Игра «Зоркий глаз»

Карточки 

Обведи кружком верную парную согласную букву по звонкости и глухости.

1 вариант: Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, оса(д, т)ки,  варе(ж, ш)ка, мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка, улы(б, п)ка.

2 вариант: Серё(ш, ж)ка, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь, заря(т, д)ка,  повя(з, с)ка,

сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти, лё(г, к)ий.

Эталон для самопроверки на

верную парную согласную букву по звонкости и глухости:

1 вариант: Сказка, сладкий, осадки, варежка, мягкий, игрушка, улыбка.

2 вариант:  Серёжка, зимовка, обувь, зарядка,  повязка, сторожка, когти, лёг- кий.

infourok.ru

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цели:

  • Образовательные:
    • расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
    • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • повторить правописание  парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал;
    • научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
    • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
    • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
    • развивать положительное отношение к учебе;
    • заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент  (Приложение. Слайд 1)

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4. (Приложение. Слайд 2)

– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами.  (

Приложение. Слайд 3)

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!

III. Минутка чистописания

 – Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. (Приложение. Слайд 4)

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.

– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). (Приложение. Слайд 5)
– Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.

IV. Словарная работа.

 – Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? (

Приложение. Слайд 6.)
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. (Приложение. Слайд 7.)
– Какие сходства и  различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке.
(г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз)
Проверьте. (Приложение. Слайд 8.)
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.

V. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. (Приложение. Слайд 9.) Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова. (Приложение. Слайд 10.)

Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

белый  пару… Полосатый  кра…
Песчаный  пля… Пятнистый  осьмино…
Колючий  ер… Песчаный  пля…
Пятнистый  осьмино… Белый  пару…
Много  меду… Дружный  экипа…
Дружный экипа… Много  меду…
Полосатый кра… Колючий  ер…

Физкультминутка

Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Быстро встали, тихо сели.
Головою повертели.
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок
Продолжается урок!

Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений). Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров?

(В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение).

VI. Открытие нового знания

– Мы приближаемся к озеру Грамотеев. (Приложение. Слайд 11.) Перед жителями острова возникла проблема, они просят у вас помощи. За помощь обещают вам сундук с золотом.
На доске слово: рыб/пка – рыбёшка – рыбный.
– Исследуем это слово и поможем жителям острова решить орфографическую задачу.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Буква, которая обозначает звук в слабой позиции, называется орфограммой)


– Что помогает нам решить орфографическую задачу? (Приложение. Слайд 12.)
– Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (Слово нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять).
– Молодцы, вы сами вывели правило. Давайте прочитаем его стр. 110.

VII. Первичное закрепление

– Сейчас вам предстоит поработать со своим другом – учебником и закрепить это знание.

С. 110 упр. 3
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

VIII. Выполнение теста по теме урока

Фамилия, имя______________________________

Тест «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

1. Как проверить парный согласный звук в корне слова?

а) Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного идет звонкий согласный.
б) Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного шел гласный или звонкий согласный Н, Л,  Р,  М, Й.

2. В каких случаях проверка выполнена неверно?

а) ду…ки – дубок
б) ло…ка – лодочка
в) площа…ка – площадки
г) моро… – морозный

3. Какие буквы ты вставишь?

Тра…ка,  бере…ка, гря…ка, кру…ка  

IX. Итог урока

– Наш урок подошел к концу. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– С каким открытием в области орфографии мы познакомились?
– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

X. Домашняя работа

Упражнение № 6 страница 111.

XI. Рефлексия

– Зачем нам был нужен этот урок?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– У меня на слайде изображены три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке. (Приложение. Слайд 13.)

  • Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте второго человечка.
  • Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, нарисуйте грустного человечка.

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. (Приложение. Слайд 14.) Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. Вот вам сундук с золотом, шоколадные монеты.  (Приложение. Слайд 15.)

urok.1sept.ru

Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

        

        

        

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой  позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат,                                    Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат.                                         И из персикоф компод

А Авоська плюжки                                             Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки.                                           Щёлкаем орежки.                                      

Задание. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Де…-

Сла…ко –

Обе… —

Заво… —

Крова…ь –

Го…-

Ко…-

Лимона…-

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш, подбери проверочные слова.

Эта…-

Бага…-

Гара…-

Каранда…-

Кру…ка –

Кро…ка –

Матрё…ка –

Рома…ка-

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф, подбери проверочные слова.

Ле… —

Жира…-

Морко…ка –

Коро … ка –

Кро…ь –

Бро…ь –

Гне…-

Ци…ра —

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок  мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте  в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное  к нему.

Слышу:                     Проверяю:                           Пишу:

Верё[ ф ]ка                 верёвочка                              верёвка

селё [   ]ка                   _________                             _____________

сала[   ]ки                   __________                           ______________

улы[   ]ка                    __________                           ______________

лё[   ]кий                    __________                            ______________

крова[   ]ка                 __________                            ______________

ко[   ]ти                      __________                             ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

1.Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

2. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю, 

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду.

3.Едет воз без колёс,

Не пылит, не громыхает, 

Колеи не оставляет.

4.Крылья есть, да не летает, 

Ног нет, да не догонишь.

5.Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

1.Не мотылёк, не птичка-

Держит две косички.

2.Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

3.Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *