Парные звонкие и глухие согласные 3 класс примеры: Парные звонкие и глухие согласные. – примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

Парные звонкие и глухие согласные.

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цели:

  1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

  2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

  3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

  • сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

  • закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

  • развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока:

Учитель:

-Начинаем урок русского языка.

  1. Оргмомент

-Подскажите какой сегодня день недели?

День недели –понедельник

Работяга-не бездельник

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний.А значит мы должны узнать много нового.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

а)Минутка чистописания.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (

звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,

  1. Постановка темы и целей урока

— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

3. Актуализация знаний.

а)Словарная работа

Загадки:

1.Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

Много народа,

В делах и заботах!

Ответ: Город

2)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут…ОБЕД

3) Каждый, каждый с ним знаком, —

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается …Пирог

4) Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

б)Словарь:горо..,обе..,моро..,пиро…., арбуз.

-Запись слов,ударение,без гл.

— Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )

-Что общего и в чем различие этих слов?

— Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)

Парные согласные — 
Самые опасные.

Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

в)Закрепление: поставим слово нет

луг – луга(хором)

сад — сады

столб — столбы

стог — стога

снег — снега

репортаж — репортажи

масштаб — масштабы

враг — враги

друг – друга и тд

4. Обобщение и систематизация знаний.

 — А где еще в слове может находиться парный согласный? (Всередине слова ,а именно в корне )

а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(

Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька

Выделим суффиксы

в)Посмотриите на эту группу слов:

Загадка — …………………..(загадать)

Разведка -………………….(разведать)

Поливка -………………….(поливать)

Посадка -…………………..(посадить)

Погрузка -………………….погрузить)

Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы

г)Перед вами еще 6 интересных слов:

У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий

Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

-А по другому как можно проверить эти словаа?

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

д)Вывод исследований:

— В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

— В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова

-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.

И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 114).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу

(по рядам)

— Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

-Проверка

8. Итог урока.

— У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.

1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.

2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)

3 секрет — есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова

4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное

5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово — глагол

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” — 
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй – 
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

9. Сделаем вывод

— Какую орфограмму сегодня повторяли?

— Как проверить парную согласную в корне слова?

— Почему нужно проверять слова с парными согласными?

— Какие слова называются проверочными?

— Что вызвало затруднение?

10. Домашнее задание

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

Б

В

Г

Д

Ж

З

Глухие согласные

П

Ф

К

Т

Ш

С

Способы проверки парных согласных

Звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй !

1. ОДИН ГОРО (т, д)

МНОГО ГОРОДА

2. ЧТО? МОРКО(в, ф)Ь

НЕТ МОРКОВИ

3. ЧТО? МЁ(т, д)

КАКОЙ? МЕДОВЫЙ

4. БОЛЬШАЯ КАРТО(ш, ж)КА

МАЛЕНЬКАЯ КАРТОШЕЧКА

5. ЧТО? ПОКУ(п, б)КА

ЧТО ДЕЛАТЬ? ПОКУПАТЬ

6. КАКОЙ? СЛА(т, д)КИЙ

ЛАСКОВО СЛАДЕНЬКИЙ

7. КАК? РЕ(с,з)КО

КАКОВ? РЕЗОК

8. ЧТО? ЯГО(т, д)КА

БУКВА Н ЯГОДНЫЙ

в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка Тест.

1.Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2.Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Урок русского языка для 3 класса по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

Тип: урок систематизации, применения и закрепления знаний.

Технология: деятельностного подхода.

Цели:

— обобщить и систематизировать знания по теме;

— формировать способность к фиксации затруднений и действий по использованию алгоритма;

— совершенствовать действия самоконтроля и самооценивания;

— развивать орфографическую зоркость;

— создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать тест;

— развивать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные действия учащихся;

— воспитывать ответственность за выполнение домашнего задания, дисциплинированность, радость сопереживания успеху товарищей.

Задачи:

— повторить знание парных звонких и глухих согласных, правило и алгоритм проверки орфограммы, способы подбора проверочных слов;

— развивать умения находить слова с орфограммой на слух и в зрительно представленных текстах, различать проверочные и проверяемые слова, грамотно их записывать;

— формировать действия волевой саморегуляции, контроля и оценки, планирования инициативного сотрудничества в поиске информации, взаимодействия с партнером;

— развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки быстрого подбора проверочных слов;

— формировать действия ознакомительного, изучающего и поискового чтения, восприятия и оценивания достоверности информации, представленной в текстах разного вида (художественном, научном).

Ход урока

1. Оргмомент.

— Сегодня мы продолжим накапливать знания по русскому языку, ведь не зря мудрые люди говорят: «Знания – лучшее богатство». Свои успехи вы будете отмечать в «карте достижений» и в конце урока каждый увидит, сколько знаний добавил в свою копилочку, на какую ступеньку лестницы знаний успел подняться.

2. Формулирование темы и задач урока.

— Над какой темой мы работаем?

— Какие задачи по работе с орфограммой мы решаем?

— Что мы должны знать и чему научиться?

3. Проверка домашнего задания.

Итак, задание «Жужжалочки».

Дома вы подготовили для друзей вопросы и слова по теме «парные согласные». Задайте их друг другу (работа в парах постоянного и сменного состава)

— Кто из «учителей» нашел ошибки у своих «учеников»?

— Кто верно ответил на вопросы своих «учителей»?

Оцените себя, пожалуйста. Если обе роли вам удались, запишите себе 2 очка, если в чем-то затруднились – 1 очко.

Какие знания вы использовали при ответе на вопросы?

Какие действия вы совершали для проверки парных согласных?

Как вы подбирали проверочные слова?

4. Актуализация и систематизация знаний.

Следующее задание «Объяснялочки».

Отметьте, что в моих высказываниях истинно, а что ложно. Если фраза верная, ставьте х , нет — 0.

Вопросы:

  1. Парные согласные нужно проверять, когда они находится перед другими согласными или на конце слова.

  2. Парные согласные в корне слова можно проверить всегда.

  3. Парные согласные можно проверить только с помощью гласной.

  4. Парные согласные встречаются в разных частях слова.

  5. Парные согласные можно проверить в любой части слова.

Пожалуйста, поменяйтесь работами, проверьте их по эталону и оцените друг друга. Сколько верных ответов, столько и очков.

У кого все ответы правильные?

У кого возникли затруднения?

Какие действия выполняем для правильного выбора буквы?

По какому правилу проверяем парные согласные в корне слова?

5. Применение знаний.

Начинаются «Добавлялочки».

Я буду называть слова с парными согласными, а вы записывайте только одну букву для обозначения парного согласного звука.

Ожог, сюрприз, левша, хрупкий, наряд, чуткий, легкие.

Проверьте себя по эталону и оцените себя. Сколько верных ответов, столько очков.

Кто набрал 7 очков?

У кого возникли затруднения?

Чтобы развить орфографическую зоркость, нужно уметь находить ошибки в словах. Задание «Исправлялочки».

Найдите и исправьте все ошибки в предложении. (работа в парах постоянного состава).

Проверьте себя по эталону, оцените совместную работу. Сколько ошибок исправили, столько очков.

Какие пары нашли все ошибки?

Кто пропустил слово с ошибкой?

Следующее задание – для групповой работы. Вспомним правила работы в группе.

  1. Подумай над заданием сам.

  2. Выслушай точку зрения каждого.

  3. Выберите правильный ответ.

  4. Выберите выступающего и его помощника.

Чтобы правильно писать слова с парными согласными, важно не пропускать их в тексте.

Задание «Следилочки»: найдите в тексте все слова с орфограммой в корне слова, обозначьте ее.

Проверьте работу группы по эталону, оцените ее. Сколько слов нашли, столько очков.

Какие группы нашли все слова с орфограммой?

Какие слова пропустили?

Физкультминутка.

Зарядка «с умом». ( Различение проверочных и проверяемых слов, способов проверки).

Если в названном мной слове находится парная согласная — присаживайтесь на корточки, проверочное слово с гласной – потягивайтесь, проверочное слово с согласной – поворачивайтесь в стороны.

Улыбка, улыбаемся, улыбнусь, пирожок, пирожное, пирожки, сплавляю, головастик, закладка, шутливые, дорожечка, дорожка.

Кто заметил мою ошибку? (правильно говорить «дороженька»).

6. Самостоятельная работа.

Что интересного вы узнали из прочитанного во время «Следилочек» научного текста?

В каком художественном произведении вы встречали тот же сюжет?

Значит, это не вымысел, а народная наблюдательность и мудрость?

Не зря многие сказки заканчиваются словами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

А теперь задания для самостоятельной работы – «Сами с усами!»

Выпишите из этого предложения слова с парными согласными (на слух), обозначьте орфограмму. Проверьте себя по эталону. Оцените себя, Сколько верных ответов, столько очков.

Предлагаю вам самостоятельно выполнить тест : 4 задания — обязательные, 5-ое – по желанию. Проверьте себя по эталону и оцените. Сколько заданий выполнено верно – столько и очков.

А сейчас самое интересное задание – творческое! «Сочинялочки»! Догадайтесь, какие слова в тексте можно заменить однокоренными так, чтобы в них появилась орфограмма парная согласная. У вас получится новый текст. Работаем в группах.

Какие слова вы заменили?

Прочитайте свой новый текст.

7. Подведение итогов урока.

— Какой орфограммой мы занимались?

— Какое правило повторили?

— Чему учились?

— Над чем еще нужно поработать?

8. Рефлексия деятельности.

Пора заглянуть в наши «копилочки». Сосчитайте, сколько очков вы заработали. Посмотрите, на какую ступенечку знания вы сегодня поднялись.

17 – 24 очка – умницы

25 – 31 — знатоки

32 и больше – эрудиты.

Каждый из вас обогатился знаниями, поднялся на ступень выше, но это не предел, нас ждут новые открытия и достижения в учебе.

9. Домашнее задание.

По выбору, творческое:

— составить лабиринт со словом с орфограммой;

— разгадать кроссворд;

— исправить ошибки в «Незнайкиных стихах».

Приложение

Задание «Исправлялочки»

Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте орфограмму. Объясните свои действия (устно).

Глеп дождался подскаски, исправил ошипку и сдал тетратку учитильнице.

1.____________________

2.____________________

3.____________________

4.____________________

5.____________________

Задание «Следилочки»

Найдите в тексте слова с парной согласной в корне слова. Обозначьте орфограмму (повторяющиеся слова считайте как одно слово).

Может ли лошадь допрыгнуть до 2 этажа дома?

Рекорд прыжка лошади с всадником в высоту 2м 47 см. Без человека лошадь может прыгнуть выше, чем 2 этаж дома!

В длину всадник на жеребце прыгнул через жердь и канавку на 22 м 16 см. Это больше, чем высота 5-этажного дома!

Задание «Сочинялочки»

Где это возможно, замените слова однокоренными словами с парной согласной. Обозначьте в них орфограмму. Прочитайте новый текст.

У кумы-лисы зубы остренькие, уши на макушке, шерстка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шуба пушистая, на груди жилетик, на шейке белый галстучек.

Карта достижений (копилочка знаний).

1. Жужжалочки.

2. Объяснялочки

3. Добавлялочки

4. Исправлялочки

5. Следилочки – проверялочки

6. Сами с усами!

Всего

Задание «Сами с усами!»

Тест по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

1 вариант

Выберите правильные ответы

1. В каких словах написание последней согласной буквы не надо проверять?

а) забор б) пляж в) шарф г) сон д) голос

2. Какие слова подходят для проверки буквы п в слове крепкий?

а) крепость б) крепче в) крепко г) крепок д) окреп

3. В каких словах парную согласную нельзя проверить?

а) кувшин б) рукавчик в) юбка г) шутка д) октябрь

4. В какой строчке во всех словах нужно писать д ?

а) ни… ка, гря…ка , бу…ка

б) ло…ка, коро…кий, нахо…ка

в) незабу…ка, жи…кий, лоша…ка

5*. Исправь ошибки в звуко-буквенном разборе слова .

Ложь [ Л О Ш ]

Гл., уд.

+

Гл., безуд.

Согл., зв. парн.

+

Согл., зв. непарн.

Согл., глух. парн.

+

Согл., глух. непарн.

Согл., тв. парн.

+

Согл., тв. непарн.

+

Согл., мягк. парн.

Согл., мягк. непарн.

Задание «Сами с усами!»

Тест по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

2 вариант

Выберите правильные ответы

1. В каких словах написание последней согласной буквы не надо проверять?

а) соль б) флаг в) урок г) двор д) снег

2. Какие слова подходят для проверки буквы г в слове пирог?

а) пироги б) пирожное в) с пирогом г) пирожник д) пирожок

3. В каких словах парную согласную нельзя проверить?

а) футбол б) варежка в) портфель г) шапка д) вокзал

4. В какой строчке во всех словах нужно писать п ?

а) оши… ка, голу…ка , па…ка

б) тру…ка, ги…кий, ла…ка

в) шля…ка, скри…ка, скре…ка

5*. Исправь ошибки в звуко-буквенном разборе слова .

Юг [ Й У К ]

Гл., уд.

+

Гл., безуд.

Согл., зв. парн.

+

Согл., зв. непарн.

Согл., глух. парн.

+

Согл., глух. непарн.

Согл., тв. парн.

+

Согл., тв. непарн.

Согл., мягк. парн.

Согл., мягк. непарн.

+

Эталон выполнения задания «Сами с усами!»

Вариант 1

  1. а, г

  2. а, г

  3. а, д

  4. в

5*. [ш] – всегда ТВ !

[Л] — согл. зв. непарн.!

Ложь [ Л О Ш ]

Гл. уд.

+

Гл. безуд.

Согл. зв. парн.

+

Согл. зв. непарн.

Согл. глух. парн.

+

Согл. глух. непарн.

Согл. тв. парн.

+

Согл. тв. непарн.

+

Согл. мягк. парн.

Согл. мягк. непарн.

Эталон выполнения задания «Сами с усами!»

Вариант 2

  1. а, г

  2. а, в

  3. а, в, д

  4. в

5*. [Й] – всегда мягк. !

] — согл. зв. непарн.!

Юг [ Й У К ]

Гл. уд.

+

Гл. безуд.

Согл. зв. парн.

+

Согл. зв. непарн.

Согл. глух. парн.

+

Согл. глух. непарн.

Согл. тв. парн.

+

Согл. тв. непарн.

Согл. мягк. парн.

Согл. мягк. непарн.

+

Эталон выполнения задания «Следилочки»

лошадь, рекорд, прыжка, этаж, на жеребце, через жердь, канавку

Лист – помощник № 1 к заданию «Сочинялочки»

У … — лисы … остренькие … на макушке, … тёпленькая.

Хороший у … … : … пушистая, на … … , на шейке белый … .

Лист – помощник № 2 к заданию «Сочинялочки»

Слова для справок: жиле…ка, шерс..ь, у…ки, на гру…ке, галсту… , зу…ки, у куму…ки.

Лист – помощник № 3 к заданию «Сочинялочки»

У кумы-лисы зубы остренькие, уши на макушке, шерстка тёпленькая.

Хоро… у кумы наря…: шуба пушистая, на груди жиле…, на шейке белый галстучек.

Эталон выполнения задания «Объяснялочки»

Х 0 0 Х 0

Эталон выполнения задания «Добавлялочки»

г з в п д т г

Эталон выполнения задания «Исправлялочки»

ГлеБ подскаЗки ошиБку тетраДку учитЕльнице

Эталон выполнения задания «Сами с усами!»

скаЗка лоЖь намеК уроК

«Незнайкины стихи»

Незнайка написал стихи, в которых много ошибок.

Постарайся найти все ошибки и исправить их.

Пончик любит лимонат,

Шоколат и мармелат.

А Авоська – плюжки

И слаткие ватружки.

Торопышка любит торд

И из персикоф компод.

Все мы сладкоешки,

Щёлкаем орежки!

А. Кочергина

Посадил я ребку

В грятке мяхкой, тёплой,

Поливал досыта

Вкусною водой.

Полюбило кребко

Солнце нашу ребку,

Подружилась репка

С ясною звездой.

Ребка подрастала —

Выше грятки стала,

Ребка вырастала –

Мне по пояз стала.

Ребке мал огорот!

Ребка небо достаёт!

И. Гамазкова

Конспект по русскому языку в 3 классе. Тема:»Проверка написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова»

Конспект по русскому языку в 3 классе.

Тема:»Проверка написания слов с парными звонкими и глухими

согласными на конце слова»

Цели:

1. Учить детей распознавать и проверять написание слов с парными согласными на конце и подбирать к ним проверочные слова;

2. Развивать фонетико-фонематический слух, через упражнения в сопоставлении произношения и написания;

3. Воспитывать аккуратность, прививать любовь к родному языку.

Оборудование : Учебник , карточки с парными согласными, карточки с картинками.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Звенит заливисто звонок. Приглашает нас начать урок.

Сядет тот, кто назовёт парную звонкую согласную; парную глухую согласную.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим работу над правописанием парных согласных на конце слова, повторим способы их проверки. А начнем мы наш урок с каллиграфической минутки.

  1. Минутка чистописания.

Сядь же правильно и ровно,

Положи тетрадь наклонно.

Чтобы буквы уважать

Их надо правильно писать.

Буквы рады быть в порядке

Напишите их в тетрадке.

(Учитель показывает две карточки с верным и неверным написанием букв)

— Выполните правильное написание букв в тетради, сравните с карточкой с каллиграфическим написанием букв Г г, К к. (Учитель показывает правильное написание этих букв с объяснением на доске)

Учитель показывает 2 картинки и просит детей назвать, что на них изображено (сок, пирог)

— Посмотрите, как правильно и красиво пишутся эти слова (Пишу с объяснением на доске)

-А теперь пропишите эти слова у себя в тетради.

— Написание каких букв мы повторяем? (парных согласных)

Вы писали, волновались

И, конечно, все старались.

Прошу вас: буквы лучшие найдите,

Ровненькой линией их подчеркните.

IV. Словарная работа.

— А сейчас я проверю, как вы знаете написание словарных слов.

— Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете и записываете их в тетрадь, через запятую (Дневник, класс, родина, товарищ, картина, мебель, портфель)

(Дети записывают слова)

— Поставьте знаки ударения во всех словах. Самостоятельно проверьте написание слов по учебнику.

— Кому удалось справиться с работой безошибочно? Кто сам нашёл свои ошибки и исправил их?

V. Проверка домашней работы.

(Домашняя работа не задавалась)

VI. Подготовка к изучению нового материала.

— Сегодня утром приходил почтальон. Он принёс странное письмо от Незнайки. Это письмо я записала для вас на доску, прочитайте его.

Утром сильный был моро.

Очень сильно я замёр.

Сел в сугро. я под ду.

От меня шёл пара клу.

— Что вы заметили, ребята? (пропущены буквы в словах)

— Давайте поможем Незнайке вставить пропущенные буквы, но для этого мы должны знать правила.

VII. Изучение нового материала.

— Ребята, давайте понаблюдаем за произношением слов.

На доску вывешивается картинка, на которой изображен таз

— Что изображено на картинке? (таз)

— Давайте запишем это слово.

-Какую букву мы написали в конце этого слова? (з)

Вывешивается вторая картинка, где изображены тазы.

— Что изображено на картинке? (тазы)

— Запишем это слово. В этом слове мы чётко слышим звук [з], значит в слове таз мы запишем букву (з)

Таз — тазы

—Итак, ребята, чтобы проверить парную согласную в написании последней буквы в каждом слове, нужно слово изменить так, чтобы согласный слышался ясно. Для этого после согласного, чтобы он «запел», нужно поставить гласную.

— Какой гласный стоит после буквы (з) в слове тазы? (ы)

Аналогичная работа проводится с картинками и словами (нож-ножи, карандаш-карандаши, куст-кусты).

Чтение правила на странице 86.

— Давайте ещё раз повторим правило, которое необходимо знать всем и взрослым, и детям, и конечно, сказочным героям.

— А сейчас мы поможем Незнайке и сами проверим, как нам удалось усвоить это правило.

— Саша прочитай первое предложение и подбери проверочное слово, так чтобы после парного согласного стоял гласный:

Утром сильный был мороз (морозы).

-Следующее предложение прочитает Вера:

Сел в сугроб (сугробы) я под дуб (дубы) и т.д.

VIII. Физминутка.

IX. Первичное закрепление изложенного.

Выполнение упражнения №7, стр.86 (у доски сильный ученик)

— Прочитай задание. О чём говорится в задании? (прочитать и подобрать проверочные слова по образцу)

— Ваня, прочитай образец (Зуб-зубы)

— Как проверили звук [б]? (подобрали проверочное слово, где после парного согласного стоит гласный.

— Сергей запиши следующее слово клюв.

— Сергей, как проверить слово клюв? (нужно подобрать проверочное слово, где после согласного стоит гласный- клювы)

Ребёнок записывает проверочное слово, проговаривая правило.

Далее работа по аналогии, разбираются слова: бинт, поезд, снег, лес.

— Откройте учебник на странице 87, найдите упражнение 9

— Прочитайте задание, что нужно сделать? (Начертить таблицу и заполнить её. Гласную на конце слова писать красным карандашом)

Один ученик выходит к доске, остальные работают в тетрадях.

— Произнеси первое слово (хле…). Проверь гласной (хлеба). Спиши, гласную в конце пиши красным карандашом.

— Какую последнюю букву написали красным? (букву а)

(Затем следующий ученик у доски анализирует следующее слово )

Молодцы, вы справились с заданием.

X Задание на дом.

Ребята, запишите в дневники домашнее задание: страница 87, упр.10

— Прочитайте задание к упражнению. Наташа читает.

— Что нужно сделать в дом. задании?(нужно прочитать предложения и подобрать проверочные слова.

1 группа – выполняет всё упражнение;

2 группа – вы выписываете только слова, которые нужно вставить в предложение.

— Вера, повтори, что нужно сделать? ( выписать только слова, которые нужно вставить в предложение.)

— Игорь, читай первое слово, которое ты запишешь с тетрадь (следы)

XI Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? (чему мы научились на уроке) :

Молодцы, сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Урок по русскому языку в 3 классе «Правописание парных звонких и глухих согласных»

Тема: Правописание слов с парными согласными  в   корне  слова.

Цель:   расширение знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: расширить знания  о проверке слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами; развивать орфографическую зоркость.

метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать  словарный запас учащихся, развивать речь; развивать  умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.

Тип  урока: урок открытия  новых знаний

Оборудование: проектор, ПК, презентация, карточки, смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

— Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям.  Слайд 1

А чтобы урок прошёл каждому впрок

Активно в работу включайся дружок.

-Садитесь. Откройте тетради, запишите число и название работы.

-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательными, старательными, активными). Для сегодняшнего урока я подобрала такую цитату «Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев» (Саади, персидский поэт). Как вы её понимаете? Слайд 2

  1. Чистописание. Слайд 3, 4

-Посмотрите на слайд, вспомните правила посадки при письме. Написание каких  букв  мы сегодня повторяем. Следим за наклоном и высотой букв.

Посмотрите работы друг друга и дайте оценку прописанному в тетради.

Какие звуки обозначают эти буквы? Что общего у этих звуков? Они парные по какому признаку? (по звонкости-глухости).

                            1 этап: постановка и принятие учебной задачи                                              

  1. Актуализация  знаний.

— Положите перед собой карточку №1. Что общего у букв первого столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С голосом и шумом) Что общего у букв второго столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С шумом)

-Что вы можете сказать об этих буквах? (Это парные согласные, но пары расставлены неверно). Восстановите пары букв по звонкости-глухости.

Карточка 1.

Б         К

В         Т

Г         П

Д        Ф

Ж       С

З        Ш

Слайд 5

— Оцените свою работу.  Что мы посоветуем тем ребятам, которые написали не все пары согласных? (Выучить их)

— Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

    — Опираясь на проделанную работу, сформулируйте тему урока.

(Тема урока. Правописание слов с парными согласными  в   корне  слова).

    — Сегодня мы продолжаем работу над разделом Правописание частей слова. Говорим об орфограммах в корне слова, а именно о парных согласных в корне.

     — Сформулируйте цель урока. Слайд 6

Я узнаю … Я научусь… (находить парные согласные в словах, использовать алгоритм проверки при написании, подбирать проверочные слова).

  1. Работа по теме урока.

2 этап: операционный (организация познавательной деятельности

 по решению учебной задачи)

1. Практическая работа. Слайд 7

Работа в парах. На каждом столе карточка №2.

Сильная позиция

Слабая позиция

тетради

тетрадный

тетрадка

тетрадочка

тетрадь

— Что общего у этих слов? (Они однокоренные). Докажите.

— Разделите  данные слова на две группы, используя стрелки. 1-ая группа – слова, в которых парный согласный в сильной позиции, 2 группа –  слова, в которых парный согласный в слабой позиции.

— Проверим работу в парах. Выслушать 2-3 пары.

— Подводим итог.  На слайде появляются эти две группы слов. Слайд 8

— Объясните, что значит –  сильная позиция парного согласного? (Парный согласный четко произносится, когда после него стоит гласный или согласные    [н ], [н].)

— Что значит – слабая позиция парного согласного? (Парный согласный не четко произносится, когда он стоит на конце слов или после него идет снова согласный. При написании  можно допустить ошибку.)

-Сделайте вывод:  Всегда ли  парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова).

— В какой группе находятся проверочные слова?

Оцените свою работу.

2.Словарная работа.

— А сейчас поработаем с орфографическим словарём. На какой странице он находится? Откройте его.  Выпишите из словаря 4 имёни существительных на букву м с орфограммой парный согласный на конце  слова. Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение.

-Какие слова выписали? (Выслушать двоих). Самопроверка.  Слайд 9

        — Объясните написание парной согласной, подобрав проверочное слово. Запишите.  Слайд 10

Медведи – медведь, молотки – молоток,  из моркови – морковь,  морозы – мороз. Как  подбирали проверочное слово? (Изменяли форму слова, чтобы после согласного шел гласный)

— Ученик изменил форму слова, подставив предлог,  мороз — в мороз? Будет ли это проверкой? Почему? Оцените свою работу.

3.Физминутка. Слайд 11

4. «Исключение  лишнего» Слайд 12

— Вставьте пропущенную букву, подобрав проверочное слово. (Один ученик у доски).

Сугро_, лё_, горо_, сне_, ши_ка, поя_, коро_, шка_.

— Какое слово можно назвать лишним в этом ряду? Почему? (В слове шишка парный согласный в середине слова, его нельзя проверить изменяя форму слова).

— Поверьте слово шишка. (Шишка – шишечка).  Это форма слова или однокоренное слово? (Однокоренное слово).

        5. Работа с правилом.

         — Ребята, кто-нибудь может сформулировать правило проверки парного согласного в корне слова? (Спросить 2-3 детей). Откройте учебник на с.112. Прочитайте правило в паре.

        6. Работа в группе.

   — Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой  парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)

   — Есть у нас такой алгоритм? Нет

 — Какая задача стоит перед нами? (Составить алгоритм)

Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

    1.  Читаю слово.

    2.  Нахожу    парный  согласный.

  1. Рассуждаю,  вспоминаю  правило.
  2. Подбираю  проверочное слово.

— Проверим.  Слайд 13

— У кого получилось составить алгоритм. Оцените свою работу.

-Прочитайте таблицу. Кто может её пояснить? Слайд 14

  1. этап: контроль и оценка

     7. Подведение итогов урока.

   — Давайте вернемся к теме урока. Какая тема?

   — Какие цели мы ставили перед собой?

   — Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?

   — А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

   — Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).

   — А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).

— Как  проработать  ошибку  на  парную  согласную?

— Записать   слово,  подобрать  проверочное;  на  это  правило  записать  ещё  2 – 3  слова.          

8. Рефлексия. Слайд 15

        — Продолжи предложение

На уроке было интересно…

Я могу себя похвалить за…

У меня хорошо получилось…

Мне было трудно…

У меня остались вопросы…

Я не понял…

        — Оцените свою работу на уроке  с помощью сигнальных карточек.

       9. Домашнее   задание.     Слайд 16

1.Выучить правило.

2. По выбору:

Написать 10 слов с парным согласным в корне слова.

Составить 3 предложения,  в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

       Слайд 17

Резерв

Сложное   слово  с  соединительной  гласной  О,  обозначающее  падение  снега.

                       Снегопад

— Укажи корни, из которых  состоит  это  слово?

— Какая  орфограмма  в  этом  слове?

Утром был сильный мороз. К обеду выпал первый снег. На деревьях пушистый наряд. У порога сидит наш кот. Он смотрит на большой сугроб. Ребята бегут на пруд.

задания

 

Максимальный балл

Оцениваю себя сам

Оценивает товарищ

1

Соотнёс не все пары согласных

0

Нашёл все пары согласных

1

2

Не смог разделить на группы сам

0

Разделил на группы, но допустил 1 ошибку

1

Разделил на группы правильно

  2

3

Не смог выписать 5 слов

  0

Выписал все слова самостоятельно и правильно

  1

Не смог подобрать проверочные слова или допустил 2-4 ошибки

  0

Подобрал проверочные слова, но допустил 1 ошибку

  1

Подобрал все проверочные слова

  2

4

Не смог разделить слова на группы или допустил 3-5 ошибок

  0

Разделил на группы, но допустил 1- 2 ошибки

  1

Разделил на группы правильно

  2

5

Не смог составить алгоритм

  0

Смог составить алгоритм с помощью

   1

Смог составить алгоритм самостоятельно

   2

10

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организационный этап урока.

Здравствуйте, ребята!

Вас я видеть очень рада.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз,

Я знаю каждый в классе гений

Но без труда и ум не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений

И вместе сочиним урок!

— Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.

Создает психологический настрой на урок. Мотивирует дальнейшую деятельность обучающихся.

Включение учащихся в деловой ритм. Готовность к активной учебно-познавательной деятельности.

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к  уроку.

Минутка чистописания.

Постановка темы и целей   урока.

С метлой в руке

С ведром на голове,

Стою зимой

Я во дворе.(Снеговик)

Рыбам в зиму жить тепло,

Крыша -толстое стекло. (лёд)

Белая скатерть всю землю  покрыла.(Снег)

Что вы скажете о словах? Какое слово лишнее? Обоснуй.

А что объединяет эти слова?

А какая орфограмма есть в каждом из слов? (парные звонкие и глухие согласные)

Назовите тему у рока. Поставим перед собой цели на урок.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует тему урока.  

Формулируют тему и цели урока.

Выражают свои мысли.

Принимают учебную задачу.

Орфографическая минутка.

Мороз сковал ледком лужи в лесу.

1.Задаём вопросы!

2.Определите части речи в этом предложении.

3. Выделите главные члены предложения.

Кого можете похвалить на этом этапе урока? А кому дадите совет?

Организует работу способствующую развитию орфографической зоркости.

Формулируют вопросы.

Задают вопросы по изученным орфограммам, которые есть в предложении

Принимают учебную задачу.

Физкультминутка.

умение применять правила охраны своего здоровья

Практическая деятельность

1 Работа в парах сменного состава. (Приложение №1) задания для пар сменного состава.

2. Работа в парах постоянного состава.

Упр. 214

Повторим алгоритм проверки парных звонких и глухих согласных.

На доске составляется схема.

Задание для группы ребят:

Подобрать однокоренные слова к словам: глаз, лес, холод.

Подобрать однокоренные слова.

Организует групповую и индивидуальную деятельность учащихся

Выявляют признаки орфограммы, Развивают умение находить в словах парную согласную

Вступают в общение, выражают свою точку зрения, слушают другого, соблюдают правила общения.

Принимают учебную задачу, выполняют учебное действие.

самостоятельно выбирают способ проверки.

Закрепление и совершенствование умений.

Самостоятельная работа.

Рабочая тетрадь.

моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

Подведение итога урока.  Рефлексия.

Какой праздник приближается?

Как он называется?

Что бы вы подарили своей маме?

Перед вами корзина, её нужно заполнить цветами, но вы сначала подумайте , какой цветок в корзинку вы поставите зелёный если вы считаете, что материал хорошо усвоили, желтый если вам, нужно ещё позаниматься, и красный если плохо поняли материал сегодняшнего урока.

Осмысливают свои действия.

Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Использование критериев для обоснования своего суждения.                             Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Д.З.

Конспект урока по русскому языку на тему «Проверка слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. (3 класс)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Орлецы Нагорского района

Урок — игра «Путешествие»

Тема:

Проверка слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

(3класс)

2012г.

Цели:

Образовательные:

— закрепить умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Развивающие:

—  развивать внимание, речь, память, воображение (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

    —    способствовать воспитанию наблюдательности, желания учиться, познавать и открывать новые знания, умения принимать игровую ситуацию и социально взаимодействовать с игроками

Оборудование:

таблица парных согласных, карточки, памятки, сказочный герой — Незнайка, магнитофон, диски СД, рисунок – карта «путешествия», карточки с названием улицы, парка, гирлянда из 9 флажков.

Учебник Т.Г.Рамзаева 1часть, рабочие тетради, толковый словарь, стихи на правописание парных согласных.

Формы организации деятельности учащихся:

Виды деятельности:

— минутка чистописания

— работа в тетради

— речевое оформление мысли (повторение орфограммы)

— работа со словарём

— самостоятельная работа

— творческая самостоятельная работа

— работа корректоров (взаимопроверка)

-подведение итогов путешествия

Ход урока:

Части – блоки урока

(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

(в минутах)

Минутка чистописания.

3 минуты

Подготовка к введению темы. Новый материал.

( Обнаружение орфограммы. Определение, каким правилом регулируется написание.)

12 минут

Упражнения на закрепление. ( Применение правила).

7минут

Физкультминутка.

3минуты

Закрепление. Работа со словарём.

Самостоятельная работа.

6минут

Творческая самостоятельная работа.

8 минут

Работа корректоров.

(Осуществление орфографического контроля).

3-4 минуты

Итог урока.

Домашнее задание.

Рефлексия.

2-3минуты

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У. Прозвенел звонок.

Р. Начинается урок.

У. Урок русского языка, но необычный урок.

(звучит тихо таинственная музыка)

Мы сегодня отправляемся с вами в неведомую страну, в которой нас ждут приключения, испытания и открытия. Чтобы пройти успешно весь путь и не потеряться, чтобы добыть клад и справиться с трудностями, нужно быть внимательными, дружными и смелыми. Вы согласны отправиться со мной в эту страну?

Итак, я рада вашему решению.

В волшебную страну войдут только те, кто красиво и аккуратно выполнит

1 задание.

2. Минутка чистописания:

(запись на доске)

б в г д ж з л

п ф к т ш с ц

— Что объединяет звуки букв в каждой строчке?

(В первой строчке буквы звонких согласных звуков, а во второй строчке – глухих).

— Какая буква лишняя в каждой строке?

( л, ц, т.к. они обозначают непарные согласные звуки.)

— Что можно сказать об оставшихся буквах?

(Они обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки.)

— Запишите парные согласные красиво в тетрадь по образцу.

Молодцы мы можем продолжить путешествие, но посмотрите, перед нами преграда – крепостная стена. Дверь в ней откроется, если выполните следующее задание.

3Актуализация знаний.

−        Давайте, определим, что мы с вами знаем про парные согласные.

 (   Е(есть звонкие согласные Б В Г З Ж Д и их пары глухие согласные

П Ф К С Ш Т
Они парные, потому что при произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту разное препятствие. Глухие согласные произносятся с шумом. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.)

— Что это?

У.То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?

Р. (тетрадь)

У. Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Итак, путь свободен. Мы попали в неизвестный странный город, почему так решили?

Верно. Нам об этом говорит название улицы — это улица Парных согласных.

— Что вы знаете о их правописании?

    ( Парные звонкие и глухие согласные пишутся не так, как слышатся, они могут быть в конце слова и в середине)

( на доске )

     Как проверить парную согласную в корне слова?

    Какие слова можно назвать проверочными?

— Какие странные вопросы на доске объявлений. Почему такие вопросы приготовили для нас жители этого города?

Путешествуя, мы закрепим и пополним свои знания о проверке написания парных согласных в корне

4. Работа по теме урока. 

Наверное, это для нас новое испытание. Мы ответим на эти вопросы?

Давайте, исследуем слова и определим, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова.

(слова на доске, а рядом рисунок Незнайки)

Оказывается, Незнайка хотел выполнить работу, нам помочь, но посмотрите, что у него получилось. Ребята, объясните, пожалуйста, какие буквы надо выбрать?

1в. Тетра.(д,т)ь, тру. (т,д), сапо. (г,к), эта. (ж,ш), хле. (п,б), моро. (с,з), су. (п,б), огоро. (д,т)

 — В какой части слова происходит оглушение звонкого звука?

(в корне, в конце слова )

−        Когда мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова? 

(Парные звонкие и глухие согласные пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению).

−        А теперь перед нами задача – определить способ проверки написания парных согласных в корне слова. Что для этого надо сделать?

(подобрать проверочное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции)

 (если надо, воспользуемся памяткой, у каждого памятки «Как искать проверочные слова для корня»)

   объясняю значение слова, подбираю однокоренное слово, изменяю форму слова, подбираю проверочное слово по принципу : один – много, труды – труд и т.д.

— Запишите пары слов, выделите корни. Почему сначала надо записывать проверочное слово?

Испытание требует вашего внимания, аккуратности в работе.

Самостоятельная работа. (выбрать и записать пять слов с проверочными словами)

Н – р.( Труды – труд, морозы – мороз, супы – суп, этажи – этаж).

— Как проверили парную согласную?

−        Какой вывод сделаем? 

(изменяю форму слова, подбираю проверочное слово по принципу : один – много).

Но посмотрите, ещё даётся другое испытание.

(Даны картинки на доске).

2в. Морковка, редиска, огурец, картошка, помидор.

— Выберите слова, которые относятся к теме нашего урока. Почему?

Прочитайте группу слов. Что общего? Какие слова вы выписали?

−        Сравните слова 1 варианта со словами 2 варианта. Что заметили? 

(Несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в корне слова.)  

Давайте попробуем проверить слова 2 варианта

(ребята подбирают проверочные слова)

— Что заметили? Подойдет сюда этот способ? Почему?

Редиска – редисочка

Картошка — картошечка

Морковка –морковочка, морковный

−    Как проверим парную согласную?

(подбираю проверочное слово, объясняю значение слова, делаю маленьким или называю ласково)

Перед каким согласным парная согласная не требует проверки? (н, в слове морковный)

Расскажите правило проверки парных согласных и мы можем дальше продолжить путешествие.

— Прочитайте проверяемые слова.

проверочные слова.

У. Хорошо справились с испытанием.

Если слышишь парный звук:

Б-п, в –ф, г –к, д –т, ж – ш, з – с.

Будь внимательным, мой друг,

Звук согласный проверяй:

Рядом гласный подставляй.

Зуб – на зубы,

Лёд – на льды,

Будешь грамотным и ты!

Но посмотрите, яркий конверт на дороге.

Работа по КАРТОЧКАМ..

—      Какие слова являются проверочными словами и почему? Выберите их.

(называем по цепочке)

Голубь – голубок, голуби, голубки, голубиный

Дуб – дубки, дубовый, дубок

Завод – заводской, заводы, заводик

Огород – огороды, огородик, огородный.

     Измени слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке.

Самостоятельная работа.

ГРЯДА – ШУБА –

ЯГОДА – ГОЛОВА –

– Итак, какие слова требуют проверки?

  — Какие слова являются проверочными?

Запишите слова, в которых согласная требует проверки, а Незнайка понаблюдает за посадкой при письме и за правильным выполнением задания.

(взаимопроверка)

(ГРЯДКА, ШУБКА, ЯГОДКА, ГОЛОВКА.)

У. Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего? – Нет грядок.

А тетрадка? – Нет тетрадок.

Зубки! Изменили зубы.

Шубки! Проверяем – шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

— Кому задание показалось сложным?

Может кто – то решил остаться?

Я рада, что все вместе продолжаем путь.

(звучит музыка, плеск воды и крики китов)

У. Какие странные звуки. Но вот беда, перед нами широкая, глубокая и стремительная река. Переплыть её нет никакой возможности: нет ни лодки, ни сил. Но мы можем построить мост. Материалом для него будут слова. Давайте перед работой немного отдохнём.

5. Физкультминутка (текст записан на обратной стороне крыла доски)

Читаю, а ребята выполняют.

Назвали все предметы по порядку,

Теперь всех приглашаем на зарядку. (встают)

Мелкие шажки – раз, два, три.

Лёгкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

Посмотрите, пожалуйста, на текст.

— Какие слова из текста имеют орфограмму, которая требует проверки?

Подберите проверочные слова.

(быстро, по одному выходим к доске, называем проверочное слово и подчёркиваем орфограмму).

— Какие способы проверки вы узнали?

(изменяю по числам: много – один;

делаю маленьким или называю ласково,

можно по команде вопроса: (много) кого? чего? или слова «нет».

У. Прекрасный получился мост. В добрый путь, друзья!

6. Продолжение работы по теме.

Мы находимся в необычном , со странным названием парке ЛЫБУКА.

— Подумайте, как называется этот парк? Кто понял, как узнать название?

(название парка Улыбка).

— Почему буква выделена? (…) проверочное слово?

Но все здесь спят.

А сейчас тихонечко вы тоже заснули, но только до моего слова.( Ребята закрывают глазки. Отдых для глаз.)

Открываю створку другой доски, записано двустишие из стихотворения И.Гамазкиной.)

Кто ёжится, тот ёж,

А кто ершится – ёрш.

(Все проснулись — открывают глаза.)

Вы спасатели. Вы поможете всем заколдованным птицам, животным и людям, если выполните задание.

Прочитайте, пожалуйста, двустишие. Оно очень интересно.

— Что интересного вы заметили? (в стихотворении есть родственные слова)

— Назовите родственные слова. Назовите корень.

(ёжится – ёж,

ершится – ёрш)

— Как вы понимаете значение проверочных слов? (ответы)

(работа со словарём – закладка на нужной странице)

В толковом словаре С.И. Ожегова написано-

Ёжиться – ёжусь, ёжишься. Сжиматься всем телом. (от холода, стеснения).

Ершистый – торчащий к верху.

Ершится – входить взадор,

— Что вы знаете о правописании родственных слов?

— Назовите проверяемое слово, проверочное.

У. Сегодня мы сделали открытие — ещё один способ подбора проверочного слова, предмет – действие, (существительное — глагол). Узнали значение новых слов.

Спасатели – молодцы! Вы справились с очень сложным заданием, сняли сонные чары со всех, кто был в этом парке.

Продолжаем путь дальше, но перед нами высокий подъём. Нам обязательно надо пройти через него.

Давайте построим лестницу из слов. Ступеньками будут слова — это однокоренное существительное, которое вы образуете.

Выделите парный согласный.

Самостоятельная работа.

( Работа в тетрадях.)

Загадать –

Посадить –

Погрузить –

Поливать –

  У. Сегодня, отправляясь в путешествие, вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о проверке написания парных согласных в корне слова. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на вопросы сами?

(парную согласную в корне надо проверять, нужно изменить слово: много – один, подобрать однокоренное проверочное слово, делаю его маленьким или называю ласково или существительное – глагол, или подставляю слово «нет», в котором после согласного стоит гласный звук или звук «н».

Кто – то рассказывает правило из учебника)

Мы приближаемся к концу путешествия, но посмотрите, какое интересное сообщение для путешественников.

Кто справится с заданием, тот найдёт здесь клад.

Вы хотите найти клад? Тогда выполняем внимательно и осторожно новое задание.

Творческая самостоятельная работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя найденные нами способы проверки парных согласных в корне слова.

 КАРТОЧКИ для индивидуальной работы.

1 вариант. ( ребята не знают, что есть слова для справок на обратной стороне карточки: снег, шубка, шапка, мороз) использует только тот, кто не может сам справиться с работой)

На дворе …. Выпал пушистый … . Саша надел теплую … и меховую ….

 

2 вариант (без слов с обратной стороны)

У бабушки в деревне большой …. Там на … зеленеет … и растёт вкусная …. На … бабушка приготовила вкусный ….

Время работы корректоров – взаимопроверка.

(памятка у каждого в учебнике, если нужна)

Работает карандаш.

1.Читай по слогам – нет ли описок.

2. Находи все орфограммы.

3. Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.

4. Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».

Итак, клад наш. Я довольна, что смогли его добыть. (это гирлянда с флажками).

Но ответьте, пожалуйста, ещё на вопросы.

— Что нового узнали?

— Какое правило закрепили?

Наше путешествие подходит к концу. Мы стоим перед воротами волшебной страны. (музыка – голоса птиц)

Для того чтобы выйти в ворота и вернуться обратно, нужно отгадать слово, спрятанное в гирлянде из клада.

  • В первый флажок впишите букву М

  • В третий слева флажок впишите букву, стоящую в алфавите перед буквой М

  • В последний флажок – первую букву алфавита.

  • В пятый с начала ( он же пятый с конца) впишите букву Д

  • Во второй с конца – букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.

  • В предыдущий — букву И

  • Между буквами Д и И впишите букву, обозначающую всегда мягкий согласный звук.

Прочитайте вместе дружно, что получилось?

(МОЛОДЧИНА)

У. Про кого это слово?

У.- Молодцы!

Итак:

То ли луг, то ли лук

То ли плод, то ли плот,

Где писать какую букву,

Даже Знайка не поймёт.

Ну, а если мы изменим

На плоды и на плоты?

Тогда правильно напишешь

И не ошибёшься ты.

Гласные и «Н» помогут

Слышать чётко каждый звук.

Если книжный –значит, …. добавляют хором ( книжка,)

Если с другом – значит, … (друг.)

7. Дома составьте, пожалуйста, словарный диктант из 10 слов на правописание парных согласных.

8. Рефлексия.

Какое настроение после путешествия? Покажите карточки. (карточки – личико с разной мимикой).

Кто готов к дальнейшим путешествиям?

9. Всем спасибо за работу.

Урок окончен.

Используемая литература:

  1. В.Волина «Учимся играя», «Новая школа», М. 1994г.

Приложение.

Памятка №1.

Как искать проверочные слова для корня.

  1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.

  2. Измени проверяемое слово:

предмет действие признак

(ед.ч. или мн.ч.) что (с) делаю?

чего?

Если надо, выполняй два действия.

   объясняю значение слова, подбираю однокоренное слово, изменяю форму слова, подбираю проверочное слово по принципу : один – много, труд– труды

Памятка №2.

Как писать без ошибок?

  1. Читай по слогам – нет ли описок.

  2. Находи все орфограммы.

  3. Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.

  4. Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс): УРОК русского языка «Парные звонкие и глухие согласные»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3Б КЛАССЕ  МОУ «СОШ №11»

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Дата проведения: 03.12.2019

Цели:

  1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.
  2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.
  3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;
  • сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;
  • закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.
  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;
  • развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

— Я улыбнулась вам, а вы посмотрите друг на друга – улыбнитесь друг другу и подумайте:

Как хорошо, что мы сегодня с вами вместе.

II. Эмоционально — психологический настрой.

— Я хотела бы видеть вас активными и мыслящими. Пожелаем друг другу удачи на уроке.

— Каждый урок русского языка для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Сегодня я предлагаю провести урок-исследование. А что значит исследовать? (ответы детей)

— А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

— Мы сегодня с вами будем исследователями. Давайте узнаем тему нашего исследования.

III. Определение темы урока. Письмо

К нам пришло письмо одно.

Очень странное оно.

Вместо марок —

Три снежинки,

А конверт из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

В сказочной стране живут приятели — согласные, но характер у них разный. Один веселый, голосистый, а второй – сердитый. Чуть что – сразу начинает шипеть, свистеть, ворчать. Они ужасные спорщики. Так получилось, что они отправились на прогулку и увидели телеграфный стол…(б/п) стоит, а одной буквы не хватает. Они начали спорить, кому из двух согласных встать в слово. Зимушка-зима.

— Ну, что ребята поможем Зимушке-зиме решить спор приятелей?

— Что это за приятели-согласные? Мы можем их узнать? (Это парные согласные Б — П)

— Сформулируйте тему нашего исследования?

— Чему мы сегодня должны научиться?

— Какие задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

План на доске.

VІ. Повторение.

— Начинаем наше исследование.

— Давайте вспомним, по какому признаку согласные делятся на парные согласные. (По звонкости и глухости)

— Разделите на звонкие и глухие.(слайд)

— Давайте вспомним, как проверить написание парных звонких и глухих согласных:

Парные согласные –

Самые опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

В корне ты их проверяй-

Рядом гласный подставляй!

— Приведите примеры.

V. Чистописание.

Отгадайте – ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега. (декабрь)

— Правильно, ребята! Это первый месяц зимы.

У зимы не счесть хлопот.

Скоро праздник – Новый год.

—  Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Поэтому люди стараются встретить Новый Год весело, с песнями, плясками. На Новый год загадывают желание, украшают свои жилища.
— Что является символом этого праздника?
— Чем принято украшать ёлку?

— Мы сегодня будем украшать нашу красавицу. За активную работу на уроке вы будете получать жетон – игрушку, а в конце урока мы посмотрим, сможет ли наша елочка порадоваться нашим знаниям.

Игра «Звук заблудился»

— Посмотрите на доску, что мы видим? (слова)

-Давайте составим из этих слов предложение. (1 у доски, все остальные в тетради) (слайд)

— Как вы понимаете его смысл? (Декабрь гот кончает, зиму начинает).

— Почему я написала 2 буквы т- д?

— Какая орфограмма встретилась в слове?

— Дайте характеристику этому звуку.(Согласный, глухой, твердый, парный)

-Сегодня мы пропишем пару парных согласных.

— Уловите закономерность, запишите Дт, Тд, Дт, …… (слайд)

VІ. Словарно — орфографическая работа.

— Посмотрите внимательно на выделенное слово. Что это за слово? (словарное слово, которое надо запомнить)

(Работа со словом декабрь: деление на слоги, ударение, схема).

— Какие еще зимние месяцы вы знаете?

— Запишите их через запятую.

— Ребята, как вы поступите, если забыли правописание словарного слова?

Ответы детей: Словарные слова нужно учить наизусть или проверить по «Орфографическому словарю».

Вывод. Правописание словарных слов необходимо запоминать или проверить по «Орфографическому словарю». Проверка на слайде (декабрь, январь, февраль)

Мы применили 1 задачу нашего исследования.

VІІ. Актуализация знаний учащихся. Работа в парах.

— Продолжим наше исследование.

— У вас на столе лежит конверт, а в нем задание. Посмотрите внимательно, кто мне может сказать, какое задание вы будете выполнять.

— Дополните предложение. Подставьте вместо пустого прямоугольника картинку.

Выпал мягкий, белый, пушистый ….

Зимой мы ныряли в…..

……- это ледяной шарик.

На Новый год дарит детям подарки……

— Сравните с образцом на слайде. Запишите получившиеся предложения.

VІІІ. Физкультминутка.

— Давайте немножко отдохнем. 1 ученик у доски.

Я смотрю, что вы устали

И поэтому все встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Мы походим на носках, а потом на пятки

Все проверили осанку и свели лопатки.

ІХ. Работа по теме урока.

— Продолжим наше исследование.

— У меня в руках волшебная шкатулка, я открываю, а там ребятки – орфографические загадки.

— Запишите отгадки, подчеркните орфограммы. Подберите проверочные слова.

  1. Две сестренки,

Две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

  1. Сидит на макушке,

Связаны ушки. (шапка-ушанка)

  1. Без рук, без топорища

Построено мостище. (Лед)

  1. Проработав целый день,

Намела гору метель.

Что за горка? Как зовётся?

Вам ответить мне придётся. (сугроб)

(варежки — варежечки, шапка-шапочка, лед – ледок, сугроб — сугробы) -(Проверка на слайде)

— Что мы сейчас с вами делали? (подбирали проверочные слова)

Мы применили 2 задачу нашего исследования:…….

Х. Работа по учебнику.

с. 113 упражнение 221

Найдите и выпишите предложение, в котором встретились слова (слово) с орфограммой на парные звонкие и глухие согласные.

Подчеркните грамматическую основу.

ХІ. Физкультминутка.

Для глаз и для пальцев.

А теперь закройте глазки, глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду и беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей.

ХІІ. Закрепление изученного (карточка).

— Применим 3 задачу нашего исследования.

Ночью был ле..кий моро… Реки оделись л…дяным ко..ром. Ребята надевают ша..ку, варе..ки и бегут играть в сне..ки. Малыши вылепили снеговика. Вместо носа морко..ка. В пушистый сне.. спрятались елоч…ки.

— Сравните текст с образцом на слайде.

— Какие орфограммы встретились в тексте

— У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.

1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.

2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)

3 секрет — есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова

4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное

5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово — глагол

XІІІ. Домашнее задание.

— Придумать загадку о зиме.

— Сочинить стихотворение.

— Нарисовать зимний пейзаж.

ХІV. Сделаем вывод нашего исследования:

— Какую орфограмму сегодня повторяли?

— Как проверить парную согласную в корне слова?

— Почему нужно проверять слова с парными согласными?

— Какие слова называются проверочными?

— Что вызвало затруднение?

ХV. Рефлексия.

Оцените свою работу. Продолжите предложения.

Мне удалось….

Мне понравилось…..

Я могу похвались себя за….

Отметки.

— Мне понравились ответы……. Посчитайте жетоны. У кого 2 и более – 5, 1 жетон – 4.

Вы получили жетон-игрушку. Напишите на одной из них пожелание и давайте украсим ими нашу елочку.

-И наша елочка на слайде заскучала, давайте украсим и нашу елку игрушками.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *