Постановка звука р конспект индивидуального занятия – План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Индивидуальное занятие по постановке звука «Р»

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Индивидуальное занятие по постановке звука «Р»

Занятие проводится индивидуально. Его продолжительность 15-20 минут.

Тема: Постановка звука Р.

Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом

Задачи.

Образовательные:

  • упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • создать условия для развития фонематических процессов;
  • развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки.

Ход занятия

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

— Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

— Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз). 

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.) 

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык вглубь рта. (Повторить 10–15 раз.) 

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.) 

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

— Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

— Какое положение принимают губы? (губы открыты)

— А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

— Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

— Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)

— Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

— Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (звонкий)

— Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

— Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание. 

-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений.

— Первое упражнение – «Кораблики». Помоги пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

— Следующее упражнение – «Бабочки». Отпусти бабочек и они  тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

— Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

5.Развитие фонетического слуха.

— Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

— Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

— Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

— Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах .

6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

— Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения указательным пальцем)

Заключительный этап.

7. Итог занятия

— Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

8. Домашнее задание

— Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью указательного пальца.

Подведение итога всего занятия.- Спасибо тебе за занятие.

Литература:

  1. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. Воробьева Т.А. Крупенчук О.И.Издательство: Литера Год: 2004.
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках Т. А. Куликовская: Издательство: ГНОМ и ДГод:2007 .

nsportal.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р].

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [р].

Тема: Постановка звука [р].

Цель: учить правильно произносить звук [р] с механической помощью.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

  • развивать фонематические процессы;

  • развивать артикуляционную, мелкую моторики;

  • развивать внимание, память.

Образовательные

  • учить выделять звук [р] из ряда слов;

  • учить образовывать притяжательные прилагательные;

  • упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.

Воспитательные:

Оборудование: зеркало,

игрушка Тигрёнок, логопедический зонт с шариком или палочка с надетой сверху соской для постановки звука [р], предметные картинки с символами на обратной стороне, набор геометрических фигур, счетные палочки, картинки с изображением животных.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Сегодня хочу познакомить тебя с маленьким тигренком, который живет в зоопарке со своей мамой-тигрицей. Мама отпустила его вместе со мной, чтобы малыш-тигренок научился рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете помочь друг другу.

2.Основная часть. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи тигренку, какие упражнения для этого нужно выполнить.

(Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка «Чашечка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка», Грибок», «Барабанщик» и воздушной струи «Вертушка», «Парус»).

3. Артикуляция  звука [р]. Повторение правильной артикуляции звука [р].

-Тигренок очень заинтересовался своим отражением в зеркале, пока мы выполняли и показывали ему упражнения. Покажи правильную артикуляцию звука [р].

— губы растянуты в улыбке;

— зубы на некотором расстоянии друг от друга;

— кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует;

— посередине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

 (несколько раз логопед с ребенком  отрабатывает правильную артикуляцию звука [р]).

4.Постановка звука «Р» с механической помощью.

— Устали наши язычки, а давай погуляем вместе с тигренком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко – громко тарахтит. Покажи тигренку, как работает трактор, а я помогу тебе нашей волшебной палочкой с соской. Произнеси быстро длинный ряд «дддд» (В это время соской, подложенной под кончик языка, логопед производит частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [р]).

5. Игра на развитие фонематического слуха «Подай деталь».

-Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помоги ему, подай только ту деталь, в названии которой слышится звук «р». А тигренок тебе поможет. (Логопед предлагает детали – геометрические фигуры – и проговаривает ряд слов: стартер, свеча, генератор, цепь, фара, руль, лампочка, глушитель, фильтр. Ребенок должен взять ту деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р]).

6. Постановка звука [р] с механической помощью.

-Отремонтировал водитель машину и завёл мотор. Покажи тигренку, как работает мотор (постановка звука [р] с механической помощью).

7. Игра на развитие зрительного внимания и памяти «Запомни дорогу».

-Тигренок побежал за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинку и запомни её символ на обратной стороне картинок. (Логопед выкладывает картинки в виде дорожки, после называния каждую картинку переворачивает, и ребенок видит соответствующий символ).

8.Гимнастика для глаз.

— Куда же пропал наш тигренок? Давай поищем его. Посмотри направо; налево; вниз; вверх; зажмурь глаза и быстро поморгай ресницами.

9. Постановка звука «Р» с механической помощью.

-Посмотри, наш тигренок вернулся в зоопарке. Но он не может найти свою маму-тигрицу. Слышится громкое, сердитое рычание (постановка звука [р] с механической помощью). Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажи и назови это животное. Это лев, он рычит (постановка звука [р] с механической помощью).

10.Развитие мелкой моторики. Игра «Сделай клетку».

-Лев рычит, потому что ему нужна новая, просторная клетка. Выложи клетку из счётных палочек.

11.Пальчиковая гимнастика.

-Какие еще животные живут в зоопарке? Покажи их из пальцев (логопед показывает из пальцев фигуры волка, лисы, зайца, медведя, обезьяны ребенок повторяет).

12. Образование притяжательных прилагательных, употребление в речи падежных форм имен существительных. Игра «Зоопарк».

-Ходит тигренок по зоопарку, животных рассматривает, ищет свою маму. Постоял около … льва, посмотрел на … лису, увидел … зайца, остановился рядом с … оленем, подошёл к … медведю, подумал о … волке, посмеялся над … обезьяной (ребенок, смотря на картинку с животным, которую показывает логопед, добавляет его название в нужном падеже).

-Посмотри, тигренка очень хвосты интересуют. У него хвост тигриный, а у лисы, зайца, волка, льва, оленя, обезьяны, медведя… чей хвост? (Ребенок образует прилагательные).

-Наконец-то тигренок увидел свою маму-тигрицу и от радости зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).

13.Игра на развитие зрительного внимания и памяти «Запомни дорогу».

-Мы с тобой домой собираемся, а тигренка еще к себе в гости приглашаем. Чтобы он не забыл к нам дорогу, помоги ему вспомнить обратный путь. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.

14.Рефлексия.

-Тигренок к маме вернулся и рычать научился. Наше с тобой занятие подошло к концу. Сегодня ты тоже учился произносить звук [р] с помощью волшебной палочки с соской, а тигренок тебе помогал.

-Какие задания ты смог выполнить легко?

-Какие задания были трудными для тебя?

-Спасибо за занятие. До свидания.

infourok.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Постановка звука [р`]».

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: Постановка звука [р`].

Цель: Постановка звука [р`].

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать представления ребёнка о правильном положении органов артикуляции при произнесении звука [р`].

Коррекционные:

  1. Тренировать подвижность артикуляционного аппарата.

  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  3. Развивать мимику лица.

  4. Формировать навык изменять голос по силе.

  5. Развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  1. Воспитывать правильную, чёткую дикцию; аккуратность и осанку.

  2. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование:  картинки для артикуляционной гимнастики, вата, профиль артикуляции звука [р`].

План:

  1. Организационный момент

  2. Основная часть:

  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Пальчиковая гимнастика

  3. Развитие мимических мышц

  4. Упражнение по формированию речевого голоса «Повтори тихо»

  5. Игра «Слушай — не зевай!»

  6. Объявление темы занятия

  7. Анализ артикуляции

  8. Постановка звука

  9. Закрепление изолированного звука

Физкультминутка

  1. Игра «Доскажи звук»

  2. Развитие фонематического слуха

  3. Игра «Звук заменяй — слово меняй!»

  4. Домашнее задание

  1. Итог занятия

Ход занятия:

1. Орг. момент:

— Здравствуй, Ира! По дороге в детский сад я встретила нашу гостью, а вот кто она, ты узнаешь, когда я прочту тебе такой стишок:

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка —
Это Таня-рёвушка
Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
УУ-УУ-У!..

— Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

— О ком это стихотворение? Вот она, посмотри. Давай успокоим нашу Рёву и угостим её вареньем.

2. Артикуляционная гимнастика:

А) «Вкусное варенье».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

«Лопаточка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

«Иголочка».

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Б) «Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Грибок».
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук [д], постепенно ускоряя темп.

В) «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

3. Пальчиковая гимнастика:

— Прежде, чем мы начнём играть с Рёвой, давай разомнём наши пальчики:

В гости к пальчику большому

(пальцы, сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы, обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом — «крыша»)

Указательный и средний, 
Безымянный и последний

(называемые пальцы, каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

И мизинчик-малышок
(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы, выставить вверх)
Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

5. Развитие мимических мышц 

— Посмотри в окошко! Сегодня замечательная погода, светит яркое солнышко.

Л.: Губки вытяни вперед трубочкой. Нарисуй солнышко – круг сначала вправо, затем – влево. А теперь нарисуй солнышку лучики – растягиваем губы вправо, затем – влево, затем губы растяни в улыбку. 

Л.: Солнышко с лучиками светит ярко, попадает в глазки. Мы жмуримся: закроем правый глаз, затем – левый. 

6. Упражнение по формированию речевого голоса «Повтори тихо»:

Наша Рёва говорит.

Кто же тихо повторит?

Логопед называет предмет громко, а ребёнок повторяет слово тихо.

Слова: радио,  радуга, рукав, рубаха, герой, перо, комар, загар, арбуз, конверт, кукуруза, кенгуру.

7. Игра «Слушай – не зевай!»

Логопед: «Я буду сейчас называть предложения, а ты слушай внимательно. Если услышишь, что я задаю вопрос, – приседай, если нет – стой на месте». 
Речевой материал: Кто бродит по лесу? Волк бродит по лесу. Кошка гуляет по крыше. Где гуляет кошка? Что рисует девочка? Девочка рисует домик. Радуга бывает после дождя. Ночью идет дождь. Когда бывает радуга? Когда идет дождь? Чем рисует мальчик? Мальчик рисует карандашом. 

8. А сейчас мы с Рёвой будем учиться произносить звук [р`].

9. Анализ артикуляции.

Посмотри, когда мы произносим звук [р`] наши губы – полураскрыты в улыбке, зубы – разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к нёбу, напряжен, спинка языка приподнята, между нею и нёбом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам. А что происходит с голосовыми связками? (вибрируют)

Звук [р`] согласный или гласный? И почему? 

-Согласный. Потому что когда мы его произносим, нам мешает язычок. 
Звук [р`] звонкий или глухой? 
— звонкий, потому что голосовые складки вибрируют. 
А какой он мягкий или твёрдый? 
— мягкий. 

10. Постановка звука.

1. Длительный раскатистый [р] последовательно соединяют с гласными /И/,/Я/,/Е/,/Ё/,/Ю/, растягивая при этом губы в улыбку. 

2. Если нет /Р’/ мягкого, произносить /Р/ можно с запрокинутой назад головой.

3. Постановка звука [р`] от слогового сочетания «зи» с несколько удлиненным произнесением первого звука «ззззи». В ходе многократного повторения слогов ребенок по вашей просьбе перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного звука [р`] в сочетании с гласным «и». После этого вводите зонд (указательный палец, черенок чайной ложки, шпатель), с его помощью приводите язык к вибрации.

11. Закрепление изолированного звука. Упражнение «Заведем машину».

Ты знаешь, как ревёт мотор у машины? Р-р-р. А как работает мотор у маленькой машинки? Рь-рь-рь. Оказывается, наша гостья плачет, потому что потерялась. Давай поможем ей?! Чтобы Рёвушка попала к себе домой, тебе нужно провести пальчиком по этой дорожке, произнося звук [р`].

Физминутка:

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)
Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)
Хомка раненько встает, (движения на растяжку)
Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

12. Игра с мячом «Доскажи звук».

Наша Рёва очень рассеянная, и всегда забывает договаривать слова. Поможем ей?

Логопед, бросая мяч ребёнку, произносит слова без последнего звука, ребёнок должен назвать данный звук, повторить слова целиком, а затем вернуть мяч логопеду.

ФОНА…[Рь]
СНЕГИ…[Рь]
ЯНТА…[Рь]
БУКВА…[Рь]
СЛОВА…[Рь]
ЯКО…[Рь]
 УГО…[Рь]
РЫЦА…[Рь]
ЛОДЫ…[Рь]
ЛАГЕ…[Рь]

ХО…[Рь]
КО…[Рь]
ЗВЕ…[Рь]
ЦА…[Рь]

13. Развитие фонематического слуха:

1) Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [р`]

Изолированно: К Р` Р` Н Г Р` З Р` Р` Т Р` В Р` Д М К Р` Ж М З Р` П Р` Р`

2) Подними руку, когда услышишь звук [р`]

В слогах: Ря-ЛО-ПО-Рю-МЫ-ОРь-ВА-Ря-Ри-КО-Рю-АРь

3) Топни ногой, когда услышишь звук [р`]

В словах: ребёнок, заяц, Рёва, яблоко, рис, рябина, ремень, ёж, стол, рюкзак.

14. Игра «Звук заменяй — слово меняй!»

Рёва узнала, что если заменить хотя бы один звук в слове, то его смысл изменится. Проверим? Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты постарайся заменить первый звук в этих словах на звук [р`].

печь-речь

кепка — Репка

Писк-риск

Печка-речка

Тиф-риф

Лепка-репка

Щека-Река
Лейка-Рейка

Мим-рим

15. Домашнее задание: Отгадай загадку, зарисуй отгадку:

За окном  горят огни.
Горько-сладкие они.
Птицы их зимой клюют,
Весной песенки поют.
Что за яркая картина!
Что же за окном? — ……

16.Итог занятия:

— Молодец, Ира! Ты хорошо занималась!! Погляди, наша Рёва перестала плакать, она улыбается и говорит тебе спасибо!

— Вспомни, какой звук мы учились произносить сегодня на занятии?  Какое задание тебе понравилось больше всего? 

infourok.ru

Индивидуальное занятие «Постановка звука Р»

hello_html_190e626f.gifИндивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения по теме «Постановка звука [р]

 Ондар Мая М. учитель-логопед

Цель: учить ребёнка правильно произносить звук “Р” с использованием механической помощи.

Задачи.

Образовательные:

— формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука “Р”;

— формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.

Коррекционные:

— развивать умение контролировать силу и выразительность голоса;

— тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;

— учить выделять звук “Р” среди других звуков.

— формировать сильную, длительную воздушную струю;

— упражнять в согласовании существительных с числительными;

— развивать фонематическое восприятие;

— совершенствовать мелкую моторику рук;

— упражнять ребёнка в ориентировке в пространстве.

Воспитательные:

— вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;

— повышать самооценку ребенка.

Оборудование: зеркало, зонд, осенние листья, муляжи грибов, предметные картинки с изображением животных и их детёнышей, игрушки: дятел, ёжик.

Организация ребёнка на образовательную деятельность

Артикуляционная гимнастика

Язычок смотрит, какая на улице погода

— Приоткрыть рот, положить передний края языка на верхнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.

— Приоткрыть рот, положить широкий передний края языка на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.

— Приоткрыть рот, поднять язык вверх к носу, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.

— Приоткрыть рот, опустить язык вниз к подбородку, удерживать его в таком положении под счёт от 1-10.

Испортилась погода, подул сильный ветер

— Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднят кверху и упирается в бугорки за верхними зубами, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам и сильно подуть на язык, чтобы он задрожал.

Попросить ребёнка подуть “ветром” так, чтобы язычок почувствовал, затрепетал и завибрировал на ветру. Оторвать кончик языка от бугорков за верхними зубами, подставить ко рту ладонь, почувствовать, как “дрожит” язычок от порывов ветра.

А потом еще и дождь пошел

Капельки дождя стучат по крыше:

— слегка приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижние зубы, прикусить язык зубами и произнести: та-та-та-та-та.

Спрятался язычок в своем домике от дождя и ветра

— производить попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами, то перемещенного в зубной полости 4-6 раз.

Прошел дождь, выглянуло солнышко.
Поехали в лес за грибами на лошадке.
Лошадка цокает копытами вот так:

— Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.

Приехали в лес, язычок сказал лошадке: “ТПРУ” и остановил её

— Набрать в легкие как можно больше воздуха и выдувать воздух, заставляя сильно вибрировать губы.

А лошадка не слушается, да еще язык показывает

— Открыть рот, высунуть язык до предела, на секунду задержать его в этом положении, затем резко втянуть вглубь рта, и снова повторить последовательность этих движений 3 раза.

Много в лесу грибов растёт

А грибы в лесу непростые, а волшебные! Они умеют разговаривать.

Послушай и повтори

“Я — поганка бледная, ядовитая и вредная!” (низким, грозным голосом), “Я — Лисичка, рыжая сестричка!” (высоким, ласковым голосом), “Мы — опята, дружные ребята”, (громко, весело) “Я — боровик, ешьте меня смело!” “Я-подосиновик красивый!”. (Громко с гордостью)

Какое сейчас время года? (Осень)

Осенью животные делают запасы на зиму, и ёжик просит помочь собрать для него грибы.

Пластический этюд

Наклониться, срезать гриб, удивиться величине гриба, показать, какой он большой, обрадоваться, встать, положить гриб в корзину.

Грибок”

— Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку) Следить, чтобы губы были в положении улыбки, боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Согласование числительных с существительными

Много собрали грибов, давай их посчитаем: одна лисичка две лисички, три лисички, четыре, пять…., один боровик…. один подосиновик…. (ребёнок считает муляжи грибов).

Теперь положим грибы в лукошко

— Улыбнуться, показать зубы, широкий расслабленный язык поставить за верхние зубы, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

(Повторить упражнение 4-6 раз)

Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата

Ёжик благодарит и прощается с нами: 
Пта-пто, пты-пту, бда-бды, бду-бдо. 
“До свидания, ёжик!”
Пты-пту-пто, пты-пту-пто-пта, бда-бдо-бду-бды.

Создание слухового образа звука

Посмотри, кто гуляет на лесной поляне? Дикие животные и их детёныши.

Давай послушаем, как мамы-звери учат детёнышей рычать:

Медведица медвежонка: РРРРРР

Волчица волчонка: РРРРРР

Лиса лисёнка: РРРРРР

(Выкладываются картинки с изображением животных и их детёнышей)

Формирование кинестетического образа звука. (Ощущение положения органов артикуляции)

Я слышу, как дятел стучит по дереву. А ты знаешь, почему он стучит? Дятел — санитар леса, он спасает деревья от жучков, червячков и других различных насекомых. Я буду показывать, как стучит дятел по дереву, а ты повторяй за мной:

— Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Постучать кончиком языка.

Дятел приготовил для тебя загадку

Его весной и летом
Мы видим одетым,
А осенью с бедняжки,
Сорвали все рубашки. (Дерево)

— Ты догадался про какие “рубашки” говорится в загадке? (Это листья)

Давай соберем букет маме из осенних листьев:

Пространственная ориентировка

Раскладываются листья деревьев в разные части кабинета. Куда пойдешь, что найдешь? Прямо пойдешь — березовый лист найдешь, налево пойдешь — осиновый лист найдешь, направо пойдешь — дубовый лист найдешь, а теперь раз, два, три – назад посмотри (рябиновый лист).

Развитие мелкой моторики рук

Раз, два, три, четыре, пять
(загибать пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
(загибать пальчики, начиная с большого)
Маме красивый букет отнесём!
(разогнуть все пальчики)

Формирование зрительного образа звука

Показ артикуляционного профиля.

Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Постучать пальчиками правой руки, сложенных в форме “чашечки”, по бугоркам левой ладони (как дятел стучит по дереву).

Развитие фонематического восприятия

“Хлопни в ладоши, когда услышишь звук “Р”

М, Н, П, Б, Р,К, В, ВЬ, Р, Д, Р, ДЬ, Т, ТЬ, Р, Г, ГЬ, Ж, Л, ЛЬ, Р

РА-ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР.

Волк, рыба, крокодил, медведь, зебра, забор, лиса, жираф, тигр, заяц, рысь.

Вызывание звука

Давай попрощаемся с дятлом:
Дын-дын, дын-дын-дын, дын-дын-дын.

Ребёнок длительно произносит фрикативный звук “Р”, а логопед подкладывает зонд с шариком на конце под язык. Шарик соприкасается с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами.

Итог.

Вот и закончилось наше путешествие в лесу. Молодец, ты сегодня был внимательным, у тебя хорошо получались все упражнения. Повторяй гимнастику для язычка дома перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить

infourok.ru

План-конспект по логопедии по теме: постановка звука Р

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «Р»

 

Тема: звук «р».

Цель занятия: постановка звука «Р».

Задачи:

— развитие артикуляционной моторики;

— развитие фонематического восприятия;

— развитие зрительно пространственных представлений;

— развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;

— развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки.

Ход занятия:

1. Артикуляционная гимнастика:

Упражнение «чистим зубы».

Маляр.

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела!)

Все, до дальнего угла!

Вкусное варенье.

Мы вареньем, крепким чаем

Всех знакомых угощаем.

С губ сотрем следы варенья,

Угощенья — объеденья!

Грибок.

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

Качели.

Вот веселые качели —

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

Лошадка.

Причешу лошадке хвостик

И на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок,

Чтоб никто догнать не мог!

2. Уточнение артикуляции.

– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.

3. Постановка звука «р».

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

4. Развитие фонематического восприятия:

Повтори за мной слоги:

Ша-ша-жа;

Зу-су-зу;

Ты-ды-ты;

Ка-ка-га;

Жи-ши-жи.

5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.

6. Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для чижа,

Эта долька — для крота,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура!

Он сердит на нас — беда!

Разбегайтесь, кто — куда!

7. Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит:

Та-та-татата, тата-та-та-тата-та

8. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец. Сегодня ты хорошо занималась. И за старательность я подарю тебе подарочек.

nsportal.ru

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р], 6-7 лет

 Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [р] для ребёнка 6-7 лет.

ЦЕЛИ:

• Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.

• Продолжать формирование длительной направленной воз

душной струи.

• Учить правильно произносить звук [р] с механической по

мощью.

Задачи:

• Продолжать учить выделять звук [р] из ряда звуков, слогов, слов.

• Упражнять в правильном употреблении падежных форм имён существительных;

• Развивать внимание, память, графомоторные навыки.

Оборудование:

игрушка Робот, ватные палочки; предметные картинки с изображением автобуса, рюкзака, школьных принадлежностей; карандаши, тетрадь в клеточку, азбука — закладка.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4.Постановка звука;

5.Игра на развитие фонематического восприятия «Хлопни, топни, подними руку»

6. Характеристика звука. Игра «Повторюшки»;

7. Образование форм имён существительных во множественном числе в родительном падеже. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».

8. Развитие графомоторных навыков. Графический диктант. «Кораблик».

9. Итог занятия.

 

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй Марк.

Ребёнок здоровается.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл грустный робот Рома. Посмотри, какой он грустный. Наш робот грустит потому, что ему скоро идти в школу, а он не умеет рычать. Давай попробуем его сегодня вместе научить рычать. Ты ведь тоже учишься рычать? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен?

Ребёнок отвечает: Да.

Сначала мы покажем ему, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый рычащий звук.

2. Упражнения для выработки напора воздуха.

Набрав в легкие воздух, с силой дуть его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

3. Артикуляционная гимнастика.

А теперь давай покажем нашему роботу Роме, как нужно размять язычок, чтобы он был послушным.

 Упражнения для подвижности кончика языка:

«Маляр»

Красить комнаты пора-

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

«Лошадка»

— Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

А ребятам всем – привет!

«Грибок»

— Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд – молчок!

«Барабан»

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д!»

 

4 Постановка звука.

 А теперь давай покажем нашему новому другу, что нужно делать губками и зубками, чтобы зарычать. Итак, наши губки открыты, зубки тоже открыты, кончик язычка поднят за верхние зубки, а язычок похож сейчас на чашечку. Давай покажем рукой чашечку. Показываем. А теперь мы попробуем поиграть в весёлого дятла, побарабаним вместе с тобой и роботом. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

Произнеси быстро длинный ряд: «д-д-д-д».

В это время ватной палочкой, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.

У нас получается. Но для того, чтобы добраться до школы, нашему роботу нужно сесть в автобус. Вот беда, у нашего автобуса не заводится мотор. Давай поможем его завести (постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью). Получается рокот, характерный для произношения звука Р.

Ребенок выполняет.

 

5. Развитие фонематического слуха.

Ну что ж, наш автобус готов ехать в школу, а чтобы нам не скучно было в пути, давай поиграем вместе с ним в одну интересную игру. Она называется «Хлопни, топни, подними руку». Сейчас я буду произносить звуки, а когда ты услышишь звук Р, хлопни в ладоши. Логопед произносит изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р В Р Д Р.

А сейчас нужно топнуть, когда услышишь звук Р в слогах РА ЛО ПА КО РУ ОР ОС МЫ ВЫ РА РУ РО КО АР.

А теперь нужно поднять руку, когда ты услышишь в словах звук Р (ЛАК, РАК, СОМ, КОМ, ДОМ, КОМАР, РУКА, ЯБЛОКО, ЗАБОР, ИГРА, ЗАЯЦ, КОРА.

Молодцы, у вас очень хорошо получается. Нам нужно проверить, хорошо ли работает наш автобус. Давай ещё раз заведём наш мотор. Воспроизводим рычание с помощью палочки и самостоятельно.

6. Характеристика звука Р. Игра «Повторюшки».

Логопед: Посмотри Марк, нам встретилась вот такая азбука на пути. Я, думаю, она пригодится нашему роботу в школе. Давай мы сейчас покажем ему, как выглядит наш сегодняшний друг – звук Р. Отыскиваем на алфавитной ленточке букву Р, характеризуем её.(звук согласный, звонкий, парный по твёрдости/мягкости)

Молодцы. Давайте вместе поиграем с этим звуком в игру «Повторюшка». Повторяем вместе :


Ра-ра-ра: в школу мне пора.
,Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору. 
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

7. Игры «Собери рюкзак» и «Что лишнее».

Ну а теперь давай поможем роботу собрать необходимые принадлежности. Игра «Что лишнее». Предметные картинки. Нужно выбрать и положить в портфель, только школьные принадлежности.

 Ребёнок отбирает школьные принадлежности, укладывает их в рюкзак, называет во множественном числе, родительном падеже, затем откладывает лишние картинки.

8. Графомоторные навыки.

Итак, портфель мы собрали, автобус готов, осталось подарить нашему роботу подарок и отправиться в путь. Давай мы нарисуем для нашего робота картину. А чтобы он догадался, какой его ждёт подарок, я сейчас загадаю загадку, а вы вместе подскажете мне отгадку.

Загадка :

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном корабле

Правильно, мы подарим нашему роботу сегодня кораблик. Давай его сейчас нарисуем. Графический диктант. Рисуем по клеточкам.

1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз,7 клеточек вправо,1 клеточка вверх,1 клеточка вправо, 1 клеточка вверх,4 клеточки влево, 1 клеточка вверх, 3 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка влево,1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,1 клеточка влево, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево,6 клеточек вниз, 4 клеточки влево.

9.Итог занятия.

 Мне кажется, наш робот начал улыбаться, а это значит, что мы его научили рычать. Ну что ж наше занятие закончено. Ты сегодня хорошо потрудился, и благодарный робот дарит тебе наклейку.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект занятия по логопедии: Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р].

Индивидуальное логопедическое занятие.

Тема: Постановка звука [Р].

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом

Задачи.

Образовательные:

  • упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • создать условия для развития фонематических процессов;
  • развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [Р], предметные картинки, компьютер, логопедическая программа «Игры для Тигры», микрофон.

Ход НОД.

Подготовительный этап.

1.Организационный момент.

— Здравствуй Настя, как твои дела, настроение?

— Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,

правильно, неторопливо

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].

2. Сообщение темы и цели занятия.

— Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское «тпру». (Повторить 10–15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: «Дын – дын» или «Ды – ды», имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упр. выполняется в течение 10–15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.

— Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

— Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.

— Какое положение принимают губы? (губы открыты)

— А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

— Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

— Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

— Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту? (да)

— Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (согласный, звонкий)

— Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

— Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание.

Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

-Для правильного произношения звука [Р] нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений от Тигренка. Займи удобное положение, вытяни ноги вперед, руки расслабь и положи на колени, наклонись к микрофону (ребенок выполняет упражнения из модуля «Дыхание»)

— Первое упражнение – «Кораблики». Помоги тигренку пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

— Следующее упражнение – «Воздушный змей». Запусти воздушного змея и он тебе улыбнется! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука [Р] механическим способом от сохраненной фонемы [Д].

— Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (в это время зондом, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука [Р])

5. Развитие фонетического слуха. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

— Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р] а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

— Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

— Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

— Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука [Р] в словах (Настя выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)

6.Закрепление звука[ Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

— Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(применение зонда)

Заключительный этап.

1. Итог занятия

— Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

— Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

2. Рефлексия.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

— Спасибо тебе за занятие.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *