Письменное умножение на двузначное число. Видеоурок. Математика 4 Класс
На этом уроке мы рассмотрим письменное умножение на двузначное число. Решим несколько примеров на письменное умножение в столбик на двузначное число и сформулируем общее правило записи подобных примеров.
Рассмотрим произведение чисел 54 и 32.
Чтобы умножить число 54 на двузначное число 32, заменим второй множитель 32 на сумму разрядных слагаемых 30 и 2.
Воспользуемся правилом умножения числа на сумму. То есть можно умножить число 54 на каждое слагаемое и полученные результаты сложить. Умножим 54 на три десятка.
Умножим 54 на две единицы.
Сложим полученные результаты.
Эти вычисления удобно записать столбиком.
Умножим 54 на количество единиц второго множителя. То есть на 2. .
Получили первое неполное произведение – 108 единиц. Умножим 54 на количество десятков второго множителя. То есть на 3. При умножении на десятки мы получим десятки. Поэтому удобно записать второе неполное произведение под десятками. . Два пишем, один запоминаем.
Сложим полученные результаты.
Переписываем 8.
, , переписываем.
Ответ:
Выполним умножение чисел 245 и 24.
Умножим число 245 на количество единиц второго множителя, то есть на 4. . 0 записываем, 2 запоминаем.
. И еще 1, . Мы получили первое неполное произведение –
Умножим число 245 на число десятков второго множителя, то есть на 2. Так как мы умножаем на десятки, то и получим в результате десятки. Удобно записать второе неполное произведение под десятками. Итак, . 0 записываем под десятками, а 1 запоминаем.
. И 1, .
. Мы получили второе неполное произведение –
Сложим два неполных произведения.
0 переписываем.
.
, 8 записываем, 1 запоминаем.
.
Ответ:
Рассмотрим еще один случай умножения. Найдем значение произведения чисел и . — это десятков. Запишем второй множитель 43 под десятками.
Умножим на не обращая внимания на . Умножим сначала
, и , .
.
Мы получили первое неполное произведение – .
Теперь умножим число 705 на число десятков второго множителя, то есть на 4. , 0 записываем, 2 запоминаем.
, плюс , .
.
Мы получили второе неполное произведение – десятков.
Важно помнить, что, когда мы умножали на десятка, результат нужно записывать под десятками.
Теперь сложим два неполных произведения.
5 переписываем.
.
.
0 записываем, 1 запоминаем.
.
Мы получили . Но помните, что мы умножали десятков, значит, число показывает количество десятков. Приписываем .
Ответ: .
Подведем итог. Чтобы выполнить умножение письменно на двузначное число, нужно первый множитель умножить сначала на единицы второго множителя, получится первое неполное произведение. Затем умножить число на количество десятков второго множителя. Помните: при умножении на десятки получатся десятки. Поэтому второе неполное произведение нужно начинать записывать под десятками. Затем складываем два неполных произведения и записываем результат.
Сегодня мы учились умножать на двузначные числа письменно.
Домашнее задание
Решите примеры и задачи:
Длина прямоугольника – 63 см, а ширина – 35 см, найдите площадь прямоугольника.
Список литературы
- Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2010.
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. – М.: 2013.; Ч. 1 – 96 с., Ч. 2 – 96 с., Ч. 3 – 96 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой задачник по математике. 4 класс. – М.: 2013. – 256 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Ru.wikihow.com (Источник).
- 4brain.ru (Источник).
- Urokidelai.ru (Источник).
2. Таблица умножения на 4. Нахождение частного по таблице умножения
По таблице умножения можно найти значение частного.
\(·\) | \(2\)
| \(3\)
| \(4\) ↓ | \(5\)
| \(6\)
| \(7\) ↓ | \(8\)
| \(9\)
|
\(2\) | \( \) | \( \) | \(8\) | \( \) | \( \) | \( \) | ||
\(3\) | \( \) | \( \) | \( \) | \( \) | \( \) | |||
\(4\)→ | \(8\) | \(12\) | \(20\) | \(24\) | 28 | \(32\) | \(36\) | |
\(5\) | \(20\) | |||||||
\(6\) | \( \) | \( \) | \(24\) | |||||
\(7\)→ | \( \) |
| 28 | |||||
\(8\) | \( \) |
| \(32\) | \( \) | ||||
\(9\) |
| \(36\) |
Например, найдём частное \(28 : 4\). Частное связано с примером на умножение \(4\) \(·\) \(?\) \(=\) \(28\).
В строке с первым числом \(4\) найдём число \(28\), которое находится в столбце с первым числом \(7\).
Значит, \(4 ·7 = 28\). Следовательно, \(28:4 = 7\).
Частное \(28 : 7\) связано с примером на умножение \(7 · 4 = 28\), поэтому \(28 : 7 = 4\).
Проверочные работы по математике на тему «Умножение и деление многозначных чисел»(4 класс)
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на двузначное число»
4 класс, 3 четверть
вариант I
Решите пример на деление:
336 : 3 = 138 : 46 =
750 : 50 = 640 : 80 =
Решите пример на умножение:
132 * 59 = 631 * 60 =
72 * 20 = 86 * 26 =
Решите задачу:
На склад поступило 2 тонны 640 кг муки. Затем 13 мешков по 48 кг в каждом отдали в производство. Сколько муки осталось на складе?
Решите задачу:
Из точки А и точки В на встречу друг другу одновременно выехали 2 велосипедиста. Расстояние между точками равно 200 км. Они встретились через 5 часов. С какой скоростью двигался первый велосипедист, если скорость второго была равна 18 км/час?
Найдите значение выражений:
32 568 – (2 832 * 7 + 3 202 : 2) = (1652 * 7 – 237 : 3) – 238 =
вариант II
1. Решите пример на деление:
350 : 50 = 230 : 46 =
483 : 3 = 320 : 80 =
2. Решите пример на умножение:
47 * 30 = 312 * 61 =
245 * 30 = 48 * 27 =
3. Решите задачу:
На склад в магазин привезли 2830 кг сахара. Каждый день продавали по 68 кг. Сколько сахара осталось на складе после 23 дней?
4. Решите задачу:
Из двух населенных пунктов на встречу друг другу вышли 2 путника. Расстояние между населенными пунктами равно 84 км. Они встретились через 6 часов. С какой скоростью шел первый путник, если скорость второго была равна 8 км/час?
5. Найдите значение выражений:
18 345 – (5 358 * 2 + 3 208 : 2 ) = (6 785 * 3 – 8 120 : 4) – 2 458 =
вариант III
1. Решите пример на деление:
276 : 46 = 840 : 40 =
453 : 3 = 990 : 30 =
2. Решите пример на умножение:
186 * 35 = 23 * 80 =
43 * 50 = 134 * 70 =
3. Решите задачу:
В цех привезли 3 654 заготовки. В токарный цех каждый день направляют по 37 деталей. Сколько деталей осталось в цеху через 40 дней?
4. Решите задачу:
Из двух городов на встречу друг другу выехали 2 мотоциклиста. Расстояние между городами равно 840 км. Они встретились через 7 часов. С какой скоростью ехал первый мотоциклист, если скорость второго была равна 70 км/час?
5. Найдите значение выражений:
29 235 – (3 984 * 6 + 6 788 : 2 ) = (8 102 – 246 : 3) – 315 * 4 =
Самостоятельная работа по теме: «Умножение и деление на трёхзначное число»
4 класс, 4 четверть
вариант I
1. Выполните деление:
31 901 : 73 = 33 387 : 93 =
309 888 : 384 = 127 270 : 143 =
2. Выполните умножение:
213 * 307 = 836 * 167 =
589 * 372 = 430 * 132 =
3. Переведите:
5 часов 13 минут = … сек 1 тонн 3 центнеров 68 кг = … кг
1 км 43 метра = … дм 28 часов 42 мин = … мин
4. Решите задачу:
Отряд пионеров прошел 20 км. Это составляет четверть пути. Сколько должны пройти пионеры?
вариант II
1. Выполните деление:
25 296 : 68 = 6 279 : 13 =
111 948 : 114 = 173 990 : 274 =
2. Выполните умножение:
248 * 357 = 721 * 163 =
701 * 591 = 231 * 694 =
3. Переведите:
1 час 48 минут = … сек 4 тонн 8 центнеров 213 кг = … кг
2 км 483 метров = … дм 1 сутки 8 часов = … мин
4. Решите задачу:
Спортсмены пробежали 15 км. Это составляет треть пути. Сколько должны пробежать спортсмены?
вариант III
1. Выполните деление:
218 654 : 218 = 716 982 : 794 =
99 264 : 132 = 54 544 : 487 =
2. Выполните умножение:
478 * 306 = 404 * 715 =
213 * 372 = 397 * 702 =
3. Переведите:
3 часа 38 минут = … сек 13 тонн 7 центнеров 63 кг = … кг
16 км = … дм 4 часов 37 мин = … мин
4. Решите задачу:
Велосипедисты проехали 18 км. Это составляет пятую часть пути. Сколько должны проехать велосипедисты?
Самостоятельная работа по теме: « Итоговое повторение»
4 класс, 4 четверть
вариант I
1. Решите пример:
3 758 + 6 345 = 27 397 — 7 164 =
782 * 23 = 33 948 : 82 =
2. Найдите значения выражений:
3 000 : 60 — 250 : 50 =
( 213 173 — 19 403 ) : 2 — 31 * 73 =
3. Решите задачу:
Из пункта А одновременно в одном направлении выехали мотоциклист и велосипедист. Скорость мотоциклиста 72 км/час, а велосипедиста 25 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
вариант II
1. Решите пример:
7 165 + 18 448 = 55 103 — 731 =
694 * 36 = 18 144 : 567 =
2. Найдите значения выражений:
5 600 : 70 + 210 : 70 =
( 14 864 – 3 486 ) : 2 — 19 * 26 =
3. Решите задачу:
Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу выехали поезд и автомобиль. Скорость поезда 48 км/час, а автомобиля 72 км/час. Через какое время они встретятся, если расстояние между городами 360 км?
вариант III
1. Решите пример:
4 138 + 12 672 = 63 230 – 879 =
736 * 34 = 35 805 : 35 =
2. Найдите значения выражений:
4 200 : 60 — 490 : 70 =
( 114 378 – 21 366 ) : 2 — 31 * 72 =
3. Решите задачу:
Из одного города одновременно в разных направлениях выехали мотоциклист и велосипедист. Скорость автомобиля 65 км/час, а велосипедиста 25 км/час. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Расставь порядок действий. Найди значение выражения: (72507 + 56736) : (350 – 347) = 560000 : 100 ∙ 8 = 4 ∙ (932 + 17692) : 6 = 500 + (600 – 3 ∙ 100) : 10 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 60997 + (6012 + 6228) : 3 = 485 ∙ 2 + 485 ∙ 3 = 82213 ∙ 3 – 12240 : 3 = (40179 – 15395 : 5) ∙ 4 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 55440 : 9 – 10460 : 2 = 3546 – 283 ∙ 4 + 819 = 5999 + 903 ∙ 100 : 2 = (56043 – 13032) : (900 : 100) = |
Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 41090 : 7 + 11950 : 5 = 240 : 3 ∙ 5 – 399 = 372160 : 4 ∙ 7 – 721 95 = 4 ∙ (728 – 301) : 7 = (286 + 14) : 3 ∙ 5 – 280 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 2250 : 9 + 8420 : 2 = 9000 : ( 100 – 90) : 100 ∙ 2 = 283040 : 10 ∙ 3 = 100520 – 470 ∙ 5 + 13980 = 7280 ∙ 6 + 1965 ∙ 3 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 11140 : (2076 – 2066) : 2 = 900100 – (735 – 184) ∙ 8 = 3010 – 5614 : 7 + 9042 = 46370 : 5 + 546 ∙ 4 = 1254 + 645 : 5 – 967 = |
Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 80115 : 3 ∙ 10 = 40471 ∙ 2 – 4503 ∙ 7 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 69580 : 7 – 14280 : 6 = 14110 + 801 : 9 – 7604 = 235 + 4 ∙ (536 : 8) = 12 ∙ (53 – 48) – 84 : 7 = 400000 – 702 ∙ 5 : 10 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 7800 – (398 + 507 ∙ 6) = 15 ∙ (54 3 – 84 : 7) = 190 ∙ 2 + (32148 – 16) = 73460 : 5 + 454 ∙ 4 = 8 ∙ (900000 – 896507) : 4 = |
Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 13640 : 4 – 6400 : 10 = (90 – 42 : 3 ∙ 2) : 2 = (2700 – 30) ∙ (40 – 32) = (5600 – 12240 : 3) + 145 = 400000 – 702 ∙ 5 : 10 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 8130 : 3 – 2640 : 10 = (35400 + 83915) : 5 ∙ 3 = 3152 : 8 ∙ 100 = 40018 – 725 ∙ 10 : 5 = 838008 : 9 – 410960 : 8 = | Расставь порядок действий. Найди значение выражения: 480 : 6 + 360 : 12 = (10200 – 9356) ∙ (81 – 75) = 2448 : 6 + 1854 : 6 = 2758 – 345 ∙ 6 + 369 = 8 ∙ (900000 – 896507) : 4 = |
Выполни умножение на однозначное число столбиком: 43127 ∙ 6 36039 ∙ 4 7 ∙ 23844 70 ∙ 94800 Найди значение выражения: 709 + 13200 ∙ 5 = 9 ∙ (5000 – 786) = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 95136 ∙ 3 391005 ∙ 4 9 ∙ 12543 50 ∙ 157300 Найди значение выражения: 400800 — 3980 ∙ 7 = 3 ∙ (90000 – 514 ∙ 4) = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 56482 ∙ 3 341008 ∙ 6 4 ∙ 81429 9 ∙ 930700 Найди значение выражения: 70005 — 5320 ∙ 2 = 9 ∙ (26000 – 1705) = |
Выполни умножение на однозначное число столбиком: 719806 ∙ 4 903040 ∙ 3 9 ∙ 24845 5 ∙ 120605 Найди значение выражения: 27356 — 1607 ∙ 3 = 800 – 640 : 8 + 70 ∙ 4 = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 25482 ∙ 2 374006 ∙ 7 5 ∙ 93748 90 ∙ 17850 Найди значение выражения: 41008 — 1240 ∙ 4 = 7 ∙ (6954 – 1007) = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 15213 ∙ 6 65080 ∙ 4 7 ∙ 31476 70 ∙ 390400 Найди значение выражения: 50786 + 8091 ∙ 3 = 6 ∙ (10000 – 5836) = |
Выполни умножение на однозначное число столбиком: 23452 ∙ 7 36008 ∙ 9 6 ∙ 32749 40 ∙ 82190 Найди значение выражения: 29010 – ( 5000 — 800 ∙ 4) = 17082 ∙ 8 + 1329 = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 36193 ∙ 5 670032 ∙ 8 9 ∙ 56492 70 ∙ 420080 Найди значение выражения: 4689 ∙ 5 + 97308 = 80000 – (4536 + 160 ∙ 3) = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 68715 ∙ 4 90048 ∙ 7 7 ∙ 49873 60 ∙ 72680 Найди значение выражения: 76090 ∙ 4 – 52673 = 5 ∙ (128050 – 73607) = |
Выполни умножение на однозначное число столбиком: 95124 ∙ 2 50804 ∙ 4 9 ∙ 3652 50 ∙ 21470 Найди значение выражения: 90000 — 6 ∙ 2509 = 8 ∙ (7852 + 1308) = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 84308 ∙ 6 536937 ∙ 4 7 ∙ 4030900 50 ∙ 971680 Найди значение выражения: 500000 — 17806 ∙ 4 = (130 ∙ 5 + 72 : 24) ∙ 9 = | Выполни умножение на однозначное число столбиком: 3968719 ∙ 7 130704 ∙ 6 6 ∙ 109765 90 ∙ 700200 Найди значение выражения: 600 — 320 : 4 + 140 ∙ 3 = 90620 ∙ 8 — 8349 = |
Найди значение выражения по действиям: 229372 : 286 ∙ 506 = 82276 : 268 + 228475 : 325 = 76 ∙ (3569 + 2795) – 1247 ∙3 = 162540 : (100236 – 99978) : 63 = | Найди значение выражения по действиям: 416 ∙ 509 + 536469 : 67 = 230441 – (229682 – 228904 : 52) = (52 ∙ 390 – 12863) ∙ (12280 : 40 – 207) = (59531 – 58926) ∙ 6004 – 1221485 = | Найди значение выражения по действиям: 282370 : 302 : 85 ∙ 2004 = 81308 – 308 ∙ (8856 – 8649) = (43512 – 43006) ∙ 805 – 23900 : 25 = 700700 – 6954 ∙ (47923 – 47884) = |
Найди значение выражения по действиям: 507 ∙ 432 + 234 : 26 = (126828 : 542) ∙ (47600 – 406 ∙ 117) = 460 ∙ 308 + 447480 : 132 – 3987 = 1000000 – 136068 : 68 + 4600 ∙ 900 = | Найди значение выражения по действиям: 728 ∙ 468 : 273 : 78 = (47868 + 112812) : 52 + 45948 : 84 = 65254 :79 – 75369 : 97 + 6075 ∙ 42 = 100000 – 12900 : 129 + 19140 : 132 = | Найди значение выражения по действиям: 805 ∙ 282 : (4000 – 3678) ∙ 32 = 76428 – 771840 : 192 + 209160 : 249 = (701020 – 698456) ∙ (208128 : 542) = 671112 : 956 + (600000 – 178688) : 464 = |
Найди значение выражения по действиям: 246 ∙ 812 : (1001 – 673) ∙ 12 = 73689 : 87 – 96064 : 158 + 310726 = (22287 – 308 ∙ 72) : 111 + 3090 = (10200 – 9891) ∙ (70204 – 69874) : 206 = | Найди значение выражения по действиям: 496 ∙ 960 : 372 : 160 = (199430 – 119 ∙ 805) : (148 + 8536 : 88) = 500100 – 356 ∙ 101 + 78052 : 26 ∙ 48 = 30000 – (2486 + 335104 : 476) ∙ 9 = | Найди значение выражения по действиям: 25146 : (428442 : 707 – 255000 : 625) = (64000 : 128 – 3280 : 164 ∙ 15) ∙ 700 = 804 ∙ 705 : 335 : 47 = (162000 – 216 ∙ 750) ∙ (816 : 4) + 1000 = |
Найди значение выражения по действиям: 802 ∙ 406 – 900072 : 18 + 63392 = (35730 + 91800 : 36) : 120 = 180848 : 356 ∙ (19800 – 18900) : 254 = 1285 – 282 ∙ 75 :47 + 14472 : 18 ∙ 12 = | Найди значение выражения по действиям: 532000 : 760 + 407 ∙ 360 – 82008 = (234690 – 306 ∙ 201) : 192 = 71370 : 234 ∙ 243 + 695 ∙ 50 – 2884 : 28 = 3060 ∙ 236 – 184708 + 125125 : 125 = | Найди значение выражения по действиям: 608 ∙ (1263 – 563) : 400 = 127410 : 274 + 307200 : 480 – 1105 = (1015 – 332926 : 818) ∙ (240372 : 396) = 609 ∙ 896 – 545664 + 748616 : 362 = |
Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 825 : 5 215 ∙ 4 5472 : 4 4238 ∙ 7 4371 : 3 40632 ∙ 8 Найдите неизвестное число, зная, что ½ его часть равна 8. Вся дыня весит 6 кг. Сколько кг весит 1/3 часть дыни? | Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 576 : 4 3875 ∙ 6 5418 : 3 14398 ∙ 7 6255 : 5 46504 ∙ 4
| Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 496 : 4 5603 ∙ 6 25632 : 2 3303 ∙ 7 7284 : 6 73504 ∙ 9 Найдите неизвестное число, зная, что ¼ его часть равна 16. Какую долю от метра составляет 1 дм? |
Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 1225 : 5 728 ∙ 6 726 : 3 1438 ∙ 8 2536 : 4 62008 ∙ 4 Длина всей ленты 10 см. Какова длина ¼ части ленты? Найдите 1/3 часть от суммы 36 и 63. | Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 828 : 2 487 ∙ 5 4552 : 8 6702 ∙ 9 36204 : 6 31454 ∙ 6
| Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 456 : 4 1315 ∙ 3 2536 : 2 38524 ∙ 8 82244 : 4 27180 ∙ 6
|
Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 507 ∙ 4 952 : 7 2014 ∙ 6 1458 : 6 26613 ∙ 8 25656 : 8
| Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 214 ∙ 6 858 : 6 1708 ∙ 9 5020 : 4 34328 ∙ 5 25256 : 7
| Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 392 ∙ 5 970 : 5 1438 ∙ 8 1227 : 3 62008 ∙ 7 18504 : 9
|
Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 237 ∙ 9 984 : 6 4914 ∙ 6 5836 : 4 34807 ∙ 8 13572 : 9 Почтовый голубь в час пролетает 92 км. Сколько километров он пролетит за четверть часа? | Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 478 ∙ 7 915 : 5 1687 ∙ 9 4872 : 8 43703 ∙ 6 22435 : 7 ¼ стакана сахарного песка весит 60 г. Сколько весит стакан сахарного песка? | Выполни умножение и деление на однозначное число столбиком: 418 ∙ 6 7660 : 4 2718 ∙ 9 5346 : 9 47086 ∙ 7 30402 : 6 Длина куска материи 75 м. продали 1/5 часть этого куска. Сколько метров ткани осталось в куске? |
Выполни деление столбиком: 39285 : 45 114021 : 27 48372 : 58 380700 : 45 Зверёк землеройка за сутки съедает 12 г пищи. Сколько весит зверёк, если его масса составляет ¼ массы съеденной пищи? | Выполни деление столбиком: 19980 : 37 525728 :56 6293 : 31 16884 : 42 8844 : 22 20468 : 34 Продолжительность жизни хвои ели 9 лет, а продолжительность жизни хвои сосны 1/3 жизни хвои ели. Сколько лет живёт хвоя сосны? | Выполни деление столбиком: 5472 : 18 26553 : 53 4575 : 15 17575 : 25 65520 : 28 23640 : 24 Сколько километров проходит за ¼ часа поезд, если в час он проходит 64 км? |
Выполни деление столбиком: 173232 : 48 975255 : 79 216 161 : 43 455948 : 62 12896 : 32 72144 : 24 Берёза прожила 50 лет, что составляет 1/5 продолжительности её жизни. Сколько лет живёт берёза? | Выполни деление столбиком: 5508 : 36 428910 : 85 33350 : 46 24512 : 16 97312 : 32 144096 : 79 Какую сдачу получит мальчик с 400 руб, если четвёртую часть этих денег он потратил на 2 ручки и 3 ластика? | Выполни деление столбиком: 182056 : 28 128928 : 32 191520 : 95 394680 : 78 13356 : 18 249922 : 62 Продолжительность жизни ежа равна 10 годам, а заяц живёт на 1/5 меньше. Сколько лет живёт заяц? |