Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс
Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.
Задачи:
- Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
- Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
- Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.
2. Актуализация знаний.
1) Беседа по пройденному материалу.
Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?
Дети: На гласные и согласные.
Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.
(Дети отвечают полными ответами.)
Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?
Дети: При помощи голоса.
Учитель: А согласный звук?
Дети: При участии голоса и шума.
Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?
Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?
Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.
Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.
Дети: Н, М, Л, Р, Й.
Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.
Дети: Х, Ц, Ч, Щ.
Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.
Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.
Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.
Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.
Учитель: По какому признаку согласные являются парными?
Дети: По признаку звонкости и глухости.
Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?
Дети: 6.
Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?
Дети: 5.
Учитель: Почему неравное количество пар?
Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.
3. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?
Дети: Парные согласные на конце слова.
(Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)
Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?
Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.
Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?
(Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)
Чистописание.
На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.
Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?
(Двое учащихся выходят к доске.)
Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».
(Дети расставляют слова в 2 столбика.)
Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.
Дети: Парный согласный Г на конце слова.
Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?
Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.
Учитель: Назовите проверочное слово.
Дети: Круги.
(Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)
Словарная работа.
Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.
(Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)
Учитель: Какие слова мы называем словарными?
Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.
Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.
Хозяин лесной
Просыпается весной.А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь!
Учитель: Правильно!
(На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)
Учитель: Почему медведя так назвали?
Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.
(Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)
Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.
Учитель: Каким медведь изображён в сказках?
Дети:
Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.
Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?
(Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)
Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.
(Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)
Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?
Дети: Парный согласный д на конце слова.
Учитель: Назовите проверочное слово.
Дети: Медведи.
Учитель: Почему оно является проверочным?
Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.
Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.
5. Физкультурная минутка.
Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.
Мишка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Мишка утомился,
На место опустился.
6. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.
Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.
7. Физкультурная минутка.
Учитель:
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроках не болтай, как заморский попугай.
Учитель скажет – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Спросить захочешь – не шуми,
А только руку подними.
8. Продолжение закрепления пройденного материала.
Работа в парах.
На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.
Дано 4 варианта данных карточек.
1 вариант | 2 вариант |
белый сне…(г, к) | вкусный пиро…(г, к) |
тёплый шар…(в, ф) | лесной шала…(ж, ш) |
пятый эта…(ж, ш) | длинный но…(з, с) |
4 вариант | |
зимний холо…(д, т) | острый но…(ж, ш) |
карий гла…(з, с) | деревянный стол…(б, п) |
пятнистый жира…(в, ф) | едкий лу…(г, к) |
Проверка фронтальная при помощи «светофоров».
Учащиеся выходят к доске парами по вариантам (по 3-4 пары детей от каждого варианта) и объясняют свой выбор орфограммы, называя проверочное слово.
Остальные ученики с мест «светофорами» сигнализируют своё согласие или несогласие с ответами товарищей.
Игра «Разгадай кроссворд».
Кроссворд может быть выведен на интерактивную доску или, как в данном случае, нарисован на доске. А картинки – отгадки транслируются учителем на большом телевизионном экране. Помимо общего кроссворда, у учащихся на партах лежат карточки с индивидуальными кроссвордами.
Учитель: А теперь проверим ваше умение отгадывать загадки и подбирать проверочные слова к орфограмме «парный согласный на конце слов».
Учитель читает загадки, дети их отгадывают. Ученики по цепочке выходят к доске, называют проверяемое и проверочное слово и записывают отгадку в кроссворд на доске и у себя на карточке.
Загадки:
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь.)Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд.)Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук).Белый братишка
В красном домишке
С братьями дружит,
Живёт и не тужит. (Зуб.)
9. Подведение итогов урока.
Учитель: Над какой темой работали сегодня на уроке?
Дети: Правописание парных согласных звуков на конце слов.
Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?
(Дети хором повторяют правило правописания парного согласного звука на конце слова.)
10. Определение домашнего задания.
Учитель: Ребята, дома придумайте и напишите 5 слов с парным согласным на конце, а также запишите к ним проверочные слова.
11. Рефлексия.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Какое задание вам понравилось? А какое вызвало затруднение?
(Варианты ответов детей.)
Учитель: Молодцы, ребята, сегодня на уроке все работали очень хорошо! Желаю вам в дальнейшем быть такими же любознательными и внимательными учениками, и успех в учёбе будет вам обеспечен. Урок окончен, всем спасибо!
urok.1sept.ru
Парные согласные в корне слова: что это такое и каково их правописание
Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.
Парные согласные
Главный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.
Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.
Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.
Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:
- б, в, г, д, ж, з;
- п, ф, к, т, ш, с;
- й, л, м, х, ц, ч, щ.
Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.
Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется
Парные согласные
Основы правописания
Изучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.
Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.
Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.
Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.
В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.
Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.
Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.
Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова
Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:
- Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
- Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.
Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.
Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке
Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.
Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.
Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова
Примеры
Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.
Примеры включают следующие пары:
- Куст – густ. По отношению к кусту используется сочетание над речкой, к слову густ — суп.
- Столп – столб. Для столба применимо прилагательное телеграфный, для столпа – Александрийский.
- Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокая, кора – с уточнением дуба.
- Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимая, шара – существительным поверхность.
- Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик, роз – со словом букет.
- Том – дом. Для дома актуально прилагательное новый, для тома – толстый.
Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз. Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.
Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:
- Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
- Глаголов – по числам и лицам.
Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.
Рассмотрим способы проверки на примере слов:
- стол[п];
- ле[х]кий;
- бере[с]ка;
- про[п]ка;
- кана[ф]ка;
- скла[т]ка;
- коро[п]ка;
- поез[т]ка;
- була[ф]ка;
- бу[т]ка;
- доро[ш]ка;
- сторо[ш]ка;
- подру[ш]ка;
- ука[с]ка;
- обре[с]ка;
- морко[ф]ки;
- боро[т]ка;
- сне[к].
Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:
- стол[п] – столбы;
- коло[з]ки – колосок.
Согласные в корне слова
Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:
- ле[х]кий – легонько;
- бере[с]ка – березонька;
- скла[т]ка – складочка;
- про[п]ка – пробочка;
- була[ф]ка – булавочка;
- пое[т]ка – поездить;
- коро[п]ка – коробочка / коробейник;
- бу[т]ка – будочка;
- ска[д]ка – скатывать;
- сторо[ш]ка – сторожить;
- доро[ш]ка – дороженька;
- подру[ш]ка – подруженька;
- ука[с]ка – указочка;
- обре[с]ка – обрезать;
- сала[с]ки – салазок.
Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры
Актуально использование бессуфиксального способа, например:
- кана[ф]ка – канава;
- боро[т]ка – борода.
Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:
- морко[ф]ки – морковок;
- сне[к] – снега.
По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:
- стол[п] – столбы – столб;
- коло[з]ки – колосок – колоски;
- бере[с]ка – березонька — березка;
- ле[х]кий – легонько — легкий;
- коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка;
- про[п]ка – пробочка – пробка;
- була[ф]ка – булавочка – булавка;
- скла[т]ка – складочка – складка;
- ска[д]ка – скатывать – скатка;
- поез[т]ка – поездить – поездка;
- бу[т]ка – будочка – будка;
- подру[ш]ка – подруженька – подружка;
- доро[ш]ка – дороженька – дорожка;
- обре[с]ка – обрезать – обрезка;
- сторо[ш]ка – сторожить – сторожка;
- боро[т]ка – борода – бородка;
- ука[с]ка – указочка – указка;
- морко[ф]ки – морковок – морковки;
- кана[ф]ка – канава – канавка;
- сне[к] – снега – снег.
Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне
Вывод
Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
znaniya.guru
Парные согласные звуки в конце слова.
Замалетдинова Алсу Абдулловна
учитель начальных классов
МОУ Октябрьского сельского лицея
Ульяновской области Чердаклинского района
Конспект урока русского языка
в 1 классе.
Тема: Парные согласные звуки в конце слова.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы и методы: работа в паре, работа в группе, фронтальная работа, метод исследования.
Планируемые результаты:
Предметные: выясняют особенности произношения парных по звонкости и глухости согласных звуков на конце слова, выводят алгоритм определения данной орфограммы и её проверки.
Личностные: с желанием приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; осознают свои трудности при получении знаний и стремятся их преодолевать.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, овладевают логическими операциями мышления, сравнения, соотносят изученные понятия с примерами; выдвигают гипотезы, подводят под понятие.
Коммуникативные: договариваются в парах, группах; высказывают свое мнение, обосновывая его; участвуют в беседе, контролируют и корректируют свою работу.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценки взрослого и одноклассников, корректируют в свои действия, осваивают начальные формы личной рефлексии.
Материально-техническое обеспечение урока:
учебник Русский язык: учебник для 1 класса начальной школы/ А. В. Полякова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011
раздаточный материал:
карточки для индивидуальной и парной работы,
презентация к уроку Microsoft PowerPoint
компьютер,
мультимедийный проектор
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Позитивный настрой на работу.
2.Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
На доске: ш т ж в г п н к з с б
— Посмотрите, что записано на доске. (Согласные буквы)
— Какое задание можете предложить одноклассникам? (Найти «лишнюю» букву)
— Что это за буква? (Н)
— Почему она «лишняя»? (Буква непарного согласного, остальные – парных.)
— Как поступим с остальными согласными? (Разделим на группы: звонкие и глухие согласные)
— Но сначала вспомним, как различить звонкие и глухие согласные? (Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, глухие – с шумом).
— Первый вариант записывает в тетрадях буквы звонких согласных, второй – глухих.
Взаимопроверка по образцу. (Слайд1)
— Обведите зелёным цветом три самые красивые буквы.
3.Выявление места и причины затруднения.
— Перед вами лежат карточки с двумя столбиками слов. Объедините их в пары и объясните, по какому признаку это сделали. (Слайд 2)
гора ваза
фаза укроп
бирка кора
сугроб пилка
— Назовите признак, по которому вы объединили слова в пары? (Каждая пара слов содержит парные звонкие и глухие согласные звуки.)
— Что необычного заметили? (Во всех парах парные согласные стоят в начале, а в словах сугроб – укроп в конце слова).
— Ребята, давайте внимательнее понаблюдаем за этой парой слов. Именно она поможет нам определить тему урока.
— Какие буквы видите в конце этих слов? («б» и» в». Это парные согласные)
— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? («Парные согласные в конце слов»).
— Произнесите чётко данные слова ещё раз. Какие звуки слышатся в конце слов? ([п])
— Как звучат эти согласные? (Глухо).
— В словах звуки одинаковые, а буквы написаны разные. Может быть это ошибка? Как поступить? Какую букву писать?
— Значит, чему мы должны сегодня научиться? Каковы задачи сегодняшнего урока? Назовите.
( Найти способы проверки слов с парными согласными на конце.
Учиться использовать их в своей работе. ( Запись на доске)
— Что может нам помочь в решении поставленных задач? (Правило).
— Мы его пока не знаем. Кто может помочь узнать это правило? (Учебник, учитель, сосед, который знает)
Физминутка.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
— Гораздо интереснее решить проблему самим. Давайте, ребята, попробуем вывести это правило.
Отгадайте загадки. Запишите отгадки в тетрадь столбиком.
(Записывают в тетрадях и на доске по ходу работы)
1.У дороги он стоит,
Фонарём кивая.
На нём лампочка горит,
Путь нам освещая. (Столб.)
2.По утру росой умыт,
Раз в году косой побрит. (Луг.)
3. Суши маленький кусочек, —
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода. (Остров.)
4.Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)
5. Реализация проекта.
-Теперь для решения нашей проблемы предлагаю выполнить следующие задания:
А) Первое слово записать в форме множественного числа.
Б) Ко второму слову подобрать однокоренное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».
В) К третьему — подберите и запишите однокоренное слово, обозначающее маленький предмет.
Г) К четвёртому слову подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос «Что делает?».
На доске появляется запись:
Столб – столбы
Луг – луговой
Остров – островок
Мороз – морозит
— Предлагаю стать настоящими исследователями. Понаблюдайте за полученными парами слов и сделайте вывод о способе проверки парной согласной на конце слова. Работать будем в группах.
— В работе поможет данный план: (Слайд3)
1.Прочтите записанные пары слов.
2.Обратите внимание на место парной согласной в каждом слове.
3.Сравните, звучание парной согласной в первом и втором столбике.
4.Попробуйте сделать вывод
— В случае затруднения можете пользоваться «карточкой – помощником» (Лежит на столе)
1.Какие буквы стоят в конце слов первого столбика?
2.Как звучат согласные в конце этих слов?
3. Как звучат парные согласные во втором столбике?
4. Почему они слышится ясно? Какие буквы записали после этих согласных?
— Сделаем вывод. (Выступают представители групп)
(Слова второго столбика помогли нам проверить согласный на конце.)
— Как можно назвать слова второго столбика? (Проверочными.)
Работа с правилом.
— Закрепим, полученные знания. Прочитаем правило в учебнике на стр.78.
— Задайте одноклассникам вопросы для закрепления правила проверки парных согласных в конце слова.
Составление алгоритма проверки парных согласных
(Выносится на доску в ходе работы)
— Подскажите, для того чтобы не допустить ошибку, что нужно сделать?
1.Найти в слове «опасное место».
2. Подобрать проверочное слово.
3.Записать нужную букву.
Физминутка
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Послушайте предложение и найдите в нём слово, относящееся к теме нашего урока. Запиши данное слово, воспользовавшись правилом.
Выборочный диктант (коллективная работа)
Васе в глаз попала соринка. Папа повесил костюм в шкаф. Дрозд хорошо поёт. Бабушка испекла яблочный пирог и корж.
(Слова комментируются и записываются в тетрадях)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа с разноуровневыми заданиями по карточкам.
(Каждый ребёнок выбирает задание по своим силам)
Задание 1.
Измени данные слова так, чтобы они обозначали один предмет.
зубы — _____
глаза — _____
сапоги — _____
сады — _____
столбы — _____
ежи — _______
Задание 2.
Подчеркни нужную букву. Напиши проверочные слова.
ястре(б, п ) — ____________
арбу(с, з) — _______________
гара(ш, ж) — _______________
жира(в,ф) — _______________
заво(т,д) — _______________
гвоз(д, т)ь — _______________
Задание 3.
Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Запиши их в два столбика, разделив слова на группы.
Арбу___, шка ___, фла___, рука____,ёр_____, голо____.
_______________ ____________
_______________ ____________
8. Итог урока. Рефлексия
— Какое новое знание вы приобрели на сегодняшнем уроке, чему учились? (Способам проверки слов с парной согласной на конце слов)
— Где можно использовать новые знания? (При записи слов, предложений и текстов)
— А взрослым нужно пользоваться этим знанием? Почему?
Закончи предложения: (Слайд 4)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Приложение
Распределите слова с помощью стрелки по парам и объясните, по какому признаку их соединилигора ваза
фаза укроп
бирка кора
сугроб пилка
Разноуровневые карточки
Задание 1.
Измени данные слова так, чтобы они обозначали один предмет.
зубы — ________________
глаза — ________________
сапоги — ______________
сады — ________________
столбы — ______________
Задание 2.
Подчеркни нужную букву. Напиши проверочные слова.
ястре(б, п ) — ___________________
гара(ш, ж) — ____________________
жира(в,ф) — ____________________
заво(т,д) — ____________________
гвоз(д, т)ь — ___________________
Задание 3*.
Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.
Запиши их в два столбика, разделив слова на группы.
Арбу___, шка ___, фла___, рука____, ёр_____, голо____.
_______________ _______________
_______________ _______________
_______________ _______________
Эталоны для самопроверки.
Задание 1.зубы — зуб
глаза — глаз
сапоги – сапог
сады — сад
столбы — столб
Задание 2.
ястре(б, п ) — ястребы
гара(ш, ж) — гаражи
жира(в,ф) — жирафы
заво(т,д) — заводы
гвоз(д, т)ь — гвозди
Задание 3*.
Арбуз, шкаф, флаг, рукав, ёрш, голос.
арбуз шкаф
флаг ёрш
рукав голос
Задание 1.
зубы — зуб
глаза — глаз
сапоги – сапог
сады — сад
столбы — столб
Задание 2.
ястре(б, п ) — ястребы
гара(ш, ж) — гаражи
жира(в,ф) — жирафы
заво(т,д) — заводы
гвоз(д, т)ь — гвозди
Задание 3*.
Арбуз, шкаф, флаг, рукав, ёрш, голос.
арбуз шкаф
флаг ёрш
рукав голос
infourok.ru
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Целеполагание-3мин Организация восприятия и осмысления новой информации. Работа по теме урока | Подготовка класса к работе. Учащиеся стоя проговаривают вслух: « Наш девиз: «Никогда не падать вниз. Быть должны у нас в порядке, ручки , книжки и тетрадки» Учащиеся садятся: «Спинка прямая, локти у края» Произносят слова: шар — жук Произнесите слова :вни… , деви… | «Добрый день» Вспомним эти правила. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку.
-Ребята, продолжить наш урок я хотела бы с загадок: 1 «Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел под облака» (шар) 2.Два рога-не бык, шесть ног без копыт, летит-так воет, сядет- землю роет(жук) Запишите отгадки. Что интересного вы заметили, когда произносили согласные звуки? Значение слова | Выбор смайлика Настроение Отгадывают загадки (одни произносятся с шумом, а в других слышен голос) Тему урока прочитаем в учебнике на стр.92 |
| Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния. Напоминание о правилах работы с товарищами. Здоровье Работа со словарём |
| -Прочитайте буквы. -Чем различаются они в каждой паре?
| Упр.2 |
Б-п..в-ф | | |
Постановка учебной задачи Время: 2 мин | -Сегодня на уроке мы вспомним звонкие и глухие согласные звуки. |
— Сегодня научимся писать слова с парными согласными звуками. | -Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы? |
| Коммуникативные УУД: используют речь для регуляции своего действия. |
Формирование навыков каллиграфического письма. 1.Графический диктант 2. Закрепление написания изученных букв- 2мин |
— Можно составить слово «сок» | -Запишите буквы по алгоритму: 1.наклонная вниз, задерживаемся на строке, по наклонной вверх, задерживаемся на строке. Смыкаем букву и по крючковой до середины; 2.ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной, задерживаемся на строке, по наклонной вниз, «качалочка», крючковая до середины. 3.»секрет», по «секрету» наклонная вниз, поднимаемся до середины, прижимаясь, бугорком уходим вправо вверх, опускаемся на 1/3 и отрываем ручку, ставим на середину и выписываем «стульчик». наклонная, «качалочка», крючковая дл середины. — Какие буквы вы записа -Какое слово можно составить из этих букв? -Запишите слово сок каллиграфически правильно. -Рассмотрите строчные буквы л,м,я. Назовите их сходные элементы. -Проговорите алгоритм написания каждой из этих букв и запишите их в тетрадь. -Назовите недостающие элементы букв. |
| Регулятивные УУД: ориентируются в рабочей тетради | |
|
Звонкие и глухие согласные
| Работать будем в учебнике Прочитайте слова на стр.93,упр.4 | кора-гора жар-шар |
| Коммуникативные УУД: работать коллективно, слушать и понимать речь друг друга. |
1.Подготовка к усвоению нового материала-3мин 2.Усвоение нового материала-6мин | Парные звуки по глухости и звонкости
— Игра на отработку способов проверки парной согласной на конце слова. | -Назовите звуки, которыми различаются слова каждой пары -По какому признаку эти звуки являются парными? -Рассмотрите таблицу на стр. 38 и скажите, по каким признакам звуки размещены в таблице? -Какие согласные звуки не имеют парных по мягкости? Почему? -Составьте предложение с этим словом, запишите его в тетрадь. — Подчеркните буквы, которые обозначают парные звонкие согласные одной чертой, а парные глухие- двумя. -Проверьте написанное. Запомните правило! Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг: Парный сразу проверяй. Слово это изменяй. Зуб на зубы, куст – кусты… Будешь грамотным и ты. Игра «Не соглашайся» Сугроб, шаг, глаз,, зуб, столб, дрозд, город, завод, мороз, сноп, наряд, слог, медведь, крот, арбуз, огород, мёд, холод, гриб, труд. |
— Учитель говорит слово, а ученики произносят это слово с отрицанием «нет» |
| Познавательные УУД: различают согласные звуки по глухости и звонкости . |
Физкультминутка Время:3 мин. | Хомка, хомка, хомячок… Полосатенький бочок, Хомка раненько встаёт, | ||||
Закрепление изученного материала Время:7 мин | -Найдите слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы. -По какому признаку звуки (ж) и (ш) являются парными? — По какому признаку звуки (д,) и (т,) являются парными? -По какому признаку звуки (з) и (с) являются парными? |
— Какую согласную напишешь в конце слова? | Коммуникативные УУД: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение. | ||
Рефлексия Время: 1 мин. | Оценивание своей работы учащимися | — Какое у вас настроение? -Поняли ли вы тему урока? Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя? Б) соседа по парте? Спасибо за урок. | -По каким признакам согласные звуки являются парными? | Регулятивные УУД: оценивают результат своих знаний |
nsportal.ru
Конспект урока по русскому языку на тему Парные согласные звуки. Обозначения буквами на письме» ( 1 класс)
1 класс.
Русский язык.
УМК «Перспектива».
Тема:
«ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ»
Цель:
— формировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках;
— ввести алгоритм проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце слова;
— научить использовать приобретенные знания и умения в письменной речи.
Планируемый результат:
Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
Метапредметные умения:
а) познавательные умения:
— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;
— распознавать парные согласные и обосновывать свое мнение;
— использовать приобретенные знания в письменной речи.
б) регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
в) коммуникативные умения:
— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;
-соблюдать правила общения в паре;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения:
— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;
-определять лексическое значение слова с помощью словаря;
-классифицировать предметы и слова по различным признакам, обобщать и анализировать;
— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
Ход урока:
1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня нас ждёт необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в гости к парным согласным звукам. Но прежде, давайте вспомним правила поведения в гостях.
будь вежлив и приветлив!
не кричи, говори спокойно!
не перебивай собеседников, умей слушать!
Вооружившись знаниями, отправляемся в гости.
Вот дом, в котором живут хозяева.
2.Актуализация темы.
-Это буквы! Какие звуки они обозначают? (согласные)
-Что можно сказать о согласных на верхнем этаже? (звонкие)
-Что можно сказать о согласных нижнего этажа (глухие)
-Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)
3. Минутка чистописания.
Чтобы попасть в дом, вам нужно красиво и правильно прописать в тетради каждую букву.
На первой строке запишите все звонкие согласные, а на второй строке все глухие согласные.
Запись в тетрадях. Выделить самую красивую букву.
4. Словарная работа.
Вот мы и в гостях у парных согласных. Хозяева подготовили для вас загадки.
Та буква, которая подготовила загадку, есть в отгадке.
1.
Буква К :
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или…
(Ученик)
2.
Буквы Т-Д:
То я в клетку ,
То в линейку,
Угадать меня сумей-ка?!
(Тетрадь)
Буква Ш :
Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
( Карандаш)
Подчеркните парные согласные.
Найдите лишнее слово. (ученик) По какому признаку определили? (кто? и что?)
5. Грамматическая сказка.
— Чу! Но что это за шум? Это спорят согласные:
Спор согласных.
-В таких словах как ученик, карандаш нужно писать на конце букву глухого согласного звука, — твердят глухие согласные.
-Нет, неправда. Нужно писать звонкие согласные, — говорили звонкие. Они никак не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. И тут, приуныли глухие согласные.
Ребята, давайте им поможем разрешить этот спор! Каким образом можно определить правильное написание буквы? ( Подобрать проверочное слово) Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на званый обед.
6.Работа по теме. Классификация предметов и слов.
Ух, сколько здесь разных предметов на столе! Но вот пока буквы спорили, не успели навести порядок. Я предлагаю вам разделить эти предметы на две группы. Какой признак помог разделить слова на группы?
Чашка —Ложка-
Кружка-
Арбуз—
Торт—
Ананас—
Молодцы!
Проблемный вопрос
Ребята, а кто знает, чем отличается кружка от чашки? Если не уверены в том, что ответ правильный, что может помочь? Где найти правильный ответ?
7. Работа со словарем. (по Ефремовой)
Кружка — 1. Сосуд для питья в виде стакана с ручкой (иногда с крышкой)
Чашка — 1. Небольшой сосуд округлой формы — обычно с ручкой — из фарфора, фаянса и т.п., из которого пьют чай и другие напитки.
8. Развитие устной монологической речи.
Устно составьте определение слова ложка.
Ложка — 1. Один из предметов столового прибора, служащий для зачерпывания жидкой или рассыпчатой пищи.
9. Работа над развитием интонационного чтения.
Ребята, вы на славу потрудились, были вежливыми гостями, разрешили спор, и тем самым, очень понравились хозяевам. Они решили подарить вам веселое стихотворение-совет. Попробуйте прочитать его с такой интонацией, с которой вы даете советы своим друзьям.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
10. Закрепление. Рефлексия. Работа в парах.
-У кого мы были в гостях?
-Какой спор разрешили между парными согласными?
-Как нужно проверять написание парного согласного на конце слова и в середине?
Предлагаю вам написать диктант для соседа из 3 слов с парными согласными на конце.
Обменяйтесь листочками, подберите проверочные слова к каждому слову
Оцените работу друг друга с помощью цвета.
СПАСИБО ЗА УРОК
Приложение 1
Приложение 2.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
Приложение 3говори спокойно!
infourok.ru
План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка в 1 классе «Парные согласные звуки в конце слова»
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК
А.В.Полякова «Русский язык. 1 класс»
ТЕМА: «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА».
Автор-составитель:
О.И.Гончарова
МКОУ СОШ №13
а.Новкус-Артезиан
Проблемный урок
А.В.Полякова «Русский язык. 1 класс».
Тема: «Парные согласные звуки в конце слова».
Цель урока: Формирование умения проверки парной согласной на конце слова.
Задачи:
- Ознакомление учащихся со словами с парными согласными, которые нужно проверять (проверяемыми ) и словами, с помощью которых можно проверить ( проверочными ).
- Развитие умения сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными на конце слова.
- Воспитание любознательности, любви к родному языку, умение помогать товарищам.
Оборудование: у учащихся карточки:№1 (для индивидуальной работы) , №2 (карточка-помощник).
Ход урока:
- Организация внимания.
- Актуализация знаний.
- На доске записаны слова: столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
— Прочитайте слова.
— Чем похожи эти слова между собой? (на конце слов буквы, которые обозначают парные звонкие согласные звуки ).
— А какие ещё парные согласные вы знаете?
б в г д ж з
п ф к т ш с — парные глухие согласные.
- Чистописание.
— Составьте разные цепочки из этих букв и напишите строчку до конца.
б д в ж з г г б д в ж з …
- Постановка учебной задачи.
Дети получают карточки №1 с заданием: вставьте пропущенные буквы.
Стол. Эта.
Го. Гла.
Рука. Фла.
— Какие буквы поставили?
Учитель на доске фиксирует ответы детей.
Стол (п, б), рука (в, ф), эта (ж ,ш), гла (з,с), фла (г,к).
— Получились разные варианты.
-Как же определить, кто же прав?
— Где возникло затруднение?
— Почему это затруднение возникло?
— Что можно сказать о буквах, которые можно написать по-разному?
— Что же должны мы научиться делать на уроке?
— Какова же тема нашего урока?
- Построение проекта выхода из ситуации.
Выдвижение гипотезы. Учащимся предлагается поработать группами с карточками-помощниками.
Ёж – ежи голос – голоса
Стриж – стрижи ёрш – ерши
— Что вы заметили?
( Мы заметили, что в первом слове пары стоял парный согласный , который слышался нечётко, оглушался. А во втором слове он слышится ясно).
— А почему он слышится ясно? Что изменилось? (рядом с согласной стоит гласная).
— Попытайтесь составить правило, которое поможет правильно записать согласную букву на конце слова.
- Проверка гипотезы.
— Давайте попробуем проверить, объяснить выбор буквы в наших словах.
— Что нужно сделать со словами стол ( б, п ).
П/о- Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
— А как изменим?
П/о- Много – столбы.
Ласково- столбик. В слиянии буквы б. Значит в слове «столб» пишем б.
Запись проверяемого и проверочного слов в тетради.
Столб – столбы, этаж – этажи,
Год – годы, глаз – глаза,
Рукав – рукава, флаг – флаги,
( Слова второго столбика помогли нам проверить согласный на конце. Мы их назовём проверочными.)
- Первичное закрепление.
Упр. 102, с.79
— Какие звуки слышим на конце слов? А какие буквы написали? Объясните, почему?
— Подберите проверочные слова.
- Физкультминутка.
— Проведём физкультминутку. Я буду произносить звуки. Если звук, который я произнёсу, парный звонкий согласный, вы делаете наклон туловища вперёд. Если звук, который я произнесу, парный глухой согласный, вы делаете наклон назад. Если звук не является парным звонким или глухим согласным, вы топаете ножками.
[ж], [с], [п], [к], [н], [р], [з], [б], [д], [щ], [т], [м], [ш], [г], [в], [ф], [ц].
- Вывод. Включение в систему знаний.
- Самостоятельная работа учащихся.
Упр. 103, с. 79
- Деление слов на группы.
Упр.105, с.80
- Найдите лишнее слово.
— Прочитайте, в каждой цепочке слов найдите одно лишнее. Обоснуйте свой ответ.
На доске запись:
Рак, суп, мак, зуб.
Чиж, сад, жук, ястреб.
Точка, дочка, печка, качка.
— Спишите слова второй строчки, подчеркните орфограммы, рядом через чёрточку напишите проверочные слова.
- Итог урока.
— Какую тему урока мы рассмотрели?
— С каким правилом правописания парной согласной познакомились?
— Кто может без ошибки записать слова с парной согласной на конце слова?
nsportal.ru
Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме: Урок «Парные согласные в корне слова»
Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова.
Цель урока: Формирование познавательно-информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих компетенций.
Задачи урока:
- Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
- Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
- Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.
Оборудование: таблица «Парные звонкие и глухие согласные», карточки с заданиями , ИКТ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.
2. Сюрпризный момент.
— Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике. (Слайд 3, страна Знаний, паровозик.)
— Но прежде, чем отправиться путешествовать мне хочется повторить кое-какие правила.
— Сейчас мы прочитаем три слова. — Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
RСZПОWР(спор)
— Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ(ссора)
— Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.ШДРЖАКЦА(драка)
— Я выстроила их в такой последовательности: спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
— Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда-возник-спор.)
— Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность? ( Спокойный тон, доброжелательность.)
— А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
— Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
— Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, — это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
— И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
— Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам — научи другого».
3. Мобилизующий этап. (Актуализация субъектного опыта учащихся)
Орфографическаязарядка
. Прочитайте слова.
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
— Раздели слова на группы по общим признакам
— по слогам;
— Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
— Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
— Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)
4. Формулирование учащимися темы и цели урока.
— Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока.
Тема. Парные согласные в корне слова
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. Цель:
- Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
- Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
- Познакомиться с …(новыми словами).
5. Минутка чистописания.
-Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Буквоград. -В Буквограде живут все буквы Алфавита, но нас сегодня встречают не все жители этого города. (Слайд 5 – парные согласные) Запишем их.
— Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад? (Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные, буквы второго ряда — глухие парные согласные.)
-Но что случилось с ними?
(Они не могут найти себе пару!) — Поможем им?
Игра «Подбери согласной пару»
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь послушайте сказку «Спор согласных» — В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
— В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД (карточки), нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.
— Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, — говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
— Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. (Слайды 19,20 – король ПРАВИЛО)
— Как вы думаете. Что он им ответил? (Дети формулируют правило) — Совершенно верно. Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
— Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, — сказал в заключении король – всемогущее ПРАВИЛО.
— В начале урока мы говорили о правилах спора. Соблюдали ли согласные эти правила.
— Чего не знали они когда спорили?
(Есть правила спора, которые должен соблюдать каждый, чтобы спор не превратился в драку.)
6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Игра «Секреты Грамотея» (Слайды 21-28)
7. Физминутка.
— Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. (Слайд 29 – город Здоровья)
— Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах
8.Игра «Найди проверочное слово»
Записываем слово с ошибкоопасным местом и подбираем проверочное слово. (Слайды 30-34)
9. Самостоятельная работа. Остановка в городе Всезнаек(Слайды 35-36)
10. Словарная работа
(Загадываю загадку, отгадкой которой является слово АВТОБУС.)
— А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?
— Составить из букв на карточках слово «АВТОБУС» (2 человека). Кто быстрее?
— Остальные карандашиком запишите в тетрадь.
— Кто правильно составил это слово? Почему вы решили, что это слово пишется именно так? Где вы встречались с этим словом? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
— Какие буквы вызывают сомнение?
(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
— Что вы можете сказать об этом слове? (Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
— Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять.
— Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный.)
— Подберите проверочное слово.
Этого сделать невозможно. Это слово нужно запомнить.
— В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
— Объясните значение слова «АВТОБУС». — Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).
9. Подведение итогов учебного занятия. — Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 37 – паровозик.)
— Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
-Вернёмся к целям нашего урока.
— С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
— Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока?
— А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)
10. Рефлексия. — Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.
— Никогда не забывайте правила спора.
МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Правописание согласных в корне слов »
Подготовила и провела
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Стрежнева Н.В.
На уроке русского языка во 2 классе по теме «Правописание парных согласных в корне слова» учитель Стрежнева Н.В. реализовала задачи по формированию следующих компетенций: познавательно –информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих.
Познавательно –информационные компетенции были раскрыты через выполнение практических упражнений, когда в процессе работы дети самостоятельно искали, анализировали и преобразовывали полученные знания.
Коммуникативные компетенции формировались путём ознакомления учащихся с правилами спора, формирования умения общаться с одноклассниками, умения уважительного отношения друг к другу, умения понять и уступить, если это нужно, или отстоять свою точку зрения. Здоровьесберегающие компетенции были раскрыты через эмоциональный настрой урока и физминутку, сосредоточившую внимание детей на важность занятий физкультурой для укрепления своего здоровья.
nsportal.ru