4.1.1. Границы подросткового возраста. Самоутверждение подростка
4.1.1. Границы подросткового возраста
Существуют разные точки зрения на границы подросткового возраста. Согласно одной из них, подростковый возраст – это период, который продолжается с 12 до 16 лет и называется пубертатным (за ним по этой классификации следует ювенильный возраст (16–18 лет) и юность (18–20 лет) (Дружинин, 2001, с. 301). Согласно другой точке зрения, у мальчиков подростковый возраст приходится на 13–16 лет, а у девочек – на 12–15 лет (Дружинин, 1997, с. 113). В отечественном здравоохранении принято чрезмерно узкое понимание подросткового возраста как периода 15–17 лет. Основываясь на сроках соматического, психологического и социального созревания, эксперты ВОЗ договорились считать подростками лиц в возрасте 10–20 лет.
Учитывая мнения различных авторов и основываясь на собственных наблюдениях, мы склонны присоединиться к классификации, опубликованной в учебнике В. Н. Дружинина «Экспериментальная психология», где пубертату отводится возраст 12–16 лет, причем у девочек он начинается именно в 12 лет и заканчивается в 15, а у мальчиков его начало и конец сдвинуты на год. Этот выбор, прежде всего, обусловлен теми процессами (биологическими, психологическими, социальными), которые характерны для данного периода жизни.
«К биологическим особенностям организма подростка относят физиологические и соматические (морфологические, в том числе и половые). Физиологические особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции всех соматических функций, а также настроения» (Гуркин, 2000, с. 32). Соматическое развитие в основном включает в себя показатели, связанные со значительным увеличением роста, а иногда и массы тела. Для определения биологического возраста, который не обязательно должен совпадать с календарным, применяется несколько хорошо известных способов. Одним из них является определение возраста по
зубной формуле – по числу прорезавшихся постоянных зубов. Его применяют в возрасте от 6 до 13 лет. Второй способ включает в себя показатели развития вторичных половых признаков и наружных половых органов. Такими показателями, например, у девушек являются: развитие молочных желез (Ма), оволосение лобка (Р), аксиллярное (подмышечное) оволосение (Ах), менструация (Ме). Каждый показатель имеет количественные значения, и все они в совокупности составляют
половую формулу: Ма+Р+Ах+Ме, по которой вычисляется суммарный «балл полового развития». И, наконец, скелетная зрелость определяется по степени окостенения запястья, кисти и предплечья на рентгенограмме левой кисти, и позволяет максимально точно определить биологический возраст обследуемых вплоть до 17–18 лет.
Одной из серьезных проблем этой стадии онтогенеза является интенсификация развития, проявляющаяся в ускорении темпов физического и полового созревания. Оно может сопровождаться различными нарушениями, такими как повышение артериального давления, появление сколиоза, плоскостопия, функциональных расстройств внутренних органов, неврозов. Изменение внешности способствует переменам в социальном положении мальчиков и девочек, которые начинают идентифицироваться с мужскими и женскими ролями, и в целом с ролью взрослого. Вследствие чрезмерной интенсификации или, наоборот, замедления физического развития могут возникать не только соматические аномалии, но и социальная дезадаптация.
Исследования зарубежных авторов (Caspi, Lynam et al., 1993) выявили тесную связь между половым созреванием и изменениями поведения у девочек-подростков. «Начало менархе у девочки-подростка является не только сигналом способности к репродукции, но также актуализирует новые ожидания других людей, изменяет ее референтную группу и реорганизует ее образ тела и половую идентичность» (там же, с. 19), при этом ускоренное половое развитие в сочетании с дополнительными факторами (например, с обучением девочек в смешанной школе) приводит к социальной дезадаптации и ее следствиям – девиантному и делинквентному поведению.
В период юности происходит некоторая стабилизация физического и социального развития индивида, которая обеспечивается постепенным вхождением молодого человека во взрослую жизнь путем преодоления конфликта между физической зрелостью и социальной инфантильностью.
С психологической точки зрения, подростковый возраст – это время открытия своего Я, развития рефлексивных механизмов и формирования мировоззрения. Он связан с кардинальными преобразованиями сознания, самосознания и системы взаимоотношений индивида с миром. Центральным психофизиологическим процессом подросткового возраста является половое созревание, когда происходит интенсивное физическое и половое развитие, определяющее особенности реконструкции телесного Я и построения мужской и женской половой идентичности, а также постепенный переход к взрослой сексуальности. Развитие познавательных процессов характеризуется становлением сложных форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения и возможностью строить умозаключения. В подростковый период происходят перемены в структуре общения, и одной из главных особенностей этого процесса является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.
Характеристика подросткового возраста как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных этой стадии жизни (Adelson, 1980; Larson, 1993; Peterson, 1988). Уровень конфликтности в этом возрасте достаточно высок. Он вызван, прежде всего, несоответствием притязаний подростка и его реальных возможностей, а также рассогласованием между желанием быть самостоятельным и стереотипными установками родителей в отношении своих детей. В этом смысле верно высказывание, согласно которому взросление подростка предполагает как его собственное развитие, в том числе способность брать ответственность на себя и действовать в соответствии с ней, так и развитие самого взрослого, находящегося в контакте с подростком. Как говорил А. В. Брушлинский: «Подлинное воспитание представляет собой сотворчество (освоение и созидание) духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов – воспитателей и воспитуемых. Это сотворчество прежде всего именно общечеловеческих ценностей, поскольку они образуют тот наиболее общий и потому особенно прочный фундамент духовности, на основе которого каждый прокладывает свой жизненный путь, формируя более конкретные и частичные нравственные ценности и идеалы» (Брушлинский, 2003, с. 59).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Правила и границы в общении с подростком — Психология эффективной жизни
«Неуважительный — воспитанный», «ленивый — упорный», «рассеянный» — злопамятный», «заносчивый — подражающий кумирам», «раздражительный — холодный», «наглый, бескомпромиссный — заискивающий», «безответственный —самостоятельный», «жестокий — плаксивый», «имеющий на все свое мнение — поддающийся чужому влиянию». Противоречивое поведение, характерное для подростка, вызывает у его близких множество различных реакций: удивление, раздражение, непонимание, гнев, сожаление, растерянность.
Родители первыми принимают этот на самом деле «здоровый» вызов подростка семье и миру. И отвечают на него, как и положено взрослым. Хорошо, когда они выбирают для этого мирный путь и вместо подавления растущей самостоятельности ребенка или бросания его без поддержки на «амбразуру» взрослой жизни предпочитают установление и поддержание разумных правил, границ и мостов между членами семьи.
Правила
Основная польза правил заключается в том, что они делают отношения более стабильными и предсказуемыми. Подросток и его семья особенно нуждаются в такой стабильности в период «метаний» ребенка между различными крайностями.
Разумное правило справедливо (учитывает потребности и родителей, и подростка; распространяется на всех членов семьи) и реалистично.
Родителей беспокоит, что их дочь-подросток «все время проводит в телефоне, из которого ее невозможно вытащить». Поэтому они приняли решение — не разрешать ей пользоваться смартфоном на выходных, «чтобы она хоть немного общалась с семьей и не портила себе глаза».
Это правило нарушает перечисленные признаки: в нем не учитывается потребность девочки общаться с друзьями принятым современным способом, оно распространяется только на ребенка — родители общаются с ней, не лишаясь телефонов. К тому же оно нереалистично по времени (два дня — слишком большой срок), а значит, будет игнорироваться и нарушаться. Скорее всего, такое правило приведет к обострению конфликтов между ребенком и взрослыми вместо ожидаемой стабильности в отношениях.
Однако родители могут достичь полезной цели, если введут другое семейное правило — не пользоваться гаджетами во время еды. Они объясняют дочери, что принятие пищи — это совместное время для всей семьи. Поэтому и взрослые, и дети отключают и убирают мобильные устройства, садясь за стол.
Это правило позволяет родителям пообщаться с дочерью и сделать перерыв в использовании телефона, не ущемляя при этом возможность быть на связи с друзьями. Оно справедливо, потому что учитывает потребности и родителей, и ребенка, а также распространяется на всех членов семьи, а не на одного. Все находятся в равных условиях, что делает вероятность конфликтов меньше. Этот вариант правила реальнее выполнить, и оно на самом деле может поспособствовать сплочению родных, постепенно став доброй семейной традицией.
Небольшое количество разумных, справедливых и реалистичных семейных правил помогает подростку учиться осознанно принимать и соблюдать общественный порядок, а семье — поддерживать стабильность его поведения в самых важных областях, не прибегая к «драконовским» мерам.
Границы
Личные границы помогают членам семьи общаться друг с другом, чувствуя себя при этом безопасно и защищенно. Самостоятельная жизнь в обществе в скором будущем потребует от вчерашнего подростка соблюдения границ — собственных, других людей и социальных групп. Образец, которому он будет следовать, — это его семья.
Физиологические, гормональные изменения в теле подростка, бурный внутренний рост сочетаются с житейской наивностью, максимализмом и неуверенностью в себе. Желание оставаться одновременно зависимым (ни за что не отвечающим) и независимым (свободным в своих решениях), составляющее одну из главных причин «эмоциональных качелей» этого возраста, приводит к регулярным нарушениям личных границ членов семьи. Ребенок, с одной стороны, бунтует против них, отвергает и обесценивает (например, авторитет родителей), а с другой — нуждается в том, чтобы видеть границы, и в тех, кто ему их покажет.
Разумные границы — стабильные, но гибкие. Они основываются на уважении к каждому из членов семьи.
Родитель, выстраивающий такие границы, хоть и удивится тому, что еще на прошлой неделе он мог беспрепятственно войти в комнату к сыну или дочери, а сегодня ему запрещено переступать порог без стука и разрешения, но проявит уважение к появлению у них «личного пространства». Кошелек матери, телефон сына, дневник дочери, компьютер отца — все это примеры личных вещей и пространств, на которые распространяются границы. Их соблюдение как со стороны родителей, так и со стороны подростка — основа чувства безопасности, на которой члены семьи постепенно выстраивают доверительные и уважительные отношения друг с другом.
На уважении, физической и эмоциональной безопасности основываются и границы в непосредственном общении родителей и ребенка. Отец, отпускающий шуточки о сыне или поднимающий на него руку, но требующий, чтобы он «не смел повышать голос на мать и отца», нарушает эти принципы. Такие границы создают угрозу чувству безопасности подростка и его самоуважению и становятся источником скрытых и открытых конфликтов в семье. Если же отец и сам уважительно общается с сыном, и готов извиниться перед ним, когда случается иначе, то его требования вести себя так же в отношении родителей дают подростку образец стабильных разумных границ поведения.
Мосты поддержки
Несмотря на то что поведение подростка часто выглядит как «неблагодарное» и «неуважительное», он продолжает нуждаться в поддержке близких. Освоение множества правил «людского общежития» в отношениях со взрослыми и сверстниками, мучительная неуверенность в своих возможностях, скрываемая под маской нахальства и самоуверенности, неминуемые ошибки и столкновение с реальностью — серьезный стресс для ребенка.
Выстраивая для его безопасности разумные правила и границы, не забывайте протягивать через них и через ваши отношения мосты поддержки. Это время, которое вы регулярно проводите только вдвоем или втроем, когда ребенок (если и когда захочет) может поделиться тем, что его волнует, даже если это кажущиеся бесконечными жалобы или планы покорения планеты за несколько дней, а вы внимательно и терпеливо выслушаете его без осуждения. Это периодически необходимое каждому человеку эмоциональное и реальное «поглаживание», помогающее обиженному на несправедливость окружающего мира подростку собраться с силами и двигаться дальше по пути взросления. Это ваш понимающий и принимающий, но тем не менее взгляд со стороны на события и проблемы его жизни.
Главная задача любого моста — это сохранение связи между двумя берегами. Мосты поддержки создают помогающую обратную связь от вас к ребенку и от него к вам. Такая связь продолжает оставаться крепкой даже в турбулентности подросткового возраста.
Заключение
Конфликт с родителями — это естественная и необходимая часть взросления подростка. Правила, границы и мосты поддержки помогают семье удерживать этот конфликт в относительно безопасной зоне. Таким образом вы даете возможность своему ребенку набить необходимые шишки и ссадины личного опыта, но избежать серьезных травм, ран и переломов его все еще хрупкой личности. Этот процесс можно сравнить с закалкой тонкого стекла: в бережных, но уверенных руках мастера благодаря огню (без которого ничего не получится) оно становится прочным, блестящим и устойчивым к повреждениям.
От редакции
Подростковый период — этап жизни, который так или иначе сопровождается неуверенностью в себе, желанием завоевать общественное признание, доказать себе, что ты уже взрослый и самостоятельный. Без здоровой самооценки тут придется непросто. Но как сформировать ее у своего ребенка? Как воспитывать сына или дочь так, чтобы они, с одной стороны, ценили себя, а с другой — не страдали заносчивостью? Рассказывает психолог Оксана Юсупова: https://psy.systems/post/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samoocenku-u-rebenka.
Хотим мы того или нет, семья (равно как и ее отсутствие) влияет на наше взросление и всю дальнейшую жизнь. Психолог Юрий Карпенков объясняет, как отношения с братьями и сестрами определяют наше общение с другими людьми: https://psy.systems/post/bratjya-i-sestry-otnosheniya.
Оставаться другом своему ребенку на протяжении всего переходного возраста — как? Каким образом быть разумным, справедливым родителем, не превращаясь в тирана? Как не потерять близкие отношения со взрослеющим ребенком? Об этом рассказывает в своей книге «Пять путей к сердцу подростка» американский психолог Гэри Чэпмен: https://psy.systems/post/geri-chepman-pyat-putej-k-serdcu-podrostka.
Выбирать мирный путь в общении с подростком, не ущемлять его свободу нагромождением нелепых правил важно, чтобы позволить ему повзрослеть и успешно отделиться от родителей. О правилах сепарации рассказывает психолог Владимир Куц: https://psy.systems/post/pyat-pravil-uspeshnoj-separacii-ot-roditelej.
Особенности подросткового возраста и криминальное поведение несовершеннолетних
В статье анализируются социально-психологические особенности подросткового возраста и их связь с криминальным поведением несовершеннолетних.
Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. По мнению
Фельдштейна Д.И., подростковый возраст определяется «не просто как определенный возрастной период, а как особая фаза перехода от детства к взрослости» [1].
В подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка, основа, фундамент личности, играющие решающую роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования.
Важно отметить неравномерность, противоречивость и сложность психологического развития в подростковом возрасте. В этот период в подростке сосуществуют элементы детства и взрослости.
Периодизация подросткового возраста
Божович Л.И. [2] делит подростковый возраст на два периода: первый — 12-15 лет, второй — 15-17 лет. Аверин В.А. [3] внутри подросткового возраста выделяет младший подростковый (10-13 лет) и старший подростковый (13-15 лет). К подростковому возрасту тесно примыкает ранний юношеский возраст (15-17 лет), близкий подростковому по уровню социального развития.
Ананьев Б.Г., учитывая половой диморфизм, границы подросткового возраста определил 13-16 годами для мальчиков, 12-15 годами для девочек, юношеский возраст 17-21 для мужчин и 16-20 лет для женщин [3].
Фельдштейн Д.И. фазу «подростковый период», так называемую «фазу вхождения во взрослую жизнь» [1] делит также на два периода: первый — до 17 лет, второй — до 23 лет.
Эльконин Д.Б., развивая идеи Выготского Л.С. и Божович Л.И., предложил рассматривать возрастную периодизацию психического развития, исходя из трех основных критериев: 1) личностные новообразования; 2) ведущая деятельность; 3) социальная ситуация развития. В результате границы подросткового возраста определены им в 11-14/15 лет, а юношеского — 14-15 лет.
Нам представляется оправданным избрать объектом данного исследования возрастной контингент 14-18 лет по следующим соображениям. На юношеский возраст выпадает окончание процессов психофизиологического созревания и изменений, которые составляют суть «переходного периода» — подросткового возраста.
Подобный подход вполне объясняется также сходством тех процессов, которые характеризуют социальное созревание индивида в переходный период на рубеже подросткового и юношеского возраста (совпадение механизмов, институтов, способов социализации, степени включенности в систему общественных отношений, правовой статус и т.д.).
«Таким образом, если старший подростковый и ранний юношеский возраст имеют определенные психофизиологические различия, то по способам, механизмам и конечным эффектам социализации эти возрастные периоды весьма близки» [5].
Психология подросткового возраста
Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название «подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного криза» [6].
Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие определенной социальной среды. К ним относятся описанные Личко А.Е. [7, 8] реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Кондрашенко Т.В. [9] добавляет к вышеперечисленным дисморфореакции и рефлексиореакции.
Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно.
«Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью… Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечания о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас …кажутся неадекватными» [9, с. 7]. Как отмечает Васильев В.Л. [10], такая эмоциональная неустойчивость порождается повышенной активностью эндокринной системы (так называемая «гормональная буря»), вызванной ускоренным половым созреванием; а следствием подобной неуравновешенности является повышенная конфликтность, что само по себе способно затруднить общение с окружающими.
Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться, отстраниться от опеки, контроля, покровительства, оценки и влияния взрослых, подросток становится весьма критичным по отношению к представителям старшего поколения вообще. Это суть «реакция эмансипации» по Личко А.Е. Данная реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.
В современной западной психологической литературе широкое распространение получила концепция Erikson E. [11] о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности.
Отрицание ценностей и стандартов, принятых взрослыми, может стать одним из факторов, косвенно способствующих совершению правонарушений.
Становление самосознания и самооценки происходит прежде всего в общении, в процессе активного взаимодействия с себе подобными.
Выготский Л.С. писал: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других. Это и есть процесс становления личности» [12]. Именно этим объясняется проявляющаяся в подростковом возрасте повышенная потребность общения со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников — так называемая «реакция группирования со сверстниками».
Еще одной важной особенностью подросткового поведения является хобби-реакция. По мнению Личко А.Е. [8], «увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами — с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами… В отличие от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личность…»
Увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения — это происходит или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений или незаконности способов достижения желаемой цели.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением составляют важную, но пока еще мало изученную область. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности, но и нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий). Несмотря на недостаточную изученность этой проблемы все же в некоторых исследованиях [13] отмечается, что сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим нормам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков.
У мальчиков подобного рода реакции встречаются чаще, чем у девочек, и нередко сопровождаются агрессивностью, жестокостью, правонарушениями.
Кондрашенко Т.В. [9] также выделяет реакции, обусловленные формированием самосознания: дисморфореакции и рефлексиореакции.
Дисморфореакции — реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности. Подростков рано начинают волновать особенности внешности и физического развития. Подростки, будучи критичными к своей внешности (что отчасти обоснованно, вследствие того, что в подростковом возрасте не закончены процессы формирования физического облика человека, с чем связана внешняя угловатость и неслаженность подростков), находят в ней многочисленные «недостатки», что вызывает чувства беспокойства, неуверенности в себе, доходящие иногда до навязчивого страха (дисморфофобия) или сверхценной идеи физического недостатка (дисморфомания).
Объективные признаки «физического несовершенства» наряду с завышенными претензиями к своей внешности делают подростков уязвимыми в отношении замечаний, касающихся их внешности.
При развитии дисморфореакции подростки становятся замкнутыми, подозрительными, депрессивными.
Рефлексиореакции — реакции, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру. В старшем подростковом возрасте озабоченность своей внешностью ослабевает и на первый план выступают повышенный интерес к своему внутреннему миру, самоанализ, оценка своих умственных способностей и моральных качеств.
Нередко переживания, связанные с повышенным вниманием к своему внутреннему миру, занимают доминирующее место в жизни подростков и существенно влияют на их поведение. Практически любая реальная жизненная трудность, впервые встретившаяся на пути подростка, может сыграть роль психотравмирующего фактора, способствующего акцентуации внимания на своем внутреннем мире.
Кроме того, в подростковом возрасте еще могут наблюдаться детские поведенческие реакции: реакция отказа от контактов, от пищи и т.д. может наблюдаться у инфантильных подростков, когда их насильно отрывают от дома или от привычной компании сверстников. У конформных подростков такая реакция в крайне смягченном виде может проявиться при крутой ломке жизненного стереотипа. Реакция оппозиции может проявиться у подростков весьма своеобразно — от прогулов и побегов из дома до краж и попыток к самоубийству — чаще всего несерьезных и демонстративных, а также демонстративной алкоголизацией. Все проявления реакции оппозиции чаще всего вызваны желанием подростка вернуть себе утраченное особое внимание. Реакция имитации складывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды.
Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может быть, когда для подражания служит антисоциальный прототип.
Отрицательная имитация характеризуется тем, что модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции — здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция теснее связана с реакцией эмансипации, ближе к борьбе за самостоятельность.
Реакция компенсации — желание свою слабость, неудачливость в одной области восполнить успехами в другой.
Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми.
Личко А.Е. [8], Кондрашенко В.Т. [9] отмечают, что реакция протеста чаще всего проявляется в недисциплинированности, хулиганских выходках, агрессивных действиях, бродяжничестве, суицидальном поведении; реакция отказа — в нежелании учиться, участвовать в полезных трудовых процессах; реакции имитации — в грубости по отношению ко взрослым, вызывающем тоне, нецензурных выражениях, пьянстве, употреблении наркотиков и др. одурманивающих средств, сексуальных девиациях; реакция гиперкомпенсации – в различных поступках антидисциплинарного и асоциального характера.
Реакция эмансипации у подростков чаще всего сопровождается побегами из дома, бродяжничеством, пьянством, употреблением наркотиков, половой свободой. Нередко стремление к независимости выражается в особой манере поведения, свободе вкусов, моды, молодежном жаргоне и т.п.
Наконец, говоря о возможных причинах девиантного поведения подростков, важно иметь в виду особенности характера подростков, в частности, выраженность так называемых акцентуаций характера. Как отмечал Личко А.Е. [8], делинквентность не всегда связана с аномалиями характера. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера, так и в еще большей степени с ее типом. По данным Личко А.Е. [8], наиболее подверчен делинквентности неустойчивый тип акцентуации:
Тип психопатии или Частота делинквентности акцентуации характера (%)
неустойчивый 76
эпилептоидный 61
истероидный 52
шизоидный 44
гипертимный 36
лабильный 36
Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические делинквентные поступки во время гипертимной фазы, реже у них встречаются делинквентные эквиваленты субдепрессивных фаз…» Некоторые исследования [9, 14] посвящены взаимосвязи отдельных типов акцентуаций с видом правонарушения.
Вдовиченко А.А. [14] была проведена работа, в которой устанавливались корреляции между особенностями нарушения поведения и непосредственно типом акцентуации характера. Связь между типом акцентуации и формой противоправных поступков определялась, в основном, методом наблюдения и беседы. В результате был проведен качественный анализ, который позволяет говорить о том, что подростки эпилептоидного типа обнаруживают жестокость, стремление к грубому насилию, драчливость. Истероидные подростки более склонны к мошенничеству и мистификациям. Соответственно можно говорить о склонности эпилептоидов к грабежам, действиям против личности; истероидов — к кражам.
Качественный анализ типов акцентуаций позволяет сделать следующие выводы.
Эпилептоидный тип, характеризующийся аффективной взрывчатостью, склонностью к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения, жестокостью, мнительностью, стремлением к властвованию, может при наличии неблагоприятных условий среды послужить основой противоправного поведения, а именно — опасных действий против личности. Эгоизм, склонность к накоплению материальных благ, несдержанность желаний могут подтолкнуть эпилептоидных подростков к совершению краж.
Преступления шизоидных подростков обычно совершаются «во имя группы». Шизоидные черты затрудняют социальную адаптацию, а подростку в силу возрастных потребностей необходимо быть признанным членом какой — либо группы. Ради этого, ради признания подростка «своим» группой, несовершеннолетний может пойти на противоправные действия [7].
Неустойчивые подростки (повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, склонности к праздности, безделью, увлечение азартными играми) легко оказываются в антисоциальных компаниях, где, попадая под влияние более сильных, инициативных членов становятся орудием таких групп.
Истероидный тип характеризуется крайним эгоцентризмом, стремлением находиться в центре внимания, вызывать восхищение и почитание своей личности. Вследствие этого, несовершеннолетние правонарушители с этим типом акцентуации характера склонны более к хулиганским поступкам, в которых можно проявить свою мнимую смелость, геройство. Однако боязнь останавливает истероидных подростков перед совершением тяжких серьезных правонарушений [8, 15].
Анализ приведенных выше исследований (Личко А.Е., Вдовиченко А.А., Леонгард К.) позволяет предполагать возможную взаимосвязь между типом акцентуации и видами правонарушений. К сожалению, однозначных точных количественных данных о подобном соответствии нет. Кроме того, следует учитывать, что характер совершаемых противоправных действий определяется не только взаимосвязанным комплексом личностных особенностей, который имеет характер системы, но и обстоятельствами, ситуационными факторами антисоциального поведения. Поэтому, даже если и будут выявлены корреляции между личностными особенностями человека и характером виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания, то подобные взаимосвязи будут носить не абсолютный, а вероятностный характер, не исключающий совершения лицом с определенным комплексом личностных черт «нехарактерного» для данного вида акцентуации противоправного действия.
хронологические границы, физиологическое развитие подростка, социальная ситуация развития — Студопедия
Границы возраста – от 9-11 до 14-15 лет.
Социальная ситуация развития — специфика заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.
Прежде всего, в подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Среднее увеличение роста за год у мальчиков доходит до 10 см, а у девочек до 3-5 см. Ежегодная прибавка в весе составляет соответственно 3-6 кг у мальчиков и 3-4 кг у девочек. У подростков обоих полов период «бурного роста» длится в среднем около 4-5 лет. У мальчиков пик развития приходится на возраст около 13 лет; у девочек – 11 лет. После окончания фазы «бурного роста» в более медленном темпе он может продолжаться еще несколько лет. В тоже время физический рост характеризуется неравномерностью изменений различных частей тела.
В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, которые связаны с изменениями в эндокринной системе, ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в нервной системе процессы возбуждения преобладают над торможением.
Важнейшим биологическим процессом подросткового возраста является половое созревание, оказывающее огромное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Развиваются половые органы, вторичные половые признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).
Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых, это является одним из источников возникающего чувства взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих, наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым. Центральным событием для девочки в возрасте пубертата является начало менструаций, с которым сопряжен ряд психологических изменений.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
ЛИТЕРАТУРА
Базовая
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
2. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М., 1995.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.
Дополнительная
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
7. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995.
8. Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995.
10. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1994
11. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. М., 1987.
12. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1998.
13. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов у учащихся. М., 1988.
14. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. М., 1987.
15. Хазалия Н.А. Психологические особенности развития честности на разных стадиях подросткового возраста. М., 1997.
16. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. С-Пб., 1996.
17. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.
18. Дубровина И.В. (ред.) Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
19. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 1996.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Существование более или менее признанных для обоих полов и для всех социальных слоев фаз подросткового и юношеского возраста обусловлено в основном двумя общественными предпосылками. Во-первых, эти фазы тем более необходимы, чем выше профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым. Например, требования, предъявляемые к квалифицированной и относительно разносторонней рабочей силе. Во-вторых, общество должно быть в состоянии нести затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить и обучать целое поколение. Такие условия сложились лишь в самое последнее время и только в индустриальных странах, хотя и здесь социальные и половые различия накладывают сильный отпечаток на ход взросления. В прежнее время юность, если о ней вообще можно было говорить, была привилегией почти исключительно высших слоев общества и мужского пола.
У первобытных народов переход от детства к взрослому состоянию осуществлялся довольно резко, часто через ритуалы инициации. В архаичных обществах (например, в древних китайской, японской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная властная структура семьи, большей частью патриархальной формы, сохранялась и тогда, когда сыновья уже становились взрослыми.
В античной Греции юношество постепенно формировалось в недрах городской культуры среди свободных граждан. Здесь впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды. Наряду с этим возникла (у Аристотеля) поляризация молодой-старый, а человеку средних лет приписываются все положительные свойства обеих групп.
В милитаризированной Спарте молодежь была строго организована в целях военного обучения. В возрасте от 7 до 20 лет молодые люди поэтапно интегрировались в государственную жизнь и воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Любой взрослый играл роль воспитателя. Основные требования – субординация и повиновение старшим. Молодежь полностью была подчинена господствующим нормам.
В демократическом городе-государстве Афины молодежь получала большую свободу действий. К ней относили мужчин в возрасте примерно 18-20 лет, которые были освобождены от работы, занимались образованием и культурой и могли развивать новые идеи.
В Римской империи в силу ее тесной близости к греческой культуре было такое же положение.
В средние века городская культура, сформировавшаяся по большей части на основе торговых поселений, начиная с X-XI вв., становится решающей предпосылкой для возникновения особой юношеской стадии в жизни человека, правда, различной в зависимости от социального положения. Специализация в области искусства или ремесла удлиняла сроки обучения и странствий в поисках знаний; рыцарство требовало продолжительной подготовки. Жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства и юности.
Современные понятия семьи и детского возраста впервые появляются лишь к концу XVII в. Ранее семья означала всю родню или всех лиц, живущих под одной кровлей, независимо от степени родства. И то, и другое относилось исключительно к высшим социальным слоям. Граница между ребенком и взрослым была весьма условной. При переходе к капитализму в результате возникновения буржуазной семьи и внедрения всеобщего обязательного обучения отрочество и юность очерчиваются более определенно. Подрастающее поколение проводит в родной семье все больше времени, классы, в которых собраны в школе дети одного года рождения, усиливают тенденцию к образованию возрастных групп.
Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано педагогикой эпохи просвещения, в первую очередь Руссо. Отрочество и юность идеализируются как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господствующим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить молодого человека к контакту с социальной действительностью, формирование юношества гарантирует обновление общества. По мнению Руссо, общество портит человека, поэтому отрочество и юность следует защищать от его пагубного влияния. Человек должен прожить эти периоды во всем их своеобразии; лишь тогда жизнь его будет полноценна.
Содержание жизни в детстве – проявление во всей полноте “телесности” человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Половозрелость означает вступление в мир чувств и сексуальности. Отныне наиболее значимой сферой жизни становятся отношения с людьми. Воспитание, до сих пор изолированное от социальной среды, сталкивается с новой проблемой: упорядоченный управляемый разумом мир превращается в круговорот социальной жизни, в которой подрастающий человек следует предрассудкам и мнениям других.
Таким образом, примерно до конца XIX в. в общественном сознании отсутствовало представление о периоде взросления. Вероятно, формирование понятий взросления и полового созревания связано с развитием психологической мысли. До этого, в лучшем случае, существовало членение жизни на три этапа: детство как стадия зависимости, полная сил молодость и, наконец, старость, в которой нет ничего хорошего. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступало во взрослый мир.
Лишь с конца XIX в. с развитием урбанизации и индустриализации юность становится универсальным феноменом, постепенно охватывающим и девочек, которые до этого были тесней привязаны к дому и семье. Занимающийся проблемами детства французский историк культуры П.Арье считает, что на появление подросткового и юношеского возраста как социально-исторического явления повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений и обязательная воинская обязанность. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но, каково бы ни было определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя два столетия назад он едва вырисовывался.
Представление о молодежи в XX в. определяется различными молодежными движениями, представители которых отстаивают признание особых прав молодежи, ее особого поведения, независимости, равноправия полов и т.д. В конце XIX в. государства Европы и Америки оформили юридический статус подростка, приняв детское законодательство и специальные законы о правах молодежи, введя обязательное (преимущественно государственное) образование и установив границы подросткового возраста между достижением половой зрелости и возрастом, который закон определяет как обязательный для трудовой деятельности и правовой ответственности. В развитых странах мира подростковый и юношеский возраст имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 лет. Но еще в 30-х годах нашего века П.П.Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, “почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества”.
Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа Стэнли Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”. Этот труд, впервые вышедший в 1904 г., много раз переиздавался и принес С.Холлу звание “отца” психологии переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и надолго определил круг тех проблем, которые традиционно стали связывать с подростковым периодом.
В настоящее время представления о подрастающем поколении разрабатывают главным образом педагоги и психологи, делающие особый упор на психологическом развитии в этом возрасте. Такое развитие понимается как более или менее естественный процесс, имеющий общие закономерности. Переход от детства к взрослому возрасту сопровождается рядом радикальных соматических изменений, он несет с собой многочисленные психические сдвиги, приводит иногда к ожесточенным столкновениям с обществом и его институтами (родительский дом, школа, профессиональные сообщество и т.д.) и, наконец, осуществляется при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях. Существуют три точки созревания подростка, выделенные Л.С.Выготским, — органическое, половое и социальное. Сначала наступает половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время – социальное.
Введение обязательного школьного обучения привело к четкому разделению двух стадий взросления на подростковый и юношеский возраст.
В современной психологии под подростковым возрастом (отрочеством) понимается период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Важно отметить, что возрастные границы подросткового возраста так же, как и границы любого другого возрастного периода, являются относительными. Современные исследования Н.Н.Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему, показали историческую и социальную обусловленность границ подросткового возраста. Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л.И.Божович и Н.И.Крылова, также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н.Н.Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста.
В исследованиях Л.И.Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И.Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становятся актуальными для юношей и девушек только 16-17 лет. В начале 80-х годов Н.Н.Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет.
Отрочество относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Характерными для подросткового возраста новообразованиями являются “чувство взрослости”, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к отклоняющемуся или невротичному поведению. При благоприятной социальной ситуации развития подростковый возраст может протекать без каких-либо кризисных явлений. И подросток, закономерно выполнив задачи данного возрастного этапа, вступит в следующий – этап юности.
Юность –период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.
Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности.
Таким образом, мы видим, что подростковый и юношеский возраст имеют различные специфические особенности развития психических функций, сформировавшиеся под влиянием культурно-исторических факторов. Подробному рассмотрению этих особенностей посвящены следующие две части юниты.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Пубертатный кризис.
Психофизиологическое развитие подростка
Важная задача взросления подростка – психологическое совладание с собственным телесным и сексуальным созреванием. Подросток впервые осознает ограниченную способность контролировать и регулировать происходящие в нем физиологические изменения (рост тела, увеличение массы тела, появление вторичных половых признаков и др.). Тесная взаимосвязь биологических и психологических изменений во многом определяет специфику данного возрастного периода. Объяснение многих психологических проблем и сложностей, с которыми сталкивается подросток, невозможно без знания физиологических и биологических изменений, происходящих в его организме.
Пубертатный кризис, наступающий в подростковом возрасте,подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций. О нем свидетельствуют первая менструация (менархе) или соответственно эякуляция. Правда, пограничный характер этих признаков относителен, поскольку изменения, свойственные половому созреванию, начинаются еще до их появления.
Биологические изменения, связанные с половым созреванием, закладывают основу всех последующих процессов развития. Наиболее очевидные сдвиги касаются роста и пропорций тела. Происходящие изменения регулируются гормонально. Эндокринная перестройка, с одной стороны, готовит переход к половой зрелости, а с другой – обеспечивает значительные функциональные и морфологические изменения самых различных систем органов.
Внешние признаки полового созревания – важные ориентиры, позволяющие оценить его протекание, хотя влияние различных факторов может привести к заметному разнобою во внешних показателях.
Психолог Людмила Петрановская: «У подросткового возраста есть один плюс – он заканчивается» — Статьи — Дети старше 7 лет
Вебинар «О детях по-взрослому»
Подростки вечно попадают в истории
Ребенок до подросткового возраста ориентирован на взрослых, на те правила, которые они устанавливают. Эти правила – его внешняя поддержка, которая позволяет ему не попадать в неприятные истории, не наделать глупостей.
В подростковом возрасте созревают те участки мозга, которые отвечают за то, что у нас ассоциируется со «взрослостью»: способность прогнозировать последствия своих действий, планировать, опираться на свои представления и ценности вне зависимости от эмоций. Однако эта система находится в стадии формирования и потому может быть очень уязвима для любого воздействия.
В то же время привязанность отходит на задний план, опора на взрослое мнение и на взрослые ограничения уходит в прошлое. Получается, что прежние механизмы регуляции у ребенка уже не работают, новые еще не сформированы, а эмоциональная раскачка сильная. Поэтому подростки попадают в разные истории, делают неразумные вещи. Сложно приходится и им, и их родителям.
Возраст, опасный депрессиями
Часто и депрессия, и другие клинические состояния начинают проявляться именно в подростковом возрасте и именно на фоне того, что происходит с ребенком. О депрессии мы говорим в том случае, когда состояние достаточно устойчивое и длительное.
Если дочка сидит дома 2-3 дня, а потом бежит гулять с подружками, то это не депрессия. А если какое-то состояние продолжается длительное время, если есть проблемы со сном, если ребенок плохо ест, то нужно подумать о том, чтобы обратиться к специалистам. К сожалению, подростки очень уязвимы.
Лучше перестраховаться и в случае сомнений обратиться к специалисту, чтобы понять, что происходит с ребенком. Возможно, ему нужна помощь.
Подростков тянет к опасным увлечениям, это в их природе
Подростки не всегда могут спрогнозировать последствия своих поступков, не понимают, что в результате их действий что-то уже нельзя будет изменить. Они находятся в «виртуальной» реальности. Это не потому, что они играют в игры, это – особенность их развития.
Подростковый возраст всегда был возрастом инициаций, когда надо было доказать свое право считаться взрослым. Подростку нужно испытать себя, а родители и общество категорически не позволяют этого. По сути, весь подростковый возраст – постоянная стычка этих интересов: взрослые не хотят тревоги и риска, дети, наоборот, хотят рисковать.
Субкультуры учат формировать «взрослые» отношения
Сами по себе субкультуры, если они не какие-то деструктивные, – это не плохо. Они помогают ребенку почувствовать себя среди «своих». Суть принадлежности к подростковой группе – это перенесение основного груза поддержки с вертикальных отношений в горизонтальные.
depositphotos.com
Чем отличаются взрослые от детей? У ребенка основной источник поддержки – родители (вертикальная иерархия). Взрослые люди получают такую поддержку в горизонтальных отношениях – от партнеров, друзей, коллег, различных специалистов. И все подростковые сообщества направлены на то, чтобы дети научились получать поддержку, утешение, помощь именно от горизонтальных связей. При этом в идеале у подростка должны сохраняться и вертикальные связи, и обращение к друзьям.
Сейчас в большинстве семей стараются максимально оберегать детей, не вступать с ними в конфронтацию. В итоге получается, что дома современным подросткам комфортнее, чем среди сверстников. Они понимают, что нигде их так не поймут и не поддержат, как дома.
В итоге современные родители уже не знают, как дождаться, пока этот огромный страус улетит куда-нибудь из «гнезда».
А выросшие дети не видят в сепарации от родителей смысла, потому что дома им лучше, чем «там», где непонятные люди, которые еще не факт, что полюбят и примут тебя.
Если ребенок вышел из-под контроля
Одинаковых семей не бывает, и ребенок может тяжело переживать подростковый период по тысяче причин. Бурный подростковый возраст – это еще не плохой прогноз на будущее, а послушный ребенок – это не гарантия его будущих успехов. Многие дети не бунтуют в подростковом возрасте, потому что им по большому счету нечему сопротивляться. Однако потом у них бывают большие сложности с тем, чтобы начать самостоятельную жизнь.
У родителей нет цели оградить подростка от проблем. Безусловно, ему нужны рамки и ограничения.
Рамки важно ставить из позиции уважения. Не «делай все, как я хочу», а «давай подумаем, что важно и полезно для тебя».
Подростки обычно очень чувствительны к тому, находимся мы на их территории или на своей. Если мы как родители должны гарантировать, чтобы он ходил в школу, то ребенок понимает, что тут мы на своей территории, мы хотим чего-то разумного.
Но если мы начинаем требовать, чтобы ему нравилось в школе, в которой скучно или чтобы он с удовольствием выполнял домашнее задание, которые ему не нравятся, то мы уже на чужой территории. Мы начинаем лезть туда, куда нас не просили, и получаем в ответ отпор.
Правил и границ не должно быть много
Но они должны быть понятны, по ним должны быть договоренности. Когда вы устанавливаете правила, вы опираетесь на иерархию, на то, что вы главные и знаете, как надо. И в этом смысле вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет недоволен, возникнет конфликт, потребуются санкции, если правила будут нарушены.
Если вы делаете вид, что устанавливаете границы, но при этом боитесь, что ребенок расстроится, что у вас нарушится какая-то связь и так далее, то вы дурите ему голову.
Вы не хотите быть такими «церберами», которые устанавливают правила, не хотите конфликтов, но при этом и свободу дать ему не можете.
Получается, вы хотите ничего не делать, но – чтобы подросток сам каким-то образом выполнял все, что вы хотите. От этого двоемыслия детей просто разрывает. Нужно понять в какой ситуации нам приемлем только один вариант его поведения, либо в какой-то ситуации нас устроят разные варианты.
Если же вы договариваетесь с подростком на равных, то вы обсуждаете его и свои интересы и приходите к общему решению, здесь не может быть ситуации, что кто-то кого-то продавил.
Все же у подросткового возраста есть одна хорошая особенность, про которую я советую всем помнить: он заканчивается. Обещают, что к 20 годам будет полегче. Пусть это будет для вас светом в конце туннеля.
Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».
Читайте также:
Психология детей в 8-12 лет: самое важное
Психология детей в 6-8 лет: самое важное
Психология детей в 4-6 лет: самое важное
Установите реалистичные границы со своим подростком
Установление границ — важная часть помощи вашему ребенку обрести независимость, оставаться в безопасности и принимать разумные решения. Поскольку юность — это время новых впечатлений для вас обоих, границы могут помочь вам и вашему ребенку понять, какое поведение приемлемо, а какое — нет. Мы рассмотрим, как установить границы, которые могут работать для вас и вашего ребенка.
Важность границ
Границы — важная часть прояснения отношений между вами и вашим ребенком, когда вы оба путешествуете по времени больших перемен.Устанавливая и согласовывая границы вместе, вы создаете «контракт» ожидаемого поведения, который поможет избежать конфликта. Хотя границы помогают родителям лучше контролировать поведение своего подростка, они также помогают им:
, давая им понять, что вы заботитесь о них и беспокоитесь о том, что они делают, даже когда вы не вместе.
заставляет их чувствовать себя в безопасности и поддерживать.
помогает им принимать обоснованные и обоснованные решения.
, предоставляя им рамки, в которых они имеют автономию.
Какие самые важные границы для вашей семьи?
Прежде чем обсуждать границы с ребенком, сначала сядьте со своим партнером и / или всеми важными авторитетными фигурами для вашего ребенка и договоритесь о том, каковы наиболее важные границы. Важно, чтобы среди вас был консенсус, чтобы вы давали четкие и твердые границы, а не смешивали сообщения.
Некоторые потенциальные темы для обсуждения:
Какие границы наиболее важны?
Какие границы возможны, а какие нет?
Какие последствия нас устраивают?
В каком возрасте меняются границы?
Все эти вопросы могут относиться к разнообразному поведению подростков — некоторые примеры включают такие вещи, как прогулки с друзьями, походы на вечеринки, сексуальные эксперименты, алкоголь, употребление наркотиков и использование социальных сетей.
Когда обсуждать границы
Есть два разных подхода к установлению границ с вашим ребенком. Вы можете спонтанно сесть с ними, чтобы обсудить границы вокруг множества вопросов; или вы можете установить границы, поскольку ваш ребенок требует большей свободы.
Независимо от того, каким путем вы идете, важно выбрать хорошее время дня для обсуждения. Убедитесь, что у вас достаточно времени, что у вас обоих относительно хорошее настроение и что в последнее время не было конфликта.В идеале беседуйте со всей семьей.
Как установить границы
Устанавливая границы с ребенком, важно получить его отзывы и внести свой вклад в процесс. Молодые люди с меньшей вероятностью будут придерживаться границ, которые им навязывают без каких-либо переговоров. Вы можете установить границы только по одной проблеме за раз или, возможно, вы можете охватить сразу несколько проблем. Некоторые моменты, которые следует учитывать при установке границ:
постарайтесь задать тон дружеского сотрудничества на протяжении всего разговора
Обязательно прислушивайтесь к проблемам вашего ребенка и отвечайте на них.
будьте предельно ясны и точны при установке границ, чтобы не возникло недопонимания.
Избегайте диктатуры
попытайтесь обсудить моменты, по которым вы не согласны, но стойте твердо и изложите свою позицию, если есть что-то, что, по вашему мнению, просто не подлежит обсуждению.
напомните своему ребенку, почему вы устанавливаете границы — подтвердите свою заботу и заботу о нем
обсудить, какие будут последствия, если границы будут проигнорированы или нарушены.
Если беседа приводит к конфликту, предложите сделать перерыв и продолжить, когда ситуация немного остынет.Кроме того, постарайтесь не перегружать разговор слишком большим количеством границ сразу, предложите дополнительную беседу, чтобы осветить другие возникающие вопросы.
Хороший способ завершить разговор об установлении границ — спросить их, каких границ, по их мнению, вы как родитель должны придерживаться. Этот разговор может быть очень поучительным и может способствовать взаимопониманию и уважению между вами. Как и границы, которые вы устанавливаете для них, важно придерживаться тех, которые вам навязывают.
Развивающиеся границы
Процесс установления границ необходимо будет повторять довольно часто в подростковом возрасте. По мере того как молодые люди растут, границы, которые мы устанавливаем вокруг их поведения, должны измениться, чтобы отразить их зрелость. Важно объяснить младшим братьям и сестрам причины, по которым существуют разные границы для них и их старших братьев или сестер. Если ваш ребенок ведет себя ненадежно, возможно, придется сместить границы. Сдвиг границ в сторону более строгих может быть следствием игнорирования или нарушения границ.
Последствия
Границы тестирования — нормальное подростковое поведение. Независимо от того, насколько хороши ваши отношения с ребенком, он все равно может нарушать границы. Импульсивное поведение, влияние сверстников и неправильное принятие решений часто приводят к поведению, ограничивающему границы. В таком случае важно:
повторить ваше предыдущее обсуждение, где были установлены границы.
попросите их определить, почему их поведение не соответствует согласованным правилам.
совместно принимают решение о последствиях, соответствующих поведению.
довести дело до конца с согласованными последствиями.
обеспечивают положительное подкрепление, когда ваш ребенок ведет себя в рамках согласованных границ.
Процесс установления границ будет постоянной частью подросткового периода. Постарайтесь думать об этом как о развивающемся проекте, а не о волшебной формуле, которая гарантирует, что ваш ребенок всегда будет вести себя так, как вы хотите. Со временем процесс установления границ помогает направлять подростков к ответственному поведению и закладывает основы для того, чтобы они стали саморегулирующимися взрослыми.
Вы нашли то, что вам нужно?
.
Помогите подростку развить границы
Хорошие границы необходимы для здоровых и уважительных отношений. Зная, как помочь подростку установить границы хороших отношений с романтическими партнерами, вы сможете вооружить их здоровыми и безопасными отношениями. Кроме того, им будет комфортно говорить с вами о своих отношениях.
Говоря о хороших границах
Знать, что такое границы, знать, где лежат ваши границы, и уметь сообщать о границах партнеру — вот основные принципы, которые подготовят вашего подростка к безопасным романтическим и сексуальным отношениям.
Вы можете помочь, поговорив с подростком о границах романтических отношений и показав себя хорошим образцом для подражания. Подростки подсознательно ищут у взрослых моделей поведения в отношениях. Моделируя то, о чем вы говорите, вы им поможете.
Границы подростковых отношений
Попросите подростка подумать о том, что ему комфортно в романтических отношениях. Не только с точки зрения секса, но и с точки зрения того, насколько независимыми они хотят быть, проявлением привязанности, тем, чем они хотели бы поделиться с партнером.Приведите им несколько примеров.
Когда говорить «Я люблю тебя». Это нормально не чувствовать это сразу. Как бы они ни думали, они должны открыто говорить об этом.
Время с друзьями. Ваш подросток (и его партнер) должны чувствовать возможность проводить время с друзьями, людьми того же или противоположного пола, не спрашивая разрешения.
Время друг без друга. Ваш подросток должен уметь говорить своему романтическому партнеру, когда ему нужно делать что-то самостоятельно, и не чувствовать себя в ловушке, проводя все свое время вместе.
Цифровые и социальные границы. Может ли их партнер дружить или подписываться на друзей в социальных сетях? Можно ли пользоваться устройствами друг друга? Можно ли писать об их отношениях? Поскольку социальные сети являются общедоступными, вашему подростку следует обсудить некоторые границы.
Укажите, что единственный способ узнать, каковы их собственные границы, и что их партнеру устраивает или не устраивает, — это спросить и поговорить. Хорошие отношения возникают из хорошего общения.Попрактикуйтесь в некоторых вопросах, которые они могут задать.
Границы секса в отношениях
Секс — это то, что ваш подросток, вероятно, захочет попробовать в какой-то момент. Помогите подростку подготовиться к разговору о сексуальных границах, поговорив на некоторые из этих тем.
Установление сексуальных границ. Скажите подростку, что важно говорить о сексе со своим партнером, что они делают и не хотят делать, и как это меняется со временем.Повторите, что они имеют право решать, когда (и будут ли) они заниматься сексом и какие половые акты им удобны.
Согласие. Поговорите о согласии и важности того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности и были полностью согласны в отношении половых актов. Подчеркните ребенку, что можно изменить свое мнение даже во время секса.
Секс — это не валюта. Например, фраза «Я люблю тебя» или дарение подарков не обязывают их заниматься сексом или делать что-либо в ответ.
Как они узнают, что готовы? Поощряйте их задавать себе вопросы, например, почему они хотят заниматься сексом, чувствуют ли они себя в безопасности, тревожатся ли они больше, чем возбуждены, чувствуют ли они давление? Это поможет им узнать, готовы ли они.
Безопасный секс. Убедитесь, что ваши дети знают о безопасном сексе, контрацепции и инфекциях, передающихся половым путем. Поощряйте их поговорить со своим партнером о том, как они защитят себя, если они подумывают о сексе.
Управление трудностями в отношениях
В любых отношениях есть трудности, и границы иногда пересекаются. Мы не всегда знаем, где находится грань, пока не пересечем ее. Несколько советов, которые вы можете дать:
Определите реальный источник конфликта. Это первый шаг, потому что вы часто не об этом спорите. Поощряйте их думать о том, что они чувствуют, когда спорят, чтобы помочь понять, что на самом деле не так.
Обсуждение. Ваш партнер не сможет понять, что случилось, если вы ему не скажете. Поощряйте их сохранять спокойствие и собранность и рассказывайте о том, что их беспокоит. Предложите им не говорить об этом, когда кто-то из них злится. Поделитесь информационным бюллетенем о молодежи. Советы по общению.
Компромисс. Здоровые отношения — это баланс между потребностями всех вовлеченных людей. Поощряйте их поболтать и выяснить, что важно для каждого из них, а от чего они могут отказаться, если потребуется.
Конфликт и нездоровые отношения
Не все отношения хороши, и иногда люди не уважают границ, как бы хорошо они ни общались. Поговорите о вещах, не подлежащих обсуждению, с которыми им никогда не следует мириться. Они должны включать:
Заставить их почувствовать себя неуважением,
Не быть открытым и честным,
Не считая того, что для них важно,
Словесное и эмоциональное насилие,
Физическое насилие и жестокое обращение,
Контроль над тем, что они делают и кого видят.
Подчеркните своего ребенка, что если человек пересекает эти не подлежащие обсуждению границы, что-то нужно изменить, и вы можете помочь, если ему это нужно. Отсутствие отношений лучше, чем плохие отношения. Если они не могут справиться с проблемами без того, чтобы этого не происходило, им следует положить этому конец.
Если вас беспокоит, что ваш ребенок находится в нездоровых или жестоких отношениях, попросите ребенка позвонить по номеру 1800RESPECT и попросить совета у специалиста. Прочтите информационный бюллетень для молодежи «Признаки оскорбительных отношений» для получения дополнительной информации.
Вы нашли то, что вам нужно?
.
Подростковые границы — Опасная Лилли
Друга недавние подробно на Twitter о ловле ее сын мастурбирует в своей комнате в ее порно и информация последующей делится между двумя из них в случайном разговоре напомнили мне о другой истории от другого друга. Теперь другой друг — один из реальной жизни, который явно менее «сексуально открыт», но все еще находится в более прогрессивном лагере. Эта подруга, я назову ее Донна, забеременела в очень раннем возрасте, поэтому она на 16 лет старше своей дочери, которая учится на первом курсе колледжа, а ее сын достигает совершеннолетия в 17 лет.В двойной попытке избежать небезопасного секса и быть лучшими родителями, она позаботилась о том, чтобы ее дети всегда знали, что, если им нужны противозачаточные средства и презервативы, она предпочла бы, чтобы они пришли к ней, а не скрывали это и попали в беду.
Эта открытость привела к тому, что ее сын-подросток ненадлежащим образом поделился одной ночью со своей униженной матерью, сказав ей, что он и его девочка-неделя пробовали анальный секс, и эй, мама, ВЫ пробовали? После того, как ее шок прошел, она сказала ему, что это не его дело и не ее.В случае необходимости она дала бы ему больше презервативов, но не хотела и не нуждалась в том, чтобы слышать личные данные. Чтобы было ясно, он не задавал вопросов о том, «как» он просто рассказывал о своем опыте в дружеском «вау, это было круто». Своего рода способ.
И я согласен, но все же … назовите это двойными стандартами, если хотите, если бы та же самая информация обсуждалась с ее дочерью, я думаю, она бы испугалась немного меньше. И если бы ее дочь делилась с ней информацией, я был бы менее прозаичен.А пока я надеюсь, что мне не придется в ближайшее время видеться с ее сыном, потому что мне будет нелегко поговорить с ним, зная то, что я знаю сейчас. Чего бы я хотел не знать.
Я не прав? «Непрогрессивный»? Мыслящий узко? Я думаю, что подобная личная информация не должна передаваться между матерью и сыном, отцом и дочерью, независимо от намерений и отношений. Между матерью и дочерью, отцом и сыном? Я по-другому отношусь к этому. Это можно обсудить по-дружески, но по-родительски.Если вы не согласны со мной, можете объяснить почему?
Я могу вспомнить время в HS, когда я нашла презервативы в изголовье кровати моих родителей. Я был СОРТИФИЦИРОВАН. Мой отец знал, что я их видел, поскольку я помогал что-то искать, и он сказал: «Нет, их там нет», но я открыл дверь до того, как сообщение дошло до моего мозга. Мы об этом не говорили. Никто из нас не хотел. Я не могу даже представить себе, найти секс-игрушку или порно, принадлежащих к родителю и тьфу, нет, нет особо не мой отец. Моя мать? Эх, у нас нет отношений типа «моя мать — моя лучшая подруга, поэтому давайте помогать друг другу покупать секс-игрушки, покупать одежду и говорить о нашей сексуальной жизни», и никогда, никогда не будет.Это было чертовски сюрреалистично и в сумеречной зоне, когда моя мама-новичок спросила меня, могу ли я принести ей травку, чтобы она могла попробовать. И да, из чего-то неприметного, чтобы выкурить это. Я потратил свои двадцать с небольшим лет, СКРЫВАЯ от нее свою привычку курить (оба вида) … теперь она хочет, чтобы я помогал ей и присоединился к ней. Я не уверен, что смогу пересечь эту внутреннюю границу.
Вся эта тема, однако, на 100% отличается от необходимых разговоров о сексе, которые должен вести любой родитель, который находится рядом и способен. Это другое, и это родительский долг.Просто хотел, чтобы это стало известно.
Как сторонний наблюдатель, я даже не хочу, чтобы ВЫ рассказывали МНЕ о своем сыне или дочери-подростке и о том, что они сделали. Для меня это предает конфиденциальность и уверенность, даже если это всего лишь ваш ребенок, а для вас это не имеет большого значения. Ваш ребенок был бы унижен, если бы узнал.
В том же ключе, мне интересно, следует ли / когда я незаметно сообщить моей 17-летней любимой кузине, что, если ей «что-нибудь понадобится», она может прийти ко мне наедине. Ее парень и обе семьи довольно религиозны; он миссионер всего 19 лет.Но в тот момент, когда я услышал, что он купил ей веб-камеру, чтобы они могли видеть друг друга во время разговора на расстоянии? Мое «боже, когда-то я был подростком, и если бы у нас тогда были веб-камеры?!?!» реакция была «О, черт, НЕТ, они не просто болтают !!». Но я не решаюсь ей что-нибудь сказать. Ей нужна «крутая тетя»? Это превышение? Разве я не хотел бы знать больше на первом курсе колледжа? Но что, если мои предположения ошибочны, и она действительно хорошая девочка, и ей суждено быть девственницей еще как минимум 3 года? Но потом я смотрю Сплетницу (заткнись) и думаю: «Вау…».неужели в наши дни дети такие развратные? я был так невиновен? И я просто не знаю ответов.
.
c # — HttpWebResponse с MJPEG и multipart / x-mixed-replace; border = — тип содержимого myboundary ответа от камеры наблюдения не работает
Переполнение стека
Около
Товары
Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответы
Переполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами
Вакансии
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста
Талант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя
Реклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира