Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
- [б], [б’] — [п], [п’]
- [в], [в’] — [ф], [ф’]
- [г], [г’] — [к], [к’]
- [д], [д’] — [т], [т’]
- [з], [з’] — [с], [с’]
- [ж] — [ш].
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а];
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и
- [с а т];
- [с а д а];
- [с а д’ и к].
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными
Например:
[б] — [п]
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
[в] — [ф]
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
[д] — [т]
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
[ж]- [ш]
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
[з] — [с]
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др..
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
Предыдущая
ФонетикаПримеры слов с беглыми гласными в корне, суффиксе и приставке
ФонетикаБуквы обозначающие два звука в русском языке
sprint-olympic.ru
Урок «Парные согласные в корне слова». 2-й класс
Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.
Задачи:
- Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
- Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
- Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
- Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
- Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
- Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Оборудование:
— сигнальные карточки;
— учебник “Русский язык” для 2 класса четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;
— тетрадь;
— индивидуальные карточки, опоры;
— кораблики у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень, зеленые – 3 уровень).
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок русского языка. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода, как нам улыбается солнышко. Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.
— Запишите число и классная работа.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
1. — Посмотрите на доску.
— Назовите буквы, которые вы заметили.
(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)
— Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)
2. — На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)
Записываю названные буквы на доску:
д в г з ж б
т . к . ш .
— давайте заполним пропуски.
3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв, но прежде подготовим пальчики к работе.
(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:
Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)
— Чтобы парные согласные не разбежались мы свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за учителем. Теперь самостоятельно записываем в тетрадь.
Дети записывают с доски:
— Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (голубь, холод, ягодка).
III. Постановка темы и задач урока.
— Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)
Записываю тему на доске.
— Сегодня мы будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
IV. Усвоение нового материала.
1. Наблюдение над языковым материалом.
— Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)
— Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.
1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).
2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).
3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).
4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).
На доске:
морковь лодка дождь репка
ф
т
т
б
— Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы мне записать?
— А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)
— Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:
— изменить слово;
— подобрать однокоренное слово.
Работа группы обсуждается коллективно:
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
- Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).
— Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
3. Работа над определением.
— Сравните слова записанные на доске:
морко…ь – морко…ный
— В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)
— Почему? (Звучит четко)
— Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)
— Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)
Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
- Изменить слово – добавить слово “нет”.
- Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
- Изменить слово – подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].
— Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 60.
— Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.
— А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.
Сказка о парных согласных
Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)?
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.
СА(Д)?(Т)?
Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.
ДОРО(Ж)?(Ш)?КА
Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.
АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?
Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.
Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.
Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.
V. Физкультминутка.
Буратино шел – шел
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положи их в кузовок.
— Назовите слово из физкультминутки с парной согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное слово – грибок)
— Молодцы!
VI. Закрепление изученного.
1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.
Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.
— Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)
— Прочитать орфографически.
— Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение, а вы назовите главные члены предложения.
2. Словарная работа.
— Отгадайте загадку:
Дуйся, не дуйся.
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдешь на покой (кофта).
— Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)
— Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)
— Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?
(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)
КО ТА
— Молодец!
(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.
(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)
— Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.
— Придумайте предложение со словарным словом.
3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.
4. Дифференцированная работа.
Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.
Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.
Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.
— Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.
Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…
— Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.
Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.
В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…
— Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)
— Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.
— Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)
— Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).
— Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.
Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.
VII. Подведение итогов.
— Что узнали нового?
— Что вам было интересно?
— На каком этапе вам было трудно?
— Что бы вы рассказали родителям об уроке?
— Что бы вы изменили в уроке?
— Обозначьте свое отношение к работе на наших традиционных палочках успеха.
VIII. Домашнее задание.
1 группа. Упражнение 322.
2 группа. Упражнение 322 (по заданию, дополнительно придумать с проверяемыми словами словосочетания)
3 группы. Упражнение 321.
urok.1sept.ru
Тренажёр по русскому языку «Парные согласные в середине слова»
б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.
Упражнение 21. Вставьте букву б-п. Устно объясни выделенные слова.
Ду….ло, ла….ка, ре….ка, скорлу….ка, ли….ки, ша….ки, кно….ки, па….ка, коро….ка, скри….ка, зу….ки, шля….ка, поку….ка, ры….ка, коло….ки, гри….ник, хле….ца, улы….ка, шлю….ка, ду….ки, тру….ка, оши….ка, ба….ка.
Упражнение 22. Вставьте букву б-п. Устно объясни выделенные слова.
Ря….чик, скре….ка, ро….кий, ги….кий, ли….кий, кре….кий, хру….кий, тря….ка, ле….ка, ю….ка, клу….ки, голу….ка, чу….чик, то….кое, зя….ко, зы….кий, прище….ка, ще….ка.
Упражнение 23. Вставьте букву в-ф. Устно объясни выделенные слова.
Гла….ный, тра….ка, голо….ка, морко….ка, верё….ка, ку….шин, коро….ка, дере….ца, була….ка, Коро….кин, космона…..т, чу….ства,
Упражнение 24. Вставьте букву г-к. Устно объясни выделенные слова.
Лё….кий, мя….кий, ко….ти, все….да.
Упражнение 25. Вставьте букву д-т. Устно объясни выделенные слова.
Пря….ки, чис….ка, яго….ка, пла….ки, гру….ка, блю….це, девя….ка, деся….ка, ве….ка, заме….ка, ме….ком, пого….ка, нахо….ка, заря….ка. гла….ко, гря….ка, запа….ня, газе….ка, мину….ка, пова….ки, моло….ьба, горо….ки, сосе….ка.
Упражнение 26. Вставьте букву д-т. Устно объясни выделенные слова.
Оста….ки, бесе….ка, шёрс….ка, похо….ка, зага….ка, насе….ка, конфе….ка, крова…..ка, объе….ки, лопа….ка, пала….ка, памя….ка, комна….ка, бу….ка, перча….ка, тетра….ка, оса….ки, лоша….ки, незабу….ка.
Упражнение 27. Вставьте букву д-т. Устно объясни выделенные слова.
Поез….ка, лебё….ка, ва….ка, де….ки, де….ки, де….ский, ни….ки, се….ка, шу….ка, лё….чик, коро….кий, ря….ком, площа….ка, у….ка, о….ца, куропа….ка, маршру….ка, ду….ки.
Упражнение 28. Вставьте букву д-т. Устно объясни выделенные слова.
Мла….ший, ша….кий, сла….кий, боро….ка, селё….ка, перево….чик , ло….ка, ре….кий, хо….ьба, гу….ки, ре….ька, ло….ка, пя….ка, пря….ки, чу….кий, ве….хий, жи….кий, ме….кий, кро….кий.
Упражнение 29. Вставьте букву ж-ш. Устно объясни выделенные слова.
Лягу….ка, мы….ка, бли….ний, гребе….ки, но….ки, горо….ка, око….ко, пта….ка, доро….ка, кни….ка, ча….ка, бро….ка, стри….ка, бума…ка, верху…..ка, сне….ки, пры….ки, серё….ки, пиро….ки, кру….ки, ло….ки, сапо….ки, ша….ки, ну….но, фла….ки.
Упражнение 30. Вставьте букву ж-ш. Устно объясни выделенные слова.
Жураву….ка, бере….ка, ка….ка, бума….ка, зверю….ка, варе….ка, не…ные, руба….ка, сторо….ка, теле….ка, игру….ка, ладо….ка, хлопу….ка, карто….ка, ро….ки, дети….ки, пёры….ки, до….дик, брати….ка, бабу….ка, отва….ный,
Упражнение 31. Вставьте букву ж-ш. Устно объясни выделенные слова.
Матрё….ка, рома….ка, подру….ка, ребяти….ки, лепё….ка, овра….ка, оре….ки, опу….ка, лову….ка, сквору….ка, кры….ка, деду….ка, ко….ка, доро…ка, зайчи….ка, избу….ка, дру….но, луко….ко, ка….дый.
Упражнение 32. Вставьте букву з-с. Устно объясни выделенные слова.
Коля….ка, желе….ка, завя….ка, вя….кий, сколь….кий, ре….кий, берё….ка, колба….ка, ска….ка, кра….ка, гла….ки, загру….ка, па….тбище, бли….кий, сгры….ть, воло….ки, пол….ком, зама….ка, сала….ки, свя….ка, ко….ьба, ре….ьба, про….ьба, обре….ки.
infourok.ru
Тренировка. 1.Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах. Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.
2.Вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.
Ду(б/п) — …, горо(д,т) — …, обе(т,д) — …, су(п,б) — … мя… кий -…, ре…кий -…, кре… кий-…
Тестирование по теме. 1. В каком ряду верно «закончено» правило: 1) чтобы на гласный падало ударение 2. Спиши слова. Подчеркни в словах парные согласные, которые стоят в сильной позиции двумя линиями (на двух ножках), а которые в слабой позиции — одной линией (на одной неустойчивой ножке).
Карапуз, книга, флажки, полоска, гриб, улыбнулся, метро, сугроб, площадка, указка, просьба, переход, самолёт, матрёшка, шланг, низкий, гладить, тетрадь, круг, мяч, шоколадка, парковка. 3. В каком ряду дана неверная характеристика звуку в слове «КОРЖ»
1) к — [к] – согласный, глухой, твердый 4. В каком ряду слово требует проверки: 1) крыжовник
1) ложка – ложечка 1) березка, слёзка, замазка
7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Садово.. посадил молодые саженцы. Геоло.. открыл новое месторождение руды. Рыболо.. шёл довольный уловом. Лесору.. повалил огромное дерево. Сне., укутал верхушки деревье.. . На ветках берё.. появились серёжки. Сугро.. закрыл выход из избы.
8. Спиши, изменив в скобках слова, как надо написать по смыслу.
Спелый (плоды), овощной (огороды), коллективный (труды), огромный (города), тракторный (заводы), тяжёлый (труда), фруктовый (сады), огромный (пруды), зелёный (берега), ско¬шенный (луга), вкусный (пироги), горячий (утюги), огромные (сапоги).
9. Спиши, вставив пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.
Русский солда.. (…) не знает прегра.. (…) . Наука хлеба не просит, сама хлеб.. (…) даёт. Наро.. (…) отдаёт свой голо.. (…) за депутата. Отря.. (…) солда.. (…) собрался в похо.. (…). Зелёный наря..(…) полей радует гла.. (…). 10.Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Флаги, пироги, платки, враги, берега, сапоги, луга, плуги, пруды, пруты, утюги, тапочки, хлеба, срубы, морозы, сторожа, лошади, труды, лесорубы .
11. В каком ряду допущена ошибка: 1) б’ б – п’ п
12. Спиши, изменив слова так, чтобы они оканчивались на согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Работники сложили сено в большой (стога). У Волги правый (берега) крутой. Зимой (снега) глубокий — летом (хлеба) высо¬кий. На здании повесили красивый (флаги). Женщина набросила на плечи красивый (платки). У бабушки получился вкусный (пироги).
13.Спиши, вставляя пропущенную парную согласную. Проверяй слово устно.
14.Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
15.Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.
Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.
16.Спиши, вставив пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Коля сла… после болезни. Кошка точила ко..ти. У кота Мурзика болит ла..ка. У Кати на глазах показались слё..ки. Лё..кий ветерок пробежал по верху..кам деревьев. У Муськи мя..кая шёрс.ка. Маша надела лё..кую соломенную шля..ку. Голу..ка громко ворковала на крыше дома. 17. Спиши, вставив пропущенные буквы. Сначала напиши проверочные слова в скобках. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Рыбак поймал удочкой маленькую (…) ры..ку. (…) Голу..ка громко воркует. Выросла (…) ре..ка большая-пребольшая. Насте! купили меховую (…) шу..ку. Красная (…) шля..ка, белая (…)] но..ка, стоит у (…) доро..ки, постоит (…) немнс.ко, попадет! в (…) луко..ко. В лесу началась (…)ру..ка (…)дро…
18.Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставьпропущенные буквы.Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Собака — друг человека, а волк -… . Железо тяжёлое, а пух …. Река широкая, а ручей …. Чеснок горький, а яблоко …. Кисель густой, а суп … . Камень тяжёлый, а известняк… . Дом высокий, а сарай …. Мальчик смелый, а девочка . Дождь частый, а гром ….
19.Спиши, вставив пропущенные буквы. Напиши проверочные слова. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Юля связала сестре варе..ки. Бра. катался на коньках по скользкому льду. Гле… упал в сугро.. . Сне.. шёл всю ночь. Дворни… разгребал сугро.. . Лёд был кре…кий. На горе рос великолепный са.. .
Подчеркни парные согласные в слабой позиции. Прозрачный лёт, больной зуп, длинный клюф, острый нош, песчаный берег, сильный морос.
21.Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке , под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки. 22. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Мален…кие звер..ки, серен…кие шу…ки, чёрнен…кие гла…ки, острен…кие зу…ки. Целый го… янтарный мё… в бочках не конч…ется. В сенокос гор…ка, а в моро… сла…ка. Что за яго…ка?
23. Вставь пропущенные согласные,напиши проверочные. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Ходит конь по бере(ж,ш)ку. Как у нашего кота шу(б,п)ка очень хороша. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огоро(д,т) забежал, морко(в,ф)ку нашёл. Куплю сыну сапо(ж,ш)ки на но(ж,ш)ки – бегать по доро(ж,ш)ке.
24. Есть слова, в которых можно поставить любую парную согласную из пары. Очень важно понимать, что смысловое значение слова меняется. Придумайте предложения со словами :
пруД-пруТ, стоГ-стоК, леЗ-леС, маК-маГ, луК-луГ. Важно, чтобы было понятно, о каком предмете идет речь.
25. Выпиши слова,в которых пропущена буква «в».
Рука_ , ла_ка ,ле _ , жира_ , ка_тан , уда_ , шар_ , остро_ ,верё_ка ,
26. Исправь ошибки. Спиши текст грамотно.
Красиф восхот солнца у лесного озера. Воздух чист и свеш. Берек озера похош на расписной ковёр. Он осыпан росинками. Каждая похожа на алмас.
27. Подбери проверочные слова.
Шу(б,п)ка, игру(ш,ж)ка, слё(з,с)ки, мы(ж,ш)ка, ба)б,п)кА, де(д,т)кА, ре(п,б)кА, дру(г,к), зу(б,п), ду(б,п), лё(д,т), морко(в,ф)ь, гря(д,т)кА.
28.Подбери проверочные слова.
Тетра(д,т)кА, холо(д,т), сне(ж,ш)ки, сала(З,с)ки, ска(з,с)ки, обе(т,д), заво(д,т), медве(д,т)ь, крова(д,т)ь, отря(д,т), наро(д,т), эта(ж,ш).
29.Подбери проверочные слова.
Тетра(д,т)ь, но(ж,ш), стри(ж,ш), тру(д,т), шала(ж,ш), лоша(д,т)ь, пру(д,т), гря(д,т)кА, ло(ж,ш)кА, ло(д,т)кА, ры(б,п)кА, шу(д,т)кА, кру(ж,ш)кА.
30.Подбери проверочные слова.
Гла(д,т)ко, тр(в,ф)кА, се(д,т)кА, кры(ж,ш)кА, ла(б,п)кА, ла(з,с)кА, кни(ж,ш)кА, руба(ж,ш)кА, ппромока(ж,ш)кА, гла(з,с)ки, дру(ж,ш)ба.
31.Подбери проверочные слова.
Сапо(ж,ш)ки, нево(д,т), людое(д,т), жира(в,ф), гри(б,п), пло(д,т), пры(ж,ш)ки, поса(д,т)ка, заря(д,т)ка, вприся(д,т)ку, площа(д,т)ка.
32.Подбери проверочные слова.
Ло(в,ф)ко, уло(в,ф), трениро(в,ф)кА, вперё(д,т), ле(в,ф), ука(з,с)кА, ще(б,п)кА, кру(г,к), хле(б,п), клё (в,ф), шля(б,п)кА, в(в,ф)тобус.
33.Подбери проверочные слова.
Бро(д,т), го(д,т), дол(г,к), гра(д,т), бага(ж,ш), клу(б,п), лопа(д,т)ка, сковоро(д,т)ка, прихва(д,т)ка, салфе(д,т)ка, наза(д,т), ры(б,п)ка.
34.Какую согласную нужно написать?
Вот царь зверей – могучий ле…(в,ф), А тут жира(в,ф) с длинной шеей. Ушастый ё(ж,ш). Чем он хорош? Ено (д,т) – красавец смотрит вни(з,с) Там потянулась сладко ры (з,с)ь, Плывет могучий бегемо(д,т), Медве(д,т)ь над нерпою ревет. И белый голу (б,п)ь там летает, После трудов отдохнуть приглашает.
35.Вставьте пропущенные буквы :
Сне_ки, пры_ки, фла_ки, кры_ки, оре_ки. |
infourok.ru
Памятка по теме «Парные согласные»
Парные согласные.
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!
1.Знать парные по звонкости — глухости согласные:
Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш.
Парные глухие: П, Ф, К, Т, С, Ш. Непарные глухие: Х, Ц, Ч, Щ.
Парные звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж.
Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й. (Эти согласные ещё называют сонорными)
2. Если корень слова заканчивается на один из парных согласных — это «ошибкоопасное место» (орфограмма парных согласных). (снег, мост.)
Если корень заканчивается на другой согласный — это не орфограмма! (мел, сон.)
Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.
ПРАВИЛО:
Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.
Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:
Снег — снега, снеговик;
мороз — морозище, морозный.
Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне —смотрит. Парный согласный находится в окончании.
Мы работаем с орфограммами в корне!
Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — дуб, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берёзка.
Услышав два глухих согласных подряд (берёзка), тоже нужно выполнить проверку.
ИТОГ:
-Парные согласные в корне требуют проверки, если они находятся в «слабой позиции»:
1)в конце слова (чиж)
2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лёгкий).
«Сильная позиция» согласного- когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.
-Правильно выделяйте орфограмму парного согласного: выделить дугой корень слова, подчеркнуть парный согласный, требующий проверки одной чертой, а в проверочном слове выделить корень, парный согласныйподчеркнуть одной чертой, а букву за ним — двумя чертами.
infourok.ru
Парные согласные на конце слова»(2 класс)
Тема: Парные согласные на конце слова.
Цели: учить слышать оглушение и озвончение звуков при произношении слов с парными согласными в конце слова, учить обнаруживать орфограммы, учиться подбирать проверочные слова по алгоритму, осуществлять орфографический самоконтроль, учить обобщать свои знания, сводить их в единый алгоритм; повысить психологическую комфортность урока; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Организационный момент.
Девиз урока
Работа в тетради
Лист самооценки
Организационный момент.
У: Прозвенел для нас звонок
-Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться:
Мы пришли сюда учиться.
Девиз нашего урока
Знаешь – говори,
не знаешь – слушай.
Сегодня мы будем действовать активно!
Думать позитивно!
Будем внимательными и старательными!
Чтобы хорошо все знать
мы будем рассуждать,
красиво писать, читать
Свой ум развивать!
-Откройте тетради, запишите число.
-Свою деятельность на уроке и деятельность вашего товарища оценим при помощи листа самооценки.
Мотивирование к учебной деятельности
Запись даты в тетради
2
Слайд 6 — 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 — 17
Постановка учебной проблемы.
Тема урока
План урока
Постановка учебной проблемы.
У: — Дети, с какими героями пройдёт сегодня наш урок?
— Маша отправилась погулять. По дороге она встретила много интересного и решила отправить СМС Мишке:
Я ушла в лес. Там много чудес. На поляне огромный дуб. А под дубом колючий ёж. Он нашел большой гриб. А на ромашке красивый жук.
— Прочитайте СМС.
— Что вы заметили?
— Какие возникли трудности у Маши?
— Как помочь Маше?
А какая у нас возникла проблема?
– Какая же тема нашего урока?
– Тема нашего урока «Правописание парных согласных в конце слова».
— Давайте спланируем свою деятельность:
– Чему вы хотели бы научиться на уроке?
План урока
Находить орфограммы в словах.
Подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы.
— Помните, у Мишки был волшебный сундучок. Маша заглянула в него, а там….
— Давайте составим свой сундучок желаний.
— В течение урока мы ответим на вопросы:
Что?
Где? надо
Как? Проверять
Чем?
– Итак, в течение урока мы ответим на эти вопросы.
Определение темы урока
Составление плана урока
3
Слайд 18
Минутка чистописания
Чистописание.
— Идет Маша по лесу, под ёлочки заглядывает. Что нашла под ёлочкой Маша, вы узнаете соединив буквы парами.
— Что нашла Маша?
В чистописании буквы
“Хитрые, опасные”
Постарайтесь-ка запомнить
Парные согласные.
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний — тихо говорит.
Произносим звуки.
Пропишите буквы по образцу в тетрадях.
Оцените свою работу.
Правописание букв по образцу
4
Слайд 19
Словарная работа.
Словарная работа.
Шла Маша по лесной тропинке, собирала листики. Вот и нам передала.
(На листочках словарные слова. Проверьте в парах)
Оцените свою работу.
Найти ошибки в словарных словах
5
Слайд 20 -21
Физминутка для глаз
Физминутка.
Друзья- Маша и Миша приглашают вас немного отдохнуть.
6
Слайд 22
Открытие новых знаний
Развиваем умения
– Чему вы хотели бы научиться на уроке?
— Помните, у Мишки был волшебный сундучок. Маша заглянула в него, а там…. вопросы.
— В течение урока мы Маше ответить на вопросы.
Что?
Где? надо
Как? Проверять
Чем?
— Итак, что мы будем проверять?
– Следующий наш вопрос, который мы поставили , ГДЕ мы должны проверять парные согласные?
– Где в слове парные согласные нужно проверять, а где проверка не нужна?
Какой звук слышен в конце слова зуб? ([п])
Он звонкий или глухой? (Глухой)
Соответствует написанной букве? (Нет)
Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции. Надо сделать его сильным!
-Ответим на следующий вопрос: Как мы будем проверять?
Какое слово подобрали? (Зубы).
Теперь какой звук слышим? ([б])
Он звонкий или глухой? (Звонкий).
Соответствует звук букве? (Да).
-Чем будем проверять?
Подчеркните согласную и следующую за ней гласную буквы. (Зубы). Она поставила согласный звук в сильную позицию.
Вывод: Чтобы проверить парную согласную на конце, нужно изменить слово так, чтобы после него стояла гласная.
Будем слово изменять
И согласный проверять.
Подбор проверочных слов
Слайд 23-26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31
Слайд 32-33
Первичное закрепление знаний
Построение алгоритма подбора проверочных слов.
В русском языке встречаются слова, к которым трудно подобрать несколько проверочных слов.
Я в помощь вам даю подмогу.
И дальше в путь, друзья, в дорогу!
1. Было мало, стало много
Так скорее проверяй.
(Поставь слово во множественное число)
Зуб-зубы.
2. Большой – маленький.
(Подбери однокоренное слово, которое обозначает маленький предмет)
Глаз-глазик.
3. Слово ласково назови,
И правильно напиши.
(Подбери однокоренное слово, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы –очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.)
Гриб-грибочек.
4. Писать правильный ответ
Нам поможет слово НЕТ.
(Добавить слово Нет – изменить форму слова)
Хлеб-(нет) хлеба.
5. Чтобы написать на 5,
Глагол надо подобрать.
(Подобрать однокоренное слово – глагол)
Груз – грузить.
6. Чтобы написать на 5,
Надо признак подобрать.
(Подобрать однокоренное слово, отвечающее на вопросы: Какой? Какая? Какие?)
Суп – суповая.
Алгоритм действий проверки согласных на конце слова
Выведение алгоритма проверки парных согласных в конце слова
8
Слайд 34-64
Слайд 65-66
Слайд 67
Слайд 68
Слайд 69
Слайд 70
Закрепление изученного материала
Физминутка
Закрепление.(работа по группам)
— Миша никак не успокоится и приготовил для Маши трудные задания, но мы поможем Маше.
Из представленных слов выбрать проверочные.
Голос – голосистый, голосить.
Кровать – кровати.
Ястреб – ястребы, ястребиный.
7. Самостоятельная работа и самостоятельная проверка по эталону.
Страница 107, упражнение 162.
Выполняют задание.
Проверяют по эталону.
Оценивают себя.
Делают выводы
— Как проверить парную согласную на конце слов в SMS Маши?
— Правило действует.
— Кто готов ещё раз рассказать нам правило проверки?
МИНИ- ТЕСТ
В какой строчке только парные согласные?
а) п р т ц
б) с д ж ф
в) в о д ш
В каком слове согласный вызывает сомнение?
а) дом
б) луг
в) сын
Какое слово проверочное для слова голубь?
а) голубка
б) голуби
в) голубиный
В каком слове пишется буква д?
а) буке…
б) го…
в) буфе..
Маша: Все испытания прошли
И мне, друзья,
вы помогли.
Спасибо вам большое!
Выбор проверочных слов
Самостоятельная работа
Проверка парных согласных
Выполнение теста
9.
Слайд 71
Слайд 72
Слайд 73
Слайд 73
Слайд 74
Итог урока
Домашнее задание
Рефлексия
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен/ недоволен
Урок для меня показался длинным/ коротким
На уроке я устал/не устал
Моё настроение стало лучше/хуже
Материал урока мне был понятен/непонятен
полезен/,бесполезен
интересен/скучен
лёгким/трудным
Оцени себя
— Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность вашего товарища при помощи листа самооценки.
Оцените сами себя:
Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше.
У меня не всё получилось, но я постараюсь.
Ничего не понятно на уроке.
Домашнее задание по выбору.
или
Маша: Всем спасибо за урок.
Слышите, звенит звонок!
Маша и Медведь: Молодцы!
Спасибо за работу!
Успехов в учебе!
Рефлексия
Запись домашнего задания
infourok.ru
Написать 10 слов с парными согласными на конце слова
В данном задании необходимо записать слова с парными согласными на конце слова.
Выполните задание следующим образом
- Определите виды согласных.
- Запишите примеры с каждым видом согласных.
- Запишите ответ на заданный вопрос.
Согласные в русском языке бывают следующие
В русском языке буквы можно разделить на согласные буквы и гласные буквы.
К главным буквам можно отнести такие буквы, как а, о, у, и, ё, ю и т.д.
К согласным буквам можно отнести такие, как б, в, п, р, с, л, к и т.д.
Согласные буквы можно разделить на следующие виды: парные согласные буквы и непарные согласные буквы. Если согласные можно противопоставить по глухости и звонкости, то такие согласные называются парными. Оставшиеся согласные, которые не возможно противопоставить по глухости и звонкости называют не парными согласными. К таким согласным относятся следующие согласные: щ, л, ч, м, х, ц, х, й.
Рассмотрим примеры с парными согласными буквами на конце слова.
Запишем слова с парными согласными п — б.
Шуруп — гриб.
Запишем слова с парными согласными буквами с — з.
Трус — карапуз.
Запишем слова с парными согласными буквами т — д.
Бандит — дед.
Запишем слова с парными согласными буквами г — к.
Друг — индюк.
Запишем слова с парными согласными буквами ж — ш на конце слова.
Шалаш — гараж.
Запишем слова с парными согласными буквами ф — в на конце слова.
Кузов — жираф.
Для того чтобы правильно написать в конце слова парную согласную необходимо выполнить проверку. Для этого достаточно изменить слово. Рассмотрим следующие слова в качестве примеров.
Гриб — грибы — следовательно, пишется буква б.
Зуб — зубы — на конце слова пишется буква б.
Лев — львы — на конце слова пишется буква в.
Дед — дедушка — на конце слова пишется буква д.
Труд — труды, трудиться — на конце слова пишется буква д.
Шалаш — шалаши, в шалаше — на конце слова пишется буква ш.
Гараж — гаражи — на конце слова пишется буква ж.
Сторож — сторожа, сторожить — на конце слова пишется буква ж.
Мороз — морозный, морозить — на конце слова пишется буква з.
vashurok.ru