Непарные согласные звуки звонкие и глухие, твердые и мягкие
Непарные согласные — это звуки, которые не соотносятся с другими согласными по признаку звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, какие непарные согласные звуки существуют в русском языке и какие фонетические особенности они имеют.
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.
Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.
Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки [а], [о], [э], [у], [и], [ы]. Гласные звуки формируются целиком голосом.
Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.
По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса:
[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:
[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’]
Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:
- [б] — [п]
- [в] — [ф]
- [г]- [к]
- [д] — [т]
- [ж] — [ш]
- [з] — [с].
Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.
В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:
- убор — упор;
- влага — фляга;
- грот — крот;
- дрова — трава:
- жалость — шалость;
- зев — сев.
Остальные согласные являются непарными.
Непарные звонкие согласные
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки [н] и [н’], а при смыкании губ получаются звуки [м] и [м’].
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки [л] и [л’].
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки [р] и [р’].
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук [й’].
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.
Определение
Звуки [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] — это непарные согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- [л] — [л’]
- [м] — [м’]
- [н] — [н’]
- [р] — [р’]
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук [й’] непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Непарные глухие согласные
Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.
Определение
Звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — это непарные глухие согласные.
Глухие согласные [х] и [х’] образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:
- храбрый — хитрый;
- хлеб — химия;
- худой — хилый.
Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:
- звук [ц] — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук [ч’] — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук [щ’] — это непарный глухой, непарный мягкий.
Непарные мягкие и твёрдые согласные
Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», звуки [ц], [ж], [ш] всегда твердые в словах, а [й’], [ч’ ] и [щ’], напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.
Сравним:
- ци́ркуль [ц ы р к ул’]
- це́нный [ц э н: ы й’]
- жёлтый [ж о л т ы й’]
- за́лежь [з а л’ и ж]
- кошёлка [к а ш о л к а]
- пу́стошь [п у с т а ш]
- чёрный [ч’ о р н ы й’]
- чистота́ [ч’ и с т а т а]
- щётка [щ’ о т к а]
- щу́ка [щ’ у к а].
Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ» служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.
Итак, в фонетике русского языка три согласных [й’] [ч’] [щ’] являются непарными мягкими, а звуки [ж], [ш], [ц] — непарными твёрдыми.
Скачать статью: PDFЗвонкие согласные звуки в русском языке
Звонкие согласные — это звуки, которые состоят из голоса и шума.
Выясним, что такое звонкие согласные звуки в русском языке.
Рассмотрим, как образуются звонкие согласные звуки, какими они бывают и чем отличаются от глухих согласных.
Что такое звонкие согласные звуки?
Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.
Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — гласные. Это звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы], которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки речи, в образовании которых шум преобладает над голосом.
В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:
- буква «б» — это звуки [б] или [б’]
- «в» — [в] или [в’]
- «г» — [г] или [г’]
- «д» — [д] или [д’]
- «ж» — [ж]
- «з» — [з] или [з’]
- «й» — [й’]
- «л» — [л] или [л’]
- «м» — [м] или [м’]
- «н» — [н] или [н’]
- «р» — [р] или [р’].
Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки
Все звонкие согласные различаются по признаку мягкости/твердости, кроме всегда твёрдого звонкого согласного [ж] и всегда мягкого (палатального) звука [й’].
Произношение мягкого и твёрдого согласного различается положением языка. При образовании мягкого согласного средняя спинка языка выгибается к нёбу говорящего.
Мягкость и твёрдость звонких согласных зависит от их фонетической позиции в слове. Если после них находятся гласные [а], [о], [у], [э], [ы], то согласные произносятся твёрдо.
- булка [б у л к а]
- во́рот [в о р а т]
- гул [г у л]
- дар [д а р]
- з а р я [з а р’ а].
Если же после согласных пишутся буквы «е», «ё», «и» ,»ю», «я», «ь», то при произношении слов звонкие согласные звучат мягко:
- би́рка [б’ и р к а]
- голубь [г о л у б ‘]
- ве́чер [в’ э ч’ и р]
- геро́й [г’ и р о й’]
- дя́тел [д’ а т’ и л]
- зима́ [з’ и м а]
У перечисленных звонких согласных имеются парные глухие согласные. Глухие согласные образуют пару с подобными им звонкими согласными. Только в их образовании почти нет голоса, а преобладает шум.
Непарные звонкие согласные
В русском языке, кроме рассмотренных парных согласных, существуют непарные звонкие согласные, которые произносятся с большей долей голоса, чем шума. Их называют термином «сонорные», который восходит к греческому слову sonorus, что значит «звучный». Как становится ясно из их названия, сонорные согласные в силу своей природы не имеют пары по признаку звонкости/глухости. Эту группу согласных составляют 9 звуков, обозначенных в письменной речи буквами:
- буква «й» — это звук [й’]
- буква «л» — это звуки [л] или [л’]
- буква «м » — это [м] или [м’]
- буква «н» — это [н] или [н’]
- буква «р» — это [р] или [р’].
Сонорные звуки, кроме [й’], составляют пары между собой по признаку твёрдости/мягкости.
Понаблюдаем:
- ласка [л] — лира [л’]
- молоко [м] — метла [м’]
- норка [н] — нерпа [н’]
- рысь [р] — ряска [р’].
Они не меняют своего качества звучания и не зависят от фонетической позиции в слове. Остальные звонкие согласные подвержены влиянию глухих согласных. Их качество меняется в зависимости от местонахождения в слове. Рассмотрим эти фонетические процессы подробнее.
Оглушение звонких согласных
Звонкие согласные, если стоят в конце слова, находятся в слабой фонетической позиции и подвергаются оглушению. При произношении они заменяются парными им глухими согласными:
- ко́роб [ко р а п]
- но́ров [н о р а ф]
- поро́г [п а р о к]
- пара́д [п а р а т]
- сто́рож [с т о р а ш]
- моро́з [м а р о с].
Если звонкий согласный находится перед глухим, то аналогично для него это слабая фонетическая позиция. Звонкий подвергается воздействию глухого согласного и уподобляется ему, то есть меняет свое качество и звучит приглушённо. Происходит ассимиляция звонкого согласного звука (лат. assimilatio — «уподобление», «сопоставление») по признаку глухости/звонкости.
Понаблюдаем:
- обстрел [а п с т р’ э л]
- баловство́ [б а л а ф с т в о]
- заводско́й [з а в а т с к о й’]
- ука́зка [у к а с к а]
- бродя́жка [б р а д’ а ш к а].
Согласные звуки самостоятельно не образуют фонетический слог, а только в паре с гласными звуками.
Скачать статью: PDFЗвонкие согласные звуки в русском языке
Звонкие согласные — это звуки, которые состоят из голоса и шума.
Выясним, что такое звонкие согласные звуки в русском языке.
Рассмотрим, как образуются звонкие согласные звуки, какими они бывают и чем отличаются от глухих согласных.
Что такое звонкие согласные звуки?
Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.
Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — гласные. Это звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы], которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки речи, в образовании которых шум преобладает над голосом.
В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:
- буква «б» — это звуки [б] или [б’]
- «в» — [в] или [в’]
- «г» — [г] или [г’]
- «д» — [д] или [д’]
- «ж» — [ж]
- «з» — [з] или [з’]
- «й» — [й’]
- «л» — [л] или [л’]
- «м» — [м] или [м’]
- «н» — [н] или [н’]
- «р» — [р] или [р’].
Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки
Все звонкие согласные различаются по признаку мягкости/твердости, кроме всегда твёрдого звонкого согласного [ж] и всегда мягкого (палатального) звука [й’].
Произношение мягкого и твёрдого согласного различается положением языка. При образовании мягкого согласного средняя спинка языка выгибается к нёбу говорящего.
Мягкость и твёрдость звонких согласных зависит от их фонетической позиции в слове. Если после них находятся гласные [а], [о], [у], [э], [ы], то согласные произносятся твёрдо.
- булка [б у л к а]
- во́рот [в о р а т]
- гул [г у л]
- дар [д а р]
- з а р я [з а р’ а].
Если же после согласных пишутся буквы «е», «ё», «и» ,»ю», «я», «ь», то при произношении слов звонкие согласные звучат мягко:
- би́рка [б’ и р к а]
- голубь [г о л у б ‘]
- ве́чер [в’ э ч’ и р]
- геро́й [г’ и р о й’]
- дя́тел [д’ а т’ и л]
- зима́ [з’ и м а]
У перечисленных звонких согласных имеются парные глухие согласные. Глухие согласные образуют пару с подобными им звонкими согласными. Только в их образовании почти нет голоса, а преобладает шум.
Непарные звонкие согласные
В русском языке, кроме рассмотренных парных согласных, существуют непарные звонкие согласные, которые произносятся с большей долей голоса, чем шума. Их называют термином «сонорные», который восходит к греческому слову sonorus, что значит «звучный». Как становится ясно из их названия, сонорные согласные в силу своей природы не имеют пары по признаку звонкости/глухости. Эту группу согласных составляют 9 звуков, обозначенных в письменной речи буквами:
- буква «й» — это звук [й’]
- буква «л» — это звуки [л] или [л’]
- буква «м » — это [м] или [м’]
- буква «н» — это [н] или [н’]
- буква «р» — это [р] или [р’].
Сонорные звуки, кроме [й’], составляют пары между собой по признаку твёрдости/мягкости.
Понаблюдаем:
- ласка [л] — лира [л’]
- молоко [м] — метла [м’]
- норка [н] — нерпа [н’]
- рысь [р] — ряска [р’].
Они не меняют своего качества звучания и не зависят от фонетической позиции в слове. Остальные звонкие согласные подвержены влиянию глухих согласных. Их качество меняется в зависимости от местонахождения в слове. Рассмотрим эти фонетические процессы подробнее.
Оглушение звонких согласных
Звонкие согласные, если стоят в конце слова, находятся в слабой фонетической позиции и подвергаются оглушению. При произношении они заменяются парными им глухими согласными:
- ко́роб [ко р а п]
- но́ров [н о р а ф]
- поро́г [п а р о к]
- пара́д [п а р а т]
- сто́рож [с т о р а ш]
- моро́з [м а р о с].
Если звонкий согласный находится перед глухим, то аналогично для него это слабая фонетическая позиция. Звонкий подвергается воздействию глухого согласного и уподобляется ему, то есть меняет свое качество и звучит приглушённо. Происходит ассимиляция звонкого согласного звука (лат. assimilatio — «уподобление», «сопоставление») по признаку глухости/звонкости.
Понаблюдаем:
- обстрел [а п с т р’ э л]
- баловство́ [б а л а ф с т в о]
- заводско́й [з а в а т с к о й’]
- ука́зка [у к а с к а]
- бродя́жка [б р а д’ а ш к а].
Согласные звуки самостоятельно не образуют фонетический слог, а только в паре с гласными звуками.
Скачать статью: PDFУрок русского языка на тему «Парные,непарные согласные по звонкости и глухости» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема:
Парные непарные согласные по звонкости и глухости
Тип урока:
Открытие новых знаний и способов действий
ПРЕДМЕТ: Русский язык
КЛАСС: 1
ТЕМА УРОКА: Парные непарные согласные по звонкости и глухости
РЕСУРСЫ: тетрадь, меловая доска, раздаточный материал
ТИП УРОКА: Открытие новых знаний и способов действий
ЦЕЛЬ УРОКА: Создать условия по формированию умения сравнивать парные согласные звуки по звонкости глухости.
и погоде, а также профессии или роду занятий человека.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
— познакомить с парными согласными
— научить дифференцировать звуки
Развивающие:
— создать условия по формированию умения: наблюдать, сравнивать, делать выводы, развивать фонематический слух, мышление, речь
— развивать умение ставить цели;
Воспитательные:
-воспитывать использовать полученные знания в жизни
— воспитывать чувства уверенности в своих силах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Предметные:
-учащиеся научатся определять согласные звуки, различать звонкие и глухие согласные
Метапредметные:
-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
-выделять существенную информацию из учебных текстов
Личностные:
-развивать умение высказывать свое отношение и выражать свои эмоции
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
п/пПримерное время проведения
Деятельность учителя
(содержание учебного материала)
Деятельность учащихся
(виды деятельности)
Формируемые универсальные учебные действия
1.
Самоопределение к деятельности.
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Время:1 мин
Здравствуйте. Все ли готовы к уроку? Улыбнулись друг другу и сели на свои места
Приветствуют учителя.
Личностные: мотивация учения
Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально — положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия
2.
Актуализация опорных знаний. Пробное действие.
Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.
Время:5 мин
С какими буквами вы уже познакомились? Кто может сказать и название? (таблица букв) Чем отличаются между собой звуки?
Проверка осанки, положения ручки в руке, положения тетради. Повторение правила:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Запишем в тетради число, классная работа
Согласные шипящие, звонкие непарные
Познавательные :
создание устных высказываний.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3.
Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.
Время:5 мин
Мы продолжим с вами путешествие в мире звуков и букв вместе.
Будем мы с вами сегодня на уроке сравнивать звуки , и познакомимся с новыми для вас звуками
Да
Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действия, целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: умение структурировать знание, определять способы действия.
Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи.
4.
Открытие нового знания.
Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.
Время:15 мин
Отгадайте загадки:
Об него исколешь ручки.
Хоть страшна ее угроза,
Все равно красива…
2. Утром рано на заре
Выступает на траве,
Это капельки с водой
Называются…
В первом слове слышим звук [з], а во втором –[с] -Дети произносим звук [з] и наблюдаем за работой органов речи. Рот приоткрыт, задняя часть языка поднимается вверх и примыкает к нёбу. Произносим з-з-з.
Сейчас произносим звук [с]. Органы речи расположены точно также, как при произношении звука [з]
Посмотрите ребята кто сегодня к нам заехал в гости на урок. Да это паровозик и привез он нам с вами буквы , которые называются парными , давайте эти звуки с вами произнесем
Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.
Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с] — голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.
Вывод. Слышу голос-звонкий согласный . Слышу шум-глухой согласный
Эти буквы у нас называются парными
Физкультминутка
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
Назовите звонкие парные согласные
Назовите глухие парные согласные
Роза
Роса
Б, в, ж, г, д, з.
П, ф, ш, к, т, с.
Познавательные : формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Личностные :
развитие учебно-познавательной мотивации.
Коммуникативные:
5.
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная, в парах, групповая работа).
Время: 5 мин
А теперь прочитайте слова в карточках, на место пропусков поставьте буквы, парные тем, которые стоят в соседних словах.
Познавательные : формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Личностные :
Коммуникативные: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений
6.
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.
Время:5 мин
О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
Как отличить звонкий звук от глухого? Чем отличается звонкий звук от глухого?
Что узнали нового на уроке?
О звуках глухих и звонких
Если есть голос- то звонкий согласный . Если шум-глухой согласный
Познавательные:
умение систематизировать, обобщать изученное.
Личностные: формирование собственных представлений о предмете изучения. Анализ личностного изменения в процессе учения.
7.
Рефлексия деятельности.
Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.
Обсуждение и запись домашнего задания.
Время:2 мин
Оцените свою работу на уроке используя высказывания: Я узнал на уроке … Мне было интересно … Я хочу узнать… Мне показалось трудным…
Оценивают свою работу
Регулятивные: оценка достижений на уроке.
Личностные: смыслообразование; развитие познавательных интересов и учебных мотивов.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ»НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»
Тема: «Непарные звонкие и глухие согласные звуки» сл.1-2
Собирите слово, подчеркните гласны езвуки красным карандашом, согл. — синим.сл.3
А как вы понимаете значения слова народ? сл.4
а теперь поиграем «Найди лишнее» сл.5
1- п к р Л с — заглавная
2- О У м Ю К- строчная
3- ш т с р п — звонкая
4- я е ю и й — согасная
Что общего у данных букв сл.6
Назовите парные согласные и непарные согласные.
Прочитайте правила у учебнике.
Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ»НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»»
Непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Минутка чистописания
ал вл сл ьл
м а лина
пальто
Словарная работа
Соберите слово!
Д А Н О Р
Словарная работа
н а род
п, р, к, Л, с
О, У, м,Ю,К
ш,т,с,р,п
я, е, ю,й,и
Х , Ц, Ч, Щ
Что общего у этих букв ?
Л, М, Н, Р, Й
Пронаблюдай:
Дата, лом, сазан, рой.
Прочитай. Назови в словах парные звонкие и глухие согласные звуки.
Назови остальные согласные звуки.
Как они произносятся?
Запомни!
Л, М, Н, Р, Й — обозначают
непарные звонкие согласные звуки.
Пронаблюдай:
-Стёпка, хочешь щец?
-Фи!
Прочитай. Назови в словах глухие парные согласные звуки.
Назови остальные согласные звуки.
Запомни!
Х, Ц, Ч, Щ — обозначают
непарные глухие согласные звуки.
Самостоятельная работа
(упр 3, с. 42 учебника)
1. Прочитайте двустишие! Что бы мог ответить воробей?
2. Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
Проверь:
Во р обе й , чего ты ждёшь,
К р ошек х л еб н ых не к л юёшь?
Сегодня на уроке…
- Я научился…
- Мне понравилось…
- Оцени свою работу!
Технологическая карта по русскому языку на тему «Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
Учитель: Шикова Ольга Николаевна
Тема: « Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки».
Цели: развивать умения распознавать глухие (звонкие) парные и непарные согласные звуки, на слух и зрительно определять звуки и буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки, уточнить, какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие — всегда глухие; учить называть в словах глухие (звонкие) парные согласные звуки; подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие (глухие) согласные звуки; дополнять предложения подходящими по смыслу словами; подбирать близкие по значению слова; объяснять правописание слов с парными согласными на конце слова; подбирать противоположные слова по образцу; совершенствовать умение правильно писать слова (народ, народный артист).
Задачи:
1. формировать учебно – познавательную компетенцию через
• определение признаков звонких и глухих согласных звуков;
• отработку умений подчеркивать буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки;
• дополнение предложений подходящими по смыслу словами;
• подбор слов, близких и противоположных по значению (по образцу);
2. Формировать коммуникативную компетенцию, через
• отработку умения владеть основными видами речевой деятельности: говорением, слушанием и пониманием, чтением и письмом.
3. Формировать ценностно-ориентационную компетенцию, через
• формирование умения контроля и самооценки;
• осуществление рефлексии и самокоррекции своего поведения;
• воспитание стремления к саморазвитию;
• воспитание стремления к успеху;
• воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
Формируемые УУД:
Предметные:
Распознавать глухие и звонкие парные и непарные согласные звуки, на слух и зрительно определять звуки и буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Уточнить, какие буквы обозначают всегда звонкие звуки, а какие — всегда глухие.
Называть в словах глухие и звонкие парные согласные звуки.
Личностные:
Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
Определять признаки звонких и глухих согласных звуков, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Уметь проверять правильность написания слов и предложений.
Воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация, CD диск «Электронный учебник», интерактивные задания, карточки с текстом.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Этапы урокаДеятельность учителя
Деятельность ученика
Формирова—ние УУД
Организацион-ный этап
Презентация к уроку)
(Слайд №1)
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Будем думать, размышлять,
Будем грамотно писать.
— Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
— Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать много нового и интересного.
— Присаживайтесь.
Эмоциональный настрой на урок.
Встают ровно. Приветствуют учителя.
Проверяют свое рабочее место, настраиваются на серьезную работу на уроке.
Личностные УУД:
формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Самоопределение к деятельности
(Слайд № 2)
— Открываем ваши рабочие тетради.
— Записываем на 1 строчке число, на 2 строчке – «Классная работа».
— Как можно назвать то, что мы записали?
— Верно, а что мы должны поставить в конце предложения?
Минутка чистописания.
— Посмотрите на следующую строчку. (Слайд № 3)
— Что здесь записано?
— Какие слова мы пишем с заглавной буквы?
— Какие элементы этих букв пишутся одинаково?
— Запишите эту группу букв в тетрадь аккуратным и каллиграфическим почерком.
— Обведите ту букву, которую у вас получилось написать очень красиво.
Знакомство со словарным словом.
(Слайд № 4). Из данных букв : Н, Р, А, О, Д- составьте слово, близкое по значению к словам: люди, население, нация.
— Что означает это слово? (Слайд № 5).
Народ — население государства, жители страны.
— Как образовалось это слово?
(Слайд № 6).
Слово образовалось от слова род со значением «родиться», «народиться». У слова народ много родственных слов: родина —место рождения, родители — отец и мать, урожай — то, что уро-
дилось на земле, родной, родня, родственник — близкие по рождению люди.
Народ — «те, кто родился, народился». (Из «Этимологического словаря»).
— Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму.
— Назовите однокоренное слово к слову народ, отвечающее на вопрос какой? (Слайд № 7)
Слушают, участвуют в беседе.
Записывают в тетради:
14 апреля. Классная работа.
Предложение. В конце предложения ставится точка.
-Заглавные буквы.
-Имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, озер, морей, гор и т. п.
-Наклонная линия, хвостик рыбки (рыбка).
Записывают в тетрадь заглавные буквы:
К, Б, Н, Ю, В, Д.
Обводят самую красивую букву.
— Это слово «народ».
— Народ — население государства, жители страны.
Учащиеся записывают словарное слово народ и подчеркивают орфограмму.
— Называют: народный (артист), записывают.
Личностные УУД:
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
формировать умение
писать слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).
Актуализация знаний
Постановка цели и задач урока
— Назовите согласные звуки в слове «народный». Какие они, что общего? (Слайд № 8)
— Разделите их на 2 группы. По какому признаку разделили на 2 группы?
— Это тема нашего урока «Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки». (Слайд № 9)
— Cформулируйте задачи урока.
— Что надо знать? (Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки)
— Что надо уметь? (Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 10)
Учащиеся называют. Звуки [н], [р], [д], [н], [й’] — согласные, звонкие.
— Парные [д], и непарные[н], [р], [й’] звонкие согласные звуки.
Учащиеся формулируют цели и задачи урока.
Регулятив—ные УУД:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Первичное усвоение новых знаний
— Давайте посмотрим. Что мы уже знаем.
Интерактивная доска: упражнение 1 с. 42 («Электронный учебник») Постановка проблемы.
— Назовите в словах парные звонкие и глухие согласные звуки (упражнение 1).
дата[д], [т]
лама
сазан
[с], [з]
рой
— Назовите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’].)
— Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали?
(Слайд № 11)
Интерактивная доска: упражнение 2 с. 42 («Электронный учебник»)
— Стёпка, хочешь щец?
— Фи!
— Назовите в словах парные глухие согласные звуки. ([С], [т], [п], [к],[ш],[ф])
-Найдите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ’].
— Что интересного Вы заметили в этом диалоге? (Работа в парах)
— Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали?
(Слайд № 12)
— Парные звонкие звуки [д], [з], парные глухие [т], [с].
— Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’].
— Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными.
— [С], [т], [п], [к],[ш],[ф]- парные глухие согласные звуки
— Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ’].
— Все согласные звуки в словах этого стихотворения – глухие.
— Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
уметь
определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах,
уметь извлекать необходимую информацию из учебника.
Коммуникативные УУД:
работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Интерактивная доска: упражнение 3 с. 42 («Электронный учебник»)
— Спишите стихотворение А. Тараскина из упражнения 3.
Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюёшь?
— Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
— Что Вы знаете о воробьях?
— Поработайте в группах. Пофантазируйте, что мог ответить воробей.
Учащиеся списывают стихотворение.
Один ученик подчеркивает буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, на интерактивной доске.
(Ответы учащихся)
Познавательные УУД:
уметь
определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах,
уметь извлекать необходимую информацию из учебника.
Коммуникативные УУД:
работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.
Физминутка
Физминутка (видеоролик « Друзья»)
Учащиеся выполняют упражнения
Первичная проверка понимания
1) Самостоятельная работа в парах.
— Ребята, сейчас мы поработаем в парах. Обсудите, пожалуйста, в паре Задание «Лента букв». (раздаточный материал)
— Какие буквы пропущены? (Буквы й, с.)
— Какие это буквы? (Согласные буквы.)
— Какие звуки они обозначают? (Буква й обозначает звонкий согласный звук [й’]; буква с — глухие согласные звуки [с], [с’].)
2) — Отгадайте загадку.
Пёстрый, но не луг,
В красной шапочке, но не гриб,
С крепким клювом, но не клёст,
Лечит деревья, но не божья коровка.
— Какие слова, помогают догадаться, о каком предмете идёт речь.
— Выпиши из слова-отгадки буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Рядом напиши пару — букву глухого согласного, если она есть.
— Что Вы знаете о дятле?
Учащиеся работают в парах.
— Пропущены буквы й, с.
— Это согласные буквы.
— Буква й обозначает звонкий согласный звук [й’]; буква с — глухие согласные звуки [с], [с’].)
– Дятел.
— Пёстрый, в красной шапочке, с крепким клювом, лечит деревья.
— Дятел-[д’] — [т’]; [л].
Учащиеся рассказывают о дятле.
Познавательные УУД:
умение ориентироваться в собственных записях и корректировать их.
Коммуникативные УУД:
умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях.
Гимнастика для пальчиков
— А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.
— Заведем мотор машины.
(вращение кулаков)
— Покажите, как работает наше сердце.
(сжимание и разжимание рук)
— Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз.
(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)
— Раз, два, три, четыре, пять,
(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
и сразу:
все пальчики ушли спать.
(наклон кулачков)
-Вдруг проснулись, потянулись.
— Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
Вращение кулаков.
Сжимание и разжимание рук.
Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку.
Сгибаются пальцы по порядку в кулак.
Наклон кулачков
Первичное закрепление
1) Работа в группах. (У учащихся на партах раздаточный материал № 2)
Интерактивная доска: упражнение 4 с. 43 («Электронный учебник»)
Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
Спишите первые два предложения. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки.
…Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает.
2) — Прочитайте стихотворение И. Бунина в упражнении 5 с.43.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.
-Выпишите из стихотворения трёхсложные слова. Подчеркните в трёхсложных словах буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.
Проверка на интерактивной доске:
…Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из – за коры выпугивает.
Учащиеся читают стихотворение.
— родник студеный — ручей холодный
— Учащиеся записывают в тетрадях: Зеленой, тенистой, овраге, студёный.
Регулятивные УУД: умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Подведение итогов урока
— Наш урок подошёл к концу.
-Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать? Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки)
(Что надо уметь? Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 13)
-Что знаем?
-Что умеем?
Учащиеся анализируют свою работу на уроке.
— Знаем: — Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными.
Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными.
— Умеем: Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки.
Личностные УУД:
уметь выражать свое отношение к теме, свои эмоции.
Рефлексия
(Слайд № 14)
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
— Что было труднее всего?
Расскажите по схеме: узнал
Я запомню
смог
— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый.
— Нарисуйте на полях в тетради зеленый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, желтый — могли бы работать лучше, красный- работать не хотелось, было тяжело.
Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.