Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе.
Утомление – это состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью и прекращающееся после отдыха. Утомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить.
Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. Лицо приобретает печать усталости или мимического возбуждения. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям, ребенок плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Ослабляются внимание и память, затрудняется мыслительная деятельность, увеличивается число совершаемых ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Ребёнок постоянно отвлекается, меняет позу.
Утомление может возникать в связи с различными факторами:
- нарушение режима дня;
- несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма;
- предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения;
- недостаточная продолжительность сна;
- длительные отрицательные эмоции и др.
Переутомление — это стадия длительного утомления, болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, что отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. Переутомление проявляется в ряде признаков: в ослаблении психических функций (мышления, восприятия, памяти, внимания и пр.), в головных болях, нарушении нормального сна и бессоннице, ухудшении аппетита, апатии и пр.
Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематическом повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление – это уже пограничное состояние с заболеванием.
Предупредить появления утомления и переутомления ребенка поможет выполнение этих рекомендаций:
- соблюдение режима дня. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться в младшей группе — по 10-15 мин, в средней — по 20 мин, в старшей — по 20-25 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
- соблюдение режима сна. В режиме дня предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон.
- соблюдение режима питания. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов.
- ежедневные прогулки на свежем воздухе. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. В дошкольном возрасте в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч, летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе.
- проветривание помещения, в котором пребывает ребенок в течение дня.
- чередование умственных и физических видов деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
- дозирование доступа ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми. Доказано, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.
Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
borovoe-sad.schools.by
Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста | Здоровье, физкультура
Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста
Автор: Георгиева Ольга Николаевна
Организация: ГАДОУ «Детский сад №125»
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Работа в организованной организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных к школе групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.
От правильной организации деятельности, уровня её физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.
У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
- однообразие деятельности,
- неправильно подобранный материал,
- излишняя статичность детей,
- излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
- большое количество детей в группе (шум),
- незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
- не правильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.
Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.
Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.
Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей
Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго
www.vospitatelds.ru
Консультация на тему: Предупреждение переутомления детей.
Предупреждение переутомления детей.
В течении дня необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. Состояние переутомления у них существенно отличается от такового у взрослых людей.
Утомление у детей 3-7 лет проявляется главным образом в рассеивании внимания, падении интереса к работе, отказе от неё. Утомление ребёнка – это отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы. При частом переутомлении у ребёнка может развиться негативное отношение к окружающему, формировать агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длительное переутомление может привести к формированию неврозов.
Для обеспечения нормального развития профилактика переутомления имеет большое значение. Режимы, соответствующие возрасту, и определяют то время в течении которого ребёнок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Если ему будет предоставлен отдых или во время бодрствования смена видов деятельности, то ни переутомления, ни состояния хронического утомления не возникает. Например, если ребёнок во время бодрствования занимается только одним видом деятельности: смотреть телевизор, больше положенного времени; только читать и слушать книги; играть в компьютерные игры, то у него наступит состояние переутомления, которое отразится на поведении ребёнка. Необходимо чередовать психическое напряжение с активными физическими занятиями (подвижные игры, занятия спортом), тогда наступит к концу бодрствования физиологическое утомление и ребёнок будет в положенное время глубоко и спокойно спать.
Для профилактики переутомления очень важно разумно организовать вечернее время бодрствования детей, когда несколько снижается работоспособность и выносливость нервных клеток. В это время необходимо исключить шумные игры, возбуждающие ребёнка, проследить, чтобы он не сидел у телевизора, компьютера. Лучше немного спокойно поиграть с ребёнком или почитать и спокойно подвести его к тому, что надо ложиться спать.
Таким образом, профилактика переутомления у детей заключается прежде всего в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления здоровья:
-соблюдать режим дня;
-предоставлять детям своевременный отдых, обеспечивать достаточно длительным и качественным сном;
-не ограничивать двигательную активность;
-разнообразить организацию бодрствования;
-не насыщать чрезмерно информацией;
— информация должна соответствовать возрасту ребёнка.
nsportal.ru
признаки и профилактика, как помочь школьнику
Каждые родители хотят вырастить своих детей умными, талантливыми и успешными. Однако благие намерения иногда приносят больше вреда, чем пользы. Чрезмерная нагрузка в школе, масса дополнительных факультативов приводят к переутомлению ребенка. А это в свою очередь чревато ухудшением успеваемости в школе и даже возникновением проблем со здоровьем.
Оглавление: Что такое утомление? Признаки переутомления у школьника Причины возникновения переутомления Профилактика переутомления - Сколько должен спать школьник? - Правильная организация учебного процесса - Свободное время и питание школьника
Что такое утомление?
Утомлением называют такое состояние, которое формируется вследствие напряженной умственной или физической нагрузки. Утомление, прежде всего, проявляется снижением работоспособности и субъективным ощущением слабости.
Основным механизмом развития утомления является изменение соотношения тормозных и возбудительных процессов в мозге. Утомление протекает в две фазы:
- Первая фаза — возбуждение нервной деятельности;
- Вторая фаза — торможение нервной деятельности.
В первой фазе происходит ослабление процессов торможения и на первый план выступают реакции возбуждения. Как это проявляется? Ребенку сложно удерживать внимание. Он то и дело отвлекается на посторонние разговоры, что-то выкрикивает, смеется. Отмечается и двигательное возбуждение. Школьнику буквально сложно усидеть на месте, он ерзает на стуле, вскакивает с места. Также утомление проявляется тем, что малыш начинает вертеть в руках ручку, рисовать что-то в тетрадке, ни с того ни с сего почесываться или гримасничать.
Во второй фазе процессы возбуждения угнетаются и преобладают процессы торможения. На этом этапе утомление очень хорошо заметно. Ребенок становится вялым, зевает и потягивается, может подпирать голову рукой или вовсе обессилено лечь на парту. Школьник не принимает участие в дискуссии, а на вопросы учителя отвечает вяло и невпопад.
Признаки переутомления у школьников
Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.
Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.
Признаками переутомления являются:
- Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
- Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
- Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
- Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
- Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.
Причины возникновения переутомления
При правильно организованном режиме работы и отдыха, а также умеренных физических и умственных нагрузках переутомление ребенку не грозит. Наиболее часто к появлению утомления приводят такие факторы:
- Несбалансированный режим дня;
- Недосыпания;
- Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
- Отсутствие физических нагрузок;
- Большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на факультативах;
- Длительные однообразные занятия;
- Отсутствие чередования труда и отдыха.
Профилактика переутомления у школьников
Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно. Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся. С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.
Рекомендуем прочитать: Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей
Сколько должен спать школьник?
Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп. Так, ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату. Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.
О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:
Правильная организация учебного процесса
При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.
Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.
Обратите внимание
Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.
Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки. Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме. Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.
Свободное время и питание
Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы. Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года. Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.
Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.
Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.
Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель
8,623 просмотров всего, 4 просмотров сегодня
Загрузка…okeydoc.ru
Переутомление у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика
Ощущение постоянной усталости, сонливость, апатия — признаки психического и физического переутомления у ребенка. С ним сталкиваются не только взрослые, но и школьники и даже груднички. В чем причина переутомления у детей, как выявить патологию и чем можно помочь ребенку, расскажем в нашей статье.
Причины переутомления у детей
Переутомление не наступает моментально. Это длительно развивающийся процесс. Состояние утомленности у грудничков провоцируется дискомфортом, мышечным напряжением, неправильным режимом дня (некорректное распределение времени на сон и активность), частыми болезнями, снижением уровня гемоглобина в крови.
У школьников и подростков причинами переутомления могут быть следующие распространенные жизненные ситуации:
- Перегруженность в школе, на дополнительных занятиях;
- Отсутствие мотивации к деятельности. Ребенок не понимает, зачем ему нужно играть на скрипке по 2 часа в день, если этого просто хочет мама;
- Эмоциональная нестабильность дома. Строгость родителей, излишняя придирчивость к поведению и результатам учебы;
- Несоблюдение режима дня;
- Плохое питание. Дефицит витаминов, жиров, углеводов;
- Минимальное количество прогулок;
- Отсутствие физической нагрузки;
- Гормональные сбои в подростковом возрасте.
Таким образом, на ухудшение физического, психологического состояния ребенка в любом возрасте влияют внешние и внутренние причины. Если выявить их точно, устранить, справиться с переутомлением получится более эффективно и быстро.
Симптомы переутомления у ребенка
Выявить переутомление помогают наблюдения за ребенком и клинические анализы. Сдавать кровь, записываться на прием к неврологу нужно при высоком уровне утомленности. Если картина не критична, помощь врачей не понадобится.
Если грудничок отказывается от еды, постоянно капризничает, зевает, но не может уснуть, у него беспричинно повышается температура до 37-37,5°С, родителям нужно задуматься о режиме дня малыша, качестве питания и психологическом комфорте новорожденного.
Обращаться к врачу нужно, если родители заметили у ребенка следующие признаки переутомления:
- Снижено артериальное давление;
- Бессонница стала хронической;
- Школьник явно агрессивен, напряжен эмоционально;
- Ребенок плохо кушает или ест слишком много;
- Температура снижается или повышается стабильно;
- У ребенка появляются нетипичные телодвижения, тремор конечностей;
- Малыш меняет позу во сне каждые 20-30 минут и чаще;
- Снижена концентрация внимания, потерян интерес к общению, играм, занятиям;
- Малыш заторможен, скорость реакции на прикосновение, вопросы снижена;
- Ребенок часто болеет ОРВИ, простудами, ринитом;
- Кожа лица бледная, под глазами синяки;
- Снижается вес;
- Малыши жалуются на тошноту, головную боль.
Распознать переутомление помогают и клинические анализы крови. У ослабленного ребенка снижены гемоглобин и количество тромбоцитов, а уровень лейкоцитов, эритроцитов повышен.
Видео плаксивость и переутомление у детей
Лечение переутомления у детей
Переутомление лечится комплексно. Ребенку необходимо оказать педагогическую, медикаментозную и психологическую помощь.
В первую очередь, нужно снизить любые нагрузки на тело и центральную нервную систему, то есть дать малышу отдохнуть. По рекомендации педиатра покажите ребенка невропатологу, сходите на прием к семейному психологу. При необходимости узкие специалисты назначат медикаментозное лечение.
Терапия для переутомленных детей чаще оказывается в домашних условиях. Родителям нужно соблюдать следующие простые правила при оказании помощи ребенку:
- Организуйте режим дня.
Очень важно не отходить от назначенного на сон и занятия времени более чем на 30 минут. Запишите план на плакат, повесьте его в детской.
- Придерживайтесь режима дня не менее 4 недель.
- Уделяйте сну не меньше 8 часов ночью для школьника, грудничок должен спать от 10 до 14 часов в сутки.
- Исключите из жизни ребенка стрессы. Оградите его от общения с незнакомыми людьми или неприятными ему личностями на 3-4 недели.
- Увеличивайте нагрузки постепенно.
- Много гуляйте.
- Запишитесь на расслабляющий и общеукрепляющий массаж.
- От компьютерных игр, просмотра телевизора на время лечения лучше отказаться полностью.
- Принимайте расслабляющие ванны с травами.
Добавляйте в горячую воду хвойный экстракт, настои валерианы.
- Заваривайте ребенку зеленый чай.
- Давайте пить гранатовый, свекольный и морковный сок.
Пейте чаще свежевыжатые напитки, они богаты витаминами.
- Добавляйте в травяные чаи мед, ешьте пчелиную сладость на ночь, запивая молоком.
- Следите за питанием ребенка. Оно должно быть богато углеводами и жирами. Увеличьте количество ягод, фруктов, орехов.
В качестве медикаментозной помощи детям можно использовать «Глицин», «Афобазол», «Тенотен» по инструкции и возрасту ребенка, при нервном напряжении, бессоннице давать валериану. Обязательно поите больного витаминными комплексами.
Профилактика переутомления у ребенка
Чаще всего главными виновниками хронической усталости у детей дошкольного и школьного возраста становятся родители. Взрослые не учитывают способности малыша переносить нагрузки, быстро адаптироваться к изменениям в режиме дня. Плюс к этому родители зачастую предъявляют завышенные требования к учебе, забывая о здоровье и интересах ребенка.
Чтобы избежать переутомления у детей раннего возраста и школьника, обратите внимание на следующие рекомендации психологов.
Детям хорошо то, что приносит им радость
Не заставляйте любимое чадо заниматься спортом или играет на музыкальном инструменте часами, если это хобби не приносит ребеночку удовольствие. Насилие травмирует психику.
Меняйте род деятельности часто детей
Игра в одну забаву с грудничком более 20 минут не нужно, это быстро утомляет ребенка. Так же и школьнику не нужно писать и читать часами, чередуйте отдых с учебой каждые 30-45 минут.
Уделяйте больше времени физической активности ребенка
Без прогулки и активных игр на улице, в спортивном зале ребенок быстро станет ослабленным и болезненным. Не обязательно профессионально заниматься спортом, достаточно ежедневно гулять не меньше часа в любую погоду.
По мнению врачей и детских психологов, огромную роль в профилактике стрессов и переутомления у детей разных возрастов играет внутренний настрой семьи, атмосфера в доме. Дети, растущие в мире заботы и внимание без фанатичной слежки и прессинга со стороны родителей, более работоспособны и здоровы, в них нет страха перед неудачами, тревоги за неуспехи в учебе, жизни.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
vse-pro-detstvo.ru
Консультация для педагогов «Признаки утомляемости ребенка дошкольника»
Консультация для педагогов
«Признаки утомления ребёнка дошкольника»
Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности.
Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений .
Работа в непосредственно организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.
От правильной организации деятельности, уровня ее физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.
У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности ( например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).
Причины утомления:
— однообразие деятельности,
— неправильно подобранный материал,
— излишняя статичность детей,
— излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
— большое количество детей в группе (шум),
— незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
— неправильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.
Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными .
Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.
Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей:
Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.
Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет- отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго и упорно, но не могут быстро перестроиться, им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом НС (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни в минуты отдыха, они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их, быстро утомляются.
Средства предупреждения утомления у детей:
Для предупреждения утомления у детей необходимо соблюдать режим дня, исключив недосыпание, уменьшив нагрузку, правильно организовав чередование нагрузки и отдыха и увеличив их пребывание на свежем воздухе.
Планировать мотивацию деятельности, средства, приемы, соблюдать четко требования СанПина.
Обеспечить соответствие объема и степени сложности содержания учебного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Обеспечить качественное проведение оздоровительных моментов:
• минутка релаксации,
• дыхательная гимнастика
• гимнастика для глаз
• физкультминутки
• рациональный выбор поз в соответствии с видом деятельности (сидя на стульчиках, стоя в кругу, сидя на ковре, стоя вокруг стола и др.)
• Обеспечение эмоционального комфорта
Таким образом, профилактика утомления у детей заключается преимущественно в обеспечении всех условий для нормального развития и обучения детей.
infourok.ru
Профилактика переутомления у школьников
Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие — и медики, и педагоги, и родители. Учебные и домашние занятия оказывают на организм ребенка психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Чтобы у Вашего ребёнка не было переутомления, его нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, потому что позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.
Чем вызваны школьные перегрузки?
Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины. Постоянные условия ограничения времени «цейтнот» -и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова. В начальной школе немаловажный источник напряжения -высокие требования к скорости чтения и письма. Общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке -третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.
Как определить, что ребенок перегружен?
Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.
На что нужно обратить внимание?
На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; проблемы с засыпанием). Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания «все надоело, устал» и т.п. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д. У некоторых переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение — следствие нервного перевозбуждения. Следствие перегрузок -не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки («не справляюсь -значит, неспособный»). Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Постарайтесь адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.
Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:
-Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.
-Питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.
-Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.
-Отсутствие вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.
Не допускайте травмирования ребёнка словом и несправедливым отношением. Разговаривайте с детьми спокойным тоном. Не применяйте телесных наказаний (а к ним относится и «обычный» подзатыльник). Осуществляйте контроль за время препровождением ребёнка за компьютером, регулируйте время (а по возможности и качество) просмотра телепередач. Не запугивайте ребёнка. Не подавляйте его инициативу.
Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.
Любите своего ребенка таким, какой он есть!
При полном или частичном копировании информационного материала ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обязательна:
34.rospotrebnadzor.ru