Ш как: https://www.youtube.com/watch?v=mvvbxhalk-g – Учим ребенка говорить букву «Ш»: советы и рекомендации

Содержание

причины отклонений в речи, упражнения

Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.

постановка звука ш

Формирование звука «Ш».

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»

Упражнение

Упражнение для развития звука «Ш».

Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.

Упражнения для основного этапа

Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.

Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.

В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.

Постановка и последующая автоматизация звука

Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.

Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:

  1. Не найду ушки у нашей лягушки.
  2. Шла Маша по шоссе и сосала сушки.
Постановка

Постановка звука «Ш» по подражанию.

Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».

Помогут отработать речь детские стишки.

Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

  1. Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
  2. Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
  3. «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
  4. Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
  5. Плохо развиты память, мышление и внимание.
  6. Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Буква Ш — общие сведения, примеры, материалы для изучения

Буква
Буква Ш

Ш, ш — Одна из немногих букв, одинаково выглядящая в обеих славянских азбуках. Однозначно установить происхождение буквы ш не представляется возможным, так как буква с подобным начертанием входит в целый ряд алфавитов того времени: в эфиопском письме ሠ, в еврейском ש, в коптском письме ϣ.

Общие сведения

Шш

Название буквы:
ша
Буква:
согласная
Звук:
[ш]
Начертание:
Ш — заглавная
ш- строчная
Позиции в алфавите:
26-я с начала
8-я с конца
Старое название:
Ша
Ранг:
26
Употреблений:
3678738
Частотность:
1.28%
Транслит:
sh
По-английски:
Cyrillic Letter Sha
Азбука Морзе:
тире тире тире тире
− − − −
Радиоалфавит:
Шура
Юникод:
Ш: U+0428
ш: U+0448
HTML-код:
Ш: Ш или д
ш: ш или є
URL-код
Ш: %D0%A8
ш: %D1%88

Буква «Ш» в различных азбуках, языках и системах

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ш». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

Примеры слов на букву «Ш»

#Слова
Слова начинающиеся на букву «Ш»Шок, школа, шкаф, шантаж, шило
Слова заканчивающиеся буквой «Ш»Алкаш, беляш, лаваш, камыш
С буквой «Ш» в середине словаДуша, ишак, каша, башня, акушер, вишня
Слова содержащие несколько букв «Ш»Шалаш, шишка, кишмиш, вошедший
СтраныШвейцария, Швеция, Шри-Ланка. Смотреть все страны на букву «Ш»
ГородаШанхай, Штутгарт, Шахты. Смотреть все города на букву «Ш»
ЖивотныеШмель, шпрот, шиншилла. Смотреть всех животные на букву «Ш»
Овощи, фрукты и ягодыШелковица, шпинат.
ПрофессииШвея, шеф-повар, шоумен, шофёр, штурман, штукатур. Смотреть все профессии на букву «Ш»
Все имена на букву «Ш» со значениями и происхождением
Мужские именаШерлок, Шамиль, Шарль, Шота. Смотреть все мужские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение
Женские именаШакира, Шерил, Шарлотта, Шейла. Смотреть все женские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение

Материалы для изучения

Стихи

* * *
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша.
Шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле

ЛОГОПЕД.РУ: Коррекционная работа при замене звука Ш другими звуками.

Коррекционная работа при замене звука Ш другими звуками.

Нарушения произношения, при котором происходит замена звука ш другим звуком называется парасигматизмами. Встречаются губно-зубной, призубный, свистящий и шипящий парасигматизмы.

Губно-зубной парасигматизм.

При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка — «фапка», машина — «мафина», душ — «дуф». Это происходит потому, что, в отличие от нормы органы артикуляции при губно-зубном сигматизме занимают следующее положение: верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя, язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха; прогнатия ( нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед ), вялость мышц передней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и ф, используя картинки. Проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука. Ставят звук ш по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук ш от звука с с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и ф.

Призубный парасигматизм.

Этот вид нарушения характеризуется следующей особенностью произношения: звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка — «тапка», машина — «матина», душ — «дут». При этом губы занимают нейтральное положение, язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, спинка языка опущена вниз, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; закрытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки ш и т, используя картинки-символы; различать на основе тактильных ощущений звуки ш и т по воздушной струе (при ш — длительная, при т — толчкообразная). Также проводятся упражнения для выработки длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук с.

Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные (осязательные) ощущения, добиваются правильного произношения звука ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации обязательна дифференциация (различение) звуков ш и т.

Свистящий сигматизм.

Звук ш заменяется звуком с: шапка — «сапка», машина — «масина», душ — «дус». В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука ш, в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука с: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Возможные причины искажения звука: снижение слуха или нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки с и ш, используя картинки-символы; дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении звуков с и ш (при с — холодная струя, при ш — теплая). С помощью специальных упражнений отрабатывают движения широкого языка вверх, к передней части твердого неба, добиваются чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередования движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание ребенка на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации работа над звуком заканчивается этапом дифференциации (различения) звука ш и звука-заменителя — с.

Шипящий сигматизм.

При этом нарушении звучание сходно со звучанием смягченного звука ш: шапка — «щапка», машина — «мащина», душ — «дущ». В отличие от нормальной артикуляции, в этом случае губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка.

Возможные причины искажения звука: нарушение фонематического слуха или снижение слуха; прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед).

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатываются способность сопоставлять и различать на слух звуки ш и щ. С помощью упражнений достигается умение поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков ш и щ.

Желаю удачи!

Как научить ребенка выговаривать звук «Ш» в домашних условиях

Что делать, если ребенок не выговаривает «Ш», как научить малыша в домашних условиях выговаривать звук «Ш»: читайте советы логопеда Ярош Татьяны Александровны про гимнастику, упражнения, а также закрепление звука «Ш» в речи ребенка.

Если ваш малыш не выговаривает звук Ш (и Ж), то вы можете предложить ему игры-упражнения, которые помогут ему освоить эти звуки.

Начинаем учить ребенка выговаривать звук «Ш» с правильного положения органов артикуляции (языка, зубов, губ). Это особенно важно, если вы занимаетесь самоcтоятельно в домашних условиях без логопеда:

  • Широкий кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат к нему.
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
  • Язык не слишком напряжён.
  • Губы слегка вытянуты вперёд в виде рупора.
  • Зубы сближены, но не сомкнуты.
  • Нужно выдыхать воздух равномерно, посередине языка.
  • На ладони, подносимой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.

Видео. Как научить ребенка произносить звук «Ш»

Подготовительные упражнения

Артикуляционная гимнастика, которую стоит выполнять перед тем, как начать учить ребенка звуку «Ш». Подготовка начинается с обучения распластывать язык и загибать его вверх. Выполняем перед зеркалом, чтобы и вы, и ребенок могли следить за правильным исполнением упражнений.

  1. Расслабляем мышц языка: нужно открыть рот, положить широкий мягкий язык на нижнюю губу («лопатка»). Похлопать язык губами, произнося «бя-бя-бя» или «пя-пя-пя».
  2. Развиваем правильный выдох: широкий язык лежит на нижней губе, нужно сдуть ватный шарик с ладошки.
  3. Загибаем широкий кончик языка («чашечка»): нужно положить широкий язык на нижнюю губу. Напрягая кончик языка, поднимать его вверх. Язык принимает форму чашечки. Можно капнуть в эту «чашечку» каплю сока или воды. Кончик языка обязательно широкий.
  4. Загибаем широкий кончик языка на верхнюю губу («слизывай варенье»).
  5. Поднимаем язык-чашечку к верхним зубам.
  6. Заводим язык-чашечку за верхние зубы на 1,5-2 см вглубь рта. Кончик языка остаётся широким и не прикасается к передней части нёба, а образует с ним щель.
  7. Удерживая язык в таком положении, сдуваем ватный шарик с ладони взрослого. Если язык не удерживается в таком положении, можно поддержать его ручкой чайной ложки. Каждое упражнение выполняется по несколько раз с перерывом на отдых: органы артикуляции быстро устают. Если ребёнок отказывается заниматься, выберите более благоприятный момент. Нельзя принуждать и ругать ребёнка.

Произношение звука Ш

  1. Выполнить упражнение язык-чашечка.
  2. Медленно завести язык-чашечку за верхние зубы (не касаясь нёба) и удерживать на счёт 5.
  3. Удерживая язык в таком положении (не опуская вниз) несколько раз открыть и закрыть рот.
  4. Удерживая язык-чашечку за верхними зубами и вытянув губы рупором, подуть на ватный шарик. Ватка должна полететь прямо вперёд.
  5. Можно подуть на тыльную сторону ладони. Струя воздуха должна быть обязательно тёплой.
  6. Повторить эти упражнения несколько раз, предлагая ребёнку изобразить, как шипит змея (ш-ш-ш), как шумят деревья (ш-ш-ш), как выходит воздух из шарика (ш-ш-ш)

.как научить ребенка выговаривать Ш без логопеда

Развитие фонематического восприятия звука «Ш»

Упражнения, которые помогут ребенку научиться воспринимать звук «Ш» на слух:

  • Хлопни владоши, когда услышишь звук Ш: м, б, д, ш, р, л, в, ш, н, ш, к, л, ш
  • Отложи фишку (кружок, кубик, шарик), когда услышишь звук Ш: дом, шар, шуба, дети, шапка, мама, папа, шея, шутка, хлеб, шоколод, хлеб, шина.

как научить ребенка говорить Ш без логопеда

Закрепление произношения звука Ш

Звук «Ш» в данных упражнениях произносится только твёрдо. Занимаемся перед зеркалом для того, чтобы контролировать правильное положение органов артикуляции.

Закрепление произношения звука Ш - изображение №1

Произношение звука Ш в слогах

Установить органы артикуляции в нужное положение, произнести длительно звук Ш и, не прерывая звучания, добавить звук А: ша.

Точно так же отрабатывать слоги: шо, ше, ши, шу. Губы при этом немного изменяют положение в зависимости от гласных звуков.

Слоги шо, шу – губы сближаются сильнее.

как научить ребенка выговаривать ш без логопеда

Закрепление произношения звука Ш - изображение №2

Закрепление звука Ш в начале слова

Произносите с ребенком перед зеркалом слова, которые начинаютсяна «Ш»:

шаги шорох шило шум
шары шёпот шина шутка
шапка шёл шипеть шуба
шайба шов шили шея
шатёр шёлковый шиповник

Закрепление произношения звука Ш - изображение №3

Закрепление звука Ш в середине слова

Попросите ребенка произнести следующие слова со звуком «Ш» в середине:

мышата мешок малыши мишутка
лошадка пушок дыши дышу
большая петушок пиши пишу
мешать ушёл машина ношу
дышать нашёл ошибка мишень

что делать если ребенок не выговаривает ш, учим говорить ш без логопеда Закрепление произношения звука Ш - изображение №4

Закрепление звука Ш в предложениях

Повторяйте с малышом фразы:

  • Наташа пишет. Малыши шагают.
  • Миша гоняет шайбу.
  • Лёша ел кашу.
  • Паша, не шуми.
  • У шиповника шипы.
  • На дороге шумит машина.


С помощью взрослых предложите ребенку придумать предложения с выученными словами. Например: мне купили шары. Я надеваю шапку.

Закрепление произношения звука Ш - изображение №5 Закрепление произношения звука Ш - изображение №6

Закрепление звука Ш в стихах

Учим с ребенком простые двустишия со звуком «Ш»:

  • Шапка да шубка – вот он, наш Мишутка.
  • Петушок, петушок, отдай Маше гребёшок
  • Тише, мыши, тише, мыши, кот пришёл на нашу крышу.
  • Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.
Закрепление произношения звука Ш - изображение №7

Закрепление звука Ш в закрытых слогах

Просим ребенка произнеси следующие слова:

ваш
наш
душ
тушь
плющ
малыш
камыш
даёшь
пьёшь
поёшь
ландыш
башня
кошка
каштан
башмак
букашка
ладошка
окошко
подушка
квакушка
лягушка
кукушка
петушки
мошка
кошка
катушка
мышка
вышка
малышка
Алёшка
лепёшка
вишня
мышка
бабушка
дедушка

Фразы для закрепления звука Ш в закрытых слогах

Наш Антошка глядит в окошко.
У кошки ушки на макушке.
Кошка ловит мышку.
В лукошке вишни.
Малышка ела кашку.

Стихи для закрепления звука Ш в закрытых слогах:

Петушок, петушок,
выгляни в окошко,
дам тебе горошку!

Петушок, петушок,
золотой гребешок,
масляна головушка,
шёлкова бородушка.

На окошке крошку-мошку
ловко ловит лапой кошка.

Большая подушка
у мишки под ушком.

Закрепление произношения звука Ш - изображение №8

Закрепление звука Ш в сочетании с согласными звуками

Попросите произнести ребенка следующие слова:

шкаф
школа
шкатулка
шла
шляпа
шлюпка
шмель
шпагат
шпион
штопать
штука
шпинат

Фразы для закрепления звука «Ш» в речи ребенка:

У Маши шляпа. Школа большая. Шуба и шапка в большом шкафу.

Стихи для закрепления звука «Ш» в речи ребенка:

Я по камешкам пошла,
​шубку шёлкову нашла.

У маленькой мышки большие штанишки,
большие штанишки у маленькой мышки.

Ушки на макушке у кошки и у мышки,
но у кошки ушки больше, чем у мышки.

Закрепление произношения звука Ш - изображение №9

Закрепление звука Ш в текстах

Просим ребенка повторять за взрослым предложения. Затем по вопросам взрослого пересказывать текст.

Ушли все из дома. А кошка дома. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Пошла мышка на кухню. нашла там крошки. Мышка поела крошки. Кошка увидела мышку и прыгнула на неё. Мышка побежала, и кошка её не догнала.

Ушла мама в аптеку. Дома Алёнушка и Яша. У Яши башня и пушка. У Алёнушки кукла Малышка. Малышка на подушке. Алёнушка надевает на Малышку рубашку и башмаки. Яша кормит кошку. Потом Яша глядит в окошко. Вошла мама. Яша и Алёнушка рады.

Повторение материала: предложите ребёнку самостоятельно называть слова со звуком Ш.

Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает звук «Ш», как без логопеда научить его выговаривать «Ш», а также, как закрепить «Ш» в речи ребенка.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Учим ребенка выговаривать «С»

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как самостоятельно проверить, какие звуки не выговаривает ребенок

Загрузка…

Постановка звуков «Ш» и «Щ»

Произношение звуков «Ш» и «Щ» кажется трудной задачей для многих иностранцев, изучающих русский язык. Однако, эта задача вполне посильная. Тренируйтесь перед зеркалом. Внимательно следите за расположением языка и губ. Постепенно звуки станут получаться все более чистым.

Звук «Ш»

Отодвиньте язык назад и напрягите корень языка, кончик языка поднимите к альвеолам, вытяните губы. Звук должен напоминать шипение. Как сбегает молоко на плите или шипит змея. Если звук больше похож на свист или не выходит вовсе, сделайте следующее. Вытяните губы, сдвиньте кончик языка к верхним зубам и произнесите звук «С». Тяните звук. Продолжая тянуть звук, медленно сместите кончик языка к альвеолам, пока не получится звук «Ш». Как только вы «поймаете» искомый звук, вы сможете воспроизвести его без труда.

Не бойтесь экспериментировать. Прижимайте кончик языка сильнее к альвеолам (вы почувствуете, как звук «спотыкается» и перестает звучать), ослабляйте нажим, и в итоге вы инстинктивно найдете нужное положение артикуляционного аппарата, чтобы извлекать звук «Ш».

Ничто так хорошо не помогает в постановке звуков, как фонетическая зарядка.Даже если вы не знаете значения некоторых слов, но умеете читать, полезным будет регулярное повторение любых слов со слогами ША, ШО-ШЁ (читается как ШО), ШУ, ШИ, ШЕ.

Шапка, шахматы, шахтёр, шашка, шахта, шайба, шарф.

Шоколад, шок, шёпот, шёлк.

Шуба, шутник, шутка, шум.

Шерсть, шесть, шелестит.

Широко, шина, шип, шиповник.

Звук «Щ»

Постановка звука «Щ» обычно занимает больше времени, чем постановка звука «Ш». К тому же, иногда иностранцу сложно уловить на слух разницу между «Ш» и «Щ».

Итак, снова начнем с наблюдения за своей артикуляцией. Губы растяните в улыбке (так будет проще), кончик языка подвиньте ближе к верхним зубам, а сам язык напрягите, чтобы он естественным образом приподнялся к небу. Попробуйте произнести звук «Щ». Помните, что он более долгий, чем звук «Ш». «Щ» – мягкий звук. Держите губы растянутыми.

Если у вас получается звук, больше похожий на «Ф», это значит, вы уперлись кончиком языка в верхние зубы. Опустите кончик языка, спрячьте его за верхними зубами. Сильнее напрягите язык. Добейтесь, чтобы звук рождался там, где язык стремится прикоснуться к небу.

Если звук выходит похожим на свист или дыхание, сильнее вытяните губы в улыбке. Напрягайте язык. Должно быть ощущение, что он стремится «прилипнуть» к небу, но вы не позволяете ему это сделать.

Если выходит звук, похожий на «Х», вы слишком низко опустили язык и чрезмерно напрягли его. Расслабьте его, поднимая выше к небу. Если выходит звук «Ш», сместите язык вперед, ближе к верхним зубам.

Как только вы найдете нужное звучание, дальше дело за практикой.

Щётка, щепка, щетина, щи, ищи, полощи, свищи, щавель.

Ш — это… Что такое Ш?

Ш, ш (название: ша) — буква всех славянских кириллических алфавитов (25-я в болгарском, 26-я в русском, 27-я в белорусском, 29-я в украинском, 30-я в сербском и последняя в македонском; используется также в письменностях некоторых неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках также носит название «ша», смысл которого неизвестен; может быть, его и не было. В кириллице обычно считается 28-й по порядку (если речь идёт о ст.-сл. азбуке) или 27-й (в ц.-сл. азбуке), в глаголице по счёту 29-я, числового значения не имеет (иногда пишут, что в глаголице означала число 2000, но это не более чем гипотеза). Одна из немногих букв, одинаково выглядящая в обеих славянских азбуках: . Однозначно установить происхождение буквы ш не представляется возможным, так как буква с подобным начертанием входит в целый ряд алфавитов того времени: в эфиопском письме ሠ, в арамейском и производных от него, к примеру, в еврейском ש, в коптском письме ϣ.

В печатном виде особых вариаций формы не имеет. В рукописном обычно выглядит как перевёрнутое m, что иногда очень похоже на m-образную букву т; для различия[источник не указан 39 дней] рукописное ш могут подчёркивать, а m — надчёркивать.

Произношение буквы Ш — глухой шипящий твёрдый звук [ш] (парный к звонкому [ж], изображаемому буквой Ж). В русской орфографии поэтому выбор между ша/шя, шо/шё, шу/шю, ши/шы, ше/шэ определяется не произношением, а формальными правилами и соображениями этимологического и исторического порядка. Обычны написания ша, шу, ши, ше; противоположные им шя, шю, шы, шэ практически невозможны, хотя встречаются в заимствованиях (брошюра, парашют, Шяуляй, Шэньян, Шымкент), особенно если речь идёт о формальной транслитерации. Выбор между шо и шё определяют достаточно сложные правила; в некоторых случаях смена шо на шё меняет смысл слова: тушёнка (тушёное мясо) — тушонка (тушка). В фамилиях распространены двоякие написания: -шов/-шёв. Также формальные правила задают выбор между ш и шь (если только речь идёт не о разделительном мягком знаке: удушье, мышьяк): с шь пишутся преимущественно глагольные формы 2 лица ед. числа (ешь, пьёшь, дашь), а также именительный и винительный падежи единственного числа существительных женского рода (мышь, чушь) и наречия (наотмашь, сплошь). Последние сто лет всякий раз, как только начинает обсуждаться идея исправления русского правописания, предлагают как-то упростить правила про то, что и когда можно писать после Ш, но безуспешно: даже переход к написаниям брошура, парашут постоянно отвергается.

Таблица кодов

КодировкаРегистрДесятич-
ный код
16-рич-
ный код
Восьмерич-
ный код
Двоичный код
ЮникодПрописная1064042800205000000100 00101000
Строчная1096044800211000000100 01001000
ISO 8859-5Прописная200C831011001000
Строчная232E835011101000
KOI 8Прописная251FB37311111011
Строчная219DB33311011011
Windows 1251Прописная216D833011011000
Строчная248F837011111000

В HTML прописную букву Ш можно записать как Ш или Ш, а строчную ш — как ш или ш.

Ссылки

Буква Ш в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Литература

См. также

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *