Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников
Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.
Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.
Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.
Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.
Перечень упражнений
А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:
- «Пол-арбуза»
- «Потерянные буквы»
- «Глаз — алмаз»
- «Шерлок»
- «Зазеркалье»
- «Бешеная книжка»
- «Птицы прилетели»
- «Партизан»
- «Эх, раз! Еще раз!»
- «Тайна пропавшего предложения»
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение 2. «Потерянные буквы»
Еще одно упражнение на развитие антиципации.
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Книжн… полочка.
Нов… футболочка.
Больш… ложка.
Рыж… кошка.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Он делиться не …….
И еще вот такие:
Ок-ок-ок — мы построим …….
Юк-юк-юк — поломался наш ……
Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Упражнение 4. «Шерлок»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 5. «Зазеркалье»
Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.
При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение 7. «Птицы прилетели»
Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
- с издевкой;
- со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.
Упражнение 8. «Партизан»
Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.
Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.
Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Как заниматься?
Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.
Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.
Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!
Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!
И до новых встреч на страницах блога!
Евгения Климкович.
упражнения, когда начинать, ошибки, рекомендации
Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.
Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.
Что такое скорочтение
Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.
Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.
Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.
Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.
Фундамент быстрого чтения
У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.
Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.
Скорость достигается благодаря умениям:
- Распознавание слов без проговаривания.
- Отказ от механического повторения.
- Увеличение зрительного восприятия.
- Концентрация внимания.
- Сканирование читаемого текста.
Проблемы при чтении у детей
При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:
- Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
- Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
- Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
- Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
- Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.
Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.
Когда начинать обучение
Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.
Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.
Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.
Как научить ребёнка читать быстро
Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.
Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.
Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:
- Разминка. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
- Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения.
- Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
- Тренировка логического мышления.
Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.
Ошибки в обучении
Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.
Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:
- Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
- Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
- Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.
Упражнения
Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:
- На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
- Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.
Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.
Упражнения для первоклашек
- Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
- На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
- Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
- Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.
Упражнения для детей 8–10 лет
Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:
- Исключаем артикуляцию. По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
- Заговорённые предложения. В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
- Поправляем буквы. В некоторых словах текста пропустить буквы, слоги или буквосочетания, которые ребёнок вставляет за определённое время.
- Школьник в роли учителя. Ребёнок исправляет ошибки взрослого при чтении.
- Таблица Шульте. Школьник на время отыскивает в таблице число от 1 до 30, придерживаясь очерёдности и показывая.
- Диктант помогает развить визуальную память. Закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Далее предложение нужно написать по памяти.
Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.
Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.
5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного
Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.
Между тем, с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Вот несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.
Разминка «2–3–5»
Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.
На последнем этапе упражнения вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
«Лабиринт»
Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.
Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов.
Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.
Возвратные движения глаз
При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.
Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит «по-детски», зато очень эффективно.
Техника «Сбор урожая»
Этот приём также описан в книге Павла Палагина.
Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».
Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.
Три шага техники «Сбор урожая»:
- Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
- Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде об
Скорочтение — виды, методы развития, упражнения
Первые шаги в чтении люди делают, учась распознавать буквы и слоги. Уже затем зрение воспринимает целые слова, словосочетания и даже предложения.
Это стандартная методика чтения, за счет которой развивается скорость, равная примерно 300 словам в минуту, чего достаточно для стандартных потребностей.
Тем же, кто хочет выйти за рамки привычного, стоит овладеть методикой скорочтения. Впоследствии в три-четыре раза увеличивается быстрота усвоения печатного текста, а качество понимания прочитанного не падает.
Скорочтение и его виды
Термин скорочтение употребляется по отношению к навыку, дающему возможность воспринимать текстовый материал со скоростью, существенно превышающей обычное чтение, с аналогичным или более высоким процентом запоминания. В этом — базовое достоинство метода и ключевое его отличие от прочих вариантов ознакомления с литературой.
Существуют следующие основные виды скорочтения:
- аналитическое – наиболее медленное, но при этом и наиболее трудное, поскольку требует обработки и осмысления информации. Ввиду отсутствия специфической структуры усвоения для последней она не классифицируется. Развиваемая скорость чтения равна 3000 знаков в минуту;
- ознакомительное – более легкий и вместе с тем быстрый вариант чтения. Человеческий мозг уже имеет строгую структуру знаний, и достаточно внесения дополнения за счет свежих понятий и фактов. Такое ознакомление с информацией уместно при работе с новостными текстами, историями. Скорость чтения превышает 4500 знаков в минуту;
- поисковое – самое быстрое чтение. Его цель — поиск некой значимой информации в тексте. Позволяет обновить и освежить ранее приобретенные знания. В минуту удается прочитывать 10000-15000 знаков.
Наиболее целесообразный вид скорочтения выбирается исходя из конкретной ситуации, существующих потребностей и поставленных целей.
Что тормозит чтение?
В людях заложен потенциал для чтения текстов с высокой скоростью, однако не каждый преодолевает ограничения, выставляемые организмом и препятствующие этому. Проблемы кроются в наших собственных:
- глазах, охватывающих достаточно небольшую часть текстового поля и постоянно возвращающихся к уже прочитанному;
- языке, двигающемся при чтении (пусть даже про себя) текста;
- мозге, который не имеет четкой стратегии и нередко не позволяет концентрировать внимание по полной.
Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация
Обучение чтению в детстве начинается с побуквенного проговаривания слов. Впоследствии процесс ускоряется, и человек становится в состоянии распознавать целое слово без дробления его на составляющие, однако привычка произносить слова у большинства все равно остается.
Даже несмотря на то, что слова проговариваются про себя, это все равно серьезно сказывается на скорости чтения. Обусловлено это переходом к следующему слову только после того, как предыдущее произнесено.
Полностью искоренить эту привычку крайне сложно, однако можно существенно ослабить ее негативное влияние. Для этого необходимо либо считать слова вместо того, чтобы их проговаривать, либо читать в более высоком темпе, чтобы внутренний голос попросту не успевал этого делать.
Регрессное чтение
Под регрессией в данном случае подразумевается непроизвольный возврат взгляда к тому месту, которое только что было прочитано. Данное явление обусловлено наличием отвлекающих факторов, низкой концентрацией внимания, а также недопониманием прочитанного. Наиболее простой способ решения проблемы – использование пальца или карандаша для слежения.
Это предотвратит возврат взгляда назад, а также позволит читать с более высокой скоростью при увеличении темпа движения указателя. В целом, если избавиться от рассеянного внимания, то и от регрессии в значительной степени можно будет избавиться.
Ограниченное поле зрения
Нетренированный человек способен охватить своим взглядом только одно-два слова, поэтому приходится пробегать по горизонтали строку за строкой. Чтобы расширить поле зрения, необходимо регулярно выполнять специальные упражнения. Через какое-то время человек сможет охватывать взглядом всю строку, что позволит прочитывать страницы сверху вниз.
Когда метод скорочтения будет полезен?
Суть скорочтения заключается как раз в том, чтобы повысить скорость чтения, сохранив понимание и запоминаемость прочитанного на прежнем уровне. Проблема в том, что на практике это удается далеко не всем.
Тренировки и создание идеальных условий позволяют довести скорость чтения примерно до 500-600 слов в минуту, не теряя при этом в качестве восприятия. Однако более высокие показатели неизбежно отразятся на полноте понимания и запоминания информации.
Полезно скорочтение будет в первую очередь студентам, которым приходиться перечитывать объемные тексты, и научным сотрудникам, обрабатывающим большие объемы информации. Также это касается представителей бизнеса, например, готовящимся к переговорам с партнерами или работающим над новым проектом.
В таких случаях часто стоит цель вычленить из большого объема текста нужную информацию, уловить основную мысль, и скорочтение подходит для этого идеально.
Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях?
Большинство программ по скорочтению базируется на одних и тех же принципах и предусматривает выполнение схожих упражнений. Объясняется это тем, что причины, не позволяющие людям читать быстрее, в целом одни и те же. Упражнения условно разбиваются на две группы.
В первую входят направленные на устранение факторов, ограничивающих скорость, во вторую — обеспечивающие постепенное увеличение скорости чтения. При этом не существует никаких ограничений по их выполнению в домашних условиях.
С какого возраста можно обучать скорочтению детей?
Прежде, чем начать обучаться скорочтению, ребенок должен научиться правильно читать. Человек вначале учится медленно ходить, а только затем бегает, медленно ездить, а лишь потом, когда навык будет отточен до идеала, — участвует в соревнованиях.
То же самое и с чтением: прежде, чем учиться читать быстро, необходимо научиться читать качественно, осознанно воспринимая информацию. Кроме того, должен полностью сформироваться речевой аппарат.
В противном случае ребенок, стараясь прочитать быстрее, будет попросту «проглатывать» части слов, и эта привычка так и останется на всю жизнь. В общем, скорочтению рекомендуют начинать учиться не ранее достижения возрастной планки в 14 лет.
Упражнения для увеличения скорости чтения
Чтобы увеличить скорость чтения, необходимо в первую очередь избавиться от того, что ее ограничивает, а потом уже работать собственно над ее повышением.
Устраняем внутреннюю речь
Избавиться от субвоализации можно путем проговаривания некой отвлеченной, не имеющей к чтению отношения, информации. Таким образом, речевой аппарат будет занят, и проговаривание будет невозможным.
Еще один интересный способ заключается в отстукивании специфического ритма Жинкина. Он идет вразрез с речевой ритмикой, и вместе с тем блокирует отвечающий за речь мозговой центр.
Развиваем периферическое зрение
Отличным способом увеличения площади, которую человек способен охватить своим взглядом, является использование игр-упражнений на основе специальных таблиц Шульте.
Еще один вариант – тренировка взгляда без фокусировки, позволяющего воспринимать более обширную площадь страницы либо экрана. Реализуя упражнение, при помощи рассеянного взгляда ищут как можно большее количество определенных элементов, не двигая головой и глазами.
Учимся догадываться
Во время чтения можно закрывать верхнюю половину строки листком бумаги, заставляя мозг работать более активно и догадываться о том, что там написано.
Кроме того, такой подход будет подталкивать к предпросмотру нижней строки, пока она еще полностью открыта. Упражнение, регулярно практикуемое, научит при чтении одной строки уже смотреть на другую, при этом не возвращаясь к предыдущей информации.
Читаем с указкой
Хорошо помогает увеличить скорость чтения использование карандаша или небольшой указки. Если водить ее под строкой, то, во-первых, исключается возврат к уже прочитанному, во-вторых, повышается собственно скорость «перемещения» по тексту.
Подавляем артикуляцию
Чтобы избавиться от привычки артикулировать читаемые слова, можно использовать следующие методы:
- есть сухарики или жевательную резинку, занимая тем самым губы и язык;
- слушать отвлекающую музыку;
- высунуть язык изо рта, зажав его слегка зубами и сомкнув при этом губы. Таким образом, язык с губами окажутся обездвиженными, артикуляция станет невозможной, и скорость чтения возрастет.
Метод «зеленой точки»
Необходимо распечатать листок с текстом аутогенной тренировки, а в его центре нарисовать целеную точку. Поместив этот листок примерно на 30-сантиметровом расстоянии от глаз, следует сесть прямо и расслабить тело. После этого взгляд концентрируется на зеленой точке и происходит созерцание ее в течение 10 минут.
По прошествии трех месяцев ежедневных тренировок перед сном удастся существенно улучшить концентрацию внимания, научиться сосредоточивать внимание на главном, отбрасывая все ненужное.
Тренируем тарабарщину
Суть упражнения заключается в том, чтобы читать слова в реверсном порядке. Это способствует развитию мышления и внимания, повышает концентрацию. Вначале лучше тренироваться на словах и фразах, читаемых одинаково и слева направо, и справа налево, а после этого уже переходить к стандартным текстам.
Читаем вверх ногами
Тренировки чтения книг, перевернутых вверх ногами, благотворно сказываются на скорости чтения. Вначале необходимо прочитывать абзац или страницу книги, пребывающей в перевернутом положении, а затем, вернув ее в нормальное состояние, перечитать тот же отрезок заново.
Такой прием даст практически моментальный результат, текст сразу будет читаться значительно быстрее.
Метод «тик-так»
При выполнении упражнения взглядом охватываются не все слова подряд, как при стандартном чтении, а начало строки и ее конец. Естественно, при этом скорость чтения станет в разы более высокой, а основная суть прочитанного по-прежнему останется понятной и доступной для восприятия.
Чтение по диагонали
Подход связан с движением взгляда не построчно, как при стандартном чтении, а по диагонали страницы. Нельзя возвращаться к тому тексту, который уже был прочитан.
На первых порах недостаточно подготовленный человек сможет охватывать взглядом и усваивать небольшое количество информации со страницы. По мере оттачивания навыка количество охватываемых слов будет неуклонно увеличиваться.
Основное условие успешного освоения метода состоит в том, чтобы научиться вычленять базовые фразы, проходя мимо пустых и малозначимых выражений и слов.
Чтение должно начинаться с верхнего левого угла страницы и идти к ее нижнему правому. Тем, кто хорошо освоит описываемый метод, будет достаточно одного взгляда на страницу для понимания сути написанного на ней.
Чтобы упражнения, ориентированные на развитие скорочтения, оказались эффективными, необходимо выполнять их максимально ответственно и регулярно, не допуская пропусков тренировок.
Далее читаем — Красна речь, да не проста
Техника быстрого чтения: упражнения, уроки, как освоить
Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.
Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.
Чем полезна техника скорочтения
- Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
- Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
- Развитие памяти и, конечно же, внимания.
- Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
- Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
- Полноценное физическое оздоровление организма.
- Обучение воздействует на духовный рост человека.
Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.
Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.
Правила быстрого чтения
- Нет регрессии.
Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:
- первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
- вторая причина – это переосмысление прочитанного.
Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.
Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.
- Нет артикуляции.
Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.
Это явление имеет свою классификацию:
- сопровождение текста механическими движениями;
- проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.
Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.
- Интегральный алгоритм чтения.
Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.
- Вертикальное движение глаз.
Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.
- Выделение доминанты.
Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:
- определение и выделение центральных смысловых пунктов;
- интуитивное осмысление текста.
В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.
- Развитие памяти и внимания.
Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.
Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.
Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.
- Обязательный ежедневный минимум.
Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.
Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.
Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.
Таблица «Анализ объема чтения»
Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.
Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.
Андреев не единственный автор, который разъясняет приемы скорочтения, не менее популярны книги Хромовой и Берда. Каждый из них дает ответ на главный вопрос: «Как научиться скорочтению?».
Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.
Типы чтения:
- Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
- Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
- Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
- Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
- Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.
Упражнения для скорочтения
- Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
- Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
- Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
- Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
- Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
- Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
- Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.
Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.
Уроки скорочтения для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения
Уроки скорочтения для начинающих: бесплатные видео для домашнего обучения
Скорочтение – верный способ получить большое количество нужной информации с минимальной затратой времени. Навык был развит у многих известных людей. Наполеон Бонапарт читал по одной книге в день. Оноре де Бальзак умел захватывать взглядом несколько строчек и усваивал более 2000 слов в минуту. Писатель Максим Горький умел читать по диагонали.
С необходимостью обработки большого объема текстов сталкиваются представители многих профессий: врачи, учителя, директора фирм, учёные, юристы. Переизбыток информации и нехватка времени вынуждают искать способы быстрого чтения студентов. ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН подобрали лучшие видео уроки скорочтения для самостоятельного обучения на дому.
Уроки быстрого чтения с нуля
Телеканал «Культура» предлагает серию из восьми уроков по скорочтению. Процесс обучения базируется на научных методиках психолингвиста Алексея Леонтьева и психолога Леонида Гримака. Преподаватель занимается установкой недостатков при чтении и учит их преодолевать.
Ученики, прошедшие курс, реже отвлекаются во время чтения, умеют читать по диагонали, видеть абзац целиком и при этом хорошо понимать текст.
Секреты скорочтения от эксперта
Автор ролика «проглатывает» по 18 книг в неделю и раскрывает секреты феноменальной скорости. Зритель учится правильно распределять паузы для понимания прочитанного, подавлять «голоса» в голове, визуально обрабатывать текст, выделять «слова-содержания» и «слова функции». Особое внимание уделено способам предварительного ознакомления с содержанием книги. В зависимости от жанра книги, эксперт предлагает определённую скорость чтения.
Открытый урок
Переизбыток информации и клиповое мышление являются причинами ненависти многих детей к чтению. Учитель начальных классов Ольга Леонова предлагает эффективные упражнения для школьников: метод форсирования скорости, работа с «зашумлёнными» текстами, развитие антиципации. Усвоение методики сделает возможным чтение по диагонали без ущерба для понимания текста.
Упражнения для обучения
Упражнения будут полезны и для взрослых людей. Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
Быстрое чтение. Концентрация
Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения.
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.
Урок по таблицам Шульта
Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.
Видеоинструкция
Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
Тренировка работы с таблицами
Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.
Советы как научиться читать быстро
Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
Новый взгляд на книгу
Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.
Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
Главное от Питера Кампа
Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.
Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр.
Важные правила чтения книг
В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.
Личный опыт
Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.
Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.