Почему дети воруют (М. Кравцова)
Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы.
Собирать информацию пришлось буквально по крупицам. Проблема детского воровства мало изучена психологами, материал на эту тему представлен в основном в виде разрозненных статей. Особенно мало информации о такого рода сложностях в поведении благополучных детей. О малолетних правонарушителях, поставленных на учет в милиции, или клиентах психиатров (которые, кстати, обладают большим количеством клинического материала) кое-что раздобыть можно.
Поскольку эта тема довольно актуальна, я хочу предложить обобщенный и дополненный психологический опыт работы с такими запросами.
Свидетельство аморальности?
Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок — украл деньги или присвоил чужую вещь.
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным. Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения? Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.
Три причины
Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.
Если у ребенка не все благополучно дома (например, его родители вечно заняты, им нет дела до его проблем и интересов, они отвергают его), то ребенок будет искать утешения вне семьи. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, такой ребенок готов на многое. А здесь уж — как повезет, какая компания попадется. Ребенок, не получивший в семье навыка доверительного, интересующегося, принимающего общения, вряд ли попадет в благополучную компанию.
Я условно выделяю три основные причины детского воровства:
- Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
- Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
- Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Хочется – перехочется
В начале учебного года во втором классе случилось ЧП. У Васи пропала с парты купленная в школьном буфете шоколадка. Вася очень расстроился, поэтому учительница сочла необходимым провести расследование, в ходе которого выяснилось: шоколадку съел Паша. В свое оправдание Паша сказал, что нашел шоколадку на полу и решил, что она ничья. При этом Паша нарушил правило: все найденное в классе надо отдавать учителю, если самостоятельно не можешь найти хозяина.
На самом деле мальчик все прекрасно знал. Он также знал, что Васю бесполезно просить поделиться. Родители давали Паше деньги только на обеды и не поощряли самостоятельные покупки шоколадок, конфет и жвачек, а Паше так хотелось попробовать такую шоколадку. Он утешал себя мыслью, что Вася купит себе новую и вообще он и так ест их каждый день.
Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Сколько же человек не смогли устоять перед искушением и совершили кражу — мы никогда не узнаем. О таких проступках редко рассказывают даже самым близким людям.
Такие кражи чаще всего не имеют последствий, они обычно не повторяются. Их отличают некоторые особенности.
Во-первых, возраст воришки может быть различным, подобную кражу способен совершить как дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.
В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит различные оправдания своему поступку.
Такое поведение напоминает поведение человека, забравшегося в чужой сад, чтобы съесть немного фруктов: «Съем несколько яблочек, от хозяина не убудет, а мне уж очень хочется». При этом человек не считает, что совершает нечто предосудительное. Ему, конечно, было бы очень неловко, если бы его застали «на месте преступления». И, скорее всего, ему неприятна мысль, что кто-то вот так же может покуситься на его собственность.
Реакция на травму
Наиболее серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве.
Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами (к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к психологу.
Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.
Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе (естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало. Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси прощения, и тогда мы будем пытаться наладить отношения. В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им монстром, не способным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю». Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.
Способ самоутверждения
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.
Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она совершала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родительская холодность по отношению к ней и, как следствие этого, ревность и желание отомстить родительскому любимчику — младшему брату.
Тяжелый случай
Хочу рассказать о двух случаях из своей практики, в которых мне так и не удалось почти ничего сделать.
Восьмилетний мальчик крал у одноклассников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.
В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все благополучно. Отношения в семье были холодные, отчужденные, практиковались физические наказания. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам — и хорошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь.
Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессиональной жизни.
Это дала понять мне мама, сказавшая во время одной из бесед: «Если бы не она, я бы не стала жить с этим человеком, а занялась бы интересным делом».
Мальчик был очень способный, начитанный, наблюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: придумывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.
Вообще, было похоже, что ребенок не умеет общаться на равных. Ему не удавалось завести дружбу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.
Чувствовалось, что он тянется к людям, ему одиноко, но он не умеет строить теплые, доверительные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.
Кражи дома он совершал, чтобы досадить родителям, а в классе, чтобы сделать плохо окружающим, чтобы не одному ему было плохо…
О другом случае мне рассказала учительница.
Во втором классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников.
Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением, не понимая, как эти вещи оказались у него. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.
Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику.
Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.
Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грозила плохая оценка.
О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.
Для меня эти случаи оказались наиболее сложными, потому что родители были готовы менять что-то в ребенке, но не желали признавать необходимость изменить свои отношения и меняться самим.
Все, что смогли сделать для этих детей учителя и психологи, это, отчаявшись достучаться до родителей, постараться обеспечить доброжелательное отношение к ним со своей стороны и помочь им избегать конфликтов с одноклассниками, повысить их статус.
Пробелы в воспитании
Хочу отметить, что все дети, о которых я рассказываю, производили впечатление несамостоятельных, инфантильных, во всем контролируемых родителями.
Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если описанные категории детей понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи», дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».
Подобное поведение детей является следствием серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. Например, моя практика показывает, что на детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомню содержание этого рассказа.
Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы за компанию со своим старшим приятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все мальчику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страшного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе.
Именно на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка.
Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор.
На мой взгляд, такая «шоковая терапия» не всегда столь эффективна и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, мы можем только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.
«Не пойман — не вор»
Одноклассницы Маша, Катя и Алена из параллельного класса рассматривали магниты для доски на столе учителя. Потом они пошли играть. Через некоторое время воспитательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола их учительницы.
Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница настаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.
Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выручила ее классная руководительница, доброжелательным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма.
На мой взгляд, и родители, и учителя, и воспитатели должны всегда исходить из правила: никогда не обвиняйте ребенка в краже, даже если кроме него это сделать было больше некому (исключение — когда вы застали ребенка на месте преступления, но и в этом случае выбирайте выражения).
Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.
Однажды я работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что виновата девочка, потому что в пятилетнем возрасте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.
Но однажды истинный вор все-таки просчитался, все раскрылось. Девочка была «реабилитирована» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не работает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему.
На пути осуждения и наказания
И не только возможность несправедливого обвинения должна удерживать взрослых от «называния вещей своими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огурцы», о котором мы уже говорили. Наверное, самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит.
Хорошо хоть мама оставила ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губительным для детской души. Это разрушило бы его уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности.
Работать с таким ребенком крайне сложно, и подобная рана может никогда не затянуться. Кстати, сами дети в процессе обсуждения рассказа высказывали мнение, что мама поступила правильно, на ее месте они поступили бы так же. Подобная категоричность свидетельствует о том, что, попав в похожую ситуацию, они будут искренне думать, что более не заслуживают родительской любви.
Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и неудаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»
Создается впечатление, что ребенка как бы подталкивают к противоправному поведению. Маленький человек, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной — криминальный смысл.
Сначала это будет попытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превосходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей.
Советы психолога
Как удержаться от кражи?
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина. См. →
www.psychologos.ru
Детское воровство: причины и методы борьбы
Причины детского воровства
Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.
Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.
- Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
- Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
- Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
Что делать, когда преступление раскрыто
Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.
Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.
Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легендыПостарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.
Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.
Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи, иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.
Профилактика воровства и опыт родителейКак сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал
Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.
Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.
Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.
Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.
Детское воровство цифрах
- 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
- 75% из них делали это только 1 раз
- 20% магазинных краж происходит импульсивно
- 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
- 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами
Реальные истории
Рита, 30 лет, финансовый аналитик:
«Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»Ирина, 43 года, госслужащая:
«В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»Игорь, 30 лет, музыкант:
«Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».
www.goodhouse.ru
6 причин, почему дети воруют (и как помочь всей семье)
Каждый ребёнок в какой-то момент жизни узнаёт, что воровать нельзя. Это не выбор отдельных семей, воровство неприемлемо во всём мире. Поэтому родителям становится особенно тяжело, если они обнаружили, что их ребёнок ворует. Психолог Татьяна Яничева рассказывает, что надо сделать прежде всего.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Одна из вероятных причин воровства — потребность купить какую-то вещь, ранее недоступную. Такая ситуация возникает, если ребёнку не дают карманных денег или дают их крайне мало. Желание может быть совершенно незначительным, но тратить на него деньги родители считают бессмысленным, а ребёнок стесняется просить о такой покупке или опасается расспросов и возможной реакции родителей.
В этом случае главная проблема — отсутствие доверия. Возможность взять деньги без разрешения спасает подростка от необходимости объяснять и доказывать взрослым свои потребности. И это психологически более лёгкий для него путь. Чтобы решить эту ситуацию, выдавайте ребёнку четко оговоренную сумму, за которую он не должен будет отчитываться.
Если это всё-таки произошло, взрослым нужно уберечь ребёнка от соблазна брать деньги без разрешения. Не оставлять их без присмотра.
2. В некоторых случаях подростку могут быть нужны деньги на что-то явно запрещённое. Например, на сигареты или алкоголь. В этом случае он скрывает свои вредные привычки от родителей. В этом случае необходим твёрдый запрет на воровство, но обязательно обоснованный и аргументированный.
3. Кража может быть сигналом и более серьёзных проблем ребёнка: он проиграл большую сумму, их у него украли, он стал жертвой вымогательства со стороны сверстников или взрослых. В этом случае появляются и другие признаки: замкнутость, скрытность, резкое снижение успеваемости, ребёнок много времени проводит вне дома или, наоборот, никуда не выходит. В таком случае ему срочно требуется помощь, а не нотации и наказание.
4. Иногда ребёнок ворует деньги, чтобы привлечь внимание родителей к себе. Известно, что для детей безразличие родных тяжелее, чем наказание. И кража может быть сигналом о том, что ребёнку не хватает заботы.
5. Бывают ситуации, когда ворованные деньги ребёнок тратит не на себя, а на своих друзей и знакомых. Таким образом он пытается купить дружбу и уважение своих товарищей. Скорее всего, это связано с тем, что он не чувствует себя уверенным среди сверстников, не может найти место в их компании. Известно, что важнейшая задача человека в подростковом возрасте — установление отношений и нахождение друзей, завоевание авторитета.
Для подростка сверстники выходят на первый план, их мнение становится для него самым значимым. От того, насколько успешным чувствует себя подросток в общении с ровесниками, часто зависит его самооценка и удовлетворенность собой. В таком случае важно научить подростка новым способам общения с другими людьми, поддержать его уверенность в своих силах.
6. В нашей практике встречались патологически добрые дети, которые, не имея больших проблем в общении, тратили деньги родителей на своих друзей, желая сделать им приятное. Здесь может помочь только постоянное проговаривание собственных негативных переживаний по этому поводу в сочетании с жёстким контролем.
Большое значение имеет то, единичный ли это проступок, или такое поведение стало для ребенка обычным. В случае если воровство произошло единственный раз, оказывается достаточным просто поговорить с подростком, объяснить недопустимость подобного поведения и чётко определить ваши финансовые отношения: как, когда и какую сумму он будет получать. Важно при этом не запугать ребёнка, сохранить и поддержать доверительные отношения. Если же подобные неприятности случаются регулярно, это серьезный повод забить тревогу.
Дети и подростки часто не знают цену деньгам, у них нет опыта зарабатывания, они ещё не умеют правильно распоряжаться деньгами, взвешивать свои желания. Такие сложности есть в малообеспеченных семьях, где детям нужно больше, чем могут позволить родители. И такие же сложности могут быть в состоятельных семьях, где детям позволено всё, а их желания удовлетворяются незамедлительно. Поэтому для профилактики домашних краж важно приучать детей обращаться с деньгами и планировать свои траты.
mel.fm
Детское воровство причины и коррекция
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>
Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Поговорим сегодня о такой неприятной проблеме как детское воровство. Тема нашей очередной статьи «Детское воровство причины и коррекция». Расскажем почему дети воруют и как им объяснять, что чужое брать нельзя ни под каким предлогом, только с разрешения хозяина. Подробности узнаете прочитав статью полностью.
Детское воровство причины и коррекция
Проблема воровства в детском возрасте принято причислять к так называемым «стыдным» проблемам. Может быть, поэтому материалов по данному вопросу не так уж и много. Многие родители относят детское воровство к категории аморальности и не знают, что это, в принципе, проблема, с которой сталкиваются многие семьи в том или ином виде.
Причины неблаговидного поступка
В первую очередь нужно учитывать возраст ребенка при обсуждении данной проблемы. После трех лет у ребенка появляется осознанность в поступках. Освоение основных моральных принципов, правил общества напрямую зависит от окружающих взрослых.
Условно выделяют три типа причин, которые могут за собой повлечь так называемое воровство, а именно:
- Серьезная психологическая травма и неблагоприятные эмоциональные отношения в семье
- Отсутствие силы воли и зачатков моральных установок
- Неконтролируемое желание иметь то, чего нет…
Если говорить конкретнее, то можно более подробно углубиться в причину возникновения случаев кражи.
Самоутверждение среди друзей
Дети зачастую ищут способ быть в центре внимания, добиваются расположения и авторитета среди своих сверстников. Обычно, если это не связано с подростковым возрастом и плохими компаниями, то такие дети недополучили внимания, поддержки и понимания в своей семье. Кража вне дома – это своеобразная месть родителям, которые постоянно заняты или недовольны, или же месть друзьям, у которых все намного благополучней в семейных отношениях.
Недостаток воспитания
Есть категория детей, которых к краже привело незнание элементарных основ поведения. Если копнуть глубже, то выясняется, что такие ребята просто не понимали что творят и почему это считается плохим и приводит к осуждению. В семьях этих детей недостаточно уделили внимание разбору различных ситуаций и их последствий.Сильное желание, отсутствие самоконтроля
В этом случае можно говорить как о дошкольниках, так и подростках. Иногда искушение оказывается настолько сильным, что не поддаться ему просто невозможно. Обычно такие кражи однократны и не слишком значительны. Они происходят с мыслями «ничего страшного не случиться, если я немного возьму». Причина таких мыслей кроется в слабой силе воле.
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>
Психологическая детская травма
Это наиболее серьезная причина, которую не всегда так просто выявить. В случае если кража совершается только в пределах семьи младшими школьниками или подростками стоит задуматься о том, какие отношения царят семье. Возможно, такие дети пережили развод родителей, или эмоциональное отчуждение со стороны семьи в детстве. В таком случае кража – это своеобразный крик о помощи, попытка заявить о себе. А если взрослые при этом только кричат, не желая вникнуть в первоначальную причину, это возводит еще большую стену между ними и ребенком, а клеймо, которое они на нем ставят, может спровоцировать повторные кражи в будущем.
Коррекция и профилактика детского воровства
Не спешить обвинять, если ребенок не пойман за руку
- Понять причину
- Постараться совместно решить проблему, не оставлять ребенка один на один с этой ситуацией
- Оставить пути отступления и незаметного исправления проступка
- Воспитывать силу воли, сострадание, а также финансовую грамотность
- Ввести правило «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
- Проводить откровенные беседы, обыгрывать разные ситуации с разных сторон
- Предоставить ребенку возможность нести ответственность за кого-то или что-то
- Вникнуть в интересы и переживания ребенка. Постараться направить его энергию в мирное русло
- Не отмахиваться от детских проблем, активно участвовать в жизни ребенка.
Мы постарались раскрыть проблему детского воровства. Рекомендуем прочитать статью «Как развить ответственность в детях». С 3-х лет ребенка можно и нужно учить ответственности. В нее входят и правильные поступки по совести, честность, умение отвечать за свои дела, слова. Как этому научить? Подробности читайте в статье.
data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″
data-ad-slot=»9213322149″
data-ad-format=»auto»
data-full-width-responsive=»true»>
superwoomen.ru
10 причин детского воровства — Телеканал «О!»
В жизни каждого родителя приходит момент, когда ребенок впервые совершает плохой поступок: это может быть драка, хулиганство или даже кража. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина объясняет, что может подтолкнуть ребенка к воровству и как в этой непростой ситуации вести себя родителям.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Когда ребенок берет что-нибудь без спроса дома, в детском саду, в магазине, школе у родителей в голове чаще всего сразу же возникают мысли о том, что он наверняка станет вором, из него вырастет «асоциальный элемент», и вообще, он уже навсегда потерян для общества? Отчаявшиеся мамы и папы от незнания и бессилия начинают изобретать наказания: побои, обвинения, домашние аресты и даже походы в полицию.
Каждая мама сталкивается с этой проблемой хотя бы раз в жизни, вот почему так важно знать, что же делать в этой ситуации. Но давайте сначала условимся, что даже если ребенок ворует, то он, скорее всего, нормален и вести его сразу к психиатру не надо. Если же вы опасаетесь такого заболевания как клептомания, то вы должны знать, что встречается оно очень редко, меньше чем у 5% закоренелых воров. Шанс, что ваш ребёнок попал в эти 5% чудовищно небольшой, но если вы очень волнуетесь, сходите, проверьте. Спокойствие и вам и ребёнку сейчас очень пригодится.
То, что ребенок, не спрашивая разрешения, берет заинтересовавшую его вещь, является неприятным, но совершенно нормальным действием примерно до пятилетнего возраста. Маленькие дети часто импульсивны, не могут отложить реализацию своего желания на потом. Захотелось — протянул руку и взял. Осознание того, что он сделал что-то не правильное часто приходит с опозданием или вообще не приходит. Это не значит, что можно не обращать на это внимания, наоборот, обязательно нужно. Но надо знать, что это поведение переходящее, проще говоря, оно не навсегда. Особенно если вы будете правильно на него реагировать.
Как начинается воровство? Вася взял конфетку из бабушкиного буфета, что говорит внуку бабушка? «Какой находчивый, догадался, где искать ведь, мой зайчик!». Игорек поднял в песочнице оброненную игрушку и принес домой. Как реагирует на ситуацию папа? «Какой у нас хозяйственный сын — все в дом!». Катюша отдала поносить мамины бусы соседской Маше. Мама говорит: «Настоящая девочка растет, уже наряды интересуют. Да бусы-то старые были». А уже потом в доме «как по волшебству» появляются игрушки из соседних шкафчиков в детском саду или даже из магазина. Если вы начали замечать что-то подобное, пожалуйста, сядьте и спокойно серьезно подумайте, почему ваш ребёнок так себя ведет. И только после этого начинайте действовать.
Возможные причины и мотивы воровства
Подражает родителям
Если вы приносите с работы карандашики, собираете яблоки в чужом саду или «пересаживаете» на свой подоконник приглянувшееся растение из детской поликлиники, то ребенок обязательно это заметит и понемногу научится поступать так же, быть не очень щепетильным. И не будет обращать никакого внимание на ваши лекции «о честности и недопустимости воровства».
Не различает «мое» и «твое»
У него все «наше». В этом случае вам придется объяснить ребенку, что конкретно принадлежит ему в доме. Рассказать, что именно он следит за этими вещами и ими распоряжается. Объясните, что принадлежит маме, папе, братьям, сёстрам, бабушке, а что — ему.
У него нет собственности
А иметь право на распоряжение собственным имуществом хочется. Задумайтесь, а что принадлежит вашему ребенку? Комната, одежда, игрушки? Нет! Какие вещи лично его? Чем он может распоряжаться, поломать, уничтожить, подарить и вы не будете его за это ругать? Задумались? Вы свободно заходите в его комнату и наводите там порядок по своему вкусу, выбрасывая «ненужный мусор и всякую ерунду»? То есть комната, ее содержимое — это ваша собственность. А у него ничего и нет. У ребенка обязательно должны быть личные вещи, иначе как ему понять, что такое «собственность»? Если он научится ценить и оберегать свою собственность, то с большей вероятностью будет уважать и собственность других.
Протест против родителей
Родители все время ссорятся или непрерывно одергивают ребенка, ребенок за это стремится поквитаться с ними воровством, символически своровать себе что-то хорошее, к чему не может получить доступ.
Самоутверждение
Родители постоянно сравнивают ребенка с братом или сестрой, соседскими детьми, причем, совсем не в пользу ребёнка, вот он и пытается самоутвердиться, взять верх, вернуть себе своё: «украденную» и неоцененную личность.
Компенсация
Замотанная работой и неотложными хозяйственными делами мама (как говорит моя коллега: «Не мать, а енот-полоскун, только стирает и убирает!») обычно чувствует вину за то, что уделяет ребенку мало времени. Она стремится компенсировать свою любовь и заботу подарками.
Ребенок понимает, что любовь можно покупать. И когда ему не хватает вашего тепла и внимания, он ворует, чтобы хотя бы частично компенсировать эти чувства.
Может дарить ворованные вещи другим детям и взрослым, чтобы купить их любовь. Или ведёт на ворованные деньги всех одноклассников в кафе.
По принуждению
Дошкольники очень редко воруют деньги, но шестилетний Коля вытаскивает купюры у мамы из кошелька. В этом случае обязательно надо разобраться для чего Коле деньги. Например, он хочет купить каких-нибудь биониклов или жевательную резинку, которые отказывается покупать мама. А может у него вымогают деньги в детском саду или во дворе старшие мальчишки? В этом случае только взрослое вмешательство поможет исправить ситуацию.
Страсть к накопительству
Желание собрать все привлекательные объекты в своём доме, контролировать их. «У меня нет же именно такой монетки или игрушки» — это может стать для ребёнка достаточным мотивом, чтобы забрать то, что плохо лежит. Так ребёнок символически усиливает контроль за своей жизнью. Он буквально может её потрогать.
Семейная тайна
Приемные дети, которые не знают, что они приемные, часто проверяют шкафы, доставая оттуда разные вещи. Также ведут себя и родные дети, в семьях которых многое не договаривается. Например, родители улетают регулярно в отпуск, ребенка оставляют с бабушкой, а ему сообщают, что уехали в командировку. Или у одного из родителей есть внесемейные отношения. Ребёнок неосознанно пытается найти спрятанную информацию. Часто находит.
Безопасность
Ребёнок не чувствует себя в безопасности, боится, что доступ к благам может внезапно закончиться: мама уедет, его отдадут туда, где ему трудно будет выжить или у него уже был опыт оставления в небезопасном месте. Поэтому он начинает делать «белочкины припасы». Например, шестилетка съездил в спортивный лагерь с жестким распорядком и непривычным для него режимом питания, впервые оторвавшись от мамы. После приезда начал прятать в разных местах дома пищу: сухарики, хлеб, сушки, конфеты, которые воровал на кухне.
Что сделать, чтобы ребенок не воровал?
Не провоцировать, не поддерживать воровство, то есть не создавать мотивов и поводов, и знать, что делать, если это все же произошло. Если ребенок взял чужую вещь без спроса:
- Спокойно объясните ребёнку, что произошло.
- Обязательно найдите способ вернуть вещь владельцу или заплатить за нее. Ребенок обязательно должен участвовать в процессе. Если вещь нельзя вернуть, придумайте, как ребёнок может помочь заработать нужные деньги. Например, неделю/месяц мы не будем покупать домой сладости и игрушки, чтобы сэкономить деньги. Вся семья не ест сладости и не покупает новые вещи в магазинах.
- Не настаивайте на том, чтобы ребенок извинился при всех. Это унизительно и только увеличит агрессию ребенка против вас. Если это вещь соседского ребенка или ребенка из детского сада, пусть при возвращении присутствуют только дети без родителей.
- Избегайте чтения длительных нравоучений, не рисуйте мрачного будущего, которое ожидает ребенка после того, что он натворил. Если вы будете повторять сыну или дочке: «Из тебя может вырасти вор, ведь ты уже сейчас воруешь!» — ребенку не останется никакого выбора, как «оправдать ваши ожидания» и действительно стать вором.
- Обязательно проясните для ребенка, что такое поведение неприемлемо в вашей семье.
- Никогда не спрашивайте его: «Почему ты это сделал?» Это бессмысленно. Вспомните, как когда вы опоздали на работу начальник грозно спрашивает вас: «Почему?». И вы судорожно придумываете оправдание, ясное дело, оно не всегда правдивое. У ребенка богатое воображение и рефлекторная мораль, он обязательно нафантазирует что-нибудь подходящее: «Чтобы отдать бедным детям!» Не учите ребенка еще и лгать. Лучше поинтересуйтесь, как это произошло и как теперь будем возвращать украденное.
- После того, как эпизод исчерпан, не напоминайте ребенку об этом непрестанно. Пусть «календарь закроет этот лист».
- Если воровство становится хроническим, не бойтесь обратиться к психологу. Скорее всего, он начнет работать и с вами. Родители боятся услышать от специалиста упреки в свой адрес, потому что они и без него в этот момент чувствуют себя плохими. Многие мамы и папы просто покрывают своего ворующего ребенка, даже для себя делая вид, что проблемы не существует. Потому что им стыдно так, как будто это они сами воруют. Они в растерянности и беспомощности, так страшно им признаваться в проблеме. Хороший психолог работает конфиденциально и обязательно вас поддержит. Фразы типа «вы просто не занимаетесь своим ребёнком» обычно произносятся не профессиональным детским психологом, а всезнающими френдами в соцсетях.
Вырастет ли сын или дочь честным человеком не на 100%, но во многом зависит от нас, родителей. Так что не стоит опускать руки.
Фото: aaabbbccc/Anna Kraynova/Sandy Morelli/ADS Portrait/Shutterstock.com
www.kanal-o.ru
Если ребенок ворует | Азбука воспитания
Детское воровство встречается довольно часто. Иногда это происходит еще неосознанно – ребенку просто захотелось взять какую-то вещь и он еще не понимает что это воровство. Очень важно в данной ситуации правильно среагировать родителям. Именно от того как они себя поведут, зависит, повторится подобная ситуация или нет.
Причины детского воровства
Одной из частых причин развития детского воровства является психологическая травма. Подобное воровство чаще всего происходит из-за того что малыш просто желает обратить на себя внимание, а наворованное ему вовсе ненужно. Причиной такого поведения может стать плохое отношение между родителями, нехватка внимания и любви. Ребенок старается обратить на себя внимание всеми доступными ему способами, одним из которых и является совершение кражи. Малыш еще не понимает, что такие действия совершать плохо и подобным поведением он наоборот только еще сильнее отталкивает от себя родителей. Он продолжат воровать, а родители от него еще больше отдаляются. Именно поэтому, если ребенок начал часто брать без разрешения вещи и деньги у своих близких, желательно сразу отправиться к психотерапевту, который найдет истинную причину столько плохого поведения.
Второй причиной, по которой ребенок может воровать у родителей и родственников – желание купить дружбу и понимание своих сверстников. Бывает так, что ребенок не может вписаться в коллектив, его все отталкивают, с ним не хотят дружить и играть. Когда же ребенок начинает всех угощать сладостями, он обретает «друзей», но такую дружбу постоянно приходится подпитывать чем-то. В этой ситуации нужно понять ребенка и объяснить ему, что такое настоящая дружба и то, что хорошее отношение и расположение сверстников нужно завоевывать иными способами.
Запреты порождают еще большие желания. Это правило действует и на некоторых детей. Есть такие личности, которые понимают, что такое воровство, что это не хорошо и что за ним обычно следует наказание, но они не могут удержаться и сознательно идут на кражу вещи, которой ребенку очень хочется завладеть. Повторные кражи в таких случаях редкость, так как ребенок понимает, что совершил постыдный поступок и еще долго корит себя за его свершение.
Еще одной причиной детского воровства может стать неправильное воспитание. Как известно ребенок действует, так как ведут себя взрослые в его окружении. Если его родители, родственники и прочие окружающие его взрослые не объяснили ему, что такое чужие вещи и не рассказали о том, что брать чужое нельзя, самостоятельно он это понять не сможет. Ребенок чаще всего просто берет понравившуюся или нужную ему вещь, это даже воровством назвать невозможно, та как это неосознанное действие. В таком детском воровстве полностью виноваты взрослые. Если вовремя, правильно и доступно объяснить малышу что он совершил недопустимый поступок, повторного воровства, скорее всего не произойдет.
Советы родителям малолетних воришек
Перво-наперво необходимо как следует разобраться в сложившейся ситуации. Очень многое зависит от обстоятельств кражи, возраста ребенка, мотивации и причин. Не стоит сразу ругаться и кричать, так как, не разобравшись в ситуации можно подобными действиями только оттолкнуть от себя ребенка.
Увидев у своего чада вещь, которой у него ранее не было, не нужно сразу думать о воровстве. Бывают случаи, что дети просто на время меняются своими игрушками. Если же это не был обмен, очень важно объяснить ребенку, что такое чужая вещь. Родителям следует обратить внимание на поведение ребенка после совершения кражи, даже не осознанной. Когда ребенок стыдится своего действия и раскаивается, то он осознал, что поступил неправильно и скорее всего такое действие не повторит. Если же ребенок ведет себя, как ни в чем не бывало – это должно стать сигналом родителям к возможному повторению действия. В таком случае, возможно, будет лучше обратиться к психологу, который поможет разобраться в причине такого поведения и подскажет, как исправить сложившуюся ситуацию, пока подобное поведение не перешло в привычное.
Не кричите и не устраивайте скандалов и тем боле не применяйте физическую силу, так как подобное поведение может только усугубить проблему. Разговаривать с ребенком, совершившим кражу, следует доброжелательно и наедине, без посторонних. Во время такого разговора выясните для чего ребенку та или иная вещь, для каких целей он ее взял. Никогда сразу же не называйте ребенка вором и не предрекайте ему плохую дальнейшую жизнь, в таком случае единичное воровство может превратиться в постоянное. Расскажите ребенку о том, какие могут быть последствия такого поведения во взрослой жизни, постарайтесь до него доносить информацию в понятной форме, что бы он осознавал насколько все это важно. Если реку стыдно за его поведение не стоит заставлять его приносить публичные извинения, уже достаточно того что он понял сколь неправильно поступил, так же не стоит его выставлять и на всеобщий суд, а в будущем никогда не напоминайте ребенку об том его грехе.
Самое главное, родителям нужно сделать так, чтобы ребенок им мог доверить в любой ситуации и всегда мог без страха обратиться к ним за помощью.
Как предотвратить детское воровство?
С раннего детства следует объяснять своему чаду, что у каждой вещи есть ценность и что все вещи делятся на свои и чужие, причем чужие вещи присваивать себе ни в коем случае нельзя. У каждого ребенка должны быть свои собственные вещи, которыми он бы мог распоряжаться на свое усмотрение. Нужно постараться максимально заполнить свободное время интересными занятиями, благодаря которым ребенок будет считать себя по-настоящему счастливым. У него даже не будет возникать нехороших мыслей, да и времени на них у него не останется. Детей школьного возраста следует учить обращению с деньгами, выделяя им определенную сумму на карманные расходы. Когда ребенок подрастет ему можно дать возможность зарабатывать деньги, к примеру, на выполнении каких-нибудь взрослых дел (уборка квартиры, мытье посуды и пр.), и тогда ребенок уже начнет ощущать, что деньги даются, не так-то просто, поймет их ценность.
azbyka.ru
Ребенок ворует (М. Кравцова) — Психологос
Как удержаться от кражи?
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Я предложила учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, которого другой мальчик, Темка, звал воровать яблоки у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).
На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с собой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.
Затем я спрашивала у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% — что сочувствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыдно, он знает, что воровать нехорошо, и т.д.).
Результаты этого небольшого опроса (всего ответили 40 учащихся) показывают, что страх возмездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже 7–8-летних детей.
В любимой мною в детстве сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На мой детский взгляд — поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Став взрослее, мы можем понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).
Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы нами быть не могут. Все это надо быть готовым объяснить своим детям.
Но самое важное — какой пример мы подаем своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких. Об этом всегда надо помнить.
От этого не скрыться
Напоследок мне хотелось бы затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.
Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего?»
Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).
Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.
Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. (Для меня лично было шоком, когда меня обворовали в Библиотеке им. Ленина, потом мне сказали, что там это обычное явление).
Обсудите в семье проблему воровства, выскажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.
Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.
Советы родителям
Как вести себя, если вы подозреваете ребенка в воровстве?
Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.
Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
Некоторые родители в сердцах бьют детей по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку, грозятся в следующий раз сдать их в милицию. Это ожесточает детей, создает ощущение собственной порочности.
Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.
Дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.
Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…
Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.
Если вы уверены, что вещь взял ребенок, но ему трудно в этом сознаться, подскажите ему, что ее можно незаметно положить на место. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».
Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Психолог Ле Шан советует: обнаружив у ребенка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: «Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».
Причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и пример друзей, так называемое воровство «за компанию».
В младшем возрасте ребенку часто достаточно объяснить, что он поступает нехорошо, и оградить от общения с подбивающими его на плохие поступки детьми.
В подростковом возрасте все гораздо серьезнее. Ребенок сам выбирает себе друзей, и ваши уверения, что они ему не подходят, могут произвести прямо противоположенное действие. Подросток отдалится от вас и начнет скрывать, с кем и как он проводит время.
Кроме того, совершение краж в определенных компаниях повышает авторитет в глазах товарищей.
Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Приглашайте их домой, по возможности познакомьтесь с их родителями.
Самое главное — ненавязчиво создайте приемлемый круг общения для ребенка. Об этом надо позаботиться, пока он еще маленький. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Несколько слов о профилактике
Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы ребенка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.
Его активность хорошо бы направить «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным. Ему нет нужды привлекать к себе внимание, у него обязательно появится хоть один друг.
Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Постепенно передавайте ему дела, делитесь с ним ответственностью.
Наибольшую тревогу вызывают случаи воровства, выходящие за рамки дома или неоднократно повторяющиеся. А из всех возрастных категорий наиболее опасен подростковый возраст.
Когда ребенок часто ворует, это перерастает в дурную привычку. Если он ворует за пределами семьи — это уже потакание своим порочным желаниям. Если ворует ребенок старшего возраста — это черта характера.
Детские проблемы на фоне наших взрослых часто выглядят смешными, надуманными, не стоящими внимания, но ребенок так не думает. Для него очень многие ситуации могут казаться безвыходными. Помните об этом и почаще вспоминайте свое детство и свои детские проблемы, подумайте, как на его месте поступили бы вы. Ребенок должен знать, может ли он рассчитывать на ваше внимание и понимание, сочувствие и помощь.
Почему дети воруют
Так получилось, что мне несколько раз пришлось столкнуться с проблемой воровства у младших школьников и подростков. Признаюсь честно, первый раз выслушав жалобы родителей, я испугалась и стала думать, кому бы из коллег «подкинуть» этих проблемных клиентов. Но профессиональное любопытство взяло верх над чувством собственной некомпетентности, и я начала собирать необходимые материалы. См. →
www.psychologos.ru