Правило гласные звуки 3 класс – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: 1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Содержание

Гласные звуки | Развивайка

Ответы к стр. 39 — 48

Упражнение 82, с. 39

82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.

Не будет скуки, коли заняты руки.

  • Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.

В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.

Упражнение 84, с. 39

84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.

Яблоко, арбуз, лимон.

  • Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.

Упражнение 85, с. 40

85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.

1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].

4. Мяч, сад, ряд: [а].

  • Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё

Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.

Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога —
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.

С. Козлов

  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!

Н. Бетенькова

Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.

Горá, травá, моря́, делá.

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е

р

екá — рéчка               бéрег — берегá
моря́к — мóре              письмó — пи́сьма
дождь — дожди́            грач — грачи́
стрижи́ — стриж           нóжик — ножи́

  • Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
  • Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 90, с. 42

90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

щёки — щекá              мяч — мячи́
зёрна — зернó             лист — листы́
сёстры — сестрá          шкаф — шкафы́
звёзды — звездá          хлеб — хлебá

  • Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 91, с. 42

91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

етвь) ветви́стый           (крик) крикли́вый
(глаз) глазнóй                 (сóсны) соснóвый
óлод) холóдный           (вóздух) воздýшный
éчер) вечéрний            (даль) далёкий

  • Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?

Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые — какой?

Упражнение 92, с. 43

92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.

Дул холодный ветер.
Шумел сосновый лес.
Летел воздушный шар.

  • Подчеркните в предложениях главные члены.

Упражнение 93, с. 43

93. Прочитайте выразительно.

Над рекой —                 Береги его,
родной уголок,            не гаси,
А в окне —                    От него светлей
золотой огонёк.           на Руси.

П. Синявский

  • О чём самом главном хотел сказать автор?

Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.

  • Объясните написание выделенных орфограмм.

Проверяемый безударный гласный в корне слова: рекой (рéки), родной (рóдненький), окне (óкна), золотой (зóлото), береги (берéчь), светлей (свет). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золотой. Надо запомнить.

Имя собственное: (на) Руси. Пишем с заглавной буквы.

  • Спишите стихотворение.

Упражнение 94, с. 44

94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

(пли́тка) плитá        (сáдик) сады́
(гóрка) горá            (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá        (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá        (цвéтик) цветы́

  • Запишите по образцу.

Упражнение 95, с. 44

95. Прочитайте.

1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.

  • Выполните одно из заданий:

а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;

Лесни́к охраня́ет наши лесá.

б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.

éки) рекóй, (скáлы) (на) скалé, (кóзлик) козёл, (лес) лесни́к.

Упражнение 96, с. 45

96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.

Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.

Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.

  • Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.

(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.

Упражнение 97, с. 45

97. Прочитайте. Обозначьте ударение.

что делает? хвáлит — что делать? хвали́ть

что делает? кóрмит — что делать? корми́ть
что cделает? спи́шет — что сделать?списáть
что делает? дéржит — что делать? держáть

что делает? лéчит — что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит — что делать? смотрéть
что cделает? скáжет — что сделать? сказáть
что делает? дáрит —

что делать? дари́ть

  • Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
  • Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Упражнение 98, с 46

98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а

Ширóкие поля́, леснáя тропá, стальнóе кольцó, морскáя волнá, гр

ачи́ное гнездó, полевóй цветóк, соснóвые лесá, цветнóй ковёр, ядови́тые грибы́.

  • Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.

Берегите сосновые леса!

Упражнение 99, с. 46

99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

Утро в деревне

На рассвете прокричал петух. Надя проснулась. Девочка посмотрела в окно. По улице деревни шёл пастушóк. Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере — холодная водичка.

  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 100, с. 47

100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.

О? А?Е? И?
поля́нка (пóле), малыши́ (мáленький), далекó (даль), площáдка (плóщадь), колéчко (кóльца), трави́нка (трáвы), скворéц (сквóрушка), полéзный (пóльза)смельчáк (смéлый), ширинá (ши́ре),
дерéвья (дéрево), верши́на (вéрхний), линéйка (ли́ния), семенá (сéмечко), силáч (си́ла),
смешнóй (смех)
  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Упражнение 101, с. 47

101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.

Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.

(Берёза)

Никто не пугает, а вся дрожит.

(Осина)

Упражнение 102, с. 47

102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.

дети — ребята
школьник — ученик
путь — дорога
узор — рисунок

Упражнение 103, с. 48

103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.

рис/ýнок — рис/овáть (надо запомнить)
рос/á- рос/и́нка (рóсы)
свист/óк — свист/éть (свист/)
снеги́р/ь — снегир/ёк (снег)
сор/и́нка — сор/и́ть (сор/)
сáхар/сáхар/ница (надо запомнить)
вéтер/ — ветер/óк (надо запомнить)
погóд/а — погóд/ка (надо запомнить)

  • В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
  • Выделите корень в однокоренных словах.

Упражнение 104, с. 48

104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.

1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3. Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5. Малина — ягодный кустарник. Сентябрь — осенний месяц.

← ПредыдущаяСледующая →

ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК

ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Гласные звуки

2.4 (47.69%) от 13 голосующих

Звуки и буквы. Гласные звуки

Здравствуйте, друзья мои.

Сегодня разговор у нас пойдёт о звуках и буквах.

Посмотрите, что вы сейчас видите?

Да, конечно, это алфавит. А из чего же он состоит? Абсолютно верно – из букв. Вы видите перед собой буквы. Но стоит их назвать: [А], [Б], [В], [Г], и слышим мы уже не буквы, а звуки.

Буквы мы пишем и видим.

Звуки мы произносим и слышим.

Я хочу вам напомнить, что в русском языке тридцать три буквы, а вот звуков – на десять больше: сорок три основных звука. Почему так получается? Кое-что я расскажу сегодня, а кое-что – на ближайших наших уроках.

Сегодня мы с вами поговорим о тех буквах, которые в нашем алфавите напечатаны красным цветом, и о соответствующих им звуках.

Сейчас я назову их, а вы можете мне помогать.

А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я

Друзья мои, вы обратили внимание на то, что называя каждую букву, я немного тянул звук, как бы напевая. Такие буквы, называя которые, можно напевать, не закрывая рта, называют гласными. Слово «гласные» – произошло от слова «голос». В древности говорили не «голос», а «глас». Ведь гласные звуки произносятся голосом без дополнительного шума. Когда мы их произносим, на пути воздуха, который выходит изо рта, не образуется никакой преграды. Нам не мешает ни язык, ни зубы, ни губы.

В русском языке десять гласных букв. Скажу вам по секрету, что не в каждом языке столько же гласных букв. Например, в языке седанг (это такой народ во Вьетнаме.) двадцать четыре гласных звука. А вот в убыхском языке кроме А нет других гласных, Правда, на этом языке никто не разговаривает уже  около 25 лет.

Но вернёмся к русскому языку. Как я уже говорил, в русском языке десять гласных букв.

А вот звуков гласных только шесть. Это звуки [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И]. Как вы уже знаете, буква Я обозначает два звука – [ЙА], буква Ё – звуки [ЙО], буква Ю – звуки [ЙУ], буква Е – звуки [ЙЭ].

Чем же ещё интересны гласные звуки?

Когда вы только учились читать, читали вы по слогам: о-са, ле-то, го-ро-док, ку-ри-ца, трам-вай.

И в каждом из слогов обязательно есть гласный. Ведь именно гласный образует слог, а уж к нему добавляются необходимые именно для этого слога согласные.

Не зря говорят: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Что ещё можно сказать о гласных звуках? Оказывается, они могут находиться в сильной и слабой позиции. Гласные звуки находятся в сильной позиции в том случае, если на них падает ударение. Такие гласные чётко слышны в слове, и при письме вы вряд ли допустите ошибку, написав вместо ударной гласной какую-то другую букву. А вот если гласный звук – безударный, значит, он находится в слабой позиции. Вот тут-то надо быть внимательными. Ведь зачастую мы произносим звук, который не соответствует написанной букве.

Например, мы говорим [вална], а пишем вОлна, говорим [стэ’ина], а пишем стЕна-

Помните ли вы, что нужно делать в таких случаях, чтобы не допускать ошибок, писать грамотно? Ну конечно, уметь подбирать проверочные слова.

Какое же слово может быть проверочным? Для того, чтобы проверить безударный гласный в корне слова, иногда достаточно изменить это слово. И гласный поменяет свою позицию со слабой на сильную. Например, волна – волны, стена – стены.

Однако, бывает и так, что необходимо подобрать другое слово для проверки. Но, конечно, проверочное слово обязательно должно быть однокоренным с проверяемым. И в нём требующий проверки гласный должен находиться в сильной позиции, то есть под ударением.

Например, боксёр – бокс, маслёнка – масло.

Кажется, всё так просто. Есть в слове безударный гласный – подобрал к нему проверочное слово и вуаля, как говорят французы, то есть вот и сделано.

Так, да не так. А сколько слов невозможно проверить. Да-да, я говорю о словарных словах.

Сегодня вам надо запомнить целый огород слов.  Нет, не думайте, я не оговорился.

Вот эти слова.: ОгОрод, овОщи, гОрох, Огурец, пОмИдор, пЕтрушка.

Но для того, чтобы вам легче было запомнить эти слова, хочу обратить ваше внимание на то, что в словах огород, овощи, горох, огурец, надо запомнить букву О. О-го-род., о-во-щи., го-рох,. о-гурец. Буква О есть и в слове помидор.

Ох уж эта буква О – очень любит овОщи.

А ещё в слове помидор спрятались две ноты – музыкальное получилось слово. Вы, друзья мои, нашли эти ноты? Миииии, доооооо.

Ну а слово «петрушка» произошло от греческого слова «петра», то есть «камень». Ведь дикая петрушка раньше росла в горах Древней Греции. Кстати, имя Пётр тоже произошло от этого же греческого слова. Так что, имя Пётр и название растения «пЕтрушка» происходят от одного и того же слова – «петра».

Ну, вот и заканчивается сегодня наш урок. Надеюсь, вы были внимательны. Так что же вам надо запомнить?

* Буквы мы пишем и видим.

* Звуки мы произносим и слышим.

* В русском языке десять гласных букв и шесть гласных звуков.

* Гласные звуки состоят только из голоса.

* Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно, без преград проходит через рот.

* Гласные звуки можно легко тянуть, петь.

* Гласные звуки образуют слоги.

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный в корне слова, надо изменить это слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным…

Ну и, конечно, друзья мои, не забудьте наш огород словарных слов: ОгОрод, овОщи, гОрох, Огурец, пОмИдор, пЕтрушка.

А я сегодня прощаюсь с вами. До встречи, мои друзья!

Тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему: 3 класс. Карточки. Гласные звуки и буквы

Ф.И.______________________________

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

ФИ.______________________________

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

Ф.И.______________________________

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

ФИ.______________________________

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

Ф.И.______________________________

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

ФИ.______________________________

1.Подчеркни в словах гласные буквы.

Снег, осень, вечер, ёлка, молоко, снежинка, подруга, зима, книга, ваза, трава, солнце.

2.Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Водичка, поле, синий, цветной, грибной, волшебный, поляна, шорох.

3.Подчеркни все согласные буквы.

Велосипед, чайник, кассир, пчела, карась, корова, всадник, удача.

ФИ____________________________________________________

1.К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г…лодать —  ……………………………………………        ст…рожка-   …………………………………………

в…здушный —  …………………….. ……………        в…сёлый —    …………………………………………

д…лёкий —     ………………………………………….        ч…совщик —  …………………………………………

ш…стёрка —   ………………………. ……………        кр…кливый — ………………………………………..

к…рмушка  —  (  о,а)   —  ………………………….         д…ревья —  (е,и) — …………………………………..

уг…щать  —  (а,о) —      ……………………………..        ст…рожить — ( а,о) — ……………………………….

ш…лестеть  — (е,и) —  ………………………………        ш…рстяной — (е,и) — ……………………………….

м…рской —  (о,а)  —   ………………………………..        т…пло —  (е,и) —    ……………………………………  

2. Спишите  данные  слова,  вставляя пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  поверочное слово.

          П…сатель,  расп…сание,  зап…сал  —  …………………………………………………

          Стр…лок,  стр…льба,    стр….лял,   выстр…л  —   …………………………………

          Т…рговля,  т…ргует,    т…рговый (город)   —     …………………………………..

          Гл…тать,   прогл…тил,    гл…ток,  гл….тнул  —   ………………………………….

ФИ____________________________________________________

1.К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

г…лодать —  ……………………………………………        ст…рожка-   …………………………………………

в…здушный —  …………………….. ……………        в…сёлый —    …………………………………………

д…лёкий —     ………………………………………….        ч…совщик —  …………………………………………

ш…стёрка —   ………………………. ……………        кр…кливый — ………………………………………..

к…рмушка  —  (  о,а)   —  ………………………….         д…ревья —  (е,и) — …………………………………..

уг…щать  —  (а,о) —      ……………………………..        ст…рожить — ( а,о) — ……………………………….

ш…лестеть  — (е,и) —  ………………………………        ш…рстяной — (е,и) — ……………………………….

м…рской —  (о,а)  —   ………………………………..        т…пло —  (е,и) —    ……………………………………  

2. Спишите  данные  слова,  вставляя пропущенные  буквы.  Выделите в словах корень и напишите к каждой группе  поверочное слово.

          П…сатель,  расп…сание,  зап…сал  —  …………………………………………………

          Стр…лок,  стр…льба,    стр….лял,   выстр…л  —   …………………………………

          Т…рговля,  т…ргует,    т…рговый (город)   —     …………………………………..

          Гл…тать,   прогл…тил,    гл…ток,  гл….тнул  —   ………………………………….

3.Из  данных  ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да.   Р..бята, оделись, т..пло.  Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.  Теперь, м..ро.., им, не страшен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Желтая¹-________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Из  данных  ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы

Пришли, х..л..да.   Р..бята, оделись, т..пло.  Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.  Теперь, м..ро.., им, не страшен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Желтая¹-________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О. Видеоурок. Русский язык 3 Класс

На этом уроке вы узнаете, какие слова называются сложными, какие гласные соединяют два корня в сложных словах. Увидите, какая орфограмма есть в сложных словах. Потренируетесь в написании сложных слов и в их образовании.

В русском языке слово самолёт появилось очень давно. Сначала был ковёр-самолёт в сказках. Потом в армии при царе Петре 1 применялись самолёты. Так называли паромы (плоты) для перевозки через реку людей и грузов. Они двигались силой речной струи. Потом люди придумали машину, которая сама летала по воздуху. А название для неё в языке уже было – самолёт.

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными. Тема урока: «Сложные слова».

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

Сам – первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

Буквы гласных о, е в сложных словах – это орфограмма: буква безударного гласного.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых:   ж, ш, ц  .

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-,  буква соединительной гласной Е,

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги  — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

 

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

 

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

 

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

 

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

 

Сложные слова:

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на   ж  ,  пишем букву е;

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель. (см. Рис. 1)

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов  — поэт-песенник. (см. Рис.2)

Боголюбов –  любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.

 Николай Добролюбов

Рис. 1. Николай Добролюбов (Источник)     

 Николай Добронравов

Рис. 2. Николай Добронравов (Источник)

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец – водит за собой полки, корни полк-,  вод-,

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик —  проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-, 

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

 Николай Добронравов

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

 Горихвостка

Рис. 3. Горихвостка (Источник)

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

 Краснопёрка

Рис. 4. Краснопёрка (Источник)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

 Лисохвост

Рис. 5. Лисохвост (Источник)

Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Водомерка 

Рис. 6. Водомерка (Источник)

Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы  называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е – после мягких согласных и непарных твёрдых:  ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

 

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск:  Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Rus.1september.ru (Источник).    
  2. Gramma.ru (Источник). 
  3. 5klass.net (Источник).   
  4. School-collection.edu.ru (Источник).      
  5. Oldskola1.narod.ru (Источник).       

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Звуки и буквы. Гласные звуки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

Мотивация познавательной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Нацеливание на успешную деятельность (Регулятивные УУД).

Чистописание

На доске: картинки

-Запишите букву, которая изображена

Самостоятельно.

А, о, у, э, ы

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД).

Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика. Можно это задание предложить на листочках.)

—  Спишите. Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

3. Игра «Как зовут мастера?»

—  От названия предметов образуйте названия профессий, запишите. Выделите в словах корень.

Рыба — …, баян — …, груз — …, трактор — …, кран — …, стол — …, машина —…. (Проверка.)

Выполняют задания учителя

выполняют самопроверку

Уметь оценивать правильность выполнения действий. (Регулятивные УУД)

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.) Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.

—  На какие две группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)

—  Назовите буквы, которые обозначают один звук.

—  Какие это звуки? (Гласные.)

—  Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.

—  Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

—  Сформулируйте тему урока.

Отвечают на вопросы

формулируют тему урока

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя . Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Орга низация познавательной деятельности

  1. Слово учителя.

В русском алфавите 33 буквы, а звуков — 42. Вы, конечно поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве, того что мы слышим и произносим, а буквы – в царстве того, что мы пишем, видим, называем. А ведь есть ещё и «неразлучные» звуки: йа, йэ, йо, йу, которые обозначаются соответственно буквами я, е, ё, ю, они могут одновременно обозначать два звука.

  1. Работа по учебнику

Стр. 63 упр. 112.

  • Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?

Стр. 63 упр. 113.

  • Прочитайте слова. Объясните написание слов, называя безударный гласный в слове.
  • Как правильно обозначить безударный гласный в слове?

Работа в парах. Ученики готовят сообщение о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).Уметь применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Физминутка

«Сколько звуков в слове»

  • Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.
  • Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
  • Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано слово язык.
  • Хлопните в ладоши столько раз, сколько звуков в слове пять.

Выполняют задания по инструкции

Применение новых знаний

Работа по учебнику

Упр. 114 (с. 64).

—  Прочитайте строчки из стихотворения Ю.Тувима.

Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их одним словом? Овощи.

Кто знает, чем закончился спор овощей?

Упр. 115 (с. 64).

2. Работа со словами из словаря

—  Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.

—  

Материал для учителя

Помидор

Это слово происходит от итальянского слова помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому его сок мы обычно называем томатным (по-индейски), а сам он называется (как овощ) по-итальянски.

Огурец

Нам кажется, что этот овощ всегда рос в русских огородах и носил своё чисто русское имя. Наделе же всё несколько сложнее. Огурцу предшествовало давно уже исчезнувшее слово, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей, арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Потому они и названы огурцами.

Ответы детей

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Уметь применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Рефлексия учебной деятельности

— Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.)

2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.)

3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив (Кто ленив, тот и сонлив.)

4) там, с.рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.)

  • Объясните смысл пословиц.

—  Чем отличается звук от буквы?

—  Как звуки обозначаются на письме?

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание

С. ____, упр. ____

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Русский язык Тема: Звуки и буквы. Гласные звуки.

        Русский язык

Тема:  Звуки и буквы. Гласные звуки

Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Регулятивные: развивать эстетические потребности, ценности и чувства.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Личностные  Мотивация учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика», концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений.

Оборудование: электронное приложение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика. Можно это задание предложить на листочках.)

—  Спишите. Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

3. Игра «Как зовут мастера?»

—  От названия предметов образуйте названия профессий, запишите. Выделите в словах корень.

Рыба — …, баян — …, груз — …, трактор — …, кран — …, стол — …, машина —…. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.) Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.

—  На какие две группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)

—  Назовите буквы, которые обозначают один звук.

—  Какие это звуки? (Гласные.)

—  Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.

—  Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

—  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.

Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].

А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], которые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, т. е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!

—  А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы.

—  Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами?

—  Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Правильно, безнадёжное дело, так как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т’] обозначаются одной буквой т.

Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские слова, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!»

Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.

Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.

2. Работа по учебнику

Упр. 112 (с. 63).

(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают сообщения о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.)

—  Как правильно обозначить безударный гласный в слове?

Упр. 113 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение.

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 114 (с. 64).

—  

Упр. 115 (с. 64).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словами из словаря

—  Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.

—  

Материал для учителя

Помидор

Это слово происходит от итальянского слова помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому его сок мы обычно называем томатным (по-индейски), а сам он называется (как овощ) по-итальянски.

Огурец

Нам кажется, что этот овощ всегда рос в русских огородах и носил своё чисто русское имя. Наделе же всё несколько сложнее. Огурцу предшествовало давно уже исчезнувшее слово, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несозревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей, арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Потому они и названы огурцами.

VIII. Рефлексия

— Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.)

2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.)

3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив (Кто ленив, тот и сонлив.)

4) там, с.рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.)

— Объясните смысл пословиц.

IX. Подведение итогов урока

—  Чем отличается звук от буквы?

—  Как звуки обозначаются на письме?

Домашнее задание

Упр. 116 (с. 64).

1) Белка, белый, белить. 

2) Вода, водяной, водить.

3) Лист, лиса, лисёнок.                               

4) Лось, лоскут, лосёнок.

5) Горный, горка, городок.

6) Пёс, песочный, песок.

1) Моряки, морские, моржи.

2) Корень, корневой, коржи.

3) Холод, холмик, холодок.

4) Носик, носит, носок.

5) Семя, семечко, семья.

6) Вдруг, подруга, друзья.

1) Моряки, морские, моржи.

2) Корень, корневой, коржи.

3) Холод, холмик, холодок.

4) Носик, носит, носок.

5) Семя, семечко, семья.

6) Вдруг, подруга, друзья.

2. Коллективная работа

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: 1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение. 3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

 Класс:

 1 класс и 3 класс

УМК

Предмет

«Школа России»

Тема урока:

Дата: 13.10.2016г.

1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение.

3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

Тип урока

 Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Педагогическая цель

Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, способствовать воспитанию аккуратности;

Планируемые результаты (предметные)

Различают строчную и заглавную буквы; используют заглавную букву в именах собственны; грамотно списывать предложения с печатного и письменного шрифта; осуществляют письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, записывают предложения, обозначают их границы на письме; осуществляют письмо под диктовку; дополняют предложение;

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.

Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические- выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступают в речевое общение.

Формы организации урока:

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование

 Карточки с буквами, карточки-помощницы для учащихся, допускающих ошибки в каллиграфическом написании букв, компьютерная презентация, учебник.

Этап урока

 Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

Организационный момент. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Посмотрите на них, улыбнитесь. Вы должны показать им, чему вы научились на уроках русского языка в 1и 3 классах.

Давайте вспомним золотые правила на уроке:

  1. На уроке нужно говорить по одному;
  2. Слушать внимательно;
  3. Главное на уроке тишина и ее надо беречь.

— Посмотрим, как это у нас получится сегодня на уроке.

Эмоциональный настрой. Вспоминают правила посадки на уроке.

Приветствие. Проверка готовности к уроку( наличие на столе учебной тетради, ручки, цветные карандаши).

Актуализация знаний постановка проблемы

Просматривается презентация

Введение в тему урока.

Я хочу рассказать вам историю. Мой брат написал своему другу записку: «Приходи сегодня вечером с мечем, сыграем». Друг записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. Пришел его друг, а в руках у него длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись. Почему так получилось?

 

ПО дороге в школу мне передали конверт. Как вы думаете, что в этом конверте? (ответы детей)

Работа с первоклассниками

Ну вот это, наверное, по дороге в нашу школу наши звуковички в воздухе так заигрались, что выронили все буквы. Ведь каждый Звуковичок нес в рукакх свою букву, но Буквы перепутались и они совсем позабыли, какие звуки они обозначают. Звуковички очень расстроились. Помогите буквам найти их звуковичков.

Объясните свой выбор .

— Буквы каких звуков записаны?

— Что вы можете рассказать о данных буквах?

 Прослушиваются ответы детей

 Потому что друг его брата неправильно написал слово.

— У него получилось вместо слово «мяч» «меч».

— наверное, он не знал правило о безударных гласных.

— нужно было написать «мячом», потому что проверочное слово «мяч».

1 класс отвечает на вопросы

Звук [э]-губы в улыбке;

Звук [а]- губы в спокойном положении;

Звук [у]- а) губы трубочкой;

б) зубы закрыты губами;

Звук [о]- а) губы округляются, немного выдвинуты вперед;

б) зубы закрыты округленными губами;

Звук [и]- губы улыбаются;

Звук [ы]- руки назад и язык

( Это буква гласных звуков. В безударном положении мы их должны проверять)

Формулирование темы урока

2. Определение темы и цели урока.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Определите тему нашего урока.

 (О безударных гласных).

— на какие две группы можно разделить безударные гласные?

( проверяемые и непроверяемые)

Какую цель можно поставить перед собой?

Дети определяют тему урока 1 класс Тема: Гласные звуки и буквы. Обобщение.

3 класс: Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.

1 класс

  • Различать гласные звуки в ловах
  • Учиться писать буквосочетания и слова с ними

3 класс. Научиться правильно писать слова с ударными и безударными гласными в корне слова.

Физкультминутка для пальчиков

 

Видео ролик

Работа по теме урока

Прежде чем приступить к работе в тетрадях, подготовим руку к письму. Выполняем пальчиковую гимнастику.

3 класс открыли тетради, записываем число, классная работа. Каллиграфически, безотрывно по две написать буквы.

1 класс работают в прописях стр. 13( пишут первою строчку)

 А сейчас вы ( 3 класс) будете работать в парах. Откройте учебники стр. 63, упр113. из слов пропали буквы, надо не только вставить пропущенную букву, но и доказать правильность написания слова, подобрав проверочное слово.

3 класс выполняют задание на карточках и объясняют.

 Ответим на первый вопрос: Что надо проверять?

Дети: Проверять надо гласные буквы, на которые не падает ударение.

Учитель: Какие гласные букв?

Дети: Безударные а, о, и, е, я.

 Учитель: Где безударные гласные буквы?

Дети: В корне слова.

Учитель: Как нам выбрать букву гласного?

 Дети: Надо поменять форму слова.

 Если не получается, то подобрать однокоренное слова так, чтобы на эту гласную падало ударение

*В однокоренных словах гласные в корне пишутся одинаково.

* Безударные гласные в корне слов надо проверять.

* Для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово или подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет стоять под ударением.

— Реши орфографическую задачу и сформулируй правило;

— Подбери проверочное слово;

Видеоролик «Маша в стране гласных звуков»

— Какие это буквы? (гласные)

— Какие звуки они обозначают? Докажите, что они гласные

 -Как обозначают из на звуковых схемах?

Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки.

Сколько их?

— Что общего между всеми этими звуками?

— Чем же они отличаются друг от друга?

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

-гласные.

-они поются, тянуться.

— красным цветом.

-[а, о, у, э, ы, и]

-гласных звуков 6.

— Они гласные, можем их петь, при произношении зубы отдыхают, язык отдыхает, горлышко звенит.

— Губы меняют свое положение, но воздух преграды не создают.

Физкльтминутка «Тик-так»

Презентация

Итог урока. Рефлексия

1 класс, Работа в прописи  №2 на стр

 Я тетрадь свою открою

и наклонно положу.

 Ручку правильно держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

за работу я возьмусь.

Напишите красиво в тетрадях заглавную и строчную букву. Аналогично все буквы.

 3 класс. Как озаглавить этот текс? Что хотел сказать автор читателю?

 

1. Определи и запиши основную мысль текста.

2. Задай по тексту вопрос, который поможет определить насколько точно твой одноклассник понял его содержание.

3.  как вы понимаете значение выделенного сочетания слов в четвертом предложении (в глазах рябит)

Пофантазируйте: о чем могут шептаться осенние листья? Поделись своими мыслями с одноклассниками.

 Придумайте и запишите своё предложение и дайте полную характеристику предложения.

1 класс

 Какие слова мы можем составить из этих букв? (ребята

выходят к доске и составляют слова) 

Теперь давайте отдохнем со Звуковичками.

— Чему научились на уроке?

— Расскажите все, что вам известно о звуках речи.

 Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность.

 — Ребята покажите свое настроение, оцените свой труд- знакомыми мордашкам! Вставьте  их в кармашки, покажите свое настроение, свои ощущения после урока

В глазах рябит- ощущение пестроты, мелькающих точек. Пятнышек перед глазами.

Вспоминают прошедший год, обсуждают наступившую осень.

О чем могут шептаться осенние листья? Вероятно, о том, что жизнь их разнообразна, и если они летом были зелеными, то сейчас могут быть и красными, и желтыми. Они рассказывают друг другу, как провели время с весны и до осени и у каждого своя история.

— ау, уа, иа

 

Подводят итог урока. Дают эмоциональную оценку своей деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *