Профилактика утомления у детей – Консультация (подготовительная группа) по теме: Консультация для родителей «Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста»

Содержание

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

0_1de51_8ce1c268_l

Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток. Другой особенностью нервной системы ребёнка является преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, поэтому длительное торможение у ребенка легко приводит к утомлению. Примером может служить утомление, возникающее при торможении двигательной сферы во время сидения за партой в школе.

Утомление – это состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью и прекращающееся после отдыха. Утомление рассматривается как определенный этап в динамике работоспособности, как сигнал о том, что работу надо или облегчить, или прекратить.

Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других — в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. Лицо приобретает печать усталости или мимического возбуждения. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям, ребенок плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Ослабляются внимание и память, затрудняется мыслительная деятельность, увеличивается число совершаемых ошибок, ухудшается координация движений, притупляются ощущения. Ребёнок постоянно отвлекается, меняет позу.

Утомление может возникать в связи с различными факторами:

  • нарушение режима дня;
  • несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма;
  • предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения;
  • недостаточная продолжительность сна;
  • длительные отрицательные эмоции и др.

Переутомление — это стадия длительного утомления, болезненное состояние, требующее психолого-педагогической, а порой медицинской помощи. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, что отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья. Переутомление  проявляется  в ряде признаков: в ослаблении психических функций (мышления, восприятия, памяти, внимания и пр.), в головных болях, нарушении нормального сна и бессоннице, ухудшении аппетита, апатии и пр.

Для снятия переутомления нужен более длительный отдых. При систематическом повторяющемся переутомлении возникает хроническое утомление – это уже пограничное состояние с заболеванием.

Предупредить появления утомления и переутомления ребенка поможет выполнение этих рекомендаций:

  • соблюдение режима дня. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться в младшей группе — по 10-15 мин, в средней — по 20 мин, в старшей — по 20-25 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
  • соблюдение режима сна. В режиме дня предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон.
  • соблюдение режима  питания. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 4 часов.
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе. Прогулки — наиболее эффективный вид отдыха. В дошкольном возрасте в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч, летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе.
  • проветривание помещения, в котором пребывает ребенок в течение дня.
  • чередование умственных и физических видов деятельности. Так, например, если ребенок активно складывал мозаику, необходимо сменить деятельность на подвижную игру, например, покидать мячик.
  • дозирование доступа ребенка к телевизору, компьютеру и различным игровым приставкам, заменяя их другими увлекательными играми. Доказано, что компьютерные игры относятся к наиболее напряженной деятельности по сравнению с другими видами занятий на компьютере и считаются более утомительными, чем решение математических задач. Максимальная длительность работы на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, для детей 6 лет — 15 минут.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

borovoe-sad.schools.by

Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста | Здоровье, физкультура

Профилактика утомляемости у детей дошкольного возраста

Автор: Георгиева Ольга Николаевна

Организация: ГАДОУ «Детский сад №125»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе.
Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуальной деятельности, нарушением внимания (главным образом трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др.
Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности и ритмичности движений.

Работа в организованной организованной деятельности требует от детей длительного физического и умственного напряжения, т.е. связана с активной деятельностью ребенка, стремлением достигнуть результатов в своих действиях, продолжительным произвольным вниманием и т.п. Исследования показывают, что даже при соблюдении требований к объему образовательной нагрузки и внедрении отдельных форм физкультурной деятельности, частота случаев сильного и выраженного утомления после занятий у детей старших и подготовительных к школе групп составляет примерно 40%. Это в свою очередь вызывает неблагоприятные моменты в функциональном состоянии различных органов и систем.

От правильной организации деятельности, уровня её физиологической рациональности во многом зависит состояние детей в процессе обучения, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупредить преждевременное наступление утомления.

У детей в связи с их анатомофизиологическими особенностями организма утомление развивается быстрее, нередко даже без особо активной деятельности (например, при вынужденном бодрствовании у детей грудного возраста, во время сидения за столом или за партой в школе).

Причины утомления:

 

  • однообразие деятельности,
  • неправильно подобранный материал,
  • излишняя статичность детей,
  • излишнее включение атрибутов, предметов, наглядности,
  • большое количество детей в группе (шум),
  • незнание педагогами приемов привлечения внимания детей,
  • не правильное соотношения нагрузки (деятельности) и отдыха.


Признаки утомления у детей проявляются чаще всего в нарушении поведения, они становятся неусидчивыми, невнимательными, отвлекаются, разговаривают друг с другом, становятся двигательно расторможенными, нарушают дисциплину. При этом правильная оценка их состояния затруднительна из-за отсутствия у них каких — либо жалоб. В некоторых случаях, особенно после перенесенных заболеваний, дети становятся вялыми, пассивными.

Нередко утомление может быть не только следствием перенесенных заболеваний, но и их предвестником.

Способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей

Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности.

Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на занятии внимательно слушают, готовы и хотят отвечать, легко переключаются на новое дело, на новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь.
Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности, однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но если нет — отключается мгновенно. Работоспособность у таких детей очень неустойчивая.

Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом НС (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу, правда, включившись, работают долго

www.vospitatelds.ru

Консультация на тему: Предупреждение переутомления детей.

Предупреждение переутомления детей.

В течении дня необходимо следить за тем, чтобы дети не переутомлялись. Состояние переутомления у них существенно отличается от такового у взрослых людей.

Утомление у детей 3-7 лет проявляется главным образом в рассеивании внимания, падении интереса к работе, отказе от неё. Утомление ребёнка – это отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы. При частом переутомлении у ребёнка может развиться негативное отношение к окружающему, формировать агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длительное переутомление может привести к формированию неврозов.

Для обеспечения нормального развития профилактика переутомления имеет большое значение. Режимы, соответствующие возрасту, и определяют то время в течении которого ребёнок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Если ему будет предоставлен отдых или во время бодрствования смена видов деятельности, то ни переутомления, ни состояния хронического утомления не возникает. Например, если ребёнок во время бодрствования занимается только одним видом деятельности: смотреть телевизор, больше положенного времени; только читать и слушать книги; играть в компьютерные игры, то у него наступит состояние переутомления, которое отразится на поведении ребёнка. Необходимо чередовать психическое напряжение с активными физическими занятиями (подвижные игры, занятия спортом), тогда наступит к концу бодрствования физиологическое утомление и ребёнок будет в положенное время глубоко и спокойно спать.

Для профилактики переутомления очень важно разумно организовать вечернее время бодрствования детей, когда несколько снижается работоспособность  и выносливость нервных клеток. В это время необходимо исключить шумные игры, возбуждающие ребёнка, проследить, чтобы он не сидел у телевизора, компьютера. Лучше немного спокойно поиграть с ребёнком или почитать и спокойно подвести его к тому, что надо ложиться спать.                                                                              

Таким образом, профилактика переутомления у детей заключается прежде всего в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления здоровья:

-соблюдать режим дня;

-предоставлять детям своевременный отдых, обеспечивать достаточно длительным и качественным сном;

-не ограничивать двигательную активность;

-разнообразить  организацию бодрствования;

-не  насыщать чрезмерно информацией;

— информация должна соответствовать возрасту ребёнка.

nsportal.ru

признаки и профилактика, как помочь школьнику

Каждые родители хотят вырастить своих детей умными, талантливыми и успешными. Однако благие намерения иногда приносят больше вреда, чем пользы. Чрезмерная нагрузка в школе, масса дополнительных факультативов приводят к переутомлению ребенка. А это в свою очередь чревато ухудшением успеваемости в школе и даже возникновением проблем со здоровьем.


Оглавление: 
Что такое утомление?
Признаки переутомления у школьника 
Причины возникновения переутомления
Профилактика переутомления
- Сколько должен спать школьник? 
- Правильная организация учебного процесса
- Свободное время и питание школьника

Что такое утомление?

Утомлением называют такое состояние, которое формируется вследствие напряженной умственной или физической нагрузки. Утомление, прежде всего, проявляется снижением работоспособности и субъективным ощущением слабости.

Основным механизмом развития утомления является изменение соотношения тормозных и возбудительных процессов в мозге. Утомление протекает в две фазы:

  • Первая фаза — возбуждение нервной деятельности;
  • Вторая фаза — торможение нервной деятельности.

В первой фазе происходит ослабление процессов торможения и на первый план выступают реакции возбуждения. Как это проявляется? Ребенку сложно удерживать внимание. Он то и дело отвлекается на посторонние разговоры, что-то выкрикивает, смеется. Отмечается и двигательное возбуждение. Школьнику буквально сложно усидеть на месте, он ерзает на стуле, вскакивает с места. Также утомление проявляется тем, что малыш начинает вертеть в руках ручку, рисовать что-то в тетрадке, ни с того ни с сего почесываться или гримасничать.

Во второй фазе процессы возбуждения угнетаются и преобладают процессы торможения. На этом этапе утомление очень хорошо заметно. Ребенок становится вялым, зевает и потягивается, может подпирать голову рукой или вовсе обессилено лечь на парту. Школьник не принимает участие в дискуссии, а на вопросы учителя отвечает вяло и невпопад.

Признаки переутомления у школьников

Утомление является защитной реакцией организма, развивающейся в ответ на чрезмерную физическую и умственную нагрузку. Это нормальное состояние. Признаки утомления бесследно исчезают после отдыха, и ребенок снова становится активным и способным к обучению.

Когда же ни смена деятельности, ни продолжительный отдых или сон не приводят к исчезновению этих признаков — говорят о развитии переутомления. По большому счету переутомление — это продолжительное, накопившееся утомление. Это уже патологическое состояние, которое создает предпосылки к развитию нервно-психических, а также соматических заболеваний.

Признаками переутомления являются:

  • Снижение умственной работоспособности — ребенок с трудом запоминает новый школьный материал, допускает ошибки при выполнении заданий, ухудшается успеваемость;
  • Снижение физической работоспособности — минимальная физическая нагрузка быстро вызывает у малыша слабость;
  • Выраженные психические расстройства, проявляющиеся бессонницей, плохим аппетитом, повышенной тревожностью малыша, появлением страхов, плаксивостью, эмоциональной лабильностью;
  • Вегетативные нарушения — колебания артериального давления, аритмия, головные боли;
  • Снижению реактивности организма — частые простудные заболевания.

Причины возникновения переутомления

При правильно организованном режиме работы и отдыха, а также умеренных физических и умственных нагрузках переутомление ребенку не грозит. Наиболее часто к появлению утомления приводят такие факторы:

  1. Несбалансированный режим дня;
  2. Недосыпания;
  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  4. Отсутствие физических нагрузок;
  5. Большой объем учебной информации, получаемый ребенком в школе и на факультативах;
  6. Длительные однообразные занятия;
  7. Отсутствие чередования труда и отдыха.

Профилактика переутомления у школьников

Переутомление – это состояние, которое негативно сказывается не только на успеваемости малыша, но и на его здоровье. А поэтому допускать развития утомления крайне нежелательно. Родителям нужно вовремя остановиться в стремлении вырастить из ребенка гения. Когда у ребенка буквально каждый час расписан занятиями в школах раннего развития и всевозможных кружках — переутомления избежать не удастся. С таким большим объемом учебной информации малыш попросту не способен справиться.

Рекомендуем прочитать:
Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей

Сколько должен спать школьник?

Стоит помнить, что для нормального развития ребенка очень важно организовать режим труда и отдыха. У малыша должен быть полноценный сон, причем продолжительность сна различна для разных возрастных групп. Так, ночной сон для младшеклассников должен длиться десять часов, а для школьников средних классов — девять часов. Отход ко сну — не позже 22.00. При этом ко сну нужно подготовить ребенка: не подпускать поздно вечером к компьютеру, проветрить комнату. Кроме того, первоклашкам не стоит игнорировать и дневной сон.

О правилах здорового детского сна рассказывает педиатр, доктор Комаровский:

Правильная организация учебного процесса

При организации режима дня нужно учитывать физиологические подъемы работоспособности в течение суток. Так, максимальная работоспособность наблюдается в период между 8-12 и 16-18 часами. В утреннее время ученики очень хорошо воспринимают школьную информацию, ну а в период 16-18 часов вечера необходимо запланировать выполнение домашних занятий.

Правильно организованное рабочее место позволит ребенку быстро и эффективно делать домашнее задание, не испытывая при этом усталости.

Обратите внимание

Рабочее место малыша дома также нужно обустроить должным образом. Стол должен располагаться на уровне солнечного сплетения школьника, а стул — быть удобным и обязательно со спинкой. Рабочее место нужно располагать в освещенной части комнаты, также необходимо водрузить на стол лампу.

Очень важно чередовать виды деятельности. Не зря говорят, что лучший отдых — это смена деятельности. Во время выполнения домашних занятий нужно делать небольшие физкультминутки. Ребенку стоит встать, немного размяться. Особенно хорошо будет, если родители будут делать физкультминутки с малышом в игровой форме. Ну а проведение гимнастики для глаз позволит снять напряжение с органа зрения.

Свободное время и питание

Записывая ребенка на многочисленные факультативы и кружки, родители лишают малыша свободного времени. А ведь это время необходимо школьнику для того, чтобы отдохнуть и восстановить свои ресурсы. Но свободное время нужно проводить с пользой, а не за компьютером или планшетом. Ежедневный режим дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе, даже в холодную пору года. Общая продолжительность пребывания школьника на свежем воздухе должна составлять около трех часов в день.

Не стоит забывать и о правильном питании. Детский организм растет очень быстро и нуждается в полезных веществах. Питание должно быть сбалансированным и полноценным. Кратность приемов пищи 4-5 раз в день. При этом последний прием пищи должен быть не позже, чем за два часа до сна.

Родителям стоит помнить, что своевременная профилактика переутомления поможет ребенку эффективнее осваивать школьные предметы, расти здоровым и счастливым ребенком.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель