Развитие речи через пальчиковые игры ранний возраст – Методическая разработка по развитию речи (младшая группа): Опыт работы «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Консультация (младшая группа): Консультация для родителей: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Консультация для родителей:

«Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Цель: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей.

Задачи для педагога:

• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

• развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят. И редко что- то делают своими руками.

Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь и между рукой и речевым центром головного мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Пальчиковые игры, на фольклорном материале, максимально эффективны для развития маленького ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Художественный мир песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами

индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры — это легкий и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики, которые проводятся в режимных моментах в течение дня. Пример любимых игр детей— специально для вас, родители, ниже.

«Киска»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

«Семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я

Вот и вся моя семья

(загибаем пальчики по очереди, начиная с большого пальца.)

«Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем».

Резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх

Одна ладонь прямая, другая сжата в кулак, движение рук, имитирующее трение морковки на терке.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки

Интенсивное сжимание пальцев обеих рук в кулаки.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, Сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в

ритме потешки.

Продает она орешки: Начинаем загибать пальчики,

Лисичке-сестричке, загибаем большой пальчик,

Воробью, синичке загибаем указательный пальчик,

Мишке толстопятому, загибаем средний пальчик,

Заиньке усатому, загибаем безымянный пальчик,

Кому в зобок загибаем мизинчик.

Кому в платок, Сжать пальцы в кулак и разжать их.

Кому в лапочку. Сжать пальцы в кулак и разжать их.

«Зайка»

Зайка по лесу скакал, Пальчики «скачут» по столу.

Зайка корм себе искал Пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем

по столу.

Вдруг у зайки на макушке Поднять руки к голове,

Поднялись, как стрелки, ушки изображаем ушки ручками.

Шорох тихий раздается: Руки приложить к уху.

Кто-то по лесу крадется Пальчики медленно идут по столу,

Заяц путает следы, пальчики быстро-быстро бегают убегает от беды. по кругу на столе.

Материал по теме: Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад № 18 »

«План по самообразованию педагога»

Корчагина Наталия Ивановна

(Ф.И.О. педагога)

                                          34  года                     Первая

     (стаж работы)                                 (кв. категория)

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,

как средство развития речи у детей раннего  возраста»

(название темы)

 

     2018- 2019 (учебный год)

 «Цыплята»

от 1 до 2 лет

(возрастная группа)

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего  возраста »

2018-2019 учебный год

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май  2019г

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3. 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

9. Кольцова М. М «Развитие моторики»

10. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы

1. этап — теоретический

Сентябрь-октябрь

 1. Изучение нормативных документов по проблеме: ФГОС, Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

2. Изучение методической литературы.

3. Интернет – ресурсы.

Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» — http:// nsportal.ru

2. этап – практический

Ноябрь-апрель

 1. Консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома».

2. Консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

3. Создание картотеки дидактических игр.

4. Наглядно – иллюстративный материал: Дидактическая игра «Золушка», «Найди игрушку», «Пуговки — застежки», Игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн».

Открытое занятие педагогам ДОУ

1. Памятка «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».

2. Выставка книг по данной теме.

3. Оформление папки-передвижки «Дидактические игры»

4. Выставка работ по дидактическим играм, способствующих развитию мелкой моторики.

3. этап – заключительный

Май

 Анализ работы по самообразованию.

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Выводы: Проанализировав проделанную работу, пришла к выводу, что работу по изучению данной темы необходимо продолжить: делится опытом работы в интернете, участвовать на городских методических объединениях, на педсоветах, в интернет конкурсах, а так же создание своего сайта.

ТЕМА: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего  возраста»

2018-2019 учебный год

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май  2019г

Тема: ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

3)Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4)Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

1. Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в раннем  возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным  средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего  возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План реализации темы по самообразованию.

Сроки проведения Деятельность Тема

Сентябрь

Подготовить доклад  «Развитие мелкой моторики  у детей  раннего возраста»

Ноябрь

Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

Декабрь

Комплексы пальчиковой гимнастики.

Картотека пальчиковых игр.

Февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Март

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

«Пальчиковая гимнастика – для развития речи у детей раннего возраста»

«Развитие мелкой моторики рук»

Апрель

Сборник для воспитателей и педагогов по работе с детьми раннего возраста, с применением данной темы. Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Разучивание новых пальчиковых игр.

Май

Консультация для родителей

Полезные советы: «Для чего нужна ли пальчиковая гимнастика»

 Открытое занятие с просмотром видеоролика «Играем нашими пальчиками»

Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами.

В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.

Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.

Изучая данную тему, провожу работу с родителями:

Индивидуальные беседы:

Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендую родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

«Комплекс  пальчиковой гимнастики»-создание картотеки.

Составление памяток, буклетов для родителей:

а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи у  детей раннего возраста»

б) «Развитие мелкой моторики рук»

Консультация: «Влияние пальчиковой гимнастики  на речь ребенка»

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика

Доклад — «Играем пальчиками»»

-Консультация: Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»»

-Анкета для родителей по пальчиковой гимнастики

Работа с воспитателями:

Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь»

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Клековкина Галина Николаевна

воспитатель I квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №78»

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

В Концепции дошкольного воспитания говорится, что «общей основой воспитания и обучения в детском саду является овладение речью. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи».

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Однако в некоторых методических пособиях (Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.) всё больше внимания уделяется развитию мелкой моторики рук в дошкольном возрасте. В частности,подробно останавливаются на развитии движений рук у детей в возрасте до одного года, но не систематизирован материал, способствующий развитию движений рук детей раннего возраста.

Таким образом, налицо противоречие: между признанием пальчиковых игр в качестве одного из вида деятельности для развития речи детей раннего возраста, и недостаточной систематизированностью материала, способствующего развитию движений рук малышей.

Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему: каковы возможности пальчиковых игр в обучении развитию речи детей раннего возраста.

В «Типовом положении о ДОУ» указано: «Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а так же в разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта».

Мы поставили перед собой следующую цель исследования: разработать и апробировать систему пальчиковых игр для детей с 1,5-2 лет, с 2-3 лет, приобщающих детей к речевой деятельности.

Объект исследования: организация пальчиковых игр с детьми раннего возраста через кружковую деятельность.

Предмет исследования: речевая деятельность детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Гипотеза: приобщение детей, начиная с полутора лет, к пальчиковым играм будет способствовать успешному развитию речи.

В результате: дети будут успешно осваивать обучающие задачи по развитию речи в дошкольном возрасте, у них будут лучше сформированы мышление, внимание, воображение. Пальчиковая игра может стать одним из любимых занятий малышей.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме развития речи детей раннего возраста.

  2. Проанализировать особенности развития речи детей раннего возраста.

  3. Составить методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Теоретической основой нашего исследования мы считаем положения:

— Д.Б. Эльконина об игре как ведущем виде деятельности дошкольника;

— Л.С. Выготского о сензитивных периодах и о «зоне ближайшего развития» и о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие;

— теорию А.В. Запорожца о самоценности дошкольного возраста;

— Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Валлон, Ж.Пиаже, Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгиной, А.М. Фонарева, М.М. Кольцовой, Н.М. Аксариной, Н.М. Щелованова о сенсомоторном развитии.

Методы исследования:

— теоретический анализ литературных источников,

— анкетирование родителей,

— педагогическая диагностика развития речи,

— наблюдения за самостоятельной деятельностью детей,

— педагогический эксперимент,

— количественный и качественный анализ полученных данных.

Целью констатирующего эксперимента было:

  1. Выявление у детей раннего возраста интереса к пальчиковым играм и изучение уровня развития речи малышей.

  2. Изучение отношения родителей к пальчиковым играм дома.

Получили следующие результаты:

  1. Устойчивый интерес к пальчиковым играм проявляют 7 детей(39%), средний — 7 детей (39%), низкий – 4 детей (22%).

  2. Все родители одобрили проведение в группе работу по развитию речи посредством пальчиковых игр. Родители только 5 детей постоянно интересуются, какие занятия проходят и как заниматься с детьми дома.

Следовательно, пальчиковые игры должны понравиться детям и мы могли рассчитывать на сотрудничество с семьями воспитанников.

Целью формирующего этапа эксперимента стала речевая деятельность детей раннего возраста посредством использования в образовательной работе пальчиковых игр.

За основу были взяты: пальчиковые игры и упражнения Светловой И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», Соколовой Ю.А. «Игры с пальчиками». Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: воспитывать у детей устойчивый интерес к пальчиковым играм.

До 1,5 лет пальчиковая гимнастика идет как пассивная, так как многие дети не говорят или произносят только несколько слов. Большую роль здесь играет наглядность. Взрослый – ведущий, ребенок старается ему подражать.

Мы систематизировали игры с 1,5-2 лет, с 2-3 лет, подобрали сюжеты, близкие жизненному опыту детей, уточняющие уже усвоенные ими знания и расширяющие их. Таким образом, на основе имеющихся разработок мы создали свою систему пальчиковых игр.

Детей 2-го и 3-го года жизни приобщали к пальчиковым играм .

В своей работе мы старались: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей; сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной; подтвердить целесообразность проведения подобных занятий; повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

На первом этапе работы мы формировали умения малышей устанавливать зрительный контакт. Мы использовали игры, которые сопровождаются взглядами в глаза друг к другу, улыбками, прикосновениями (в «Сороку – ворону», в «Ладушки» и др).

На втором этапе сделали работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной.

Работу по развитию движений пальцев мы проводим не только на занятиях но и индивидуально, которые проводятся в вечернее время с группой детей 6 человек, утреннее время, пальчиковые игры включаются и в занятия по развитию речи, по ИЗО, в музыкальную деятельность с детьми. Таким образом, пальчиковой гимнастикой каждый ребенок занимается ежедневно по 5-10 минут.

На третьем этапе знакомили родителей с пальчиковыми играми: провели мастер-класс«По изготовлению пальчиковых игр в домашних условиях ». Оформили папки-передвижки с рекомендациями по развитию речи детей посредством развития мелкой моторики. Для стимулирования данной деятельности в домашних условиях периодически оформляли красочные ширмы с пальчиковыми играми, фотографии детей.

Целью контрольного эксперимента было: выявление эффективности использования пальчиковых игр. Использовалась педагогическая диагностика авторов программы «Детство».

На втором этапе сделали работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной.

1.Высокий уровень развития мелкой моторики, и как следствие высокий уровень развития речи у 10 детей (55%), средний – у 6 детей (34%), низкий – у 2 детей (11%).

2.Активный и пассивный словарь детей значительно увеличился, они с удовольствием слушают и понимают рассказ без показа, могут отвечать на вопросы из 2-3 слов.

Таким образом, проделанная нами работа дала положительные результаты:

дети научились не только ловко управлять своими пальчиками, но и хорошо и правильно говорить, быстро запоминать короткие стишки и песенки.

В ходе исследования наша гипотеза о том, приобщение детей к пальчиковым играм будет способствовать успешному развитию речи, полностью подтвердилась.

Практическое значение работы заключается в том, что созданная нами система пальчиковых игр детей раннего возраста может быть использована воспитателями любого детского сада; методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

В перспективе мы планируем продолжать работу по развитию речи детей посредством пальчиковых игр.

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр!

Цель :формирование у детей представления о лесном жителе еже, его внешнем виде ,питании  ,особенностях образа жизни.

Задачи: 1 .Учить детей  отвечать на вопросы воспитателя ,подбирая определения, действия (колючий, добрый, защищается).

2.Развивать общую и мелкую моторику ,тактильные ощущения, согласовывать речь и движения.

3.Воспитывать заботливое отношение к животным и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: волшебная коробочка, игрушка-еж  ,шарики су –джоку по 1 шт  .на каждого ребенка ,картинка еж с листочком на спине, картинка еж с  фруктами  на спине, картинка еж свернувшийся в клубок ,корзинка с  фруктами.

Предварительная работа :

-беседа о ежах ,их жизни ,повадках, обитании;

-разучивание пальчиковой гимнастики;

-игры с прищепками, закрутками.

                                         Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу ,здороваются с гостями

1.Организационный момент.

Приветствие.

В.Здравствуй милый мой дружок !Ну ,вставай скорей в кружок.

2.Создание игровой ситуации.

В:Ребята,придя сегодня на работу в детский сад ,я увидела возле двери нашей

группы  коробочку..Какая  красивая коробочка! Ой ,а там кто-то есть .Потрогайте.

3.Основная часть.        

Дети ощупывают платочек ,под которым находится ежик .Говорят ,что там кто-то колючий.

В.Почему же он колючий ? Как вы думаете кто там спрятался?

Д.Ежик (достают из волшебной коробочки  ежика).

В.Да ,ребята, здесь ежик.С  ним произошла беда ,он вылез из своей норки ,чтобы насобирать для своих ежат фруктов(яблочек ,.груш).

Но поднялся сильный ветер ,ежик испугался ветра и залез в коробочку, которая стояла под деревом, ежик хотел переждать ветер. Но сильный ветер поднял коробку с ежом и унес из леса .Так ежик очутился в нашем детском саду.

Ежик ,ежик весь в иголках,

Словно он не зверь ,а елка.

Хоть колюч молчун лесной,

Ежик добрый ,а не злой.

Что ж ты ,еж, такой колючий?

Это я на всякий случай:

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

В.Ребята ,как вы думаете еж боится своих соседей?

Как он от них прячется,? Защищается?

В.Давайте покажем ,как еж защищается от лисы, волка ,медведя!

Пальчиковая гимнастика:

Ежик, ежик  колкий (пальцы двух рук сплетены в замок)

Покажи иголки.(движения кистями вправо-влево)

Вот они .Вот они. Вот они.(движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами).

Ежик, ежик колкий.(движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.(пальцы складываются в замок).

В.Давайте посмотрим ,что еще есть у ежика?(Дети рассматривают ежа ,находят и называют :нос, глаза ,рот ,лапки).Ребятки ,а теперь посмотрите внимательно глазками и найдите ,что у нас в группе похожее на ежика? Правильно ,молодцы! Это мячики .Они какие ?Тоже колючие .Поиграем с ними? Это будут наши ежики.

Игра с мячиками «Су-джоку».

Жил в лесу колючий ежик(попеременно пальцами обеих рук дети ощупывают мячик)в своем домике-норке(зажать мячик в ладошках).

Однажды утром проснулся ежик ,выглянул в окошко(раскрыть ладошки с мячиком)и увидел  солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбочка) и пошел прогуляться по лесу .Сначала  медленно ,,а потом быстрей-быстрей и побежал лапками (катать мячик в руках вперед-назад медленно ,а потом все быстрей и быстрей).Любит ежик быстро бегать .Бегал- -бегал и прибежал в свой домик-норку(зажать мячик в ладошках).

В:А теперь давайте поиграем в игру «Колючий еж».

Выбирается ежик с помощью считалки :

Вот семьей идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Еж –отец ,ежиха-мать,

И ребенок –ежик.

Ребенку-ежику надевается маска ежика и он садится на стул .Дети медленно подходят к ежику приговаривая слова с движениями. По окончании стихотворения дети убегают ,ежик догоняет их.

За грибами в лес идем-(дети медленно идут),

Прыгаем по кочкам-(прыгают на месте),

А в лесу колючий еж –(стоят на месте ,руки сплетены в замок),

Стережет  грибочки_ (шевелят пальцами),

Ты нас ежик ,не коли _(подходят к нему ,грозят пальцем),

А попробуй  догони _(дети убегают).

Кто пойман идет к ежику.

В.Воспитатель показывает картинку ежика с листком на спине и спрашивает:
В:Что у ежика на иголках?

Д:Листок.

В:Куда он его несет?

Д:В норку.

В:Правильно ребятки ,еж выстилает свою норку листьями ,чтобы зимой в ней было тепло.

В:Воспитатель показывает картинку ежика с фруктами  на спине и спрашивает:

В:А что сейчас у ежика на иголках ?

Д:фрукты

В:Ребята,а как вы думаете, зачем ежу фрукты.?

В:Еж не питается яблоками, грушами .Еж питается мышами, червями, змеями ,насекомыми.

А вот фрукты нужны ежу исключительно в гигиенических целях .Дело в том, что ,путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки ,ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов ,укусы которых вызывают у них страшный зуд .А ,чтобы избавиться от этих мучителей ,ежи накалывают на свои иголки яблоки ,груши ,сливы, кислый сок которых уничтожает и блох ,и клещей.

В:Ребятки,посмотрите,наш ежик загрустил ,потому что он отправился в лес насобирать фруктов:((яблок ,груш) своим ежатам ,а попал в наш детский сад.

Что же делать ,как нам помочь ежику?

4.Продуктивная деятельность.

В:Ой,ребятки , посмотрите ,у нас в группе есть корзинка с фруктами. Может поможем ежику ,наденем фрукты ему на иголочки ,чтобы он отнес их своим ежатам!!?Чтобы ежата тоже защищались от клещей и блох.

Дети надевают фрукты на иголки ежу.

Дети и воспитатель :До свидания ,ежик! Приходи к нам еще в гости!

5.Рефлексия.

В:Ребята ,кто приходил к нам в гости?

Как выглядит еж?

Что вы нового узнали сегодня?

Рабочая программа (младшая группа) на тему: План самообразования «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Тема: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать   мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Актуальность:

Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития  речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно,  специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой  зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль  прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач  Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки,  мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Мелкую моторику рук развивают:

  • пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • народные игры с ладошками;
  • игры с природным материалом;
  • игры с предметами домашнего обихода;
  • пальчиковый театр.

Теоретическое основы

1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения — активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи — важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам — свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр «рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители — первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми — разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже — в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

План работы  на 2017  — 2018 учебный год.

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

СЕНТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик — я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

ОКТЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты»,  «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.  

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

НОЯБРЬ

Пальчиковые игры: «Котятки»,  «Мышка». Цель  пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Игры с карандашами, счётными палочками.

Колобки.  Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются  не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

ДЕКАБРЬ

Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики»,  «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

 Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей.

ЯНВАРЬ

Пальчиковые игры: «Бараны»,  «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.  

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ФЕВРАЛЬ

Пальчиковые игры: «Мебель»,  «Посуда»,  «Профессии»,  «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный  настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

МАРТ

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика  Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка»,  «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

АПРЕЛЬ

Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа).

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

— Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик»,   «Котятки»

Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей».

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома.

Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

МАЙ

Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».

Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

-Игра: «Солнечные зайчики».

Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

— Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».

Цель: учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Картотека на тему: Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста.

Составитель: воспитатель Ряписова Е.П.

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой,  руки. Действия  сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный,  средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие  движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

                                                                                         

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы,  сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Бумажный мячик»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный  мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик

Перекатывать мячик по столу.

«Водичка, водичка…»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик ,хлопают в ладоши, топают ножками,закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

                

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения  на  другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

Можно взять и посчитать.

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

                                                

«Капуста»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмем, жмём.

«Пальчики»

 Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход  игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Коготки»

 Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной  дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

«На работу»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» — широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу ;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

 

«Маленькая  мышка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу ,лежат на тыльной  стороне одной из рук на столе(коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Маленькая мышка

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

И пальчиком грозит:

«А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,

Ход игры:  Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее  движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы  растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове   

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

«Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять.                  Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе       ладонь (движение ползущей гусеницы

Червячки пошли гулять.                         

Раз,  два, три, четыре, пять,                  идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять.                        (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает                        складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»                         раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а      

                                                                                остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет!                Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

 

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: — Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка,                            смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты

Глазки на макушке,                                    (большой палец выполняет функцию нижней челюсти),

А все её слова –                                          которые то раскрываются, то закрываются.

Только «Ква!» да «Ква!».

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки                              одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,

Летели в рот лягушке.                              а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке                                  Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:                                   

Лапками хлопали,                                        Хлопаем в ладоши

ногами топали,                                            притопываем ножками
ушками махали                                          Прикладываем раскрытые ладони к                                                     ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,

обеих рук

Выше всех скакали,                                 Поочерёдно поднимаем высоко над  столом и опускаем то одну, то другую руку

                                                                        

Глазками глядели,                                          Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *