Психологическая подготовка детей к школе: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» – Психологическая подготовка ребенка к школе

Статья (1 класс) на тему: Психологическая подготовка ребёнка к школе

Психологическая подготовка ребенка к школе

Что значит «ребенок готов к школе»?

  Психологическая готовность к школьному обучению — один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

  Поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

  Задумаемся: в чем отличительная особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное в его жизни — учеба — деятельность обязательная, общественно-значимая. Само учение — и по содержанию, и по организации — резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников — урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической подготовки.

Основные линии психологической подготовки ребенка к школе включают:

во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Знания. Умения. Навыки.

   Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество: насколько они правильны, четки, какова степень обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Образное мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения обобщенных знаний, а при хорошо организованном обучении дети овладевают представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности.

Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребенку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнет их выделять, начнет отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий — дело будущего.

  Особое место в психологической готовности детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимся к собственно школьным, — грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Готовность познавать: память, внимание, мышление, речь…

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней.

  Такие стойкие познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени, они не могут возникнуть сразу, как только ребенок пришел в школу, если раньше их воспитанию не уделяли достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать и решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Так, один первоклассник никак не мог ответить на вопрос, сколько будет, если к одному прибавить еще один. Он отвечал то «пять», то «три», то «десять». Но когда перед ним поставили чисто практическую задачу: «Сколько у тебя будет денег, если папа дал тебе один рубль и мама один рубль?», — мальчик, почти не задумываясь, ответил: «Конечно, два!»

Если вы будете систематически заниматься с ребенком, воспитывать его ум, побуждая к поиску, размышлениям, то вы можете быть уверены: известная основа познавательных интересов вами заложена. Разумеется, и с приходом ребенка в школу вы постараетесь всеми силами укреплять и поддерживать его интеллектуальную активность.

   Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений в пространстве. Так, например, учитель просит провести линию «наискось от левого верхнего к правому нижнему углу» или «прямо вниз по правой стороне клетки»… Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, — важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению, является развитие его речи — овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется. Поэтому необходимым элементом подготовки ребенка к школе должна стать выработка навыка управления своим поведением: ребенок должен быть приучен делать то, что требуется, а не то, что ему захотелось. Без такого навыка все дальнейшие усилия пойдут прахом.

 И начинать это нужно еще в период дошкольного детства. Необходимо, чтобы ребенок твердо усвоил, что можно, а что нельзя делать дома. Необходимо, чтобы он научился сразу же выполнять указания старших. Нельзя допускать, чтобы ему удавалось добиться чего-то желаемого криком и истерикой.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий

В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе — большие или малые — неизбежно встречаются у каждого.

Умение учиться.

Что вмещает в себя понятие «умение учиться»?

Это, прежде всего, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Опросы детей, неоднократно проводившиеся в подготовительных группах детских садов, показали, что все дети, за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно на учебу как на привлекательную сторону школы. Вот некоторые типичные ответы детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду: «В школе научишься читать, будешь много знать»; «В детском саду я уже был, а в школе не был. Там дают трудные задачи, а я учусь. Мне папа тоже дает трудные задачи, я их все… нет, не все решаю»; «В школе учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься. Моя сестра все хочет в детский сад, она в четвертом классе учится, а я в школу».

   Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Это проявляется в высказываниях многих детей: «В школе мне нравится, там отметки ставят»; «В школе учительница, а здесь воспитатаельница». Конечно, интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение — в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности к школе — достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным. Но в общем у семилетних детей мы можем уже наблюдать соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо»). Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

  Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка». Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Консультация: «Психологические особенности подготовки детей к обучению в школе»

                                         

«Психологические особенности

подготовки  детей  к обучению в школе»

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными  ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем  и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной.

 Многие родители в считают, что специальная готовность умение читать, писать, читать – наиболее важным при подготовке ребенка к школе, но это не так. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка .

Это способность управлять своим поведением,

ориентировка в окружающем мире,

умение общаться со взрослыми и сверстниками,

стремление преодолевать трудности,

развитие речи и мышления,

желание узнавать новое.

Частородители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок необязательно будет хорошо учиться в школе.

    Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные возможности своих детей.

    Что же делают родители, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появится мотивация к обучению и контроль  за своими действиями.

  Часто бывает, что ребенок хорошо считает, пишет, считает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с этим ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою  деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически к школе не готового.

Существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличии от официального опроса или неформального общения дети признаются в своем нежелании идти в школу. Они объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие — что придется выполнять домашнее задание. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему  — не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, родители рискуют привить у него неприязнь  не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.

  Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровя деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно это делайте с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребенком на его языке. Так, становясь партнером ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать его с более успешными детьми – значит обрекать его на муки.

  Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка. Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.  

Памятка родителям  будущих  первоклассников.

  1. Поощряйте инициативу ребенка.
  2. Эмоциональный настрой ребенка должен быть положительным.
  3. Не забывайте хвалить.
  4. Форма оценки (то есть указание на недостатки) должна быть в мягкой форме: «Ты действительно очень хорошо действовал, но пока получилось не совсем правильно».
  5. Необходима общая положительная оценка.
  6. Подробно вместе разбирайте ошибки.
  7. Обучение дошкольников следует проводить в игровой форме.
  8. Избегайте принуждения, которое сопровождается личными оскорблениями, например: «Садись заниматься, лентяй». Это порождает неуверенность в себе и приводит к личным неудачам.
  9. Не старайтесь натаскать ребенка на выполнение отдельных заданий, не забегайте вперед и не начинайте проходить школьную программу.
  10.  Учите ребенка думать, рассуждать, приучайте к пониманию, что достигнуть определенных результатов можно только затратив усилия.
  11.   Закаляйте ребенка, укрепляйте его здоровье.
  12.  Перед школой обязательно проконсультируйтесь с врачами-специалистами.
  13.  Не перегружайте ребенка! Не требуйте невыполнимого! Утраченное здоровье ребенка вам никто не вернет.

Консультация (подготовительная группа): Психологическая подготовка детей к школе «Скоро в школу»

  1. Игры и упражнения на развитие памяти.
  • Методика «Опосредованное запоминание».

На доске —  картинки: аист, овощи, мухомор, кукла, туфли, роза.

Психолог говорит:

 — Я буду показывать на картинки и называть слова. Ваша задача – запомнить слова. Если вы найдете какую-нибудь связь между картинкой и словом, то запомнить будет не сложно.

Психолог показывает картинку «аист» — называет слово «гнездо», «овощи» — «салат», «мухомор» — «лес», «кукла» — «игра», «туфли» — «каблук», «роза» — «духи».

После этого дети,  глядя  на ряд картинок, дети говорят слова.

  • Методика «Пары слов».

Психолог предлагает запомнить  детям пары слов:

Шум – вода, мост – река, весна – ручей, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь, день – вечер, школа- радость, зима – снег,  лето – бадминтон, витамин – здоровье.

Затем психолог называет первое слово из пары, а вызванный ребенок – второе.

  • Игра «Мгновенное построение».

Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько впереди, несколько – сзади, справа и слева.

Психолог говорит:

 — Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место – если стояли впереди – вновь оказаться передо мной и т.д.

 

Психологическая подготовка

детей к школе

«Скоро в школу»

(игровые приемы в работе с детьми)

                                               Педагог – психолог:

                                                    Талыбова Лариса Георгиевна

  1. Разминка для ума. Проводится  в кругу.

Детям задаются вопросы познавательного характера:

 — Какое сегодня число?

 — Какой месяц?

 — Какое время года?

 — Сколько дней в неделе?

 — Какой по счету вторник?

 — Какие вы знаете времена года?

 — Как называется первый месяц осени?

 — Для чего нужен светофор?

2. Упражнение «Выкладывание из счетных палочек»

На столе каждого ребенка – набор из семи счетных палочек.

Психолог предлагает детям выполнить задания:

 — Сложите буквы Л и Ш.

 — Превратите букву Л в треугольник, добавив палочку.

 — Превратите букву Ш в квадрат, не добавляя палочек.

 — Превратите квадрат в домик, добавив две палочки.

 — Разберите домик и постройте лесенку.

3. Развитие мелкой моторики

  • Крестики-нолики. Ребенок поочередно делает «крестики» из указательного и среднего, безымянного пальца и  мизинца, а затем повторяет упражнение 2 для этих же пальцев.
  • «Братья – ленивцы». Спят в избушке пятеро братьев. (Ладонь лежит на столе.)
  • Утром проснулся брат старший,

Потянулся, а самому вставать лень. (Большой палец тянется вверх, остальные плотно лежат на столе. Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол).

Брат – указка проснулся, потянулся… (Вверх тянется указательный палец).

Стал будить брата – середку:

 — Вставай, середка, утро на дворе!

Психолог говорит:

— А теперь мы с вами поиграем в игру. Вы – пчелы. Я пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит, появился трутень и его надо прогнать – быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звоночка предупреждают об опасности – надо спрятаться, присесть. Один звонок – опасность миновала, пчелы спокойно летают.

  • Игра «Что слышно?»

Психолог предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем дети рассказывают, что они слышали.

  • Игра «Воздух – земля – огонь — вода».

Психолог  предлагает детям встать в круг и говорит:

 — Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу «воздух» — руки поднимите вверх, если услышите «земля» — руки вниз, «огонь» — вращайте руками вперед – назад, «вода» — руки вперед. Кто ошибается, садится на стульчик.

По окончании игры все аплодируют самому внимательному.

  • Игра «Будь внимательным».

Психолог говорит:

 — Вы будете двигаться по кругу. Когда я скажу «лошадка», надо остановится и постучать одной ногой о пол, если услышите «раки» — пятиться назад, «лягушка» — присесть и прыгать, «аист» — заложить руки за спину и стоять на одной ноге.

  • Игра «Большой — маленький»

Детям предлагается хлопать в ладоши, если они услышат название большого животного.

Психолог произносит ряд слов: слон, мышка, медведь, лошадь, бегемот, муравей, комар, корова, пчела и т.п.

  • Упражнение «Ищем нелепости».

Психолог предлагает детям найти нелепости в рассказе:

 — Наступило лето. Первый летний месяц – март. Это лето я проведу в деревне. Я буду собирать с грядок яблоки, а с деревьев – огурцы. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Срывать яблоки надо в перчатках, ведь на них огромные колючки.  А в жару нужно надевать шапку – ушанку, чтобы не отморозить уши.

  • Игра «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

  • Игра «Черепаха».

Психолог встает у одной стены помещения, играющие – у другой. По сигналу психолога дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты психолог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.

  • Игра «Кто знает,  пусть дальше считает».

Психолог говорит детям: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто знает. Пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10».

А сам – в кровать. (Указательный постукивает по среднему и ложиться на стол).

Потянулся брат – середка, поглядел – и впрямь вставать пора. (Поднимается средний палец).

Разбудил второго братца – указку:

— Ну–кА , брат, поднимай семью!

А сам досыпать улегся. (Стучит по безымянному, ложится на стол).

Трудней всех брату – ленивцу вставать, трудней всех потянуться. (Безымянный палец с усилием тянется вверх).

Будит он брата младшего:

— Мизинчик, подними всех! (Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол).

Проснулся мизинчик, потянулся. (Мизинчик тянется вверх).

Да как закричит:

— Вставайте, братцы, пора за дело браться!

Разбудил брата четвертого, самого ленивого.

А сам – под  одеяло. (В такт словам мизинец барабанит по столу).

Тут все братья и проснулись. (Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь остается прижатой к столу).

  • «Теремки». Ладони сомкнуты перед грудью.

Прижав кончики указательных пальцев друг к другу, максимально согнуть эти пальцы так, чтобы они прогнулись в первых суставах. Готов теремок для Михайлы Потапыча!

Второй теремок строим для его жены Настасьи Ивановны – Сгибаются прижатые кончиками друг к другу средние пальцы.

Для маленького Мишутки теремок строят безымянные пальчики, а для Машеньки – мизинчики. Получилось? Тогда можно попробовать построить все четыре теремка разом.

  1. Игры и упражнения на развитие мышления.
  • «Задачи – шутки».

Психолог предлагает детям отгадать шуточные задачи:

 — В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в комнате? (Три).

 — Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра.)

 — Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге. Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах? (Два килограмма.)

  • Упражнение  «Обобщающие слова»

Дети подбирают обобщающие слова к каждому ряду слов:

 — Окунь, карась, щука – это … (рыбы).

 — Шкаф, диван, кресло – это … (мебель).

 — Июнь, июль, август – это … (летние месяцы).

 — Малина, земляника, смородина – это … (ягоды).

 — Север, юг, запад – это … (стороны горизонта).

 — Зима, весна, лето, осень – это … (времена года).

  • Упражнение «Сравнение предметов».

Детям предлагается сравнить пары слов:

Муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка. Чем похожи и чем отличаются.

  • Упражнение «Раскрась правильно».

На столе каждого ребенка – карточки к упражнению и набор цветных карандашей.

Психолог говорит:

 — Раскрасьте меленькие шары так, чтобы большой был между синим и желтым, а желтый – рядом с красным.

 — Раскрасьте большие кубики так, чтобы меленький был между красным и синим, а зеленый был рядом с красным.

  • Упражнение «Узор».

Дети под диктовку психолога рисуют узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки дети рисуют под диктовку психолога. Затем продолжают рисовать узор до конца строчки самостоятельно.

  • Упражнение «Зашифрованные слова»

На доске – картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.

Дети называют их.

Психолог ставит в ряд три картинки: роза, аист, кукла.

Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку  и назвать «зашифрованное» слово. (Рак)

Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот.

  1. Игры и упражнения на развитие внимания.
  • Упражнение «Хлопни в ладоши».

Психолог говорит детям: «Сейчас я буду называть разные слова.  Когда я назову какое-нибудь животное – хлопните в ладоши».

Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка. 

  • Игра «Слушай музыку».

Психолог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока музыка звучит, вы можете бегать. Прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит снова».

Статья (подготовительная группа) на тему: Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

города Москвы Гимназия №1048 «Новокосино»

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе.

Составила и провела воспитатель подготовительной группы Ситникова О. С.

16.03.2016 год

Отдавать ребенка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.

Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребенка к школе — заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Составляющими для психологической готовности являются:

— личностная готовность;

— волевая готовность;

— интеллектуальная готовность.

Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребенка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. (Мотивация — это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности)

Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы.

Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» … Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью — обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать …»

Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений — игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребенку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть — у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле». Итак, мотивационная готовность — это желание ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью — обучением.

Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.

Эмоционально — волевая готовность — включает в себя умение ребенка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.

Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Рекомендации родителям будущего первоклассника.

Многие родители уверены, что чем больше знаний получит ребенок до школы, тем лучше он будет учиться. Но на самом деле это не так. У детей, которые приходят в первый класс слишком подготовленными (умеют выполнять сложные математические операции, быстро читают, знают основы английского языка), учебный процесс начинает вызывать скуку, ведь они все уже знают и умеют, а постоянное повторение начинает раздражать их. В то же время малыши, которые имеют лишь базовые знания, нормальные для их возраста, воспринимают школьные занятия как еще один способ знакомства с окружающим миром и с интересом изучают новые навыки.

На самом деле будущий первоклассник должен легко и быстро называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, названия самых распространенных животных, растений, цветов, видов спорта, профессий, предметов обихода. Малыш должен знать названия месяцев и времен года, их последовательность, правила дорожного движения. Будущий первоклассник должен различать право и лево, гласные и согласные буквы, понимать разницу между различными животными, овощами, фруктами, предметами. Ребенок, поступающий в школу, должен уметь считать до десяти, решать простые логические задачи, читать короткие предложения, описывать картинки и пересказывать истории, а также уметь обращаться с ручкой, карандашами, бумагой и ножницами. Этого вполне достаточно.

Какой должна быть психологическая подготовка ребенка к школе

Самый важный момент для родителей, будущих первоклассников, – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего первоклассника неприязнь к школе или страх перед ней. Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками. Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

Заранее предупредите своего ребенка, что далеко не все может получаться у него с первого раза, и в этом нет ничего страшного. Скажите, что не будете ругать его, если вдруг что-то не получится, и обязательно поможете ему разобраться со всем, что ему непонятно. Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

Список литературы:

  1. Н.И. Гуткина «Психологическая готовность к школе», изд-во «Питер», 2007г;
  2. И. Дубровина «Готовность к школе. Развивающие программы.» изд-во «Академический Проект», 2001г;
  3.  Е.Чаус, Г. Попова «Определение готовности детей к обучению в школе. Диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. Из опыта работы школьного психолога», изд-во «Учитель», 2013г.

Родительское собрание (выступление педагога-психолога)«Психологическая готовность детей к обучению в школе».

Выступление педагога-психолога на родительском собрании

«Психологическая готовность детей к обучению в школе».

Составила:

педагог-психолог Атоманова О.В.

Цель выступления на родительском собрании: знакомство родителей с видами психологической готовности детей к школе;

Задачи:

обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;

дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе;

Участникиродители (законные представители) будущих первоклассников, педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед.

Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу.

Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению? 
(ответы родителей)

По мнению детского психолога Венгера Л. А. – «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в 

школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты (на доске по центру крепится: психологическая готовность детей к обучению в школе):

Вокруг надписи «психологическая готовность» пишу все компоненты включающие психологическую готовность.

1. интеллектуальная 

готовность, включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, т. е развитие познавательных процессов

2. социально-личностная готовность. Настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.

3. мотивационная готовность, предполагает обоснованное желание идти в школу

. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:

— игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.

— познавательный, ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.

социальный — ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.

В конце мая с детьми проводится на изучение внутренней позиции, направленности ребенка на процесс обучения в школе».

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

— расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в

школе;

— на доступных примерах покажите важность уроков, уроков, школьного

распорядка;

— воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;

— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;

— никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная

трата времени и сил.

— организуйте экскурсии в школу, знакомьте с атрибутами школьной жизни;

— подбирайте развивающие игры и упражнения.

А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны (желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый- средний уровень готовности; черный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?

Практический блок.

А сейчас давайте с вами поиграем в некоторые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома, вместе с ребенком, для развития мотивационной готовности к школе.

1.​ Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник».

Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает мяч. Затем, первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.

4.​ Упражнение «Я хочу в школу, потому что…».

Инструкция. Вы можете рассказать детям историю о первоклассниках, которые делятся друг с другом о том, почему они ходят в школу и поиграть в эту игру с ребенком дома.

4.​ Упражнение «Собираем портфель».

Инструкция. Родители сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который назвал предыдущий человек и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.

5.​ Упражнение «Громко – тихо».

Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептать: «Тихо!».

каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость. 

Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги. 
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

  1. Алферов А. Д. Психология развития школьников. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. — 384 с.

  2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. — [Электр. ресурс]. — Режим доступа: http://sibac.info

  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — 3-е изд. — СПб.: Речь, 2010. — 152 с.

Консультация (подготовительная группа) на тему: Психологическая готовность к школе

«Психологическая готовность к школе»

педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад №12»  г.о. Самара Антошина Ю.А.

Скоро в школу!» — у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту фразу. Взволнованные мамы и папы начинают думать:

  • готов ли мой ребенок к школе;
  • хватит ли ему усидчивости;
  • какую учебную программу выбрать и т. д.

   Ребенок на пороге школы. Каким он должен быть? Какими личностными качествами  обладать, какой объем знаний должен иметь при поступлении в школу и должен ли? Извечный спор и непреходящая проблема учителей школы и воспитателей детского сада, тревога родителей. Как избежать этих споров, волнений , а порой и взаимных упреков. Безусловно, достижение качественного образования  во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего, начального и основного общего образования.

   Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению. Причины данного явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе , приводит к множественным проблемам как в учебной деятельности, так и в личностном развитии ребенка.  По данным разных исследователей, только половина детей обладает адекватной формой адаптации, у трети – неустойчивая адаптация, для которой характерна повышенная утомляемость, заболеваемость,  нарушение сна, склонность к страхам. У 15-20 % фиксируется нарушение форм социально- психологической адаптации, что выражается в поведенческих проблемах, плохом усвоении учебной программы, трудностях в контакте с учителями и сверстниками.

Психологическая готовность к школе во многом предопределяет будущую успешность.

В данной презентации освещается вопрос психологической готовности ребёнка к школе, информация для родителей о готовности будущих первоклассников, перечислены конкретные развивающие игры, способствующие  формированию процессов памяти, внимания, воображения, мышления и т.д..

Общеизвестно, что все дети хотят стать учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям пройдет быстро, если  ребенок психологически подготовлен к школе. Такая готовность включает:

  • желание узнавать новое;
  • способность преодолевать трудности;
  • способность доводить начатое дело до конца;
  • умение вступать в контакт с новыми людьми;
  • умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие речи.

Особое внимание уделяется:

  • работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
  • развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук;
  • общему физическому здоровью ребенка.

Уменьшить объективные трудности при обучении ребенка в школе возможно лишь в том случае, если правильно подготовить его, а именно учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.

Готовность к школе — это не только желание, но еще и умение учиться. Итак, давайте запомним, что один из самых важных для взрослых и самый важный для детишек признак психологической готовности к школе – это смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.

Интеллектуальная готовность к школе

Для того, чтобы успешно учиться, ребенку необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях по подготовке к школе обычно много внимания уделяется развитию именно этих характеристик. Но это не самый главный компонент готовности к обучению. А уж если в процессе слишком интенсивных занятий ребенок потеряет интерес к учебе вообще, то смысла в развитой памяти и мышлении не будет.
Развивать познавательные функции при подготовке к школе нужно через интересную для ребенка игру.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Речевая готовность. Данный вид готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы, общаться в диалоге, иметь навык пересказ.

Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям — как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия — заканчиваются неудачей

Физическая готовность.

Успешный школьник – здоровый школьник.

На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Если у ребенка ослабленное здоровье, нежелательно, чтобы он учился в школе с усиленной программой, можно выбрать для него так называемую «школу здоровья», где наряду с общеобразовательными задачами решаются и проблемы оздоровления детей.

Дети с первой группой здоровья –здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам . Число таких детей сокращается из года в год Это от10% до 20% от числа детей, поступающих в детский сад

Дети со второй группой здоровья — дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные  к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне стресса. Это наиболее неустойчивая группа первоклассников, которые к концу Обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья. Их большинство:  от50% до 66%, по разным исследованиям

Дети с третьей группой здоровья – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний. У них ослабленный иммунитет, низкая стрессоустойчивость, слабые адаптационные возможности.  От 15% до 20%

Дети с четвёртой группой здоровья – дети, имеющие серьёзные нарушения в состоянии здоровья (иногда) несовместимые с обучением в массовой школе. Таких детей 16 %  от общей численности дошкольников.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

— настроен исключительно на игру;
— недостаточно самостоятелен;
— чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
— не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
— мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
— имеет серьезные нарушения речевого развития;
— не умеет общаться со сверстниками;
— не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Кроме психической готовности к школе, очень важно физическое здоровье детей.

Если ребенок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.

Ребенок должен быть здоровым, усидчивым, нераздражительным; он не должен быть подвержен страхам; ему необходимо хорошо засыпать, крепко спать.

Волевая готовность ребенка к школе

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Социальная готовность к школе

Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности.

Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.

Мотивация

Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.

Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом. Исходя из этого, взрослый должен:
— ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
— направлять, помогать в достижении цели;
— приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
— воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Коммуникативная готовность. У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), со своими сверстниками. При общении со взрослыми, например, он должен знать, когда во время урока можно вставать; учителя спрашивать по делу, а не по пустякам и т. д. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь – это соревнование

Практическая часть

Анкетирование родителей с целью выявления психологической зрелости дошкольников 6-7 лет

Литература:

Анастази А. Психологическое тестирование,  т.2 – М., педагогика 1998

Детский сад  от А до Я  №5 2007 г.

Каменская В. Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребёнка// Мозг, психика, поведение – СПб, 20001.

Рогов Е. И. настольная книга практического психолога в образовании – М., 1995.

Учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему: Рабочая программа по психологической подготовке к школе детей 5-7 лет

№ п/п

Месяц

Тема

Программные задачи

Дидактический материал, оборудование

1.

Ноябрь

Трудное чувство «дружба». Что такое дружба?

  • Создание дружественной атмосферы в группе, настрой на совместную деятельность
  • Терапевтическая сказка о дружбе
  • Формирование позитивного отношения к школе, а также правильного поведения на занятии и восприятия себя как ученика.

Демонстрационный:

  • картинки цветов
  • диск со спокойной музыкой

Раздаточный:

  • раскраски с изображением незабудки

2.

Ноябрь

Дружба-это помощь

  • Создание комфортной обстановки, формирование сплочённости
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение соблюдению групповых правил
  • Осознание того, что дружить- это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксационного упражнения «Дружба»;

Раздаточный:

  • мягкие игрушки для этюдов «Мое начало – твой конец»

3.

Ноябрь

Трудности дороги к знаниям

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе
  • Актуализация состояния, когда трудно, скучно и ничего не получается
  • Снятие эмоционально

го и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • колокольчики

4.

Ноябрь

Трудности дороги к Знанию можно преодолеть

  • Создание психологически непринуждённой атмосферы в группе
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Знакомство с техникой театрального этюда

Демонстрационный:

  • диск с музыкой для релаксации
  •  диск с танцевальной музыкой

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • колокольчики
  • игрушки сказочных персонажей

5.

Ноябрь

Я преодолею трудности

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение пониманию собственных чувств, желаний
  • Воспитание терпения, умения признать ошибки

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации
  • палочки для упражнения «Трудно»
  • мячик для упражнения «Скучно»

 Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • Листы для перерисовывания предложения «Это Шарик»

6.

Ноябрь

Герои русского фольклора – какие они?

  • Создание непринуждён-ной атмосферы в группе
  • Развитие эмоциональной сферы психики, эмоция страха
  • Снятие эмоционально-

го напряжения, мышечное расслабление

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для релаксации
  • игрушка Баба Яга

 Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей

7.

Ноябрь

Баба Яга, Змей Горыныч, Серый волк и Медведь

  • Формирование сплочённости, обучение умению следовать групповым правилам
  • Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии
  • Обучение способам, которыми нужно реагировать на страх
  • Снятие эмоционально-го и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • диск со сказочно музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
  • маски-ободки для сказки «Репка»
  • какая-либо страшная маска

     Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • несколько игрушечных медведей
  • чистые листы бумаги

8.

Ноябрь

«Дорисуй рисунок», графический диктант

  • Развитие внимания, мелкой и общей моторики, зрительно- моторной координации (умения ориентироваться на листе бумаги).
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»

Раздаточный:

  • листы в клетку, листы бумаги чистые
  • простой карандаш и набор цветных карандашей;
  • дидактический материал «Дорисуй узор» из пособия М.М. Безруких, стр. 41

9.

Декабрь

 «Посмотри сверху вниз»

  • Создание положительного настроя на за- нятие, развитие наблюдательности коммуникативных навыков.
  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, логики, умения находить закономерность.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • игра Татьяны Барчан «Посмотри сверху вниз»
  • диск с расслабляющей музыкой для дыхательной гимнастики

Раздаточный:

  • набор карточек с различными предметами

10.

Декабрь

«Свободная классификация» (игровые задания по методике Гольдштейна-Выгодского-Зейгарник)

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе, снятие напряжения и неуверенности в себе
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Развитие внимания, логического и абстрактного мышления

Демонстрационный:

  • диск с расслабляющей музыкой для дыхательной гимнастики

Раздаточный:

  • 20-60 карточек с изображением предметов по темам

11.

Декабрь

«Вопрос ребром»

  • Создание непринуждённой атмосферы в группе; развитие эмпатии, умения описывать своё настроение, распознавать настроение других.
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие речи, воображения, памяти, образного мышления

Демонстрационный:

  • игра Т. Барчан «Вопрос ребром»
  • текст сказки «Снежинка»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • чистые листы бумаги
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

12.

Декабрь

Сила человека – это сила его воли

  • Введение понятий воля, терпение
  • Актуализация знаний, полученных в жизни
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • текст сказки «Сказка о двух братьях и сильной воле»
  • диск с музыкой для сопровождения чтения сказки и упражнения «Мысленная картинка» Раздаточный:
  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

13.

Декабрь

Сила воли – уметь терпеть

  • Выработка умения сдержать свои чувства, проявить выдержку
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Демонстрационный:

  • текст с загадками
  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

14.

Декабрь

«Привет, компьютер!»

Срисовывание

  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

Демонстрационный:

  • игра Т. Барчан «Привет, компьютер!» (логическое лото)

Раздаточный:

  • дидактический материал, рис. 20,21 (М.М. Безруких)
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

15.

Декабрь

«В мире лабиринтов»

  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

Демонстрационный:

  • Большая книга ходилок, бродилок

Раздаточный:

  • лабиринты «На ферме», «На санках с горы», «На катке»
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

16.

Январь

Кто такой настоящий друг?

  • Формирование уважительного, заботливого отношения к людям, развитие коммуникатив-ных способностей
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение умению дискутировать

Демонстрационный:

  • игрушки разных животных
  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
  • текст сказки «Аптека для друзей»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

17.

Январь

В стране Знаний

  • Развитие чувства общности и принадлежности к группе; создание непринуждённой атмосферы
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Введение в школьную тематику. Школьные чувства.

Демонстрационный:

  • картинки с изображением чувств
  • разрезные картинки животных
  • диск с музыкой для сказки

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

18.

Январь

МАК «Я и все- все-все»

  • Развитие креативности и интуиции
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение работе с визуальными образами

Демонстрационный:

  • Колода карт «Я и все-все-все»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

19.

Январь

Соедини!

  • Развитие внимания, восприятия, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, закрепление понятий «лево – право».

Раздаточный:

  • дидактический материал (стр.53, рис. 15)
  • шаблоны для упражнения «Обведи по контуру»
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

20.

Январь

Чем похожи и чем отличаются

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Обучение выделению существенных признаков предметов, классификации, свойств предметов

Демонстрационный:

  • картинки с изображением различных предметов
  • текст из слов на сравнение и предложений

Раздаточный:

  • лист для раскрашивания и дорисовывания
  • набор цветных карандашей

21.

Январь

Узнай эмоцию!

  • Закрепление понятия эмоции. Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении
  • Формирование моральных представлений, коррекция поведения
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • фотографии детей с разными эмоциональными состояниями
  • карточки с изображением эмоций
  • текст с Занятием №12 из программы Н. Яковлевой
  • диск с музыкой
  • карточки для этюда «Оцени поступок»

22.

Февраль

В стране Знаний

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Формирование положительно отношения к школе, внутренней позиции школьника
  • Развитие речи, воображения, восприятия
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Демонстрационный:

  • 2-3 разрезные картинки «транспорт» и др.
  • Текст сказки «Сказка о маленьком привидении Филе»
  • диск с музыкой для сказки

Раздаточный:

  • геометрические фигуры из цветной бумаги для создания аппликации «Моя школа»
  • набор цветных карандашей

23.

Февраль

С кем я хочу дружить

  • Помощь детям в установлении контакта, умении проявлять инициативу при выборе друга
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Развитие общей моторики
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Демонстрационный:

  • фотографии детей с разными эмоциональными состояниями
  • коробка с отверстиями по размеру детской руки
  • диск с расслабляющей музыкой для упражнения «Мысленная картинка»
  • текст со сказкой «Смелый Бобердулик»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

24.

Февраль

Последовательные картинки

  • Развитие речи, мышления
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.

Демонстрационный материал:

  • Картинки художника Н. Радлова
  • Игрушки из кукольного театра

25.

Февраль

Лепим картины

  • Развитие внимания, целостного зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики, зрительно – моторной координации

Демонстрационный:

  •  изображение для примера

Раздаточный:

  • листы картона с изображением
  • пластилин

26.

Февраль

Третий лишний

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Тренировка внимания, развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы

Демонстрационный:

  • игра Т.Барчан «Третий лишний»
  • текст рассказа

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

27.

Февраль

«Мы – артисты!»

  • Преодоление конфликтности,патологической жажды лидерства
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Демонстрационный:

  • тексты с этюдами «Конфликт в группе», «Ссора с другом», «Страна Капризов»

Раздаточный:

  • игрушки для театра
  • передвижная ширма

28.

Февраль

Рисуем человека

  • Развитие навыка следовать четким инструкциям, умение разделять целый объект на отдельные детали
  • Развитие зрительно – моторной координации.

Демонстрационный:

  • предметная картинка человека

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей
  • ластики

29.

Март

В стране Знаний

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Инсценировка урока в школе. Учитель-ученик.

Демонстрационный:

  • мяч для упражнения «Для чего дети ходят в школу»
  • текст сказки «Как Яшок поступал в Дом Учености»

Раздаточный:

  • чистые листы
  • простой карандаш и набор цветных карандашей

30.

Март

Какие чувства мешают дружить

  • Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей
  • Развитие познавательных способностей

Демонстрационный:

  • карточки «Азбука настроений»
  • диск с музыкой

31.

Март

Страна сказок

  • Развитие речи
  • Совершенство-вание грамматики и лексики

Демонстрационный:

  • текст сказки «Планета Детство»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей

32.

Март

Бусинка к бусинке

  • Развитие мелкой моторики, воображения

Демонстрационный:

  • примеры готовых украшений, фотографии

Раздаточный:

  • различный бисер, бусины, ювелирная нить, резинка для украшений
  • специальные инструменты

33.

Март

Так бывает или нет?

  • Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление

Демонстрационный:

  • текст с суждениями
  • картинки с небылицами
  • мяч для игры «Бывает-не бывает»

34.

Март

Узоры и волшебные лесенки

  • Развитие произвольной регуляции деятельности
  • Формирование самооценки

Демонстрационный:

  • 10-15 картинок с изображениями
  • шаблоны узоров для упражнения «Узоры и волшебные лесенки»

Раздаточный:

  • листы в клетку
  • раскраски геометрические фигуры

35.

Март

Копируем

  • Совершенствова-ние соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

Демонстрационный:

  • шаблоны узоров
  • дидактический материал (рис. 22,23)

Раздаточный:

  • листы в клетку

36.

Март

Мне скоро в школу

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Формирование положительно отношения к школе, внутренней позиции школьника

Демонстрационный:

  • текст  со сказкой «Яшок и буква А»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей

37.

Апрель

Дружба

  • Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей
  • Развитие познавательных способностей
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Демонстрационный:

  • мяч
  • текст сказки «Особенное растение»
  • диск с музыкой

Раздаточный:

  • простой карандаш и набор цветных карандашей

38.

Апрель

«Вопрос ребром»

  • Развитие речи, воображения, восприятия
  •  Побуждение к спонтанным ответам

Демонстрационный:

  • игра Т. Барчан «Вопрос ребром»
  • текст с вопросами «Почему?»

39.

Апрель

Живые картинки на песке

  • Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительностивоображния

Демонстрационный:

  • песочница с кинетическим песком
  • различные фигурки

40.

Апрель

Угадай, что это?

  • Развитие логического мышления, комбинаторных способностей, умения анализировать и синтезировать, творческого воображения

Демонстрационный:

  • картинки с изображением овощей
  • МАК

Раздаточный:

  • дидактический материал из пособия Т. Ахутиной «Школа внимания»

41.

Апрель

Сила воли – уметь терпеть

  • Выработка умения сдержать свои чувства, проявить выдержку
  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии.
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения.

Демонстрационный:

  • игрушки
  • секундомер
  • колокольчик
  • этюды на своеволие и упрямство «Хозяин и собака»

Раздаточный:

  • листы в клеточку для задания «Рисую палочки»
  • набор цветных карандашей

42.

Апрель

«В мире лабиринтов»

  • Развитие внимания, пространствен-ного мышления, комбинаторики, целостного зрительного восприятия, зрительно – моторной координации, подготовка руки к письму

Демонстрационный:

  • Большая книга ходилок, бродилок

Раздаточный:

  • лабиринты 4-7 листов
  • карандаши

43.

Апрель

Школьник и дошкольник

  • Помощь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности их исполнения
  • Учиться справляться с существующими проблемами

Демонстрационный:

  • текст с разными ситуациями
  • игра «Неправильная страна»

Раздаточный:

  • поощрительные жетоны

44.

Апрель

Оцени поступок

  • Закрепление понятия эмоции
  •  Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении
  • Формирование моральных представлений, коррекция поведения

Демонстрационный:

  • текст стихотворения «Два барана»
  • текст этюдов «Смелый заяц» и «Внимательный мальчик»
  • 10 больших карт, на которых изображены различные жизненные ситуации из тренинга Н. Яковлевой (игра «Оцени поступок»)

Раздаточный:

  • поощрительные жетоны

45.

Май

Живые картинки на песке

  • Развитие речи, воображения, сообразитель-ности
  • Расширение словарного запаса
  • Формирование интереса к познавательной деятельности

Демонстрационный:

  • песочница с кинетическим песком
  • различные фигурки

Раздаточный:

  • поощрительные жетоны

46.

Май

Живые картинки на песке

  • Соверенствова-ние мелкой моторики, тактильной чувствительностивоображния

Демонстрационный:

  • доска Sandplay
  • сыпучий песок

47.

Май

Сыщик

  • Учиться устанавливать причинно-следственные связи
  • Учиться анализировать и сопоставлять

Демонстрационный:

  • схема комнаты
  • игрушка

Раздаточный:

  • материалы из пособия Т.Ахутиной

48.

Май

«Волшебный сон»

  • Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Демонстрационный:

  • диск с музыкой
  • текст релаксации «Волшебный сон»

Раздаточный:

  • бумага для акварели
  • гуашь

49.

Май

Арт-урок

  • Совершенствова-ние соотнесения зрительного восприятия и двигательной активности

Демонстрационный:

  • изображения цветов

Раздаточный:

  • бумага для акварели
  • гуашь

50.

Май

Мне скоро в школу

  • Актуализация знаний, полученных на прошлом занятии
  • Формирование положительного отношения к обязанностям школьника
  • Обучение правильному собиранию портфеля

Демонстрационный:

  • Изображения школьных принадлежностей для составления коллажа

Раздаточный:

  • бумага с изображением контура портфеля
  • набор цветных карандашей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *