Почему детям до года нельзя смотреть телевизор: возможные последствия и мифы о пользе, правила безопасности и разрешенное время просмотра, особенности зрения у грудничков, мнение психологов и педиатров – Можно ли детям смотреть телевизор и с какого возраста?

Можно ли детям смотреть телевизор

Можно ли детям смотреть телевизор – этот вопрос в настоящее время один из самых актуальных и спорных. В большинстве современных семей есть и телевизоры, и дети. А раз так, то ребенок обязательно захочет посмотреть по «ящику» мультик или другую передачу. Уж слишком велик соблазн.

Так что же, пускай дети смотрят телевизор, сколько им заблагорассудится? Или все же категорически запретить им телепросмотры? А, может, следует подойти к этой проблеме взвешенно, что-то из телепередач разрешая смотреть, а что-то – не позволяя ни в коем случае?

Что говорят врачи и ученые

Можно ли детям смотреть телевизор: советы психологов

Вот к каким выводам пришли ученые и педиатры, а вместе с ними – педагоги и сами родители. Вред от просмотра телевизора для детей имеется, и он весьма серьезен.

Во-первых, от частого и долгого сидения перед телевизором у ребенка портится зрение. Впрочем, это лишь самая малая из всех возможных бед. К тому же о ней известно давно, еще с середины минувшего века, когда в домах стали появляться первые телевизоры. А вот о других, более серьезных бедах, следует поговорить подробнее.

Современные педиатры практически в один голос заявляют: телевизор, вернее, долгое сидение перед ним, основная причина плохого здоровья большинства современных детей. «Ящик» оказывает просто-таки разрушительное воздействие на психику, поведение и характер детей, увеча их личности. Конкретно это проявляется в том, что:

  • сидя перед телевизором, ребенок тем самым ведет неактивный образ жизни, тогда как нормальное детское развитие – это активное познание мира;
  • ребенок, благодаря телепередачам, усваивает неправильные (вымышленные) ценности и идеалы. Реальные и правильные представления о жизни и человеческих взаимоотношениях дети должны получать от родителей, бабушек и дедушек, педагогов. То есть, от живых людей, а не от выдуманных героев;
  • у ребенка снижается стремление к познанию. В самом деле: для чего мучиться над вопросом «что такое хорошо, а что такое плохо», когда мультяшный герой может дать скорый и готовый ответ;
  • из-за долгого неподвижного сидения умственное и физическое развитие ребенка замедляется. Кроме того, это отрицательно сказывается на его наглядно-образном мышлении;
  • у детей-«телеманов» обычно плохая память, они плохо спят, их нервная система истощена, из-за чего они бывают неадекватно, не «по- детски» возбуждены либо, наоборот, заторможены;
  • из-за телевизора ребенок может вырасти ленивым и безвольным. Как можно пойти и сделать что-то полезное, когда по «ящику» показывают мультик или ужастик?
  • сидя перед телевизором, нет необходимости активно думать, поэтому из таких детей часто вырастают тугодумы;
  • по причине частого и долгого просмотра телепередач у детей формируется примитивный склад речи, они часто, кстати и некстати, употребляют готовые фразы из рекламы и фильмов;
  • отсутствие желания творить и креативно мыслить – еще один вред от долгого сидения ребенка перед телевизором;
  • нежелание общаться с родителями и товарищами и как следствие, одиночество в будущей жизни – еще одна беда маленького «телемана».

Такой вот внушительный и страшный список, над которым стоит задуматься…

Родительские заблуждения

Разрешать ли детям смотреть телевизор

Иногда и сами родители вольно или невольно добавляют дополнительные пункты в приведенный выше печальный список. Рассмотрим самые распространенные родительские вредные заблуждения на тему «ребенок и телевизор».

  1. Телевизор просвещает, учит, воспитывает. Это далеко не так. Для ребенка до 2-х лет любая телепередача – лишь раздражитель его нервной системы. Дети старшего возраста могут почерпнуть много негативного из телепередач, и это скажется на их нравственном и интеллектуальном развитии. Поэтому телевизор – никакой не педагог и не просветитель. Особенно в настоящее время.
  2. Поскольку маленькие дети не могут понять смысла телепередачи и запомнить ее содержание, то при них можно смотреть все, что угодно. Во-первых, хоть что-то, да они поймут, ибо ребенок, как доказано, начинает развиваться еще в утробе матери. Во-вторых, почти наверняка они усвоят это неправильно. И то, и другое отрицательно скажется на их дальнейшем развитии. Поэтому не следует родителям смотреть телевизор в присутствии детей.
  3. Телевизор убаюкивает ребенка, и он прекрасно спит. Поэтому перед сном малыш обязательно должен посмотреть мультик. А еще лучше – оставить включенный телевизор фоном, и уж тогда-то ребенок будет крепко спать всю ночь. Но далеко не всякий мультфильм можно показывать перед сном малышу. Зачастую ребенок после просмотра и вовсе не может заснуть. Издревле известно, что нет для малыша лучшего «успокоителя», чем присутствие рядом мамы или папы и рассказанная ими на ночь сказка или спетая песенка.
  4. Когда ребенок смотрит телевизор, он лучше кушает. Здесь – целая гамма заблуждений. Подробнее о них узнайте в видео.

Смотреть или не смотреть?

Так что же, ребенку совсем нельзя смотреть телевизор? А если все-таки можно, то с какого возраста? И какие передачи? На эти вопросы медиками, учеными, педагогами, да и самими родителями уже давно найдены ответы.

  1. Начинать смотреть телепередачи ребенок может с 2-летнего возраста. Да и то не более 15 минут в день.
  2. С 3 до 6 лет малышу позволительно сидеть у телевизора до 45 минут.
  3. Начиная с 6 лет, ребенок может проводить перед телевизором до полутора часов. Но – с обязательными перерывами.
  4. Следует всячески ограждать детей от просмотра рекламы, сериалов, информационных программ, всяческих шоу, а также современных мультфильмов. Мелькание кадров, страсти и споры, стрельба и убийства, современные мультяшные уродцы – все это непременно скажется на развитии ребенка, притом не в лучшую сторону.
  5. Лучше малышу смотреть советские мультфильмы, развивающие программы, фильмы о природе и животных. Причем, желательно с родительским участием – чтобы можно было попутно ответить на детские вопросы.

А еще лучше – личным примером показать ребенку, что кроме телевизора, есть множество увлекательных и полезных занятий: совместные прогулки, подвижные игры, рукоделие или просто общение по душам. А подробнее о том, надо ли детям смотреть телевизор, можно узнать из этого видео.

Детям до 3-х лет категорически запрещено смотреть мультики и телевизор

Вы слышали, что детям до 3-х лет вредно смотреть мультфильмы? Я слышала, но толком не знала, почему это так. Серафиму мы до сих пор практически не показываем мультфильмы и постоянно спорим на эту тему с бабушками и дедушками. Хотя многие мои подруги давно показывают своим малышам мультфильмы, чуть ли не с 6-тимесячного возраста. Для некоторых из них оставить ребёнка перед включённым телевизором на 20-30 минут, а то и больше, чуть ли не единственная возможность приготовить обед и сделать другие домашние дела. И я никак не могла объяснить им, что это простой, доступный, но довольно вредный способ развлечь ребёнка. А Вам знакома эта ситуация?

Сегодня я задалась целью найти в интернете ответ на вопрос: почему детям до 3-х лет вредно смотреть мультики. Интервью с российским учёным-психологом Еленой Смирновой рассказало мне о большем. Какие мультики лучше показывать детям? Почему детям нельзя смотреть «Лунтика» и «Машу и Медведя»? На что обращать внимание при выборе мультика для ребёнка? Как смотреть мультики? Как вообще мультфильмы влияют на ребёнка? Мамы и папы, прочтите это интервью обязательно! Эта тема важнее, чем нам кажется на первый взгляд.

Российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.

Почему детям до трех лет вредно и категорически нельзя смотреть мультфильмы и ТВ?

В этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильма, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность. Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, это предметная деятельность в раннем возрасте, ситуативная – общение опосредованное предметное – всего этого нет. И этого ребенку, вроде бы как и не нужно становится. И тогда, его подсадить можно на что угодно. Поэтому тут содержание фильма не столь важно – его художественные особенности и т.д. Тут главное дать понять родителям – ЛЮБОЙ просмотр любых мультфильмов ВРЕДНО.

Помимо этих опасностей для ребенка именно в физическом развитии, какие еще сложности могут возникнуть при просмотре детьми мультфильмов?

Еще одна не менее опасная проблема – то, что ребенок не понимает, не способен понять и переварить то, что ему предлагают. Ни эмоционально, ни психологически он не готов к тому, что ему показывают на экране. ТО есть, проще говоря, контент не предназначенный для этого возраста – губителен для психики ребенка. У нас есть попытка анализировать содержание мультпродукции, которая предлагается детям. Мы говорим сейчас именно о содержании, не о форме — темп, цвет, музыка, художественные особенности – это больше эстетическое воспитание. Это все очень важно! Но это вообще отдельная тема, отдельный пласт, которым надо заниматься. И критерии оценки этого эстетизма очень сложно найти. Это, думаю, должно быть отдельное исследование и разработка. Но однозначно, эта красота образа всегда чувствуется. Всегда можно отличить красивый мультфильм. А вот что касается содержания фильма, то у нас есть гипотеза – какого содержания должен быть фильм и для какого возраста предназначен.

И какие же критерии? Как это определить?

Первое, что должен нести в себе мультфильм. Некая функция мультфильма. Познавательная — о чем этот фильм, каково его содержание. Что за тема. Каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить что откуда. И тут для каждого возраста свое содержание, который отражает мир ребенка в определенный момент времени. Мы выделяли группы: 3-4 года – дошкольный возраст. 4-5 лет. 5-7 лет. Достаточно дробная возрастная индексация, но так как в этот период очень интенсивно происходить развитие и изменения ребенка, иначе разделить невозможно.

А почему Вы не исследовали мультфильмы для детей до 3-х лет?

Во-первых, у нас не было данных, что дети смотрят в этом возрасте мультфильмы. Да и еще и в таком количестве, как вы выяснили. Плюс, мы здесь придерживаемся такой политики – ВОЗ четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть ТВ, мультфильмы и т.д. Поэтому, если мы возьмём и начнем изучать мультфильмы на предмет – подходят ли они и насколько для детей до 3-х лет – это будет обман. Мы развяжем родителям руки, поддерживая их в том, что они показывают малышам мультфильмы. Поймите, не существует ни одного мультфильма для детей до 3-х лет. Вред, который ребенок получает от просмотра очень большой, мы про это говорили в начале. Понятно, что если родители все-таки показывают мультфильмы детям до трех лет – надо выбирать из тех, что мы рекомендуем для детей в 3-4 года.

Родителям важно понять, что развитие у ребенка в возрасте до трех лет идет исключительно через действие, черед предметную деятельность. Восприятие и действие разорвать нельзя! Дети постигают величину и форму — такая деятельность – соотносящие действия с пирамидками, кубиками, вкладышами – в них как раз и отрабатываются эти сенсорные эталоны. А смотрение все эти действия перекрывает.

Наше исследование показало, что дети, к сожалению, активно смотрят мультфильмы с года, причем смотрят по 1-2 часа в день. Такова наша реальность. При этом, конечно, родители знают, что смотреть нельзя. Но что делать с этой ситуацией? Она вряд ли будет улучшаться со временем – будут смотреть еще больше и еще раньше начинать… Возможно, все-таки стоит подумать над тем, чтобы разработать для таких маленьких детей более или менее, что-то подходящее? Скажем, из двух зол – наименьшее.

Мне сложно об этом говорить… Это очень плохо и грустно. Реальность надо менять. Я могу сказать одно – любой мультфильм в этом возрасте вызовет привыкание – это мелькающие пятна, ребенок ничего не делает, ничего не развивает. И из этого вырастет «испорченное» не по свое вине поколение, и родители опомнятся… Могу сказать тут еще , то какие мультики в итоге оказались в ТОПЕ любимых в вашем исследовании – это, конечно, никуда не годится. То, что их показывают в передаче «Спокойной ночи, малыши» ни о чем не говорит. Это нельзя показывать таким маленьким детям. Это им не подходит! Лунтик, Маша с Медведем – это бомба замедленного действия. При этом, сажая маленького ребенка смотреть эти «новые» модные мультфильмы, потом очень сложно будет его приучить к чему-то более эстетическому. Они после уже не смотрят наши хорошие советские мультфильмы, которые действительно произведения искусства, которые несут в себе красоту и действительно могут послужить подспорьем в воспитании вкуса у ребенка. Родители, к сожалению, сегодня доверят полностью телевидению и детским каналам. И здесь роковую роль еще играет новый закон – 0+ — задумайтесь над формулировкой. Не 3+, а 0! О чем это говорит родителю? С 0 можно смотреть, значит все хорошо. Родителей успокаивает этот 0. И это, конечно, огромный вред… Это абсолютно безграмотно с точки зрения законодателей… Сейчас, кстати, в некоторых странах обсуждается закон о запрете доступа детей маленьких, как раз до 3-х лет, к любому показу. После 3-х, уже ближе к трем годам, можно говорит, какие можно и нужно смотреть. Собственно, мы об этом и говорим. Хотя, все равно, понятно, показывают, все что идет и все, что есть на этом рынке.

Мы, проводя исследование, столкнулись с такой проблемой – критериев оценки «хорошести» мультфильмов (да и вообще, подобных произведений) нет. Многие родители так же это отмечают, как проблему. То есть многие говорят о том что, если были бы критерии, какие-то экспертные оценки, помогающие родителям осуществлять некий отбор хорошего и плохого мультфильма — родители бы это делали! И, уверена, это хоть как-то могло бы скрасить реальность. Родители бы как мининмум задумывались о том ,что смотрит ребенок, осознанно подходя к выбору. Ребенок бы получал более или менее подходящий для него мультфильм. Есть какие-то критерии оценки с точки зрения психологов?

Мы сейчас как раз работаем именно над этим. Наша команда сейчас разрабатывает этот список подходящий мультфильмов для детей. И та проблема, о которой вы говорите – проблема критериев – также стоит и перед нами. Их действительно нет. И мы ее разрабатываем сами. Например, мы берем 2 фильма – один заведомо детский «Варежка», один заведомо недетский «Бентен». Мы берем множество методик, ищем методы оценки. В первую очередь смотрим на то, как дети понимают, с кем идентифицируются. Мы проводим исследование (чем-то похожее на то, что Вы сделали с Лунтиком и Винни Пухом), у нас дети, правда, постарше 4-х летки. Мы даем им смотреть мультфильм и после предлагаем игрушки из этого мультфильма и смотрим, как они играют. Соответственно, в игре мы можем наблюдать все, что ребенок «вынес» из увиденного. Тут и понимание сюжета, понимание и восприятие эмоционального пласта, идентификация, способность применить в жизни, модели поведения, влияние на эмоциональное и психологическое состояние. Но это, опять же, наша методика, она в какой-то степени субъективна (в плане отбора критериев) и мы в ней, конечно, не рассматриваем эстетическое и культурное влияние, хотя, оно очень велико и важно.

А что Вы думаете по поводу новых, сейчас очень популярных и модных, среди родителей развивающих мультфильмов, фильмов и дисков для малышей, которые как раз разработаны (по словам самих производителей) как раз для детей от 0 до 3-х лет?

Это все ерунда. Да, ребенок может запомнить, где красный и зеленый, но это будет чисто рефлекторное. У нас был опыт работы с этими дисками. Одна из компаний, кажется, «Я все могу!» прислали нам на экспертизу эти самые мультики. Мы написали им абсолютно разгромное письмо, заключение: никакого развития у младенцев, никаких энциклопедических знаний с пеленок невозможно через смотрение, это просто обман. Обман и родителей и детей. Плюс, ко всему еще и вредный обман. Вредный для детей, конечно. Производители таких мультфильмов уверяют родителей, что если с рождения смотреть эти диска – ребенок будет гением, при этом, что ребенок привыкает смотреть телевизор, привыкает к постоянному экрану, а как это пагубно мы обсуждали, они не говорят. Так мы и получаем в итоге зависимых от телевизора и компьютера детей, сами же родители бьют в колокола, но уже поздно. Пока ребенок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир мультфильмов вредно и опасно. Он уже живет там. Сейчас уже есть дети , которые обращаются с реальностью как с компьютером. (Мальчик 4-х лет смотрит в окно и двумя пальцами пытается «увеличить» изображение, как на айпаде или маме, которая кричит, говорит — delete). То есть идет полный перенос общения из виртуального мира на реальную жизнь, а не наоборот, как это должно быть.

Давайте с Вами поговорим немного о качестве современных мультфильмов. Что Вы можете сказать о современных героях, образах, которые используют мультипликаторы, смыслы. Если раньше «героями времени» были Винни и Чебурашка, то сейчас это Лунтик, Маша, Фиксики.

«Лунтик», это вроде бы хотя бы сказочный, игрушечный персонаж (он похож на игрушку) и это уже хорошо. Но взять засилье этих монстров, бакуганов, тачек – это трагедия. Это не люди, не игрушки – это не понятно, что с точки зрения образа.

Маша из «Маша и Медведь» — она хотя бы человек, опять же, это уже хорошо. Но тут же скрывается и основная опасность этого мультика – она человек, девочка и она дает абсолютно четкие модели поведения и идентификации, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша жуть что.

Фиксики — мы как раз сейчас изучаем этот мультик. Это детали машинок в доме. Это однозначно для младших школьников, не меньше. Тогда они еще могут принести им какую-то познавательную пользу – устройство техники – для больших детей, после 7 лет это может что-то дать.

«Богатыри» — продукт Мельницы. Это полный китч. Это мультфильм не для детей! Пускай родители это усвоят раз и навсегда. Это взрослые мультфильмы! Это офисный и взрослый юмор, это недетские смыслы и страсти. Никакого русского духа и культурного наследия и идентификации детям эти мультфильмы не принесут! Попытка в нашей стране сделать такой семеный фильм, приемлемый и для детей и для взрослых терпит фиаско.

«Смешарики» — это тоже была одна из попыток сделать мультфильм и для детей и для взрослых. Про них могу сказать, что серии очень и очень разные. Некоторые прям для детей, маленьких детей с 3-х лет, некоторые же серии исключительно для взрослых (или детей начиная с 7-8 лет) – потому что там вложены такие смыслы и отношения, что опять же, как мы говорили – ребенок их не способен прожить и уложить в своем сознании. Но это не самый худший мультик. На фоне остального можно говорить, что этот продукт неплох. Единственное, там явное противоречие, конечно, между такой игрушечной формой, образами и совершенно взрослым смыслом. Это может несколько путать родителей – вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких детей, а по содержанию – нет. Поэтому опять же – к выбору мультфильма надо подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать помимо образов и героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика и тд. Это важно.

А что Вы можете сказать про фестивальные мультфильмы? Которые делают наши прославленные мультипликаторы? Возможно, там стоит искать спасение родителям?

Да, есть фестивали. Мы их регулярно просматриваем. Там эта проблема стоит также остро – очень мало мультфильмов для детей. Их просто нет. На фестивале представлены работы для взрослых. Мультипликаторам не интересно «в песочнице». Из 30-ти фильмов, которые получили премию – только 2 подходят для детей. Отдельные бывают, но очень редко, к сожалению. Тут проблема еще и в том, что сами создатели не задумываются про возрастную адресацию своих мультфильмов.

Сейчас самое модное – это чернота. Современные мультфильмы многие (не все) как правило, черные, мрачные, с трагическим концом, с черным юмором, которые для малышей никак не подходят.

Можно говорить о том, что безопаснее все же показывать ребенку наши советские, проверенные мультфильмы. Многие родители останавливают свой выбор на них, интуитивно понимая, что современные – это зло. Но тут возникает вопрос. Смотря советские мультики у ребенка, потом уже подросшего, не создается диссонанса с окружающей действительностью? Некоторые психологи говорят о том, что смотря постоянно «советчину» ребенок может стать не готовым современному ритму и реалиям и может вырасти инфантильным.

Ну, какая же там реальность? Они тем и хороши, что там безвременная форма, даже если там дети, они делают то, что делают дети во всех поколениях – показывают концерты, ждет деда мороза, поют песни, спасают щенка. Этого можно не бояться. А инфантилизм как раз возникает от другого – от того, что дети сами ничего не делают – до 10-12 лет, ни на улицу не выходят, практики жизни у них нет, они под колпаком и маме спокойнее, что он смотрит телевизор – это вот и вызывает инфантилизм.

Какие еще можно дать советы родителям по выбору мультфильмов для детей (помимо того, что мы говорили об образе героя). Возможно, главный фактор?

Если мы говорим о детях до трех лет, то это максимально простые мультфильмы. Простые сюжетные линии, отношения и формы, чтобы ребенок точно мог понять, что происходит. Например, Котенок Гав, вообще Сутеевские мультфильмы максимально приближены для этого возраста. Паровозик из Ромашково. Их много на самом деле, они очень милые, и если ребенку изначально показывать их, а не «Лунтика» или «Спокойной ночи, малыши» они привыкнут к хорошим мультикам, и будут смотреть их много раз, что тоже очень хорошо для ребенка.

А что касается классики тоже, но зарубежной. Диснеевские мультфильмы, например, Король Лев, Бемби, Золушка. Насколько они хорошо или плохи для наших детей?

Это очень хорошие мультики. Одни из лучших, я бы сказала. Они хороши и с эстетической точки зрения, безусловно, очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов действительно можно сформировать у ребенка эстетический вкус, вкус к красивому, пониманию этой красоты. Плюс, там замечательные темы затронуты, с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозированно показывать ребенку с 5 лет, естественно опять же подбирая содержание. Для более младшего возраста – 5 лет, собственно, подбирать мультфильмы, где главные герои животные, детям это интереснее, это в них попадает. Старшему возрасту более серьезную сюжетную линию подбирать. При этом очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Не просто сажать его перед компьютером или телевизором, а смотреть вместе, комментировать, помогать в понимании и так далее. Вообще, самый мультяшный возраст, если можно так сказать, это 5-7 лет, когда доступна детям вся эта красота, длинные сказки, с волшебством, с чудом. Ребенок уже много всего понимает и в тоже время, еще очень открыт и наивен, верит в волшебство. Как раз это тот возраст, когда все это обязательно надо ему дать!

Дольше 30 минут не зависать, на 3 метра не приближаться

Телевизор давно уже стал банальным бытовым прибором. Никто при покупке даже в инструкцию не заглядывает, что уж говорить о том, чтобы люди помнили правила безопасного просмотра телепередач. А ведь они есть! И несоблюдение их чревато проблемами. Особенно это касается детей. В Роспотребнадзоре составили памятку, где напомнили родителям, что нужно помнить, разрешая «ну еще всего лишь один-одинешенек мультик!»

— Просмотр телевизора ставит под угрозу здоровье органов зрения. Дети нередко смотрят его в темноте, из-за чего создается резкий контраст между освещенным экраном и окружающей темнотой. Искажаются цветоощущения.

— Негативно воздействует на нервную систему. Может привести к недоразвитию корковых отделов головного мозга (отвечают за самую сложную интеллектуальную и психическую деятельность), и развитию гиперактивности. В отличие от взрослых, ребенок не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется. Поэтому психологи настаивают: засыпать под мультики детям нельзя! Если папа и мама, прикорнув перед телеком, вырубаются мгновенно, то малыш, наоборот, перевозбуждается и засыпает даже дольше, чем заснул бы без него.

— Малыши, которых оставляют их перед включенным ТВ надолго, испытывают трудности с произношением звуков, у них нередко отмечается задержка развития речи.

Дело в том, что обучение детей раннего возраста происходит в контакте со взрослым. Когда мама (папа, бабушка, няня) проговаривает младенцу нежные и успокаивающие слова, объясняет окружающий мир словами, реагирует на гуление — ребенок пытается включиться в диалог. Это провоцирует его говорить. А речь из телевизора он воспринимает как фоновый шум.

— Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров. Даже на детских каналах полно агрессивных мультфильмов и передач, которые совсем не подходят впечатлительным дошкольникам.

— Никто не контролирует позу, в которой ребенок сидит или лежит перед ТВ. И если он делает это долго, может развиться нарушение осанки. Также у детей, зависающих за просмотром телепередач, врачи отмечают недоразвитие мышечной массы. Что, в общем, неудивительно — у взрослых так же. Сериальчики трудно совместить с походом в спортзал.

Проведенное в Европе исследование доказало, что бесконтрольный просмотр телевизора в режиме «сколько влезет» создает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у экрана больше 2 часов в день, риск развития гипертонии увеличивается на 30%! И только дополнительная физическая активность способна компенсировать эту проблему.

— Привычка кормить детей-малоежек во время мультиков может аукнуться им впоследствии лишним весом. Потому что, привыкая смотреть ТВ за обедом и ужином, человек не обращает внимание на качество и количество пищи, чаще переедает. А поскольку любители смотреть телевизор еще и двигаются мало, лишние килограммы прирастают один за другим.

ВАЖНО

Правила безопасности перед экраном

— В комнате необходимо нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.

— Ребенок не должен смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз до экрана — не меньше 3 метров.

— Если фильм долгий – делайте с ребенком физкультминутки, гимнастику для глаз.

— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что безопасно ребенок может смотреть телевизор:

Дошкольники (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно.

Младшие школьники (7-10 лет) – 30-50 минут в день.

Старшие школьники (11-18 лет) – 1-3 часа в день.

Младенцы и ранний возраст до 3 лет: просмотр ТВ запрещен!

7 причин, почему детей стоит серьезно ограничить в просмотре мультфильмов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно статистике, малыши от 2 до 5 лет смотрят мультики более 4 с половиной часов каждый день и ровно 4 часа уходит на это занятие у детей в возрасте от 6 до 11 лет. При этом 70 % из них имеют собственный телевизор в своей комнате. И больше половины всех родителей никогда не проверяют, что смотрит ребенок, по одной простой причине: гораздо легче оставить малыша перед телевизором или планшетом и немного отдохнуть, чем контролировать его.

Мы в AdMe.ru разобрались, к каким последствиям может привести отсутствие контроля за телевизионным контентом и как он может влиять на юных зрителей. В конце статьи мы подготовили небольшой бонус: взрослые люди рассказали о неожиданных смыслах детских мультиков, которые они пересмотрели.

1. Детям до 3 лет нельзя смотреть телевизор

Примерно до 3-летнего возраста ребенок устроен так, что ему в принципе безразлично, что смотреть. Если вы включите мультики, он будет смотреть их. Если вы покажете ему передачу про животных, он будет смотреть ее. Контент в этом возрасте не важен вообще — важно, что на экране что-то мельтешит и происходит.

Если ребенок этого возраста слишком часто смотрит телевизор, у него может возникнуть зависимость. Ему нужно будет, чтобы что-то мелькало на экране. Без динамичной картинки он не сможет заниматься какими-либо делами. Это одна из причин, почему детям до 3 лет вообще не рекомендуется смотреть мультики, передачи, видео и т. д.

2. Ребенку постоянно хочется кому-то подражать. Лучше — ровеснику

Мозг ребенка находится в постоянном поиске чего-то нового — вот почему дети буквально залипают в мультфильмы. Отлично написанный сценарий, подходящие саундтреки, красивые визуальные эффекты — все это способствует тому, что ребенок начинает отождествлять себя с кем-либо из героев мультфильма. Подсознательно или сознательно он подражает персонажу: действует так же, как он, разговаривает, жестикулирует и даже одевается.

  • Недавно мы обсуждали в компании наше прошлое. Кто-то от папы научился мастерить, кто-то выбирал девушку как в каком-то комиксе, у третьего с детства после просмотра «Звездных войн» была мечта стать космонавтом. И вот очередь дошла до меня. Начнем с того, что рос я в СССР. И был там один фильм, который оставил неизгладимый отпечаток на моей детской психике, — бессмертная «Гостья из будущего». После этого фильма я понял одно: мне нравятся умные девочки. Пусть они не самые популярные и красивые, но если они просто симпатичные и при этом умные, то они мне будут нравиться. А после «Чип и Дейл спешат на помощь» образ Гаечки (девушки-технаря) как пример идеальной спутницы прочно въелся в мой мозг и засел там до самого конца. © d0nate110 / Pikabu
  • Мой ребенок рос на качественных полнометражных мультфильмах Pixar и Disney, но с некоторых пор с нами стала жить племянница, которая постоянно смотрит «Маша и Медведь». Даже мой сын заметил, что она ведет себя как эта Маша: чуть что не так — губы дует или дерется. Я как в этом мультике живу: чувствую себя Медведем и придумываю новые наказания. У этой девочки то рот не закрывается, то она на ногу вешается, то посылает взрослых. И ей всего 3 года. © maylin / Pikabu
  • Недавно стал свидетелем разговора между своими детьми. Две дочери, 5 и 7 лет. Старшая говорит младшей: «Взяла бы ты книжку почитала». На что младшая ей отвечает: «Хм… читать? Вдруг поумнею, а мужики таких не любят». Мы с женой, конечно, посмеялись, а потом я у дочери спросил: «Откуда у тебя такие мысли?» Ребенок мне ответил, что так говорила принцесса из мультика «Иван Царевич и Серый Волк», что она была очень умная и дочери она понравилась. © TEESTO / Pikabu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *