Половое созревание. Парапубертатный период. Препубертатный период. Пубертатный период.
Половое созревание — сложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы.
В
эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю
внутриутробной жизни происходят накладка
и половая дифференцировка первичной
гонады и начало продукции половых
гормонов. При этом для превращения
половой закладки в яичник необходим
женский набор хромосом (46ХХ), а для
изменения половой закладки в яичко —
мужской (46ХУ). На 10—12-й неделе осуществляется
дифференцировка половых протоков во
внутренние половые органы (матку,
маточные трубы, свод влагалища у девочек;
придатки яичка, семявыносящий проток
у мальчиков). С 12-й по 24-ю неделю наблюдается
дифференцировка наружных половых
органов. Образование внутренних и
наружных гениталий женского типа
происходит под влиянием автономной
тенденции к феминизации и не требует
воздействия половых гормонов, а для
образования внутренних и наружных
половых органов мужского типа необходимы
морфогенетический субстрат и
Постэмбриональный
период П. с. начинается с момента рождения
ребенка и длится приблизительно до 6—7
лет, в течение которых происходит
дальнейшая перестройка
гипоталамо-гипофизарно-гонадных
соотношений. Формирование взаимосвязей
в цепи гипоталамус — гипофиз —
гонады заканчивается к 1
Препубертатная фаза (адренархе) начинается после 6—7 лет, когда происходит созревание надпочечников с быстрым повышением концентрации надпочечниковых андрогенов, которые воздействуют на гипоталамус и стимулируют созревание гипоталамо-гипофизарной системы. Фактор, вызывающий скачкообразный подъем уровня надпочечников андрогенов, не известен. Дискутируется возможная роль пролактина или другой специфической гипофизарной фракции, которая, возможно, обладает гормональной активностью, подобной лютеинизирующему гормону.
Собственно пубертатная фаза (пубертатный период) является кульминационной в процессе П. с. Пубертатный период наступает по достижении соответствующей степени зрелости организма. Эта фаза характеризуется качественными изменениями в системе гипоталамус — гипофиз — гонады. Постепенно падает чувствительность гипоталамуса к половым гормонам и для подавления секреции ГТГ требуется все возрастающее количество половых гормонов. Снижение порога чувствительности гипоталамуса приводит к растормаживанию секреции ГТГ, уровень которой постепенно нарастает. Одновременно повышается чувствительность гипофиза к стимулирующему воздействию гонадолиберинов, выделяемых гипоталамусом, что также приводит к увеличению секреции ГТГ. Ведущую роль в повышении чувствительности гипофиза к воздействию гонадолиберина играют половые стероиды, главным образом эстрогены. В этом же периоде возрастает количество рецепторов к ГТГ в гонадах, а также количество секретируемых ими половых гормонов.
Повышение уровня ГТГ происходит скачкообразно, с нарастанием их общего уровня и амплитуды колебаний. Для становления пубертатной фазы характерно ночное увеличение выброса ГТГ, главным образом лютеинизирующего гормона (ЛГ). Пульсирующий пубертатный выброс ГТГ происходит в результате эпизодической секреции гонадолиберина. Ночной пик ЛГ вызывает более высокий подъем уровня тестостерона у мальчиков. У девочек максимальная концентрация эстрадиола наблюдается в дневное время, т.к. для его образования в яичниках нужен более длительный период времени. По мере развития пубертатного периода к ночным импульсам присоединяются дневные; происходит увеличение амплитуды и частоты импульсов с формированием зрелого типа секреции ЛГ. Пубертатный период у девочек завершается окончательным созреванием циклического центра гипоталамуса и появлением положительной обратной связи с эстрогенами.
Механизм «запуска» пубертатной фазы рассматривают как результат совпадения двух физиологических процессов, происходящих в гипоталамусе: продукции люлиберина (гонадолиберина — ГРГ) аркуатным ядром и деятельности супрахиазматического ядра — регулятора циркадных ритмов. Замедление частоты осцилляций супрахиазматического ядра приводит к усилению импульсов, стимулирующих секрецию ГРГ. В результате этого в течение раннего пубертатного периода наблюдаются эпизодические выбросы ГТГ, в частности ЛГ, в ночные часы. Затем устанавливается ритмичное выделение ГТГ, которое стимулирует синтез и секрецию половых гормонов гонадами и гаметогенез. Человек достигает половой зрелости позже, чем все остальные млекопитающие, т.к. процесс пубертатных изменений протекает у него очень медленно. В связи с этим увеличивается период зависимости детей от родителей и создаются большие возможности для передачи опыта одного поколения другому.
У мальчиков в препубертатной фазе отмечается детский тип телосложения, отсутствуют пигментированные остистые волоски на лобке и в подмышечных областях. Диаметр яичек не превышает 2,5 см. Наиболее ранним признаком пубертатного периода у мальчиков является увеличение диаметра яичек, обычно в возрасте 10—12 лет. В этом периоде в яичках начинается усиленное размножение сперматогоний. С 16 лет в семенных канальцах образуются первые сперматозоиды и еще через несколько лет канальцы достигают максимального диаметра и активности. Через год от начала роста яичек появляются вторичные половые признаки: увеличиваются длина и диаметр полового члена, отмечается оволосение на лобке (пигментированные остистые волосы), происходит изменение тембра голоса. В последующем продолжают увеличиваться размеры яичек, оволосение на лобке становится более обильным, распространяется вверх по средней линии живота, появляются признаки оволосения над верхней губой, угревая сыпь на лице. Темпы роста тела в длину достигают своего максимума, увеличивается мышечная масса.
О завершении П. с. у лиц мужского пола свидетельствует появление поллюций. Половая зрелость у них наступает в 18—20 лет. К этому времени диаметр яичек более 4,5 см, оволосение на лобке, животе и туловище приближается к своему максимуму, наблюдается рост волос на подбородке и нижней части лица. Рост волос на лице начинается обычно через 3 года после появления оволосения на лобке. Рост волос на груди и туловище, увеличение окружности грудном клетки, мышечной массы у мужчин продолжаются и в постпубертатном периоде.
Пубертатный
период у девочек начинается с 8—10 лет:
отмечается нагрубание молочных желез,
в которых увеличивается диаметр ареол,
появляются пигментированные остистые
волосы на лобке и больших половых губах,
ускоряется рост тела в длину. У большинства
девочек нагрубание молочных желез
приблизительно на 6 месяцев опережает
появление оволосения на лобке и только
у 10% девочек последнее предваряет рост
молочных желез. Затем появляется
оволосение в подмышечных областях,
наблюдаются дальнейшее увеличение
молочных желез и их ареол, слизистые
выделения из влагалища, угревая сыпь
на лице. Оволосение на лобке, в подмышечных
областях и угревая сыпь на лице являются
результатом повышения уровня
надпочечниковых андрогенов и не зависят
от функции
С 10—14 лет возникает менархе (первая менструация). Ее наступление не совпадает с завершением физического развития и не свидетельствует о полноценной функции яичников. Первые яичниковые циклы не сопровождаются овуляцией. Непосредственно перед менархе общий рост тела приостанавливается, но при этом возрастают темпы увеличения размеров таза и развития вторичных половых признаков. После менархе в течение 1—2 лет происходит новая прибавка как длины, так и массы тела, увеличение окружности грудной клетки, бедер, плеч, запястья. Ускорение темпов роста тела после менархе связано с анаболическим эффектом женских половых гормонов.
Через 1—2 года устанавливается ритм менструаций. Циклы пока ановуляторные, количество выделяющихся эстрогенов заметно не увеличивается, прегнандиола мало. Среди ГТГ преобладает фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). К концу пубертатной фазы вновь увеличивается количество эстрогенов (примерно через 2 года после менархе). О наступлении половой зрелости у девушек свидетельствуют регулярные яичниковые и маточные циклы, которые наблюдаются обычно в 18—20 лет.
Постпубертатной фазе присуща остановка роста скелета. Менструации регулярные, на фоне увеличенной продукции эстрогенов формируются овуляторные циклы. Достоверно увеличивается выделение ЛГ, нарастает уровень прегнандиола во второй половине цикла, становится двухфазной базальная температура. Экскреция ЛГ и ФСГ приобретает закономерный циклический характер с подъемом в середине цикла, т.е. окончательно формируются гипоталамо-гипофизарно-гонадные отношения, устанавливается овуляторная функция яичников с полноценной фазой желтого тела.
Половое созревание и у девушек, и у юношей завершается формированием полноценной функции половой системы, готовой к половому размножению (к деторождению).
Половая зрелость — стадия онтогенеза, когда особь достигает способности к половому размножению. У самцов она наступает с началомсперматогенеза, у самок с первой овуляцией (а у женщин начинается так называемое менархе).
Психологические проявления пубертатного периода
Специфическое стечение воздействий биологических и социальных факторов в пубертатном периоде рождает ряд типичных изменений в психике подростка, которые в первую очередь связаны с формированием характера, личностных свойств. Именно в пубертатном периоде наблюдается «пик» индивидуальнотипологических проявлений в диапазоне от мягкой акцентуации характера до выраженных психопатических девиаций [Личко А. Е., 1983].
Кроме того, известен круг типичных переживаний подросткового периода, среди которых особое место занимают дисморфофобические опасения, переживания комплекса «гадкого утенка» в рамках непатологических возрастных реакций [Коркина М. В., 1984]. Конкретное содержание этих переживаний включает недовольство пропорциями тела, недоразвитием мышц, формой носа или молочных желез у девочек, представления о малых размерах половых органов у мальчиков.
В этом периоде подросток является настоящим «рабом нормы» и малейшее отклонение от групповых стандартов в манере держаться, прическе, одежде резко обостряет его чувство несостоятельности. Одновременно с развитием самосознания, обострением рефлексии, ощущением собственной индивидуальности возникают чувство одиночества, обостренная потребность в сопереживании, дружеском участии, групповом принятии.
В подростковом возрасте завершается последний этап психосексуального развития – формирование психосексуальных ориентации, т.е. выбор объекта полового влечения с его индивидуальными особенностями (половой принадлежностью, типом внешности, телосложением, индивидуальным «рисунком» поведения и т.п.).
В это время совершается описанная выше эволюция от романтической стадии либидо к эротической, а затем – сексуальной, причем каждая из стадий протекает обычно в двух фазах: выработки установки (появление желания, усвоение информации, проигрывание в фантазиях) и ее упрочения в процессе контактов с лицами противоположного пола. Для подростков-юношей характерно интенсивное половое влечение, обеспечивающее реализацию возникающих психосексуальных установок.
У подростка-девушки физиологические проявления пубертатного периода (менструации) и последствия сексуальной активности (дефлорация, беременность, роды, аборт) нередко ассоциируются с негативными эмоциональными переживаниями и дискомфортными ощущениями и тормозят переход эротической стадии в сексуальную. Кроме того, меньший либидинозный эффект женских половых гормонов и более строгое отношение общества к ранней сексуальной активности девушки также способствуют задержке женской сексуальности на эротической стадии.
когда начинается, признаки, как ускорить
Наступление подросткового возраста у мальчиков происходит в любом случае. Это можно заметить по определённым признакам. Изменения начинают происходить не только во внешности парней, но и в их поведении.
Половое созревание происходит у всех детей, но с той лишь разницей, что у каждого оно может начинаться в разном возрасте. Родители должны знать много информации о половом взрослении своего сына или дочери. В дальнейшем это позволит не испортить отношения со своим ребёнком и поддержать его в трудную минуту. Половое развитие мальчика происходит совершенно по другой схеме, чем изменения в организме девочки.
Когда начинается половое созревание у мальчиков?
Родители должны быть готовы к возможным изменениям поведения их сына в этот сложный период. Процесс полового созревания у подростков может начаться в возрасте двенадцати лет и закончиться лишь в семнадцать. За этот период мальчики превращаются из детей во взрослых мужчин. Но не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого детского организма. И когда начнёт происходить половое созревание у вашего сына, никто точно ответить не сможет. Но ближе к двенадцати годам будьте готовы к возможным изменениям в организме и эмоциональном настрое вашего ребёнка.
Подростковый возраст у мальчиков
Этот период довольно непростой не только для подростка, но и для его родителей. Во время подросткового периода у мальчиков происходит множество процессов перестройки организма. В период полового развития начинается выработка мужских гормонов, которые изменяют физиологические и психологические особенности ребёнка. Организм начинает работать по-другому. Родители смогут без проблем заметить изменения в поведении их сына, которые связаны с половым развитием.
Пубертатность у мальчиков
В пубертатном возрасте происходит завершение половой зрелости. Как показывают исследования, к пятнадцати годам парни уже способны к продолжению рода. Но это не означает, что их организм окончательно готов к деторождению. В этом возрасте подросток начинает меняться внешне, существенно вырастает, и начинают проявляться черты характера.
Признаки полового созревания у мальчиков
Родители могут заметить первые изменения в организме их сына, когда ему исполнится двенадцать лет.
Одним из главных признаков наступления подросткового периода является резкий рост тела.
За месяц мальчики могут вырастать на несколько сантиметров. Резкие скачки роста могут продолжаться до восемнадцати лет и дольше. Помимо этого, существуют ещё признаки полового созревания парней:
- Начинается резкий рост волос на теле и лице;
- Возможно увеличение половых желез;
- Голос становится мужественным, причём перемена может наступить очень резко;
- Происходит изменение в телосложении парней: плечи становятся шире, а таз остаётся узким;
- Запах пота становится более ощутимым и резким;
- Кожа становится жирной, появляются высыпания не только на лице, но и на теле.
Если вы начали замечать некоторые признаки полового созревания, будьте готовы к изменениям в поведении сына.
Как ускорить половое созревание?
Иногда случается так, что происходит физиологическое отставание в развитии парней в подростковом возрасте. Это может вызвать психологические проблемы. Как показывают исследования, с помощью специальных препаратов можно ускорить наступление подросткового периода у мальчиков. Но назначать лекарственные средства должен врач после необходимо обследования. Половое созревание у мальчиков происходит ускоренно за счёт действия внутримышечных препаратов
Протуберантный возраст у мальчиков
После того как юноша созрел физиологически и психологически, наступает протуберантный период. Начинается он с 17-18 лет. В этот момент мальчики продолжают развиваться и расти. Вроде как организм готов к продолжению рода, и парень психологически к этому готов, но ему необходимо набраться мудрости, интеллекта. Окончательным периодом взросления парней считается возраст 22-23 лет.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Пубертатный период: перемены неизбежны :: SYL.ru
Подростковый возраст далеко не всегда тяжелый. Бывают просто золотые дети, которые не доставляют проблем родителям даже во время полового созревания. Впрочем, даже лучше, если проблемы все же есть: напряженность в отношениях, истерики, эмоции, ведь это этап роста. Пубертатный период пугает родителей. В чем же дело?
Нижняя граница пубертата
Англоязычный мир подростками считает детей с 13-летнего возраста. И приписывает этому возрасту начало проблем, которые сулит пубертатный период. На самом деле первые признаки полового преображения начинаются у девочек с десяти, а у мальчиков – с одиннадцати лет. Впрочем, чаще у мальчиков этот период наступает позже, а половое развитие девочек при некоторых условиях вообще может начаться с девяти лет.
Чем плох секспросвет?
Физиология связана с психологическими проявлениями. Скрытое притяжение между мальчиками и девочками переходит в открытое, подростков начинают интересовать вопросы пола. Стоит ли говорить с мальчиками и девочками «про это»? Некоторые придерживаются мнения о том, что лучше не стоит. Сексуальное просвещение (так называемое) разжигает интерес к половой жизни, к которой подросток вообще-то не готов, да и не должен. Думаете, все равно расскажут «в подворотне»? Ну так и знание будет восприниматься как грязное и неприглядное.
«Открытие Америки»
Если же подростки спрашивают напрямую о близких отношениях, можно объяснить, что они нормальны и правильны, когда мужчина и женщина состоят в браке и заботятся друг о друге. Америка сворачивает программы секспросвета среди своих подростков, открывая группы, призывающие к добрачному воздержанию. Просвещают только темнокожих и другие социально непрестижные группы. Правительство поняло, что просвещенным в этом деле трудно быть ответственными родителями и супругами. Так что заботьтесь о своих юных близких.
Подросток как социальное существо
Из-за того, что тело меняется и становится другим, психика начинает выдавать нетипичные для подростка реакции. Но тяжелым пубертатный период делает вовсе не физиология. По времени он совпадает с кризисом социализации. Младший школьник эгоцентричен, весь мир существует для него, ему трудно что-то менять в своем восприятии. А в 12-14 лет он вдруг начинает понимать, что вокруг него – общество в широком смысле слова. И ему с этим приходится считаться, менять свое поведение. Эгоцентричность начинает шататься и разваливается. А подросток начинает критиковать мир взрослых. Психология подростка 14 лет заставляет его прислушиваться к мнению ровесников.
Как стать авторитетом для ребенка
С подростком трудно общаться, но если получится, можно стать для него своеобразным гуру, экспертом по правилам и законам социума. Вы должны быть толерантны и пояснять прописные истины ненавязчивым тоном. Причем желательно узнать соционический тип подростка, ведь вариантов особенностей адаптации к обществу – 16, и важно говорить с подростком на его языке и о проблемах, которые испытывают молодые люди именно его типа. Взаимодействие получится, если вы будете терпеливы, великодушны, проявите ненавязчивую искреннюю заботу о своем ребенке. Тогда и пубертатный период станет не кошмаром, а понятным вам процессом, кризисом взросления.
Пубертатный период — что это такое? Памятка для родителей
Родители многих подростков, достигших определенного возраста, сталкиваются с таким вопросом: «Пубертатный период — что это такое?» Ведь резкие изменения в поведении и развитии школьника видны даже невооруженным глазом. Время, когда в организме подростка происходит перестройка, завершающаяся половой зрелостью, называется пубертатным периодом. В эту пору закладываются основные особенности организма, во многом определяющие тип телосложения, характер и прочее. У молодых людей он наступает в 12–16 лет, у девушек – в 11–15 лет.
Физиологические изменения
Итак, попытаемся подробно разобраться в вопросе: «Пубертатный период — что это такое?» В это время происходит развитие вторичных половых признаков подростков. Окончательно формируется костная система, происходят изменения в церебральной активности и даже в составе крови. В данный период наблюдаются как повышенная активность подростков, так и внезапная утомляемость, вызывающая снижение работоспособности. Нередко возникают нарушения в координации мелких и крупных движений, молодые люди становятся суетливыми, неловкими, делают много лишнего. Это происходит из-за некоторых изменений в пропорциях тела, вследствие нового соотношения мышц и силы, перестройки двигательной системы. В пубертатный период развития может наблюдаться ухудшение почерка, неряшливость. Процесс созревания также влияет и на развитие речи. Особенно это относится к мальчикам. Их речь становится стереотипной и лаконичной. В данный период также может наблюдаться некоторая неравномерность в развитии и росте молодых людей.
Психологические измененияРодителям очень важно понимать и принимать все сложности, связанные со временем, когда происходит половое созревание подростка. Безусловно, каждая мать и каждый отец должны знать ответ на вопрос: «Пубертатный период — что это?» В это время у школьников наблюдаются и некоторые психологические изменения. Они становятся более вспыльчивыми, грубыми, обидчивыми, причем чаще всего по отношению к родителям. Нередко их поведение характеризуется чрезмерной демонстративностью, импульсивностью. Родители также могут заметить за ребенком частую смену настроения, упрямость и даже протест. Многие подростки в этот период становятся очень ленивы. Психологи видят причину этого в резком и усиленном росте, снижающем выносливость и «забирающем» много сил.
Пубертатный период. Признаки
У школьников заметно увеличивается вес, ускоряется рост. У мальчиков значительно грубеет голос, в подмышечных впадинах, на лобке появляется оволосение. Понемногу начинают расти борода и усы, увеличиваются детородные органы, происходит эякуляция.
У девочек активно развиваются молочные железы. На лобке, в подмышечных впадинах появляется оволосение. Увеличиваются половые губы и наступают менструации. Девочки становятся более женственными, стремятся постоянно выглядеть хорошо. Довольно часто окончание и начало периода полового созревания не совпадает с вышеуказанным возрастом. Это может быть вызвано наследственными особенностями развития, питанием, национальностью, воздействием окружающей среды и условиями жизни. Повезло тем подросткам, родители которых знают и понимают специфику такого явления, как пубертатный период (что это процесс взросления ребенка), потому что это время пройдет для них с минимальными огорчениями и переживаниями.трудности, с которыми сталкиваются подростки и их родители
Через пубертатный возраст проходят все, причем иногда и не один раз: сначала самостоятельно, а потом еще раз во взрослой жизни, вместе с теперь уже своими детьми. С этим временным жизненным периодом человека связано много культурных и религиозных обычаев. О нем уже давно сформировались мифы и определенные представления.
Все прекрасно понимают, что пубертатный период представляет собой сложности, причем в первую очередь для самого подростка. Очень часто подростковый период даже считают синонимом пубертатного периода. Однако эти два понятия несут в себе совершенно разные особенности. В то время как подростковый возраст связывают с моральным и культурно-нравственным развитием человека, пубертатом называют развитие организма человека в период от 11-12 до 16-17 лет.
Трудности пубертатного периода для подростков
Из-за чего же к этому жизненному периоду человека столько внимания? Если объяснять на простом и бытовом уровне, то ребенок становится старше, но его по-прежнему нельзя считать полноценным взрослым. Однако в нем уже совершенно определенно говорит его собственная индивидуальность, пусть только начинающая формироваться. Все изменения в характере и поведении в большинстве случаев вызваны двумя особенностями: биологическим и психологическим развитием. Нередким явлением, к примеру, оказывается проблема с самооценкой, которая впоследствии может остаться и во взрослом возрасте. Наш тест как раз определяет уровень самооценки и уверенности в себе, и, пройдя его, вы поймете над чем стоит поработать.
Биологическое развитие у мальчиков и девочек начинается не одновременно: первые признаки у девочек появляются к 10 годам, а у мальчиков позднее, к 12. За счет того, что тело начинает вырабатывать у мальчиков тестостерон, а у девочек эстроген, начинается развитие и формирование тела, к которому ребенку приходится привыкать. К тому же, изменения в гормональном фоне вызывают соответствующую эмоциональную реакцию.
Гормоны влияют на настроение, состояние человека, и в пубертатный период начинают отчетливо проявляться сексуальные влечения. Психологи наблюдают в подростковый период формирование самосознания человека, его мировоззрения, взглядов и многих предпочтений. Вот почему пубертатный возраст оказывается настолько важным. Физическое формирование подходит к концу у девушек в возрасте около 16 лет, у юношей к 17-18 годам.
Родители и подростки: трудности во взаимопонимании
Взрослым порой нелегко взаимодействовать со своим ребенком, когда он находится в пубертатном возрасте. Можно сказать, что рушится нечто достаточно привычное: а именно, ребенок хуже поддается влиянию. Речь идет не обязательно о протестах: например, у подрастающего человека появляется новый ориентир в жизни.
Если в детстве релевантной личностью, то есть человеком, на которого ориентируется ребенок, были родители и учитель, то подростки во время пубертатного периода уже направлены мыслями и действиями на своих сверстников. Поскольку больше времени и внимания подростки уделяют общению с друзьями и в какой-то мере могут зависеть от лидера компании, родители начинают чувствовать разрыв со своим ребенком. Именно в этом возрасте молодежь начинает интересоваться субкультурами, чтобы быть в компании единомышленников. Родители часто против, но однозначного ответа на то, разрешить или запретить субкультуры пока нет.
Взрослым трудно осознать, что ребенок уже перестает быть ребенком, что он формируется как полноценная взрослая личность. С одной стороны, подростки еще действительно не всегда способны отвечать за свои поступки и по-прежнему ведут себя иногда как дети. Но надо понимать и то, что они стремятся к независимости и самостоятельности. Если не сформировать эти качества в подходящем возрасте, то вы можете получить взрослого, сидящего на шее у родителей. Именно в этом и в некоторых других случаях родительский контроль превращается в настоящую проблему.
Пубертатный возраст — особенное время, когда, с одной стороны, за ребенком надо следить, а с другой — учить его быть независимым и самостоятельно принимать решения. Это время необходимо использовать, чтобы подготовить подростка к тому, что скоро он станет восприниматься обществом как отдельная личность с обязанностями и правами. К тому же, иногда стоит рассказать и о взаимоотношениях с противоположным полом: ведь иначе это может привести к нежелательной ранней беременности, венерическим заболеваниям и абсолютно несознательным половым отношениям.
Найти подход к своему ребенку бывает трудно, но не забывайте, что какими бы ни были ссоры, вы — семья. А значит, помогать друг другу просто необходимо. Поймите, что ваш ребенок развивается, и ему нельзя запрещать исследовать новое. Но надо дать ему знания и об опасностях, с которыми он может столкнуться. Любите своих детей и не забывайте нажимать на кнопки и
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
28.10.2016 00:15
Препубертатный период. Особенности препубертатного преиода.
Препубертатный период
Разительные изменения заметны уже в темпе роста. От 3 до 11 лет дети растут в общем с регулярной скоростью, примерно по 5-6 см в год. От 11 до 12 лет темп значительно ускоряется и через два года достигает вершины. Дети вырастают примерно на 8-12 см.
Препубертатный период является подготовительным периодом перед половой зрелостью и сопровождается существенными соматическими и психическими изменениями. Изменяется взаимоотношение частей тела: туловище еще детское, но отмечается бурный рост конечностей («одни руки, одни ноги»). Движения неуклюжие, угловатые, неплавные.
Отмечается соматическое и психическое беспокойство (в противоположность двум гармоническим предшествующим этому периоду годам, полным грации). Часты коллективные драки, опьянение криком и шумом с тенденцией избавиться от беспокойства. Гормональная деятельность вызывает появление вторичных половых признаков.
Растет сознание собственного достоинства, собственных возможностей и способностей. Начинает сравнивать себя с другими. Постепенно появляется самостоятельность – отсюда строгая критика взрослых и некритичное отношение к себе. Вследствие недостатка опыта и несоответствия в отношении чувства собственной личности во многих случаях возникает внутренняя неуверенность и колебания, неустойчивость. Импульсивность в области интересов: потребность в приключениях (чтение приключенческой литературы). Часто отвращение к учению, бывает особенно там, где к нему систематически и неразумным способом принуждают, или там, где родители не понимают, что все силы детского организма, физические и душевные, подготавливаются к биологическому созреванию, даже и ценой замедления развития психических познавательных процессов.
Высоко ценят дружбу, и именно в такой степени, в какой происходит постепенное освобождение от авторитета родителей. Со строгими родителями легко вступают в конфликт.
Пубертатный и юношеский период
Беспокойство, свойственное пубертатному периоду, является доминирующим признаком и в пубертатном периоде. В то время, как беспокойство препуберты направлено наружу, беспокойство пуберты обращено внутрь. Это период, в котором молодой человек постепенно справляется как с половым созреванием, так и с новой общественной действительностью, так и с самим собой.
Юношеский период – это период девичества и юношества (девушки 15-18 лет, юноши 17-21 год), который скорее являтся кульминацией и успокоением этой фазы человеческой жизни.
С психической точки зрения новым элементом пубертатного периода является сознание сексуальности и эротики в полной мере. Повышенное сексуальное давление (сравни более подробно в главе о сексуальных влечениях) может привести к нежелательным проявлениям выраженного онанизма, а также к преждевременному половому опыту. Дружба является наиболее сильным общественным и эмоциональным чувством.
Уравновешенность с обществом происходит не только путем интенсивной склонности к друзьям (компании), но и путем интенсивного – иногда даже конфликтного – отклонения от семьи. Присоединение к своему поколению, поиски и нахождение партнера являются характерными для этого периода.
В связи с тем, что организм претерпевает бурные изменения, завершающиеся половой зрелостью (месячные в возрасте 12-13,5 лет, поллюции у мальчиков в возрасте 15-16 лет), и в связи с тем, что организм должен справиться и с рядом сильных импульсов, поступающих из внешней среды, этот период является периодом кризисным; повышается в нем предрасположенность к ряду внутренних и психических заболеваний – не последнее место занимают и возможности социальных нарушений. Стремление быть взрослым (поскольку молодой человек фактически себя таким чувствует) проявляется или в положительном смысле в творческих областях (подражание взрослым общественно положительное), или в деструкции, асоциальных проявлениях, а в наиболее тяжелых случаях – и в нравственном опустошении, развращенности. Созревший в половом отношении молодой человек еще далеко не созрел в психическом и общественном отношении. Тенденция быть взрослым, если она одновременно не сопровождается солидной базой нравственных и общественных ценностей, легко соскальзывает в область имитации взрослых в общественно отрицательном смысле: курение, наркомания, алкоголизм, сексуальная безответственность, социальный цинизм, в крайних случаях – правонарушения.
Типичным является пубертатный и юношеский аутизм, самонаблюдение, поиск эмоционального ответа, раздумья над собой и над смыслом жизни.
Выбор профессии, решающий вопрос о направлении всей дальнейшей жизни, часто бывает предоставлен случаю. Это тем менее желательно, чем менее созрел молодой человек до возраста, в котором решается столь серьезный вопрос о будущей профессии, поскольку его психическое развитие еще далеко не достигло стадии зрелости.
9. Особенности пубертатного возраста
9.1. Анатомо-физиологическая перестройка организма
Этот период развития охватывает возраст примерно с 10 до 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.
В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма ребенка, которая отражается и на психических особенностях. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета, однако интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны.
Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка и таз отстают в развитии, что создает впечатление угловатости, нескладности подростка. Это вызывает и некоторые психологические проявления — подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается сгладить свою нескладность: принимает иногда неестественные, вычурные позы.
Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объеме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности, следствием чего являются головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
Эти особенности развития сердечно-сосудистой системы и начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка: у него могут наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффекта. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под их влиянием часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.
В пубертатный период происходят изменения в грубой и тонкой моторике, что приводит к временным нарушениям координации движений, она затруднена и ненадежна. Так, сформировавшаяся в детстве схема взаимодействия «глаз — рука» теряет жесткость и должна заново сложиться уже на новом уровне. Вместе с тем на характере движений сказывается относительная неискушенность подростка в жизненных ситуациях, переоценка собственных двигательных способностей, основанная на непривычно крупных размерах тела, скованность и неуверенность.
9.2. Половое созревание и психосексуальная идентичность
Самым важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание. Оно начинается у мальчиков в 12 — 13 лет, у девочек — в 11 — 12 лет. Большинство мальчиков созревают в половом отношении к 15 годам, а девочки — к 13 — 14 годам.
В средней стадии полового созревания у многих мальчиков наблюдается значительное увеличение грудных желез по женскому типу, которое обычно исчезает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.
Девочки-подростки остро переживают недостатки кожи (прыщи, угри), некоторые склонны преувеличивать свою полноту, прибегая ради похудения к вредным диетам. Если мальчики мечтают увеличить свой рост, то некоторые девочки были бы рады его уменьшить. Если мальчиков смущает отсутствие волос на теле, то у девочек, наоборот, оволосение может вызвать панику.
При сходной неуверенности представителей обоих полов физические изменения у девочек чаще сопровождаются стыдом, а у мальчиков — гордостью, так как последние связывают их с половой потенцией.
Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний специфического интереса к противоположному полу, к книгам, кинофильмам соответствующего содержания. Однако и действительная или мнимая задержка развития, и преждевременное созревание, чреватое слишком ранней сексуализацией поведения, могут приводить к психическим расстройствам.
В процессе полового созревания формируется основное новообразование пубертатного периода — чувство взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.
Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности, чем объясняется их чувствительность к оценке взрослых, обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинство, принизить их взрослость. Они добиваются того, чтобы взрослые считались с их мыслями, чувствами, уважали их.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов и суждений, в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых.
Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что подростки склонны сопротивляться влиянию старших, часто не принимают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей и учителей.
Несмотря на то что организм к 13 — 15 годам становится половозрелым, это еще не говорит о физической, и тем более о духовной, социальной зрелости в данном возрасте.