Постановка звука р при дизартрии – Статья по логопедии (подготовительная группа) на тему: Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Содержание

Постановка звуков (С, Ш, Р, Д) при дизартрии

Основная проблема почти любого нарушения речи – это неправильное произношение тех или иных звуков. В зависимости от дефекта может быть нарушена как одна группа звуков, так и несколько.

Постановка звуков при дизартрии требует особых навыков от логопеда. Из-за тяжести нарушения, которое обусловлено патологиями нервной системы, процесс коррекции занимает от одного года до трех лет. Часто он требует дополнительных мер в виде физиотерапии и массажа.

СодержаниеСвернуть

Общая информация

Постановка любых звуков проходит в четыре этапа и ни один из них нельзя пропускать. Перед любой работой обязательно проводится полное обследование состояния речи ребенка. Логопед проверят все звуки и отмечает степень дефекта (замена, искаженность и т. п.).

После проверяется слоговая структура. Для этого ребенку показывают картинки, названия которых состоят из разных по сложности слогов. Например, «мама», «папа» и другие. Посложнее − «ветки», «санки» и т. д.

Следующий этап – изучение фонематической стороны речи. Для этого показывают дошкольнику разные картинки и просят назвать первый, последний звук или найти все картинки на заданный звук.

Следующий этап – обследование лексики, то есть словарного запаса. Показывают группу предметов и просят классифицировать ее. Например, «это мебель» или «это посуда».

На заключительном этапе просят составить рассказ по картинке. На основе полученных сведений логопед делает заключение и определяет цели коррекционной работы.

Рассказ по картинке

У дошкольников обязательно проверяют состояние органов речи. Отмечают тонус (повышенный или пониженный), особенности строения, а также длину подъязычной связки.

Особенность дизартрии в том, что при ней отмечаются разные проблемы с дыханием. Из-за этого речь бедно окрашена, почти лишена эмоций и выразительности.

Основные моменты

Последовательность постановки звуков может быть разной. Некоторые специалисты предлагают начинать с гласных, потом переходить на согласные. Чиркина рекомендовала начинать с той группы, к которой готов артикуляционный аппарат.

Для начала постановки звука «Ш» при дизартрии или других необходимо выполнить несколько задач. Их цель подготовить почву для работы.

Родителям стоит приготовиться к тому, что для устранения нарушения потребуются месяцы работы.

Специалист занимается развитием:

  • слуха;
  • дыхания;
  • органов речи.

Именно эти три компонента дают основу для произношения тех или иных звуков. Без них ребенок не будет шипеть или свистеть, не говоря уже о рычании.

Занятия в детском саду проводятся как групповые, так и индивидуальные. Для увеличения эффективности работы родители в домашних условиях тоже осуществляют работу по закреплению тех или иных навыков.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как начать постановку любого звука и проводить автоматизацию, необходимо создать условия для его появления. Для этого нужно развивать речевое дыхание.

При воспроизведении любой фонемы весь воздух идет в ротовую полость. Если он слабый или его нет, то не будет чистого произношения. Для его развития используют гимнастику Стрельниковой и разного рода тренажеры.

Их принцип работы одинаковый. Например, перед дошкольником кладут картину луга в цветах. На ромашке сидит божья коровка, вырезанная из бумаги. Ее нужно аккуратно сдуть.

Упражнения для развития речевого дыхания у дошкольников

Внимание ученика концентрируют на том, что нужно сделать вдох носом и силой выдохнуть через рот. Если действия осуществлены правильно, божья коровка будет сдута с картинки.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не надувал щеки. Если это происходит, то можно слегка держать их ладонями.

Полезно дуть на султанчики, ветродуйчики, перья. Словом, все, что может показать движения воздуха. Ни в коем случае нельзя проводить занятие без визуализации. Дошкольник попросту не поймет, что от него требуется.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука «Р» при дизартрии и других необходимо подготовить органы речи. Из-за повышенного или пониженного тонуса, плохого уровня чувствительности движений ребенку сложно выполнить некоторые позиции. Например, поднять кончик языка к зубным альвеолам.

Гимнастика всегда проводится перед зеркалом! Ребенок должен привыкать к визуальному контролю!

Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждой группы звуков.

Например, для свистящих он включает:

  • «Блинчик» — плоский язык кладется на нижнюю губу и слегка прикусывается языком. Процесс сопровождается произношением звука «пппппппп».
  • «Лопата» – широкий язык кладется на нижнюю губу и удерживается несколько секунд.
  • «Часики» – рот открыт, язык не касается губ и зубов, передвигается из стороны в сторону.

Гимнастику проводят до тех пор, пока не будет идеального воспроизведения. Нельзя пренебрегать этим этапом. Без способности сделать «чашечку» (при открытом рте язык высовывается и поднимаются его края) невозможно говорить о произношении «Ш».

Речевой слух

Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух. Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих.

Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.

Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».

Речевой слух у детей

Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.

Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.

Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.

Нельзя давать образ буквы – это собьет ребенка с толку и запутает. В качестве символов используют знаки, которые предложила Ткаченко.

Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.

Понемногу учат выделять место звука. Например, называют ряд «О, А, О» и просят сказать какой звук первый. Для облегчения понимания показывают картинку поезда или машины (рассказывая, что есть начало, середина и конец).

Ушки на макушке
Только после того, как этот этап идеально отработан, переходят к постановке звука «С» у ребенка с дизартрией и других.

Соноры

К этой группе относят «Л», «Р» и их мягкие пары. Целесообразно начинать коррекцию с них, попутно отрабатывая подготовительный этап для шипящих. Нередко они быстро отрабатываются.

Всего есть три способа постановки звука:

  1. механический – для него нужны зонды или их заменители;
  2. по подражанию – не всегда возможен;
  3. смешанный – подразумевает использование и того, и другого.

Постановка звука «Р» при дизартрии лучше проводится зондом. Из-за проблем с двигательными мышцами вызвать его по подражанию не получится. Зонд выглядит как гладкая палочка с небольшим шариком на конце.

Ребенка лучше уложить на спину. Он должен расслабиться. Его просят открыть рот, поставить кончик языка на альвеолы и произносить искаженный звук «З» (при условии, что он есть в речи). В этот момент зондом аккуратно раскачивают язык.

Ушки на макушке

При быстрых движениях будет слышен правильный рык. Акцентируют внимание дошкольника на этом моменте. В отличие от других звуков, с механической помощью можно начинать автоматизацию. Для этого лучше использовать стечения слогов с «ТР» и «ДР».

Постепенно, незаметно для ребенка, зонд отодвигается, и дошкольник начинает сам правильно рычать. После слогов используют слова и последний этап – скороговорки и рассказы.

Звук «Л» лучше всего ставить межзубно. Для этого ребенку предлагают слегка прикусить кончик языка и произнести звук «Ы». Данное упражнение называют «гудок парохода».

После того как этот этап удается хорошо воспроизводить нужно убрать язык за зубы.

Для этого потребуется выполнение небольшой хитрости. Дошкольнику предлагается представить, что язык – это мышка. Чтобы ее спрятать, после гудка нужно кончик быстро убрать. В таком случае он автоматически чиркнет по альвеолам и будет слышен правильный звук «Л».

Автоматизация происходит таким же образом. Вначале используют прямые и обратные слоги, потом слова, далее скороговорки.

Для того чтобы сделать этот процесс интересным используют разные игры. Например, для автоматизации слогов предлагают представить, что комната — это болото. Для передвижения нужно прыгать по кочкам и произносить слоги.

Либо применяют разнообразные настольные игры-ходилки. Кружочками раскладывают марблс, проходят пальцами и т. п.

Переднеязычные звуки

При дизартрии нередко страдают все группы звуков. Например, «Д», «Т» и их мягкие пары. Для коррекции используют разные приемы. Перед этим обязательно разрабатывается подвижность нижней челюсти. Кончик языка должен подниматься к верхним зубам.

Для постановки звука «Д» у ребенка с дизартрией используют следующий прием: просят произносить «Б» длительно и в это время шпателем аккуратно поднимают кончик языка. После акцентируется внимание на слуховом восприятии.
Переднеязычные звуки
Иногда допускается коррекция звука «Т» в межзубной позиции. Для этого предлагают дошкольнику языком постучать между зубов и говорить «та». Со временем язык сам уберется за зубы.

Для каждой группы приемы постановки могут быть разными. Например, заднеязычные («К», «Г», «Х» и мягкие пары) целесообразно ставить специальным зондом, который будет отодвигать язык вглубь рта.

Вспомогательные меры

Нередко при дизартрии отмечается повышенный или пониженный тонус органов речи. Для того чтобы справиться с этой проблемой используют логопедический массаж.

Он может быть как ручным, так и зондовым. Процедура заключается в поглаживании, небольшом надавливании на разные участки. Часто его проводят на каждом занятии в начале. Это позволяет сделать мышцы восприимчивыми к воздействию.

Логопедический массаж

Часто дизартрию сопровождает повышенное слюноотделение. Для снижения секреции дают кисели, жевать галеты и сухари. Перед занятием ребенка садят на стул, предлагают запрокинуть голову и имитировать жевание. Логопед может массировать точки за ушами, места соединения челюстей. Это позволит снизить работу желез.

При постановке звуков нет единых схем. Для каждого ребенка способы подбираются индивидуально.

logopediacentr.ru

последовательность постановки свистящих, шипящих, гласных звуков, лечение дизартрии в Москве

При поражении нервной системы нарушается связь речевого аппарата с центральной нервной системой. Развивается дизартрия, ограничивается подвижность голосовых органов – языка, нёба, губ, замедляется артикуляция. У детей дизартрия сопровождается недоразвитием речи, нарушением способности чтения и письма, неправильным произношением слов. Дизартрия возникает как последствие поражения ЦНС при детском церебральном параличе, опухолях, нейроинфекциях, травмах и других заболеваниях. У взрослых расстройство речи может возникнуть после инсульта, при развитии опухоли головного мозга, при рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, нейросифилисе и других заболеваниях.

В неврологическом отделении Юсуповской больницы проводят диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы, в том числе демиелизирующих, болезни Альцгеймера, Паркинсона, нарушений мозгового кровообращения и других поражений нервной системы. В реабилитационном центре применяют современные методики восстановления речи и утерянных способностей больного. Для восстановления мозговой деятельности при поражении нервной системы применяют лечебную физкультуру, упражнения на тренажерах, занятия с логопедом. Различные методы лечения и реабилитации применяются в зависимости от возраста, состояния пациента, степени поражения ЦНС.

Постановка звуков при дизартрии: последовательность

Постановка звука «с» при дизартрии

Звук «с» при дизартрии отрабатывается в зависимости от сложности нарушения речи пациента. В сложных случаях, когда у пациента нарушен слух и речь постановка звука «с» может проводиться несколькими способами, с предварительной отработкой звуков «ф», «фа». Логопед учит пациента правильно держать язык при выдохе и одновременно произносить звук. При постановке звука используют специальную тонкую лопатку, которой слегка прижимают язык во время выдоха и отработки звука. Так можно проводить постановку свистящих звуков при дизартрии (переднеязычные зубные, щелевые «з» и «с»). Свистящие звуки образуются с помощью воздушной струи, проходящей через органы речи и напоминающей свист.

При образовании свистящих звуков воздушная струя проходит через узкую щель, которая образуется между передней частью языка и твердым нёбом. Опорным звуком для постановки «с» является звук «и». Поэтому занятия включают произношение звука «и». Врач предлагает спрятать язык за зубы и широко улыбнувшись произнести «и-и-и». Затем врач с пациентом, проговаривают слова, содержащие звук «и», логопед использует различные упражнения. Постановка звука «с» начинается после проведения упражнений со звуком «и» различными способами. Сомкнув зубы и улыбаясь, про себя следует произнести звук «и», затем представить, что дуете на мяч. Губы не должны смыкаться, кончик языка должен находиться за нижними зубами. Во время выполнения упражнения слышится звук «с».

Второй способ выполняется с помощью механического помощника. Кончик языка находится за нижними зубами, зубы обнажены в улыбке, на кончик языка кладут тонкую палочку, слегка прижимая язык. Палочка формирует желобок в центре языка. Врач предлагает пациенту подуть на кончик языка сильной воздушной струей. Слышится звук «с». Для того чтобы упражнение было успешным, следует поднести ко рту тыльную сторону ладони и следить за воздушной струей – она должна быть прохладной и узкой. Когда пациент начинает хорошо произносить звук, переходят к автоматизации звука в предложениях и словах.

Постановка звука «д» при дизартрии, звука «т» и «ть»

Постановка звука «т» при дизартрии и «д» начинается с упражнений для языка, которые помогают увеличить его гибкость и снять тонус. Пациент поднимает язык вверх, прикасаясь кончиком языка к нёбу, язык направляет вправо, влево, проводится логопедическая гимнастика. Затем врач предлагает постучать молоточком (языком). Пациент произносит звук «т» приподнимая язык к нёбу и продвигая вперед между передними зубами. Мягкий согласный звук возникает при поднятии языка ближе к нёбу и создания более узкого прохода для выходящего воздуха, чем при произношении твердого согласного звука.

Постановка звука «ть» при дизартрии проводится при помощи метода произношения мягкого согласного звука. Врач-логопед отрабатывает с пациентом произношение мягких и твердых согласных звуков. С помощью шпателя врач прижимает кончик языка, опускает его за нижние зубы, ребенок произносит слог «та» — в результате получается «тя». Врач просит ребенка поцокать языком. Затем ребенок во время цоканья выдыхает, а не вдыхает воздух — получается звук «ти». Для усиления мягкости звук «т» произносится между двумя гласными.

При произношении звука «д» голосовые складки смыкаются, нёбо опущено, в гортани ощущается вибрация. Постановка звука «д» может проводиться несколькими способами: подражанием, от звука «б», от звука «т». От звука «т»: врач кладет одну руку ребенка себе на гортань, вторую на гортань ребенка. Затем произносит звуки «т» и «д» по очереди, просит обратить внимание на разность вибрации гортани при произношении звуков. Обращает внимание на вибрацию при произношении звука «д». От звука «б»: Кончик языка ребенка располагается между зубами. Врач просит произнести слоги «ба-ба-ба», в момент произношения раздвигает губы ребенка – слышатся слоги «да-да-да».

Постановка звука «н» при дизартрии

Проводится артикуляция и постановка звука «н». Во время артикуляции губы находятся в нейтральном положении, кончик языка касается верхних зубов, при произношении звука в носовой полости возникает вибрация. Постановка звука проводится с помощью двух способов: подражания и от звука «м». Способ подражания: пальцем одной руки ребенок касается своего носа, пальцем другой руки носа врача. Врач показывает расположение языка во рту во время произношения звука. Ребенок чувствует вибрацию и пытается повторить.

Способ от звука «м»: язык ребенка просунут между сомкнутыми губами, ребенок произносит протяжное «м». Слышится оттенок звука «н» По мере привыкания к межгубному произношению звука «н» в словах, губы раздвигаются пальцами. Затем язык переводится в нормальное положение к верхним зубам.

Постановка звука «л» при дизартрии

Неправильное произношение звука «л» или пропуск звука «л» называют ламбдацизмом. Встречается несколько видов ламбдацизма:

  • При произношении звука «л» слышится звук «у» — двугубный тип.
  • Корневая часть языка приходится на мягкое нёбо, при произношении звуков поток воздуха идет через нос и изменяет звук «л» на «нг», речь становится гнусавой – носовой тип.
  • Кончик языка во время произношения звуков перемещается в межзубное пространство – межзубный тип.
  • Звук «л» совсем не проговаривается.

Ребенок может не произносить звук «л» по нескольким причинам:

  • У ребенка короткая подъязычная связка.
  • Ослаблены мышечные ткани языка.
  • Ребенок не воспринимает звук «л», нарушен фонематический слух.

Подготовка к постановке звука «л» при дизартрии начинается с артикуляции. Следует правильно располагать органы артикуляции – губы, нёбо, язык. Зубы не должны смыкаться, кончик языка должен упираться в верхние десна или зубы, он должен быть напряжен. Верхнее нёбо и корневая часть языка должны быть приподняты, вибрация создается в области голосовых складок. Постановка звука зависит от вида ламбдацизма. При двугубом ламбдацизме произношение звука нарушается из-за неправильного расположения губ. В этом случае используют упражнение с улыбкой, зубы сжимаются, а губы разводятся в улыбке. Логопед проводит с ребенком артикуляционную гимнастику, занятия, во время которых снимается напряжение губ. Также звук «л» можно поставить по подражанию. Логопед показывает ребенку правильное расположение губ, языка, зубов и произносит звук. В это время ладонь ребенка располагается на щеке врача, и он чувствует, как создается вибрация. Звук «л» относится к сложным звукам, постановка которых формируется к 6 годам жизни ребенка.

Постановка звука «э» при дизартрии, звука «ы» и других гласных

Постановка звука «ы» при дизартрии, а также звуков «у», «э», «о», «а», «и» проводится в первую очередь. Логопед уточняет артикуляцию гласных звуков. Затем начинается работа с мягкими сонарами, затем с их твердыми парами звуков. Предварительно проводится логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Врач предлагает ребенку глубоко вдохнуть через нос, слегка улыбаясь открыть рот, кончик языка направить к нижним резцам. Выдохнуть и шепотом произнести звук «э», затем упражнение повторить с голосом.

Как поставить звук «р» при дизартрии

Как ставить звук «р» при дизартрии, как сделать процесс автоматизации звука «р» интересным, знает опытный врач-логопед. Постановка звука «р» при дизартрии может занять длительное время. После разминки врач предлагает ребенку запомнить слова, затем повторить их с помощью картинок. На картинках изображены предметы, цветы, растения, животные, названия которых содержат звук «р». Такие занятия тренируют память и правильное звукопроизношение. Способы, которые применяют при постановке звука «р»:

  • Подражание.
  • С помощью артикуляции.
  • Механическая помощь: от опорного звука, от артикуляционного уклада.

Постановка звука «м» при дизартрии

Губы плотно смыкаются, затем раскрываются быстрым выдохом воздуха. При произношении звука «м» ощущается легкая вибрация носа и щек. Постановка звука «м» может проводиться способом подражания. Врач прижимает к своей щеке руку ребенка, к щеке ребенка свою руку. Ребенок чувствует вибрацию через свою ладонь и воспроизводит вибрацию сам. Также проводят занятия с повторением слогов, содержащих звук «м» — ма-мо, ма-ма, му-ма и других.

Постановка звука «ф» при дизартрии

Подготовка к постановке звука «ф» начинается с проведения артикуляционной гимнастики, самомассажа лица, уточнения артикуляции звука. Артикуляция звука «ф» начинается со сближения нижней губы и верхних зубов. Кончик языка находится в ротовой полости на дне, язык отодвинут назад, мягкое нёбо приподнято. Нарушение произношения звука «ф» происходит редко, в случаях наличия дефекта губы.

Постановка звука «й» при дизартрии

Звук «й» относится к среднеязычным, ротовым, щелевым, согласным, звонким, мягким звукам. Перед постановкой звука «й» проводится логопедическая гимнастика, затем звук ставится по подражанию, которое сопровождается тактильными ощущениями и показом артикуляции. Постановку звука можно проводить произнесением звукосочетаний «йа» в быстром темпе, использовать звук «зь», нажимая при произношении звука на кончик языка ребенка – получается звук «й». Звук «й» слышен при звонком произношении звука «хь».

Постановка звука «ц» при дизартрии

Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони. Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.

При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку. Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.

При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.

Постановка звука «ш» при дизартрии

Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом. Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.

Постановка звука «п» при дизартрии

На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике. Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.

Постановка шипящих звуков при дизартрии

Обучение проходит с помощью занятий, методы постановки шипящих звуков зависят от диагноза, уровня нарушений психомоторных функций. Используется принцип индивидуального подхода, занятия должны развивать ребенка эмоционально, интеллектуально. Во время постановки звуков подключаются зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, используются двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический, дидактический методы. Проводится активная и пассивная артикуляционная гимнастика, массаж.

Постановка звуков при стертой дизартрии

Дизартрия классифицируется как несколько видов нарушений:

  • Псевдобульбарная дизартрия. При таком нарушении обнаруживаются двусторонние очаговые повреждения нервных волокон, проходящих от пирамидных нейронов коры прецентральной извилины мозга до двигательных ядер черепных нервов (пирамидный путь). У больного укорочены дыхательные и речевые циклы, произносимые фразы обрывисты.
  • Бульбарная дизартрия. Нарушение связано с очаговым повреждением нервных волокон чаще всего в продолговатом мозге. Речь взрослого больного невнятная, гнусавая, сложная для восприятия.
  • Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Происходит поражение подкорковых ядер нервов головного мозга. Речь больного может изменяться от ускорения до замедления, может быть слишком разборчивой или смазанной, невнятной.
  • Корковая дизартрия. Поражается кора головного мозга. Поражение коры мозга сопровождается утратой речи, сохраняется понимание произносимых другими слов и фраз.
  • Мозжечковая дизартрия. Нарушение связано с поражением нервных волокон мозжечка и проводящих путей. Речь больного гнусавая, медленная, сегментированная, невнятная.

Дизартрия имеет классификацию по шести формам:

  • Спастическая. Развивается при поражении нервных волокон мышц лица, которое приводит к параличу мышц, при двустороннем центральном парезе, при поражении корково-ядерных путей, двустороннем поражении передних центральных извилин.
  • Вялая. Вместе с расстройством речи нередко возникает расстройство глотания, дизартрия развивается в результате периферического пареза или паралича определенных мышц лица.
  • Односторонняя верхнемотонейронная. Развивается в результате паралича мышц лица, одностороннего центрального пареза, поражения корково-ядерных путей или передних центральных извилин.
  • Гиперкинетическая. Дизартрия развивается при поражении нервных связей подкорковых узлов и самих подкорковых узлов. В этом случае нарушена мелодичность речи, она смазанная, невнятная, звуки произносятся в нос. Относится к экстрапирамидным дизартриям.
  • Атаксическая. Дизартрия вызвана поражением мозжечка и проводящих путей. При атаксической дизартрии нарушается модуляция речи, речь становится скандированной, растянутой.
  • Гипокинетическая. Развивается при поражении подкорковых узлов и их нервных связей, относится к экстрапирамидным дизартриям.

Также существует смешанная форма дизартрии, которая наблюдается при травмах нервной системы. Логопеды различают несколько степеней нарушения речи:

  • Первая степень – дефекты речи малозаметны, выявляются врачом при специальном обследовании.
  • Вторая степень – речь понятна, но в произношении отмечаются дефекты речи.
  • Третья степень – речь понятна только близким больного, частично ее понимают другие люди.
  • Четвертая степень дизартрии – речь непонятна близким людям или полностью отсутствует.

Дифференциация звуков при дизартрии определяется индивидуальным подходом. Два этапа постановки звука при дизартрии помогают отработать гласные и согласные, дифференцировать в определенной последовательности. Порядок постановки звуков при дизартрии зависит от типа дизартрии. Если у ребенка стертая дизартрия, то занятия следует начинать с уточнения гласных звуков, согласные несут в основном семантическую нагрузку. Длительность гласных позволяет быть речи разборчивой, определяет темп и мелодико-интонационную окраску речи.

Логопед, работая с пациентом, по длительности гласных звуков определяет разборчивость произносимых слов, учит произносить гласные звуки с определенной силой и высотой звука — такие занятия придают эмоциональный компонент речи. При дизартрии есть определенная последовательность в лечении, постановке звуков. Постановка гласных звуков при дизартрии проводится первым этапом, затем согласных и сонорных, смычно-взрывных, щелевых и переднеязычных. Комплексное лечение дизартрии состоит из медикаментозной терапии, ЛФК, иглотерапии, физиотерапии, занятий с логопедом. Врач-невролог Юсуповской больницы определяет степень поражения речевого аппарата, направляет на прием к логопеду. В больнице применяют методы восстановительной терапии при лечении дизартрии, нарушениях речи, с больными занимается логопед и специалисты реабилитационного центра. На консультацию к врачу можно записаться по телефону.

Автор

Постановка звуков при дизартрии: последовательность Борис Юрьевич Бобров

Эндоваскулярный хирург, кандидат медицинских наук. Лауреат Премии Правительства России в области науки и техники, лауреат премии «Призвание». Самый большой персональный опыт ЭМА в России

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1982. — С.307—308.
  • Боголюбов, Медицинская реабилитация (руководство, в 3 томах). // Москва — Пермь. — 1998.
  • Попов С. Н. Физическая реабилитация. 2005. — С.608.

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Дарья Дмитриевна Елисеева

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Елена Геннадьевна Петрова

Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук

Максим Владимирович Чулков

Инструктор-методист по лечебной физкультуре, кинезитерапевт

Сергей Олегович Молчанов

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Цены на услуги *


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

Способы постановки Р от грибка или паруса с помощью зонда

.Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики блога!
А предыдущей статье я рассказывала о том, как готовиться к постановке звука Р. После того, как артикуляционный аппарат готов , можно начинать ставить звук. Есть разные способы постановки Р, каждый из них хорош по-своему, поэтому можно пробовать всеми сразу, по очереди или одновременно.

Постановка с «грибка»

Самый надежный — с «грибка». Язык присосать к небу и дуть на кончик языка, есть масса вариаций: дуть ТСС, ДЗЗ, ДЖЖ, ТШШ, просто Т или Д. Если язык падает придерживать его зондами или просто указательными пальцами в районе коренных зубов. Либо просто держать зонд между зубами, не давая сомкнуться челюстям. Способ очень простой и надежный. Хорош тем, что звук получится всегда идеальный и правильный.

Обычно в начале получается трещотка — ДРРР, которую легко обработать и превратить в Р. Но он и самый долгий по времени, потому что научиться делать грибок не всегда получается быстро, если у ребенка проблемы с тонусом или прикусом. Это единственный способ исправить неправильно артикулируемый звук: боковой, горловой, одноударный. Но нужно иметь в виду, если грибок выполняется неправильно, язык не присасывается к небу, а просто поднимается вверх или заворачивается назад, то звук не получится. Или малыш дует не на кончик языка, тоже не выходит.

Заводим «моторчик»

Это самый известный и популярный способ. Широкий язык, как «парус» поднять вверх, упираясь в альвеолы.  Проводить по его средней части шариковым зондом или пальцем. Вызывать вибрацию и произнося ДДДДД или фрикативный ДЗЗЗЗ.
Выдох должен быть достаточно сильным, а язык широким, безусловно, он должен быть достаточно разработан, при узком и толстом звук поставить очень сложно. Как, впрочем ,и при слабом выдохе.

Вызывание звука

Самый популярный — вызывать звук. Этот способ достаточно описан, например, в детской литературе, когда ребенок, пытаясь подражать рычанию тигренка или карканью вороны, учится говорить, наконец, Р. Получается дешево и сердито, без участия логопеда. Но есть очень много подводных камней, часто таким образом, заставляя ребенка рычать, произносить слова с этим звуком или говорить скороговорки родители добиваются дефектного звучания, малыш картавит каким-нибудь экзотическим способом, от которого потом сложно отучить.

Болтушка

От «болтушки». Ребенок быстро-быстро проводит языком по небу вперед назад, это упражнение имеет несколько названий, кроме болтушки еще «индюк». При этом можно издавать разные звуки, если для постановки Р, то РЬЯ-РЬЯ или что-то похожее на БРЛ-БРЛ. Часто удается таким способом вызвать одноударный Р или РЬ, который затем укрепить и усилить, превратив в РРРР или ДРРРР.

Индивидуальный подход

Вообще при постановке я использую физиологический подход — внимательно наблюдаю, что у ребенка лучше получается и какие его способности быстрее развиваются. Если дети уже умеют делать трещотку — «стрелять как автомат», тогда ставим от ДР. Иногда при выполнении артикуляционной гимнастики сразу получается одноударный Р (без долгой вибрации). Остается только добиться долгой вибрации.

При дизартрии

Постановка звука Р при дизартрии осложняется слабой небной занавеской, дистонией языка и усиливающимся слюнотечением. Требуется тщательная проработка голоса. Но если нет аденоидита, звук ставится относительно быстро, порой даже раньше свистящих и шипящих. Со временем ребенок учится сглатывать слюну, помогает жевание спринцовки. Иногда приходится немного массировать мягкое небо, эта процедура малоприятная, но очень действенная.

Постановка мягкого и твердого звука

Бывает, что требуется постановка звука Р мягкого от твердого, который ставится быстрее. А мягкий РЬ вызывает затруднение, вообще не произносится или, например, РЯ произносится как РЬЯ. В этом случае надо продолжать делать гимнастику (грибок, парус, маляр). Проводить дифференциацию произношения Р и йотированных, объясняя ребенку разницу в положении языка.

Иногда наоборот, нужна постановка твердого Р от мягкого Р (РЬ). Если мягкий РЬ одноударный, тогда надо добиваться длительной вибрации сначала РЬРЬРЬ переводя ее в РРР. Укреплять кончик языка массажем и усиливать его чувствительность (присасывать кончик к верхней губе, альвеолам, «цокая, как белка»). Затем отрабатывать разность произношения мягкого РЬ и твердого Р в слогах и словах.

На этом заканчиваю статью, в следующих материалах буду говорить о том, как зареплять изолированный звук и как его автоматизировать в словах, словосочетаниях и предложениях. Читайте, подписывайтесь на обновления, пишите комментарии, делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях.

marilina.ru

Постановка звуков при дизартрии

Артикуляция и произношение формируется в определенной последовательности:

— необходимый способ подачи воздушной струи,

— подключение мягкой голосоподачи,

— выработка позиций артикуляционных органов.

Индивидуальный подход. Сначала работаем над звуками, которые ребёнок правильно произносит, улучшаем и автоматизируем звучание. Затем над звуками, которые в определенных условиях дизартрик может произнести (беззвучно, шепотом, по подражанию, в изолированном звучании и т.д) Обязателен массаж, подготовительные упражнения на выработку кинестетических ощущений языка и губ, постановка с помощью зонда чаще.

 

Звук а.

Рот раскрыт. Выработать воздушную струю на язык, мягкий голос, озвученный выдох, отрабатываем долготу звучания.

 

Звук о.

Сначала воздушная струя на губы, затем голосоподача, Если не поднимается корень языка – слегка запрокинуть голову ребенка или нажать шпателем на переднюю часть языка и отодвинуть язык назад.

 

Звук у.

Так же, акцентируем внимание на сужении губ и более высоком подъеме корня языка.

 

Звук и.

От а – кончик языка упереть в нижние резцы, а переднюю часть языка приподнять, как горку. Если не получается, то лицом вниз на кушетке, чтобы голова свешивалась и отрабатывать в таком положении. Поддерживаем лоб ребенка.

 

Звук э.

От и – слегка нажать на переднюю часть спинки языка (слегка опустить).

 

Звук ы.

От и – отодвинуть язык вглубь рта, сохраняя горку.

 

Звук м.

Носовой выдох. от у – плотно смыкаем руками губы.

 

Звук мь.

От и. И-ммм-и. С паузами и без пауз.

 

Звук н.

От м, прижав кончик языка губами, затем покусать зубами. Фиксируем слуховое внимание на звуке и предлагаем прижать кончик языка к небу, к верхним резцам.

 

Звук нь.

Кончик языка к нижним резцам. От и. И-ннн-и.

 

Звук б.

От у. Кратковременно смыкать и размыкать губы руками.

 

Звук п.

Вытянуть губы вперед в трубочку и подуть, кратковременно соединяя губы.

 

Звук в.

От у, прижимаем нижнюю губу к верхним резцам.

 

Звук д.

 

От ба-ба-ба. Кончик языка между губами. Затем упереть кончик языка в передние резцы (нижние, верхние), коснуться языком неба. Если не получается, позиция лицом вниз.

 

Звук т

 от па-па-па

 

Звук г.

От да-да-да, нажимает на кончик языка, отодвигая вглубь тра. На спине или сидя с запрокинутой головой назад.

 

Звук к –

 от та-та-та

 

Звук й

Сочетание аааиии, укорачиваем и, иииааа, укорачиваем а.

 

 

Звук з.

Выработать плавную воздушную струю посередине языка, голос подать, положить кончик языка на нижнюю губу, затем улыбнуться, оскалить зубы и язык между зубов, затем убираем язык за нижние резцы, приподнять спинку. (коснуться шпателем или зондом, пощекотать в том месте, которое нужно приподнять.

 

Звук ц.

От АТС с ускорением.

 

Звук ж.

Воздух через середину распластанного языка. Положить широкий язык на верхнюю губу и подуть на кончик, вызвать ощущение теплой воздушной струи. Присасываем язык, помогая нижней губой или рукой, если трудно. Подача голоса. Медленно убираем язык за верхние зубы. Не акцентируем внимание на округлении губ, постановка при оскале. Перемещаем зондом язык до нужного положения вперед-назад, просим ребенка самому поискать зондом нужное положение, при котором слышится песенка жука.

 

Звук щ.

 От и-шшш-и.

 

Звук ч.

 ОТ ать.

 

Звук л.

Подача воздуха в передние отделы. Петь ааа. В момент пропевания касаться кончиком языка то нижней, то верхней губы. Показать кончиком языка середину верхней губы и слегка нажать на нее языком. Петь ааа и прижать язык к верхней губе, перемещать язык за верхние резцы. Если не может – зондом.

 

Звук р.

Упражнения на растягивание подъязычной связки, облизывание губ с широко раскрытым ртом, вытягивание языка к носу. Формирование ощущения воздушной струи на кончик языка. Задувание на кончик языка при укладывании широкого языка на верхнюю губу. Отработка подвижности кончика языка. Присасываем к небу — цокание, болтушка (быстрое высовывание изо рта и втягивание назад бл,бл,бл. На оскале распластанный кончик языка ударяет по небу, произнося да-да-да, дэ-дэ-дэ. В разном ритме, со смещением ударения, с ускорением темпа. Дополнительно поддуваем на язык, произнося да-да-да.

От дз, удерживая кончик языка за верхними зубами, поддуваем на кончик языка.

С механической помощью от д-д-д.

Если двойная вибрация от т-т-т. Если не может поднять кончик языка, то на спине с запрокинутой головой.

Щелевые звуки сначала автоматизируются в прямых слогах, взрывные в закрытых.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План индивидуальной логопедической работы при постановке звуков Р и Л у детей с дизартрией

План индивидуальной логопедической работы

Постановка и автоматизация звуков [Р] и [Л] при дизартрии.

ЗВУК [Л]

1-й этап подготовительный

нормализация речевго дыхания Улучшение подвижности речевых мышц

а)Нормализация речевого дыхания (для дизартриков)

1.Дыхательная гимнастика

2.Мимическая гимнастика

3.Голосовые упражнения

4.Массаж органов артикуляции:ручной логопедический, зондовый

б)Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений на растягивание голосовых связок

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.

Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.

Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.

Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.

Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной

в)Развитие подвижности артикуляционного аппарата

1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:

«Оскал»

«Хоботок»

«Хоботок» с последующим «оскалом»

«Трубочка»

раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы

удерживание бумажных трубочек

комбинированные упражнения под счёт

2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:

язык широкий («лопаткой»)

язык узкий («жалом»)

поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд

поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы

язык вправо – влево

втягивание и вытягивание широкого языка

удерживание языка в состоянии покоя

присасывание спинки языка к нёбу

прищелкивание

комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти.

для дuзартриков: дополнительная гимнастика мышц зева и жевательно-артикуляторных

мышц, массаж.

Выполнение дыхательных упражнений, игры на развитие мимики и голоса

Масссаж огранов артикуляции

Комплексные упражнения на растягивание голосовых связок

Рекомендация: нуждается в подрезании уздечки!

1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые)

2. Самостоятельные упражнения

3. Отработка артикуляционных движений под счёт

4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука

5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор

6. Имитационные игры («Моторчик», «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Цоканье лошадки» и др.)

2 этап.

Постановка звука [Л]

1.артикуляционная гимнастика спец. И пальчиковая\гимнастика (см. выше)

2.постановка звука [Л],многократное произнесение звука [Л]

3. выделение звука «Л»:

а)на слух: игра «Поймай звук»

б)при помощи картинок:игра «Найди»

в)игра «Лабиринт»(по игровой карте)

4.игра «Учимся говорить правильно» на изменение силы голоса

3 этап.

Автоматизация звука [Л] в речи

Автоматизация звука [Л’] в речи

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения(см. I этап )

Работа над звуком:

1.Автоматизация изолированного звука [Л]

многократное произнесение звука [Л]-[Л]-[Л]

рассматривание схемы артикуляционной позы звука [Л].

2. Звук в слоге:

прямом: Ал, ол, ул, ыл, ил, ел, ял.

обратном: Ла, ло, лу, лы.

со стечением согласных :

3. Звук в слове:

с обратными слогами

с прямым слогом

в конце

в сочетаниях с гласными.

4. Звук в предложении

5. Звук в тексте

6. Пословицы, поговорки, стихи

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (см. I этап )

Работа над звуком:

1.Выработка необходимых движений языка для произношения звука [Л’].

Многократное отрывистое произнесение звука [Л’]- [Л’]- [Л’]

2.Автоматизация изолированного звука [Л]

многократное произнесение звука [Л’]-[Л’]-[Л’]

рассматривание схемы артикуляционной позы звука [Л’].

3. Звук в слоге:

прямом: Аль, оль, уль, ыль, иль, ель.

обратном: Ла, лю, лё, ли, ле. со стечением согласных .

4. Звук в слове:

с обратными слогами с прямым слогом в конце

в сочетаниях с гласными.

5. Звук в предложении

6. Звук в тексте

7. Пословицы, поговорки, стихи

8. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом.

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом.

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.

ЗВУК [Р]

1-й этап подготовительный (см.выше)

(см. выше звук[Л] )

(см. выше звук [Л] )

2 этап.

Постановка звука [Р]

1.Артикуляционная гимнастика специальная и дыхательные упр-ия(см.выше)

2.произнесеение звука [Р] на выдохе громко-тихо-шепотом

3.упражнения с зеркалом

4.упражнения по картинкам-символам. «Вертолет», « Мотоцикл», «Трактор», «Лев».Игра «Провези машину в гараж по лабиринту»

3 этап.

Автоматизация звука [Р] в речи

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения(см. I этап )

Работа над звуком:

1.Автоматизация изолированного звука [Р] длительное произнесение громко, тихо, шёпотом звука [Р] с использованием картинок , символов.

рассматривание схемы артикуляционной позы звука [Р].

2. Звук в слоге:

проговаривание слоговых рядов

ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, ры-ры-ры.

Четкое проговаривание слоговых рядов

Бра-бро-бру-бры,

Вра-вро-вру-вры,

Гра-гро-гру-гры,

Кра-кро-кру-кры,

Пра-про-пру-пры,

Фра-фро-фру-фры,

Хра-хро-хру-хры.

Повторение слогов, выделяя голосом ударный.

Четкое проговаривание звука [Р] в слогах со звукосочетанием [тр],[др]

3. Звук в слове:

с обратными слогами

с прямым слогом

в конце

в сочетаниях с гласными.

4. Звук в предложении

5. Звук в тексте

6. Пословицы, поговорки, стихи

7. Скороговорки

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом.

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

Дифференциация звуков [Р]- [Л].

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения (см. I этап )

1.Дифференциация в слогах.

Проговаривание слоговых рядов, четко произнося [Р]- [Л].

Ра-ла, ро-ло, ру-лу, ры-лы,

Ар-ал,ор-ол, ур-ул, ыр-ыл и др.

Проговаривание слоговых рядов

Кла-кла-кра, акр-акр-акл, акр-акл-акл,

шла-шла-шла-шра-шра-шра,

ашр-ашр-ашр-ашл-ашл-ашл.

2. Проговаривание слов парами.

Рад-лад, Кира-Мила, краса-глаза,рак-лак, Юра-Юля. Игра-игла, рама-лама, Тамара-мала, врач-флаг, рамка-лавка, Ира-пила, грач-плач, травка-булавка, врач-силач.

3.Составление предложений по опорным словам, схеме или опорным картинкам (по желанию детей).

4.Счет 1-10: крокодил, крыло, эскалатор.

5. Спряжение глаголов «расколоть» и «раскладывать» в настоящем времени : раскладывать раскладушку, раскалывать зеркало.

6.Работа с текстом :

Прослушивание;

Ответ на вопросы полным ответом;

Повторное прослушивание;

Пересказ текста.

1. Произнесение слов, слогов и предложений

2. Работа с таблицами

3. Работа с игровым материалом, картинками

4. Чтение текстов

5. Работа с деформированным текстом.

6. Заучивание и прогoваривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок

infourok.ru

Артикуляционная гимнастика и упражнения при дизартрии

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

СодержаниеСвернуть

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается. Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира. Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Характерные признаки заболевания.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания. Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками. Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена. Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Упражнения при дизартрии.

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Массаж.

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным. «Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык. Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Чтобы активизировать голосовые связки, больному дают пощупать гортань при произношении фраз. Он должен почувствовать вибрацию, как резонирует грудная клетка. Полезными будут уроки пения, в процессе которых выравнивается дыхание и нормализуется сила звучания голоса.

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии подбирается в индивидуальном порядке для каждого больного врачом-неврологом и логопедом. Для получения положительного результата лечение должно быть комплексным. Большое влияние на состояние пациента оказывает ближайшее окружение, неравнодушие родителей и близких. Длительность курса может быть разной, но даже при отсутствии выраженной динамики необходимо поддерживать ребенка, оказывая ему психологическую помощь.

logopediacentr.ru

Звук Р. Подготовила учитель-логопед Косенко М.Г.

Конспект занятия по коррекции дизартрии

Тема: Звук Р.

Подготовила учитель-логопед Косенко М.Г.

Этап автоматизации звука.

Цели:

Коррекционно-образовательные цели

— продолжать знакомить со звуком и буквой Р;

— выявить знания ребенка по изучаемому звуку;

— продолжать развивать умение выделять звук Р в речи;

— продолжать развивать фонематические процессы;

Коррекционные:

— продолжать устранение дефектов устной речи;

— продолжать совершенствовать подвижность органов артикуляции;

— закреплять артикуляционный уклад звука Р;

— — автоматизация правильного произношения звука Р в словах со стечением согласных;

— совершенствовать общую, пальцевую, мимическую, артикуляционную моторику;

— продолжать развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.

Воспитательные:

продолжать воспитывать интерес к занятиям,

— продолжать воспитывать внимание к речи логопеда, к собственному произношению, к собственному произношению звука Р в собственной речи;

— продолжать воспитывать ответственное отношение к проверке собственной работы;

— продолжать воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

Оборудование:

зеркало, шпатели, логопедические зонды, профили артикуляции звука Р, предметные и сюжетные картинки, разрезная азбука, слоговые дорожки, разрезная азбука – раскраска, камни для развития моторики пальцев рук.

Орг.момент:

Правило красивой речи:

Расслабление.

Развитие тонкой моторики:

«Пальцы – делают зарядку» О.В. Узорова с.4

Массаж лица:

«Умываемся».

М.Ю.Картушина

Развитие мимических мышц

Развитие артикуляционной моторики. Массаж языка:

Упраж. «Маляр» — Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении вперед – назад.

Упр. «Грибок» — Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

Упр. «Иголочка» — Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

Упр. «Моторчик» — произносить «ди – ди – ди» и проводить зондом под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

Развитие дыхания:

Развитие высоты голоса, темпа.Физ.-мин.

«Лесенка». М.Ю.Картушина

Тема урока:

Изолированное произношение звука:

«Логопедические игры». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков». – Айрис – пресс, 2009Г.

Анализ артикуляции звука:

Связь звука с буквой:

Развитие фонематического слуха:

Закрепление звука в слогах

Закрепление звука в словах

«Логопедические игры». Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков». – Айрис – пресс, 2009Г.

Закрепление звука во фразе:

Домашнее задание:

(разрезная азбука – раскраска)

Итог:

Оценка работы на занятии:

Здравствуй…! Я очень рада тебя видеть!. Сегодня на занятии мы продолжаем с тобой учиться говорить правильно и красиво. Давай вспомним правило красивой речи:

«Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Так правильно и внятно

Что будет всем понятно»

Скоро ты пойдешь в школу и станешь учеником. В школе на занятиях ученики много пишут в тетрадях. Чтобы твои пальцы не уставали нужно их тренировать, напрягать и расслаблять.

«Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать».

В школе все ученики должны быть чистыми, аккуратными.

Выполняем массаж лица.

«Утром с мылом лобик мою, брови, глазки, щечки, носик, подбородок, шею. Вытираю…»

Школьники получают разные отметки. Кто хорошо работал – 4 и 5, а кто плохо – 3и 2.

Покажи мимикой настроение школьников, которые получили разные отметки.

Выполняем мимическую гимнастику:

«Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем хмуриться

И умеем жмуриться»

Выполняем массаж языка:

Зонд – вилочка:

«Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Шаг налево, шаг на право –

Это полька «Карабас»

Зонд – саночки:

«Я на скрипочке играю:

Тилили – тили,

Песенку я подбираю

Тили- да тили».

Выполняем артикуляционные упражнения:

«Качели»

Вот веселые качели,

Выше крыши полетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись.

«Грибок»

Язычок у нас грибок

Полезай-ка в кузовок.

«Иголка»

Язычок у нас иголка

Отойди, уколет колко.

«Маляр»

Красим небо – потолок

Маляром стал язычок.

Отгадай загадку, что это за учебная вещь?

«Не похож на человечка, но имеет он сердечко,

И в работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом».

Выполняем дыхательную гимнастику с карандашом.

Представим, как мы поднимаемся по школьной лестнице, вверх высоко поднимая ноги, быстро бежим с лестницы вниз.

«По лестнице вверх я тихо иду

А с лестницы вниз я быстро бегу». (2р).

Послушай внимательно чистоговорку и скажи, какой звук ты чаще всего слышишь:

«В пруду у Поликарпа три карася три карпа».

Правильно, вот над звуком Р мы сейчас и будем работать.

Помоги Незнайке завести автомобиль и доехать до школы.

Посмотри на карту страны Рычалии. На что похожа страна по форме, какую букву она напоминает?

Как ты думаешь, почему море, омывающее страну Рычалию, называется морем Сильного дыхания?

Объясни, почему полуостров в стране Рычалии называется Верхнезубово?

Почему в этой стране есть озеро Дрожания?

Какой звук Р, гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Вспомни, что звук Р – мы слышим, произносим. А на письме звук Р обозначает буква Р. Ее мы можем увидеть, написать.

Выкладывание буквы Р из камней.

Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться отгадывать кроссворды. Для этого нам необходимо правильно определять место каждого звука в слове.

1. Говорит он беззвучно,

но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ним —

станешь умным, грамотным. Ответ: учебник

 

2.Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

(ручка)

 

3. На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Ты дружок меня узнал?

Ну, конечно, я -…

Ответ: пенал

 

4. Линию прямую,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь…

Ответ: линейка

 

5. Я большой, я ученик!

В ранце у меня…

Ответ: дневник 

 

6.Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(рюкзак).

 

Прочитай, какое слово получилось в красном столбике, по вертикали.

Не забывай, что сегодня ты тоже ученик.

Посмотри, какая прилетела темная грозовая туча. Давай покажем, как грохочет гром, четко проговорим слоговые песенки – раскаты грома:

РА, РО, РЭ, РУ, РЫ, АР, ОР, ЭР, УР, ЫР.

Назови картинки, по стрелочкам четко проговаривая звук Р.

(трава, дракон, дрозд, дрова, петрушка, ватрушка, труба).

Посчитай сколько здесь изображено квадратов, треугольников.

Посмотри, в твою тетрадь я записала новое домашнее задание. Тебе необходимо дома его вместе с родителями выполнить. Не забывай, что в тетради нужно работать очень аккуратно.

На занятие подошло к концу. Давай поиграем в последнюю игру «Пять пальцев». Покажите пальчики на правой  руке:

Первый пальчик, что узнал (расскажи, что нового ты узнал сегодня на занятии).

2 пальчик – чему научился?

3 пальчик – что сделал для здоровья?

4 пальчик –назови слова в которых встречается звук Р?

5 пальчик – что сложного было?

Подвести итоги занятия, рассказать ребенку, что у него получилось, а над чем еще нужно поработать.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *