Закрепляем произношение звука «Л»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА «Л»
Открыть рот как можно шире. Удерживать его в таком положении до счета 5, потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 (потом до счета 10), затем вернуть губы в исходное положение. повторить 3-4 раза.
Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета 5 (до счета 10), вернуться в исходное положение.
Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – ла-ла-ла…; пошлепать язык губами – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении неподвижно под счет взрослого до 5; потом до 10.
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: «Бл-бл» (как индюк болбочет).
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы».
Рот открыт, при длительном произнесении звука «а» зажимаем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится «л».
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [л]»:
Б, л, с, л, ф; ла, на, ба, пу, лу, ал, ол, ут, ик; ласка, лак, пила, рот, стол, том.
4. Повтори слоги, слова:
Ал-ал-ал дал, мал, бал
Ол-ол-ол кол, мол, пол
Ул-ул-ул гул, дул, мул
Ыл-ыл-ыл выл, мыл, был
Пенал, пол, упал, стул, Михаил, забыл.
5. Повтори чистоговорки:
Ал-ал-ал – кол на пол упал
Ул-ул-ул – пенал упал на стул
Ол-ол-ол – пенал упал на пол
Ыл-ыл-ыл – я пенал забыл
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов.
Говорит взрослый Говорит ребенок
Михаил купил пенал, ал-ал-ал, ал-ал-ал.
Пенал я положу на стол, ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Дома я пенал забыл, ыл-ыл-ыл, ыл-ыл-ыл.
Молоко котенок пил, ил-ил-ил, ил-ил-ил.
Пес полаял и уснул, ул-ул-ул, ул-ул-ул.
Кот-шалун клубок гонял, ял-ял-ял, ял-ял-ял.
Слава всю колбаску съел, ел-ел-ел, ел-ел-ел.
Михаил метлой подмёл, ёл-ёл-ёл, ёл-ёл-ёл.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Запомни и повтори чистоговорки:
Ал-ал-ал – Костя днем не спал
Ол-ол-ол – Павел сел на пол
Ул-ул-ул – Михаил сел на стул
Ыл-ыл-ыл – у Лены суп остыл
4. Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «гуделки» 3-4 раза.
ал-ул-ил ил-ол-ал эл-ул-ил ил-ол-ул
ол-ил-ул ул-ил-ол ол-эл-ал ул-ол-эл
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
Повтори обратные слоги со звуком Л.
ал — ол — ул — ыл — ил — ел — ёл — юл – ял
3. Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.
Ал: мал, дал, бал, вал, упал, бокал, пенал, канал, овал металл, выпал, падал, выгнал;
Ол: дол, вол, пол, гол, укол;
Ул:
Ил: вил, мил, пил, купил, Михаил, водил;
Ел: сел, пел, мел, умел, видел, дятел, хотел, Павел;
Ёл: мёл, вёл, увёл, обвёл, котёл;
Ял: мял, поднял, менял, гонял, таял, веял;
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Повтори предложения.
Это вал.Вот вал.
Тут вал.
Там вал.
Это бал.
Вот бал.
Тут бал.
Там бал.
Это бокал.
Вот бокал.
Тут бокал.
Там бокал.
Это канал.
Вот канал.
Тут канал.
Там канал.
Это пенал.
Вот пенал.
Тут пенал.
Там пенал.
Это металл.
Вот металл.
Тут металл.
Там металл.
Это укол.
Вот укол.
Тут укол.
Там укол.
Это мул.
Вот мул.
Тут мул.
Там мул.
Это вол.
Вот вол.
Тут вол.
Там вол.
Это дятел.
Вот дятел.
Тут дятел.
Там дятел.
Это Павел.
Вот Павел.
Тут Павел.
Там Павел.
Это Михаил.
Вот Михаил.
Тут Михаил.
Там Михаил.
Это мел.
Вот мел.
Тут мел.
Там мел.
Это котёл.
Вот котёл.
Тут котёл.
Там котёл.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета
3. Проговаривай слоги:
Ла-ла-ла ал-ал
Ло-ло-ло ол-ол
Лу-лу-лу ул-ул
Лы-лы-лы ыл-ыл
4. Повтори слова, где звук Л находится в начале слова.
Ла: лама, лампа, лак, лавка, латка, лавина, лапоть, пила, пиала, юла, ладонь, акула, кулак, халат, талант, булавка, палатка, малахит
Ло: лодка, локоть, лом, лоб, ловкий, ломать, лопата, ловить, лоток, колонка, колонна, баллон, болонка, болото, колоть, молоть, полоть, холодный, улов
Лу: луна, Лука, лук, лупа, лубок, белуга, Калуга, лунатик, валун, колун, тулуп, палуба голубка, голубь, голубок
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай чистоговорки:
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Есть у папы два … (весла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
Пол мести нужна … (метла)
ЛА! ЛА! ЛА!
ЛА! ЛА! ЛА!
В комнате жужжит … (пчела)
ЛА-ЛА-ЛА,
Мы забили два … (гола)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Лада моет … (стекло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Мила едет в … (село)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Клаве платье … (мало)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
В телефон скажу: … (алло!)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Свет горит и нам … (светло)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! ЛО!
Снег идет, везде … (бело)
ЛО! ЛО! ЛО!
ЛО! ЛО! Л
Дома мне всегда … (тепло)
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги:
Ал-ол-ул-ыл ла-ло-лу-лы
Ол-ул-ыл-ал ло-лу-лы-ла
Ул-ыл-ал-ол лу-лы-ла-ло
Ыл-ал-ол-ул лы-ла-ло-лу
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета
3. Проговаривай четверостишие:
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки –
Вставай на лыжи и коньки!
Белый заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Повтори словосочетания.
голубое платье белый тулуп голодная белка
белый пол сладкое яблоко алый флаг
весёлый клоун сладкая булка глубокий подвал
длинная палка смелый солдат холодный подвал
светлый зал толстый блокнот
4. Повтори предложения.
Мел упал на пол. Михаил забил гол. Володя купил колбасу. У лайки белые лапы. У белки тёплое дупло. У Клавы голубое платье. Мила уехала в село. По волнам плывёт плот. На яблоне спелые яблоки. Лада писала мелом слова. Алла мыла куклу мылом. Алла каталась на лыжах. У Клавы белые голуби. У слона белые клыки. Аллея из лип — липовая.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Повтори слоги со стечением согласных:
Кла-кло-клу-клы
Акл-окл-укл-ыкл
Лка-лко-лку-лкы
Алк-олк-улк-ылк
4. Проговаривай слова:
Класс, классик, классный, клад, Клава, кладовка, клоп, клоун, клок, клубни, клуб, клубок, клумба, клубника, клык.
5. Повтори четверостишие:
Мила, Мила, глянь в окно,
Сколько снегу намело,
И в саду, и в лесу:
Сосны, ёлки – всё в снегу.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги со стечением согласных:
Сла-сло-слу-слы
Лса-лсо-лсу-лсы
Асл-осл-усл-ысл
Алс-олс-улс-ылс
4.Проговаривай слова:
Слог, слово, слойка, слон, слоненок, слонята, слониха, слоник, слоновый, весло, слух, Слава, сладкий, сладости, ослы, послы, узлы.
5. Выучи двустишия:
Слоны спокойны, веселы.
Он слонихе шлет поклон.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Проговаривай слоги и слова:
Гла-гло-глу-глы
Пла-пло-плу-плы
АПЛ-опл-упл-ыпл
Плата, пламя, плавки, плавать, платье, платок, плакат, плот, плотина, плов, пломба, плуг, плут, блуза, каблук, фланг, флаг, флакон, флот, глаз, гладкий, гладить, глубина.
4. Проговаривай четверостишие:
Бегал волк по болоту,
Он искал себе охоту.
Но охоты не нашел.
Волк заплакал и пошел.
Дата: __________________________
Звук «Л»:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Спой песню большого Самолета: ллллллллл……..
3. Повторяй чистоговорки:
Ла-ла-ла – у Володи есть пила!
Лы-лы-лы – а у Милы нет пилы!
Лу-лу-лу – Мила, на пилу
Ло-ло-ло – дома мне тепло
Ал-ал-ал – Володя очень мал
Ол-ол-ол – Володя сел на пол
Ул-ул-ул – Володя, сядь на стул
Ил-ил-ил – Володя воду пил
Используемый материал:
Е.А.Азова, О.О.Чернова Домашняя логопедическая тетрадь «Учим звуки Л, Ль»
И.В. Баскакина, М.И. Лынская «Приключения Л»
№п/п | Способ постановки |
1 | ПО ПОДРАЖАНИЮ Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но этот способ постановки большинство детей освоить не в состоянии. Придётся прибегать к уловкам. Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую: «Как маленький пароходик научился гудеть» Важное уточнение: этот способ постановки звука [Л], нельзя проводить с ребёнком, у которого есть межзубный ламбдацизм! |
2 | ОТ ОПОРНОГО ЗВУКА Способ Хватцева М.Е. Ребенок негромким низким голосом тянет А, не открывая широко рот и при этом стучит языком в верхние резцы. Получится произношение ЛА-ЛА-ЛА с усеченным звучанием гласного. Потом, то же проделывают с другими гласными. Следить за тем, чтобы губы не вытягивались вперед. |
3 | ОТ АРТИКУЛЯЦИОННОГО УКЛАДА Расслабленным языком делаются быстрые лакательные движения голосом бл-бл-бл. |
4 | МЕХАНИЧЕСКИМ СПОСОБОМ Логопату предлагается вытянуть губы вперед, протяжно произнести звук у и в это время просунуть кончик языка между губами – слышится звук, близкий к л. В это время логопед пальцами раздвигает его губы вверх и вниз, обнажая зубы, – получается чистый звук л (при межзубном положении кончика языка), |
5 | ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПРИ ПРОГЕНИИ (нижняя челюсть выступает вперед) звук Л лучше всего ставить следующим образом: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный ААААА, попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верхними резцами. В результате будут получаться слоги ЛА-ЛА-ЛА |
6 | СПОСОБ ГРИНШПУН Б.М. Ребенку предлагается слегка открыть рот и произнести сочетание (ЫА) При этом «Ы» произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как на твердой атаке голоса). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед вновь просит его произнести нужное сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится четкое сочетание «ЛА» |
7 | СПОСОБ ПЛЯКОВА М.А.
Затем переходить к произнесению звука обычным образом (прикасаясь кончиком языка к верхним резцам ). |
Автоматизация звука [Л’]
Мягкий звук [Л`] (или [Ль]) обычно легко ставится по подражанию. При произнесении слогов необходимо соблюдать правило длительности.
Звук [Л`] (или [Ль]) окрашен зелёным цветом (мягкий согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.
1) Произносить (читать) слоги со звуком ЛЬ__
Слоги произносятся длительно
Образец: АЛЬ__, ОЛЬ__, УЛЬ__, ЫЛЬ__, ЭЛЬ__, ИЛЬ__, ЕЛЬ__, ЁЛЬ__, ЮЛЬ__, ЯЛЬ__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в конце
Образец: даль__, соль__
|
|
|
|
|
3) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в середине
Образец: бу-ди-ль__ник
|
|
|
|
4) Произносить (читать) слоги Л__Я, Л__Ё, Л__Ю, Л__И, Л__У
5) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в начале
Образец: Л__ё-ня
|
|
|
|
|
6) Произносить (читать) слова со звуком [Л’] в середине
Образец: зе-л__ё-ный
|
|
|
|
7) Произносить (читать) слова со вторым звуком [Л’]
Образец: сл__ед
|
|
|
|
8) Произносить (читать) словосочетания
- Зелёная лягушка.
- Сильная метель.
- Длинная лента.
- Маленький мальчик.
- Больной пальчик.
- Кленовый лист.
- Дальний лес.
- Малиновый кисель.
- Лесная поляна.
- Любознательный читатель.
- Лёгкая лейка.
- Маленький львёнок.
- Сильный ливень.
- Пуля пистолета.
- Беленькое пальто.
- Лимонные леденцы.
- Любимые тюльпаны.
- Лёгкое одеяльце.
- Глиняное блюдо.
- Стеклянная теплица.
- Клетка для лисы.
- Маленький стульчик.
- Тополиный пух.
- Люблинская улица.
9) Проспрягать предложения
- Я летел(а) на самолёте.
- Я лепил(а) из глины лягушку.
- Я пилю липу.
- Я поливаю лилии из лейки.
Образец:
- Я лез(-ла) на пальму.
- Ты лез(-ла) на пальму.
- Он (она) лез(-ла) на пальму.
- Мы лезли на пальму.
- Вы лезли на пальму.
- Они лезли на пальму.
10) Произносить (читать) предложения
Образец: Л__юда мал__енькая
- У Лены лейка.
- Галя и Оля бегали.
- Лёва и Коля сидели.
- Коля сильнее Толи.
- Лёня полез на липу.
- Далеко, далеко колокольчик звенит.
- Оля поливает лимон.
- Лида любит лимонад.
- Лёня лепит из пластилина.
- Маленькая Оля лежит в коляске.
- У Лизы болит левое колено.
- Валя и Галя увидели лебедей.
- Самолёт летит над лесами и полями.
- Маленькие лисята бежали за лисой.
- Оля из лейки поливает тополь клейкий.
- Мальчики ели ванильные вафли.
11) Произносить (читать) чистоговорки
- Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
- Мы ловили налима на мели.
- Метили в цель — попали в пень.
- Воду лили, лили, лили, лили, лили, поливали, ляленьку купали.
- Ели, ели, ели, ели, но малину не доели.
- Пилят, колют, колют, пилят
- Филя с Колей, Коля с Филей.
12) Произносить (читать) и пересказывать текст
Лиса и собаки
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:
— Ушки, ушки, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали?
— Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели.
— А ты, хвост, что делал?
— Я по пням, по кустам цеплялся.
— А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост.
Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
13) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворения.
Улитка
Как то летом у калитки мы увидели улитку,
Путь недлинный ели, ели, одолела за неделю.
Тополиный пух
Над калиной, над малиной, пух летает тополиный.
Ивы, клёны, пихты, ели, дуб и липы побелели.
Отсутствие в речи звуков Л, Ль и коррекционная работа.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль, поэтому нарушение его произношения встречается чаще. Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:
Отсутствие звуков Л, Ль.Речь ребенка, пропускающего звук л, будет звучать так: «Мышка весео жиа, на поу в угу спаа…» («Мышка весело жила, на полу в углу спала…») Подготовительный этап.
Этому могут помочь специальные упражнения. Решению последней задачи служит упражнение «Охотник идет по болоту». Взрослый говорит: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. Постановка звука. Когда ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке звука л при межзубном положении. Предложите ребенку произносить звук a в тот момент, когда он отпускает язык после прикусывания. Пусть он повторит это упражнение перед зеркалом 5 — 6 раз, крепче зажимая язык зубами и все чаще чередуя это движение с произнесением звука a. Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется, и, вы услышите сначала слоги ал, ал, ал, затем — ла, ла, ла. При этом обратите внимание ребенка на положение языка: «Следи за своим языком, прикажи ему, чтобы он не убегал от тебя в рот, держи его зубами». В медленном темпе он сможет, не прерывая протяжного произношения звука a, попеременно прикусывать и отпускать язык. Таким образом, у него получатся слоги ла, ла, ла. Далее следует перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука, положение. Ребенку предлагают поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам, произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук л приобретает бОльшую четкость. Автоматизация Звук Ль.После автоматизации л твердого мягкий звук легко ставится по подражанию. Показывая артикуляцию перед зеркалом, взрослый произносит слоги ли, ли, ли и обращает внимание ребенка на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами. Добившись правильного произношения слога ли, последовательно переходят к сочетаниям л с е, я, ё, ю. Желаю удачи! |
Тема урока: «Постановка звука [л]»
ЦЕЛИ:
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата (общие артикуляционные упражнения).
- Уточнение движений органов артикуляции на данный звук (специальные упражнения).
- Развитие силы голоса, длительности, плавности ротового выдоха.
- Постановка или формирование кинестетических ощущений (или уточнение) органов артикуляции на данный звук (формирование правильного артикуляционного уклада).
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: профиль артикуляции звуков Л и Ль, фотографии с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, листики для развития дыхания.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Обработка спиртом рук и логопедических зондов.
2. Знакомство с темой.
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л. А помогут нам в этом специальные упражнения (артикуляционная гимнастика):
“ИНДЮК”. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
“ПАРОХОД ГУДИТ”. Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”.
“САМОЛЕТ ГУДИТ”. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
3. Развитие дыхания.
Закрепляем у детей правильность выполнения вдоха и выдоха:
Короткий вдох (носом) – длинный выдох (ртом). Слова говорим на выдохе. Для произнесения смычно-проходных звуков (Л, Ль) характерно направление воздушной струи по боковым краям языка.
“Снежинки”. Дать ребенку кусочек ваты. “Это снежинка. Посмотри, как она летает”. Положить ватку на ладонь и сдувать ее с руки.
Инструкция: “Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку”. Ребенок сдувает ватку-“снежинку” с руки. Упражнение повторяется несколько раз.
4. Развитие силы голоса.
Упражнение “Ау!”.
Логопед: “Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом мы будем ее звать ? (Громким). Давай позовем ее – вдох носом, долгий выдох и громко:
“А-у-у-у!”.
5. Анализ артикуляции звука по плану:
— положение губ;
— положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
— участие голосовых связок.
а) губы открыты, их положение зависит от следующего звука;
б) зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;
в) кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
г) мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;
д) голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
6. Постановка звука:
- по подражанию;
- от опорного звука;
- с использованием механических средств.
7. Развитие фонематического восприятия.
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ). Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
Презентация для начальных классов «Звук «Л»»
Говори правильно, красиво!
Помоги Лилипутику выполнить задания.
Лилипутик
Цель:
Автоматизация звука [ л ]
в речи с использованием методов и приемов развивающих
внимание, память
и мышление.
Задачи:
- Закрепление уклада органов артикуляции при произношении звука [ л ]
- Автоматизация звука [ л ] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Посмотри на профиль звука [ Л ] и ответь на вопросы:
- Где находится язык, когда мы правильно произносим звук [ Л ] ?
- Звук [ Л ] говорим с голосом или без голоса?
А теперь проверь себя!
- Кончик языка упирается в верхние зубы.
- Боковые края языка опущены и не смыкаются с коренными зубами.
- Звук произносим с голосом.
Звук [ Л ] заблудился. Выдели нужную картинку.
Прочитай слоги. Старайся говорить правильно.
Л
А
А
О
Л
А
И
У
Ы
О
У
Л
КА
ГА
А
Ы
БА
У
П
ЛА
А
Л
Б
О
Г
Е
Составь из слогов слова.
ЛАМ
ХА
ЛОЖ
ГЛА
ЯБ
ЛАТ
ПОЛ
КО
ПАЛ
КА
ПА
ЗА
ЛО
КА
КА
ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
ЛАМПА ХАЛАТ Г ЛАЗА ЯБЛОКО
ЛОЖКА ПАЛКА ПОЛКА
Назови картинки.
Какая буква потерялась?
. ото
Сту .
. опата
Кук .а
Пи.а
Сто .
Сто .
А теперь проверь себя!
пи л а
сту л
кук л а
сто л
л ото
л опата
Всё верно?
Отгадай загадки.
Белое одеяло землю одевало. Солнце припекло-одеяло потекло.
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал,
тот и устал.
Круглое, румяное с дерева упало, Мне в рот попало.
Я землю копала, ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал.
Белое одеяло землю одевало. Солнце припекло-одеяло потекло.
Круглое, румяное с дерева упало, Любе в рот попало.
Проверь себя !
Это лопата,
снег, яблоко .
Распредели правильно картинки.
Одежда Мебель Продукты
Правильно подбери картинки к словам.
Злой
Вкусное
Удобное
Новое
Нарядная
Веселый
Дополни чистоговорку.
- ЛО – ЛО — ЛО – на улице …..
- ЛУ – ЛУ — ЛУ – стол стоит в ….
- УЛ – УЛ — УЛ — у нас сломался …
- ЛА – ЛА — ЛА – новая …
- ЛЫ – ЛЫ — ЛЫ – забивали мы ….
Назови правильно.
Дикие животные-это…,…
Домашние животные-это…,…
А теперь проверь себя!
Дикие животные — это белка, волк, лось, слон .
Домашние животные это — лошадь, козёл.
Всё верно?
Закончи предложения.
.
Слава дал Клаве
.
На лугу пасется
По снегу бежал голодный
.
Придумай предложения по картинкам.
Подарки.
Весь день Лара читала книгу. Там были интересные сказки о животных.
Мама подарила ей красивое платье. Бабушка связала внучке чудесную шапочку и шарф.
У Лары был день рождения. Она получила много подарков.
От сестры Лара получила блокнот и краски. Папа купил дочке книгу.
На другой день девочка взяла блокнот и краски. Она решила рисовать картинки к сказкам.
Ты замечательно поработал!
Молодец!
Всегда правильно
говори звук [ Л ] !
Авторы презентации:
- Абрамчук Ольга Ивановна,
учитель – логопед МОУ «СОШ №12 с УИОП»
- Семибратченко Галина Алексеевна
учитель – логопед МОУ « ООШ №13»
Старый Оскол, 2011