Речь дизартричная – понятие, откуда возникает речевое расстройство, какие бывают степени тяжести заболевания, обследование и лечение пациентов.

Содержание

Мой Логопед — Дизартрия, симптомы и лечение

Бульбарная

Бульбарная дизартрия наблюдается при бульбарном параличе. Бульбарная дизартрия характеризуется: нарушением глотания, попаданием пищевых масс в нос, нарушения голосообразования (голос глухой с носовым оттенком), нарушения звукопроизношения (речь смазанная, малопонятная), ограничения подвижности мягкого неба, неподвижности голосовых связок. При бульбарной дизартрии присутствуют все характерные черты псевдобульбарной дизартрии, при этом еще и отсутствуют глоточный и небный рефлексы, выражена атрофия мышц языка и глотки.

Псевдобульбарная

Эта форма дизартрии наблюдается при псевдобульбарном параличе. В псевдобульбарной дизартрии отмечается повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Ограничение движений губ, языка, мягкого неба, слюнотечение, нарушение дыхания, жевания, иногда глотания. Речь смазанная, малопонятная, голос глухой, немодулированный.

Экстрапирамидная

Характерными чертами этой формы дизартрии является непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре. Язык, голосовые связки и губы то резко напряжены, то расслаблены. Присутствуют нарушения модуляции, выразительности, темпа речи. Иногда возникают гиперкинезы в мышцах лица и артикуляционного аппарата, грубое нарушение дыхания и голосообразования.

Поскольку стабильности нет, ребенок в спокойном состоянии может правильно произносить отдельные звуки. Однако, этот же ребенок, например, не может произнести те же самые звуки при общении с родителями и незнакомыми людьми. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония с трудностью удержания какой-либо артикуляционной позы, то при попытке произнесения слов наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Корень языка резко напрягается и ребенок часто непроизвольно выкрикивает отдельные заднеязычные звуки — «гы-кы».

При менее выраженном нарушении мышечного тонуса ребенок пытается говорить, но речь его смазанная, невнятная, голос с гнусавым оттенком.

Мозжечковая

Характеризуется выраженной асинхронностью артикуляции, голосообразования и дыхания, а так же нарушением темпа и плавности речи. При мозжечковой дизартрии наблюдается толчкообразный, замедленный характер в речи. Нарушены модуляции. Отсутствует правильная расстановка ударений. Наблюдается затухание голоса к концу произнесения фразы. При поражении корковых зон в области передней центральной извилины, где происходит анализ импульсов из мышц артикуляционного аппарата, возникает корковая дизартрия. Она характеризуется более изолированными нарушениями в произношения отдельных звуков, отсутствием слюнотечения и нарушения голосообразования.

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи. Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение. Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация голосовых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, голосовые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении. Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов. Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни. В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

Прогноз

Дизартрия излечивается в зависимости от мер, которые предпринимались при лечении. Прогнозы остаются разнообразными, что зависит от причин возникновения и способности врачей устранить факторы болезни.

Многое ложится на плечи родителей, которые тоже должны выполнять рекомендации врачей и поддерживать своего ребенка. Следует давать ему любовь и понимание, а также хвалить за любые малейшие достижения.

Корковая дизартрия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия — нарушение речевой артикуляции вследствие расстройства механизмов центральной мышечной иннервации и праксиса артикуляционных органов на уровне церебральной коры. Клинически проявляется утратой членораздельности, темпа и ритмичности речи, заменой отдельных звуков, разделением аффрикатов при сохранении смысловой части высказывания. Диагностика осуществляется методами логопедического, неврологического исследования. Для определения этиологии поражения коры дополнительно назначаются нейровизуализационные методики. Лечение включает терапию причинной патологии, логопедическую коррекцию, фармакотерапию, кинезиотерапию, массаж, психокоррекцию.

Общие сведения

Дизартрия — латинский термин, обозначающий нарушение артикуляции. Разделение дизартрии на центральную и периферическую впервые было проведено в 1911 году. В 1926 году отечественным профессором неврологом М. С. Маргулисом была предложена более подробная классификация, основанная на локализации очага церебрального поражения, выделена корковая форма дизартрии. Клинически корковая дизартрия сходна с моторными формами афазии, что затрудняет её диагностику и требует тщательного нейролингвистического анализа. Точные данные о распространённости патологии в неврологической и логопедической практике отсутствуют. У детей корковая дизартрия чаще является следствием перинатальных поражений ЦНС, у взрослых — опухолей и ЧМТ.

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия

Причины корковой дизартрии

Данная форма нарушений речи наблюдается при фокальном органическом поражении нижних участков пре- и постцентральных зон коры, на которые проецируются артикуляционные органы: язык, губы, мягкое нёбо, челюсти, глотка, щёки. Этиологические факторы, обуславливающие поражение коры, полиморфны и несколько разнятся у детей и взрослых. Наиболее значимыми этиофакторами являются:

  • Черепно-мозговые травмы. Травмирование происходит при открытых повреждениях с вдавлением костей черепа, закрытых травмах с ушибом, тяжёлым сотрясением головного мозга. Возможно сдавление коры увеличивающейся посттравматической субдуральной или эпидуральной гематомой.
  • Опухоли головного мозга. Конвекситальные новообразования мозга, оболочек (менингиомы) обуславливают фокальную компрессию церебральной коры. Внутримозговые опухоли (глиомы, астроцитомы), подлежащие соответствующим отделам коры, в случае инфильтративного роста вызывают их деструкцию, в отсутствие инфильтрации — сдавление.
  • Менингоэнцефалиты. Воспалительное поражение оболочек и вещества мозга может стать осложнением различных общеинфекционных заболеваний (кори, герпеса, краснухи, ОРВИ), очагов хронической гнойной инфекции (отита, синусита, околочелюстного абсцесса), специфического инфекционного процесса (туберкулёза, сифилиса). Набухание мозговых оболочек, отёчность церебрального вещества провоцируют сдавление отдельных корковых участков и питающих их сосудов, что приводит к дисфункции нейронов, участвующих в регуляции артикуляционного механизма.
  • Инсульты. Ишемический инсульт становится причиной гипоксии корковых нейронов вследствие недостаточного кровоснабжения. Геморрагический инсульт вызывает сдавление корковых тканей излившейся кровью. Отсутствие быстрого восстановления церебрального кровотока, нарастание внутримозговой гематомы ведёт к гибели ответственных за артикуляцию нейронов.
  • Перинатальная патология. В педиатрической практике корковая дизартрия наиболее часто формируется под воздействием неблагоприятных внутриутробных условий развития (гипоксии плода, внутриутробной инфекции, гемолитической болезни), травм и асфиксии новорожденного в ходе родов. К факторам риска относятся тяжёлый гестоз, быстрые роды, применение акушерских щипцов, операции (вакуум-экстракции).

Патогенез

Нарушение отличается патогенетическим полиморфизмом. В его рамках различают два основных механизма формирования речевых нарушений. Первый реализуется при поражении передней центральной извилины. Сложности артикуляции возникают вследствие центрального пареза мышц языка и мимической мускулатуры. Близкое к артикуляционным органам расположение представительства кисти в моторной корковой зоне обуславливает частое сочетание речевых расстройств с повышением тонуса в мышцах руки.

Второй патогенетический механизм определяется при локализации очага в постцентральных отделах. Он связан с нарушением обработки полученных афферентных импульсов, информирующих о состоянии артикуляционных органов. Отсутствие обратной информации делает невозможным адекватную корректировку артикуляционных движений, осуществляемую соответствующими отделами моторной зоны. Возникает артикуляционная апраксия — нарушение программирования последовательности и силы движений, реализующих речевую функцию.

Классификация

Разнородность нарушений, различная степень их проявлений обуславливают применение двух классификаций в практической неврологии. Подобно другим видам дизартрии, корковая форма по выраженности речевой дисфункции делится на четыре степени – от стёртой дизартрии до полной анартрии. С учетом локализации патологического очага и патогенетического механизма дизартрия классифицируется на два основных варианта:

  • Афферентная (кинестетическая). Возникает при поражении постцентральных корковых зон доминантного полушария. Сочетается с оральной апраксией, апраксией движений контрлатеральной кисти. Характеризуется поиском правильной артикуляционной укладки для произнесения необходимого звука.
  • Эфферентная (кинетическая). Формируется при очаге в передних центральных зонах коры. Часто сочетается с контрлатеральным гемипарезом. Типична замедленность, отсутствие речевой плавности, иногда — послоговое проговаривание.

Симптомы корковой дизартрии

Первыми симптомами речевого расстройства являются темпо-ритмические нарушения: замедленность экспрессивной речи, утрата её плавности и автоматизма. Создаётся впечатление, что пациенту трудно шевелить губами и языком, что вполне соответствует действительности. Ключевым проявлением выступает расстройство произнесения переднеязычных звуков, связанное с нарушением иннервации мышц языка. В речевой продукции происходит замена или пропуск артикуляционно сложных звуков. В результате речь больного становится смазанной, непонятной. Содержательная часть речи остаётся сохранной.

Афферентная корковая дизартрия характеризуется поиском правильного положения артикуляционных органов, что делает речь прерывистой, толчкообразной. Повышенная напряжённость артикуляции обуславливает усиление громкости голоса, избирательное оглушение звонких согласных. Замедление переходных этапов артикуляции приводит к появлению звуков-вставок. Наблюдается раздельное или частичное проговаривание аффрикатов («ц»=«т»+«с»), замена щелевых согласных на смычные. Отмечается некоторое расстройство лицевого гнозиза, пациент неточно указывает место прикосновения к различным точкам на лице.

Эфферентная корковая дизартрия сопровождается затруднённым переходом между звуками, удлинением ударных гласных, согласных в начале и конце слова (например, «вввнизу»). Определяется нарушение артикуляции апикальных (л) и какуминальных (ш, ж, р) согласных, требующих участия кончика языка, их замена дорзальными звуками (т, д). Характерно усреднённое произнесение отдельных звуков («д» и «т» произносятся как «тс»). Выявляются сложности удержания артикуляционной позы, вставки и пропуски звуков в словах. Типично обилие пауз внутри слова, в тяжёлых случаях — разрыв слова на отдельные слоги. Артикуляция дополняется множеством синкинезий: высовыванием языка, наморщиванием лба, зажмуриванием глаз. Дизартрия нередко сочетается с правосторонним гемипарезом.

Осложнения

В детском возрасте корковая дизартрия негативно сказывается на общем состоянии ЦНС и становлении речи. Отмечается снижение внимания, способности к запоминанию информации. Плохо набирается словарный запас, формируется общее недоразвитие речи. Дефект произносительной стороны речи влечёт за собой нарушение восприятия фонем, возникает фонетико-фонематическое недоразвитие. Указанные расстройства препятствуют успешному обучению ребёнка письму, чтению. Развивается вторичная дисграфия, дислексия. У взрослых обусловленные речевым дефектом проблемы коммуникации вызывают дисбаланс психоэмоциональной сферы. Больные остро переживают сложившуюся ситуацию, становятся упрямыми, раздражительными или, напротив, замкнутыми, склонными к депрессии.

Диагностика

Диагностические сложности представляет корковая дизартрия у детей младше 2 лет. Нарушения речи у них можно заподозрить по сниженной речевой активности. Вид речевого расстройства устанавливается путём всестороннего логопедического и неврологического обследования. Инструментальные исследования необходимы для уточнения этиологии поражения. Полный комплекс диагностических процедур включает:

  • Консультацию невролога. В неврологическом статусе зачастую определяется асимметрия лица, парез мимической мускулатуры, гипертонус мышц языка, отклонение его кончика от средней линии. Выявляются элементы апраксии артикуляционного аппарата, затруднение при выполнении последовательности действий по заданию. Возможно наличие центрального спастического гемипареза, гемигипестезии.
  • Консультацию логопеда. Подтверждает речевое напряжение, замедленность, прерывистость речевой продукции. При исследовании устной речи наблюдается замена звуков, выпадение отдельных фонем, появление вставочных звуков. Содержательная сторона высказывания, речевое дыхание не нарушены, фонематический слух сохранен. У детей может диагностироваться ФФН и ОНР.
  • Нейровизуализацию. Томографические методы исследования позволяют установить морфологический субстрат заболевания. При травмах, оболочечных гематомах и опухолях более информативна КТ головного мозга. В диагностике инсультов, церебральных новообразований, воспалительных фокусов предпочтение отдаётся МРТ головного мозга. В сложных диагностических случаях рекомендовано проведение обоих исследований, а также ПЭТ-КТ.
  • Люмбальную пункцию. Выполняется при подозрении на воспалительно-инфекционную этиологию для забора ликвора. Исследование цереброспинальной жидкости (ликвора) позволяет выявить воспалительные изменения, провести бакпосев, ИФА, ПЦР-диагностику для верификации возбудителя.

Корковая дизартрия требует дифференцировки от иных речевых расстройств. От акустико-гностической, акустико-мнестической, динамической афазии она отличается сохранностью смысловой стороны высказывания, сложностью артикуляции отдельных звуков. Различия с афферентной моторной афазией заключаются в артикуляционных сложностях как в произвольных, так и в автоматизированных высказываниях, отсутствием речевых эмболов, у взрослых — сохранностью письма и чтения. В отличии от бульбарной дизартрии, корковая не сопровождается атрофией и фасцикуляциями языка.

Лечение корковой дизартрии

Терапия речевых расстройств проводится на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии (посттравматических нарушений, инсульта, энцефалита, опухоли, перинатальной энцефалопатии). Успешное восстановление речи возможно при комплексном подходе к реабилитации пациента, достигается усилиями логопеда, невролога, реабилитолога, клинического психолога. Восстановительная терапия включает следующие медикаментозные и немедикаментозные методы:

  • Логопедические занятия. Работа по коррекции дизартрии должна начинаться в ранние сроки, сопровождаться развитием мотивации больного. Основными методами являются артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, постановка трудных в артикуляции звуков и их автоматизация, развитие мелкой моторики. У детей в последующем проводятся занятия по коррекции ФФН.
  • Фармакотерапию. Медикаментозная поддержка необходима для активации метаболических процессов в ЦНС с целью восстановления утраченных функций. Применяются нейрометаболиты, ноотропные фармпрепараты, медикаменты для улучшения церебральной гемодинамики. По показаниям осуществляется медикаментозная психокоррекция седативными средствами, антидепрессантами.
  • Общую реабилитацию. Используется общий массаж, кинезиотерапия, рефлексотерапия. Проводится массаж, механотерапия и лечебная физкультура для паретичных конечностей. Важным моментом является психологическая реабилитация больного, включающая психологическое консультирование, арт-терапию, релаксационные методики, групповые тренинги.

Прогноз и профилактика

В случае успешного лечения основной патологии и комплексной логопедической реабилитации прогноз благоприятный. Степень восстановления речи зависит от этиологии поражения, выраженности речевых нарушений, возраста и психологического состояния больного. Наиболее сложно поддаётся коррекции корковая дизартрия на фоне детского церебрального паралича, перинатальных травм ЦНС, пожилого возраста, депрессии. К мерам профилактики относятся предупреждение травматизма, лечение цереброваскулярной патологии, исключение онкогенных влияний, повышение сопротивляемости организма инфекционным агентам. Профилактика дизартрии у детей включает грамотное ведение беременности и родов, своевременную коррекцию осложнений беременности, адекватный выбор способа родоразрешения.

Дизартрия — это… Что такое Дизартрия?

Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга. При дизартрии в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Проявления

Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрий

Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:

  • бульбарная (d. bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминает продолговатый мозг) обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома;
  • корковая (d. corticalis) обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова;
  • мозжечковая (d. cerebellaris) обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d. extrapyramidalis) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной дизартрии, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания;
  • псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч. ψευδής — ложный + бульбарный) обусловленна центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарного синдрома;
  • экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) обусловлена поражением стриопаллидарной системы;
  • стёртая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом; часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной. См. Дислалия;
  • холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Диагноз

Диагноз дизартрии выставляется врачом с учётом заключения логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояние речи в речевой карте. Немаловажная роль отводится исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом).

Лечение и коррекция

При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

Прогноз

Прогноз неопределённый. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.

Литература

  1. Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6
  3. Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и других. — Москва: Педагогика, 1983. — 448 с. — 75 000 экз.
  4. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 350. — 1424 с. — 100 000 экз.

См. также

Ссылки

скандированная, невнятная речь, нарушения голоса, фонетическая и просодическая сторона речи при дизартрии, лечение в Москве

Дизартрия – это патология, которая обусловлена дисфункцией составляющих экстрапирамидной системы головного мозга. Заболевание сопровождается речевыми расстройствами, что объясняется нарушением иннервации речевого аппарата. Просодическая и фонетическая сторона речи при дизартрии наиболее часто наблюдается у детей. Связная речь при дизартрии становиться нарушенной, что может привести к затруднениям в процессе обучения и взаимодействии с окружающими людьми. В Юсуповской больнице выполняют комплексное лечение дизартрии с различными проявлениями. Пациенту назначается адекватная терапия с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет устранить проявления заболевания.

Фонетическая и просодическая сторона речи при дизартрии

Характеристика дизартрии как речевого нарушения

Дизартрия возникает в результате искажения передачи нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату. Это может быть следствием некоторых врожденных патологий, травмы головы, перенесенного инфекционного заболевания, токсического отравления. Дизартрия проявляется нарушениями речи, которые могут иметь разнообразный характер. Когда у человека присутствует быстрая и невнятная речь – это дизартрия.

Дизартрия часто сочетается с другими речевыми расстройствами, такими как:

  • Изменение темпа речи;
  • Заикание;
  • Скандирование;
  • Прерывистость и внезапные остановки при произношении слов;
  • Изменение громкости голоса;
  • Невнятная артикуляция;
  • Нарушения речевой просодии;
  • Изменения фонации.

У человека возникают сложности при звукопроизношении, что препятствует членораздельной речи. В зависимости от вида дизартрии нарушения могут проявляться по-разному и комбинироваться между собой. Человек не может интонировать речь, делать акценты на словах или слогах, произносить некоторые буквы или их сочетания.

Поскольку дизартрия имеет множество проявлений, то терапия должна составляться исходя из их характера. Специфические дефекты требуют различных логопедических приемов, учитывая тяжесть состояния.

Особенности темпо-ритмической стороны речи при дизартрии

Дизартрия – дефект речи, проявляющийся в расстройстве просодики и фонации. Просодическая сторона речи неразрывно связана с работой по развитию голоса. При формировании интонационных способностей очень важно научить человека управлять повышением и понижением голоса и использовать его различные высоты для придания речи выразительности.

Просодия отвечает за умение произносить ударные и неударные, краткие и долгие слоги. Это система воспроизведения стихотворений. Просодия относится к фонетической стороне речи и представляет собой набор темпо-ритмических свойств. К основным просодическим компонентам относятся:

  • Ударение;
  • Дикция;
  • Интонация;
  • Мелодика;
  • Темп и ритм речи;
  • Паузы;
  • Речевое дыхание;
  • Сила и громкость голоса.

У пациентов с дизартрией наблюдаются нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения. Они не могут выделять слова и слоги для предания речи мелодичности и ритмичности. Возникают сложности при расстановке пауз, выбор темпа речи. Произношение текста в этом случае выглядит монотонно и невыразительно.

Особенности голоса при дизартрии

Нарушение голоса при анартрии и дизартрии связано с искажением речевого дыхания. Синдром голосовых расстройств при дизартрии сопровождается усиленным грудным дыханием, по сравнению с брюшным. В результате неправильного дыхания происходит сложность при произношении слов и слогов слитно. А утрата силы голоса и неконтролируемость его громкости развивается на фоне пониженного мышечного тонуса голосовых связок.

Пациенты не могут изменять высоту и силу голоса. Они произносят звуки нечетко и не могут соединять их в слоги, слова или словосочетания. Они не используют интонацию для выделения определенных элементов текста.

В логопедической практике применяются методики для обучения пациента произвольно повышать или понижать голос в зависимости от ситуации (в определенных слогах, звуках, фразах). Пациента обучают различным видам интонации для выделения слов и характера предложения (повествовательное, вопросительное или восклицательное). Таким образом формируется умение применять силу голоса и интонации в повседневной жизни.

Лечение в Москве

В Юсуповской больнице выполняют качественное лечение проявлений дизартрии. Терапия начинается с диагностики с использованием современного оборудования для установления причины патологии. На основании полученных данных выполняется корректировка состояния или его полное устранение (если выявленные нарушения обратимы). Качественная диагностика необходима для составления максимально эффективного лечения, которое поможет нормализовать работу речевого аппарата.

Терапия дизартрии выполняется опытными неврологами и логопедами, владеющими результативными методиками устранения данного расстройства. Врачи составляют индивидуальный план лечебных мероприятий, который позволит комфортно и качественно снизить проявления или избавиться полностью от недуга. Дополнительно пациенту может быть предоставлена помощь психолога, если дизартрия вызывает психоэмоциональные расстройства, ухудшающие качество жизни.


Автор

Фонетическая и просодическая сторона речи при дизартрии Светлана Владимировна Щербакова

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • «Диагностика». — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Владимир Владимирович Квасовка

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Алексей Сергеевич Смычков

Врач функциональной диагностики, кандидат медицинских наук

Илья Андреевич Гудков

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Валерия Владимировна Борзецовская

Врач-эндоуролог высшей категории

Цены на услуги *


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о