Парный и непарный звук – Непарные согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие в таблице

Парные и непарные согласные звуки по глухости и звонкости

1. Какие буквы обозначают парные согласные звуки, а какие — непарные? 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка различать парные и непарные согласные звуки.
2. Укажи парный звонкий звук 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка указывать парные звонкие звуки.
3. Правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости? 1 вид — рецептивный лёгкое 1,5 Б. Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости.
4. Слова, начинающиеся на парные согласные звуки 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка определять слова, начинающиеся на парные согласные звуки.
5. Какая буква обозначает согласный парный звонкий звук? 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка указывать порядковый номер в слове буквы, которая обозначает согласный парный звонкий звук.
6. Замени первый звук в слове его парой 2 вид — интерпретация среднее 2 Б. Упражнение направлено на формирование навыка заменять первый звук в слове его парой по звонкости и глухости.
7. Какие согласные преобладают в слове? 3 вид — анализ сложное 3 Б.
Упражнение направлено на формирование навыка определять, каких согласных звуков в слове больше (звонких или глухих).
8. Исправь ошибки в словах 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка исправлять ошибки в написании последней буквы слов, обозначающей парный согласный звук.
9. Правильно ли подобрано проверочное слово? 3 вид — анализ сложное 3 Б. Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, правильно ли подобрано проверочное слово (звонкие звуки на конце слов).

www.yaklass.ru

Парные и непарные согласные звуки по глухости и звонкости. Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания.

1.
Какие буквы обозначают парные согласные звуки, а какие — непарные?

Сложность: лёгкое

1,5
2. Укажи парный звонкий звук

Сложность: лёгкое

1,5
3. Правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости?

Сложность: лёгкое

1,5
4. Слова, начинающиеся на парные согласные звуки

Сложность: среднее

2
5. Какая буква обозначает согласный парный звонкий звук?

Сложность: среднее

2
6. Замени первый звук в слове его парой

Сложность: среднее

2
7. Какие согласные преобладают в слове?

Сложность: сложное

3
8. Исправь ошибки в словах

Сложность: сложное

3
9. Правильно ли подобрано проверочное слово?

Сложность: сложное

3

www.yaklass.ru

План-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему: «Парные и непарные звонкие и глухие согласные»

I.Организационный момент

1.Приветствие

Добрый день, мои друзья,

Встречи с вами рада я.

Сели ровно, всё достали,

Вспоминаем всё ,что знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

2. Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.

— На какие группы делятся все согласные звуки?

— Чем согласные звуки отличаются от гласных звуков?

— Сегодня мы будем работать над  согласными звуками.

— Заполним таблицу согласных звуков.

— Повторим изученные орфограммы.

II. Минутка чистописания

Письмо букв по заданному элементу.

-Какая буква лишняя?

-Почему?

-Что мы можем сказать об оставшихся буквах?

III. Подготовка к усвоению новых знаний.

1.Словарная работа

-Запишите слова в столбик. Вставьте пропущеную букву.

-Проверка записи  слов.

-Назовите согласные звуки в первом и втором слове, дайте им характеристику.

-Что можем сказать о согласных звуках?

IV. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя.

-Послушайте сказку.

— Случайно мудрая Фея обнаружила различия в характерах согласных. У некоторых братьев-звуков оказался звонкий голос, и фея назвала их звонкими согласными. У остальных такого голоса не было, они издавали только шум. Их стали называть глухими согласными. Многие звуки захотели объединиться в пары по звонкости глухости. Долго они думали: «Как же это сделать?» На помощь пришла добрая Фея.

-Звонкие согласные, произнесите свое имя без голоса, шепотом, но так, чтобы вас хорошо было слышно. А вы, глухие согласные, прислушайтесь и узнайте, кого из вас вызывают в пару, — распорядилась Фея.

Звуки так и сделали. Вначале раздался шепот звонкого звука Б и все услышали его глухую пару – звук П. Затем без голоса произнес свое имя согласный В и всем ствло ясно, что его пара глухой звук – Ф.Постепенно пар становилось все больше и больше. Вот они уже все шесть пар выстроились, взявшись за руки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. С той поры и зовут их парными согласными по звонкости  и глухости. А остальные звуки остались без пары и называют их непарными согласными. Парные звонкие и глухие согласные подружились и расселились в домике по парам. Увидела Фея, что больше её помощь звукам не нужна, поднялась и улетела в свой замок.

 — Какая главная помощь была оказана звукам?

— На  какие пары разбились звуки.

— Что значит звонкий согласный звук?

— Что значит глухой согласный звук?

2. Работа по учебнику (стр.70,упр.68)

— Назовите предметы , изображённые на рисунках.

— Запишите пары в тетрадь.

— Какие звуки в этих словах разные? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки.

— Какой из них звонкий, какой глухой?

— Произнесите звуки парами.

-Понаблюдайте, что происходит со словами, когда меняется парный согласный звук?

— Чем похоже произношение этих звуков?

-Чем различается произношение?

3. Физминутка

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть

— Проверим свои выводы.

-Прочитайте  теоретические сведения на странице  70-71 учебника.

3. Работа с таблицей

— Пользуясь учебником заполните таблицу парными согласными звуками.

— Назовите, кто изображен на картинках?  Какой согласный звук произносится в начале каждого слова- звонкий или глухой?

-Имеют ли они пару?

-На какие группы можно разделить слова?

Спишите слова в тетрадь по группам: в первый столбик птиц, во второ столбик — зверей

Подчеркните буквы,которые обозначают:

1 вариант – глухие непарные согласные звуки

2 вариант – звонкие непарные согласные звуки

Проверим правильность выполнения работы.

— Перед вами вами карточка №2(непарные согласные)

-Заполним таблицу непарными согласными.

-Можем записать звуки один под другим, как это сделали с парными согласными?

-Заполните таблицу самостоятельно.

Проверим по учебнику (упр. 71 стр. 71.)

-Прочитайте вывод.

4. Лингвофизминутка

-согласный звонкий – хлопок над головой, согласный глухой- присесть, гласный- руки в стороны.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа по карточкам.

— Увас на партах карточк №3.

-Прочитайте задание.

Запиши слово, заменив начальный согласный звук парным, подчеркните его.

— Выполните задание.

 1-в балка, горка, дело,Зойка, блеск,  жили;

2-в пыль, тоска, суп, Сима, Тима, шаль

-Проверка записанных слов на доске.

2 .Работа с предложением.

-Спишите предложения, вставив подходящие по смыслу слова.

Малыш взял________.

Он погнал гусей на_____.

(пруд, прут)

По реке плыл _______.

На яблоне висел зрелый___.

(плот, плод)

-Проверка.

VI. Подведение итогов урока.

-Пользуясь составленной вами таблицей, выясним какие же звонкие и глухие согласные образуют пары?

-Какие звуки не имеют пары?

VII. Домашнее задание

Стр.73 упр. 74

VIII. Рефлексия.

 – Закончите предложения:

Я сегодня узнал …

Я научился …

Мне было …

Я рад …

— Согласные звуки делятся на мягкие и твёрдые, звонкие и  глухие.

-При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных звуков встречает преграды.

Дети составляют из элементов и записывают буквы  в.д,з,у

-Лишняя буква у.

-Это буква гласного звука.

— Это буквы согласных звуков

Дети записывают слова: город, завод, медведь, мороз.

Дети называют орфограмму, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную.

[г]-согл., зв., п.

[ р]- согл., зв.,неп.

[ т] –согл, глух, п.

[ з]-согл, зв,п.

[ в]-согл,зв, п.

[т ]-согл, глух, п.

-Они бывают разные: звонкие, глухие, парные  и непарные.

— Фея разделила согласные звуки на парные и непарные.

— На пары по звонкости и глухости.

-Это звук ,который произносится с голосом,звонко.

— Это звук ,который произносится без голоса,глухо.

Козы – косы

Гора – кора

— [з]-[с], [г]-[к]

[з], [г] звонкий

[c]-[к]-глухие

[з]-[с],[г]-[к]

-Меняется значение слова.

-Приведите  свои примеры.

(если дети затрудняются, учитель называет первое слово, а ребята его пару)

— Звуки каждой пары встречают одинаковое препятствие во рту

— Одни произносятся с голосом, звонко, другие без голоса, глухо.

 

Дети работают с карточкой №1

Щегол –[ щ] глух.

Лось – [л ] зв.

Носорог –[ н]  зв.

Морж –[м ]  зв.

Чайка – [ч] глух.

Рысь –[ р]  зв.

Хорек – [ х] глух.

Цапля  -[ц ]  гл.

— Нет, они не парные.

— С глухим согласным и звонким согласным звуками в начале  слова, на птиц и зверей.

Дети записывают слова в два столбика

Дети подчеркивают звонкие и глухие  непарные согласные звуки

 

— Нет, не можем, потому что эти согласные не имеют пары.

Дети заполняют таблицу

(карточка №2)

Дети читают вывод в учебнике.

Дети выполняют работу в тетради. Два ученика у доски.

Дети записывают предложения в тетрадь.

Дети перечисляют пары.

Дети используя таблицу, называют звуки.

— Что звуки каждой пары встречают одинаковое препятствие во рту,

одни произносятся с голосом, звонко, другие без голоса, глухо.Таких пар 6.

Это пары по звонкости и глухости.

Когда меняется парный согласный звук, то может меняется значение слова.

Презентация (слайды 2,3)

Спрашиваю 2-х учеников.

На экране появляется Фея.

Презентация (вывод по теме)

У ребят на парте карточка №1(парные согласные )

Слайд с картинками и названиями птиц и зверей

Слайд столбики слов с подчёркнутыми буквами по вариантам

Карточка №2

Карточка №3

Слайд  с предложениями

На слайде появляются нужные слова.

Слайд  с таблицами «парные», «непарные» согласные звуки

nsportal.ru

Урок русского языка в 1-м классе (1–4) по теме «Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)

Цели урока:

  • Формировать умение, выделять согласные в слове;
  • Различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;
  • Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Оборудование: слайды презентации «В гостях у согласных звуков», тесты – карточки у каждого ученика, сказочные персонажи.

Ход урока.

I. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ёжик. (приложение слайд 2)
Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да)  Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним. Пришло время познакомиться с новыми героями.

II. Минута чистописания.

 

III. Словарная работа

Игра «Угадайка»

На доске:

Д в ч к, м л ь ч к, к р н д ш, м л к, м с к в, р с с.

Узнайте, что это за слова и запишите. Проверьте по словарику. Кто из вас догадался, какие звуки встретятся нам в путешествии? (Согласные)
Учащиеся записывают слова в тетради.

IV. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай – топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец –
«Хлопай – топай»,
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!

V. Беседа о согласных звуках

Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие – звонкие звуки. Они состоят не из шума, а из голоса. Отсюда и их название «сонорные». На другом языке слово голос звучит, как слово «сонор». Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:
л, м, н, р, й.
1) Прочитайте составленные с ними слоги и соедините рифмующие с ними картинками.(приложение слайд 3 ) Молодцы ! Правильно!
2) Кроме сонорных, есть ещё просто звонкие согласные звуки:
б, в, г, д, ж, з.
3) Для того, чтобы чётко и понятно произносить звонкие согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку и назовите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.

— Белые бараны били в барабаны.
— Вкусная халва – мастеру хвала.
— Даша дарит Дине дыни.
— Зоиного зайку зовут Зазнайка.(приложение слайд 5  )

Отлично!

4) Посмотрите, а сколько в этом предложении букв, обозначающих сонорные согласные звуки, сколько букв, обозначающих звонкие звуки и сколько букв, обозначающих  глухие согласные звуки.

— Глаза боятся, а руки делают. (приложение слайд 7 )

— Хорошо! Запишите  предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.
Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький (приложение слайд 9). А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

— Сколько же парных согласных? (12)
— А теперь построим их парами.

Учитель записывает на доске, а дети в тетради:
     Б      В      Ж      Г      Д      З
     П      Ф      Ш     К      Т     С

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

— Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)
А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
— Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

VI. Закрепление пройденного

А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте  буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.

 
Борт – порт
Сова – софа
Голос – колос
Тень – день
Жар – шар

(приложение слайд 10)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! На этом балу  были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Но о них мы узнаем в следующем путешествии.

VII. Итог урока

— На какие группы можно разделить согласные буквы?
(приложение слайд 12)

Литература.

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.,2001.
  2. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н.Учим русский с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1- 4 класс. – М.5 за знания, 2005.
  3. Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по русскому языку. –М.,2006.
  4. ООО «Кирилл и Мефодий» Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс. Электронный учебник. Москва, 2007.
  5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект – центр, 2001.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *