1. | Какие буквы обозначают парные согласные звуки, а какие — непарные? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка различать парные и непарные согласные звуки. |
2. | Укажи парный звонкий звук | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка указывать парные звонкие звуки. |
3. | Правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости? | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1,5 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости. |
4. | Слова, начинающиеся на парные согласные звуки | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка определять слова, начинающиеся на парные согласные звуки. |
5. | Какая буква обозначает согласный парный звонкий звук? | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка указывать порядковый номер в слове буквы, которая обозначает согласный парный звонкий звук. |
6. | Замени первый звук в слове его парой | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка заменять первый звук в слове его парой по звонкости и глухости. |
7. | Какие согласные преобладают в слове? | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | |
8. | Исправь ошибки в словах | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка исправлять ошибки в написании последней буквы слов, обозначающей парный согласный звук. |
9. | Правильно ли подобрано проверочное слово? | 3 вид — анализ | сложное | 3 Б. | Упражнение направлено на формирование навыка устанавливать, правильно ли подобрано проверочное слово (звонкие звуки на конце слов). |
www.yaklass.ru
Какие буквы обозначают парные согласные звуки, а какие — непарные?
Сложность: лёгкое |
1,5 | |
2. |
Укажи парный звонкий звук
Сложность: лёгкое |
1,5 |
3. |
Правильно ли подобраны пары звуков по звонкости и глухости?
Сложность: лёгкое |
1,5 |
4. |
Слова, начинающиеся на парные согласные звуки
Сложность: среднее |
2 |
5. |
Какая буква обозначает согласный парный звонкий звук?
Сложность: среднее |
2 |
6. |
Замени первый звук в слове его парой
Сложность: среднее |
2 |
7. |
Какие согласные преобладают в слове?
Сложность: сложное |
3 |
8. |
Исправь ошибки в словах
Сложность: сложное |
3 |
9. |
Правильно ли подобрано проверочное слово?
Сложность: сложное |
3 |
www.yaklass.ru
I.Организационный момент 1.Приветствие Добрый день, мои друзья, Встречи с вами рада я. Сели ровно, всё достали, Вспоминаем всё ,что знали. Оставляем все заботы И включаемся в работу. 2. Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы. — На какие группы делятся все согласные звуки? — Чем согласные звуки отличаются от гласных звуков? — Сегодня мы будем работать над согласными звуками. — Заполним таблицу согласных звуков. — Повторим изученные орфограммы. II. Минутка чистописания Письмо букв по заданному элементу. -Какая буква лишняя? -Почему? -Что мы можем сказать об оставшихся буквах? III. Подготовка к усвоению новых знаний. 1.Словарная работа -Запишите слова в столбик. Вставьте пропущеную букву. -Проверка записи слов. -Назовите согласные звуки в первом и втором слове, дайте им характеристику. -Что можем сказать о согласных звуках? IV. Усвоение новых знаний. 1. Слово учителя. -Послушайте сказку. — Случайно мудрая Фея обнаружила различия в характерах согласных. У некоторых братьев-звуков оказался звонкий голос, и фея назвала их звонкими согласными. У остальных такого голоса не было, они издавали только шум. Их стали называть глухими согласными. Многие звуки захотели объединиться в пары по звонкости глухости. Долго они думали: «Как же это сделать?» На помощь пришла добрая Фея. -Звонкие согласные, произнесите свое имя без голоса, шепотом, но так, чтобы вас хорошо было слышно. А вы, глухие согласные, прислушайтесь и узнайте, кого из вас вызывают в пару, — распорядилась Фея. Звуки так и сделали. Вначале раздался шепот звонкого звука Б и все услышали его глухую пару – звук П. Затем без голоса произнес свое имя согласный В и всем ствло ясно, что его пара глухой звук – Ф.Постепенно пар становилось все больше и больше. Вот они уже все шесть пар выстроились, взявшись за руки: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С. С той поры и зовут их парными согласными по звонкости и глухости. А остальные звуки остались без пары и называют их непарными согласными. Парные звонкие и глухие согласные подружились и расселились в домике по парам. Увидела Фея, что больше её помощь звукам не нужна, поднялась и улетела в свой замок. — Какая главная помощь была оказана звукам? — На какие пары разбились звуки. — Что значит звонкий согласный звук? — Что значит глухой согласный звук? 2. Работа по учебнику (стр.70,упр.68) — Назовите предметы , изображённые на рисунках. — Запишите пары в тетрадь. — Какие звуки в этих словах разные? Подчеркните буквы, обозначающие эти звуки. — Какой из них звонкий, какой глухой? — Произнесите звуки парами. -Понаблюдайте, что происходит со словами, когда меняется парный согласный звук? — Чем похоже произношение этих звуков? -Чем различается произношение? 3. Физминутка Раз — подняться, потянуться, — Проверим свои выводы. -Прочитайте теоретические сведения на странице 70-71 учебника. 3. Работа с таблицей — Пользуясь учебником заполните таблицу парными согласными звуками. — Назовите, кто изображен на картинках? Какой согласный звук произносится в начале каждого слова- звонкий или глухой? -Имеют ли они пару? -На какие группы можно разделить слова? Спишите слова в тетрадь по группам: в первый столбик птиц, во второ столбик — зверей Подчеркните буквы,которые обозначают: 1 вариант – глухие непарные согласные звуки 2 вариант – звонкие непарные согласные звуки Проверим правильность выполнения работы. — Перед вами вами карточка №2(непарные согласные) -Заполним таблицу непарными согласными. -Можем записать звуки один под другим, как это сделали с парными согласными? -Заполните таблицу самостоятельно. Проверим по учебнику (упр. 71 стр. 71.) -Прочитайте вывод. 4. Лингвофизминутка -согласный звонкий – хлопок над головой, согласный глухой- присесть, гласный- руки в стороны. V. Обобщение и систематизация знаний 1. Работа по карточкам. — Увас на партах карточк №3. -Прочитайте задание. Запиши слово, заменив начальный согласный звук парным, подчеркните его. — Выполните задание. 1-в балка, горка, дело,Зойка, блеск, жили; 2-в пыль, тоска, суп, Сима, Тима, шаль -Проверка записанных слов на доске. 2 .Работа с предложением. -Спишите предложения, вставив подходящие по смыслу слова. Малыш взял________. Он погнал гусей на_____. (пруд, прут) По реке плыл _______. На яблоне висел зрелый___. (плот, плод) -Проверка. VI. Подведение итогов урока. -Пользуясь составленной вами таблицей, выясним какие же звонкие и глухие согласные образуют пары? -Какие звуки не имеют пары? VII. Домашнее задание Стр.73 упр. 74 VIII. Рефлексия. – Закончите предложения: Я сегодня узнал … Я научился … Мне было … Я рад … | — Согласные звуки делятся на мягкие и твёрдые, звонкие и глухие. -При произношении гласных звуков воздух проходит свободно, а при произношении согласных звуков встречает преграды. Дети составляют из элементов и записывают буквы в.д,з,у -Лишняя буква у. -Это буква гласного звука. — Это буквы согласных звуков Дети записывают слова: город, завод, медведь, мороз. Дети называют орфограмму, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную. [г]-согл., зв., п. [ р]- согл., зв.,неп. [ т] –согл, глух, п. [ з]-согл, зв,п. [ в]-согл,зв, п. [т ]-согл, глух, п. -Они бывают разные: звонкие, глухие, парные и непарные. — Фея разделила согласные звуки на парные и непарные. — На пары по звонкости и глухости. -Это звук ,который произносится с голосом,звонко. — Это звук ,который произносится без голоса,глухо. Козы – косы Гора – кора — [з]-[с], [г]-[к] [з], [г] звонкий [c]-[к]-глухие [з]-[с],[г]-[к] -Меняется значение слова. -Приведите свои примеры. (если дети затрудняются, учитель называет первое слово, а ребята его пару) — Звуки каждой пары встречают одинаковое препятствие во рту — Одни произносятся с голосом, звонко, другие без голоса, глухо. Дети работают с карточкой №1 Щегол –[ щ] глух. Лось – [л ] зв. Носорог –[ н] зв. Морж –[м ] зв. Чайка – [ч] глух. Рысь –[ р] зв. Хорек – [ х] глух. Цапля -[ц ] гл. — Нет, они не парные. — С глухим согласным и звонким согласным звуками в начале слова, на птиц и зверей. Дети записывают слова в два столбика Дети подчеркивают звонкие и глухие непарные согласные звуки — Нет, не можем, потому что эти согласные не имеют пары. Дети заполняют таблицу (карточка №2) Дети читают вывод в учебнике. Дети выполняют работу в тетради. Два ученика у доски. Дети записывают предложения в тетрадь. Дети перечисляют пары. Дети используя таблицу, называют звуки. — Что звуки каждой пары встречают одинаковое препятствие во рту, одни произносятся с голосом, звонко, другие без голоса, глухо.Таких пар 6. Это пары по звонкости и глухости. Когда меняется парный согласный звук, то может меняется значение слова. | Презентация (слайды 2,3) Спрашиваю 2-х учеников. На экране появляется Фея. Презентация (вывод по теме) У ребят на парте карточка №1(парные согласные ) Слайд с картинками и названиями птиц и зверей Слайд столбики слов с подчёркнутыми буквами по вариантам Карточка №2 Карточка №3 Слайд с предложениями На слайде появляются нужные слова. Слайд с таблицами «парные», «непарные» согласные звуки |
nsportal.ru
Урок русского языка в 1-м классе (1–4) по теме «Согласные парные и непарные (сонорные, звонкие и глухие)
Цели урока:
- Формировать умение, выделять согласные в слове;
- Различать парные и непарные, звонкие и глухие согласные;
- Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов.
Оборудование: слайды презентации «В гостях у согласных звуков», тесты – карточки у каждого ученика, сказочные персонажи.
Ход урока.
I. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на урок пришёл ёжик. (приложение слайд 2)
Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да) Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним. Пришло время познакомиться с новыми героями.
II. Минута чистописания.
III. Словарная работа
Игра «Угадайка»
На доске:
Д в ч к, м л ь ч к, к р н д ш, м л к, м с к в, р с с.
Узнайте, что это за слова и запишите. Проверьте по словарику. Кто из вас догадался, какие звуки встретятся нам в путешествии? (Согласные)
Учащиеся записывают слова в тетради.
IV. Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай – топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец –
«Хлопай – топай»,
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
V. Беседа о согласных звуках
Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие – звонкие звуки. Они состоят не из шума, а из голоса. Отсюда и их название «сонорные». На другом языке слово голос звучит, как слово «сонор». Обозначаются сонорные звуки 5 буквами:
л, м, н, р, й.
1) Прочитайте составленные с ними слоги и соедините рифмующие с ними картинками.(приложение слайд 3 ) Молодцы ! Правильно!
2) Кроме сонорных, есть ещё просто звонкие согласные звуки:
б, в, г, д, ж, з.
3) Для того, чтобы чётко и понятно произносить звонкие согласные звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте каждую скороговорку и назовите какой из согласных звуков в ней отрабатывается.
— Белые бараны били в барабаны.
— Вкусная халва – мастеру хвала.
— Даша дарит Дине дыни.
— Зоиного зайку зовут Зазнайка.(приложение слайд 5 )
Отлично!
4) Посмотрите, а сколько в этом предложении букв, обозначающих сонорные согласные звуки, сколько букв, обозначающих звонкие звуки и сколько букв, обозначающих глухие согласные звуки.
— Глаза боятся, а руки делают. (приложение слайд 7 )
— Хорошо! Запишите предложение в тетрадь. Поставьте над каждым словом знак ударения.
Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький (приложение слайд 9). А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.
— Сколько же парных согласных? (12)
— А теперь построим их парами.
Учитель записывает на доске, а дети в тетради:
Б В Ж Г Д З
П Ф Ш К Т С
Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.
— Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)
А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
— Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)
VI. Закрепление пройденного
А теперь прочитайте слова в тестах – карточках, на место пропусков поставьте буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.
Борт | – порт |
Сова | – софа |
Голос | – колос |
Тень | – день |
Жар | – шар |
(приложение слайд 10)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями! На этом балу были и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать, только стояли и смотрели. Но о них мы узнаем в следующем путешествии.
VII. Итог урока
— На какие группы можно разделить согласные буквы?
(приложение слайд 12)
Литература.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.,2001.
- Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н.Учим русский с увлечением: Часть речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1- 4 класс. – М.5 за знания, 2005.
- Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по русскому языку. –М.,2006.
- ООО «Кирилл и Мефодий» Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс. Электронный учебник. Москва, 2007.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект – центр, 2001.
urok.1sept.ru