Подросток возраст какой – Подростковый возраст: кратко о переходном возрасте — Психологические вопросы в школе — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Возрастная периодизация — Википедия

Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям [по желанию женщины] в отсутствие медицинских показаний, или возраст совершеннолетия, возраст наступления уголовной ответственности, пенсионный возраст и другое).

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения или от момента зачатия) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом[1].

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского[править | править код]

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому[2]:

Периодизация Эльконина[править | править код]

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

[3]

  • Раннее детство
  • Детство
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии[4][5].

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона[править | править код]

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:[6][7][8]

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35[8]-39[9] лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)[править | править код]

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация[10]:

Биологический возраст[править | править код]

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста

[11]:

Возрастные периоды у детей
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство: 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

Во сколько лет человек становится подростком? Поясните свой ответ

с 12 лет, тинэйджер до двенадцати лет ребенок находится в биополе матери, когда мать смотрит на свое чадо, то она получает информацию о своем энергоинформационном поле, это помогает ей любить ребёнка беззаветно и помогать ему мыслями. и энергией. .

<a rel=»nofollow» href=»https://ru.wikipedia.org/wiki/Подросток» target=»_blank»>https://ru.wikipedia.org/wiki/Подросток</a>

С 11 лет — Подросток ибо в это время начинается переходный возраст.

Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Да и особенности переходного возраста у каждого ребёнка проявляются по-разному. Ведь у каждого организма есть свои индивидуальные ритмы и особенности происходящих процессов. Поэтому невозможно сказать точно, сколько длится переходный возраст. Но в основном медики и психологи называют период с 10-11 лет до 15-17 лет. С оговоркой, что эти показатели варьируются как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Подростковый возраст Подростковый возраст (синонимы: пубертатный возраст, старший школьный возраст) — период жизни, продолжающийся в среднем от 10—12 до 15—16 лет у девочек и от 12—14 до 17—18 лет у мальчиков. Условно началом подросткового возраста считают время появления оволосения на лобке. Во время подросткового возраста происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим и психосоциальным развитием, перестройкой функций всех органов и систем. Полагают, что подростковый возраст продолжается условно около 5 лет и заканчивается с прекращением бурного роста. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста (см. Гипофизарные гормоны) , половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах и др.) , развитием наружных и внутренних половых органов, появлением менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. В нормальных условиях половое созревание и физическое развитие всегда протекают взаимосвязанно. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, скорость роста составляет в среднем 9 см в год. Пик скорости роста в среднем приходится на 10—11 лет у девочек и 13 1/2—15 лет у мальчиков; к 16 годам у девочек и 18 годам у мальчиков скорость роста значительно замедляется. Масса тела (см. Вес тела) увеличивается в подростковом возрасте в среднем на 3—5 кг в год. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т. к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника (см. Позвоночник, Сколиоз) . Продолжается интенсивное развитие коллагеновых и эластических волокон кожи. С определенной этапностью появляется вторичное половое оволосение. Подкожная клетчатка наиболее и

описание, порядок определения, психологические аспекты

Стенли Холл говорил о нем, что это период бури и натиска. — говорил о нем Стенли Холл. Ж-Ж. Руссо называл его периодом бурь и страстей, процессом «рождения во взрослую жизнь». Для Л.С. Выготского он был переломным, критическим, переходным. Родители и учителя считают, что он трудный, невыносимый, кошмарный. И это все он — подростковый возраст. Когда его ждать? Как к нему подготовиться, понять и пережить?

Когда подросток стал проблемой

Подростковый возраст как самостоятельный и обособленный период человеческой жизни — это относительно современное явление. Исследования антропологов и культурологов описывают гармоничное и бесконфликтное протекание процесса взросления в примитивных культурах, а также в эпоху допромышленного развития цивилизации. Дети с ранних лет были включены в трудовую и повседневную бытовую жизнь окружающих. Имели обязанности, физически выполнимые в их возрасте, несли ответственность за результат перед семьей, племенем.

После окончания младенчества прекращалось жесткое разделение форм поведения на детское и взрослое. Таким образом человек с ранних лет приобретал навыки и знания, необходимые в дальнейшей жизни. В таких условиях обучение способам взрослого поведения происходило плавно. К возрасту полового созревания ребенок был полностью готов к выполнению требований самостоятельной зрелой жизни. Только с середины 17 века стали выделять особый период в жизни человека — подростковый возраст в качестве нового социального явления.

Юридические границы подросткового возраста

Кто и когда определил эти границы

Все основные направления и школы зарубежной психологии не обошли своим вниманием вопрос о том, каковы возрастные границы подросткового возраста. С.Холл первым из психологов дал научное обоснование этого явления. Он считал, что возрастные границы подросткового возраста составляют период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет). Его последователи выделяли в этом диапазоне уже два периода — от 11-13 лет и до 17-20 лет. До сих пор не удалось выработать единый подход к определению четких возрастных границ этого периода. Несмотря на то, что в английском языке под определение подросток попадают только лица в возрасте 13-19 лет, в зарубежной психологии преобладает определение adolescence — взросление с диапазоном от 12-14 до 25 лет.

Границы подросткового возраста в отечественной психологии

В России проблемы, связанные с данным возрастом, первыми исследовали Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Основной причиной особенностей данного периода они считали кардинальную смену интересов и ведущей деятельности.

Исходя из этого, общий возрастной период от 11 до 17 лет подразделяют на два: первый от 11 до 15 лет, и старший подростковый возраст в границах 15-17 лет.

Интересы, свойственные подросткам в это время, следующие:

  • К собственной личности.
  • Тяга к противодействию, сопротивлению.
  • Интерес к романтике, героизму, риску.
  • Установка на большие масштабы, глобализацию интересов

Границы подросткового возраста по Выготскому отмечены кризисами 13 и 17 лет, которые отделяют детство от подросткового периода и юношеского соответственно. Именно в это время подросткам свойственно совершать неординарные поступки.

Подростковый возраст по Выготскому границы

Взгляд со стороны

Медицинская наука по-другому отвечает на вопрос о том, каковы границы подросткового возраста. В возрастной физиологии установлены следующие этапы взросления и их нормы.

мальчики (лет) девочки (лет)
1 этап от 10-13 до 12-14 от 8-10 до 9-12
2 этап от 12-14 до 13-16 от 9-12 до 10-12
3 этап от 13-16 до 15-17 от 10-13 до 11-14
4 этап от 15-17 до 17-18 от 11-14 до 15-16

Первый этап — начало усиленного роста костной и мышечной тканей. Появление признаков полового формирования.

Второй этап — основным признаком являются скачки роста (прибавка достигает до 8 см в год) и увеличение массы тела (до 8 кг в год). Продолжается развитие вторичных половых признаков: набухание груди и молочных желез (у мальчиков впоследствии пропадает), слабая пигментация, начало роста пениса.

Третий этап — максимальная активность тестостерона и эстрогена приводит к бурному половому формированию. Активный рост волос на теле (согласно мужскому и женскому типу), ломка голоса, первые эякуляции у мальчиков и менструации у девочек

Четвертый этап — окончательное формирование репродуктивной системы.

Особенности физиологического взросления

Интенсивная перестройка эндокринной системы знаменует собой с точки зрения медицины начало подросткового возраста. Окончание этого периода — достижение половой зрелости.

В это непростое время ребенок постоянно приспосабливается, адаптируется к физическим и физиологическим изменениям, которые происходят в его организме с необычайной скоростью. Новые пропорции тела лежат в основе неуклюжести, подростковой угловатости. Это не прибавляет молодой личности уверенности в себе. У мальчиков во время смены тембра голоса иногда случаются срывы на высоких нотах, что также может переживаться ребенком болезненно.

Сроки формирования вторичных половых признаков имеют большой индивидуальный разброс в рамках общей возрастной нормы, что приводит к переживаниям и непринятию своего тела. Бурное развитие вызывает проблемы в работе сердца, легких, кровеносной системы, что приводит к перепадам мышечного и сосудистого тонуса, а также физического состояния и настроения. Эмоциональная нестабильность усиливается новым для подрастающей личности чувством сексуального возбуждения. Все это усугубляет сложность и противоречивость подросткового возраста.

Возрастные границы подросткового возраста составляют

С точки зрения закона

Юридические правовые нормы для юношей и девушек в Российской Федерации регулируются Гражданским Уголовным Кодексами РФ.

Согласно им, юридические границы подросткового возраста установлены в пределах от 14 до 18 лет. Данная категория граждан РФ называется несовершеннолетними.

Некоторые правовые нормы касаются и ребят от 6 до 14 лет. Это малолетние несовершеннолетние.

Права и обязанности

Как зафиксировано в нормативных документах:

Малолетние несовершеннолетние имеют такие права:

  • Совершать мелкие бытовые сделки (покупки).
  • Распоряжаться по собственному усмотрению средствами, предоставленными законными представителя с их согласия.
  • С 10 лет мнению и действия ребенка придается юридический смысл.

Несовершеннолетние имеют такие права:

  • Быть авторами произведений искусства, литературных и научных работ.
  • С 14 лет устраиваться на работу с согласия родителей.
  • С 15 лет самостоятельно устраиваться на работу.
  • С 16 лет заниматься предпринимательской деятельностью
  • Распоряжаться своим заработком и доходами по своему усмотрению
  • имеют право открывать счет в банке, распоряжаться вкладом по своему усмотрению.
  • с 16 лет появляется полная административная и юридическая ответственность.
  • с 16 лет возможна юридическая эмансипация (признание полной дееспособности по решению суда или органов опеки).
Возрастные границы подросткового возраста

Что говорят психологи

Почему в современном мире так остро, а зачастую и болезненно переживается короткий (относительно к общей продолжительности жизни) подростковый период?

Л.С, Выготский отмечал три линии взросления человека в онтогенезе. Эти векторы развития имеют начальную и финальную точки своего направления. Вот три вида созревания:

  • Органическое.
  • Половое (составляющая часть органического созревания, но настолько важная, что выделена в особое направление).
  • Социальное.

В примитивных культурах и до 17-18 веков финальные точки полового и социального взросления совпадали. Это фиксировалось ритуалами инициации и традициями общежития, которые способствовали началу самостоятельной взрослой жизни, такими как военная служба, обучение ремеслу вне семейного клана (ученичество), создание собственной семьи. Позже (через пару лет) завершалось органическое взросление.

Как вы теперь определите границу подросткового возраста? Вследствие развития общества и усложнения социального взаимодействия окончательные точки взросления сильно разошлись во времени. Сначала завершается половое созревание, затем органическое. Развитие социальной самостоятельности сейчас очень растянуто во времени. Начавшись в 13 лет, оно часто не заканчивается и в 25.

Определите границу подросткового возраста

Почему с ними так сложно

В границах подросткового возраста возникает новая особенность психологического развития человека — чувство взрослости. В рамках этого новообразования ребенок стремится к полной самостоятельности.

На начальном этапе пути своей новой жизни ребенок прибегает к демонстративным проявлениям взрослости. Появляется желание быть независимым в выборе одежды, самостоятельным в выборе друзей и развлечений. У юного человека возникает потребность сопротивляться временным рамкам режима, установленного родителями и учителями. Нередко подростки используют атрибуты взрослой жизни, запрещенные детям — курение, алкоголь, ненормативная лексика, пытаясь тем самым расширить возрастные границы подросткового возраста.

Окружающие часто называют младший подростковый возраст детством. Поэтому они не только не помогают повзрослевшей личности утвердиться, но и усиливают контроль, свое давление. Это приводит к обострению конфликта, начинается дистанцирование от родителей в психологическом и эмоциональном плане.

Семья или улица

Важным и определяющим становится влияние сверстников. От них во многом зависит представление подростка о себе, своей значимости и ценности. В этот период начинает формироваться статус «Я — концепция». Если раньше в оценке себя ребенок ориентировался на мнение взрослых, то с 11-12 лет проявляется интерес к собственному внутреннему миру. В это время происходят первые опыты рефлексии и самопознания. Понять, какой он есть на самом деле — главная составляющая сложной внутренней работы подростка.

Оценки при этом очень пристрастны и не всегда соответствуют действительности. Непринятие своей внешности — это только вершина айсберга проблем, которые пытается решить подросток, формируя образ «реальный Я». Существует и образ «Я идеальный», который складывается под влиянием окружения: сверстников, СМИ, значимых взрослых. Несовпадение данных образов приводит к переживаниям, девиантному поведению. Задача родителей состоит в том, чтобы сблизить эти образы, мягко их корректируя.

Каковы границы подросткового возраста

Быть или казаться

Пытаясь всеми силами казаться взрослыми, дети младшего подросткового возраста еще не готовы и не могут быть таковыми в полной мере. В сложных ситуациях, когда необходимо нести ответственность за свои поступки и решения, они желают получить защиту и опеку взрослых. Чуткий и мудрый родитель никогда не будет использовать эту уязвимость ребенка в качестве способа подавить его самостоятельность. Защитив и решив проблему, правильный родитель постарается подсказать, как действовать в следующий раз, чтобы решить ситуацию без помощи взрослых.

В начале жизненного пути

В старшем подростковом возрасте остро встают вопросы жизненных перспектив, профессионального самоопределения, нравственных ориентиров. Основное влияние на формирование данных критериев личности оказывает семья. Сознательно, а чаще неосознанно, пишется сценарий будущей жизни. В этот период подросток пытается отстоять свою социальную независимость, так как от него могут потребовать одновременно беспрекословного подчинения и принятия ответственного решения. Он чувствует себя «на двух стульях»: голосовать можно, но жениться нельзя, работать можно, но купить алкоголь нельзя. Атрибуты взрослой жизни перемежаются с ограничениями, характерными для детства.

Старший подростковый возраст границы

Взрослый, но еще ребенок

Три совета для родителей:

  1. Если вы запутались в возрастных границах подросткового возраста, внимательно относитесь к своему ребенку. Все эти нормы весьма условны и имеют большие индивидуальные расхождения.
  2. Если вы считаете, что развитие вашего ребенка не соответствует этапам, описанным в статье, еще раз прочтите пункт 1.
  3. Если вы сравниваете своего ребенка с другими (детьми друзей, коллег, одноклассниками), снова перечитайте пункт 1.

Зная и понимая особенности подросткового возраста в современном мире, можно немного ослабить «бури и страсти», сопровождающие взросление. Однако вряд ли получится их полностью избежать.

С какого возраста начинается подростковый возраст?

Различают следующие возрастные периоды: 1. Детский возраст — от рождения до начала периода полового созревания (12—13 лет) . 2. Подростковый возраст (период полового созревания) — от 12—13 до 16 лет у девочек и от 13—14 до 17—18 лет у мальчиков. Этот возраст характеризуется резким увеличением длины тела с годичной прибавкой 5—6 см. К 15 годам (по сравнению с новорожденным) рост утраивается и достигает в среднем 158 см у мальчиков и 156 см у девочек. Вес тела соответственно равен 48 и 49 кг. К 14—15 годам появляются все постоянные зубы, кроме зубов мудрости. В этот период наступает один из важнейших возрастных кризисов — пубертатный, в основе которого лежит изменение функции эндокринной системы организма, что ведет к появлению вторичных половых признаков, наступлению менструаций у девочек и появлению поллюций у мальчиков. Общий обмен веществ в организме становится интенсивным, но неустойчивым, лабильным. Психическая жизнь подростка очень сложна и неустойчива и требует от педагогов, врачей и родителей большого такта и выдержки. 3. Юношеский возраст — от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. Характерно замедление роста, среднегодовая прибавка — 0,5 см. В этом возрасте обычно появляются зубы мудрости. 4. Взрослый возраст — от 25 до 40 лет у женщин и от 26 до 45 лет у мужчин. Период относительной стабилизации морфологических и обменных процессов. 5. Зрелый возраст — от 40 до 55 лет у женщин и от 45 до 60 лет у мужчин. В этот период наступает второй важнейший возрастной кризис — климактерический, особенно ярко проявляющийся у женщин. Климакс связан с угасанием функций половых желез и перестройкой ряда гормональных систем организма. Психическая сфера и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. 6. Пожилой возраст — от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин. 7. Старческий возраст — свыше 75 лет у женщин и у мужчин. Начинает развиваться общая инволюция организма.

от 11(12) до 15 лет

с 14 лет. Кто больше?)))

недавно говорили что подростком считается тот кому есть уже 11 а тинейджеры с 8 до 10лет

Ребят а всем так лень в Википедии полазить ?\

Юность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ю́ность — период развития человека, предшествующий зрелости. Социально-возрастная группа, определяемая этим периодом — юношество (молодёжь).

Нет единого общепринятого мнения о временных рамках этого периода. Периодизация возрастных границ, существующая в обществе система возрастной стратификации, зависит от культуры и меняется со временем. В одной культуре в одно и то же время существуют различные подходы к определению рамок, в которых рассматривается юность. Так, подростковый возраст обычно считается отдельным от юности, предшествующим ей этапом. Однако некоторые определения включают подростковый возраст как часть юности. Существуют и возрастные периодизации, вводящие между юностью и зрелостью дополнительный этап (молодость, взросление).

Представление о юности, как об отдельной переходной стадии в жизни человека не является общим для всех культур, в некоторых культурах переход от детства к зрелости заключается в коротком «ритуале посвящения»[1].

Средневековое понимание юности, как и других возрастных этапов, больше ориентировалось на социальное положение. Так, холостяк мог считаться «юношей» независимо от возраста. В XVIII веке рост индивидуализма, индивидуального самоопределения, в противоположность приспособлению к существующим порядкам, способствовал появлению нового, романтического, понимания юности, как эпохи «бури и натиска», «второго рождения». Книгу «Эмиль, или О воспитании» Жан-Жака Руссо (1762), где эти идеи были подробно изложены, называют «открытием» или «изобретением» юности.[2]

Одним из вариантов определения юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года[3]. Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22—23 лет[4].

В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения.

Происходящее изменение хронологических границ юности, её удлинение, связано, с одной стороны, с ускорением физического и полового созревания (акселерация), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодёжи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь.

К концу юношеского периода завершается общее физическое созревание и половое созревание организма, достигается физическая зрелость. Юноши и девушки достигают максимального роста (в среднем к 21 и к 17 годам, соответственно)[5].

В психологическом развитии в этом периоде важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется целеполагание (способность строить жизненные планы), мировоззрение, общественная позиция. При нормальном развитии, в юности достигается социальная зрелость.

В юности уменьшается и преодолевается свойственная предшествующим этапам развития зависимость от взрослых. В отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуальных контактов и привязанностей по сравнению с коллективными формами общения, на фоне расширения круга общения и ощущения групповой принадлежности.

  • Юность // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Юность — Энциклопедия Кольера
  • Юность // Психология развития. Энциклопедический словарь. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
  • Кон И. С. Психология юношеского возраста. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  • Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 252 с. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. — «Облик», 2002.
  • Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 352 с. — ISBN 5-89349-860-7, ISBN 5-89502-952-3, ISBN 5-01-004772-1.
  • Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. — Хрестоматия. — Академия, 2003.

Возраст — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени[1].

Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития»[1]. Отдельно выделяется «умственный возраст».

Возраст в праве[править | править код]

Возрастные периоды человека[править | править код]

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — от 4 недель до 1 года
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Дошкольный возраст — 3 года — 6-7 лет
  • Младший школьный возраст — 6—7 — 10—12 лет
  • Подростковый период — 10—12 — 17—18 лет
  • Юношеский период
    • юноши: 17—21 год
    • девушки: 16—20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 21-35 лет
    • женщины 20-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 35-60 лет
    • женщины 35-55 лет
  • Пожилой возраст
    • мужчины 60-75 лет
    • женщины 55-75 лет
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более[2]

Возраст растения, или абсолютный возраст растения, или календарный возраст растения — промежуток времени от начала прорастания семени или споры до определённого момента развития этого растения[3].

У большинства древесных растений, растущих в условиях смены благоприятных и неблагоприятных сезонов года, возраст достаточно точно можно определить по годовому приросту (годовым кольцам).

  1. 1 2 Возраст Архивная копия от 13 апреля 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1304 дня]): статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 128 с.
  2. ↑ Возраст // Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
  3. Коровкин О. А. Анатомия и морфология высших растений: словарь терминов. — М.: Дрофа, 2007. — С. 29. — 268, [4] с. — (Биологические науки: Словари терминов). — 3000 экз. — ISBN 978-5-358-01214-1.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о