Развитие головного мозга у детей – развитие ГМ в течение первых лет жизни

Содержание

Пост с картинками: Чем мозг ребёнка отличается от взрослого? / Newtonew: новости сетевого образования

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются. Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология. В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов. Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом». А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию

От 4 до 10 лет

Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.

8 лет

Начинают формироваться логические способности.

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным. Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность. Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения. Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам. Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение. В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Развитие мозга ребенка — статьи, отзывы

Структуры мозга формируются к трём годам
Что происходит с мозгом малыша после того как он появился на свет? Как стимулировать развитие мозга ребенка?

После рождения тот набор нейронов, которым ребенок будет обладать, уже сформирован, их более 86-100 миллиардов (а по некоторым подсчетам гораздо больше). Он был сформирован уже до середины беременности матери. Новые нейроны не образуются в большом масштабе после рождения (всего сотни или, может быть, тысячи нейронов гипокампы, и до сих пор не доказан нейрогенез для нейронов коры).

То, как работает наш мозг определяет не количество нейронов, а количество связей между ними, их называют синапсами. У взрослого человека нейроны соединены друг с другом в нейронные сети, которые многократно пересекаются. Один нейрон может участвовать в огромном количестве абсолютно разнообразных нейронных сетей. Каждый нейрон принимает на себя примерно 15000 входов от других нейронов и отдает примерно 1500 входов на другие нейроны.

Ребенок рождается, у него все нейроны на месте, но очень малое количество связей между ними.

Дальше начинается совершенно фантастический процесс, о котором обычные люди мало подозревают. Начиная где-то от двух до четырех месяцев жизни, потом еще один рывок до шести, буквально каждый час в мозге ребенка образуются 15 000 000 синапсов (связей между нейронами). Бешенный рывок. Нейронные сети ребенка становятся гиперсвязанные. Этот период называется период синаптической сверхпродукцией. У любого из нас намного меньше, чем у ребенка.
К восьми-девяти месяцам жизни ребенок имеет гораздо более сложно-связанную нейронную сеть, чем у любого взрослого человека — лучший способ адаптации к неизвестному будущему.

Потенциал пластичности новорожденного мозга в периоде сверхпродукции чрезвычайно высок. Нейронные сети в этом периоде когда они чрезвычайно пластичны, за счет того что сверхсвязаны, можно перевоспитать.

Итак, через два года после рождения в головном мозге ребенка образуется сложнейшая нейронная сеть, более сложная чем у любого взрослого человека. А в 6 лет сложность этой нейронной сети начинает падать. Количество синаптических контактов сильно уменьшается. Почему?

Синаптогенез. Формирование связей между нейронами от 39 недель беременности до 6 лет

sinapsy.jpg

Во время развития в головном мозге ребенка идет бешенная конкурентная борьба за пространство связывания, это называется синаптической конкуренцией. Те связи, которые не используются пропадают.


Используй или ты это потеряешь!

Интересный пример

Если у взрослого человека на глазу 5-6 лет находится катаракта, помутнение хрусталика. Потом эту катаракту «снимают» и глаз продолжает видеть – все в порядке. Если катаракта врожденная, делают операцию в три года — глаз остается навсегда слепой. Почему?

Смоделировали эту ситуацию на животных, которым с рождения закрыли один глаз. Оказалось — никакой деградации нейронов не происходит. Отсутствие зрительного притока приводило к тому, что в коре мозга не оставалось ни одного нейрона, который реагировал бы на стимуляцию ранее закрытого глаза. Все нейроны реагировали на стимуляцию того глаза, который получал зрительный опыт в первые три месяца жизни животного.

Оказывается, связи, которые шли от закрытого глаза, проигрывали конкуренцию в некой конкурентной борьбе. Те связи, которые не работали, не возбуждались, не проводили информацию проигрывали, и все синаптические места связывания нейронов зрительной коры оказывались заняты работающими связями.
Принцип заключается в следующем: «Используй или ты это потеряешь».
Потеряешь в конкурентной борьбе. 

 
В тот момент когда начинается этот невероятный рост синапсов в мозге ребенка (синаптическая сверхпродукция) у одного незрелого нейрона огромное количество ветвлений, он как бы организует избыточные места связывания. Фактически левый и правый глаз борются за место связывания. И в одних местах побеждает левый глаз, в других местах побеждает правый глаз. Нервные связи разделяются: связи от одного глаза идут в одно место, связи от другого глаза в другое место. (Так возникает функция бинакулярного зрения, т.е. возможность воспринимать глубину пространства). Эта конкуренция необходима для возникновения функции. Процессы развития – это процессы, которые ожидают опыта. Эта бурная синаптическая сверхпродукция, которая определена генетически, ожидает опыта как того скульптора, который создаст из нее окончательную структуру нейронных связей, которая будет оптимальна для обработки той информации с которой мозг встретится в данной конкретной среде.

Неиспользуемые синапсы в процессе этой синаптической сверхпродукции уничтожаются, проигрывая конкуренцию, используемые синапсы бурно ветвятся, меняются и образуют больше более сильных связей.

В развитии нейронный сетей в мозге ребенка ничего не гарантируется. Результат будет таким или иным, в зависимости от того в какую среду попадет развивающийся мозг и насколько сильно будут работать процессы конкуренции. 

 
«Каждый новорожденный ребенок является прирожденным гением, но под невольным влиянием окружающих его людей и(или) не слишком удачных обстоятельств он постепенно превращается в посредственность».

Б. Фуллер 

 
До какой степени в этот ранний период развития внешние стимулы могут управлять развитием коры мозга ребенка?
В невероятной степени! Даже у слепых детей в этот ранний период можно развить зрение.

В специальных экспериментах над животными с хитрыми хирургическими перерезками поток зрительной информации перенаправляли из зрительной коры в соматосенсорную кору (которая обрабатывает информацию об ощущениях, температурной чувствительности), а зрительную кору разрушали. Если зрительный поток перенаправить в соматосенсорную кору, а соматосенсорный поток вообще убрать, то у таких маленьких животных, которые должны были быть слепые, соматосенсорная кора начинает обрабатывать зрительную информацию. Было доказано, что эти животные видят, и все их соматосенсорные нейроны обретают свойства зрительных. Это невероятная пластичность нейронных сетей в раннем периоде антогенеза.

Высшие ассоциативные зоны коры больше связаны с организацией сложных мозговых функций. Они проходят через такой же период синаптической сверхпродукции, а потом синаптической обрезки, прореживания, в конкурентной борьбе. Выживают сильнейшие. Сначала образуется слишком много синапсов, а потом часть синапсов подвергается уничтожению.

Если лишить глаз возможности видеть, не давать ему проводить и обрабатывать информацию в раннем периоде, он становится функционально слепым, теряет свои связи с обрабатывающими нейронами, а что если лишить опыта более сложные ассоциативные области?

Получено множество результатов исследований детей румынских приютов при Чаушеску, ужасные условия содержания которых потрясли весь мир. Не смотря на приемные семьи, консультации психологов, педагогов и т.д., обогащенный опыт, который им пытались устроить, оказалось, что ряд функций у этих детей не восстанавливается в достаточной степени. Значительно хуже нормы. Исследования с помощью аппаратурных методов показали постоянный тяжелый гипометаболизм фронтальных областей мозга.

Лишение опыта социальных контактов в первые два-три года жизни приводят к тяжелому недоразвитию, изменению этих областей коры мозга. Этот невероятно адаптивный, невероятно пластичный процесс развития тяжело реагирует на депривацию. Не потому что мы убираем процессы конкуренции, а потому что мы в этой конкуренции позволяем победить худшему.

Мы изменяем процессы конкуренции. Мы даем возможность победить тому процессу, который потом будет плохо адаптировать мозг к поведению в какой-то определенной среде. 

 
Использовались материалы лекций Строгановой Татьяны Александровны — доктора биологических наук, профессора, заведующей кафедрой возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителя Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр) МГППУ. 

 
«Период, когда связи между нейронами формируются наиболее активно, – это период от рождения ребёнка до трёх лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трём годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребёнка после трёх лет прекращает свое развитие. К трём годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырём годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трёх лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это всё равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере».

Масару Ибука
Создатель «Японской ассоциации раннего развития» 1969 году.

Развитие человеческого мозга 


Формирование синапсов зависит от раннего опыта (700 в секунду в ранние годы)Развитие человеческого мозга 

grafik.png

С самого рождения способность ребенка к восприятию нового растет так же стремительно, как взмывает ракета. И, подобно ракете, эта удивительная способность достигает своей высшей точки, после чего замирает. К шести годам ее рост уже фактически равен нулю. Зато постепенно начинает расти кривая мудрости, и даже можно считать, что она впервые заявляет о себе именно в шесть лет. Все это можно изобразить на следующей диаграмме.

Кривые способности и мудрости 

grafikMudrost.jpg

Cпособность к обучению возрастает, а затем быстро снижается, но зато в это же время начинает плавно возрастать мудрость. К шести годам две эти кривые встречаются. В точке их встречи детская способность к восприятию информации без каких-либо усилий достигает своего предела, и фактически прекращается сколько-нибудь значительный рост мозга. Однако мудрость только начинает развиваться и постепенно возрастает в течение всей оставшейся жизни. 

 
То, что не используется, атрофируется 

 
Если не дать питания в течение первых трех месяцев новорожденному ребенку и посадить его на воду, то это приведет к тому, что эти дети становятся не вполне развитыми в течение всей своей жизни, превращаясь в неполноценных взрослых.

Если закрыть глаз в первые месяцы жизни, то он перестает видеть (опыты на животных). Известно, что если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.
Если ребёнок первые годы своей жизни будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

Если с ребенком не общаться первые два-три года жизни это приведет к тяжелому недоразвитию на протяжении всей его жизни. 

  

 
 Чудовищный случай

 
В 1970 году в США произошел чудовищный случай – была обнаружена одичавшая девочка Джини, которая первые 12 лет своей жизни была заточена психически нездоровым отцом в комнате, пребывая в полной социальной изоляции.
Ее телесное развитие соответствовало развитию ребенка двух с половиной лет, а по умственному развитию девочка находилась на уровне годовалого ребёнка. Естественно, что она не умела говорить и являлась полной идиоткой. Согласно медицинским записям, девочка на протяжении первых шести месяцев жизни была абсолютно здорова.

Сьюзан Кёртис: «Функциональная задержка Джини обусловлена теми условиями, в которых она содержалась на протяжении первых лет своей жизни. Она не является умственно отсталой, в строгом смысле этих слов. В частности, Джини ежегодно проходила тесты и ежегодно демонстрировала развитие интеллекта. Такого не бывает с умственно отсталыми людьми».

После долгих лет обучения Джини все-таки заговорила, но дошла только до уровня развития речи 5 летнего ребенка.

Такая же участь могла ждать Леонардо да Винчи, Ломоносова или Шекспира, попади они в подобные обстоятельства. 

 
Если в первые годы жизни мозг ребенка не разовьется, то в дальнейшем он не разовьется никогда. 

 
Дети, находившиеся в обедненной материально и эмоционально среде в течение первых 6–12 месяцев, уже не могут догнать в развитии своих нормально развивающихся сверстников.

Все стадии человеческого развития важны, но первые один-два года являются критическим окном, формирующим психический фундамент для будущей жизни.
Ученые выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование работы мозга ребенка: гены, ежедневный опыт, контакт с родителями, питание, физическая активность, любовь.

Также научно доказано влияние позитивных эмоциональных связей на развитие мозговой деятельности. 

 
Нарастание массы мозга — это нарастание не числа нейронов, а количество связей между ними. Вычислительный ресурс мозга это не его вес, и даже не количество нейронов, а количество тех связей, которые нейроны друг с другом устанавливают, т.е. количество синапсов. Счет их идет на триллионы. И нормальное развитие мозга ребенка в первый этап, прежде всего два года – это очень быстрое нарастание плотности синапсов. И получается место многих нейронов в нашем мозге генетически задается, а вот то какая сформируется сеть, сколько будет контактов, как будет зависеть ее работа от того или иного вида подкрепления – это все в значительной мере подкрепляется первыми годами и месяцами жизни.

Вячеслав Альбертович Дубынин,
доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ.
Интеллект ребенка растет пропорционально количеству получаемой информации.
Более того, это ведет к физическому росту мозга.

Нейроны головного мозга трехлетнего ребенка в два раза активнее, чем нейроны в голове взрослого человека.

Каждый день в головках малышей возникают все новые и новые связи между нейронами и от того, какими они будут, зависит очень многое, в том числе и будущий характер, навыки, способности, привычки. 

 

Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.

Способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. «Перекормить» или перевозбудить его невозможно: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даём ребёнку слишком много информации, а то, что её скорее слишком мало, чтобы полноценно развивать его.

Те психологи и специалисты в области обучения, которые говорят: «Не лишайте ребенка детства!» , почему-то ничего не упоминают о том, как к этому относятся сами дети. Они просто высказывают свое отношение к процессу обучения. Попробуйте заставить маленького ребенка что-нибудь сделать! У вас ничего не получится. Он всегда будет делать только то, что ему нравится и интересно!

Для ребенка лучшее время — то, которое он проводит вместе с родителями.
Человеческий мозг растет только благодаря его постоянному использованию и этот рост фактически завершается к шести годам. Все, что может получиться из данного ребенка, определяется первыми шестью годами его жизни.

1501382662.gif

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту.
Большинство людей верят в то, что с возрастом мы становимся все ярче и одареннее. В данном случае они просто путают одаренность с мудростью.
От зачатия и до момента рождения мозг растет с поразительной скоростью, эта скорость остается гигантской и в возрасте от рождения и до тридцати месяцев, после чего, вплоть до шестилетнего возраста, продолжает быть достаточно высокой, и лишь потом резко замедляется. Отсюда легко понять, что от рождения и до шести лет, в течение каждого последующего месяца мозг прирастает медленнее, чем в течение предыдущего. Стоит ли говорить о том, что самые ранние моменты жизни являются в этом отношении и самыми ценными.

Интересно

Карл Фридрих Гаусс, один из величайших математиков XIX века, открыл формулу суммы арифметических рядов, когда ему было всего 8 лет.

Отец Гаусса был простым каменщиком, чинил стены, заборы, камины и часто брал сына с собой на работу. Гаусс подавал отцу кирпичи и считал их. По-видимому, математические способности Гаусса сформировались под влиянием этой привычки в раннем детстве.

Если вы сообщите ребенку факты, то он сам станет отыскивать те правила,
которым они подчиняются. 

 
За первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. К шести годам рост мозга уже в основном завершен.

В течение первых шести лет жизни человеческий мозг поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы себе едва представляем. Эта информация послужит базой для других знаний и мудрости, которые будут возрастать в течение всей жизни. То, чем мы не пользуемся, мы утрачиваем. И это настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных пояснениях.

Знание о том, что мозг растет благодаря его использованию в течение первых шести лет жизни, и что мы можем воздействовать на этот рост, поистине бесценно.

В 2007 году, группа, которая включала представителей 30 бизнесс-школ, 9 ведущих мировых экспертов и лауреата Нобелевской премии г-на Фина Киндлана пришла к заключению, что развитие детей раннего возраста является наиболее эффективной стратегией социального инвестирования среди 30 других предложенных к рассмотрению стратегий (усовершенствование налоговой системы, инвестиции в развитие инфраструктуры, уменьшение государственного долга, и т.д.).

Этот вывод был также поддержан экономистами Косенсус-Центра в Копенгагене и экспертами Калифорнийского университета. 

 
Первые шесть лет жизни — это время возникновения гениев. 

 
В течение этих же шести лет происходит, в основном, формирование мозга. Как поразительно быстро растет мозг и как стремительно этот рост прекращается, наглядно показывают следующие цифры: Как быстро идет развитие мозга 

 
Размер головы
Новорожденный — 35 см
2,5 года — 50 см на 15 см больше
21 год — 55 см на 5 см больше 

 
Нам не хватит и всей жизни для того, чтобы использовать хотя бы одну тысячную того потенциала, который заложен в нашем мозгу. Человеческий мозг обладает способностью вместить125’500’000’000’000 бит информации.

Люди разумны только потому, что пользуются своими мозгами. Развитие мозга нашего ребенка тем успешнее, чем больше мы ему в этом способствуем. А способствовать этому мы можем, снабжая его большим количеством информации. И лучше всего это делать в первые шесть лет жизни по причинам, о которых уже неоднократно говорилось.

Наши дети тем умнее, чем больше возможностей быть умными мы им предоставляем. И это особенно истинно в течение первых шести лет жизни.

Развитие мозга ребенка и коэффициент интеллекта(IQ)

Если ребенок не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни он превратится в полного идиота. Если же вы станете обращаться с ним, как с идиотом, результат будет примерно таким же. Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К шести годам, уровень его развития будет ниже среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы). Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100. Развитие ребенка

Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний. В этом случае ваш ребенок достигнет шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками Гленна Домана, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше. Но самое важное состоит в том, что уже в возрасте трех лет мозг ребенка будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Все это доказано в Институте развития потенциальных возможностей человека в Филадельфии, основателем которого был Гленн Доман.

Ученые-нейрофизиологи Института развития потенциальных возможностей человека во главе с Гленном Доманом посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить проблему детей с мозговыми травмами. Перед ними была поставлена задача развить мозг умственно отсталых детей. И им удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых.

Раньше мозговые травмы считались неизлечимой болезнью. В Институте развития потенциальных возможностей человека Глена Домана доказали, что ребенок отстающий в умственном развитии может развиться в нормального образованного человека, если его правильно обучать с самого рождения. 

 
Когда же эту методику опробовали на здоровых детях результаты превзошли все ожидания! Здоровые дети развивалиcь вдвое быстрее.
Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом — и ничего более. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего, то это означает, что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень. Даже тогда, в 1965 году там находились сотни умственно отсталых детей в возрасте двух-трех лет, имевших серьезные мозговые травмы, но которые при этом умели читать и полностью понимать прочитанное. 

 
«Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. В этом и состоит творческий элемент похвалы».

Томас Дрейер 

 
«С древних времён считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл в три года читал классическую литературу по-латыни, большинство говорит: «Конечно, они же гении».

Однако, подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история индийских девочек Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере волков к юго-западу от Калькутты. 

 
Были приложены огромные усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. 

 
Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако, у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённого оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества.

Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира».

Масару Ибука
Создатель «Японской ассоциации раннего развития».

Источник

planetaseminarov.ru

12 фактов о развитии головного мозга ребенка, которые каждой маме

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком…

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

 

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

 

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!),  но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

 

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

 

 

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

 

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

 

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

 

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

 

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

 

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

 

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

 

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

 

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца — в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

 

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

 

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, — через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

 

 

 

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один  — это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан!опубликовано econet.ru 

 

Автор: Natasha Alyokhina 

 

econet.ru

Развитие мозга ребенка — Эффективные методы и упражнения для развития мозга

Дети начинают развиваться с первого дня появления на свет, постепенно день за днем учатся. Ключевую роль в становлении ребенка, как личности, играет развитие мозга ребенка. Именно от правильного процесса совершенствования мозга зависит, начнет ли он ходить, говорить, будет ли хорошо учиться, сможет ли заниматься спортом.

Ученые на протяжении нескольких столетий изучают онтогенез мозга, но до конца этот процесс ещё не изучен. Ежегодно проводятся различные исследования, в большинстве стран имеются институты мозга. Этот орган самый загадочный и самый важный у любого человека. К нему приковано внимание множества специалистов биологов, хирургов, невропатологов, иммунологов и многих других. Каждый из них находит проблемы и вопросы для изучения. Многие проблемные вопросы исследуются группами специалистов разных направлений.

к содержанию ^

Этапы развития мозга

Формирования головного мозга начинается у эмбриона с 2 недели. В утробе матери у плода формируются основные отделы мозга: нервная трубка, полушария, мозжечок и другие. К рождению головной мозг ребенка достигает веса 300-400 гр. У взрослых его масса достигает 1100-1300.

Выделяются основные этапы развития мозга у детей, первый этап который длится от рождения до 1,5 лет, формирует стволовые структуры. На этом этапе мозг младенца учиться различать и реагировать на ежедневные потребности, такие как еда, сон, безопасность. Формируется сенсорное восприятие, настраивается вестибулярный аппарат. Малыш учится различать запахи, вкусы, звуки.

С 1,5 лет до 4-х происходит становление лимбической системы. В этот период младенец учится эмоциям, у него появляются воображение и память, получает свои первые навыки. Учится самостоятельно выполнять различные действия.

С 4-х до 7-ми лет происходит рост правого полушария, отвечающего за образное мышление, то есть позволяет дошкольнику воспринимать мир во всем его многообразии, как единое целое. Он учится эмоциям, совершенствует внешнюю речь, начинает мыслить образами.

С 7-ми до 9-ти лет происходит становление логики, за которую отвечает левое полушарие. В этот период школьник начинает детально обрабатывать информацию, совершенствует все свои навыки. У детей начинается период школьной жизни, где формируются первые представления о системности мира вокруг.

В 8 лет проходит важный период в формировании организма. Формируется лобная доля, отвечающая за социальное поведение и самоконтроль, оформляется внутренняя речь.

С 9-ти до 12-ти лет формируется мозолистое тело отвечающее за комплексную обработку информации.

В период с 12 до 16 лет в организме подростка происходит гормональный всплеск, который влияет на весь организм. Он формируется как личность, получает представление о себе как о части общества, проходит один из важнейших периодов социализации.

к содержанию ^

Как развивать мозг ребенка правильно?

Большинство родителей очень пекутся о правильном и всестороннем развитии своего малыша. Каждая семья мечтает о здоровых и умных детях. Для правильного формирования мозговых функций у отпрыска важно соблюдать простые правила.

На правильное и своевременное развитие, прежде всего, влияет окружающая действительность. Родители и близкие люди должны с самого рождения принимать участие в воспитании и обучении чада, расширении его кругозора.

С рождения до 1,5 лет дети познают мир благодаря звукам, вкусам, тактильным ощущениям. В этот период важно совершенствовать мелкую моторику рук, которая поможет малышу скорее заговорить и научиться выполнять элементарные действия, например, держать ложку в руках.

У ребенка формируется речь, поэтому важно постоянно начиная с рождения говорить с ним, постепенно обрабатывая в своем подсознании звуки, он научится связывать их в образы, а потом станет говорить сам.

С 1,5 до 4-х лет малыш учиться получать, обрабатывать и проявлять эмоции. В этот период очень важен тесный эмоциональный контакт с родителями. Исследования доказали, что отсутствие тесного общения с родителями в этот период, формирует у детей неправильную эмоциональную картину мира. Дети, которым не досталось положительных эмоций и любви в детстве становятся агрессивными или пассивными взрослыми, не умеющими любить, сопереживать, у них формируются неправильные эмоции.

В период с 4-х до 7-ми лет происходит формирование образного мышления. Именно в этот период важно интенсивно заниматься с дошкольником: читать ему, учить его рисовать, петь, танцевать, читать, играть в интеллектуальные игры. Все это позволит ему научиться формировать целостные образы, запоминать и воспроизводить их.

С 7-ми до 9-ти лет у малыша формируется логика. Он начинает самостоятельно делать умозаключения, основываясь на информации полученной вербально и не вербально. Родителям в этот период нужно не полагаться на школу, а самим принимать участие в формировании логического мышления у малыша. Для этого можно просто задавать своему сыну или дочке задачки из жизни, и спрашивать как бы он поступил в той, или иной ситуации. Узнавать у него, почему его выбор именно такой, при необходимости помогать и корректировать. важно, чтобы малыш сам научился понимать логику происходящих в жизни процессов и научился их анализировать.

При формировании лобной доли, которое обычно заканчивается в 8 лет, ребенок становится частью социума. Его мир расширяется вместе с кругом общения и он определяет для себя рамки поведения в обществе. В это время важно, чтобы семья своим примером показывала, как себя нужно вести в обществе. Если мать хамит, кричит и ругается, скорее всего, её ребенок будет вести себя так же, потому что будет считать это поведение нормой.

С 9-ти до 12-ти лет школьник учится обрабатывать информацию в комплексе. То есть, именно в это время он учится получать комплексные знания и использует для этого различные способы. Родители должны контролировать, чтобы ученик не за циклевался на одном источнике информации и всячески обучать его. Если любит животных , то должен читать о них, смотреть видео, общаться с ними (гладить, кормить и т.д.). То есть получать информацию об интересующем предмете из разных источников. Это даст ему возможность в будущем правильно реагировать на различные ситуации и оценивать их всесторонне.

С 12 лет начинается гормональный всплеск, часто его называют переходным периодом. Большинство детей в это время плохо ладят с родителями, в семье возникают конфликты и недопонимание. Главное в этот период не потерять связь с подростком и если нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно, лучше обратиться к психологам.

к содержанию ^

Аномалии в развитии мозга

В настоящее время выявлено более 30-ти возможных отклонений в онтогенезе мозга. Каждое из них вызывает отклонения в созревании, некоторые приводят к смерти.

60% аномалий развивается во внутриутробном периоде. Современная диагностика позволяет определить большинство отклонений у плода ещё до момента рождения.

Такие аномалии могут спровоцировать как наследственные факторы, так и влияние окружающей среды на организм матери и дитя. Образ жизни матери играет немаловажную роль в этой проблеме. Курение, злоупотребление алкоголем, наркотическая зависимость, принятие сильнодействующих препаратов, всё это отражается на здоровье плода.

Сбои в прогрессе могут возникнуть и на любом из этапов взросления. Они могут быть спровоцированы травмами, стрессами, проблемами со здоровьем, экологией и другими факторами.

Известны случаи, когда после сильного стресса дети переставали говорить или понимать речь. Травмы головы нарушали циклы зрительной, слуховой поведенческой деятельности, и дети становились, не восприимчивы к обучению и многие другие.

При малейших признаках отклонений, родителям стоит показывать своего отпрыска врачам. В наше время медицина сделала значительный прорыв и многие отклонения сейчас можно корректировать и избавляться от них.

к содержанию ^

Заключение

Развитие головного мозга важный процесс у детей. Этот процесс начинается ещё до рождения и продолжается долгие годы. Мозг формирует личность человека, социализирует его, делает его особенным и неповторимым.

Правильно сформированный мозг дает ребенку возможность обучаться, познавать мир, общаться, находить себе интересы, развиваться всесторонне. Родителям важно знать и понимать, как происходит формирование мозговой деятельности у детей. Родители должны помогать ему в этом процессе и корректировать при необходимости.

Загрузка…

mozgmed.ru

Особенности развития головного мозга у детей.

Развитие психики с возрастом обусловлено развитием головного мозга в онтогенезе.

Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лег рост мозга в длину, ширину и высоту почти равномерный, а с 4 до 7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно, лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. К 7 годам вес достигает 4/5 веса взрослых, после 9 лег прибавление веса головного мозга значительно замедляется. К 20 годам вес его доходит до уровня взрослых. Наибольший вес головного мозга с 20 до 30 лет.

Индивидуальные колебания веса от 40 до 60%. что обусловлено вариациями веса тела взрослых. С рождения до взрослого состояния вес головного мозга увеличивается примерно в 4 раза, а вес тела — в 20 раз. Относительный вес головного мозга человека (по отношению к весу тела) больше, чем у всех животных. Из общего веса головного мозга на долю больших полушарий приходится 80%.

К 3 годам строение большинства нейронов мало отличается от нейронов взрослого. Но усложнение их строения происходит до 40 лет и позже. Количество нейронов при рождении почти такое же, как у взрослых, так как после рождения появляется только небольшое число новых высокодифференцированных нейронов, а малодифференцированные нейроны продолжают делиться.

Формирование почти всех борозд и извилин в основном заканчивается к 7 годам. С возрастом происходит увеличение поверхности большинства борозд и расширение полей коры вследствие менее плотного распределения в них нейронов. Наблюдается изменение формы и усложнение строения нейронов в зависимости и в соответствии с выполняемой функцией.

Развитие лобной доли с возрастом взаимосвязано с развитием и усложнением психики. Строение зоны кожно-мышечной чувствительности приобретает признаки, свойственные взрослому, к 1-2 годам и изменяется в основном до 7 лет. Рост поверхности зрительной зоны к моменту рождения обгоняет рост других зон. Развитие зрительной зоны обусловлено развитием у детей зрения, высшей нервной деятельности и связано с их обучением письму. Зрительная зона развивается и после 7 лет. К 2 годам величина височной доли приближается к взрослом состоянию, и почти достигает его к 7 годам. Развитие слуховой зоны обусловлено развитием слуха, высшей нервной деятельности и функции устной речи. У новорожденного мозжечок развит больше, чем его полушария, а весь мозжечок весит в среднем 21-23 г. Особенно быстро он растет в первые годы жизни, достигая к 1 году 84 — 94 г. а в 15 лет -150 г. что связано с развитием координации движений.

Особенности развития спинного мозга у детей.

С возрастом существенно изменяются строение, вес и расположение спинного мозга у детей. Спинной мозг развивается быстрее головного, так как спинномозговые рефлексы формируются раньше, чем рефлексы головного мозга.

В шейном отделе, из которого исходят нервы рук, толщина наибольшая. Утолщение поясничного отдела, дающего начало нервам ног, меньше. Особенно быстро растут нейроны спинного мозга с началом школьного возраста, у дошкольников они мало отличаются от новорожденных.

К 12 годам толщина спинного мозга увеличивается в 2 раза, а затем почти не изменяется. С рождения и до взрослого состояния спинной мозг увеличивается в 8 — 9 раз. С возрастом изменяется также расположение спинного мозга в позвоночнике. Спинной мозг в длину растет медленнее позвоночника. У новорожденного он заканчивается на уровне 3-го поясничного позвонка.

Во внутриутробной жизни сначала развивается шейный отдел спинного мозга, а затем нижележащие отделы.

Нервные и нервно-гуморальные механизмы большинства безусловных рефлексов формируются во внутриутробной жизни и немногих, например половых, после рождения. Нервные и нервно-гуморальные механизмы всех условных рефлексов формируются в течение жизни. Безусловные рефлексы изменяются, переделываются под влиянием условных рефлексов, особенно в раннем детстве. Условные рефлексы, как правило, образуются на основе безусловных.

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И.П. Павловым. Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни.

Первые безусловные двигательные рефлексы появляются на 3-м месяце внутриутробной жизни (сосательный и дыхательный). У новорожденного много безусловных двигательных рефлексов: сосательные, тонический рефлекс рук, рефлекс охватывания, рефлекс ползания, глазной рефлекс, а также рефлексы, которые сохраняются в течение всей жизни: глотательный, коленный, ахиллов, роговичный, зрачковый и др.

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной, чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большее значение в поведении условные рефлексы.

Условный рефлекс – врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Особенности условных рефлексов: не являются врожденными, приобретаются в течение жизни; Являются не видовыми, а индивидуальными; имеют сигнальные значения; могут быть основой образования новых, более сложных рефлексов. Условные рефлексы могут быть: рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздражители, могут быть активными и тормозными, обонятельными, осязательными и т.д.

studfile.net

Об особенностях развития мозга у детей

Когда у меня родился первый ребенок, я, как и подобает рьяной, но молодой маме, собрала кучу книжек об уходе за младенцами и разнообразные прогрессивных методы воспитания – чтобы мой ребенок вырос гением, к тому же счастливым, мне крайне необходимы были авторитетные советы. К сожалению, быстро стало ясно, что большинство книжек не особенно задавались объяснением биологических основ развития мозга. Попробуем разобраться, что сегодня знает наука о мозге и как эти знания использует современная педагогика.

Мозг и его развитие

Что интересно в развитии мозга и что мы, собственно, будем наблюдать на каждом из этапов такого развития – это грандиозное взаимодействие генетически предопределенных факторов и факторов окружающей среды, которые в случае развития человека становятся факторами социальной среды.

Эмбриональное развитие

У человеческого зародыша мозг начинает формироваться из эмбриональной ткани эктодермы. Уже на 16-й день внутриутробного развития можно различить так называемую нейрональну пластинку, которая в течение следующих нескольких дней образует желоб, верхние края которого срастаются и образуют трубку. Этот процесс является результатом сложной координированной работы целого ряда генов и зависит от наличия определенных сигнальных веществ, в частности, фолиевой кислоты. Недостаток этого витамина во время беременности приводит к не закрытию нервной трубки, что приводит к тяжелым аномалиям в развитии детского мозга. Когда нервная трубка закрылась, на ее переднем конце формируются три основных региона мозга: передний, средний и задний. На седьмой неделе развития эти регионы делятся еще раз, и этот процесс называется энцефализацией. Этот процесс является формальным началом развития собственно головного мозга. Скорость роста мозга плода поражает: ежеминутно формируется 250 000 новых нейронов! Миллионы связей образуются между ними! Каждая клетка занимает свое определенное место, каждая связь аккуратно организована. Нет места для произвольности и случайности.

У плода развиваются разные органы чувств. Обстоятельно об этом пишет Peter Hepper в статье Unravelling our beginnings: Первой появляется реакция на прикасания – тактильная чувствительность. На восьмой неделе плод реагирует на прикосновение к губам и щечкам. На 14-й неделе плод реагирует на прикосновение к другим частям тела. Следующим развивается вкус – уже на 12 неделе плод чувствует вкус амниотической жидкости и может реагировать на материнскую диету. На звук плод реагирует начиная с 22-24 недель жизни. Сначала улавливает звуки низкого диапазона, но постепенно диапазон расширяется, и уже перед рождением плод распознает разные голоса и даже различает отдельные звуки. Утробная среда, где развивается плод, достаточно шумная: здесь стучит сердце, шумит поток жидкостей и перистальтика, с внешней среды поступают разнообразные звуки, хотя и приглушенные тканями матери, впрочем – что интересно – диапазон человеческого голоса в 125–250 Гц приглушен как раз слабо. Следовательно, разговоры извне формируют большую часть звукового окружения плода.

Отдельное внимание исследователей привлекает реакция на боль. Определить, чувствует ли плод боль сложно – боль в большой мере субъективный феномен. Впрочем, несознательный ответ на болевые раздражители начинается около 24-26 недели развития, когда впервые формируется нейрональний путь ответа. С момента развития первых органов чувств, от них в мозг начинает поступать информация, что само по себе выступает фактором развития этого же мозга и приводит к обучению. Возникает вопрос, насколько важной является полученная таким образом информация и можем ли мы определенным образом влиять на плод, побуждая мозг к развитию и способствуя учебе? Плод может учиться распознавать вкус и запах. Например, если мать употребляет чеснок во время беременности, то новорожденный младенец будет демонстрировать меньше отвращения к запаху чеснока чем младенец, мать которого чеснок не употребляла. Новорожденные дети также будут отдавать преимущество музыке, которую они слышали в утробе, по сравнению с музыкой, которую слышат впервые. Все это уже установлено наукой. Но до сих пор непонятно, имеет ли явление пренатальной учебы хотя бы какой-либо длительный эффект. Известно, что «музыкальный вкус» к определенному произведению при отсутствии подкрепления исчезает уже за три недели. Однако способность плода к «учебе» наводит некоторых людей на мысль, что развитие мозга плода может быть активизировано программой пренатальной стимуляции. Впрочем, об этом нет никаких солидных научных исследований.

Мозг новорожденного

На момент рождения мозг младенца имеет фактически все необходимые нейроны. Но мозг продолжает активный рост и за следующих два года достигает 80% размера мозга взрослого человека. Что происходит в течение этих двух-трех лет? Основной прирост веса мозга происходит за счет глиальных клеток, которых в 50 раз больше чем нейронов. Глиальные клетки не передают нервные импульсы, как это делают нейроны, они обеспечивают жизнедеятельность нейронов: одни из них поставляют питательные вещества, другие — переваривают и уничтожают отмершие нейроны или физически держат нейроны в определенном положении, формируют миелиновую оболочку. С момента рождения в мозг малыша поступает громадное количество сигналов ото всех органов чувств. Мозг младенца более открыт к моделирующей руке опыта больше, чем в любой другой промежуток жизни человека. В ответ на требования окружения мозг является скульптором самого себя.

Зрение и мозг

Понимание особенностей формирования зрительной коры началось с известных экспериментов Девида Хьюбела и Торстена Визела в 60-х годах прошлого столетия. Они продемонстрировали, что если котятам временно закрыть один глаз в определенный критический для развития мозга период, то в мозге не формируется определенная связь. Даже когда зрение потом восстановить, то характерное бинокулярное зрение все-равно никогда не сформируется. Это открытие начало новую эру в понимании роли критических периодов развития и важности наличия соответствующего стимула в этот момент. В 1981 году исследователи получили за это открытие Нобелевскую премию, а мы теперь можем поиграться со своим мозгом и зрением на странице Девида Хьюбела. То, которое было сделано с котятами, воспроизводить на людях, очевидно, не гуманно. Но эти опыты позволяют в определенной мере экстраполировать знание и таким образом понимать особенности развития человеческого мозга. Существуют также примеры с врожденной катарактой у детей, что указывает на то, что и у человека есть критические периоды в развитии мозга, которые требуют наличия определенных внешних зрительных стимулов для корректного развития мозга.

Что же известно о зрении новорожденного?

Новорожденный ребенок видит в 40 раз менее раздельно, чем взрослый человек. Наблюдая и созерцая, мозг ребенка учится анализировать изображение и уже за два месяца он способен различать основные цвета, а изображение становится более четким. В три месяца происходят качественные изменения, в мозге формируется зрительная кора, изображение становится близким к тому, как в последующем будет видеть взрослый человек. Через полгода ребенок уже способен различать отдельные детали и видит лишь в 9 раз хуже, чем взрослый. Полностью зрительная кора формируется к 4-му году жизни. Первые три года Вполне логично предположить, что подобный критический период касается не только развития зрительной коры.

Уже ни у кого не вызывает отрицаний тот очевидный факт, что в первые три года жизни происходят важнейшие этапы в формировании мозга. Серьезным подтверждением может служить явление госпитализма, которое в 1945 описал Шпитц. Речь о симптомах, которые развиваются у детей на первом году жизни, воспитываемых в медицинских учреждениях, идеальных с точки зрения медицинского и гигиенического ухода, но в отсутствии родителей. Начиная уже с третьего месяца жизни наблюдалось ухудшение их физического и психического состояния. Дети страдали от депрессий, были пассивны, заторможены в движениях, с бедной мимикой и плохой зрительной координацией, даже в целом не фатальные болезни часто имели летальные последствия. Начиная со второго года жизни проявлялись признаки физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, ходить, говорить. Последствия длительного госпитализма длительны и часто необратимые. Сегодня описывают также явление семейного госпитализма, которое развивается у детей на фоне эмоциональной холодности матери. Впрочем, что конкретно происходит в это время в мозге ребенка точно неизвестно.

Тот факт, что эти первые три года жизнь есть безусловно критическими для развития мозга ребенка, побудило ученых к последующим исследованиям, а педагогов и политиков к бурной кампании в поддержку стимуляции мозга ребенка на протяжении первых трех лет жизни. Началось все из утверждения, что, очевидно, мозг формируется от нуля до трех лет, после этого уже поздно что-то делать. В Америке при государственной финансовой поддержке стартовала кампании «I Am Your Child» и «Better Brains for Babies». Как результат – гора книжек, учебных программ для родителей и статей в прессе. Главный меседж этих программ можно сформулировать так: поскольку мы уже знаем из работ нейрофизиологов, что нейрональные связи формируются под действием внешних стимулов и полностью за первые три года, то эту среду нужно как можно активнее усилить, соответственно активизировать ментальную стимуляцию мозга новорожденного. Такой подход получил название science-based еnriched environments. Родители ринулись покупать младенцам диски с Моцартом для беби, флэш-карты с яркими изображениями и другие игрушки, которые должны развивать. Но оказалось, что педагоги несколько опередили ученых. В разгар кампании один журналист позвонил по телефону нейрофизиологу Джону Бруеру, автора книжки «The Myth of the First Three Years: A New Understanding of Early Brain Development and Lifelong Learning» и спросил: «Базируясь на нейрофизиологии, что бы вы могли посоветовать родителям относительно выбора садика для их детей?». Бруер ответил: «Базируясь на нейрофизиологии – ничего». Правда заключается в том, что наука не знает, как должен в действительности выглядеть еnriched environments для оптимального развития мозга в течение первых трех годов. Джон Бруер не устает повторять: до сих пор не существует надежных исследований, которые бы четко указывали, какой силы, интенсивности и качества, должны быть раздражители, также нет соответствующих исследований, которые бы подтвердили длительный эффект таких раздражителей во времени.

Явление еnriched environment исследовали на крысах. Крыс делили на две группы, одну просто садили в клетку, а в другую к крысам помещали сородичей и игрушки. В обогащенной среде у крыс действительно формировались в мозге намного больше синапсов. Но, как логично замечает исследователь Dr. William Greenough, то, что для крыс является обогащенной средой в лабораторных условиях, для ребенка может быть просто нормальной средой. Младенцев не оставляют в одиночестве, у них есть возможность много исследовать прямо дома — просто ползая вокруг по квартире, исследуя книжки, вытянутые из книжной полки, или перевернутые корзины с одеждой. Впрочем, эксперимент с крысами уже нашел свой особенный путь в прессе и не на шутку обеспокоил родителей, которые прониклись развитием своих младенцев. Для родителей, которые обеспокоены тем, что не успели вовремя развить ребенка за первые три года, у ученых есть утешительный аргумент: развитие мозга продолжается и после трех лет. В мозге формируются нейронные связи в течение всей жизни. Хоть этот процесс и не совсем линейный, он также генетически запрограммирован, и так же зависит от приобретенного опыта и окружения. В одни периоды жизни он более интенсивен, чем в других, и следующий период большой перестройки мозга – подростковый возраст.

Мозг подростка – строительная площадка

Ученые давно изучают мозг человека, в основном наблюдая разнообразные аномалии в развитии, или травмы мозга, которые приводят к изменению функции, которые проявляются в характерных клинических картинах. Но настоящий прогресс начался с применением технологии магнитно резонансной томографии. Эта технология позволяет визуализировать активные участки мозга, которые называют функциональными. Речь идет не просто об определении участка, а об определении именно тех участков, которые активизируются в ответ на стимул. В американском National Institute of Mental Health под руководством Dr. Jay Giedd начался масштабный проект по исследованию мозга подростков. Мозг 145 нормальных детей сканировали с интервалом в два года и исследовали, какие участки мозга обрабатывают информацию и изменяется ли топография функциональных участков по сравнению с такими у уже взрослых людей и в процессе взросления. Что же обнаружили ученые?

Префронтальний кортекс

Первое открытие касалось серьезной перестройки префронтального кортекса. Giedd и его коллеги нашли, что в области, которая называется лобовой корой (префрональним кортексом), мозг, судя по всему, растет опять как раз перед половой зрелостью. Префрональний кортекс — участок, который расположен сразу за лобными костями черепа. Перестройка этого участка вызывает особенный интерес, поскольку именно она выступает как CEO мозга, отвечая за планирование, рабочую память, организацию и настроение человека. Как только префронтальний кортекс «созревает», подростки начинают лучше соображать и развивают больше контроля над импульсами. Префронтальний кортекс – регион «трезвой оценки решений». Пока не созрел префронтальний кортекс, обработка эмоциональной информации остается незрелой и осуществляют ее другие участки мозга, менее заточенные под такую работу. Именно поэтому подростки склонны к неоправданным рискам, в целом, плохо различают разные эмоциональные состояния других людей. Не знаю, как вам, а мне, как матери подростка, это открытие много чего объясняет.

Use It or Lose It

Если в возрасте до трех лет развитие нейрональних путей можно сравнить с ростом ветвей дерева, то в подростковом возрасте происходит два противоположных процесса – дополнительный рост новых путей и одновременная обрезка старых. Хотя, возможно, кажется, что наличие многих синапсов – вещь полезная, мозг считает иначе, и в процессе учебы сокращает удаленные синапсы, при этом белое вещество (миелин) идет на стабилизацию и усиление тех связей, которые активно используются. Отбор проходить по принципу use it or lose it : «Используем? Оставляем! Не используем? Избавляемся!». Соответственно, занятие музыкой, спортом и вцелом любая учеба побуждают к формированию и сохранению одних связей, а лежание на диване, созерцание MTV и игра в компьютерные игры – других. Это же касается и изучения иностранных языков. Если ребенок выучил второй язык до наступления половой зрелости, но во время большой «подростковой» перестройки его не использует, то нейронные связи, которые его обслуживают, разрушаются. Соответственно язык, который изучался после перестройки мозга, займет особенное место в языковом центре и будет использовать совсем другие связи, чем родной язык.

Мозолистое тело и мозжечок

Еще одно открытие проясняет другие подростковые особенности. Речь об активной перестройке в мозолистом теле, которое отвечает за коммуникацию между большими полушариями мозга и, как следствие, связан с изучением языков и ассоциативным мышлением. Сравнение развития этого участка у близнецов продемонстрировало, что оно лишь в незначительной мере определено генетически и преимущественно формируется под воздействием внешней среды. Кроме мозолистого тела, серьезную перестройку испытывает также мозжечок, при чем такая перестройка длится вплоть до взрослого возраста. До сих пор считалось, что функция мозжечка ограничивается координацией движений, однако результаты магнитно резонансной томографии показали, что он также задействован в обработке умственных заданий. Мозжечок не играет критическую роль в реализации этих заданий, скорее, выполняет функцию копроцессора. Все, что мы называем высоким мышлением, – математика, музыка, философия, принятие решения, социальные навыки, — проходит через мозжечок.

Выводы: Несмотря на серьезность и количество проведенных исследований, ученые продолжают утверждать, что они все еще мало знают о связи структуры и функций мозга, а также о развитии поведения. Так же мало известно, какие факторы являются наиболее весомыми для оптимального развития и какие резервы для развития мы потенциально имеем. Впрочем можно с уверенностью утверждать, что нормальный человек с момента рождения и до смерти нуждается во внимании, общении, нормальном живом окружении и искреннем интересе к себе.

Источник: psy-practice.com

Назад к списку статей

razymnik.ru

как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

мозг ребенка развивается по своим законам

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично. Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше. Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии. Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год – 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет. К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека. Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

Соня гостит у бабушек. Разговаривает с мамой по телефону:
— Мам, когда ты заберешь меня?
— Знаешь, сколько пальчиков на руке? Вот через столько денечков я и приеду.
— Мам, жаль у тебя не три пальца.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения. У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов – нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы. Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Стоит погреметь младенцу погремушкой, как у него тут же образуются устойчивые связи, характеризующие образ, форму, цвет и звуки, издающиеся этим предметом, характеризующие его движение и взаимосвязь с рукой матери и с самой матерью. Пример прост, но именно так это и работает, от простого к сложному. Недаром вполне конкретный младенец может выучить любой язык на планете!

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека). Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Развитие синапсов в мозге

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия – скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков – наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка

Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует». Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.

В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

ранее развитие мозга у детей поможет им стать умными

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет. Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций. После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Кстати, Джон Медина весьма скептически относится к «музыке для живота», лекций по квантовой физике и демонстрации младенцу продвинутых развивающих видео на экране размером с полстены. Он настаивает на тезисе «всему свое время» и апеллирует к здравому смыслу и чувству меры. Медина говорит, что коробка с цветными мелками, увлеченный веселый родитель и пара часов сделают для развития мозга младенца гораздо больше, причем эффект будет намного прочней закреплен. Как на этом видео:

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами. Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики. Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Лучший совет мамам и папам: читайте грудничку сказки: десятки поколений наших предков не могли ошибаться!

Интересная методика Макото Шичида

Развитие головного мозга по японской методике

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.
Говорят дети!
—Дочка, в кого ты такая злопамятная?
— Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.

ребенок из неблагополучной семьи развивается плохо

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат – задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

6 простых полезных советов будущим родителям

  1. Планируйте беременность: ребенок должен быть желанным и любимым, ему должны быть созданы благоприятные условия для полноценной жизни.
  2. Учитесь и узнавайте новое о возрастных особенностях развития вашего младенца, старайтесь настойчиво применять познания на практике.
  3. Маме в период беременности и вскармливания грудью требуется полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами для развития и полиненасыщенными жирными кислотами, макро- и микроэлементами. Зависимость между качеством материнского молока и процессом формирования мозга у грудничка давно установлена.
  4. Стресс, страх и неуверенность – злейшие враги, которые мешают грудничку анализировать окружающую обстановку и распознавать правильный ответ на свои действия.
  5. Постарайтесь принимать все детские чувства и эмоции, даже если они вам не нравятся, уделять коммуникациям, играм с ребенком максимум времени.
  6. Движение – мощный стимулятор развития межполушарных связей: как ни странно, физическая активность очень способствует обучению и развитию мыслительных способностей в ранний период жизни. Разработана даже «мозговая гимнастика», но она более подходит для малышей после 2-3 лет.

Задержка развития головного мозга у грудничка зачастую лежит на совести нерадивых родителей, готовых списать результат своей лени на «плохую наследственность» и утверждающих, что «в школе научат». Не нужно ставить своей целью вырастить вундеркинда и гения, нужно просто добросовестно выполнять свой родительский долг, создавать для младенца оптимальную развивающую и стимулирующую среду, и у вас всё обязательно получиться.

Полезное видео для мамочек, из которого вы узнаете поразительные вещи!

dearmummy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *