Правило что такое парные согласные звуки 1 класс – План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Уроки русского языка в 1 классе «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Содержание

Правописание парных согласных звуков на конце слов. 1-й класс

Цель урока: развивать умение учащихся проверять слова с парным согласным звуком на конце слов.

Задачи:

  1. Формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
  2. Развивать навыки правописания слов с орфограммой «парный согласный на конце слов», развивать фонематический слух учащихся.
  3. Воспитывать умение работать в группах, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ученики здороваются с учителем и присутствующими на уроке гостями. В тетрадях записывают число и классную работу.

2. Актуализация знаний.

1) Беседа по пройденному материалу.

Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Учитель: Дайте характеристику гласным и согласным звукам.

(Дети отвечают полными ответами.)

Учитель: При помощи чего образуется гласный звук?

Дети: При помощи голоса.

Учитель: А согласный звук?

Дети:

При участии голоса и шума.

Учитель: Работаем по ленте букв. Почему согласные стоят в 2 ряда? Что обозначают согласные верхнего и нижнего ряда?

Учитель: На какие 2 группы можно разделить все согласные звуки?

Дети: На твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные.

Учитель: Назовите буквы непарных звонких согласных.

Дети: Н, М, Л, Р, Й.

Учитель: Назовите буквы непарных глухих согласных.

Дети: Х, Ц, Ч, Щ.

Учитель: Назовите буквы парных звонких согласных звуков.

Дети: Б, В, Г, Д, Ж, З.

Учитель: Назовите буквы парных глухих согласных звуков.

Дети: П, Ф, К, Т, Ш, С.

Учитель: По какому признаку согласные являются парными?

Дети: По признаку звонкости и глухости.

Учитель: Назовите парные твёрдые согласные звуки. Сколько пар назвали?

Дети: 6.

Учитель: Назовите парные мягкие согласные звуки. Сколько пар назвали?

Дети: 5.

Учитель: Почему неравное количество пар?

Дети: Согласные звуки Ж и Ш всегда твёрдые.

3. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Над какой темой работали на предыдущем уроке?

Дети: Парные согласные на конце слова.

Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать над правописанием парных согласных на конце слов.

(Тема урока появляется на доске (или вывешивается учителем). Тему урока с доски дети читают хором.)

Учитель: Почему парные согласные на конце слов надо проверять?

Дети: На конце слов парные согласные оглушаются, произносятся и слышатся нечётко.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

(Дети хором повторяют правило проверки парного согласного на конце слова.)

Чистописание.

На доске висят карточки со словами: ЗИМА, КРУГ, СУП, ВОДА, РЕКА, ТОРТ.

Учитель: На какие 2 группы в зависимости от орфограммы можно разделить эти слова?

(Двое учащихся выходят к доске.)

Дети: Первая группа – это слова ЗИМА, РЕКА, ВОДА. В этих словах орфограмма «безударная гласная в корне слова». А вторая группа – это слова КРУГ, СУП, ТОРТ. В этих словах орфограмма «парный согласный на конце слова».

(Дети расставляют слова в 2 столбика.)

Учитель: Назовите орфограмму в слове КРУГ.

Дети: Парный согласный Г на конце слова.

Учитель: Почему парный согласный Г надо проверять?

Дети: Он оглушается, стоит в слабой позиции.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Дети: Круги.

Учитель: Запишем в тетрадь строчную букву г.

(Аналогично разбираются слова СУП, ТОРТ. В тетради появляются строчные буквы г, п, т в чередовании с наклонными линиями. Далее учащиеся записывают в тетрадь слова с данными буквами: порт, торт, тигр.)

Словарная работа.

Учитель: Следующий этап нашего урока – словарная работа.

(Учащиеся пишут в тетрадях слово СЛОВАРЬ.)

Учитель: Какие слова мы называем словарными?

Дети: Их написание нельзя проверить, а надо запомнить.

Учитель: Познакомимся с новым словарным словом. А чтобы его узнать, послушайте загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Дети: Медведь!

Учитель: Правильно!

(На экране интерактивной доски (или телевизора) появляется изображение медведя.)

Учитель: Почему медведя так назвали?

Если знать происхождение слова медведь, легко запомнить его правописание. Слово медведь образовалось от двух слов: мёд и ведать. Слово ведать в старину означало знать.

(Посмотрите на изображение медведя и опишите его. Учитель задаёт наводящие вопросы.)

Дети: Медведь – это крупный хищный зверь с бурой шерстью и толстыми лапами.

Учитель: Каким медведь изображён в сказках?

Дети: Неуклюжим, глуповатым, косолапым.

Учитель: На самом же деле медведь – это умный, ловкий, быстрый, очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-либо убегает, его трудно догнать. А когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

Учитель: Откройте учебник на стр.99 и найдите внизу страницы наше словарное слово. Произнесите это слово орфоэпически. Какие орфограммы в слове увидели?

(Дети называют орфограммы: безударный гласный е в корне слова, парный согласный д на конце слова, ь – показатель мягкости.)

Учитель: Прочитайте словарное слово орфографически правильно и запишите его себе в тетрадь.

(Дети читают слово хором, затем записывают его в свои тетради, делят на слоги, ставят ударение, подчёркивают орфограммы. Один ученик работает у доски с комментированием.)

Учитель: А какую орфограмму в этом слове можно проверить?

Дети: Парный согласный д на конце слова.

Учитель: Назовите проверочное слово.

Дети: Медведи.

Учитель: Почему оно является проверочным?

Дети: Потому что парный согласный д стоит в сильной позиции – после него стоит гласный звук.

Учитель: Запишите у себя в словаре проверочное слово медведи.

5. Физкультурная минутка.

Учитель: Представим себе, что мы – медведи и идём по лесу.

Мишка шёл, шёл, шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
Мишка утомился,
На место опустился.

6. Закрепление пройденного материала.

Работа по учебнику стр.100, упражнение 14.

Дети читают задание к упражнению вслух, разбирают его, устно подбирают проверочные слова. Затем по цепочке выходят к доске и записывают пары слов: проверочное и проверяемое, подчёркивая орфограммы. В тетрадях и на доске получается следующая запись: тетради – тетрадь, звуки – звук, слоги – слог, кактусы – кактус и т.п.

7. Физкультурная минутка.

Учитель: Ребята, а все ли помнят правила поведения хорошего ученика в школе? Давайте их повторим.

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
На уроках не болтай, как заморский попугай.
Учитель скажет – надо встать.
Учитель сесть позволит – сядь.
Спросить захочешь – не шуми,
А только руку подними.

8. Продолжение закрепления пройденного материала.

Работа в парах.

На партах учащихся лежат карточки с записанными словосочетаниями, где в словах с парным согласным на конце слова пропущена орфограмма. Рядом в скобках даны варианты написания букв данной орфограммы. Ученики должны выбрать правильную букву, обвести её в кружок, а рядом записать проверочное слово.

Дано 4 варианта данных карточек.

1 вариант 2 вариант
белый сне…(г, к) вкусный пиро…(г, к)
тёплый шар…(в, ф) лесной шала…(ж, ш)
пятый эта…(ж, ш) длинный но…(з, с)
3 вариант 4 вариант
зимний холо…(д, т) острый но…(ж, ш)
карий гла…(з, с)
деревянный стол…(б, п)
пятнистый жира…(в, ф) едкий лу…(г, к)

Проверка фронтальная при помощи «светофоров».

Учащиеся выходят к доске парами по вариантам (по 3-4 пары детей от каждого варианта) и объясняют свой выбор орфограммы, называя проверочное слово.

Остальные ученики с мест «светофорами» сигнализируют своё согласие или несогласие с ответами товарищей.

Игра «Разгадай кроссворд».

Кроссворд может быть выведен на интерактивную доску или, как в данном случае, нарисован на доске. А картинки – отгадки транслируются учителем на большом телевизионном экране. Помимо общего кроссворда, у учащихся на партах лежат карточки с индивидуальными кроссвордами.

Учитель:

А теперь проверим ваше умение отгадывать загадки и подбирать проверочные слова к орфограмме «парный согласный на конце слов».

Учитель читает загадки, дети их отгадывают. Ученики по цепочке выходят к доске, называют проверяемое и проверочное слово и записывают отгадку в кроссворд на доске и у себя на карточке.

Загадки:

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь.)

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд.)

Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … (лук).

Белый братишка
В красном домишке
С братьями дружит,
Живёт и не тужит. (Зуб.)

9. Подведение итогов урока.

Учитель: Над какой темой работали сегодня на уроке?

Дети: Правописание парных согласных звуков на конце слов.

Учитель: Как проверить парный согласный на конце слова?

(Дети хором повторяют правило правописания парного согласного звука на конце слова.)

10. Определение домашнего задания.

Учитель: Ребята, дома придумайте и напишите 5 слов с парным согласным на конце, а также запишите к ним проверочные слова.

11. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Какое задание вам понравилось? А какое вызвало затруднение?

(Варианты ответов детей.)

Учитель: Молодцы, ребята, сегодня на уроке все работали очень хорошо! Желаю вам в дальнейшем быть такими же любознательными и внимательными учениками, и успех в учёбе будет вам обеспечен. Урок окончен, всем спасибо!

urok.1sept.ru

Парные согласные в корне слова: что это такое и каково их правописание

Русский язык отмечается несоответствием правописания и произношения. Такая особенность создает немало трудностей. Чтобы владеть русским языком в совершенстве, следует изучать основы правописания с начальных классов. Особого внимания требуют парные согласные звуки в корне слова.

Парные согласные

Парные согласные в корне слова

Парные согласные в корне словаГлавный вопрос, интересующий учащихся, что такое и как выглядят парные согласные.

Что такое парные звуки, можно понять через сравнение. Согласные в корне слова сопоставляются в соответствии с определенными признаками. Среди множества критериев изучения принято выделять принцип противопоставления звуков по признаку глухости/звонкости.

Рассматривая согласные в корне слова, учащиеся замечают характерную особенность. При идентичности способа произношения и места образования звуковое сравнение происходит в зависимости от голосового участия. При изучении, что такое парные звуки, акцентируется внимание на процессе звучания. Участие голоса дает представление о таком понятии, как парные согласные в корне.

Обратите внимание! Согласные в корне слова формируют конкретное сочетание по звуковому соответствию.

Согласные в корне слова целесообразно распределить на 3 группы звуков, а именно:

  1. б, в, г, д, ж, з;
  2. п, ф, к, т, ш, с;
  3. й, л, м, х, ц, ч, щ.

Элементы из первых двух групп соответствуют друг другу по принципу звонкости/глухости. Третья группа выделяется отсутствием парного сочетания по такому принципу.

Это интересно! Уроки русского: как будто – как правильно пишется

Парные согласные в корне словаПарные согласные в корне слова

Парные согласные

Основы правописания

Парные согласные в корне словаПарные согласные в корне словаИзучение парных согласных звуков в корне слова осуществляется в рамках образовательной программы 3 класса. Это обусловлено тем, что 3 класс ознаменовывается освоением основ правописания и правил русского языка.

Отдельное место в программе обучения отводится курсу правописания парных звуков.

Написание парных согласных звуков в корне слова требует повышенного внимания со стороны учителя русского языка.

Это связано с проблематичностью постановки учащимися правильной буквы. Не освоив правило, ученики столкнутся с трудностями в написании обычных текстов и проверочных работ.

В результате возникнут проблемы с успешным окончанием учебного года и переводом в следующий класс. Ошибки будут присутствовать не только при обучении в школе, но и при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Не радует перспектива безграмотности сотрудников на рабочем месте.

Обратите внимание! В русском языке при написании слова не руководствуются произношением.

Произношение парных звуков отмечается способностью взаимозаменять друг друга. В письменном варианте такая взаимозаменяемость не отражается. Написание парных согласных в корне слова сопровождается неизменностью букв. Присутствие иных звуков не учитывается. Данная особенность составляет основу морфемного единообразия. Этот принцип используется при выборе, какой парный согласный в корне необходимо написать.

Это интересно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

Парные согласные в корне и их написание подчиняется следующему правилу:

  • Учитывается одинаковое отображение корня слова. Принцип единообразия определен семантикой.
  • Проверка написания совершается путем подбора однокоренных слов или переменой словоформы. В качестве проверочного слова должно использоваться такое, где сомнительная буква сопровождается сонорным или гласным звуком. Под сонорными понимаются звуки й, л, м, н, р.

Основы правописания сопряжены с умением выделять корень. В первую очередь необходимо выделить исходное значение. Вторичным считается формирование проверочного варианта. Обнаружение гласной, присутствующей после проверочного корня, отмечается подчеркиванием 2 чертами. Разбор подобного характера делает очевидным правильное написание первоначального варианта. Также становятся ясными причины отображения той или иной согласной.

Это интересно! Повышаем грамотность: сколько всего гласных звуков русском языке

Наличие букв в сильной позиции не требует проверки. Это актуально для слов, в которых за согласным звуком следует сонорный согласный или гласный.

Основополагающая задача учителя заключается в умении донести необходимые знания до группы учеников. Способность учащихся подбирать для проверки однокоренные слова определяет их успех в правописании.

Полезное видео: глухие и звонкие парные согласные в корне слова

Примеры

Такие свойства, как звонкость и глухость согласных звуков, могут быть определены по смысловому оттенку.

Парные согласные в корне слова

Парные согласные в корне слова

Примеры включают следующие пары:

  • Куст – густ. По отношению к кусту используется сочетание над речкой, к слову густ — суп.
  • Столп – столб. Для столба применимо прилагательное телеграфный, для столпа – Александрийский.
  • Кора – гора. Гора сочетается с прилагательным высокаякора – с уточнением дуба.
  • Шара – жара. Жара дополняется прилагательным невыносимаяшара – существительным поверхность.
  • Рос – роз. Слово рос рассматривается в сочетании с существительным мальчик, роз – со словом букет.
  • Том – дом. Для дома актуально прилагательное новый, для тома – толстый.

Парные согласные требуют обязательной проверки. Такая необходимость обусловлена возникновением путаницы по смыслу. Например, пара слов рос – роз. Данное сочетание отмечается присутствием согласных на конце слова. Это формирует попадание звуков в слабую позицию.

Проверяемые согласные подвергаются изучению путем изменения:

  • Прилагательных и существительных – по падежам и числам.
  • Глаголов – по числам и лицам.

Для проверки используется суффиксный способ словообразования с появлением иных частей речи.

Рассмотрим способы проверки на примере слов:

  • стол[п];
  • ле[х]кий;
  • бере[с]ка;
  • про[п]ка;
  • кана[ф]ка;
  • скла[т]ка;
  • коро[п]ка;
  • поез[т]ка;
  • була[ф]ка;
  • бу[т]ка;
  • доро[ш]ка;
  • сторо[ш]ка;
  • подру[ш]ка;
  • ука[с]ка;
  • обре[с]ка;
  • морко[ф]ки;
  • боро[т]ка;
  • сне[к].

Способ изменения числа приводит к таким результатам проверки, как:

  • стол[п] – столбы;
  • коло[з]ки – колосок.
Парные согласные в корне словаПарные согласные в корне слова

Согласные в корне слова

Суффиксный способ словообразования порождает следующие проверочные слова:

  • ле[х]кий – легонько;
  • бере[с]ка – березонька;
  • скла[т]ка – складочка;
  • про[п]ка – пробочка;
  • була[ф]ка – булавочка;
  • пое[т]ка – поездить;
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник;
  • бу[т]ка – будочка;
  • ска[д]ка – скатывать;
  • сторо[ш]ка – сторожить;
  • доро[ш]ка – дороженька;
  • подру[ш]ка – подруженька;
  • ука[с]ка – указочка;
  • обре[с]ка – обрезать;
  • сала[с]ки – салазок.

Это интересно! Что такое слова исключения в русском языке: примеры

Актуально использование бессуфиксального способа, например:

  • кана[ф]ка – канава;
  • боро[т]ка – борода.

Изменение падежа приводит к возникновению таких версий, как:

  • морко[ф]ки – морковок;
  • сне[к] – снега.

По результатам проведенных проверок становится возможным сформировать конечный вариант:

  • стол[п] – столбы – столб;
  • коло[з]ки – колосок – колоски;
  • бере[с]ка – березонька — березка;
  • ле[х]кий – легонько — легкий;
  • коро[п]ка – коробочка / коробейник – коробка;
  • про[п]ка – пробочка – пробка;
  • була[ф]ка – булавочка – булавка;
  • скла[т]ка – складочка – складка;
  • ска[д]ка – скатывать – скатка;
  • поез[т]ка – поездить – поездка;
  • бу[т]ка – будочка – будка;
  • подру[ш]ка – подруженька – подружка;
  • доро[ш]ка – дороженька – дорожка;
  • обре[с]ка – обрезать – обрезка;
  • сторо[ш]ка – сторожить – сторожка;
  • боро[т]ка – борода – бородка;
  • ука[с]ка – указочка – указка;
  • морко[ф]ки – морковок – морковки;
  • кана[ф]ка – канава – канавка;
  • сне[к] – снега – снег.

Полезное видео: правописание звонких и глухих согласных в корне

Вывод

Знание основ русского языка существенно упрощает процесс написания. Доскональное изучение парных согласных звуков в корне слова предупреждает ошибки и безграмотность учащихся.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

znaniya.guru

Парные согласные звуки в конце слова.

Замалетдинова Алсу Абдулловна

учитель начальных классов

МОУ Октябрьского сельского лицея

Ульяновской области Чердаклинского района

Конспект урока русского языка

в 1 классе.

Тема: Парные согласные звуки в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы и методы: работа в паре, работа в группе, фронтальная работа, метод исследования.

Планируемые результаты:

Предметные: выясняют особенности произношения парных по звонкости и глухости согласных звуков на конце слова, выводят алгоритм определения данной орфограммы и её проверки.

Личностные: с желанием приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся; осознают свои трудности при получении знаний и стремятся их преодолевать.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формируют познавательные цели, овладевают логическими операциями мышления, сравнения, соотносят изученные понятия с примерами; выдвигают гипотезы, подводят под понятие.

Коммуникативные: договариваются в парах, группах; высказывают свое мнение, обосновывая его; участвуют в беседе, контролируют и корректируют свою работу.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки взрослого и одноклассников, корректируют в свои действия, осваивают начальные формы личной рефлексии.

Материально-техническое обеспечение урока:

учебник Русский язык: учебник для 1 класса начальной школы/ А. В. Полякова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011

раздаточный материал:

  • карточки для индивидуальной и парной работы,

  • презентация к уроку Microsoft PowerPoint

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Позитивный настрой на работу.

2.Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

На доске: ш т ж в г п н к з с б

— Посмотрите, что записано на доске. (Согласные буквы)

— Какое задание можете предложить одноклассникам? (Найти «лишнюю» букву)

— Что это за буква? (Н)

— Почему она «лишняя»? (Буква непарного согласного, остальные – парных.)

— Как поступим с остальными согласными? (Разделим на группы: звонкие и глухие согласные)

— Но сначала вспомним, как различить звонкие и глухие согласные? (Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом, глухие – с шумом).

— Первый вариант записывает в тетрадях буквы звонких согласных, второй – глухих.

Взаимопроверка по образцу. (Слайд1)

— Обведите зелёным цветом три самые красивые буквы.

3.Выявление места и причины затруднения.

— Перед вами лежат карточки с двумя столбиками слов. Объедините их в пары и объясните, по какому признаку это сделали. (Слайд 2)

гора ваза

фаза укроп

бирка кора

сугроб пилка

— Назовите признак, по которому вы объединили слова в пары? (Каждая пара слов содержит парные звонкие и глухие согласные звуки.)

— Что необычного заметили? (Во всех парах парные согласные стоят в начале, а в словах сугроб – укроп в конце слова).

— Ребята, давайте внимательнее понаблюдаем за этой парой слов. Именно она поможет нам определить тему урока.

— Какие буквы видите в конце этих слов? («б» и» в». Это парные согласные)

— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? («Парные согласные в конце слов»).

— Произнесите чётко данные слова ещё раз. Какие звуки слышатся в конце слов? ([п])

— Как звучат эти согласные? (Глухо).

— В словах звуки одинаковые, а буквы написаны разные. Может быть это ошибка? Как поступить? Какую букву писать?

— Значит, чему мы должны сегодня научиться? Каковы задачи сегодняшнего урока? Назовите.

( Найти способы проверки слов с парными согласными на конце.

Учиться использовать их в своей работе. ( Запись на доске)

— Что может нам помочь в решении поставленных задач? (Правило).

— Мы его пока не знаем. Кто может помочь узнать это правило? (Учебник, учитель, сосед, который знает)

Физминутка.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

— Гораздо интереснее решить проблему самим. Давайте, ребята, попробуем вывести это правило.

Отгадайте загадки. Запишите отгадки в тетрадь столбиком.

(Записывают в тетрадях и на доске по ходу работы)

1.У дороги он стоит,

Фонарём кивая.

На нём лампочка горит,

Путь нам освещая. (Столб.)

2.По утру росой умыт,

Раз в году косой побрит. (Луг.)

3. Суши маленький кусочек, —

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода. (Остров.)

4.Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

5. Реализация проекта.

-Теперь для решения нашей проблемы предлагаю выполнить следующие задания:

А) Первое слово записать в форме множественного числа.

Б) Ко второму слову подобрать однокоренное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».

В) К третьему — подберите и запишите однокоренное слово, обозначающее маленький предмет.

Г) К четвёртому слову подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос «Что делает?».

На доске появляется запись:

Столб – столбы

Луг – луговой

Остров – островок

Мороз – морозит

— Предлагаю стать настоящими исследователями. Понаблюдайте за полученными парами слов и сделайте вывод о способе проверки парной согласной на конце слова. Работать будем в группах.

— В работе поможет данный план: (Слайд3)

1.Прочтите записанные пары слов.

2.Обратите внимание на место парной согласной в каждом слове.

3.Сравните, звучание парной согласной в первом и втором столбике.

4.Попробуйте сделать вывод

— В случае затруднения можете пользоваться «карточкой – помощником» (Лежит на столе)

1.Какие буквы стоят в конце слов первого столбика?

2.Как звучат согласные в конце этих слов?

3. Как звучат парные согласные во втором столбике?

4. Почему они слышится ясно? Какие буквы записали после этих согласных?

— Сделаем вывод. (Выступают представители групп)

(Слова второго столбика помогли нам проверить согласный на конце.)

— Как можно назвать слова второго столбика? (Проверочными.)

Работа с правилом.

— Закрепим, полученные знания. Прочитаем правило в учебнике на стр.78.

— Задайте одноклассникам вопросы для закрепления правила проверки парных согласных в конце слова.

Составление алгоритма проверки парных согласных

(Выносится на доску в ходе работы)

— Подскажите, для того чтобы не допустить ошибку, что нужно сделать?

1.Найти в слове «опасное место».

2. Подобрать проверочное слово.

3.Записать нужную букву.

Физминутка

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Послушайте предложение и найдите в нём слово, относящееся к теме нашего урока. Запиши данное слово, воспользовавшись правилом.

Выборочный диктант (коллективная работа)

Васе в глаз попала соринка. Папа повесил костюм в шкаф. Дрозд хорошо поёт. Бабушка испекла яблочный пирог и корж.

(Слова комментируются и записываются в тетрадях)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с разноуровневыми заданиями по карточкам.

(Каждый ребёнок выбирает задание по своим силам)

Задание 1.

Измени данные слова так, чтобы они обозначали один предмет.

зубы — _____

глаза — _____

сапоги — _____

сады — _____

столбы — _____

ежи — _______

Задание 2.

Подчеркни нужную букву. Напиши проверочные слова.

ястре(б, п ) — ____________

арбу(с, з) — _______________

гара(ш, ж) — _______________

жира(в,ф) — _______________

заво(т,д) — _______________

гвоз(д, т)ь — _______________

Задание 3.

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Запиши их в два столбика, разделив слова на группы.

Арбу___, шка ___, фла___, рука____,ёр_____, голо____.

_______________ ____________

_______________ ____________

8. Итог урока. Рефлексия

— Какое новое знание вы приобрели на сегодняшнем уроке, чему учились? (Способам проверки слов с парной согласной на конце слов)

— Где можно использовать новые знания? (При записи слов, предложений и текстов)

— А взрослым нужно пользоваться этим знанием? Почему?

Закончи предложения: (Слайд 4)

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Приложение

Распределите слова с помощью стрелки по парам и объясните, по какому признаку их соединили

гора ваза

фаза укроп

бирка кора

сугроб пилка

Разноуровневые карточки

Задание 1.

Измени данные слова так, чтобы они обозначали один предмет.

зубы — ________________

глаза — ________________

сапоги — ______________

сады — ________________

столбы — ______________

Задание 2.

Подчеркни нужную букву. Напиши проверочные слова.

ястре(б, п ) — ___________________

гара(ш, ж) — ____________________

жира(в,ф) — ____________________

заво(т,д) — ____________________

гвоз(д, т)ь — ___________________

Задание 3*.

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

Запиши их в два столбика, разделив слова на группы.

Арбу___, шка ___, фла___, рука____, ёр_____, голо____.

_______________ _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

Эталоны для самопроверки.

Задание 1.

зубы — зуб

глаза — глаз

сапоги – сапог

сады — сад

столбы — столб

Задание 2.

ястре(б, п ) — ястребы

гара(ш, ж) — гаражи

жира(в,ф) — жирафы

заво(т,д) — заводы

гвоз(д, т)ь — гвозди

Задание 3*.

Арбуз, шкаф, флаг, рукав, ёрш, голос.

арбуз шкаф

флаг ёрш

рукав голос

Задание 1.

зубы — зуб

глаза — глаз

сапоги – сапог

сады — сад

столбы — столб

Задание 2.

ястре(б, п ) — ястребы

гара(ш, ж) — гаражи

жира(в,ф) — жирафы

заво(т,д) — заводы

гвоз(д, т)ь — гвозди

Задание 3*.

Арбуз, шкаф, флаг, рукав, ёрш, голос.

арбуз шкаф

флаг ёрш

рукав голос

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс): Открытый урок по теме «Парные согласные.» 1 класс.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников 

Деятельность
учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время:2 мин

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Время: 2 мин

Целеполагание-3мин

Организация восприятия и осмысления новой информации.

Работа по теме    урока

 Подготовка класса к работе. Учащиеся стоя проговаривают вслух: « Наш девиз: «Никогда не падать вниз. Быть должны у нас в порядке, ручки , книжки и тетрадки»

Учащиеся садятся: «Спинка прямая, локти у края»

Произносят слова: шар — жук

 Произнесите слова :вни… ,   деви…

«Добрый день»

Вспомним эти правила.

 На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

 

-Ребята, продолжить наш урок я хотела бы  с загадок: 1 «Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок. А он сорвался с поводка и улетел под облака» (шар)

2.Два рога-не бык, шесть ног без копыт, летит-так воет, сядет- землю роет(жук)

 Запишите  отгадки. Что интересного вы заметили, когда произносили согласные звуки?

Значение слова

 Выбор смайлика

Настроение

Отгадывают загадки

(одни произносятся с шумом, а  в других слышен голос)

Тему урока прочитаем в учебнике на стр.92

 

 Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния.

Напоминание о правилах работы с товарищами.

 Здоровье

Работа со словарём

 

 -Прочитайте буквы.

 -Чем различаются они  в каждой паре?

 

      Упр.2

 

Б-п..в-ф

 

Постановка учебной задачи Время: 2 мин

 -Сегодня на уроке мы вспомним  звонкие и глухие согласные звуки.

 

— Сегодня научимся писать слова с парными согласными звуками.

-Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы?

 

 Коммуникативные УУД:  используют речь для регуляции своего действия.

Формирование навыков каллиграфического письма.
 Время: 5мин

1.Графический диктант

2. Закрепление написания изученных букв- 2мин

 

 

— Можно составить слово «сок» 

 -Запишите буквы по алгоритму:

1.наклонная вниз, задерживаемся на строке, по наклонной вверх, задерживаемся на строке. Смыкаем букву и по крючковой до середины;

2.ставим ручку на 1/3 сверху в рабочей строке, поднимаемся по наклонной, задерживаемся на строке, по наклонной вниз, «качалочка», крючковая до середины.

3.»секрет», по «секрету» наклонная вниз, поднимаемся до середины, прижимаясь, бугорком уходим вправо вверх, опускаемся на 1/3 и отрываем ручку, ставим на середину и выписываем «стульчик». наклонная, «качалочка», крючковая дл середины.

— Какие буквы вы записа

-Какое слово можно составить из этих букв?

-Запишите слово  сок каллиграфически правильно.

-Рассмотрите строчные буквы л,м,я. Назовите их сходные элементы.

-Проговорите алгоритм написания каждой из этих букв и запишите их в тетрадь.

-Назовите недостающие элементы букв.

 

 

 

 Регулятивные УУД: ориентируются в рабочей тетради


Представление   нового материала. Время-8мин.

 

 Звонкие и глухие согласные

 

Работать будем  в учебнике

 Прочитайте слова на стр.93,упр.4

кора-гора

жар-шар

 

 Коммуникативные УУД: работать коллективно, слушать и понимать речь друг друга.

1.Подготовка к усвоению нового материала-3мин

2.Усвоение нового материала-6мин

 Парные звуки по глухости и звонкости

 

— Игра на отработку способов проверки парной согласной на конце слова.

 -Назовите звуки, которыми различаются слова каждой пары

-По какому признаку эти звуки являются парными?

-Рассмотрите таблицу на стр. 38 и скажите, по каким признакам звуки размещены в таблице?

-Какие согласные звуки не имеют парных по мягкости? Почему?

-Составьте предложение с  этим словом, запишите его в тетрадь.

— Подчеркните буквы, которые обозначают парные звонкие согласные одной чертой, а парные глухие- двумя.

-Проверьте написанное.

Запомните правило!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг:

Парный сразу проверяй.

Слово это изменяй.

Зуб на зубы, куст – кусты…

Будешь грамотным и ты.

Игра «Не соглашайся»

Сугроб, шаг, глаз,, зуб, столб, дрозд, город, завод, мороз, сноп, наряд, слог, медведь, крот, арбуз, огород, мёд, холод, гриб, труд.

 

 

 

— Учитель говорит слово, а ученики произносят это слово с отрицанием «нет»

 

Познавательные УУД: различают согласные звуки по глухости и звонкости .

Физкультминутка

Время:3 мин.

Хомка, хомка, хомячок…

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встаёт,

Закрепление изученного материала

Время:7 мин

-Найдите  слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы.

-По какому признаку звуки (ж) и (ш) являются парными?

— По какому признаку звуки (д,) и (т,) являются парными?

-По какому признаку звуки (з) и (с) являются парными?

 

— Какую согласную напишешь в конце слова?

Коммуникативные УУД: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.

Рефлексия

Время: 1 мин.

Оценивание своей работы учащимися

Какое у  вас настроение?

-Поняли ли вы тему урока?

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя?

Б) соседа по парте?

Спасибо за урок.

-По каким признакам согласные звуки являются парными?

Регулятивные УУД: оценивают результат своих знаний

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку на тему Парные согласные звуки. Обозначения буквами на письме» ( 1 класс)

1 класс.

Русский язык.

УМК «Перспектива».

Тема:

«ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ»

Цель:

— формировать представление о парных звонких и глухих согласных звуках;

— ввести алгоритм проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце слова;

— научить использовать приобретенные знания и умения в письменной речи.

Планируемый результат:

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

— распознавать парные согласные и обосновывать свое мнение;

— использовать приобретенные знания в письменной речи.

б) регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

в) коммуникативные умения:

— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

-соблюдать правила общения в паре;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;

-определять лексическое значение слова с помощью словаря;

-классифицировать предметы и слова по различным признакам, обобщать и анализировать;

— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нас ждёт необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в гости к парным согласным звукам. Но прежде, давайте вспомним правила поведения в гостях.

  • будь вежлив и приветлив!

  • не кричи, говори спокойно!

  • не перебивай собеседников, умей слушать!

Вооружившись знаниями, отправляемся в гости.

Вот дом, в котором живут хозяева.

hello_html_d56eb5e.jpg

2.Актуализация темы.

-Это буквы! Какие звуки они обозначают? (согласные)

-Что можно сказать о согласных на верхнем этаже? (звонкие)

-Что можно сказать о согласных нижнего этажа (глухие)

-Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)

3. Минутка чистописания.

Чтобы попасть в дом, вам нужно красиво и правильно прописать в тетради каждую букву.

На первой строке запишите все звонкие согласные, а на второй строке все глухие согласные.

Запись в тетрадях. Выделить самую красивую букву.

4. Словарная работа.

Вот мы и в гостях у парных согласных. Хозяева подготовили для вас загадки.

Та буква, которая подготовила загадку, есть в отгадке.

1.

Буква К :

Я уроки посещаю

И всегда веду дневник.

Сам себя я называю

Школьник или…

(Ученик)

2.

Буквы Т-Д:

То я в клетку ,

То в линейку,

Угадать меня сумей-ка?!

(Тетрадь)

Буква Ш :

Умный Ивашка,

красная рубашка,

Где пройдет-коснется,

там след остается.

( Карандаш)

Подчеркните парные согласные.

Найдите лишнее слово. (ученик) По какому признаку определили? (кто? и что?)

5. Грамматическая сказка.

— Чу! Но что это за шум? Это спорят согласные:

Спор согласных.

-В таких словах как ученик, карандаш нужно писать на конце букву глухого согласного звука, — твердят глухие согласные.

-Нет, неправда. Нужно писать звонкие согласные, — говорили звонкие. Они никак не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. И тут, приуныли глухие согласные.

Ребята, давайте им поможем разрешить этот спор! Каким образом можно определить правильное написание буквы? ( Подобрать проверочное слово) Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные, и они решили пригласить вас на званый обед.

6.Работа по теме. Классификация предметов и слов.

Ух, сколько здесь разных предметов на столе! Но вот пока буквы спорили, не успели навести порядок. Я предлагаю вам разделить эти предметы на две группы. Какой признак помог разделить слова на группы?

Чашка —

Ложка-

Кружка-

Арбуз

Торт

Ананас

Молодцы!

Проблемный вопрос

Ребята, а кто знает, чем отличается кружка от чашки? Если не уверены в том, что ответ правильный, что может помочь? Где найти правильный ответ?

7. Работа со словарем. (по Ефремовой)

Кружка — 1. Сосуд для питья в виде стакана с ручкой (иногда с крышкой)

Чашка — 1. Небольшой сосуд округлой формы — обычно с ручкой — из фарфора, фаянса и т.п., из которого пьют чай и другие напитки.

8. Развитие устной монологической речи.

Устно составьте определение слова ложка.

Ложка — 1. Один из предметов столового прибора, служащий для зачерпывания жидкой или рассыпчатой пищи.

9. Работа над развитием интонационного чтения.

Ребята, вы на славу потрудились, были вежливыми гостями, разрешили спор, и тем самым, очень понравились хозяевам. Они решили подарить вам веселое стихотворение-совет. Попробуйте прочитать его с такой интонацией, с которой вы даете советы своим друзьям.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

10. Закрепление. Рефлексия. Работа в парах.

-У кого мы были в гостях?

-Какой спор разрешили между парными согласными?

-Как нужно проверять написание парного согласного на конце слова и в середине?

  • Предлагаю вам написать диктант для соседа из 3 слов с парными согласными на конце.

  • Обменяйтесь листочками, подберите проверочные слова к каждому слову

  • Оцените работу друг друга с помощью цвета.

СПАСИБО ЗА УРОК

Приложение 1 hello_html_m3a450296.jpg

hello_html_57b33fd8.jpg

hello_html_481adbd5.png

hello_html_mc5f27ed.jpg

hello_html_36d6e96e.png

hello_html_m56cc5b85.jpg

Приложение 2.

hello_html_d56eb5e.jpg

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд –

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Приложение 3

говори спокойно!

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Урок русского языка в 1 классе «Парные согласные звуки в конце слова»

ПРОБЛЕМНЫЙ  УРОК

А.В.Полякова «Русский язык. 1 класс»

          ТЕМА: «ПАРНЫЕ   СОГЛАСНЫЕ      ЗВУКИ  В КОНЦЕ СЛОВА».

Автор-составитель:

  О.И.Гончарова

                                                         

МКОУ СОШ №13

а.Новкус-Артезиан

                                                                                                                                                                                                        Проблемный урок

А.В.Полякова «Русский язык. 1 класс».

     Тема: «Парные согласные звуки в конце слова».

     Цель урока: Формирование умения проверки парной согласной на конце слова.                                  

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся со словами с парными согласными, которые нужно проверять  (проверяемыми ) и словами, с помощью которых можно проверить ( проверочными ).
  2. Развитие умения сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными на конце слова.
  3. Воспитание любознательности, любви к родному языку, умение помогать товарищам.

   Оборудование: у учащихся карточки:№1 (для индивидуальной работы) , №2 (карточка-помощник).

Ход урока:

  1. Организация внимания.
  2. Актуализация знаний.
  1. На доске записаны слова: столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.

— Прочитайте слова.

— Чем похожи эти слова между собой? (на конце слов буквы, которые обозначают парные звонкие согласные звуки ).

— А какие ещё парные согласные вы знаете?

б в г д ж з

п ф к т ш с   — парные глухие согласные.

  1. Чистописание.

— Составьте разные цепочки из этих букв и напишите строчку до конца.

б д в ж з г          г б д в ж з …

  1. Постановка учебной задачи.

Дети получают карточки №1 с заданием: вставьте пропущенные буквы.

Стол.                            Эта.

Го.                                 Гла.

Рука.                             Фла.

— Какие буквы поставили?

Учитель на доске фиксирует ответы детей.

Стол (п, б), рука (в, ф), эта (ж ,ш), гла (з,с), фла (г,к).

— Получились разные варианты.

-Как же определить, кто же прав?

— Где возникло затруднение?

— Почему это затруднение возникло?

— Что можно сказать о буквах, которые можно написать по-разному?

— Что же должны мы научиться делать на уроке?

— Какова же тема нашего урока?

  1. Построение проекта выхода из ситуации.

Выдвижение гипотезы. Учащимся предлагается поработать группами с карточками-помощниками.

Ёж – ежи                                     голос – голоса

Стриж – стрижи                        ёрш – ерши

                                                                                                                                                          — Что вы заметили?

( Мы заметили, что в первом слове пары стоял парный согласный , который слышался нечётко, оглушался. А во втором слове он слышится ясно).

— А почему он слышится ясно? Что изменилось? (рядом с согласной стоит гласная).

— Попытайтесь составить правило, которое поможет правильно записать согласную букву на конце слова.

  1. Проверка гипотезы.

— Давайте попробуем проверить, объяснить выбор буквы в наших словах.

— Что нужно сделать со словами стол ( б, п ).

П/о- Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

— А как изменим?

П/о- Много – столбы.

Ласково- столбик. В слиянии буквы б. Значит в слове «столб» пишем б.

Запись проверяемого и проверочного слов в тетради.

Столб – столбы,                                                  этаж – этажи,

Год – годы,                                                           глаз – глаза,

Рукав – рукава,                                                    флаг – флаги,

( Слова второго столбика помогли нам проверить согласный на конце. Мы их назовём проверочными.)

  1. Первичное закрепление.

Упр. 102, с.79

— Какие звуки слышим на конце слов? А какие буквы написали? Объясните,  почему?

— Подберите проверочные слова.

  1. Физкультминутка.

— Проведём физкультминутку. Я буду произносить звуки. Если звук, который я произнёсу, парный звонкий согласный, вы делаете наклон туловища вперёд. Если звук, который я произнесу, парный глухой согласный, вы делаете наклон назад. Если звук не является парным звонким или глухим согласным, вы топаете ножками.

[ж], [с], [п], [к], [н], [р], [з], [б], [д], [щ], [т], [м], [ш], [г], [в], [ф], [ц].

  1. Вывод. Включение в систему знаний.
  1. Самостоятельная работа учащихся.

Упр. 103, с. 79

  1. Деление слов на группы.

Упр.105, с.80

  1. Найдите лишнее слово.

— Прочитайте, в каждой цепочке слов найдите одно лишнее. Обоснуйте свой ответ.

На доске запись:

           Рак, суп, мак, зуб.

           Чиж, сад, жук, ястреб.

           Точка, дочка, печка, качка.

— Спишите слова второй строчки, подчеркните орфограммы, рядом через чёрточку напишите проверочные слова.

  1. Итог урока.

— Какую тему урока мы рассмотрели?

— С каким правилом правописания парной согласной познакомились?

— Кто может без ошибки записать слова с парной согласной на конце слова?

nsportal.ru

Презентация к уроку по русскому языку (1 класс) по теме: Урок «Парные согласные в корне слова»

Тема урока: Правописание  парных согласных в корне слова.

Цель урока: Формирование познавательно-информационных, коммуникативных и здоровьесберегающих компетенций.

Задачи урока:

  1. Образовательные: учить различать на слух звонкие и глухие согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких, так и глухих согласных; обобщить знания о  различных способах проверки парных согласных в корне; закреплять умения давать характеристики звуков, знания об изученных орфограммах; формировать навык грамотного письма.
  2. Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
  3. Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование:  таблица «Парные звонкие и глухие согласные», карточки с заданиями , ИКТ.

Ход урока.

1. Организационный момент.


— Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого звука.

2. Сюрпризный момент.


— Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Путешествовать будем на нашем любимом паровозике. (Слайд 3, страна Знаний, паровозик.)
— Но прежде, чем отправиться путешествовать мне хочется повторить кое-какие правила.
— Сейчас мы прочитаем три слова.                                                                                                                  —  Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
RСZПОWР(спор)
  — Среди набора букв найдите слово.                                                                  
КАПОССОРАВ(ссора)
   — Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово.ШДРЖАКЦА(драка)
— Я выстроила их в такой последовательности: спор – ссора – драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
— Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда-возник-спор.)
— Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность?                                              ( Спокойный тон, доброжелательность.)
— А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
— Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
— Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, — это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
— И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
— Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока  будут слова: «Умеешь сам — научи другого».

3. Мобилизующий этап. (Актуализация субъектного опыта учащихся)


Орфографическаязарядка

. Прочитайте слова.
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
— Раздели слова на группы по общим признакам
— по слогам;
— Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
— Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, имена существительные, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
— Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

4. Формулирование учащимися темы и цели урока.


— Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока.
Тема. Парные согласные в корне слова 
— Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись. Цель:

  1. Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
  2. Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
  3. Познакомиться с …(новыми словами).

5. Минутка чистописания.


-Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Буквоград.                                                    -В Буквограде живут все буквы Алфавита, но нас сегодня встречают не все жители этого города.                                                                                                                                          (Слайд 5 – парные согласные)                                                                                                                     Запишем их.
— Почему эти буквы выстроились в два ряда, у них что парад? (Буквы первого ряда обозначают звонкие парные согласные, буквы второго ряда  — глухие парные согласные.)
-Но что случилось с ними?
(Они не могут найти себе пару!)                                                                                                              — Поможем им?

Игра «Подбери согласной пару»

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь послушайте сказку «Спор согласных»                                                                                                                                                         — В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.
— В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД (карточки), нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.
— Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, — говорили глухие.
Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.
— Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — усмехались глухие согласные.
Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. (Слайды 19,20 – король ПРАВИЛО)                                                                                                                                                          
—  Как вы думаете. Что он им ответил? (Дети формулируют правило)                                                                                                                      — Совершенно верно.                                                                                                                            Звонкие согласные поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.
— Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас одолеет любой враг, — сказал в заключении король – всемогущее ПРАВИЛО.
— В начале урока мы говорили о правилах спора. Соблюдали ли согласные эти правила.
— Чего не знали они когда спорили?
(Есть правила спора, которые должен соблюдать каждый, чтобы спор не превратился в драку.)

6. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.                                             Игра «Секреты Грамотея» (Слайды 21-28)


7. Физминутка.


— Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья. (Слайд 29 – город Здоровья)
— Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах

8.Игра «Найди проверочное слово»

Записываем слово с ошибкоопасным местом и подбираем проверочное слово. (Слайды 30-34)

9. Самостоятельная работа. Остановка в городе Всезнаек(Слайды 35-36)

10. Словарная работа


(Загадываю загадку, отгадкой которой  является  слово АВТОБУС.)
— А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»?
— Составить из букв на карточках слово «АВТОБУС» (2 человека). Кто быстрее?
— Остальные карандашиком запишите в тетрадь.
— Кто правильно составил это слово? Почему вы решили, что это слово пишется именно так? Где вы встречались с этим словом? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)
— Какие буквы вызывают сомнение?
(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)
— Что вы можете сказать об этом слове? (Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)
— Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять.
— Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему характеристику? ((Ф) – согласный, твердый, глухой, парный.)
— Подберите проверочное слово.
Этого сделать невозможно. Это слово нужно запомнить.
— В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.
— Объясните значение слова «АВТОБУС». — Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).

9. Подведение итогов учебного занятия.                                                                                             — Наше путешествие подошло к концу. (Слайд 37 –  паровозик.)
— Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
-Вернёмся к целям нашего урока.
— С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
— Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями?  (Есть такие слова в русском языке, где парные согласные в корне слова нельзя проверить). Сможете ли вы рассказать своим друзьям что-то интересное и значимое по теме сегодняшнего урока? 
— А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ)                                                        

10. Рефлексия.                                                                                                                                                   — Покажите мимикой у кого хорошее настроение? Нарисуйте на полях маленькую рожицу, где изобразите ваше настроение. Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.
— Никогда не забывайте правила спора.

МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

 

Урок русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание согласных в корне слов »

                                                                              Подготовила и провела        

                                                                              учитель начальных классов

                                                                               I квалификационной категории

                                                                               МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»

                                                                                Стрежнева Н.В.

                                                                                                                                               

                                                                                           

На уроке русского языка во 2 классе по теме «Правописание  парных согласных в корне слова»  учитель Стрежнева Н.В. реализовала задачи по формированию следующих компетенций: познавательно –информационных, коммуникативных  и здоровьесберегающих.

Познавательно –информационные компетенции были раскрыты через выполнение практических упражнений, когда в процессе работы дети самостоятельно искали, анализировали и преобразовывали полученные знания.

Коммуникативные компетенции  формировались путём ознакомления учащихся с  правилами спора, формирования  умения общаться с одноклассниками, умения уважительного отношения друг к другу, умения понять и уступить,  если это нужно, или отстоять свою точку зрения. Здоровьесберегающие компетенции были раскрыты через  эмоциональный настрой урока и  физминутку, сосредоточившую внимание детей на важность занятий физкультурой для укрепления  своего здоровья.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *