Парные звонкие и глухие согласные орфограмма – примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

Урок русского языка во 2-м классе «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Цели и задачи урока:

  • сформировать представление у детей об орфограмме парный согласный в корне слова;
  • повторить и закрепить правила по данной орфограмме;
  • развивать у детей навыки логического мышления, анализа и синтеза;
  • увеличение словарного запаса учеников;
  • формировать навыки коммуникативного общения при работе в группе;
  • развивать навыки контроля и самоконтроля.

У: Сегодняшний урок я предлагаю начать с прослушивания гимна нашего класса. Эта песня станет девизом работы на уроке.

Проигрывается песня “Все на свете можешь ты”.

У: Как будем работать соответственно этому девизу? С каким правилом работали на прошлом уроке? У кого были ошибки? Чем мы будем заниматься сегодня? ( Продолжать работать над орфограммой парный согласный в корне, повторять и закреплять полученные знания.)

Выход на тему урока.

Чистописание. На доске написаны две строчки букв:

з б д в ж г

с п т ф ш к

У: Какую закономерность вы видите в данном задании?( На доске написаны пары согласных по звонкости и глухости.)

У: В чем отличие звонких согласных от глухих? Все ли согласные записаны? Почему не представлены непарные согласные?( Непарные согласные всегда находятся в сильной позиции.) Повтор правила.

На доске открывается запись: т…тра…ь, з…во…, м…две…ь, горо…, м…ро…, к…р…нда….

У: Какие буквы надо вставить вместо точек? ( На доске открываются пропущенные буквы. ) Кто допустил ошибки?

У: Что общего у всех этих слов? В чем различие?( Это словарные слова, отличие в том, что одни существительные одушевленные, другие – нет, можно также указать на разное количество слогов.)

У: Какую орфограмму в данных словах мы можем проверить? Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании парной согласной?

Выберите любое, наиболее понравившееся вам слово и запишите его вместе с проверочным.

Учитель вешает на доску карточки со следующей записью:

изморо…ь

изморо…ь

У: Вставьте пропущенные буквы. Поясните смысл слова изморозь.( Если дети затрудняются, можно использовать словарь.) Проверьте парный согласный на конце. Что такое изморось? Проверка лексического значения слова по словарю. Проверьте парный согласный на конце. Составьте предложения с данными словами. Запись предложений по группам.

Групповая работа. Капитаны выбирают предложенные учителем задания, для индивидуальной работы в группах. Выборочная проверка по нескольким примерам. Проверка проводится представителями соседних групп. Повтор правила.

Возможные варианты заданий для групповой работы:

Бума…ка, ю…ка, шу..ка, кра…ка, пу…ка, кно..ка, гря…ка, бере..ка, до…ка, фла…ки, тру…ка, бесе…ка, мы…ка, ша…ка, ска…ка.

1. Задание: выберите лодку с буквой. Приведите ее к нужному слову.

 2. Задание: восстанови слова.

 3. Задание. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.

Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка.

Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.

Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.

сладости  
цветы  
посуда  
драгоценные камни
 
мебель  
птицы  
овощи  
орудия труда  

4. Задание. Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова.

Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни….

 5. Задание. Сочини слова. Напишите согласные, которые можно поставить вместо точек.

Слова учителя: “Я предлагаю оформить данное правило для будущих второклассников. Как вы думаете, им будет легче, если мы подарим ребятам наш проект по теме, которую мы изучали на сегодняшнем уроке? Давайте повторим тему урока и правило, которое на протяжении всего учебного времени помогало нам не допустить ошибок в написании слов.

Чтобы нашим младшим товарищам было не только познавательно, но и очень интересно работать с данной орфограммой, я предлагаю дополнить наш проект примерами, которые они увидят в виде иллюстраций”.

Учитель показывает заготовку проекта с написанной темой и правилом.

Каждая группа получает по паре слов, которые нужно изобразить наглядно.

Капитаны выбирают конверты с заданиями. В конвертах представлены пары слов, одинаковых по произношению, но различающихся по написанию, например:

плод — плот

луг — лук

пруд — прут

гриб — грипп

молод — молот

Слова написаны на одной стороне листа, ребята, работая совместно в группе, оформляют рисунки с противоположной стороны. Готовые работы ученики представляют в классе. Затем проекты убираются в файлы и прикрепляются в папку, вместе с темой урока и правилом, которые заготовлены учителем заранее.

У: Все ли смогли справиться с заданиями? Помогал ли вам в работе наш сегодняшний девиз? Что еще было в помощь на нашем уроке? Оцените свою работу. ( Дети высказывают оценку общей деятельности класса.) Давайте улыбнемся друг другу и скажем слова благодарности за прошедший урок. У нас много интересных и трудных правил. Мы все сможем одолеть.

Домашнее задание в конце данного урока не задается.

Урок апробирован в 3-м классе по программе Т.Г. Рамзаевой.

Используемая литература

А. Ундзенкова, О. Сагирова “Русский с увлечением”, Екатеринбург, 1999год.

urok.1sept.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание парных звонких и глухих согласных».2 класс

Прощенко Инга Вениаминовна,

заместитель директора по учебной работе,

ГУО «Средняя школа № 68 г.Минска»,

Республика Беларусь

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных.

Цели: закрепить с учащимися правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова и на конце слов; развивать умения выбирать необходимую орфограмму, речь учащихся, орфографическую зоркость; воспитывать усидчивость, бережное отношение к природе.

План урока

1.Организация начала урока.

                  Почему на небе тучи?

                  Почему ежи колючи?

                  Почему снежинка тает,

                  До ладони долетая?

                  Почему звезда упала?

                  Почему я знаю мало?

                  Видно, надо не лениться,

                  А учиться и учиться.

— Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы? ( учиться , стремиться добывать знания. Много читать и быть внимательным)

— Сегодня урок будет насыщен вопросами. Играем в игру «Вопрос- ответ»

-Какая бывает речь?

— Из чего она состоит?

-Из чего состоит предложение?

— А слова? ( из звуков)

— А далее игра «Путаница»\ выбери правильный ответ\

— Если ответ правильный- знак поднятой руки, а если неправильный- хлопок в ладони.

Звуки бывают:

твёрдые и мягкие,

послушные и не очень,

ударные и безударные,

круглые и квадратные,

радостные и грустные,

звонкие и глухие,

толстые и худые,

гласные и согласные.

2.Сообщение темы и целей урока.

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих
Прислушайтесь к звучанию согласных
Чтобы не путать звонких и глухих
Глухие звуки это непоседы,
Они спокойно не желают жить
Они стремятся звонкого соседа
Во чтобы то ни стало заглушить

Тема сегодняшнего урока: Правописание парных звонких и глухих согласных . Урок – закрепление.

— Девизом нашего урока будет следующая пословица:

Терпенье и труд всё перетрут.

Открываю доску. На ней перепутаны слова данной пословицы.

Труд, всё, и, перетрут, терпенье.

— Нам кто-то мешает. Вы узнаете девиз урока, когда составите из этих слов пословицу. (Дети составляют пословицу. Объясняют её смысл.)

— Назовите «хитрую» букву в третьем слове предложения. Почему она «хитрая»?

Докажите. Подберите проверочное слово. Давайте вспомним правило:

(хором)

У. – Звук согласный проверяй,

Д. – Рядом гласный подставляй!

У. – Грядка. Нет чего?

Д. – Нет грядок.

У. – А тетрадка?

Д. – Нет тетрадок.

У. – Зубки! Изменили –

Д. – Зубы!

У. – Шубки! Проверяем –

Д. – Шубы. Ждём снежинок и салазок,

У. – И побольше чудных сказок.

— Вот и сегодня на уроке вы очутитесь в сказке, а какой – вы узнаете чуть позже.

3.Минутка каллиграфии.

Вывешиваю иллюстрацию первого сказочного героя – МЫШКА.

1. Составить предложение со словом «мышка».

2. Определить количество слогов и назвать ударный.

3. Назови первый звук в слове мышка: какой он- гласный или согласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, какой буквой обозначается на письме?

На доске:

м мы мыш мышк мышка

– Какую закономерность заметили?

— подчеркните орфограмму в слове мышка. Как проверим написание?

— Мышка бежала, хвостиком махнула и вытерла несколько букв. Необходимо восстановить слова. Прокомментируйте написание этих слов и назвать орфограммы.

П…м…дор, маш…на, м…л…ко, малыш…, ми…ка.

— Задание выполнено и к нам приходит новый сказочный герой- иллюстрация КОШКИ.

-Какая орфограмма «спряталась» в слове КОШКА? \ парный согласный ш\ как его проверим?

4.Закрепление изученного.

а) Звуко-буквенный разбор слова

— Прочитайте загадку. Найдите слова с орфограммой парные звонкие и глухие согласные. Объясните написание слов. Отгадайте загадку.

Загадка:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть –нет головы. (Гриб)

Учащиеся проводят звуко-буквенный разбор слова «ГРИБ».

Вывешиваю иллюстрацию следующего сказочного героя – СОБАКА

— Из разрозненных букв догадайтесь о кличке собаки.

жкчуа

Жучка.

— Какая орфограмма спряталась в этом слове? Большая буква, чк- чн. Сочетание ЧК встречается и в названии следующего героя. Вывешиваю иллюстрацию следующего сказочного героя – ВНУЧКА.

б) физкультпауза.

-Внучка очень весёлая и очень любит танцевать. Давайте отдохнём под её любимую песенку.

в) Игра «Собери грибы в корзинку».

— Ребята, а куда ходят люди за грибами? Как называют человека, который любит собирать грибы? А какие правила сбора грибов вы знаете?

1.Собирать грибы следует в корзину из плетёных прутьев, а не в полиэтиленовый пакет, в котором грибы в жаркий день могут испортиться ещё до вашего прихода домой.

2. . Грибы можно смело собирать в тех лесах и лугах, которые расположены вдали от оживлённых автомобильных дорог и районов с высокой промышленной загрязнённостью. Иначе грибы накапливают вредные вещества.

3. Вернувшись с грибами, домой, надо сразу их перебрать и выбросить старые, так как в них образуется много вредных веществ.

4. Нельзя откладывать приготовление грибов! Через сутки даже в молодых съедобных грибах образуется много вредных веществ.

5. Грибы — тяжёлая пища, ведь их хитиновая оболочка плохо усваивается организмом. Поэтому детям до 5 лет грибы есть нельзя, а после пяти можно употреблять их в небольшом количестве.

Вот сейчас вы все будете грибниками.

Перед вами белочка с корзинкой.

Мы должны помочь ей собрать грибы, вставляя в слова пропущенные буквы В каждом слове недостаёт последней буквы.

Гриб…,са…, ду…, дожд… .

Учащиеся собирают грибы в корзинку необходимые буквы – «грибы», называют орфограмму, объясняют её написание, подбирают по 2-3 проверочных слова.\ записывают под комментирование с проверочным словом\

Вывешиваю иллюстрацию следующего сказочного героя — БАБКА.

г) работа по учебнику.

Алгоритм:

1. Читаю слово…
2. Слышу звук…
3. Проверяю…
4. Пишу букву…

/Учащиеся выполняют упражнение 167./

Выпишите предложение. Обозначают в словах над парными звонкими и глухими согласными звуки, которые обозначают данные буквы. Объясняют написание.

Вывешиваю следующего сказочного героя – ДЕДКА.

д) Работа над загадками, в отгадках которых есть орфограммы на пройденное правило. Дети в тетрадях записывают только отгадки, подчёркивают орфограммы, объясняют их написание.

1) Чтобы в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).

2) Всё перетрут терпение и … (труд).

3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … (друг).

Кто-то за кого-то ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Мышка, бабка, внучка – все сюда бегут.
Победил упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко и держался цепко?
Это наша …( репка)!

Вывешиваю последнего героя сказки – иллюстрацию РЕПКИ.

— Герои какой сказки были у нас в гостях? Чему учит эта сказка? Перескажем её, используя рисунки.

Посадил дед….репку. Выросла репка….большая- пребольшая. Пошёл дед репку рвать:… тянет-потянет, вытянуть не может.

ДЕД\Т КА

-Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут- потянут…. Вытянуть не могут.

БА(Б\П) КА

-Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут- потянут…. Вытянуть не могут.

ВНУЧ…КА

-Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут- потянут…. Вытянуть не могут.

Жуч…ка

-Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

КО(Ш\Ж) КА

Тянут- потянут…. Вытянуть не могут.

-Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Мы(Ш\Ж)Ка

Тянут- потянут…. Вытянули репку.

— Вытянули репку.

РЕ(Б\П) КА

5.Подведение итогов урока.

-Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали.

– О какой орфограмме мы сегодня говорили?

– Как проверить написание парной согласной в корне слова?

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что помогало вам в работе?

infourok.ru

Конспект урока с презентацией по русскому языку «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова (2 класс)

Киреева Наталия Викторовна, МБОУ «СОШ №24», Свердловская область, г. Краснотурьинск, учитель начальных классов.

Конспект урока по русскому языку «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова» с презентацией для учащихся 2 класса.

Тема: Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цели:

  • формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;

  • развивать умение сравнивать и обобщать;

Задачи урока:

Образовательные:

  • закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;

  • учить применять полученные знания на практике;

  • совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;

  • актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

Развивающие:

  • формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и распределения внимания;

  • развитие слуховой и оперативной памяти;

  • развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие орфографической зоркости учащихся.

Воспитательные:

  • формирование познавательной мотивации;

  • воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.

  • воспитание аккуратности при работе.

Формирование общеучебных умений и навыков:

  • правильно готовить рабочее место к уроку;

  • соблюдать правильную осанку во время работы, соблюдать правила безопасной работы с нетбуками;

  • правильно пользоваться учебными принадлежностями, ориентироваться в содержании учебника;

  • понимать и удерживать учебную задачу;

  • проверять свою работу.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» Т.Г.Рамзаева, рабочие тетради, раздаточный материал, детские нетбуки, ноутбук учителя, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено всем нам урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

— Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

— Хорошо. Тогда мы начинаем.

— Я предлагаю вам сегодня работать под девизом:

Слайд № 2.

«Хочешь альпинистом стать — иди в горы.

Хочешь грамотным быть — учись думать и мыслить».

— Сегодня я желаю вам достичь маленькую, но важную вершину на пути к грамотности.

II. Определение темы урока и постановка учебной цели.

— Что же нас ждёт сегодня на уроке русского языка? Слайд № 3.

На доске записаны слова:

Гора, леса, травка, поля.

— Найдите лишнее слово. Почему?

— Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока:

В нашем русском языке

Ходят пары «налегке».

Часто «хитрые подружки»

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую —

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

— Догадались? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Слайд № 4.

Тема урока: Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

— А цель нашего урока будут следующая:

Слайд № 5.

Цель урока: научиться проверять парный согласный звук в корне слова.

III. Минутка чистописания.

— Сколько пар согласных в русском языке? Назовите их.

бп вф гк дт зс жш

— Красиво и аккуратно, в соответствии с законами каллиграфии напишите пары этих букв.

— Назовите буквы звонких согласных.

— Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

IV. Работа по теме урока.

  1. Наблюдение над проверочными словами.

— Отгадайте загадку. Слайд № 6.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

— Какое правило встретилось в этом слове?

— Подберите проверочное слово. (Дуб – дубы) Слайд № 7.

— Как проверить парный согласный? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

— А теперь подберите однокоренное слово, выделите корень. (Дубочек, дубок, дубовый)

— Будут ли эти слова являться проверочными словами к слову ДУБ? (Да, т.к. после согласного стоит гласный)

— Вы сделали открытие!

-А теперь соединим в правило все наши наблюдения. Как проверить парный согласный?

2. Тестовое задание «Восстанови правило».

— У каждого из вас есть текст правила, но слова в нём перепутаны.

— Ваша задача — восстановить правило.

( Учащиеся работают в парах, составляют правило)

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ

ИЛИ ПОДОБРАТЬ

В КОРНЕ СЛОВА,

НАДО ИЗМЕНИТЬ СЛОВО

ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК

ОДНОКОРЕННОЕ СЛОВО,

СТОИТ ГЛАСНЫЙ ЗВУК

ИЛИ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [ Н]

В КОТОРОМ ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО СОГЛАСНОГО

— Пришла пора проверить. Прочитайте, что у вас получилось. Слайд № 8.

V. Закрепление изученного материала.

1.Физминутка.

— А теперь давайте немного отдохнём. Вы делаете прыжок, если на конце слова парный согласный, и делаете хлопок, если этой орфограммы в слове нет.

Корова, снег, парус, глаза, ландыш, хлеб, лопата, мёд, пилот, берёза.

2. Работа с карточками.

— Перед вами лежат карточки. Вставьте в слова буквы ж или ш. Закрасьте красным цветом только те прямоугольники, где вставили букву ж, а того, кто верно вставит буквы — ожидает сюрприз.

3. Исследовательская деятельность на уроке.

— Давайте проверим, как мы научились проверять парную согласную. Для этого проведем исследование. Найдите в словаре учебника 2 класса такие слова, в которых встречаются парные согласные, требующие проверки.

На экране: Слайд № 9.

Памятка.

  1. Изменить форму слова.

  2. Подобрать однокоренное слово.

Вдруг, город (города, городок), завод (заводы, заводик), карандаш (карандаши, карандашный), медведь (медведи, медвежий), мороз (морозы, морозный), тетрадь (тетради, тетрадный), ученик (ученики, ученический), язык (языки, язычок).

— Напишем эти слова в тетрадь, подчеркнём парную согласную, устно подберём проверочные слова.

4. Работа по развитию речи.

Слайд № 10.

Развитие речи.

распускаются, на, нежные, деревьях, листочки

— Прочитайте запись слов. Являются ли они предложением? Почему? — Составим предложение. Запишем его.

( Запись на доске)

— Какие правила встретились в этом предложении?

— Подчеркните главные члены предложения.

5. Работа с детскими ноутбуками. Самостоятельная работа.

— Ребята, откройте свои ноутбуки и выполните тест.

— Какое правило помогло вам справиться с заданием?

( Обобщение правила)

VI. Итог урока. Рефлексия.

— Как проверить парный согласный звук в корне слова?

— Попробуем подвести итог нашему уроку. Выберите подходящий для себя смайлик.

Улыбающееся лицо 11Улыбающееся лицо 1Улыбающееся лицо 2

1 2 3

1. Я хорошо усвоил тему!

2. Я ещё затрудняюсь, но уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

VII. Выставление отметок.

VIII. Д/з.

Стр. 171 правило, упр. 324.

Спасибо за работу на уроке.

infourok.ru

Логопедическое занятие на тему » Парные глухие и звонкие согласные в конце и в середине слова»

Тема занятия: Парные глухие и звонкие согласные в конце и в середине слова.

Цели:

  1. Закрепить практический навык подбора проверочных слов по орфограмме «парные глухие и звонкие согласные».

  2. Расширять и уточнять активный и пассивный словарь учащихся.

  3. Развитие коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности, совершенствование психологических предпосылок к обучению.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Цель: Активизация внимания, развитие и повышение зрительного восприятия, воображения.

Прочитать шуточное стихотворение и назвать нелепости ситуации (неправдоподобности)

Быстрый бег у тигра-крошки.

У ежа огромный рост,

У слона — кривые рожки

И большой пушистый хвост.

Из воды, увидев волка,

Белка бросилась к кустам.

Бегемот залез на елку

И грызет орешки там.

2. Формирование практического навыка подбора проверочных слов к орфограмме
«парные глухие и звонкие согласные»

2.1.Введение в тему занятия.

Посмотрите на выделенные слова. Прочитайте их.

бег, крошки, рост, рожки, хвост, бегемот, залез.

Попробуйте разделить слова на две группы: —-*—— и ——-*

Подумайте, какая орфограмма объединяет эти слова?

На основании этого скажите, с чем будет связана тема занятия?

Вывод: Тема занятия — парные глухие и звонкие согласные в конце и в середине слова.

2.2.Повторение изученного на предыдущих занятиях.

Прочитайте слово БЕГ. Что вы слышите в конце слова? – К. А букву пишем Г.

Прочитайте слово РОЖКИ. Какой звук вы слышите на третьем месте? – Ш. А букву пишем Ж.

В середине и в конце слова звонкие согласные часто произносятся, как глухие.

Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибку?

Вывод: чтобы не ошибиться в правописании слов с парными согласными в конце и середине слова, нужно уметь и подбирать проверочные слова.

Как подбирать проверочные слова?

Проверочные слова нужно подбирать так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

Нечетко слышится согласный?

Зовем скорей на помощь гласный!

2.3. Распределение слов по двум группам: проверочные слова (парный согласный в сильной позиции) и слова с орфограммой (парный согласный в слабой позиции).

Цель: Активизация внимания, развитие мыслительных операций, орфографической зоркости.

Распредели слова по двум группам так, чтобы справа оказались слова с сомнительной согласной, а слева проверочные слова.

Столбы, кружка, соседка, шкаф, столб, шкафы, соседи, кружечка

2.4. Подбор проверочных слов из различных частей речи.

Цель; на практических примерах закрепить навык подбора проверочных слов к орфограмме.

Прочитать слова. Назвать согласный, который надо проверить. Подобрать проверочное слово.

На занятие к нам заглянул Гарри Потер с новыми заданиями из Хогвардса:

  1. Не сиди, смелей, дружок, слово подбирай на «ок»!

Прочитать слова.

Назвать парный согласный в слабой позиции и следующий за ним глухой согласный.

Назвать проверочное слово, парный согласный в сильной позиции и следующий за ним гласный.

Колоски- колосок, ногти — ноготок,

снежки — снежок, гребешки — гребешок.

Ловкий — ловок, робкий — робок,

сладкий — сладок, узкий — узок.

  1. А теперь не зевай и «что делать?» отвечай!

Прочитать слова.

Назвать парный согласный в слабой позиции и следующий за ним глухой согласный.

Назвать проверочное слово, парный согласный в сильной позиции и следующий за ним гласный

Рубка — рубить, замазка — замазать,

сторожка — сторожить, краска — красить,

улыбка — улыбаться, отгадка — отгадать.

2.7. Нахождение искомого слова по первым слогам данных. Определение орфограммы. Исключение лишнего.

Цель: уточнение функций слогового анализа, формирование навыка подбора проверочных слов.

Вместе с Гарри Потером пришла Гермиона со своим очень трудным заданием: Преврати три слова в одно:

Палочкой моей взмахни:

Из трех одно собери!

Прочитать слова. Используя первые слоги этих слов, составить новые. Записать получившееся слово.

Какая согласная вызывает сомнение? Назвать проверочное слово.

  1. забор, гадкий, камера;

  2. кролик, ватрушка, каша;

  3. овчина, царапина;

  4. русалка, башмак, канат;

  5. рокот, ботва.

2.8. Составление графической схемы словосочетания, зашифровка.

Цель: Активизация внимания, развитие мыслительных операций, орфографической зоркости, языкового чутья.

Но самое сложное задание оказалось у профессора мага Дамблдора:

Слово слушай,

Выбирай

сомнительный согласный.

Схему к слову подбирай,

Будешь грамотей прекрасный!

Прослушать словосочетание. Определить количество слов в словосочетании? Назвать слово с сомнительным парным согласным? Подобрать графическую схему к словосочетанию.

хороший друг Г

веселая улыбка Б

упаковка товара В

скользкая дорожка З Ж

  1. Итог. Разгадайте ребус и узнаете, как вас похвалили наши гости из Хогвардса:

стаморалодлисьцы

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *