Подростковый возраст психология – особенности подросткового возраста в 12, 14, 15, 16, 17 лет, советы психологов для родителей мальчиков и девочек, как справиться с кризисами

Содержание

Подростковый возраст в психологии — особенности данного периода у детей

Психология подросткового возраста характеризуется переходом от детства к зрелости. Продолжительность и интенсивность проявляется по-разному, зависит от ребенка, его взаимоотношений с внешним миром. Статья поможет узнать об особенностях поведения подростков и способах реагирования на изменения характера и психики.

Группа подростков

Группа подростков

Особенности подросткового возраста

Психологические словари называют этот временной промежуток переходным или отрочеством. Обычно случается в периоде с 11 до 16-17 лет. Психология выделяет особенности подросткового возраста:

  1. Происходит изменение ценностей, закладываются основы отношения к жизни, нормы и правила, которые останутся с подростком на долгое время;
  2. Дети осознают себя личностями, способными идти своей дорогой и добиваться желаемого;
  3. Формируются жизненные цели. Определяются желаемая профессия, вуз, который поможет достичь цели.

Самопознание касается внутренних качеств и духовной составляющей, отношения к внешности. Физический облик, способности сравниваются с окружающими, что влияет на развитие самооценки.

Подростковый возраст у девочек

У девочек переходный возраст наступает на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Определению периода помогают физические и психологические изменения. Начинают работать гормоны, что влияет на состояние и внешний облик подростка. Обычно родители замечают изменения в поведении ребенка в период 13-17 лет.

Меняется внешность:

  • Беспокоят проблемы с кожей, волосами;
  • Появляются половые признаки. Изменяется фигура, увеличиваются ягодицы, грудь.

Также в этот период начинается менструация, что говорит о наступлении половой зрелости. Важно подготовить девочку к этому моменту, чтобы она не испытывала страх.

Приходит критическое отношение к внешности, хочется нравиться окружающим, зеркало становится обязательным атрибутом. Осознание своего несовершенства плохо отражается на самооценке, нужно поддерживать девочку, чтобы она чувствовала себя уверенно.

Девочка перед зеркалом

Девочка перед зеркалом

Психология детей и подростков характеризуется кризисами, проявляющимися в 13-14 лет накалом эмоций, перепадами настроения. После 15 происходит установление ценностей, поведение нормализуется, как и душевные переживания.

Обратите внимание! Девочки острее переносят этот возрастной период, особенно, если он совпадает с первой влюбленностью. Привязанность возникает быстро, подростки переживают любую эмоцию искренне и глубоко. Важно не принижать чувства, чтобы не оставить раны в душе ребенка.

Подростковый возраст у мальчиков

Психология определяет начало подросткового периода у мальчиков в 14-15 лет. Характеристика этапа включает в себя стремительный рост, увеличение мышечной массы, органов. Происходит ломка голоса, что обусловлено изменениями размеров гортани. Процесс затрагивает и девочек, но выражен не так ярко.

Внешние изменения у мальчиков:

  • Растительность на лице;
  • Увеличение волосяного покрова по всему телу;
  • Рост половых органов;
  • Увеличение ширины плеч, роста.

Растительность на коже появляется и у девочек, но не так интенсивно.

Настроение нестабильно, эмоции не получается сдержать, они переполняют подростка. Мальчики оценивают себя, сравнивают с другими, может возникать недовольство. Все это приводит к грубости и агрессии в сторону окружающих. Появляется влечение к противоположному полу, желание обрести самостоятельность.

Общение с подростками

Психология подростка объясняется становлением личности. Он полностью отделяет себя от родителей, на первое место для него ставятся коллектив и положение в нем. Появляется осознание того, что в мире существует много позиций, точек зрения, возможно существование собственного мнения. Подросток подвержен влиянию со стороны, если не может определиться со взглядами. Важно поддержать его, направить на верный путь. Делать это не через принуждения и насилие. Человек должен прийти к верному решению сам, нужно позволить ребенку разобраться, опираясь на советы.

Важно! Подростки часто сравнивают себя с другими, испытывают чувство неполноценности. Важно замечать в ребенке лучшие качества и делать на них акцент. Он должен знать сильные стороны, не зацикливаться на недостатках, стремиться их устранить.

Психика подростка неустойчива, важно поддерживать, чтобы он чувствовал опору и не опускал руки. Так как дети в этом периоде излишне эмоциональны, им нужно держать себя в руках, сохранять рассудок, не поддаваясь сиюминутным желаниям.

Поддержка подростка

Поддержка подростка

Грубость возникает как результат проявления самостоятельности. Подростки хотят справляться без помощи взрослых, но не понимают, как действовать. Нужно указать ребенку, что он переходит определенную черту, чтобы хамское поведение не укоренилось. Сохранить авторитет необходимо без давления и криков. Подросток должен понимать, что с ним говорят на равных, но сохранять уважение к взрослым. Объяснить, что грубость является признаком детского возраста.

Возможные проблемы подросткового возраста

Подростковый период является естественным этапом развития. Проявляется по-разному, в зависимости от ребенка и его отношений с родителями.

Психология современного подростка характеризуется появлением:

  • Раздражения, повышенной возбудимости;
  • Грубости по отношению к родителям и другим взрослым;
  • Зависимости от гаджетов;
  • Подростки поздно возвращаются домой, пробуют алкоголь, могут им злоупотреблять, связываются с плохими компаниями;
  • Вранья;
  • Снижения успеваемости;
  • Проблем сексуального характера.

При обострении поведенческих реакций школа, на виду которой происходит взросление детей, проводит родительские собрания. Цель их – обозначить существующую проблему и определить пути решения.

Обострение проблем происходит при отсутствии контакта с родителями, полной потери ими авторитета. Именно в этом периоде подростки начинают искать новый идеал среди взрослых или сверстников, взгляды и поведение которых будут вдохновлять. Взаимопонимание и доверие способны сгладить агрессивные проявления. Ребенок должен понимать, что ему есть к кому обратиться в сложной ситуации, поговорить или получить ответы на вопросы. Информированность и осознание своих действий помогут пережить период без проблем, чтобы не пострадала подростковая психика.

Отношения подростков с родителями

Психология отношений подростков основана на поиске авторитета и своего места в обществе. Ребенок может:

  • Злиться;
  • Отказываться разговаривать;
  • Начать врать.

Стремление отгородить ребенка от опасностей часто приводит к ущемлению интересов и проявлению им агрессии, особенно, когда родители пытаются воплотить в чаде мечты своего детства, отличающиеся от его планов. Подросток не всегда понимает, чего именно хочет, основная его цель – проявить самостоятельность. Поэтому важно помочь, выслушать, рассказать о вариантах поведения и исходах ситуации. Не обязательно подросток прислушается к мнению родителей, возможно, сделает наперекор специально. Главное для родителей – оставаться спокойными и быть на стороне ребенка.

Подросток должен понимать, что его мнение важно, его ценят. Поэтому нужно советоваться, принимать решения, опираясь на его высказывания. Совместное обсуждение семейных проблем сближает и позволяет ребенку чувствовать себя взрослым.

Счастливый подросток и родители

Счастливый подросток и родители

Подростковая психология приводит к излишней эмоциональности, результатом которой является хамство. Самое острое проявление переходного периода приходится на 13 лет.

Обратите внимание! Зачастую грубые слова произносятся в накале страстей, поэтому не нужно впадать в отчаяние. В спокойном состоянии поговорить с подростком и выяснить причину поведения. Возможно, подобные проявления скрывают проблему, которую ребенок не может решить самостоятельно.

Часто возникают споры и разногласия по поводу денег, подростки требуют вещи, которые оказываются родителям не по карману. Нужно научить ребенка управлять финансами, выделяя определенную сумму на расходы. Подросток научится понимать, как распоряжаться ограниченными финансами, в чем себе отказать, чтобы в будущем приобрести желаемое.

Главное – разговаривать с ребенком, доверять ему, тогда придут взаимное уважение и понимание. Подростки очень сильно нуждаются в любви родителей, просто не всегда могут в этом признаться.

Реакция на подростковый протест

Протест у подростков возникает при желании действовать самостоятельно, следовать своим целям. Может проявляться как:

  • Отказ от просьб;
  • Выполнение действий наперекор.

Ребенок выступает против принятых норм и правил, пытается доказать значимость и самостоятельность. Специфика проявлений зависит от отношений с родителями, другими взрослыми. Особенно остро проявляется при неуважении мнения ребенка, предъявлении высоких требований.

Протест

Протест

Дополнительная информация. Часто родители излишне балуют малыша, затем, по достижении подросткового возраста, начинают относиться к нему как к взрослому. Тогда ребенок, не привыкший к подобной нагрузке, начинает выражать протест.

Важно быть последовательным в действиях и учитывать особенности подросткового развития, эмоциональное состояние. Нужно замечать бунт со стороны ребенка, но нельзя подавлять его насильно. Запреты ухудшат отношения и повлияют на самооценку ребенка. Необходимо докопаться до причины поведения, важно уважать мнение подростка и внимательно относиться к его переживаниям. Даже краткий вопрос, заданный вовремя, поможет найти причину проблемы. Главное – быть внимательным и чутким.

Когда конфликт неизбежен, нельзя его игнорировать. Подобные ситуации приносят пользу, если уметь регулировать их, извлекая пользу. Конфликт поможет найти решение проблемы, если руководить им с умом, не полагаясь на эмоции. Такой опыт ценен для ребенка, так как поможет в будущем с достоинством выходить из спорных ситуаций.

Чтобы понимать ребенка, нужно помнить о своем подростковом опыте и переживаниях. Осознание нестабильного эмоционального состояния поможет сблизиться, наладить взаимоотношения и вместе искать выход из проблем.

Видео

Психологические особенности подросткового возраста: 12-15 лет

Подростковый возраст (10–15 лет) — это переходный период, характеризующийся физическим и психологическим взрослением. Считается трудным с точки зрения воспитания. Чтобы взрослым и детям было проще пережить это сложное время, важно знать психологические особенности подросткового возраста.

Психологическое развитие подростков

Большинство проблем подростков являются следствием полового созревания, которое может провоцировать различные отклонения психофизиологического и психического характера. Из-за этого подростки страдают от следующих проблем:

  • эмоциональной неустойчивости;
  • повышенной возбудимости;
  • беспричинной тревожности;
  • перепадов настроения;
  • депрессии;
  • конфликтности.

фото 1319

Вероятно обострение патологических проявлений, связанных с возникновением психических недугов. Ученые считают, что вероятность развития шизофрении у подростков увеличивается в несколько раз.

Но переходный возраст имеет и положительные стороны. Ребенок становится более самостоятельным и независимым. Его сфера деятельности постепенно увеличивается. Он начинает сознательно к себе относиться и отстаивает свои права перед другими людьми.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

Изучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.

Разновидности объективной взрослости:

  1. Социально-моральная. Проявляется эмансипацией, участием в семейных делах.
  2. Интеллектуальная. Подросток занимается саморазвитием и самообразованием.
  3. Романтическая. Проявляется в романтических взаимоотношениях с противоположным полом.
  4. Внешняя. Подросток пытается иметь «взрослую» внешность,поведение. Ребенок следит за модой, может начать курить и использовать нецензурную лексику в общении.

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Реакция группирования с одногодками

Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:

  1. Однополые (чаще всего, мужские). В таких группах присутствует постоянный лидер, у каждого члена есть своя жестко фиксированная роль. Лидер удерживает свою позицию с помощью сильного, но не очень умного помощника. Однополые группы часто имеют «свою территорию», редко принимают новичков, пользуются своим «языком».
  2. Смешанные. Лидер выбирается согласно требуемой ситуации. Члены группы могут постоянно меняться. От участников ничего не требуют.

В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима.

Возникновение интереса к противоположному полу

10–17 лет — пубертатный период развития ребенка. В это же время начинается половое созревание. Из-за физиологических изменений подросток начинает испытывать новые эмоции и чувства. Он начинает думать о своей половой принадлежности. Ребенок пытается выразить свою мужскую или женскую индивидуальность — это естественный процесс. Родителям в это время нужно дать сыну или дочке немного свободы в самовыражении — это существенно снизит вероятность конфликтов.

Интерес к противоположному полу наблюдается уже в 10–14 лет. Проявляется это повышенным вниманием к своему внешнему виду и желании выделиться. Родители уже могут рассказать ребенку о важности личной гигиены и физических упражнениях.

В таком возрасте подростки испытывают первую любовь. Девушки и юноши от дружеских отношений переходят к романтическим. Многие начинают жить половой жизнью. Родителям крайне важно объяснить, что ранняя половая жизнь может быть опасной.

Развитие самопознания

Подросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства. Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных. Но небольшой жизненный опыт и несформированное мировоззрение провоцируют развитие у подростка противоречий между желанием самовоспитания и неумением его реализовать.

Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:

  • подражать взрослым,
  • быть зависимым от сверстников.

На новом этапе подросток:

  • понимает, что он уже не является ребенком;
  • постепенно понимает свои личностные особенности;
  • меньше зависит от сверстников.

Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать.

Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами.

В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:

  1. Быть не таким, как все, особенно при общении с родителями.
  2. Подражать группе ровесников и соответствовать модным тенденциям.

Самосознание и формирование Я-образа тесно связаны с созданием образа Другого. В большинстве случаев этим «Другим» становится сверстник, общение с которым крайне важно для взрослеющего ребенка. Данная особенность может специфически проявляться:

  1. Когнитивно-простой подросток, который поверхностно анализирует внутренний мир, отождествляет себя с ровесниками и акцентирует сходство между собой и ними.
  2. Когнитивно-сложный подросток пытается понять суть человека, идентифицирует себя только с определенными сверстниками и подчеркивает свое отличительные черты.

Отождествление себя с ровесниками является нормальным явлением и помогает формировать «Я-образ» каждого подростка. В возрасте 13–14 лет этот образ теряет устойчивость и целостность. Ребенок это крайне остро чувствует. Чтобы прекратить копировать поведение окружающих людей, взрослый человек использует самопознание и самоанализ, а у подростка эти качества еще развиваются. Из-за этого ребенок испытывает сильный стресс, который приводит к следующим проблемам:

  • неадекватному поведению;
  • снижению самооценки;
  • нестабильному развитию «Я-образа».

Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания.

Как подросток относится к своей внешности

В момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности. Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни. Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога.

фото 1320

Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других.

«Обиженные» дети становятся проблемными. Они могут закрыться от всего мира и вести асоциальную жизнь или наоборот, закатывают истерики и скандалят с взрослыми. Главная задача этих действий — самоутвердиться и получить признание от взрослых.

Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:

  • носить одежду мешковатого типа;
  • прикрывать рот в процессе смеха;
  • скрывать лицо под волосами;
  • отводить взгляд от собеседника;
  • иметь «недостижимый» идеал красоты;
  • сомневаться в своих силах;
  • считать себя не достойным любви;
  • испытывать трудности с самовыражением перед незнакомыми людьми;
  • избегать фотокамер или часто фотографироваться.

Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем.

Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку.

Характерные комплексы подросткового возраста

Психологи выделяют несколько разновидностей комплексов, которые мучают подростков:

  1. Неполноценности. Встречается почти у 80 процентов детей, при этом некоторые и сами не понимают, что страдают от такого. Подростки остро чувствуют свою ущербность на фоне ровесников.
  2. Финансовый. Зависит от финансового достатка семьи, зарплаты мамы/папы. Ребенок не понимает, что не все родители могут иметь большие деньги. Особенно комплекс обостряется, если в его окружении есть дети с обеспеченных семей, которые хвастаются дорогими вещами.
  3. Отличника/отличницы. Развивается в школе. Часто развитие комплекса провоцируют родители и педагоги. Ребенок начинает ставить себе высокие планки и если не достигает их, становится агрессивным и замкнутым.
  4. Безответной любви. Когда парень или девушка не получают взаимности от объекта воздыхания, они начинают копаться в себе, пытаясь найти в себе причину сложившейся ситуации. Часто результатом этого процесса является «открытие» новых недостатков.

фото 1321

Эти комплексы являются типичными для подросткового возраста, но каждый ребенок переживает их индивидуально. Главная задача родителей — поддерживать со своим чадом доверительные отношения и пытаться в каждой ситуации находить положительные моменты.

Чтобы правильно воспитать подростка и не испортить с ним отношения, родителям и педагогам следует понимать, что перед ними не просто ребенок, а личность. Взрослым важно учитывать темперамент ребенка, его половую принадлежность, интеллектуальные способности, физические возможности и характер. Родители и педагоги обязаны помочь подростку найти социально-приемлемые пути самовыражения и средства самоутверждения.

Статья (9 класс) по теме: Подростковый возраст. Психологические особенности.

Подростковый возраст. Психологические особенности

Это самый долгий переходный период (от 11-12 до 16-17 лет), который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Психологические особенности подросткового возраста:

— чувствительность к оценке посторонних своей внешности

— крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих.

— внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Психологические особенности подростка.

Неврозы. Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Гармонично сложенный ребёнок вдруг превращается в неловкого увальня с длинными руками, которые он и сам не знает, куда деть, тонкими ногами, которые девочки прячут под брюками, угри и т.д.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Что главное для подростка? Внешность. Внимание сверстников. Это является мерилом успеха. Именно недостатки бросаются в глаза их сверстникам. Именно внешность и желание не быть отвергнутыми заставляют подростка по-своему решать свои проблемы. Общение со сверстниками становится в этом возрасте ведущим. И тогда, чтобы обратить на себя внимание, они не выбирают средств, которыми можно обратить на себя внимание. Это бравада, дерзость, веселье без причины, курение… Лишь бы привлечь внимание. Нередко сами взрослые виноваты в том что дети стали злоупотреблять наркотические препараты, когда, не жалея сил и времени, описывают негативные последствия наркотизации, создавая ореол таинственности, опасности наркотиков. Нередко родители убеждены в том, что самое главное — напугать подростка возможными последствиями употребления наркогенных веществ для здоровья. Однако, как уже говорилось выше, далеко не всегда эти ожидания оправдываются: хотя подростки знают, что наркотики — это «опасно, вредно и т. д.», они все равно решаются на эксперимент. Так что же, может быть, тогда вообще не стоит обсуждать с подростком опасность наркотизации? Конечно, стоит! Такие беседы важны и нужны, но при этом советуем родителям обратить внимание на ряд условий, соблюдение которых поможет установить контакт с сыном или дочерью и сделает эффект от беседы максимальным.

  1. Важно найти подходящий момент для обсуждения. Лобовая атака: «А ну-ка, давай я расскажу тебе о вреде наркотиков» — вряд ли будет иметь успех. Может оказаться, что именно в этот момент подросток просто не хочет обсуждать такие темы. А вот фильм, в котором затрагивалась тема наркомании и который произвел впечатление на сына или дочь, статья в газете или журнале, реальная ситуация, в которую попал кто-то, с кем знаком подросток, вполне могут служить поводом для начала разговора.
  2. Не нужно превращать обсуждение в скучную лекцию, где ребенку отводится роль слушателя. Мама или папа могут считать, что им-то уж лучше знать, чем опасна наркотизация. Однако в действительности современные подростки могут оказаться гораздо более осведомленными в аспектах проблемы. Поэтому самое разумное — организовать обмен мнениями, в ходе которого родители (уважительно и тактично) могут попытаться повлиять на взгляды подростка.
  3. Не стоит даже из лучших побуждений стремиться запугать подростка (опасность наркотизации и без того велика). Заведомое преувеличение опасности вызывает у подростка недоверие к сведениям, получаемым от взрослых, формирует представление об их некомпетентности.
  4. Основной акцент обсуждения рекомендуется сделать на том, как наркотизация может отразиться на значимых для подростка ценностях, например на внешности, успехах в спорте (если они имеют значение для подростка), реальности получения желаемой профессии и т. д. Объясните ребенку, чем и как знакомство с наркотиком может помешать реализации его мечты.
  5. Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний в случае возможного знакомства подростка с одурманивающими веществами: «Если я только узнаю, что ты попробовал, то…» Сама по себе такая угроза может стать своеобразной провокацией: «Интересно, выполнит или не выполнит взрослый свои обещания?» Для подростка, стремящегося продемонстрировать свою взрослость, самостоятельность, независимость, гораздо большее значение будет иметь высказанное взрослым доверие к нему: «Меня очень расстроит и огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, однако я верю, что ты способен принимать правильные решения, умеешь делать верный выбор».
  6. Не стоит подробно обсуждать с подростком (если этого не требует конкретная ситуация) специфику эйфорического эффекта, вызываемого различными одурманивающими веществами, технологию их применения и другую подобную информацию, которая, не способствуя формированию антинаркогенных установок, может провоцировать интерес к наркотизации, облегчать возможность приобщения.

Задача бесед с подростком может считаться выполненной, если взрослому удалось сформировать у молодого человека следующие убеждения:

  1. Не существует безопасных одурманивающих веществ. Любое вещество, способное вызывать эффект измененного состояния, опасно для человека.
  2. Не существует безопасных форм наркотизации. Даже эпизодическое употребление наркотика или другого одурманивающего вещества способно привести к формированию зависимости.
  3. Наркотизация не может служить способом решения тех или иных проблем. Наоборот, наркотики становятся препятствием для реализации задач и планов.

Подводя итоги тому, что обсуждалось в этой теме, мы бы хотели сформулировать несколько советов для родителей, которые могут помочь взрослым в организации семейной профилактики. 

Совет 1. Сделайте жизнь своего ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему сыну или дочери не нужно будет искать сомнительные источники острых ощущений и не захочется испытать на себе действия опасных веществ. 

Совет 2. Учите подростка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей. Будьте сами внимательны к своему ребенку – он должен всегда быть уверен в том, что родители готовы выслушать, понять его и помочь.

 Совет 3. Научите подростка говорить «нет», отказываясь от того, что кажется ему опасным, неприемлемым. Конечно, послушный ребенок – подарок для родителей и учителей. Но готовность к беспрекословному послушанию может сыграть с вашим сыном или дочерью плохую шутку. Ребенок должен твердо знать, что у него есть право отказаться, и уметь это делать

Совет 4. Научите сына или дочь получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти свою сферу деятельности, свое увлечение. С уважением относитесь к хобби ребенка, демонстрируйте интерес к такого рода занятиям.

 Совет 5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Не стоит сравнивать сына или дочь с другими детьми. Сравнивайте их вчерашних с ними сегодняшними, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

 Совет 6. Выдвигаемые вами требования к сыну или дочери должны быть по силам. Прежде чем требовать от них решение той или иной задачи (чтобы они хорошо учились, были вежливыми и сдержанными с учителеям и тд), покажите им, как именно они могут справиться с проблемой. Не забывайте о том, что ваш пример сильнее любых слов.

Совет 7. Постарайтесь познакомитьсяс друзьями и приятелями вашего ребенка. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остается сомнений в том, что влияние этого человека опасно для вашего сына или дочери.

 Совет 8. Дайте возможность подростку проявить свою самостоятельность, взрослость. Советуйтесь с ним при обсуждении тех или иных сеемйных проблем, подчеркивайте значение его участия в домашних делах.

 Совет 9. Сформируйте у подростка представление о том, с какими проблемами сталкивается человек, пристрастившийся к наркотикам. Важно, чтобы подросток осознавал опасность даже единственной пробы одурманивающего вещества. Рассказывая о негативных последствиях наркотизации, делайте акцент на факторах, имеющих большое значение в подростковой среде (объясните, как наркотизация сказывается на внешности, возможности приобрести престижную профессию, сделать карьеру итд)

 Совет 10. Убедите подростка в том, что не существует опасных и неопасных наркотиков: любой наркотик оказывает негативное воздействие на психику и физическое здоровье человека.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. (Пример

 Одно по том другое)

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.

Важную роль в развитии личности играет семья.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются “первые представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом… закладываются основные (базовые) потребности личности”. Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания.

Другая важная функция семьи – это подготовка к труду: формирование трудолюбия; ответственности, самостоятельности, формирование практических трудовых навыков и навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Для подростка ВАЖНО, чтобы его ПОНИМАЛИ 

Сообщение на тему: «Подростковый возраст. Психологические особенности»

Подростковый возраст. Психологические особенности

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста. 

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой? 

Вот его проявления: 

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности

  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров


Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. 

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. 

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.


Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.


Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.


Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.


Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.


Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.


Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведьвнешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность. 

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.


Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

Внутренне происходит следующее.


У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.


Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. 

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа. 

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. 

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. 

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта.

Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.


У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *