Развитие зубов у детей – порядок и симптомы, название, таблица до года, правила очищения полости рта, когда необходимо начать посещать детского стоматолога

Развитие зубов у детей

Первые зачатки зубов появляются у ребенка уже по прошествии 7 недель после зачатия, когда длина его составляет всего лишь 6-7 см. На протяжении всей беременности до момента рождения формируется 20 зачатков временных (молочных) зубов и 16 зачатков постоянных зубов. Еще 16 зубов формируются после прорезывания всех молочных зубов.

Нормальное формирование твердых тканей зубов может быть нарушено из-за болезней беременной женщины в первую и вторую половину беременности: токсикоз беременности, болезни сердца, почек, печени, эндокринные и инфекционные заболевания, ОРЗ и другие болезни, из-за профессиональных вредностей, нарушения экологии, стресса и травм.

К нарушениям развития зубов, возникающим в период внутриутробного развития, относятся: гипокальцификация — нарушение минерализации зубов, гипоплазия — истончение эмали, аплазия — отсутствие эмали, гиперплазия — утолщение эмали, а также аномалии размера, цвета и формы.

К факторам, которые способствуют нарушению формирования зубов и развитию зубочелюстной системы после рождения, относят: недоношенность и перекошенность, механическое и медикаментозное родовспоможение, энцефалопатию, резус-конфликт, сепсис новорожденного, гипотрофию, пневмонию, судорожные состояния, кишечные токсикозы, рецидивирующие респираторные заболевания, нарушения правил питания, длительное сосание соски, патологию ЛОР-органов, патологию слюнных желез, вредные привычки, травму челюстно-лицевой области, хроническую одонтогенную инфекцию, нарушения экологии (повышенная радиоактивность, повышенная концентрация ионов фтора в воздухе и воде) и другие.

Виды прикуса

Зубы имеют коронку, шейку и корни. Коронка зуба покрыта прочной кремово-белой эмалью, под ней расположен менее прочный желтого цвета дентин. Внутри зуба находится полость, в которой содержится пульпа. Пульпа — это мягкая ткань, окружающая сосудисто-нервный пучок, который «питает» эмаль и дентин. При удалении сосудисто-нервного пучка биохимические процессы в твердых тканях зубов прекращаются. Корень состоит из дентина, который снаружи покрыт не эмалью, как коронка, а цементом. Внутри корня проходит один или несколько корневых каналов, которые могут иметь разветвления на верхушке. Корнями зубы, как дерево за землю, держатся за кость. Через корни осуществляется питание зубов. Между корнем зуба и костной зубной лункой имеется узкая щель, она получила название периодонтальной щели, внутри которой от кости к цементу тянутся волокна. На этих тончайших канатиках, похожих на гамак, зуб находится в подвешенном состоянии. Это позволяет амортизировать даже большие жевательные нагрузки, без разрушения окружающих костных тканей.

Зубы имеют разную форму и предназначение.

Резцы имеют лопатообразную форму, один корень и один канал, через который проходит сосудисто-нервный пучок, от общей нервно-сосудистой системы челюст-но-лицевой области.

Клыки имеют копьевидную форму, один очень длинный корень, один широкий канал. Резцы и клыки предназначены для откусывания пищи.

Премоляры (малые коренные зубы) имеют овально-цилиндрическую форму, один, чаще два корня, в которых проходят каналы сложного ветвления.

Моляры (большие коренные зубы) — крупные зубы, имеют кубическую или прямоугольную форму, с двумя-тремя, реже четырьмя корнями. Они, подобно жерновам, перемалывают пищу. На их поверхности есть крупные бугры, между которыми находятся глубокие щели — фиссуры.

В молочном прикусе 20 зубов: 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров. Четыре временных премоляра, расположенные в конце зубного ряда, похожи на первые постоянные моляры. Под каждым временным зубом находится росточек — зачаток постоянного зуба, между ними имеется проводниковый канал, для того чтобы постоянный зуб прорезался на своем месте. Временные зубы имеют голубовато-белый цвет. Первые постоянные моляры прорезываются в конце зубного ряда, позади временных зубов.

В постоянном прикусе 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 премоляров,12 моляров. Постоянные моляры не имеют временных предшественников. Постоянные зубы у взрослых имеют кремово-белый цвет. У детей зубы белее, чем у взрослых. При прорезывании резцов на режущей поверхности могут быть три волнообразных фестона, делающие эти зубы похожими на пилу, зубцы которой быстро стираются.

Соотношение верхнего и нижнего зубных рядов называется прикусом. При нормальном прикусе верхние резцы на одну третью часть коронки перекрывают нижние зубы, в боковых участках между зубами имеется плотный контакт, а бугорки верхних коренных зубов попадают в фиссуры нижних.

Стоматологи выделяют неправильные виды прикуса, требующие ортодонтиче-ского лечения. При неправильном прикусе может нарушаться соотношение челюстей и зубов. ПОЭТОМУ липо может иметь характеоные для этих аномалий контуры.

При глубоком прикусе верхние зубы перекрывают нижние. Нижняя треть лица кажется короткой.

При дистальном прикусе имеется сдвиг нижней челюсти кзади, поэтому лицо имеет младенческий вид.

При мезиалыюм прикусе зубы нижней челюсти перекрывают зубы верхней челюсти, поэтому увеличивается нижняя треть лица, и оно приобретает волевой вид.

При открытом прикусе между зубами имеется щель, она может быть разных размеров, в нее попадает язык, поэтому может нарушаться произношение звуков.

При косом прикусе в боковом участке челюсти нижние зубы могут перекрывать верхние. Это может сказываться на форме лица, здоровая сторона кажется более выпуклой.

К развитию неправильного прикуса приводят вредные привычки, например: длительное сосание соски способствует формированию открытого прикуса, привычка спать на кулачке может привести к формированию косого прикуса, а лень жевания способствует формированию глубокого прикуса.

Периоды развития зубов

У новорожденного ребенка внутри челюстей находятся 36 фолликулов временных и постоянных зубов на разных этапах развития. Из постоянных зубов у новорожденного могут быть сформированы только верхушки бугров шестых зубов.

После рождения ребенка процесс формирования зубочелюстной системы условно разделяется на несколько периодов. На рисунках ниже изображена одна половинка нижней челюсти ребенка, из глубины которой «рождаются» молочные и постоянные зубы.

Первый период — новорожденное. От рождения до 1 месяца.

Зубы в период новорожденности

Второй период — грудной. От рождения до прорезывания первого зуба в 6 месяцев.

Зубы в грудной период

Третий период — период временного прикуса. Он начинается от прорезывания первого временного зуба до прорезывания первого постоянного зуба.

Зубы в период несформированного временного прикуса

Период временного прикуса делится на два этапа:

• несформированного (до трех лет) временного прикуса;
• сформированного (до 6 лет) временного прикуса.

В трехлетнем возрасте все дети должны пройти осмотр стоматолога.

Четвертый период — период сменного прикуса от 6-7 до 12-13 лет. Он начинается с прорезывания первого постоянного зуба и заканчивается прорезыванием седьмых зубов. Из постоянных зубов первыми прорезываются моляры — они появляются в конце зубного ряда.

Зубы в период сменного прикуса

Родители часто считают их молочными зубами, связывая смену зубов только с прорезыванием передних постоянных зубов, потому что это всегда заметно. Первые постоянные моляры из-за наличия в них глубоких фиссур у детей с кариозными молочными зубами и у любителей сладостей часто поражаются кариесом. Поэтому в возрасте 6-7лет все должны пройти стоматологический осмотр. При проведении всех профилактических мер к 12 годам у детей должно быть не более трехзубое, пораженных кариесом.

Пятый период — период формирования постоянного прикуса от 12-13 лет до 18-21 года. Этот период заканчивается прорезыванием зубов мудрости. В это время идет активный рост челюстей, формируются корни зубов. Под влиянием нагрузки зубы занимают правильное положение.

Зубы ребенка к 12 годам

Порядок проррзывания молочных и постоянных зубов

Прорезывание зубов у здоровых детей происходит в определенные сроки, парно, когда прорезываются одноименные зубы, расположенные справа и слева от средней линии лица, и последовательно, когда одни зубы прорезываются за другими. Размеры и форма зубов после прорезывания не меняется, потому что коронки зубов формируются внутри челюсти до прорезывания зубов. Поэтому постоянные зубы выглядят слишком крупными на детском лице. Обычно зубы прорезываются, когда корень сформирован больше чем на половину будущей длины.

У здоровых детей прорезывание зубов протекает без отклонений от среднеста тистических возрастных норм. Из временных зубов первыми прорезываются цент ральные резцы (табл. 1). Сначала прорезываются зубы на нижней челюсти, затем -на верхней.

Сроки прорезывания временных зубов
Зубы Возраст ребенка Сроки прорезывания
I первые резцы С 6 месяцев н: 6-8 месяцев
в: 7-9 месяцев
II вторые резцы К 1 году н:8-10 месяцев
в: 9- 10 месяцев
III клыки К 2 годам н: 16-20 месяцев
в: 18-22 месяца
IV первые премоляры К 1,5 годам н: 12-16 месяцев
в: 16-20 месяцев
V вторые премоляры К 2,5-3 годам н: 20-23 месяца
в: 24-32 месяца

Размеры и форма зубов определяются наследственными факторами и не меняются после прорезывания. При прорезывании зубов увеличивается количество слюны, которая способствует минерализации зубов. Маленькие дети еще не умеют быстро ее проглатывать, поэтому возникает слюнотечение. Было замечено, что при повышении температуры на фоне ОРЗ прорезывание зубов идет быстрее.

Сроки прорезывания постоянных зубов
Зубы Начало формирования Сроки прорезывания
1 23-25 неделя беременности 7 лет
2 23-25 неделя беременности 7-8 лет
3 23-25 неделя беременности 10-11 лет
4 2,5 года (после рождения) 9-10 лет
5 3 года (после рождения) 10-12 лет
6 17-20 неделя беременности 4,5-7 лет
7 3 года (после рождения) 11-13 лет
8 4-5 лет (варьирует) 18-21 год (варьируют)

Из постоянных зубов первыми прорезываются шестые зубы (табл. 2). Они появляются в конце зубного ряда, за пятыми временными зубами. Часто родители не обращают внимания на кариозные полости в этих зубах, ошибочно принимая их за временные зубы, потому что начало смены зубов связывают с прорезыванием передних зубов. Только что прорезавшиеся зубы минерализованы слабо, лишь на 10 процентов от уровня минерализации зубов взрослого человека, поэтому легко разрушаются под действием кариесогенных микроорганизмов. Чем больше у ребенка кариозных временных зубов, тем вероятнее развитие кариеса постоянных. Поэтому для укрепления твердых тканей зубов стоматологи три раза в год покрывают зубы фторлаком. В минерализации зубов большое значение имеют слюнные железы: если количество выделяемой слюны недостаточно или ее состав неполноценен, кариес разовьется обязательно. Именно поэтому в период прорезывания зубов стоматологи рекомендуют жевать жевательную резинку с ксилитом и фтором — для симулирования выделения слюны и дополнительной минерализации зубов фтором.

К аномалиям прорезывания зубов относят преждевременное прорезывание. Зубы, которые прорезываются раньше срока, слабы и более подвержены кариесу. Причинами замедленного прорезывания зубов могут быть такие болезни ребенка, как рахит, инфекционные, кишечные и другие заболевания.

К аномалиям прорезывания зубов также относят и затрудненное прорезывание. Это может быть связано с наличием лишних (сверхкомплектных) зубов, с неправильным положением клыков, ранним удалением временных зубов и другими причинами.

Прорезывание зубов может осложняться воспалением десны над прорезывающимся зубом. Чтобы облегчить боли при прорезывании зубов, можно смазывать десны ребенка специальными обезболивающими гелями, продающимися в аптеках. Иногда при этом требуется вмешательство хирурга.

Нарушения формирования зубов

Нарушения формирования зубов — это детская история болезней, записанная на его зубах. По уровню расположения циркулярных дефектов на зубах врачи определяют, на каком году жизни у ребенка было нарушение обмена веществ во время болезни. По их ширине судят, как долго длилось нарушение обмена веществ. Их горизонтальное параллельное расположение указывает на число нарушений обмена.

На формировании твердых тканей постоянных зубов крайне неблагоприятно сказываются болезни ребенка в первые годы жизни. Они вызывают нарушение обмена веществ, что приводит к деформации формирующейся эмали — гипоплазии. Дефекты эмали образуются на зубах, еще внутри челюсти, а когда происходит прорезывание, на поверхности зубов становятся видимыми ямки и бороздки, оставшиеся после болезни. Они соответствуют срокам формирования зубов внутри челюсти.

Если у беременной женщины была патология первой половины беременности, то гипоплазия затрагивает края центральных резцов временных зубов. Такие зубы после прорезывания быстро стираются и подвергаются кариесу.

Если дефекты эмали располагаются в пришеечной области центральных резцов верхней челюсти и в области бугров четвертых временных зубов, то можно предположить, что у матери ребенка была патология второй половины беременности или патологические роды. На деформированной эмали часто развивается циркулярный кариес, чему способствует ночное сладкое питье. К трем годам жизни ребенка из-за кариозного разрушения в пришеечной области зубы могут сломаться.

Недоразвитие одного или двух зубов может напоминать о травме челюсти в дошкольном возрасте. При ушибах, ударах, падениях, спортивных травмах временные зубы могут вколачиваться в челюсть и травмировать зачаток постоянного зуба, нарушая его кровоснабжение. В результате этого нарушается рост постоянных зубов, и при прорезывании такие зубы могут иметь неправильные форму и цвет.

Нарушения формирования эмали, проявляющиеся в изменении цвета всех зубов, могут быть при наследственном недоразвитии эмали. Тогда все зубы могут быть желтыми, так как слой эмали равномерно истончен, и через нее просвечивает дентин. При наследственных деформациях коронок на эмали всех зубов могут быть ямки, бугорки, островки эмали или вертикальные бороздки, а корни зубов при этом будут сформированы нормально. Эти изменения эмали не будут связаны с болезнями детей, они имеют генетическую природу.

Наследственным может быть нарушение формирования дентина, тогда у всех зубов бывают короткие корни. Зубы с короткими корнями плохо переносят жевательную нагрузку, быстро становятся подвижными. Очень редко встречается нарушение формирования эмали и дентина, такие зубы бывают некрепкими и быстро стираются до десны. Эта наследственная патология передается по материнской линии. У детей с наследственной патологией эмали и дентина зубы имеют янтарный цвет. Они покрыты лишь тонким слоем эмали или не имеют ее вообще. Корни у таких зубов короткие и округлые.

При некоторых заболеваниях новорожденного, связанных с распадом эритроцитов, все зубы у ребенка могут стать розово-лилового цвета. При назначении тетрациклина беременной женщине или ребенку зубы также меняют цвет: они навсегда становятся серыми.

Системные нарушения формирования эмали могут быть при длительном употреблении воды с большим содержанием фтора. Классическая форма системной гипоплазии эмали — «рябая эмаль», это зубы с крапинками, разбросанными по всей коронке. Такое неправильное формирование зубов получило название «флюороз». Флюороз развивается у большинства детей, которые с рождения пьют воду, содержащую избыток фтора. Обычно жители районов с повышенным содержанием фтора в воде знают об опасности изменения цвета зубов, но утешают себя тем, что в таких зубах редко развивается кариес.

Стоматологическая помощь при нарушениях формирования зубов заключается в применении мер профилактики кариеса, контроле гигиены полости рта и исправлении эстетических дефектов. В легких случаях бывает достаточно запломбировать ямки и бороздки на зубах. Современные пломбировочные материалы индивидуально подбираются по цвету для каждого пациента. Они позволяют максимально сохранять зубные ткани при препарировании, хорошо приклеиваются к поверхности зубов, делая ее гладкой, блестящей и соответствующей естественной эмали. Если на зубах школьника имеются множественные дефекты, их можно скрыть под венирами. Вениры — это тонкие пластинки-накладки, приклеиваемые к передней поверхности зуба. По цвету и форме они соответствуют здоровым зубам. Если из-за аномалии прикуса применение вениров невозможно, значительные разрушения зубов можно скрыть под коронками. Современные технологии позволяют изготовить коронки так, что только специалист может отличить их от настоящих зубов. Коронки ставят и на шестые моляры, если они имеют множественные дефекты. Это придает зубам необходимую прочность

9. Основные этапы развития зубов.

Зубы являются производными слизистой оболочки рта. Эпителий слизистой оболочки формирует эмалевые органы, участвующие в образовании эмали, а подлежащая мезенхима дает начало клеткам, строящим дентин, цемент и пульпу. Периоды одонтогенеза:

1. Закладка и обособление зубных зачатков.

Многослойный эпителий полости рта врастает в подлежащую мезенхиму с образованием эпителиальной пластинки. Эпителиальная пластинка разделяется на переднюю (дает начало губам и щекам) и зубную пластинку. Затем на поверхности зубной пластинки образуются колбовидные разрастания эпителия, из которых образуются эмалевые органы. Врастающая в эмалевый орган мезенхима называется зубным сосочком. Вокруг эмалевого органа образуется скопление мезенхимы (зубной мешочек).

2. Дифференцировка зубных зачатков.

Из первоначально однотипных клеток эмалевого органа и зубного сосочка выделяются качественно различные клеточные элементы. Внутренние клетки эмалевого органа, прилегающие к зубному сосочку, дифференцируются в энамелобласты. На поверхности зубного сосочка образуются клетки-преодонтобласты. При этом контуры зубного зачатка уже напоминают контуры коронки зуба.

3. Гистогенез.

Преодонтодласты преобразуются в одонтобласты и начинается синтез основного вещества дентина, отростки одонтобластов синтезируются в основном веществе, образуя канальцы. Затем идет минерализация органического матрикса. После начала дентиногенеза начинается амелогенез. Причем эмаль и дентин растут как бы навстречу друг другу. Таким образом, одонтобласты остаются в пульпе зуба, а энамелобласты – на поверхности эмали.

4. Развитие корня зуба.

Развитие корня зуба начинается незадолго до его прорезывания (в постнатальном периоде). Эмалевый орган вытягивается, образуя своеобразный рукав. При этом поверхностные клетки зубного сосочка дифференцируются в одонтобласты и синтезируют дентин корня зуба. После синтеза дентина эмалевый орган в области корня рассасывается, а клетки прилежащего зубного мешочка дифференцируются в цементобласты и синтезируют цемент корня зуба. Окончательное формирование корня зуба и закрытие верхушки корня зуба происходит уже после прорезывания зуба.

10. Основные отличия зубов молочного и постоянного прикуса.

  • молочные зубы меньше

  • в молочном прикусе нет премоляров

  • цвет временных зубов – молочно-белый, так как эмаль менее минерализованная. У постоянных зубов эмаль более минерализованная и поэтому более прозрачная, через нее просвечивает желтый дентин.

  • Корни молочных зубов широко расставлены, как бы «охватывают» зачаток постоянного зуба.

11. Группы зубов постоянного прикуса и сроки прорезывания.

1

Центральные резцы

6-8 лет

2

Латеральные резцы

8-9 лет

3

Клыки

10-11 лет

4

Первые премоляры

9-10 лет

5

Вторые премоляры

11-12 лет

6

Первые моляры

6 лет

7

Вторые моляры

12-13 лет

8

Третьи моляры

???

Таким образом, прорезывание постоянных зубов происходит в следующем порядке: первыми прорезываются 6-е зубы (позади молочных зубов!), затем прорезываются центральные и латеральные резцы (вместо молочных зубов), после этого прорезываются 4-е, 3-е, 5-е зубы (премоляр-клык-премоляр!), последними прорезываются вторые моляры.

То сеть, для запоминания удобно расположить группы зубов по порядку прорезывания:

6

Первые моляры

6 лет

1

Центральные резцы

6-8 лет

2

Латеральные резцы

8-9 лет

4

Первые премоляры

9-10 лет

3

Клыки

10-11 лет

5

Вторые премоляры

11-12 лет

7

Вторые моляры

12-13 лет

8

Третьи моляры

???

В таком порядке сроки прорезывания легче запомнить.

Развитие зубов у детей

Время появления первых зубов ничего не значит. У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы.

У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой — позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

Как растут зубы у ребенка

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет.

В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.

В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма, и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.

Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху).

Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года.

Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью. Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка — дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся.

Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.

Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо, по крайней мере, от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке.

Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов.

Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите, время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

Как укреплять зубы. Прежде всего, необходимо помнить, что коронки зубов (то есть та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.

Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

Фтор, содержащийся в воде, укрепляет зубы. Фтор — очень ценное вещество для построения хороших зубов. Оно должно быть в составе питания рациона и беременной женщины, и маленького ребенка в период формирования постоянных зубов.

В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов. Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка, безусловно, очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.

Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.

Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых «перекусываний» вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

Уход за зубами

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, то есть приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.

Главная цель чистки зубов — удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет. Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранить зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.

Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

Постоянные зубы

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут.

Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет.

Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).

Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

Этапы формирования зубов у детей

Мало кто из будущих родителей знает, что фундамент молочным зубам их ребенка начинает формироваться уже на 7 неделе беременности, а с 5 месяца происходит закладка постоянных зубов. Будущее стоматологическое здоровье малыша целиком зависит от привычек, образа жизни и питания мамы.

В возрасте 6-8 месяцев прорезываются первые зубы у малышей — два нижних резца. Затем в возрасте 8-9 месяце появляются два верхних. Сроки прорезывания зубов достаточно индивидуальны и зависят, в том числе, и от генетических факторов. Вариантами нормы считается прорезывание первых зубов в 5-9 месяцев. Постепенно прорезываются третьи, четвертые и пятые зубы. Формирование временного прикуса завершается к 2,5-3-м годам, когда у ребенка появляется 20 молочных зубов — по 5 зубов с каждой стороны на верхней и нижней челюстях.

При этом процесс созревания эмали молочных зубов происходит еще в течение 2-х лет после того, как зуб прорезался в полости рта, т.е. эмаль на центральных резцах окончательно созревает примерно к 3 годам, а на боковых зубах, соответственно, еще позже. По своему анатомическому строению детский молочный зуб отличается от постоянного: стенки его намного тоньше. Например, на боковой поверхности толщина твердых тканей молочного зуба (эмаль, дентин) составляет всего 1 мм. Такой зуб, по сравнению с постоянным, является намного более уязвимым для возникновения различного рода проблем — в первую очередь, это развитие кариеса и его осложнений. А если зуб еще формируется, эмаль находится в стадии созревания, то он может разрушиться очень быстро, особенно на фоне резкого снижения иммунитета ребенка: во время и после вирусной инфекции, после перенесенного заболевания с лечением антибиотиками.

В возрасте 6-7лет начинается физиологическая смена временных зубов на постоянные. Порядок их появления такой же, как и при прорезывании временных зубов. Первыми появляются нижние и верхние центральные резцы, одновременно с ними — так называемые шестые зубы: сначала — нижние, потом — верхние. Шестые зубы не меняются, а вырастают. Схема появления всех зубов схожа: сначала над десной становятся заметны бугорки, потом — жевательная поверхность. В тот момент, когда зуб прорезывается, его корень сформирован примерно наполовину, он короткий и имеет широкий просвет канала. В процессе своего формирования корень растет в длину, утолщаются его стенки.

Последний молочный зуб меняется к 11-12 годам. При этом на протяжении двух лет после прорезывания идет созревание эмали, а формирование корня постоянного зуба длится еще дольше: от 2-х до 4-х лет. Таким образом, только в подростковом возрасте можно говорить о том, что положение стабилизировалось.

Важно знать!

С момента прорезывания первых зубов в возрасте около 6 месяцев и до 3 лет у ребенка формируется временный прикус. Молочный зуб по своему анатомическому строению отличается от постоянного, стенки его намного тоньше, а значит, и риск возникновения кариеса выше. Поэтому профилактические осмотры у доктора мы рекомендуем проходить раз в 3-4 месяца. Родителям разглядеть начинающийся кариес в труднодоступном месте не просто, а начавшийся процесс может развиться слишком быстро и привести к нежелательным последствия. В этом же возрасте мы рекомендуем впервые посещать врача-ортодонта, чтобы при необходимости вовремя скорректировать формирование прикуса. В возрасте 6-7 лет начинается процесс физиологической смены временных зубов на постоянные, который завершается к 11-12 годам. При этом созревание эмали и формирование корня постоянных зубов продолжается еще 2-4 года после появления зуба. Таким образом, зубы окончательно формируются и занимают свое место в полости рта лишь к 16 годам. До этого момента важно уделять повышенное внимание гигиене и профилактике.


4. Развитие зуба

Основными источниками развития зубов являются эпителий слизистой оболочки ротовой полости (эктодерма) и мезенхима. У человека различают две генерации зубов: молочные и постоянные. Их развитие идет однотипно из одинаковых источников, но в разное время. Закладка молочных зубов происходит в конце второго месяца эмбриогенеза. При этом процесс развития зубов протекает стадийно. В нем выделяют три периода:

  • Период закладки зубных зачатков;

  • Период формирования и дифференцировки зубных зачатков;

  • Период гистогенеза тканей зуба.

I период — период закладки зубных зачатков включает 2 стадии:

1 стадия — стадия образования зубной пластинки. Она начинается на 6-й неделе эмбриогенеза. В это время эпителий слизистой оболочки десны начинает врастать в подлежащую мезенхиму вдоль каждой из развивающихся челюстей. Так формируются эпителиальные зубные пластинки.

2 стадия — стадия зубного шара (почки). В эту стадию клетки зубной пластинки размножаются в дистальной части и формируют на конце зубной пластинки зубные шары.

II период — период формирования и дифференцировки зубных зачатков — характеризуется образованием эмалевого органа (зубного бокала). Он включает 2 стадии: стадию «шапочки» и стадию «колокольчика». Во втором периоде мезенхимные клетки, лежащие под зубным шаром, начинают усиленно размножаться и создают здесь повышенное давление, а также индуцируют за счет растворимых индукторов перемещение клеток зубной почки, расположенных над ними. В результате нижние клетки зубной почки впячиваются внутрь, постепенно формируя двустенный зубной бокал. Вначале он имеет форму шапочки (стадия «шапочки»), а по мере смещения нижних клеток внутрь почки становится похожим на колокольчик (стадия «колокольчика»). В образовавшемся эмалевом органе различают три вида клеток: внутренние, промежуточные и наружные. Внутренние клетки усиленно размножаются и в дальнейшем служат источником для образования амелобластов — основных клеток эмалевого органа, вырабатывающих эмаль. Промежуточные клетки в результате накопления между ними жидкости приобретают строение, похожее на строение мезенхимы и формируют пульпу эмалевого органа, которая некоторое время осуществляет трофику амелобластов, а в дальнейшем является источником для образования кутикулы, зуба. Наружные клетки имеют уплощенную форму. На большем протяжении эмалевого органа они дегенерируют, а в его нижней части формируют эпителиальное корневое влагалище (влагалище Гертвига), которое индуцирует развитие корня зуба. Из мезенхимы, лежащей внутри зубного бокала, формируется зубной сосочек, а из мезенхимы, окружающей эмалевый органзубной мешочек. Второй период для молочных зубов полностью завершается к концу 4-го месяца эмбриогенеза.

III период — период гистогенеза тканей зуба. Из твердых тканей зуба наиболее рано образуется дентин. Прилегающие к внутренним клеткам эмалевого органа (будущим амелобластам) соединительнотканные клетки зубного сосочка под индуктивным влиянием со стороны последних превращаются в дентинобласты, которые располагаются в один ряд наподобие эпителия. Они начинают формировать межклеточное вещество дентина — коллагеновые волокна и основное вещество, а также синтезируют фермент щелочную фосфатазу. Этот фермент расщепляет глицерофосфаты крови с образованием фосфорной кислоты. В результате соединения последней с ионами кальция формируются кристаллы гидроксиапатитов, которые выделяются между коллагеновыми фибриллами в виде матриксных пузырьков, окруженных мембраной. Кристаллы гидроксиапатита увеличиваются в размерах. Постепенно происходит минерализация дентина.

Внутренние эмалевые клетки под индуктивным влиянием дентинобластов зубного сосочка превращаются в амелобласты. При этом во внутренних клетках происходит реверсия физиологической полярности: ядро и органеллы перемещаются из базальной части клетки в апикальную, которая с этого момента становится базальной частью клетки. На стороне клетки, обращенной к зубному сосочку, начинают формироваться кутикулоподобные структуры. Затем они подвергаются минерализации с отложением кристаллов гидроксиапатита и превращаются в эмалевые призмыосновные структуры эмали. В результате синтеза эмали амелобластами и дентина дентинобластами эти два вида клеток все больше удаляются друг от друга.

Зубной сосочек дифференцируется в пульпу зуба, которая содержит кровеносные сосуды, нервы и обеспечивает питание тканей зуба. Из мезенхимы зубного мешочка формируются цементобласты, которые продуцируют межклеточное вещество цемента и участвуют в его минерализации по тому же механизму, что и при минерализации дентина. Таким образом, в результате дифференцировки зачатка эмалевого органа происходит формирование основных тканей зуба: эмали, дентина, цемента, пульпы. Из зубного мешочка формируется также зубная связка — периодонт.

В дальнейшем развитии зуба можно выделить ряд стадий.

Стадия роста и прорезывания молочных зубов характеризуется ростом зубных закладок. При этом все ткани над ними постепенно подвергаются лизису. В результате зубы прорывают эти ткани и возвышаются над десной — прорезываются.

Стадия выпадения молочных зубов и замены их на постоянные. Закладка постоянных зубов образуется на 5-м месяце эмбриогенеза в результате отрастания эпителиальных тяжей от зубных пластинок. Постоянные зубы развиваются очень медленно, располагаясь рядом с молочными зубами, отделяясь от них костной перегородкой. К моменту смены молочных зубов (6—7 лет) остеокласты начинают разрушать костные перегородки и корни молочных зубов. В результате молочные зубы выпадают и заменяются быстро растущими в то время постоянными зубами.

Строение зуба

Анатомически зуб состоит из трех основных частей: коронки, шейки и корней.

Коронка выступает над десной и образована эмалью и дентином. Эмаль — самая твердая ткань организма, т. к. содержит 96—97 % минеральных солей (фосфорнокислые и углекислые соли кальция и фтористый кальций). Структурными элементами эмали являются эмалевые призмы, толщиной 3—5 мкм. Они состоят из тубулярных субъединиц диаметром 25 нм и кристаллов минеральных веществ (апатитов). Эмалевые призмы связаны при помощи менее обызвествленного межпризменного матрикса. Призмы имеют S-образный ход и в результате этого на продольном сечении зуба могут выглядеть срезанными продольно и поперечно. Снаружи эмаль покрыта тонкой кутикулой (насмитова мембрана), образующейся из клеток пульпы эмалевого органа.

Под эмалью коронки находится дентин, основная ткань зуба, который является разновидностью костных тканей (дентинная костная ткань). Состоит он из клеток дентинобластов (точнее, их отростков, лежащих в дентинных канальцах) и межклеточного минерализованного вещества. В состав последнего входят коллагеновые фибриллы, основное вещество и минеральный компонент, составляющий 72 %. Дентин имеет дентинные канальцы, в которых проходят отростки дентинобластов и безмиелиновые нервные волокна. Граница между эмалью и дентином неровная, что способствует более прочному соединению двух тканей зуба.

Корень зуба состоит из дентина и цемента. Цемент — это также разновидность костной ткани (грубоволокнистая костная ткань), содержащая до 70 % минеральных веществ. Есть два вида цемента: клеточный (нижняя часть корня) и бесклеточный (верхняя часть корня). Клеточный цемент содержит клетки цементоциты и похож по строению на грубоволокнистую костную ткань, но в отличие от нее не содержит сосудов. Бесклеточный цемент состоит только из межклеточного вещества, коллагеновые волокна которого продолжаются в периодонт и далее в кость альвеол. Питание цемента идет диффузно из сосудов пульпы и периодонта.

Пульпа зуба находится в его внутренней полости. Состоит из нескольких слоев — наружного, промежуточного и внутреннего. Наибольшее значение имеет наружный слой, т. к. он содержит дентинобласты. Они происходят из нервного гребня. Эти клетки имеют вытянутую форму, базофильную цитоплазму и ядро с преобладанием эухроматина. В цитоплазме клеток развиты белоксинтезирующий и секреторный аппараты, содержатся секреторные гранулы овоидной формы. От апикальных частей клеток отходят отростки, которые направляются в дентинные канальцы. Отростки дентинобластов множественно ветвятся и при помощи межклеточных контактов, в том числе десмосом и нексусов, соединяются с отростками других дентинобластов. Отростки содержат многочисленные микрофиламенты, благодаря чему способны к сокращению. Тем самым дентинобласты обеспечивают циркуляцию тканевой жидкости и снабжают минеральными веществами дентин и эмаль. Основу пульпы составляет рыхлая волокнистая соединительная ткань с большим количеством кровеносных сосудов и нервов.

Основу языка составляет поперечно-полосатая мышечная ткань, волокна которой идут в трех взаимоперпендикулярных направлениях. Благодаря этому язык может совершать достаточно сложные движения. Между мышечными пучками находятся прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани с сосудами, нервами и скоплениями жировых клеток.

Слизистая оболочка верхней и боковых поверхностей языка прочно сращена с мышцами (нет подслизистой оболочки), образована двумя слоями: многослойным плоским неороговевающим эпителием и собственной пластинкой из рыхлой волокнистой соединительной ткани, формирующей сосочки языка.

Различают 4 основных вида сосочков: нитевидные, грибовидные, листовидные и желобоватые. Наиболее многочисленны нитевидные сосочки, которые придают языку шероховатость. Эти сосочки не содержат органов вкуса. Остальные 3 вида сосочков имеют в составе эпителия, покрывающего их, органы вкусавкусовые почки или луковицы. Листовидные сосочки находятся на боковых поверхностях языка и хорошо выражены только у детей. Грибовидные сосочки разбросаны единично по спинке языка. Желобоватые сосочки находятся на границе между телом и корнем языка, в отличие от грибовидных, они не возвышаются над поверхностью эпителия.

Вкусовые почки имеют форму эллипса и занимают всю толщину эпителия. Состоят из клеток 4 типов: поддерживающих, вкусовых (сенсорных), базальных и клеток, образующих синапсы с чувствительными нервными окончаниями. Поддерживающие клетки имеют округлое светлое ядро и развитые органеллы белкового синтеза. Функция этих клетокопорная. Они поддерживают сенсорные клетки, осуществляют их трофику, секретируют некоторые вещества, необходимые для хеморецепции. Сенсорные клетки имеют темное вытянутое ядро, развитые митохондрии и агранулярную ЭПС. На апикальной поверхности расположены микроворсинки с хеморецепторными белками. При связывании с ними питательных веществ образуется потенциал действия, который передается в ЦНС, где формируется вкусовое ощущение. Базальные клетки являются малодифференцированными. За счет их деления идет регенерация сенсорных и поддерживающих клеток.

Нижняя поверхность языка содержит подслизистую оболочку с большим количеством кровеносных сосудов. Это обстоятельство используется в медицине для сублингвального введения лекарственных веществ.

Нейронный состав анализатора вкуса:

  • биполярный нейрон каменистого или коленчатого ганглия. Его дендрит образует синапс со вкусовыми клетками вкусовых почек, а аксон идет к нейрону вкусового ядра продолговатого мозга;

  • нейрон вкусового ядра продолговатого мозга. Его аксон направляется к нейронам зрительного бугра;

  • нейрон зрительного бугра, посылает свой аксон в кору гиппокампа и аммонова рога;

  • нейроны коры гиппокампа и аммонова рога.

Основные этапы и особенности формирования постоянных зубов

Процесс формирования постоянных зубов проходит параллельно с временными. Сразу после рождения каждый младенец имеет около 16 зачатков, которые находятся в неактивном состоянии. После начала резорбции и выпадения молочных зубов постоянные начинают интенсивное развитие, завершающееся их прорезыванием. Весь процесс формирования коронки и корня разделен на несколько этапов, каждый из которых имеет физиологические и временные особенности.

Внутричелюстное развитие

Постоянный прикус формируется на основе зубных пластинок, которые формируются внутри ямок из многослойного плоского эпителия. Примерно на 5-м месяце эмбрионального развития ребенка вдоль нижнего края зачатков временных зубов появляется эмалевый орган. По мере врастания в него мезенхимы формируются зубные сосочки и мешочки.

Всего у каждого ребенка в двух челюстях находится 20 зачатков для развития замещающих постоянных зубов, 16 из которых присутствуют на момент рождения, а остальные 4 появляются на 1-5 году жизни. Находясь в одной альвеоле с молочными, спустя время они отделяются от них костной перегородкой и размещаются в отдельных лунках. Зубные пластины растут в направлении кзади. Активно развиваются основные зубные ткани – дентин, пульпа, эмаль, а также кровеносные сосуды и нервные волокна.

Прорезывание

ПрорезываниеВыход постоянных зубов из места закладки и развития в ротовую полость, при условии правильного развития ребенка, совпадает с периодом выпадения молочных. Как правило, замена происходит в той же последовательности, что и прорезывание при формировании временного прикуса.

Первые постоянные зубы появляются в период 5-6 лет. Это – первые постоянные моляры, которые не имеют временных предшественников. Они же первыми подвергаются процессу обызвествления твердых тканей после рождения ребенка. После этого появляются премоляры, вторые моляры, центральные и боковые резцы, клыки.

При проблемах с резорбцией временных корней и другими сложностями, препятствующими нормальному прорезыванию, выполняют удаление молочного зуба и оказывают другую стоматологическую помощь. При этом учитывается факт генетической предрасположенности и другие особенности развития ребенка.

Согласно ВОЗ, стандартными сроками развития и прорезывания считаются:

  • Центральные резцы. Минерализуются на 4-5 году жизни. Появляются во рту в 6-8 лет, при этом формирование корня завершается только к 10 годам.
  • Боковые резцы. Прорезаются в возрасте 8-9 лет. Полная минерализация эмали происходит на 4-5 году жизни ребенка, а корневая система продолжает развитие до 10 лет;
  • Клыки. Эмаль минерализуется в 6-7 лет. Выходят на месте временных в 10-11 лет и завершают полное формирование в 13 лет.
  • Первые премоляры. Проходят полную минерализацию в возрасте 5-6 лет и появляются во рту в 9-10 лет. Корневая система этих зубов формируются к 12 годам.
  • Вторые премоляры. Минерализуются к 6-7 годам. Обычно прорезываются в возрасте 11 лет и полностью завершают развитие к 12 годам.
  • Первые моляры. Являются самыми первыми постоянными зубами. Минерализуются в 2-3 года, прорезаются в 5-6 лет и полностью формируются к 10 годам.
  • Вторые моляры. Появляются у детей в 12-13 лет и завершают развитие к 15 годам. При этом их внутричелюстной рост и минерализация проходит в период 7-8 лет.

Последними постоянными зубами, появляющимися в возрасте 18-25 лет, являются третьи моляры. Окончательное их развитие может длиться до 30 лет.

Формирование периодонта и корней

Данный этап развития начинается после прорезывания постоянных зубов и обычно продолжается в течение 3,5-5 лет. Он включает в себя процессы развития окружающих тканей, а также корневой системы. При этом коронка постоянных зубов на этом этапе практически полностью сформирована и готова к активной минерализации после прорезывания.

Период развития корневой части и тканей периодонта разделяются на такие стадии:

  • активный рост зубного корня в длину;
  • развитие и крепление верхушки корня;
  • незакрытая верхушка корня;
  • формирование и укрепление периодонта;
  • завершение развития периодонта и корня.

Стабилизация

Данный этап завершает физиологическое развитие постоянных зубов. Считается, что на этой стадии они полностью сформированы и готовы к нормальной жевательной нагрузке. В целом процесс развития постоянных зубов происходит значительно медленнее, чем временных, и в среднем занимает около 10 лет. Как правило, стабилизация наступает после полного окончания роста корневой части, которая нередко продолжается до 14-16 лет.

Развитие зубов

Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы, а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин, пульпа, цемент, окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт).

В развитии зубов выделяют 3 стадии: I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков; III стадия — образование зубов.

I стадия: на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis), врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis). К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1). В окружности эмалевого органа в результате уплотнения окружающей его мезенхимы формируется зубной мешочек (sacculus dentalis), который у основания зубного зачатка сливается с зубным сосочком (рис. 2).

Развитие эмалевого органа

Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа

Развитие молочных зубов

Рис. 2. Развитие молочных зубов:

1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек

II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа, а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки. Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.

Одновременно с преобразованием эмалевого органа происходит процесс дифференцировки зубного сосочка: он увеличивается и глубже врастает в эмалевый орган. К сосочку подходят сосуды и нервы. Кроме того, на поверхности сосочка из клеток мезенхимы формируется несколько рядов одонтобластов — дентинообразующих клеток (рис. 3). К концу 3-го месяца шейки эмалевых органов прорастают мезенхимой и рассасываются. Зубные зачатки вследствие этого окончательно обособляются от зубной пластинки, которая, в свою очередь, также прорастает мезенхимой и теряет связь с эпителием полости рта. Сохраняются и растут задние отделы и свободные края зубных пластинок, которые в дальнейшем преобразуются в эмалевые органы постоянных зубов. Вокруг зубных зачатков в мезенхиме челюстей появляются костные перекладины, формирующие стенки зубных альвеол.

Зачаток зуба

Рис. 3. Зачаток зуба на стадии формирования твердых тканей: 1 — отростки одонтобластов; 2 — предентин; 3 — одонтобласты; 4 — около-пульпарный дентин; 5 — преобразование мезенхимных клеток в одонтобласты; 6 — преодонтобласт; 7 — мезенхимная клетка

III стадия начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин, эмаль и пульпа зуба. Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна (рис. 4). Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой, и внутренний, околопулъпарный, слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина (рис. 5).

Коллагеновые волокна предентина

Рис. 4. Коллагеновые волокна предентина: 1 — дентинный каналец

Обызвествление предентина

Рис. 5. Обызвествление предентина:

1— околопулъпарный дентин; 2— матрикс; 3— глобулы солей; 4— граница обызвествления; 5 — предентин; 6 — плащевой дентин

В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Этот процесс начинается в области жевательных бугорков, откуда эмалеобразование распространяется на боковые поверхности коронки. В дальнейшем происходит обызвествление эмали, которое заканчивается лишь после прорезывания зубов. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis), состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного. Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба (рис. 6). Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты, которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту. Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба.

Развитие корня зуба

Рис. 6. Развитие корня зуба:

1 — корневое эпителиальное влагалище; 2 — внутренний слой клеток; 3 — наружный слой клеток; 4 — цементобласты; 5 — цемент; 6 — периодонт; 7 — пульпа зуба

Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с таковыми молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат в одной зубной альвеоле вместе с молочным зубом (рис. 7).

Развитие постоянных зубов

Рис. 7. Развитие постоянных зубов:

1 — зачаток молочного зуба; 2 — зачаток постоянного зуба; 3 — стяжка зубной альвеолы

Нарушение развития зубов может привести к неправильному отложению твердых веществ (гипоплазия эмали, эрозионные ямки на поверхности зуба, дефекты обызвествления дентина), отклонениям в числе зубов (полное или частичное отсутствие зубов — адентия), образованию дополнительных зубов, неправильной форме отдельных зубов, неправильному расположению зубов в челюсти (дистопия).

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Опубликовал Константин Моканов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *