Синдром дефицита внимания как лечить у детей – чем опасен синдром дефицита внимания? Могут ли дети с СДВГ успешно учиться и не угрожает ли гиперактивность их здоровью?

Содержание

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Как и в вопросах диагностики, здесь тоже нет единого мнения. СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей

Фото с сайта huffingtonpost.com

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это поднимет его самооценку и будет способствовать развитию социальных навыков.

В целом СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты. От родителей требуется глубокое понимание проблем и потребностей ребенка, терпение и готовность пройти с ним длинный и непростой путь к выздоровлению или максимальной адаптации для самостоятельной успешной жизни.

Источники:

ADHD Diets

Facts About ADHD

 

www.miloserdie.ru

Синдром дефицита внимания у детей — причины и симптомы, диагностика, методы лечения и коррекции

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста. Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков. С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

Что такое синдром дефицита внимания у детей

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя. СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом. Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга. Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Причины

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Мальчик с рогаткой

Симптомы СДГВ у детей

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают. Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках. Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Статьи по теме

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство. У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность. Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники. Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам. Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Лечение

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

Занятие с психологом

Лечение СДВГ у детей препаратами

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Процедура магнитотерапии

Психологические и психотерапевтические методы

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

vrachmedik.ru

Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

дефицит внимания у детей признаки

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название — «дефицит внимания у детей». Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.
 признаки синдрома дефицита внимания у детей

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

дефицит внимания у детей признаки лечение

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз «дефицит внимания у детей». Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.
дефицит внимания у детей признаки и лечение

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

дефицит внимания у детей признаки и симптомы

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

дефицит внимания у детей признаки и коррекция

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры — магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения — йога, медитация.

как лечить дефицит внимания у детей признаки

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

дефицит внимания у детей признаки как его лечить

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: «Метилфенидат», «Имипрамин», «Ноотропин», «Фокалин», «Церебролизин», «Декседрин», «Страттера».

дефицит внимания у детей признаки методы лечения

Советы для родителей

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи — быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

fb.ru

Как лечат синдром дефицита внимания и гиперактивности в России — The Village

С тех пор как Кирилл переехал работать бэк-эндером в Новую Зеландию, у него нет проблем с доступом к лекарствам. Еще со школы отзывы от учителей как о талантливом ребенке удивительным образом совмещались с из рук вон плохой учебой. Поступив на бюджетное отделение факультета вычислительной математики и кибернетики в МГУ, Кирилл вылетел с первого же курса. Затем восстановился и худо-бедно с постоянными пересдачами и комиссиями доучился. Он меняет работу в среднем раз в год: «Программирование меня может увлечь, но у меня быстро переключается внимание — значит, мне неинтересно, зачем тогда я мучаюсь? Каждый раз решаю, что на другой работе будет лучше, но на другой получается то же самое».

Трудности возникают не только на долгой дистанции, но и в самом рабочем процессе: «Я открываю сначала одну вкладку по работе, потом ловлю себя на том, что я читаю все подряд вместо того, чтобы работать, отвлекаюсь на что угодно. Могу, например, встать и начать ходить кругами по офису. Когда спрашивают, зачем я так делаю, я говорю, что мне нужно думать — я не могу думать, когда не хожу. На встречах я стараюсь говорить коротко и тезисно». Кирилл не помнит, когда последний раз дочитывал книгу, да и досмотреть фильм до конца для него — волевой поступок.

Переезд в Окленд ничего не изменил — по словам Кирилла, сейчас ему «вообще ничего не интересно, это касается и личной жизни». Поэтому к местному психиатру он пошел с жалобами не на рассеянное внимание, а на подавленность: «У меня есть такая особенность — при разговоре с человеком перестаю обращать внимание на то, что он говорит, примерно через минуту. Я очень стараюсь, но у меня все равно перескакивает внимание. Даже тут, у врача, не то что мне неинтересно слушать, я заплатил 400 долларов за прием, естественно, мне интересно. Но так всегда происходит, что я теряю концентрацию, даже на собеседованиях». После часового разговора, в ходе которого выяснилось, что у Кирилла к тому же всю жизнь плохой сон, доктор сообщил ему об СДВГ и выписал рецепт на «Рубифен» — новозеландскую торговую марку все того же метилфенидата.

На таблетках работоспособность Кирилла сразу скакнула вверх; он почти перестал отвлекаться, эмоциональное состояние тоже улучшилось. Настолько, что всего через неделю случился конфликт — «Рубифен» сделал его энергичным и уверенным в себе, но не решил проблем со сном, на замечания об опозданиях Кирилл отреагировал резко и без сожалений уволился. Но уже через два месяца он бросил принимать лекарства: «Я начал использовать эти таблетки не по назначению, поскольку, по сути, это бесплатный мешок амфетаминов, их можно растолочь и снюхать. У меня была довольно устойчивая система — там, помимо „Риталина“, был еще алкоголь и кветиапин, который мне прописывали от бессонницы. Я жил один, у меня были деньги и не было работы. Угорал на смеси „Риталина“ и бухла до трех-пяти утра, принимал таблетку кветиапина и спал восемь часов, просыпался, делал какие-то дела и повторял вечером то же самое».

www.the-village.ru

➊ Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором наблюдается нарушение процессов внимания, импульсивность и гиперактивность. Как правило, первые симптомы появляются в детском возрасте. Именно от своевременного диагностирования расстройства зависит успех в лечении. Так, часто удается предотвратить дальнейшее развитие проявлений синдрома и избавиться от его основных признаков еще до подросткового возраста.

Статья в тему: Симптомы и признаки СДВГ у подростков

Симптомы СДВГ у детей

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут крыться и в упущении воспитания родителями, и генетике, и хронических заболеваний, и тяжелой беременности матери. Однако не зависимо от того, что же спровоцировало появление диагноза СДВГ, проявления, как правило, схожи.

Сам синдром бывает трех видов:

  1. Первый — классический, или смешанный.
  2. Второй вид СДВГ проявляется исключительно гиперактивностью — гипердинамический.
  3. Третий же представляет собой нарушение процессов внимания.

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности чаще всего диагностируются у детей в возрасте трех-четырех лет или при поступлении в школу. Ниже представлен перечень симптоматики, которая наблюдается в различном возрасте у деток.

Синдром дефицита внимания у детей

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей: характерные признаки
ВозрастСимтомы
4 годаРебенок с СДВГ в 4 года постоянно активный. Он может бегать и прыгать, не преследуя особой цели или участвуя в какой-либо игре. Он плохо реагирует на замечания, может даже проявлять агрессию. Малыш не успокаивается, когда его просят. Также можно заметить рассеянность и невнимательность. cтоит отметить постоянные движения рук или ног, даже когда ребенок сидит.
5 летПрактически нет реакции на инструкции. Ребенок с СДВГ в 5 лет отказывается соблюдать правила игры. Также такие дети нередко начинают отвечать на вопросы или замечания раньше, чем взрослый закончит предложение. Игры в основном подвижные. Такой малыш просто не может спокойно сидеть. Он будет постоянно болтать, что-то рассказывать. Его будет сложнее заставить порисовать, разукрасить и т.д. То есть, если у малыша есть СДВГ, то он не будет заинтересован в играх, требующих концентрации и усидчивости.
6 летРебенок СДВГ в 6 лет будет постоянно разбрасывать игрушки, забывать,  куда их положил. Он неаккуратен, его тяжело заставить класть вещи в одно место. Он также неусидчив и невнимателен. В таком возрасте и может также вызвать впечатление невоспитанного. Ведь он проявляет непослушание, может переговариваться с родителями. Малыш может вмешиваться в чужие разговоры, не давать высказаться собеседнику.
7 летС поступлением в школу проявление симптомов может усугубиться. Распознать синдром дефицита внимания в таком возрасте можно по отказу слушаться учителя, или по крайней неусидчивости на уроках. Таким деткам придется повторять дважды, причем не из-за того, что они что-то не поняли, а по причине невнимательности. Синдром дефицита внимания без гиперактивности может проявляться как неспособность концентрации на заданиях.  Дети с таким диагнозом не могут длительное время концентрироваться на выполнении поставленной задачи, поэтому часто оставляют ее незаконченной. СДВГ в 7 лет заметно мешает успешному началу учебной деятельности, малыш заметно дольше адаптируется к новой среде.
8 летПри СДВГ в 8 лет проявления остаются такими же, однако имеют более болезненный характер для самого ребенка. Ведь находясь в коллективе, он неспособен соответствовать уровню успешности других учеников. При этом стоит отметить сохранность интеллектуальных способностей, соответствующих возрастным нормам. Также могут возникать проблемы в общении со сверстниками на фоне неспособности нормально с ними взаимодействовать. Совместные игры затрудняются, так как малыш часто не хочет играть по установленным правилам, или слишком бурно реагирует на замечание или собственный проигрыш.
9 летПроявление синдрома дефицита внимания носит уже более яркий характер. Успеваемость в школе заметно ниже, нежели у сверстников. Ребенок неспособен организовать собственный труд, поэтому может потребоваться постоянный контроль со стороны родителей. Также он в таком возрасте почти не способен слушать педагога во время урока длительное время. Он будет постоянно отвлекаться на другие раздражители. Как правило, детки с СДВГ в 9 лет не успевают решить задачу в отведенное время, или вовсе ее бросают.

Однако самостоятельно распознать наличие расстройства достаточно сложно. Как правило, родители впадают в панику и начинают лечение ребенка, который просто плохо воспитан. Чтобы не совершить ошибку, и вовремя определить наличие СДВГ у своего чада, нужно обязательно обратиться к специалисту, который знает нейропсихологию диагноза. Он поможет определиться с тем, что делать, если у ребенка синдром дефицита внимания, и назначить курс лечения.

Постановка диагноза врачом происходит исключительно в соответствии с общепринятыми медицинским сообществом критериями. Так, синдром дефицита внимания по МКБ – 10 (Международная классификация болезней десятого пересмотра) имеет следующие признаки, которые ранее описывались выше:

  • гиперактивность;
  • невнимательность;
  • импульсивность.

Так, без ярко выраженного набора симптоматики, постановка диагноза невозможна.

Синдром дефицита внимания: отзывы родителей

Расстройство может проявлять себя по-разному и приносить немало хлопот. Однако синдром не является приговором.  Опыт многих мам, чьи детки живут с диагнозом СДВГ, успешно справляются с данной проблемой. Ниже представлены отзывы и советы родителей детей с расстройством.

Синдром дефицита внимания у детей

Особенности воспитания детей СДВГ: опыт родителей
ПозитивныйНегативный
Кира

Мы своего малыша просто обожаем именно за то, что он у нас такой необычный и активный. Другие дети мне кажутся скучными и вяленькими. Поэтому не терзайте своего ребенка, и относитесь к нему с теплом! К тому же, сейчас есть способы коррекции и помощи таким деткам.

Гость

Не могу заставить ребенка даже игрушки за собой убрать. Постоянно капризничает, не слушает. Не представляю, как он будет вести себя, когда пойдет в школу.

Гость

«…Не вижу ничего такого, чего не можно было бы преодолеть современными методами лечения… Мы сына стараемся воспитывать, при этом без акцента на то, что он какой-то не такой. И всем того советую.»

Гость

Сын  пошел в прошлом году в школу. Не всегда успевает за программой. Но если контролировать выполнение заданий, то он справляется с ними на отлично даже без помощи. Так что не разделяю паники других родителей. Да, он отличается от других. Но это же не приговор.

Аноним

Не сдавайтесь! Все получится, если быть последовательным, настойчивым. Плюс, всегда будьте на стороне своего ребенка. Почаще обнимайте, целуйте дочку. Для детей с СДВГ очень важно ваше тепло.

Ознакомиться лучше с отзывами можно на сайтах www.u-mama.ru и marimama.ru.

Если вы заметили признаки расстройства, не спешите паниковать. От правильности ваших действий зависит будущее вашего малыша. Обратитесь к специалисту, пройдите диагностику и следуйте рекомендациям врача. Тогда можно успешно избавиться от большего количества симптомов СДВГ.

Окажите поддержку ребенку. Нужно понимать, что его поведение – это следствие не плохого характера, а заболевание. Поэтому проявите терпение и будьте максимально внимательны к своему чаду. Именно это обеспечит ему успех в выздоровлении и нормальной адаптации к новым условиям в школе или новом коллективе.

Статья в тему: Чем отличается аутизм от СДВГ

Синдром дефицита внимание у детей (Видео)

autizmy-net.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: лечение и советы родителям

Неугомонный ребёнок — абсолютно нормальное явление. Однако с наступлением школьного возраста чрезмерная подвижность начинает мешать учебному процессу. Повышенная активность получила своё название — синдром дефицита внимания и гиперактивность. К счастью, диагностирование и лечение СДВГ сегодня значительно упрощено.

Что такое СДВГ

Дефицитом внимания называют особенности развития ребёнка, заключающиеся в нарушении его поведения. Малыш с СДВГ отличается повышенной активностью и неумением сосредотачиваться на одном деле. Такой ребёнок не может подолгу сидеть на месте, а неинтересные дела сразу же забрасывает.

Распознать дефицит внимания можно и по реакции ребёнка на комментарии взрослых. Кроха всё слышит и понимает, однако не следует указаниям старших. Просьбы прекратить «бестолковую» беготню не действуют. ребёнок словно ощущает потребность в постоянном движении.

Находиться в движении ребёнка заставляет импульсивность. Он не планирует свои поступки и не пытается предугадать их исход. До наступления дошкольного возраста главной опасностью столь активного образа жизни становятся бытовые травмы и риск заблудиться в незнакомой обстановке.

По мере взросления ребёнка, «взрослеет» и проблема — малышу трудно учиться и фиксировать своё внимание. Именно поэтому чрезвычайно важно диагностировать синдром на максимально ранней стадии.

Причины возникновения проблемы

Споры относительно природы синдрома длятся давно. Неврологи классифицируют СДВГ как неврологическое заболевание. Главным фактором его возникновения медики называют не внешние причины, а особенности работы головного мозга. Но помимо врождённой склонности к развитию гиперактивности, существует и ряд факторов, способствующих возникновению СДВГ.

Что может спровоцировать СДВГ:

  1. Тяжёлая беременность. Угроза выкидыша, недостаточное питание, вредные привычки и стрессы оказывают негативное влияние на развитие плода. Если во время беременности у эмбриона возникла гипоксия, вполне возможно, что патологии развития нервной системы приведут к СДВГ.
  2. Осложнения родов. Стремительные роды или затяжная родовая деятельность могут повлиять на последующее развитие малыша. Среди факторов риска также следует отметить стимуляцию родов или раннее их наступление.
  3. Атмосфера в доме. Может сказаться и обстановка в доме, где растёт малыш. Постоянное нервное напряжение, ссоры и излишне строгое воспитание могут стать причиной гиперактивности.
  4. Отравление токсическими веществами или плохое питание.
  5. Индивидуальные особенности развития головного мозга.

Первые тревожные симптомы

Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируется у 3−5% детей дошкольного возраста. Раннее обнаружение симптомов позволяет устранить проблему ещё до поступления в школу. Примерно у 30% детей заболевание устраняется с возрастом. После 14 лет симптомы либо постепенно угасают, либо человек учится купировать их самостоятельно.

Любопытно, что у мальчиков дефицит внимания возникает гораздо чаще, чем у девочек. При этом характер синдрома у парней носит агрессивных характер, а девочки страдают от невнимательности. Распознать синдром гиперактивности можно ещё в младенчестве.

Грудничок с дефицитом внимания тревожно спит, а в часы бодрствования много двигается. Такие дети чрезмерно привязаны к матери. Они активно и бурно воспринимают смену обстановки. Предложенные крохе игрушки мгновенно становятся неинтересными. Игры увлекают младенца лишь на несколько минут.

С наступлением дошкольного возраста симптомы становятся всё более отчётливыми. Малыш не может усидеть на занятиях в детском саду. Ему трудно находить общий язык со сверстниками. Некоторые дети с СДВГ проявляют беспричинную агрессию к окружающим. Любые запреты и указания игнорируют. У них наблюдается повышенная физическая активность.

Помимо проблемы с обучением, СДВГ мешает и социальной адаптации ребёнка. Чрезмерная агрессия и повышенная возбудимость провоцирует конфликты со сверстниками и педагогами. Сложности в воспитании ребёнка с СДВГ начинаются ещё в дошкольном возрасте. Если проблема не была решена, симптомы усугубляются, переходя вместе с малышом за школьную парту.

Симптомы повышенной активности у школьника:

  1. Невнимательность на занятиях. Внимание ребёнка часто переключается, ему трудно сосредоточиться и выслушать учителя.
  2. Бессознательные двигательные рефлексы. Ученик не может спокойно сидеть на месте, он вертится и ведёт себя беспокойно. В ситуациях, когда требуется повышенное внимание, он и вовсе может встать и уйти.
  3. Малыш не может соблюдать тишину, когда этого требует педагог.
  4. Домашние задания и дела ребёнка оказываются незаконченными. Слово или предложение в тетради может обрываться на середине.
  5. В ситуации, когда требуется подождать своей очереди, ребёнок не может выдержать и нескольких минут.
  6. Наблюдаются проблемы с самодисциплиной. Школьник не может организовать собственный рабочий процесс.
  7. ребёнок сознательно избегает ситуаций, когда требуется проявить внимательность и усидчивость.
  8. Нередко дети с СДВГ теряют личные вещи или забывают элементарное.
  9. Им также свойственна повышенная болтливость. Школьник перебивает других и не даёт закончить речь.
  10. Ученик сознательно провоцирует конфликт. В играх не придерживается правил и спорит.
  11. Он не может оценить результат собственных поступков. В ситуациях, где он неправ, свою вину отрицает.
  12. На уроках учитель не может добиться внимания такого ребёнка.
  13. Во сне гиперактивность проявляется вознёй. Малыш ворочается, сбрасывает одеяло и комкает простыни. Он может говорить или кричать во сне. За ночь просыпается по несколько раз.

Конечно же, описанные выше симптомы периодически «посещают» любого ребёнка. Все малыши иногда бывают возбуждены или не хотят спокойно сидеть на занятиях. Однако у детей с СДВГ ситуация повторяется систематически.

Куда обращаться родителям

Если родители обнаружили хотя бы несколько признаков гиперактивности, следует обратиться за консультацией к специалисту. Вопросами развития нервной системы занимается детский невролог и психиатр. Начать обследование можно с визита к детскому психологу. Он поможет отличить СДВГ от невроза и других заболеваний. В случае подтверждения диагноза синдром дефицита внимания у детей, лечение назначает невролог. 

Диагноз СДВГ подтверждается либо опровергается на основе предоставленных родителями данных:

  • Поведение ребёнка в коллективе.
  • Любимые игры и характер забав.
  • Соответствие умственного и речевого развития возрасту.
  • Характер сна, пищевого поведения и дневной активности.
  • Наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

Помимо этой информации, специалист предлагает ребёнку пройти ряд психологических тестов. Может быть назначено обследование МРТ, ЭЭГ (Электроэнцефалография) и другие виды диагностики.

ЭЭГ

Лабораторное подтверждение диагноза

Информация, предоставленная родителями, считается самой важной для постановки диагноза. Однако окончательный вердикт врач выносит лишь на основе результатов обследования. Ребёнку предстоит пройти некоторые несложные процедуры. Обследование включает такие этапы:

  1. Электроэнцефалография — исследование направлено на изучение биоэлектрической работы нервной системы. Активность мозга может оцениваться как в период сна, так и во время бодрствования.
  2. М-эхо — анализ ультразвукового сигнала различных областей мозга.
  3. Реоэнцефалография — обследование кровеносных сосудов головного мозга.
  4. МРТ — магнитное поле проектируется на экран в виде трёхмерного изображения исследуемой зоны мозга.

Актуальные методы лечения

В случае если диагноз подтвердился, врач назначает лечение. В зависимости от выраженности симптомов подбирается соответствующая терапия. В большинстве случаев лечение включает в себя педагогическое воспитание и работу с психологом. Лечение при помощи медикаментов применяется крайне редко. Препараты назначают лишь в том случае, если предложенная терапия не дала результатов.

Важно знать, что родителям не следует игнорировать необходимость лечения. Запущенная в детстве гиперактивность может вылиться в более серьёзные проблемы. Согласно статистике, 1% взрослого населения Земли страдает от СДВГ. По мере взросления проблема влечёт за собой нарушение поведения, склонность к наркотическим зависимостям и высокий уровень тревожности.

Занятия с психологом

В основе уроков психотерапии лежит тренировка памяти и развитие внимательности. Психолог также использует методики по снижению тревожности. Если у малыша наблюдаются дефекты речи, проводятся логопедические занятия. Вместе с тем развиваются коммуникативные навыки и нивелируется конфликтность.

Родителям рекомендуется посещать такие занятия вместе с ребёнком. Нередко мама и папа «обзаводятся» раздражительностью и депрессивными состояниями, не сумев самостоятельно справиться с проблемой. Партнерские занятия помогают родителям выбрать правильную модель поведения и устранить собственные ошибки в воспитательном процессе.

Во время уроков с психологом родители поймут, что запреты в случае с СДВГ не действуют, а лишь усугубляют ситуацию. В отношения мамы и ребёнка привносится доверие. Специалист также поможет подобрать тип физических нагрузок.

При гиперактивности следует избегать спорта, где присутствует соревновательный дух. Оптимальной станет аэробная нагрузка с частой сменой деятельности. Например, лыжный спорт или плаванье.

Лекарственные препараты

Любопытно, что ряд специалистов в области медицины отрицают существование такого синдрома, как гиперактивность. Некоторые медики объясняют поведение ребёнка особенностями темперамента, поэтому и лечить СДВГ у детей не нужно.

Некоторые специалисты утверждают, что СДВГ возникает в результате внутреннего протеста ребёнка против неправильного обращения. Жесткие рамки воспитания, нездоровая обстановка в семье или внезапный стресс могут спровоцировать повышение активности.

Однако в некоторых случаях медикаментозное лечение все же практикуется. В основе его лежит психостимулирующая терапия. Применяются также ноотропные средства и седативные препараты. Успокаивающие и другие лекарства должен назначать специалист. Он же подбирает и дозировку.

Поскольку медикаментозная терапия назначается на длительное время, химические препараты периодически заменяют натуральными средствами. Среди народных методов лечения СДВГ стоит отметить травяные чаи, настои валерианы, мелиссы и мяты. Седативные настои применяются в период отдыха ребёнка. Эффективны также ванны на основе травяных сборов.

Советы для родителей

Поскольку медикаментозное лечение СДВГ у детей используется редко, медики советуют пересмотреть атмосферу, в которой воспитывается данный ребёнок. Нередко корень проблемы кроется именно в несоответствии выбранной родителями модели поведения темпераменту ребёнка. Советы для родителей:

  1. Отношения родителя и ребёнка должны строиться на взаимопонимании. Доверие станет ключом к внутреннему миру гиперактивного малыша.
  2. Обязательна организация режима дня и соблюдение распорядка.
  3. Помимо периода бодрствования, коррекции подлежит и время сна. Ложиться и просыпаться ребёнок должен в одно и то же время, независимо от того, будни это или выходные.
  4. Рацион малыша составляют из натуральной, полезной пищи и максимально питательных продуктов.
  5. Особое внимание уделяется запретам. Врождённая любознательность должна быть удовлетворена, поэтому запрещать крохе можно лишь то, что действительно угрожает её безопасности. В основе общения не должны лежать приказы. Родителям следует использовать просьбы, но не команды. Это избавит ребёнка от желания протестовать.
  6. Следует проявлять максимум понимания, заботы и любви. Ребёнок не должен быть свидетелем конфликтов.
  7. Он должен получать небольшие поручения. Выполнять их вместо него запрещается. Обязанности помогут воспитать в юном члене семьи чувство ответственности.
  8. На время лечение стоит избегать посещения слишком людных мест. Также важно минимизировать просмотр телевизора и игры с гаджетами.
  9. Родители должны стать примером для чада, поэтому нервозность следует устранить и из собственного поведения ещё до того, как малыш начнёт лечиться.

Медики до сих пор спорят относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечение этого заболевания заключается в психотерапевтическом подходе и весьма редко включает медикаментозное лечение.

Лечение СДВГ у детей, симптомы и причины синдрома

ourkids.ru

СДВГ: 10 мифов о синдроме дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, окруженное мифами. Их не десять – их сотни и тысячи. Остановимся на основных.

Рисунок Дмитрия Петрова

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек/

Не станем здесь обсуждать главный миф, который активно поддерживают, например, сайентологи и организованная ими Гражданская комиссия по правам человека: мол, СДВГ – это надувательство, миф, результат всемирного заговора психиатров и фармакологов. Спорить с сайентологами – так же бессмысленно, как мести дорогу в листопад, сколько ни убирай – нападает еще. Отношения сайентологов с психиатрией и психологией вообще и с СДВГ в частности – отдельная огромная тема, которая еще ждет своего исследователя. Но недоверчивое российское общество очень охотно принимает на веру идеи «нет никакой болезни», «не надо травить детей таблетками», «хорошего ремня – вот чего им надо». На этом и остановимся.

«Они не больные – они разбалованные и невоспитанные»

На первый взгляд кажется, что дети с СДВГ, не признающие никаких правил и норм, ежесекундно делающие что-то не то, в самом деле плохо воспитаны. Кажется, что надо просто объяснить им, как себя вести.

Беда в том, что объяснения с этими детьми не работают. Дети прекрасно знают правила и нормы. Но когда им нужно применить их на практике в сложной, перегруженной эмоциями ситуации – они забывают обо всех правилах и немедленно выбирают самое простое и самое дурацкое решение. Так домашние хозяйки безо всякого СДВГ регулярно хватаются за горячие кастрюли и противни, где что-то горит, и обжигаются до пузырей — просто потому что надо срочно убрать еду с огня, а про прихватку подумать некогда…

Строго говоря, дети с СДВГ в самом деле не «больные» — и относиться к ним как к «больным» очень вредно. Примерно так же вредно относиться к ним как к здоровым и «охамевшим», и лечить их ремнем.

«Ремня им хорошего надо»

Ремень – это только акция устрашения. Дети с СДВГ нарушают правила и нормы почти ежеминутно. Когда родители начинают применять ремень – у них очень быстро исчерпывается арсенал педагогических мер. Отношения между родителями и детьми разрушаются, главным средством воспитания становится устрашение. Но и его хватает ненадолго – до подросткового возраста. А потом?

А самое главное – насилие не помогает детям с СДВГ решать их проблемы: вовремя вспоминать об обязательствах, своевременно делать уроки и проверять себя, продумывать сложные для них алгоритмы поведения в трудных ситуациях, даже наводить порядок в комнате. Для ребенка, который не в состоянии выстроить простую программу поведения – что сначала, что потом, что в последнюю очередь, — и не может удержать в голове три пункта списка, уборка в комнате превращается в бессмысленное мучение, его надо специально учить наводить порядок. А ремень ничему не учит.

«Они себя не контролируют – они больные, значит, им надо все прощать»

Это так же глупо и вредно для детей, как и ремень. Все прощать – это оставить ребенка в хаотическом мире вообще безо всяких границ, рамок, направления и указания. Это все равно что высадить его посреди Пекина или Куала-Лумпура без денег, документов, словаря, карты и телефона. Как он должен понять, куда идти, что делать, как жить?

Попустительство так же вредно, как и физическое наказание. Ключ к решению проблем СДВГ – это понятные (написанные и нарисованные в том числе) правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация (нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у этих детей быстро угасает).

«Их не надо лечить, их надо воспитывать»

Лечение и воспитание не исключают друг друга. Когда родители начинают понимать, в чем причина проблем ребенка и как правильно организовать его жизнь и учебу, — и ребенку, и родителям становится гораздо легче жить. Если удается найти общий язык со школой и организовать помощь ребенку в школе — жизнь почти совсем нормализуется. Компенсировать удается очень многое, и при правильном педагогическом подходе многие дети обходятся без лечения. Это, впрочем, не значит, что лечение вообще никому не нужно.

«Им не место в нормальной школе, им лечиться надо»

Лечиться бывает необходимо. Правильно поставленный диагноз и грамотно подобранное лечение часто позволяют добиться эффекта, которого не дают ни учительские гневные записи, ни папин ремень, ни мамины слезы. В лучших случаях родители сами замечают, как ребенок меняется после начала лечения: он становится собранным, внимательным, больше успевает, меньше теряет вещи, меньше ссорится и скандалит.

«Знахарь-шарлатан» (1879 г.), худ. Альбер Анкер

Тем не менее школы не должны считать, что учить гиперактивных детей – не их задача. Дети с СДВГ имеют такое же право на обучение, как и все остальные дети. И никакие чужие мамы не имеют права писать коллективные жалобы с просьбой убрать скверного ребенка из класса. Они имеют право требовать, чтобы школа обеспечила безопасность их детей, и не более. И школам в самом деле надо многому научиться, чтобы справляться с «гиперами». Выпихнуть их из школы – самый простой вариант, но совершенно незаконный. В идеале лечение, помощь дома и помощь в школе должны дополнять, а не исключать друг друга.

«Такие дети были всегда, это новомодное название для двоечников и хулиганов»

Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, — антисоциальный исход становится для него все более вероятным. Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма. Простые и понятные меры – «просто любить», «просто побольше спрашивать», «просто пороть», «просто побольше уделять внимания» — с такими детьми не работают. Чтобы с ними справляться, надо специально учиться особым методам помощи.

«Сейчас у всех детей дефицит внимания, это из-за компьютера и телевизора»

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.

В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров. Разумеется, все это верно и для нового поколения детей. Кроме того, нынешние дети не относятся к старшим с пиететом по умолчанию – авторитет у них приходится трудно зарабатывать; у многих из них в самом деле отсутствуют представления о правилах и нормах поведения – но все это не имеет никакого отношения к клиническим проявлениям СДВГ.

Любой, кто выступал перед детской аудиторией, видел, что обычно дети (при условии, что им рассказывают что-то интересное) начинают болтать и ерзать на стульях минут через пятнадцать-двадцать после начала. Но в каждой аудитории есть три-четыре человека, которые начинают вертеться и раскачиваться уже через пять-десять минут – и обычно это наши сдвг-шки. Хотя и поколение одно, и телевизор с компьютером всем доступны. Дети с СДВГ в самом деле больше склонны прилипать к компьютеру и телевизору – но здесь совсем другая причинно-следственная связь: телевизор и компьютер позволяют им поддерживать высокий уровень внимания, не прилагая к этому никаких усилий. Отсюда – миф 8:

«Да нет у него никакого дефицита внимания, вон он четвертый час за телевизором сидит и внимательно смотрит»

Внимание бывает произвольным (это когда человек сам его направляет на какой-то предмет и удерживает усилием воли) и непроизвольным. Когда мы идем по улице и видим мельтешащую огнями рекламу или уличную драку – мы непроизвольно таращимся туда, нам не надо совершать усилий. А вот когда ведем машину – надо специально сосредоточиться – и, наоборот, игнорировать все и светящиеся рекламы, и уличные драки (вот это как раз людям с СДВГ дается очень плохо, поэтому взрослые с СДВГ чаще попадают в аварии).

Телевизор и компьютер сами тебе светят, мерцают, поют, пляшут, развлекают – от тебя не требуется никакого усилия, чтобы удерживать внимание на экране или мониторе. Наоборот, детям с СДВГ очень сложно от них отлипнуть. То же самое у них бывает с очень любимыми делами – собиранием «Лего», например. А вот когда читаешь теорему по геометрии – усилий, чтобы удерживать внимание на тексте учебника, требуется очень много. Единственное исключение – дети, которые влюблены в математику, такие тоже бывают.

«Это дети индиго, им не надо мешать, они обладают врожденной мудростью»

«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.

В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.

Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым — принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.

«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками

Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ. Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять; не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.

Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая

Также по теме:
Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью

www.miloserdie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *