Постановка звука в: артикуляционная гимнастика и логопедические упражнения – Урок «Постановка звука В»

Урок «Постановка звука В»

Постановка звука «В»

Звук «В» произносится губами, при помощи воздушной струи, у ребенка у которого нарушено произношение звука В – воздушная струя не доходит до места его произнесения.

Постановку звука В мы будем проводить в несколько этапов.

 

1 этап: Научится произносить звук В изолированно.

На первом этапе упражнения ребенок должен выполнять вслед за Вами, по показу. Внимание!!! Сначала не говорите ребенку, какой звук вы учитесь произносить.

Закусите нижнюю губу верхними зубами и в этом положении выдувайте изо рта воздух. Скажите ребенку: «Сегодня мы с тобой будем учиться дуть, как ветер». Пусть малыш поднесет свою ладонь ко рту и ощутит, что прохладная струя воздуха уходит вниз. Попросите ребенка приложить свою руку к горлу и ощутить, что при произнесении звука «В» – горло «звенит» (звук В – звонкий). Потренируйтесь еще несколько раз произносить звук «В». После того как ребенок научится легко произносить звук  «В», скажите какой звук вы выучили: «Ветер дует – В-В-В…»

2 этап: Научится произносит звук «В» в слогах.

Пусть ребенок повторяет за вами слоги со звуком В:

ВА, ВО, ВУ, ВЭ, ВЫ

Ва-во-ву

Ва-ву-вы

Ва-вэ-ву

Во-ву-вы

Во-вэ-ва

Ву-ва-во

Ву-вы-вэ

Вы-ву-вэ

Вэ-ву-вы

Скажите ребенку: «Я буду читать начало слова, а ты будешь добавлять песенку ветра — слог -ВА-». После добавления слога, ребенок должен сказать какое словонего получилось. Это упражнение не только учит произносить звук «В», но и развивает фонематический слух.

Со…, ни…, сли…, гри…, бук…, тык…, сло.., Са…

Далее попросите ребенка заменить первый звук на звук В: «Прилетел ветер и стал уносить первый звук в слове и менять его на свой звук В».

Бор — …ор, бар — …ар, база — …аза, порох — …орох, загон — …агон.

Следующее задание: читайте слоги, а ребенок пусть на слух их повторяет:

авма – овма

умва – овма

овма – авма

увма – ывма

ава – ова – ува

ава – ово – уво

аву – ову – ыву

ыву – ову – уву

вна – нва – вма

нво – вну – внэ

вмы – вмэ – вму

вма –вмо – вмы

 

3 этап: Научится произносит звук «В» в словах.

Повторите вместе с ребенком слова со звуком «В»:

Если звук получается не достаточно четко, пусть ребенок первое время утрирует произношение, закусывая нижнюю губу.

Вагон, ваза, валик, василек, ватин, валенки, воздух, вождь, волейбол, волк, воин, водолаз, волос, высота, выдра, выдумка, вышивка, высоко, выписка.

Голова, завод, овал, овощ, поводок, поплавок, внучка, вторник, всадник, халва, вкус,

Загадайте ребенку загадки, а ребенок отгадывая будет говорить слова со звуком В:

Серовато,

Зубовато,

По полям рыщет,

Телят, ягнят ищет…(Волк)

Убирает в доме сор.

Ловок он, придирчив, скор.

Вот походкою прошел

Легкий и упругой.

А хозяйка:

— Хорошо!

Отправляйся в угол…(Веник)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка…(Одуванчик)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Зовут ее …(Ворона)

4 этап: Научится произносить звук «В» в предложениях и закрепить его в самостоятельной речи:

Пусть ребенок повторит за вами чистоговорки на звук «В»:

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Во-во-во – так вокруг красиво.

Вы-вы-вы – даже выше головы.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – меня громко позови.

Ве-ве-ве – я сижу на дереве.

Вё-вё-вё – в гости всех позовем.

Вя-вя-вя – воробей съел червя.

Вю-вю-вю – локоны завью.

 

Выучите с ребенком скороговорки  со звуком В:

Водовоз вез воду из водопровода.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

Весна – как пава: всему свету краса и слава.

Выучите с ребенком стихотворение со звуком В: Вертолет

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

План-конспект занятия по теме: Постановка и автоматизация звука «В»

Занятие 1:

  1. Загадка:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?   (волк)

  1. Артикуляционная гимнастика:

«Окошко», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «»Лягушка-хоботок», «качели».

  1. Постановка звука «В» (прием постановки по подражанию):

1 этап: Научится произносить звук В изолированно:

Внимание!!! Сначала не говорите ребенку, какой звук вы учитесь произносить.

Закусите нижнюю губу верхними зубами и в этом положении выдувайте изо рта воздух. Скажите ребенку: «Сегодня мы с тобой будем учиться дуть, как ветер». Пусть малыш поднесет свою ладонь ко рту и ощутит, что прохладная струя воздуха уходит вниз. Попросите ребенка приложить свою руку к горлу и ощутить, что при произнесении звука В – горло «звенит» (звук В – звонкий). Потренируйтесь еще несколько раз произносить звук В. После того как ребенок научится легко произносить звук  В, скажите какой звук вы выучили: «Ветер дует – В-В-В…».

Артикуляция звука:

Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, верхняя губа приподнята, голосовые связки вибрируют.

 

  1. Пальчиковая гимнастика:

2 этап: Научится произносит звук «В» в слогах.

1). Песенка ветра:

У ветра бывает разное настроение. Когда ему хорошо он поет такие песни: в-а-а-а-а; в-о-о-о-о; в-у-у-у. но бывает ветру и скучно, и грустно. Тогда он поет по-другому: в-и-и-и-и.

А теперь и мы с тобой попоем песенки ветра.

ВА, ВО, ВУ, ВЭ, ВЫ

2). Повтори слоги:

 


Ва — ва — ва

Во — во — во

Вы — вы — вы

By — ву — ву

Ва-во-ву

Ва-ву-вы

Вы — ва — во

Ва-вэ-ву

Во-ву-вы

Во-вэ-ва

Во — вы — ва

Во — ву — вы

Ву-ва-во

By — во — ва

Ву-вы-вэ

Вы-ву-вэ

Вэ-ву-вы

 

 

3). Добавь слог:

Скажите ребенку: «Я буду читать начало слова, а ты будешь добавлять песенку ветра — слог -ВА-». После добавления слога, ребенок должен сказать какое слово него получилось. Это упражнение не только учит произносить звук В, но и развивает фонематический слух.

Со…, ни…, сли…, гри…, бук…, тык…, сло.., Са…

Далее попросите ребенка заменить первый звук на звук В: «Прилетел ветер и стал уносить первый звук в слове и менять его на свой звук В».

Бор — …ор, бар — …ар, база — …аза, порох — …орох, загон — …агон.

 

  1. Игра «Хлопни в ладоши»:

Дифференциация звука «В» внутри согласных

А-о-и-в-а-ы

И-в-а-э-и

В-о-и-а-ы

Э-и-а-о-в

  1. Итог занятия: повторение новых артикуляционных упражнений.
  2. Домашнее задание:

— Повторение артикул. гимнастики (Внимание! по 5 мин., несколько раз в день),

— Работа над мелкой моторикой:

  *повторение пальчиковой гимнастики:

  *рисунок 1 из тетради.

Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ — постановка — для родителей — Каталог статей

Артикуляция звука В.

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).Зубы, губы – верхние зубы прикасаются к нижней губе, воздушная струя проходит между ними.

 

Постановка звука В:

 

1. По подражанию. Ветерок дует — ВВВВВ.

2. Взрослый держит пальцы ребёнка на своей гортани. Ребёнок чувствует дрожание гортани /работа голосовых связок/. Ребёнок, касаясь своей гортани, пытается произнести заданный звук, чтобы дрожала гортань. В момент исчезновения голоса, можно пальцами слегка «потряхивать» гортань. 

3. Механическим способом.
— Произносить звук [у], указательным пальцем приподнять нижнюю губу к верхним резцам.

— Во время произнесения звука УУУУУУУ — прижать нижнюю губу к верхним зубам.

4.Продувание через сближенные губы — вызываем гудящий звук, близкий по звучанию с «В». Предложите ребёнку прикоснуться к губам и почувствовать их вибрацию.  Можно произнести такое «губное» «В» в слогах с гласными: ВА, ВО, ВУ. После — правильная артикуляция звука. 

5. От звука Ф. Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, «включить» голосовые связки, подать голос — получится звук В. 

 Поясните ребенку, что звук Ф произносится глухо, без голоса /голосок спит/, а при произношении звука В голосок просыпается (голосовые связки смыкаются и вибрируют). Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков Ф и В.

6.  Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков В и Ф отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка нужно положить на гортань логопеда). Затем спрашивает: «Как дрожат от холода? / или/  Как дует ветерок?» Ребенок отвечает: «В-в-в…»

Артикуляция звука ВЬ.

См. звук В. Разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука ВЬ:

1. По подражанию. Повтори за мной.

2. От звука В. Звук В произносим твёрдо /сердито, можно даже нахмуриться/, а ВЬ мягко /ласково, нежно/. В ходе работы мимику, как ориентир исключаем.

 

Артикуляция звука Ф.

Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)

Постановка звука Ф:

1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

(Материал взят из книги М. Поляковой «Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие»)

4.1.Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.  

 4.2. Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]).

 4.3. Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию.

 4.4. В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).

 

Артикуляция звука ФЬ.

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука ФЬ.
По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

Постановка звука «В» — артикуляционная гимнастика

Искаженное звукопроизношение [в] — [ф] нечасто можно услышать в речи детей. У взрослых такое нарушение практически не встречается. Эти звуки легко воспроизводятся, так как не требуют каких-то сложных артикуляций.

Однако редкие случаи неправильных [в] — [ф] бывают. Связаны такие дефекты в основном по причине физических патологий верхней губы или же после перенесения сильного испуга. Возможны фонематические проблемы со слухом, когда малыш не в состоянии чётко воспринимать глухие и звонкие согласные звуки.

Как бы то ни было, если проблема появилась или выявилась, следует незамедлительно начать коррекцию.

Для постановки и автоматизации [в] — [ф] совсем не обязательно обращаться к профессиональному логопеду. Именно эти звуки можно поставить ребёнку в домашних условиях.

Особенности произношения [в] — [ф]

Звуки [в] — [ф] не требуют, чтобы губы и язык были очень подвижны в процессе произнесения. Артикуляция заключается лишь в лёгком вытягивании и выворачивании нижней губы, которая слегка прижимается к верхним зубам.

Верхнюю губу следует приподнять, при этом обе губы без напряжения открывают верхние зубы. Выдыхаемый воздух свободно проходит в пространство между верхними зубами и нижней губой.

Когда произносится звук [ф], в расслабленном состоянии находятся голосовые связки, при этом голос не используется.

Произношение [в] требует добавления голоса. Лишь этим и различается звукопроизношение [в] — [ф]. Начинать постановку следует с глухого парного, а лишь потом переходить к звонкому, где уже используется голос и необходимо лёгкое напряжение губ.

Гимнастика для языка и губ

Постановка и автоматизация звуков [в] — [ф] может проходить весело и непринуждённо. Освоить правильное положение языка и губ поможет артикуляционная гимнастика, в которую можно включить следующие упражнения.

«Ёжик, который фыркает»

Ёжики издают смешные звуки, которые напоминают фырканье. Сначала взрослый показывает на собственном примере, как нужно правильно фыркать. Для того чтобы легко было фыркать, надо предложить ребёнку поднять нижнюю губу к верхним зубам, а затем медленно выдыхать. Таким образом получится [ф]. Если повторять упражнение несколько, или даже много раз, то фыркать малыш научиться всё чётче.

«Ветродуй»

Выполняя такое упражнение, мы будем уже не фыркать, а выть, подражая завыванию ветра. Сначала повыть должен взрослый, чтобы малыш видел, как это делается, и как должен звучать звук [в].

Сначала делаем тихий ветерок, звук получается сначала слабеньким. Потом начинаем добавлять голос, звук крепнет, становится громче.

Если взрослый будет дружно подвывать ребёнку, то звук [в] по образцу получится быстрее и правильнее.

«Вьюга»

Упражнение можно проводить в виде соревнования – кто дольше повоет.

Такие артикуляционные задания способствуют отработке речевого дыхания, длительности выдоха. А это уже поможет подготовить речевой аппарат для развития словопроизношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *