Развитие новорожденного в первый месяц жизни (0-1 месяц)
Содержание:Рождение малыша – это самое радостное событие для любой семьи, однако это и начало новой жизни, наполненной заботами и хлопотами. Самый первый месяц считается очень тяжелым для неопытных родителей, поскольку они еще многого не знают и не умеют. Для того чтобы правильно ухаживать за малышом, следует прислушиваться к мнению квалифицированных педиатров, читать современную литературу и получать помощь от бабушек.
к содержанию ↑Физиологические особенности малыша в первый месяц
За первый месяц кроха подрос, сейчас его вес составляет в среднем 4,1 кг. — 4,5 кг., а рост примерно 53,5 — 54,5 см.
Существуют медицинская норма прибавки веса у новорождённых. Набор (увеличение) составляет 20 грамм в день. В сумме за месяц ребёнок набирает
Для полноценного развития крохе необходимо выпивать в сутки 700 мл грудного молока (или адаптированной молочной смеси). Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то вам наверняка будет интересна информация о проверке Роскачеством детской молочной смеси.
Набор меньше 600 грамм в период новорожденности (за первый месяц жизни) расценивается как недостаточный. В таком случае педиатр помогает маме скорректировать режим кормления и назначает необходимое обследование грудничка, чтобы выяснить причины: почему ребёнок плохо набирает вес. Кишечник малыша опорожняется до 3-5 раз в сутки.
Поведение малыша. На данном этапе движения ребенка хаотичны, ручки и ножки согнуты, так как мышцы-разгибатели еще не развиты. У новорожденного малыша нет даже возможности смотреть двумя глазами в одну точку, не говоря уже о возможности сообщить что-то окружающим. Все что он может – плакать и слышать звуки. Еще в утробе плод привык к голосу матери.
Режим сна и бодрствования.В первые недели после рождения малыш большую часть времени спит, а в период бодрствования ест и требует маминого присутствия.Кладите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск СВДС. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.
Опорожнение кишечника и мочевого пузыря
Мочеиспускание у младенцев довольно интенсивное. Ваш маленький может писать до 20-25 раз на день. И это вполне нормально. Если же количество мочеиспусканий в сутки у детки 6 и меньше, то вам следует всерьез обеспокоиться, достаточно ли молока получает ваше дитя. Если вы использует подгузники, то следите за тем, чтобы ребенок не находился подолгу в переполненном подгузнике. Контакт испражнений с нежной кожей малыша может стать причиной появления раздражений. Недавно мы писали о выборе экспертами Роскачества лучшей марки подгузников.
Зрение, слух малыша. Ребенок рождается с полностью сформированными глазками. Но видит он при этом еще не совсем четко. И не может сфокусировать взгляд на каком-либо предмете. Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.
Далее рассмотрим другие основные особенности развития ребенка, которые происходят в организме малыша в первый месяц.
- После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
- Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
- Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
- Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
- Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
- На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
- Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
- Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
- Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.
к содержанию ↑Как правильно ухаживать за малышом в первый месяц?
Подробное описание ухода за новорожденным мы представляли в этой статье. В этой пункте расскажем об основах ухода за малышом. Итак, в первый месяц, помимо кормления и укачивания, малыша необходимо будет каждый день купать в теплой воде с отваром ромашки или череды. Это необходимо для того, чтобы ускорить заживление пупочной ранки, и для расслабления крохи перед ночным сном. Важно гулять с малышом, даже в зимний период. О правилах прогулки мы говорили здесь.
Несколько раз в день протирайте складочки на теле малыша, его глаза, рот, шею и подмышки ватными дисками, смоченными в теплой кипяченой воде. Обязательно вытирайте кроху после того, как он срыгивает. Обрабатывайте пупочную ранку в соответствии с рекомендациями педиатра до полного ее заживления.
В первые недели жизни уже нужно ухаживать за ногтями младенца на руках и ногах. Они достаточно быстро отрастают и могут стать причиной появления царапин на коже ребенка. Используйте специальные распашонки с зашитыми рукавами или рукавички. Не кладите подушек в постель ребенка. До года он совершенно не нуждается в подушке, даже самой тонкой.
к содержанию ↑Осмотр малыша врачами в первый месяц жизни
Первый медосмотр новорожденный проходит непосредственно после появления на свет в роддоме у врача, который называется неонатолог, он оценивает общее состояние ребенка и показатели по шкале Апгар. В течение 4-5 последующих суток, пока мама и малыш находятся в роддоме, неонатолог посещает грудничка ежедневно, проводя осмотр и наблюдая за состоянием новорожденного.
По возвращении женщины с младенцем домой, на протяжении первого месяца жизни их регулярно посещают врач-педиатр и патронажная сестра из детского медицинского учреждения. Врач визуально осматривает ребенка, проверяет его рефлексы, ощупывает родничок, дает матери необходимые советы и делает замеры окружности головы и грудной клетки.
Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2019 году регулируется
- Невролога
- Детского хирурга
- Офтальмолога
- Детского стоматолога.
- Педиатр при осмотре грудного ребенка выполняет следующие действия: взвешивание; измерение роста; оценка физического и нервно-психического развития.
- Офтальмолог выявляет врожденные и воспалительные заболевания глаза и слезных путей. Чаще всего встречается врожденный дакриоцистит ( нарушение проходимости носослезного протока и воспаление слезного мешочка) и конъюнктивит. Если нужно — назначает лечение. Окулист выявляет также изменения на глазном дне, что тоже отражает состояние центральной нервной системы ребенка. На это обязательно обратит внимание невролог.
- Невролог осмотрит ребенка, проверит рефлексы, измерит окружность головы и груди, оценит результаты УЗИ головки и осмотра глазного дна и, если нужно назначит лечение вашему ребенку.
- Хирург проверит нет ли у ребенка грыж, а у мальчиков осмотрит наружные половые органы. Даст свои рекомендации.
- Стоматолог включен в осмотры с целью ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей, своевременного лечения и предотвращения осложнений. Детский стоматолог оценит состояние полости рта, даст маме необходимые рекомендации по ее уходу и осмотрит уздечку языка, отвечающую за будущую речь ребенка.
Кроме того, малышу дадут направление на:
- Ультразвуковое исследование органов брюшной полости (комплексное)
- Ультразвуковое исследование почек
- Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов
- Эхокардиография
- Нейросонография
- Аудиологический скрининг проводится в 1 месяц, если не был сделан ранее.
Кстати, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.
к содержанию ↑Какие прививки делают малышу в первый месяц жизни?
Прививка от Гепатит В новорожденным.
Данное вирусное заболевание поражает печень. Попасть в организм инфекция может через кровь или через половой контакт. Воздушно-капельным путем или через бытовые вещи болезнь не передается.
Как правило, прививку врачи делают еще в роддоме на протяжении 24 часов после рождения малыша. Вводится вакцина в переднюю часть бедра. Повторить прививку нужно через 1 месяц и в 6 месяцев.
Прививка от туберкулеза новорожденным (БЦЖ)
Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Вакцина против туберкулеза называется БЦЖ и делается примерно на 3-5 день после рождения. Вводится вакцина подкожно в верхнюю часть левой руки. Если детям делают данную прививку после двух месяцев, то нужно сделать для начала пробу Манту и после учета реакции уже делать БЦЖ.
к содержанию ↑Причины плача у новорожденного малыша
- Кроха может проявлять беспокойство из-за кишечных колик. Если малыш не успокаивается в ваших руках, подгибает ножки, подтягивает их к животику, скорее всего, у него болит животик. Чтобы избавить кроху от колик, после кормления держите его несколько минут в вертикальном положении «солдатиком», аккуратно поддерживания голову.
Распространенная причина того, почему новорожденный часто плачет – это голод. Современные врачи-педиатры советуют кормить младенца по первому требованию. Заплакал – дайте грудь или бутылочку.
Малышу больно. Как известно, детей в течение первых месяцев жизни мучают кишечные колики. Чтобы облегчить страдания ребенка, держите его «столбиком» после каждого кормления, а спать кладите на животик.
- В первые дни после рождения малыша могут беспокоить «воспоминания» своего появления на свет. Процесс родов – огромный стресс и для мамы, и для ребенка, поэтому необходимо некоторое время, чтобы младенец забыл этот момент.
Ребенку жарко или холодно. Самой лучшей температурой в комнате, где живет грудничок, считается +22-24 градуса. Малыш, который перегрелся, краснеет, у него может появиться потница. В этом случае его лучше всего полностью раздеть и подмыть. Если ребенок замерз, запеленайте его и прижмите к себе – у груди малыш сразу согреется.
Следующая причина того, почему плачут новорожденные, – это усталость. Несмотря на то что ребенок еще мал, он способен утомиться. Малыш устает от сосания, движения собственных ножек и ручек, массажа, от того, что он видел в течение дня.
Некоторые дети плачут непосредственно перед тем, как намочить пеленки. В этом случае малыш сначала тихонько хныкает, затем может резко закричать.
Малышу неудобно лежать. Ребенок в течение первых дней жизни совсем не умеет менять положение тела, поэтому ему может надоесть находиться, например, на левом боку.
Почему плачут новорожденные, когда видимых причин на это нет? Оказывается, младенец может просто желать быть поближе к маме, ведь он еще не представляет себя без нее. Чаще берите малыша на руки, не боясь избаловать его: гораздо хуже себя чувствуют дети, которым не достает родительской любви, чем те, кого с первых дней постоянно прижимали к себе и целовали!
к содержанию ↑Что умеет новорожденный к концу первого месяца жизни?
- На звук колокольчика или другой звук (голос, мелодия, шум) реагирует, двигая ручками и ножками. Прислушивается к звуку 10-20 секунд. Ищет источник звука.
- Сосредотачивает свой взгляд на игрушке, не издающей звуков, в течение 5-7 секунд прослеживает за ее перемещением. Плавно следит за игрушкой, перемещаемой горизонтально и вертикально в разном темпе (быстро и замедленно). Не теряет ее из виду.
- Поворачивает головку к источнику света (фонарику) в положении лежа на спине.
- Лежа на животе, поднимает головку на 1-2 секунды-максимум 5 секунд.
- Всматривается в лицо мамы, улыбается в ответ на ее голос.
- Видя лицо мамы, склонившейся над кроваткой, первый ей улыбается.
- Когда мама говорит слова стихов, потешек и пестушек, малыш ей «отвечает» отдельными короткими звуками типа «кх», «гы» (в ситуации, когда мама склонилась над ребенком, лежащим на спине в кроватке, и отчетливо на расстоянии 30-40 см произносит слоги ,звуки, слова нараспев).
Как самостоятельно определить, что малыш развивается правильно?
Родители могут самостоятельно оценить эмоциональное и психическое состояние своего чада по наличию у него основных рефлексных движений. Среди рефлексов 1-месячного ребенка выделяют:
- «Подошвенный» — оценивается по способности ребенка отдергивать ножку при касании рукой к пальчикам или пяточке;
- «Сосательный» — проверяется умения захватить палец ртом при проведении его по губам крохи;
- «Хватательный» — определяется способность сжатия кулачком малютки кончика пальца мамы.
- «Поисковый» рефлекс — чтобы вызвать его, достаточно дотронуться пустышкой до щечки сбоку от ротика крохи (не прикасаясь к губкам). Уголок рта у него тут же опустится, малыш повернет головку в сторону раздражителя.
- «Защитный рефлекс» — проявляется, когда вы кладете кроху на животик — он поворачивает головку в сторону. Не будь этой автоматической реакции, ребенок попросту задохнулся бы, уткнувшись личиком в подушку.
В случае, если выше перечисленные рефлексы присутствуют, новорожденный развивается нормально. Если же один или несколько рефлексов отсутствуют, это плохой признак, свидетельствующий о торможении в послеродовой период. В этом случае нужно срочно показать новорожденного педиатру.
к содержанию ↑Развитие ребенка с помощью упражнений и игр
- Разговаривайте с малышом. Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха
- Наблюдение. Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см. Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых
- Мамино лицо. Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.
- Мамин голос. Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве
- Массаж. Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.
Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:
- «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
- «Шумелка» — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
- «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».
Перед упражнениями, помните, что ребенок должен быть сыт, сух и бодр. Также не стоит чрезмерно усердствовать со временем занятий – начинать следует с 1-2 минут, постепенно доведя до 4-5 минут.
к содержанию ↑Возможные проблемы в первый месяц жизни
В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы:
- Желтушка. Это физиологическое состояние, характерное для большинства младенцев. Оно связано с процессом замены гемоглобина, который был в крови малыша во время внутриутробной жизни, на обычный гемоглобин. Обычно она проходит в первые 2 недели жизни крохи.
- Беспокойный сон. Хотя младенец первого месяца жизни и спит очень много, но вследствие особенностей работы его мозга сон младенца легко нарушается. Так что стоит позаботиться об оптимальных условиях для сна малыша – пусть ребенок спит в тихом и теплом помещении с приглушенным светом.
- Колики. Они появляются у большинства младенцев, как следствие недостаточной зрелости кишечника. Помочь малышу можно с помощью легкого массажа живота, телесного контакта, газоотводной трубочки или препаратов, помогающих избавиться от газиков.
- Плохое заживление пупочной ранки. Чтобы оно проходило нормально, пупочек новорожденного нужно ежедневно обрабатывать бриллиантовым зеленым. В случаях появления выделений из ранки или покраснения пупка ребенка стоит показать врачу. Также нужна консультация педиатра, если малышу уже исполнилось 2 недели, а корочка не отпала и ранка не зажила.
Подведем итог статье и перечислим некоторые советы и рекомендации:
Советы родителям новорожденного:
- Как только у новорожденного зарастет пупочная ранка, до кормления кладите малыша на животик. А пока он лежит, дайте игрушку и сделайте расслабляющий массаж. Это поможет укрепить мышцы спины, шеи и плечевого пояса; улучшить работу кишечника. Малыш быстрее научиться держать голову, переворачиваться и ползать!
- Следите за состоянием пупочной ранки, чтобы не развилась инфекция.
- Иногда на 2-й неделе жизни на лице и голове новорожденного можно заметить ярко-красные пятна с белым центром, около 1 см в диаметре — это токсическая реакция кожи на заселение кишечника микрофлорой. Пятнышки должны исчезнуть за неделю. Если пятна не прошли, обратитесь к педиатру!
- Чтобы пустышка не испортила прикус, отказаться от нее нужно до 1,5 лет! Помимо развития аномального прикуса, пустышка может ухудшить лактацию, нарушить дикцию, привести к развитию отита из-за повышенного давления в слуховой трубе в момент сосания и т.д.
- Ежедневно осматривайте кожу ребенка на предмет появления опрелостей, раздражения, высыпаний.
- Новорожденные полны гормонов, которые они получили от своих матерей. Это приводит к тому, что у младенцев обоих полов может быть припухлость в районе груди, а у девочек могут некоторое время идти «псевдомесячные». И то, и другое — нормально.
Не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение.
- Плачущего малыша хорошо успокаивают «белые шумы», это может быть звук фена, пылесоса, машины, ветра, дождя, мурлыканье кота, сердцебиение сердца и т.д. Чтобы среди ночи не искать эти звуки, можно установить на телефон специальное приложение, в котором можно выбрать подходящие шумы. Многие из них схожи с теми звуками, которые малыш слышал в утробе мамы, поэтому он быстро успокаивается.
Интересные факты о новорожденных и грудничках:
- После рождения малыш весь первый месяц сохраняет ту позу, в которой находился в мамином животе: головка наклонена вперед, ручки и ножки согнуты, пальцы сжаты в кулачки. Такое положение обеспечивается особенностями нервной системы новорожденного.
- Организм новорожденного во многом отличается от взрослого. Так, малыш дышит вдвое чаще взрослого, совершая около 30 дыханий в минуту. Частота сердцебиения у малыша — 130-140 ударов в минуту, когда у взрослого 60-80. Такие явления естественны и пройдут сами собой по мере взросления.
- Одной из причин инстинктивного желания поцеловать своего ребенка является защита его от болезнетворных организмов.
- Младенцы все тянут в рот, потому что именно там находятся наиболее развитые нервные окончания.
- Новорожденные первые несколько месяцев видят все в черно-белом цвете.
- Если во время беременности у матери возникает повреждение органа, плод посылает стволовые клетки для его восстановления.
- Младенцы могут глотать и дышать одновременно.
- Большинство малышей поворачивают голову на правую сторону, когда лежат на спине. Только 15 процентов новорожденных предпочитают поворачивать голову на левую сторону.
- Младенцы почти моментально могут узнать свою маму по звуку и ее запаху. Визуально ее ребенок начинает отличать только через несколько недель.
- При рождении у ребенка насчитывается 300 костей, с возрастом они объединяются до 206.
- Майские малыши весят в среднем на 200 грамм больше самых худых «июнят», да и в целом масса тела у них самая высокая.
Новорожденный ребенок. Календарь развития ребенка на 7я.ру
Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Поэтому во многих родильных домах малыша сразу после рождения кладут на грудь матери, где он снова может почувствовать себя с ней единым целым и получить первые капли молозива. Новорожденный выглядит сосредоточенным, глаза его широко открыты, он готов выполнить врожденную программу импритинга — запечатления матери, главного человека в своей жизни. Мать, инстинктивно ощупывая и оглаживая тельце ребенка, в свою очередь запечатлевает новорожденного, и ее организм получает сигнал: роды завершены, ребенок жив и нуждается в сосании груди и заботе. Необходимые тесты и манипуляции, принятые в родильных домах, могут быть проведены с ребенком здесь же, на груди у матери, а могут быть по договоренности ненадолго отложены для того, чтобы не мешать первому контакту.
Новорожденный | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 2,9 | 3,9 |
Вес девочек, кг | 2,8 | 3,9 |
Рост мальчиков, см | 48,0 | 53,5 |
Рост девочек, см | 47,5 | 53,1 |
Окружность головы мальчиков, см | 33,7 | 36,7 |
Окружность головы девочек, см | 32,5 | 35,5 |
Окружность груди мальчиков, см | 32,3 | 36,8 |
Окружность груди девочек, см | 32,0 | 36,0 |
Рос и вес новорожденных детей данные ВОЗ
Новорожденный | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 2,5 | 4,4 |
Вес девочек, кг | 2,4 | 4,2 |
Рост мальчиков, см | 46,1 | 53,7 |
Рост девочек, см | 45,4 | 52,9 |
Окружность головы мальчиков, см | 31,5 | 36,2 |
Окружность головы девочек, см | 31,9 | 37,0 |
При рождении средний ребенок имеет рост около 52 см и весит от 3 до 4 кг. У него сравнительно большая для его тела голова и довольно слабые и короткие ручки и ножки. Фактически его голова составляет почти четверть веса всего тела. Он все еще находится в позе эмбриона и останется в ней в течение первых недель.
Через минуту после рождения ребенок проходит свой первый в жизни тест — его оценят по шкале Апгар. Оценка, которую получит ребенок, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий, если малыш родился с низкой оценкой по шкале Апгар.
Шкала АПГАР
баллы | 0 | 1 | 2 |
---|---|---|---|
цвет кожи | бледный | синюшные конечности | розовый, красный |
дыхание | отсутствует | медленное, неравномерное | хорошее, громкий плач |
сердцебиение | отсутствует | менее 120 уд/мин | более 120 уд/мин |
рефлексы | отсутствуют | легкая гримаса | кашляет, чихает, кричит |
мышечный тонус | отсутствует | конечности согнуты | активно двигает частями тела |
Обычно малыши получают оценку 7-9 баллов. Если поставлена оценка 6 баллов и меньше, ему окажут необходимую помощь. Через 5 минут после рождения врач снова осмотрит малыша, акушерка обработает пупочный остаток, удалит защитную смазку, взвесит малыша и измерит его рост. Затем ребенка пеленают и ненадолго кладут под нагревательную лампу.
Сразу после рождения большинство младенцев выглядят серьезными и широко раскрывают глаза. Чаще всего кожа новорожденного имеет красный оттенок, глаза могут быть отекшими. Голова, которая у всех новорожденных довольно крупная, вполне может быть деформированной — сплющенной или остроконечной. Глаза у младенца могут быть налиты кровью, нос — плоский, а лицо может показаться лишенным подбородка. Тело — маленькое, с бледной кожей и резко выраженными кровеносными сосудами, могут быть заметны отдельные синяки (особенно если при родах использовались щипцы). Верхняя часть туловища может быть покрыта нежным пушком, а кое-где на коже будет восковой налет. Все эти мелкие «несовершенства» быстро исчезнут.
Движения новорожденного не скоординированные, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются.
Нервная система новорожденного готова к функционированию, хотя различные ее отделы находятся в неодинаковой степени зрелости. Дистантные анализаторы — зрительный и слуховой — развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движения. Уже в первые дни после рождения ребенок может фиксировать взгляд на лице взрослолго или яркой игрушке. У него можно вызвать движения глаз в сторону движущегося в поле зрения предмета, однако такое прослеживание предмета очень неустойчиво. Более длительно он способен удерживать движущийся предмет в поле зрения только на 10-15 день жизни. Ребенок может прислушиваться к разговору и издавать единичные, тихие гласные звуки.
На осмотре у педиатра
Каждый день до выписки из роддома ребенка осматривает доктор-неонатолог. Доктор должен убедиться, что малыш здоров и все его органы и системы нормально развиты. Дорогие мамы, не стесняйтесь задавать вопросы во время осмотра. Неонатолог осматривает кроху с головы до кончиков пальцев, чтобы ничего не упустить.
- Сначала врач обращает внимание на позу малыша, на цвет кожи, на то, как он кричит. После этого он тщательно ощупывает головку, проверяет состояние швов и родничков.
- Затем осматривает ротик малыша. Важно исключить дефект (незаращение) нёба, иначе малыш может поперхнуться или захлебнуться во время кормления.
- Чтобы проверить, нет ли у малыша перелома ключицы, врач проведет пальцами вдоль ключиц. Если это случилось, ручку малыша со стороны поврежденной ключицы зафиксируют на несколько дней повязкой. Не волнуйтесь: ключица быстро срастется.
- Теперь врач должен убедиться, что у малыша правильно сформированы грудная клетка, ручки, ножки, стопы. Он обязательно рассмотрит ладошки ребенка.
- Чтобы проверить, нет ли вывиха тазобедренного сустава, доктор согнет ножки ребенка к животу и разведет их в стороны. Также проверит, нет ли косолапости.
- Затем осмотрит половые органы, проверит, опустились ли оба яичка в мошонку. Проверит анус (открыт ли задний проход) и спросит, был ли у малыша стул.
- Прослушает сердце и легкие ребенка.
- Прощупает животик ребенка, определит размеры печени и селезенки.
- Проверит, какой у малыша мышечный тонус, как он реагирует на осмотр и как выражены физиологические рефлексы.
Во время осмотра неонатолог:
- расскажет вам о состоянии малыша;
- ответит на все волнующие вас вопросы;
- даст необходимые рекомендации по уходу и вскармливанию;
- назначит лечение, если у ребенка обнаружатся проблемы со здоровьем.
Рефлексы новорожденного
С первых дней после рождения у здоровых детей выявляются врожденные рефлекторные реакции, так называемые рефлексы новорожденного. Проверяя рефлексы малыша, врач оценивает состояние его нервной системы. Комментарий врача «мышечный тонус и физиологические рефлексы ребенка в норме» означает, что малыш чувствует себя хорошо и все у него в порядке.
Мигательный рефлекс
Вспышка света или дуновение воздуха на личико заставляют малыша моргать.
Поисковый рефлекс
Погладьте пальцем щечку около угла рта малыша, он повернет голову в сторону раздражителя и приоткроет ротик. Этот рефлекс проявляется, когда вы попытаетесь дать малышу грудь и дотрагиваетесь соском до его щечки.
Хоботковый рефлекс
При постукивании по верхней губе происходит сокращение круговой мышцы рта, и губы складываются хоботком. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.
Сосательный рефлекс
При прикосновении к губам или языку новорожденного появляются движения губ и языка, характерные для сосания. После кормления этот рефлекс несколько угасает, а через некоторое время возобновляется.
Глотательный рефлекс
Если что-то попадаетмалышу в в ротик, он глотает. Хотя этот рефлекс имеется уже при рождении, ему придется научиться координировать глотательное движение с дыханием и пока он этого не добьется, будет время от времени кашлять. Ребенок производит вдох только тогда, когда в крови снижается уровень кислорода. В утробе матери кислорода было мало, но этого хватало, чтобы он рос и развивался в течение девяти месяцев. Теперь же ему надо больше кислорода, и организм ребенка должен приспособиться к новым условиям. Поэтому некоторое время малыш учится дышать: ритмично быстро вдыхать и медленно выдыхать, а между ними глотать пищу.
Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина)
При надавливании на ладонь в области возвышения большого пальца ребенок открывает рот и слегка сгибает голову, словно собирается подтянуться к кулачкам. Этот рефлекс угасает к 3-му месяцу жизни. Вы можете его использовать, если необходимо, чтобы малыш открыл рот, например для того, чтобы дать лекарство.
Хватательный рефлекс (рефлекс Робинсона)
Если взрослый вложит ребенку в ладошки указательные пальцы, то при крепком захватывании малыша можно даже приподнять. Этологические исследования (исследования поведения животных) дают возможность предположить, что хватательный и ладонно-ротовой рефлексы достались нам от наших предков — обезьян. Во время переходов детенышам обезьян надо было держаться за шерсть матери. Исследователи установили, что перед кормлением этот рефлекс выражен сильнее — вы можете сами в этом убедиться. Этот рефлекс пропадает у ребенка в возрасте около семи месяцев.
Рефлекс обхватывания (рефлекс Моро)
Если слегка ударить рукой по пеленальному столику в 20-30 см. от головы ребенка, он разведет руки, разожмет пальчики, распрямит ножки, выгнет спинку. Затем он сворачивается, сжимая пальцы рук и ног, складывает ручки крест на крест на груди (как бы обнимает себя) и подтягивает к животику ножки (безопасная поза эмбриона).
Подошвенный рефлекс
Надавите пальцем на подушечку стопы в области второго и третьего пальцев — ребенок согнет пальцы.
Рефлекс Бабинского
Проведите пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам. Малыш разогнет сначала большой палец, а потом веерообразно раскроет и согнет остальные пальчики.
Защитный рефлекс
При укладывании на живот ребенок поворачивает голову набок и пытается ее приподнять. Эта реакция совершенно необходима малышу, чтобы не задохнуться в положении на животе. После 1-1,5 месяца дети уже пытаются активно держать голову.
Рефлекс ползанья (рефлекс Бауэра)
Когда малыш лежит на животе, подставьте ладонь под стопы, ребенок рефлекторно оттолкнется от нее. Рефлекс исчезает к 3-4 месяцу жизни.
Рефлекс Галанта
Если провести пальцем сбоку от позвоночника малыша, он изогнет туловище дугой.
Рефлекс Переса
Положите малыша на живот и проведите пальцем по позвоночнику от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков. Ребенок согнет руки и ноги, поднимет головку и попку и даже может начать кричать.
Рефлекс опоры
Если взять малыша под мышки, он рефлекторно согнет ножки в тазобедренных и коленных суставах. А если поставить ребенка на опору, он выпрямится и будет стоять на полусогнутых ногах, опираясь на всю стопу.
Шаговый рефлекс
Если стопы ребенка коснутся опоры, он разогнет ногу и плотно всей стопой будет опираться о поверхность стола. При легком наклоне вперед ребенок делает шаговые движения.
Нырятельный рефлекс
Если на лицо младенца попадает вода, то число сердечных сокращений уменьшится, и он побледнеет. Если он вдруг окажется под водой, то на некоторое время малыш задержит дыхание.
Развитие ребенка до 1 месяца по неделям 🚩 дети в один месяц 🚩 Развитие ребенка
Сколько спит новорожденный? Совокупное суточное время сна у младенца в первую неделю жизни в норме составляет 20 часов, причем каждые 2-3 часа сна сменяются небольшими промежутками бодрствования. Ребенок просыпается только для кормления. Дыхание новорожденного во время сна может быть ровное и спокойное, если его сон глубокий, а если малыш во сне подергивает ручками и ножками, дышит нерегулярно, то сон поверхностный.
К концу первой недели жизни ребенок из всех запахов, его окружающих, уже может выделить аромат молока и повернуть голову в ту сторону, откуда он исходит. Это может быть либо материнская грудь, либо бутылочка со смесью.
Младенец понимает, сладкий или горький вкус у предлагаемого ему молока или молочной смеси.
Новорожденный может задержать свой взгляд на предметах, окружающих его вблизи, но лишь ненадолго.
Во время сна ребёнок может улыбаться и непроизвольно шевелить ногами или руками.
Чтобы не пугаться, родители должны иметь в виду, что дыхание новорожденного чаще в три раза, чем у взрослого человека, к тому же оно нерегулярное и поверхностное.
Когда ребёнку пойдёт вторая неделя, он должен полностью восстановить тот вес, с которым был рождён. Еженедельная прибавка в весе должна составлять 150–200 г.
Как развивать ребенка в месяц? Можно учить малыша держать головку, выкладывая его для этого на животик, но делать это можно лишь в том случае, если зажила пупочная ранка.
В течение нескольких секунд малыш может наблюдать за яркой погремушкой или движущимся предметом.
Резкий звук заставит ребенка вздрогнуть и мигать, он прислушается и перестанет плакать.
До конца второй недели жизни ребенка может сохраняться физиологическая желтуха.
Что должен уметь ребенок в это время? На третьей неделе жизни малыш уже может взять в руку небольшой предмет или палец родителя. Он также способен рассматривать лицо взрослого, глядя в глаза.
Лежа на животе, ребенок пытается приподнять головку и оторвать подбородок от поверхности.
Теперь уже вполне осознанно он поворачивает голову в разные стороны, пока лежит на спинке и разглядывает окружающий его мир.
Процесс развития ребенка на третьей неделе очевиден: он оживляется в ответ на ласковую обращенную к нему речь, двигает ножками и ручками, ищет говорящего.
Сон трёхнедельного ребёнка в совокупности составляет 15–18 часов, за одно кормление он способен высосать до 80–100 мл материнского молока или молочной смеси.
Прибавка в весе у новорожденных за первый месяц жизни должна составить порядка 600–800 г, а в росте – 3 см.
Что может делать ребенок в этом возрасте? Он несколько секунд удерживает головку, пока лежит на животе. Малыш уже чётко знает мамин голос, узнаёт вкус и запах грудного молока или молочной смеси.
Именно в это время ребенок начинает улыбаться при ласковом к нему обращении, он в состоянии сфокусировать свой взгляд на лице разговаривающего человека, а также учится различать интонации обращенной к нему речи. В ответ он издает звуки.
Ребенок в 1 месяц может следить за предметом, только если тот перемещается в горизонтали.
Во время первого месяца жизни ребёнка нужно не забыть получить его свидетельство о рождении, которое выдается в ЗАГСе или в МФЦ. Для этого при себе необходимо иметь паспорта обоих родителей, справку о рождении ребенка, которую выдали в роддоме, а также свидетельство о заключении брака.
Младенец — Википедия
Ребенок играет. Новорождённый ребёнок в Индонезии, с пуповиной, готовой к фиксацииМладе́нец, грудной ребёнок — ребёнок в возрасте от рождения до года. Различают период новорожденности (первые 4 недели после рождения) и грудной возраст (от 4 недель до 1 года). Развитие грудного ребёнка оказывает решающее влияние на его дальнейшее умственное и физическое развитие. Его организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям, поэтому ему необходим наиболее тщательный уход.
Грудной возраст характеризуется особенно интенсивным ростом и развитием. В возрасте от одного до трёх месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см; в 4—6 месяцев — на 2,5 см, в 7—9 месяцев — на 1,5—2 см, в 10—12 месяцев — на 1 см. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см, масса тела увеличивается в среднем в 3 раза, достигая 10 кг[1].
Анатомо-физиологические особенности[править | править код]
Дети грудного возраста имеют нежную, легко ранимую кожу, недоразвитые выводные протоки потовых желез. Потоотделение за первый года жизни удваивается, но часто имеет неадекватный характер (может увеличиться при похолодании). Апокринные потовые железы не функционируют. Рост волос в этом возрасте замедлен, за первый год жизни их толщина увеличивается в среднем с 0,06 мм до 0,08 мм. В этом возрасте интенсивно нарастает как масса подкожной клетчатки, так и количество жировых клеток. Грудные дети имеют большее чем взрослые, отношение массы подкожной ткани к массе тела. При рождении содержание жира в подкожной ткани 35,5 %, за год оно увеличивается до 56 %[1].
Костная ткань младенцев содержит меньше, чем у взрослых, минеральных веществ. Более толстая, чем у взрослых, надкостница участвует в образовании новой костной ткани. Постепенно появляются точки окостенения, в скелете накапливаются соли кальция, кости твердеют. За время первого года жизни содержание кальция в костях становится больше в среднем в 3,5 раза (с 28 до 100 г). Появляются физиологические изгибы позвоночника. Швы между костями черепа, имеющиеся у новорождённого ребёнка, к 3—4 месяцам уплотняются, малый родничок закрывается к 4—8-й неделе; большой родничок — к концу первого года жизни. Форма грудной клетки бочкообразная, имеет горизонтальное расположение рёбер. Первые молочные зубы появляются в 6—8 месяцев, в годовалом возрасте должно быть 8 зубов[1]. Примерно один из двух тысяч младенцев рождается с одним прорезавшимся зубом[2].
Мышечная система развита слабо, отношение массы мышц к массе тела заметно меньше, чем у взрослого человека. Мышцы, особенно сгибатели, у новорождённых имеют повышенный тонус, который у рук нормализуется к 2—2,5 месяцам, у ног к 3—4 месяцам, при этом исчезает обычно согнутое состояние конечностей[1].
Уже сформированные бронхи имеют узкий просвет, их мышечные и эластические волокна развиты слабо. Недостаточное развитие имеет эластическая ткань лёгких. В течение первого года жизни растёт количество альвеол, соответственно дыхательная поверхность лёгких увеличивается на первом году жизни в 4 раза, а минутный объём дыхания — с 635 до 2200 см3. Частота дыхания постепенно становится реже. У нормальных грудных детей на одно дыхание приходится примерно 3 удара сердца. Сердце к 8 месяцам увеличивает свою массу в 2 раза, в основном за счёт утолщения миокарда. Пульс постепенно становится реже: в годовалом возрасте его частота не превышает 120 ударов в минуту. Мочевыделительная система ребёнка развивается, растёт масса и улучшается структура почек, увеличивается объём и эластичность мочевого пузыря, к концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15—16 раз в сутки[1].
Младенец во время кормленияСогласно рекомендациям ВОЗ наиболее оптимальным является исключительно грудное вскармливание на протяжении первых 6-ти месяцев жизни младенца[3]. Также грудное молоко может обеспечивать приблизительно половину потребностей младенца в возрасте 6-ти—12-ти месяцев, и около трети потребностей — в возрасте 12-ти—23-х месяцев[4]. В возрасте 6-ти месяцев в питание младенцев вводится прикорм.
За первый год жизни младенец вырастает в среднем на 25—27 см. Рост годовалого ребёнка достигает 75—77 см[5].
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см | Прибавка массы тела за месяц, г | Общая прибавка роста, см | Общая прибавка массы тела, кг |
---|---|---|---|---|
1 | 3 | 600 | 3 | 0,6 |
2 | 3 | 800 | 6 | 1,40 |
3 | 2,5 | 800 | 8,5 | 2,2 |
4 | 2,5 | 750 | 11 | 2,95 |
5 | 2 | 700 | 13 | 3,65 |
6 | 2 | 650 | 15 | 4,3 |
7 | 2 | 600 | 17 | 4,9 |
8 | 2 | 550 | 19 | 5,45 |
9 | 1,5 | 500 | 20,5 | 5,95 |
10 | 1,5 | 450 | 22 | 6,4 |
11 | 1,5 | 400 | 23,5 | 6,8 |
12 | 1,5 | 350 | 25 | 7,15 |
Прорезывание молочных зубов[править | править код]
Сроки прорезывания зубов у детей являются индивидуальными. У большинства детей зубы начинают прорезываться после 6-ти месяцев, у некоторых — после 4-х, а в редких случаях у детей первые зубы могут быть уже при рождении. Нижние передние резцы обычно появляются первыми в возрасте 5—7 месяцев, верхние — в возрасте 9—11 месяцев, а под конец первого года жизни, в возрасте 10—12 месяцев, прорезываются нижние боковые резцы. Полный же набор молочных зубов у большинства детей наблюдается ближе к 2-м с половиной годам[6].
Признаками прорезывания считаются возможное незначительное и недолгое повышение температуры (не выше 38,3 °C, то есть без лихорадки), капризность, отказ от еды из-за болевых ощущений (потеря аппетита по отношению к твёрдой пище[7]), повышенное слюноотделение, желание жевать твёрдое[8]. Не являются признаками прорезывания зубов появляющееся в возрасте 3-х месяцев повышенное слюноотделение и желание ребёнка тянуть руки в рот. Желание тянуть руки в рот возникает из-за приобретённого естественным образом возрастного навыка[8]. При этом самым эффективным средством для снятия симптомов у малыша являются прорезыватели для зубов, после чего по эффективности идёт обнимание малыша[9]. Специальные гели для дёсен при прорезывания не рекомендуется использовать у детей младше 2-х лет[10].
Родители же и врачи часто связывают прорезывание зубов не только с повышением температуры, но и с другими симптомами. Однако оно не может вызывать насморк, кашель, проблемы со стулом или рвоту[8]. Списывание врачами различных симптомов на прорезывание зубов может привести к неверному диагностированию возможного заболевания[7].
В течение первого года жизни младенец знакомится с окружающим миром, у него развивается моторика, умственные и физические способности. Каждую секунду в его мозгу формируется от 700 до 1000 новых связей между нейронами, а на сам мозг приходится больше половины расходуемой организмом энергии[11]. Развитие происходит по этапам. Каждый из этапов начинается в определённом возрасте, который может немного отличаться от одного ребёнка к другому. Развитие способностей зависит от генетических предрасположенностей, качества питания, окружения, в котором ребёнок растёт, а также от того, сколько времени уделяется ребёнку взрослыми.
Речевое развитие[править | править код]
Первый год жизни характеризуется доречевым развитием ребёнка. В ходе подкреплённого мимикой и жестами речевого взаимодействия взрослых с младенцем, он учится распознавать речь, подражает произношению и со временем начинает произносить первые слова[12].
Возраст | Речевое развитие |
---|---|
0—3 месяца | Идёт развитие эмоционально-выразительных реакций, голосовые реакции проявляются в виде крика[12] |
3—6 месяцев | Ребёнок начинает реагировать голосом, появляются гуление и лепет[12] |
6—10 месяцев | У ребёнка формируется понимание речи, идёт активный лепет[12] |
10—12 месяцев | Ребёнок начинает говорить первые слова[12] |
Годовалый ребёнок может знать от 2—3 до 15—20 слов, а одно и то же слово может означать много разных действий и предметов, то есть происходит обобщение[12].
Развитие по месяцам[править | править код]
Первые 4 недели[править | править код]
Плачущий новорождённый, через несколько дней после рождения 8-недельный ребёнокВ свои первые 4 недели новорождённый проходит переходный этап от внутриутробной к внеутробной жизни. На этом этапе младенец не способен управлять своими руками и ногами, однако обладает набором врождённых физиологических рефлексов.
Из наиболее важных следует отметить следующие врождённые рефлексы:
Эти и многие другие врождённые рефлексы часто используются в педиатрии для диагностирования состояния здоровья младенца. Наиболее важными рефлексами при диагностировании являются: симметричный шейно-тонический, асимметричный шейно-тонический и лабиринтный тонический[14]. Вызывание врождённых рефлексов также может служить для младенца зарядкой, развивающей его двигательный аппарат[13]. В качестве таких рефлексов могут подойти: хватательный, ползания и опоры.
Помимо безусловных врождённых рефлексов у младенца начинают появляться условные рефлексы. Согласно экспериментальным данным, уже в возрасте 20-ти дней младенец способен запоминать события, что, в свою очередь, означает, что у него могут развиваться условные рефлексы на внешние воздействия[15].
Наряду с врождёнными рефлексами у новорождённых есть и врождённые предпочтения. Например, младенцы могут смотреть на одни изображения дольше, чем на другие. Роберт Л. Фантц (англ. Robert L. Fantz) в ходе экспериментов показал, что младенцы предпочитают структурированные изображения неструктурированным, среди которых бо́льшее внимание уделялось лицам и концентрическим кругам[16].
Уже с рождения младенцы могут подражать мимике лица взрослых людей в зависимости от уровня развития своей моторики. Одним из экспериментов, в ходе которых проявлялся данный феномен, была работа Т. Фиелд и её коллег. Младенцам в возрасте полутора дней демонстрировались радостное, грустное и удивлённое выражение лица. Независимые наблюдатели по выражению лица ребёнка смогли в 70 % случаев угадать то выражение лица, которому подражал младенец. Исходя из результатов авторы эксперимента сделали вывод, что уже с рождения младенец способен распознавать по крайней мере 3 различных выражения лица[17].
С рождения и до 2-х месяцев младенцы рефлекторно издают звуки, связанные с физиологическими процессами или стрессом[18]. Использовать звуки для коммуникативных целей младенцы на данном этапе ещё не умеют.
В первые дни после рождения младенец уже способен различать голос матери, что нашло объяснение в ходе экспериментов А. ДеКаспера и М. Спенс. Беременные женщины на протяжении последних 6-ти недель беременности достаточно часто зачитывали вслух одну и ту же детскую историю. После рождения у младенцев усиливался сосательный рефлекс при зачитывании этой истории, по сравнению с другими историями[19].
Громкость звуков, на которые способен реагировать новорождённый, — 60 децибел[19].
Один месяц[править | править код]
В возрасте 1 месяца зрительное восприятие объектов сосредоточено на изучении границ объектов[20]. Если младенцу показывать геометрические фигуры, то он будет изучать их края.
Младенец начинает осваивать базовые движения, не обусловленные врождёнными рефлексами: хватание и бросание[21]. В этом возрасте, лёжа на животе, младенец способен кратковременно поднимать и держать голову[22].
Два месяца[править | править код]
Уже ко второму месяцу младенец способен различать красный, зелёный и синий цвета, а также яркость. Согласно экспериментам Роберта Л. Фантца (англ. Robert L. Fantz), младенцы могут различить две полоски белого цвета, отличающиеся друг от друга яркостью на 5 %[23].
Начиная с 2-х месяцев младенец способен использовать звуки для коммуникации. Он может смеяться в ответ на разговоры с ним взрослого, либо в ответ на его улыбку[18]. Также младенец уже знает базовые свойства родного языка и способен отличить его от иностранных, что было показано исследованиями, проведёнными А. Кристоф и Дж. Мортоном. В ходе эксперимента англоязычному младенцу проигрывались записи речи на разных языках, произнесённые разными людьми. Характер сосания менялся, если английский язык сменялся иностранным, но не менялся, если один иностранный сменялся на любой другой[24].
По части моторики у детей становится характерным хватательный рефлекс: если вложить палец в руку ребёнка или надавить им на ладонь, то кисть ребёнка автоматически охватит палец[25].
Три месяца[править | править код]
Правильное (слева) ношение трёхмесячного младенца на рукахК 2—3-м месяцам цветовое зрение младенцев такое же, как и у взрослых[23], а громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 3 месяца, — приблизительно 40 децибел[19].
Опираясь на согнутые руки, ребёнок уже способен приподнимать верхнюю часть туловища и уверенно держит голову[26].
Четыре месяца[править | править код]
К 4-м месяцам у младенца развивается длительная улыбка и снижается частота плача[18]. Младенец способен управлять руками под зрительным контролем, а также может трогать и хватать движущиеся с большой скоростью предметы[27]. Ребёнок начинает проявлять интерес к игрушкам и способен тянуться к ним[26]. Начинается развитие управления движением собственных пальцев[28].
Уровень интеллекта уже позволяет устанавливать причинно-следственные связи: младенец может находить взаимосвязи между зрительными, тактильными и слуховыми данными. Если младенец случайно затронет погремушку рукой, то он будет пытаться повторить те же действия, чтобы заставить погремушку снова издавать звуки[21]. Также младенец уже может соотносить движения губ и издаваемые ими звуки, что было выяснено в ходе исследований П. Кул и А. Мелтзофа[29]. Младенцам одновременно демонстрировались два видеофильма без звука, между которыми располагалась аудиоколонка. В фильмах были изображения лиц, произносивших звуки «а» и «и», соответственно. Из колонки попеременно звучал либо звук «а», либо звук «и». Младенцы дольше смотрели на тот видеофильм, которому соответствовал произносимый звук.
Шесть месяцев[править | править код]
Развитие моторики и зрительного восприятия приводит к тому, что с 6-ти месяцев младенец способен определять размер предметов независимо от расстояния до них[30]. С 6-ти—7-ми месяцев младенцы активно размахивают предметами, трут их и бросают, что на данном этапе является основной формой изучения окружающего мира. Эти действия позволяют младенцу изучить такие свойства объектов, как характер поверхности и вес[28].
Согласно одному из экспериментов Клаеса вон Хофстена[29], уже c 6-ти месяцев младенцы способны предугадывать будущее положение объектов при линейном движении, но им крайне сложно определять положение, если траектория является нелинейной. В ходе эксперимента младенцу демонстрировалось линейное движение привлекательного объекта, который ненадолго скрывался за небольшим экраном прямоугольной формы, а следом появлялся на другом конце экрана. После нескольких демонстраций, при исчезновении объекта, ребёнок уже смотрел на ту границу экрана, из-за которой должен был появиться объект. Если после шести демонстраций направление менялось, то младенец успешно справлялся с определением будущего положения объекта.
Семь месяцев[править | править код]
Начиная с 7-ми месяцев младенцы способны различать расстояние до объектов. Эта способность была выяснена К. Грандуром[31] в ходе его экспериментов по восприятию размеров объектов. Младенцам предлагались две игрушки разного размера. После 5 минут игры с игрушками детям демонстрировались те же игрушки, но одинакового размера и с одинакового расстояния. Оказалось, что дети тянулись к той игрушке, которая изначально была меньше по размеру (то есть визуально казалась ближе, чем другая игрушка).
Восемь месяцев[править | править код]
Восьмимесячные сестры-близнецы Восьмимесячный ребенок; общие черты лица обычно больше по сравнению с лицом.С 8-ми месяцев происходит активное развитие интеллекта у младенца. Согласно выводам Жана Пиаже[21], на этом этапе жизни у младенца развивается практический интеллект: он знает о постоянном существовании объектов и способен искать их, даже если их нет в поле зрения.
Громкость звуков, на которые способен реагировать младенец в 8 месяцев, — приблизительно 30 децибел[19].
Десять месяцев[править | править код]
В 10 месяцев младенец способен сидеть, что позволяет ему лучше изучать предметы руками: в изучении предметов используются обе руки (одна фиксирует предмет, а вторая изучает его)[28].
Двенадцать месяцев[править | править код]
В 12 мес. младенец реагирует на свое имя и всю окружающую средуС 12-ти месяцев младенцы начинают экспериментировать с объектами и собственными действиями над ними[21]. Они уже не просто пытаются повторить те или иные действия, либо воспроизвести полученный ранее эффект, но и выясняют взаимоотношения между объектами, действиями и эффектами.
Двенадцатимесячные младенцы уже имеют представление о целях тех или иных действий. Например, согласно экспериментам[32], проведённым Дьёрдь Гергеем и его коллегами, ребёнок способен предсказать, что серый мячик, движущийся по прямой линии в сторону барьера, должен его перепрыгнуть. Если же мячик будет перепрыгивать невидимый барьер, то это вызовет у ребёнка удивление.
Младенцы начинают активно использовать указательный жест для обращения внимания взрослого к объектам и к реакции малыша на них (совместное внимание). Согласно исследованиям Ульфа Лицковски и его коллег[33] младенец чаще смотрел на объекты, если взрослый обращал внимание не только на объект внимания младенца, но и на лицо младенца, эмоционально комментируя объект[34].
С этого периода начинается активное развитие речи, но пока ещё ребёнок знает и понимает гораздо больше, чем может выразить словами[12].
Американская ассоциация педиатрии (англ.)русск. рекомендует спать с младенцем в одной и той же комнате как минимум первые 6 месяцев, а по возможности и весь первый год жизни, что позволяет уменьшить риск внезапной смерти младенца на 50 %. Однако родители не должны спать с младенцем в одной постели, поскольку ребёнок в этом случае может травмироваться или умереть[35].
Африканский ребёнок
-
Африканский ребёнок родился от двух африканских родителей, с необычно светлой кожей.
- ↑ 1 2 3 4 5 Грудной ребёнок — Медицинская эциклопеди (неопр.) (недоступная ссылка). enc-dic.com (7 февраля 2017). Дата обращения 11 мая 2019. Архивировано 11 мая 2019 года.
- ↑ 5 научных открытий, облегчающих жизнь // KP.RU
- ↑ ВОЗ | Исключительно грудное вскармливание (неопр.). www.who.int. Дата обращения 24 февраля 2017.
- ↑ Питание детей грудного и раннего возраста (рус.). Всемирная организация здравоохранения. Дата обращения 24 февраля 2017.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — С. 5—6,14.
- ↑ Baby teething symptoms. Your pregnancy and baby guide (англ.). United Kingdom National Health Service (21 December 2017). Дата обращения 27 ноября 2019.
- ↑ 1 2 Carla Massignan, Mariane Cardoso, André Luís Porporatti, Secil Aydinoz, Graziela De Luca Canto. Signs and Symptoms of Primary Tooth Eruption: A Meta-analysis (англ.) // Pediatrics. — 2016. — 1 March (vol. 137, iss. 3). — ISSN 1098-4275 0031-4005, 1098-4275. — DOI:10.1542/peds.2015-3501.
- ↑ 1 2 3 Орлова, 2019, Особенности течения простудных заболеваний у младенцев, с. 33—34.
- ↑ Mahtab Memarpour, Elham Soltanimehr, Taherh Eskandarian. Signs and symptoms associated with primary tooth eruption: a clinical trial of nonpharmacological remedies (англ.) // BMC Oral Health. — 2015-07-28. — 28 July (vol. 15). — ISSN 1472-6831. — DOI:10.1186/s12903-015-0070-2. — PMID 26215351.
- ↑ Teething (англ.). MedlinePlus Medical Encyclopedia. U.S. National Library of Medicine (11 June 2019). Дата обращения 27 ноября 2019.
- ↑ Детский фонд ООН. Building Better Brains: New Frontiers in Early Childhood Development (англ.). www.unicef.org (2014).
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 25—28.
- ↑ 1 2 Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 4.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 6.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 8.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 35.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 32—34.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 164—165.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 58.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 54.
- ↑ 1 2 3 4 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 245—247.
- ↑ Департамент здравоохранения города Москвы Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — С. 10.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 38.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 156—158.
- ↑ Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 10.
- ↑ 1 2 Кравцова А., Кукуруза А. и др Раннее развитие ребёнка. — P. 15.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43.
- ↑ 1 2 3 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 56.
- ↑ 1 2 Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 39—42.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 23—24.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 43—44.
- ↑ Крис Фрит. Мозг и душа. Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. — Litres, 2017-01-12. — С. 218—220. — 450 с. — ISBN 9785457563117.
- ↑ Liszkowski, U., Carpenter, M., Henning, A., Striano, T., Tomasello M. Twelve-month-olds point to share attention and interest. Developmental Science (англ.) // Developmental Science. — 2004. — No. 7(3). — P. 297—307. — DOI:10.1111/j.1467-7687.2004.00349.x.
- ↑ Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — С. 84—88.
- ↑ Safe sleeping recommendations | Texas Children’s Hospital (неопр.). www.texaschildrens.org (17 января 2017). Дата обращения 26 августа 2019.
- Орлова, Елена. Книга детского врача, написанная для родителей. Как правильно лечить ребенка и заботиться о его здоровье. — М. : Издательство АСТ, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-17-110671-3.
- Николай Евгеньевич Веракса. Познавательное развитие в дошкольном детстве: учебное пособие. — МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 338 с. — ISBN 9785431500978.
- Департамент здравоохранения города Москвы. Часть 1. Морфометрическое и психомоторное развитие ребёнка первого года жизни. — М., 2014. — 24 с.
- Департамент здравоохранения города Москвы. Часть 2. Психомоторное развитие детей первого года жизни. — М., 2014. — 28 с.
- Алимова Ю., Гордиенко И., Зайченко А., Кравцова А., Ковтун О., Кукуруза А., Хворостенко А. Раннее развитие ребёнка / под ред. А. Кравцовой, А. Кукурузы. — К.: БФ «Институт раннего вмешательства», 2015. — 72 с. — ISBN 9786177239122.