Согласные парные и непарные по твердости мягкости – План-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему: «Работа гласных букв при обозначении мягкости и твердости согласного. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости»

Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки

ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.

ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.

ОБОРУДОВАНИЕ: текст работы для индивидуального выполнения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.

3. Актуализация знаний

Фронтальная беседа

— Сколько всего букв в русском алфавите? (33)

Сколько из них гласных? (10)

Сколько гласных звуков вы знаете? (Шесть.)

Какие это звуки?

Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного звука? Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?

4. Целеполагание

— Тема нашего урока «Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки».

Учебная познавательная задача урока — «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?»

Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа по учебнику (с. 85, упр. 8)

— Прочитайте слова.

Одинаково или по-разному надо читать букву л в каждом слове? Выполнение задания по вариантам.

Вариант 1. Выписать два слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук. (Лампа, лыжи.)

Вариант 2. Выписать два слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук. (Любые два слова из: шляпа, лицо, билет, дятел.)

2. Первичная проверка понимания

Работа в тетради (с. 44, упр. 41)

Выполнение упражнения согласно заданию.

— Прочитайте слова, в которых буквы е, ё, ю, я не указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 85, упр. 9)

— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.

Какие буквы пропущены в словах. Докажите правильность своего варианта. Произнесите звуки, которые обозначают пропущенные буквы.

Запишите слова сказала, хозяйка.

Объясните, почему гласный звук [а] в этих словах обозначен разными буквами. (В слове сказала звук [з] — твёрдый, в слове хозяйка звук [з’] — мягкий.)

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Рабата в тетради (с. 44, упр. 42)

Восстановление текста.

— Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (Слова даны в словах для справок.)

Подчеркните слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.

Способ проверки: самопроверка по учебнику (с. 81, упр. 1)

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Выполнение теста по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Укажи ряд букв, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного.

[ ] а, о, у, ы, э

[ ] е, ё, ю, я, и, ь

2. Укажи пары слов, которые различаются согласными звуками.

[ ] шест — шесть

[ ] мышка — мошка

[ ] сон — сын

[ ] галка — галька

3. Укажи слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки.

[ ] звезда

[ ] жизнь

[ ] пяльцы

[ ] книга

4. Укажи слова, в которых все согласные твёрдые.

[ ] фикус

[ ] кактус

[ ] драцена

[ ] фиалка

5. Укажи ряд букв, которые всегда обозначают непарные твёрдые согласные звуки.

[ ] й, ч, щ

[ ] ж, ш, ц

7. Самостоятельная работа

Выполнение задания из рубрики «Проверь себя» (с. 86).

— Прочитайте слова, записанные вами в тетрадь, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (Медведь, земля, клён, рюкзак.)

8. Домашнее задание

Выполнить задание по учебнику (с. 86, упр. 10).

9. Подведение итогов урока

— Уточните, чего больше — твёрдых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки.

Как на письме обозначается мягкость (твёрдость) согласных звуков?

10. Рефлексия

— Закончите предложения.

На уроке мне было интересно…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Урок дал мне …

compendium.su

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку в 1м классе

                  Открытый урок по русскому  языку в 1»Б» классе

Тема: Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Развивать умения различать твердые и мягкие согласные звуки в слове;
  • Воспроизводить знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках, а также о роли букв е, ё, ю,я в слове;
  • Обучать правильному обозначению на письме твердых и мягких согласных звуков;
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Планируемые результаты:

Личностные:
1. Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2. Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1. Осознавать познавательную информацию;
2. Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
3. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
4. Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2 .Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: методическое пособие; учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для учащихся в узкую линейку, наглядный материал, карточки, сигнальные карточки.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

                                    Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришел в гости  ёжик.

Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да.)  Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним.

  1. Минута чистописания.

— С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

— Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

-Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

— На доске написаны слова : Плоты-плот, голуби- голубь, ежи-еж,

плоды -плод, бегемоты-бегемот.

-Прочитайте слова

-Чем различаются слова в каждой паре?

IV. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы вспомним парные звонкие и глухие согласные звуки.

— Научимся писать слова с парными согласными звуками.

V. Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Работа по учебнику с.83 упр.5

— Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них твердые и мягкие согласные звуки.

— Откройте учебник на стр. 85 и посмотрите упр.5

Давайте произнесем каждую пару звуков.

-Одинаково ли звучат эти звуки? Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

-Все ли звуки имеют пару?

-Ребята, посмотрите, в этой таблице есть еще буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь. Для чего они записаны?

2.Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику с.83 упр.6

— Прочитайте стихотворение.

— Определите, какая мысль выражена в этом стихотворении.

— Спишите первое предложение. Подчеркните гласные, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Словарная работа.

— А кто не хочет войны? Что обозначает слово ребята? (Слово образовалось от слова ребенок. Словом ребята называют детей.)

— Запишите слово ребята в тетрадь. Разделите слово для переноса. Определите количество слогов в слове.

3. Усвоение нового материала.

Работа с сигнальными карточками.

— Ребята, наш ёжик хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Молчанка»

— Я буду называть слово, а вы должны будете определить, с какого звука начинается слово: если с  мягкого согласного звука, то вы поднимаете сигнальную карточку зеленого цвета, если же слово начинается с твердого согласного звука- поднимаете карточку синего цвета.

Лес, сыр, пена, рак, мел, мир, ток, ряд, лиса, лёд, ком.

Молодцы.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим… (Громкий вдох-выдох.)

VI. Закрепление изученного материала

  1. Игра «Живое предложение»

У некоторых детей лежат на парте карточки со словами :

ВВ

— Поиграем еще в одну игру «Живое предложение». Помните, что первое слово в предложении пишется ….. Определите это слово на одной из карточек.

Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Стоя перед классом они поднимают вверх карточки и показывают остальным учащимся. ( Ребята купались в реке.)

— Сколько слов этом предложении?

— Почему маленькое слово ребята написано с большой буквы?

— Написание какого слова надо запомнить?

— Укажите слово, в котором все согласные мягкие. (реке)

— Запишите по памяти это предложение.

2. Обобщение изученного на уроке.

Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький. А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

— Сколько же парных согласных? (12)

— А теперь построим их парами.

Учитель записывает на доске, а дети

в тетради:

Б      В      Ж      Г      Д      З

П      Ф      Ш     К      Т     С

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

— Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)

А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

— Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

— Молодцы, ребята!

Самостоятельная работа.

— Ребята, давайте теперь поработаем самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради.

Стр. 43 упр 3.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и исправляют ошибки.

VII.Рефлексия.

— У каждого из вас на парте лежат листочки. Я вам буду задавать вопрос, если вы согласны, то ставите знак  +, а если не согласны то знак  -:

-Комфортно ли вам было на уроке?

-Поняли ли вы тему урока?

-Теперь я имею прочные знания по данной теме.

Требовалась ли вам помощь на уроке:

          а) учителя?

б) соседа по парте?

VII.Итог урока

— О чем говорили сегодня на уроке?

— Что нового узнали?

— Что было интересно?

— На какие группы можно разделить согласные буквы?

— Что было для вас трудным и непонятным?

— Спасибо вам большое за урок, ребята! Наш ёжик узнал много интересного, теперь он знает, как грамотно писать письма своим друзьям. А может и когда -то напишет вам хорошее письмо с благодарностью!

nsportal.ru

«Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки».

Русский язык

Тема: Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки.

Цели урока:

  • Развивать умения различать твердые и мягкие согласные звуки в слове;

  • Воспроизводить знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках, а также о роли букв е, ё, ю,я в слове;

  • Обучать правильному обозначению на письме твердых и мягких согласных звуков;

  • Воспитывать , в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, самостоятельность, аккуратность.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришел в гости ёжик.

Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да.) Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним.

  1. Минута чистописания.

— С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

— Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

-Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

Б В Г Д З Ж П Ф К Т С Ш

Ба во гу ды зе жи ши оп аф ит ся

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

— На доске написаны слова : Плоты-плот, голуби- голубь, ежи-еж,

плоды -плод, бегемоты-бегемот.

-Прочитайте слова

-Чем различаются слова в каждой паре?

IV. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы вспомним парные звонкие и глухие согласные звуки.

— Научимся писать слова с парными согласными звуками.

V. Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Работа по учебнику с.83 упр.5

— Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них твердые и мягкие согласные звуки.

— Откройте учебник на стр. 85 и посмотрите упр.5

Давайте произнесем каждую пару звуков.

-Одинаково ли звучат эти звуки? Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

-Все ли звуки имеют пару?

-Ребята, посмотрите, в этой таблице есть еще буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь. Для чего они записаны?

2.Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику с.83 упр.6

Прочитайте стихотворение.

— Определите, какая мысль выражена в этом стихотворении.

— Спишите первое предложение. Подчеркните гласные, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Словарная работа.

А кто не хочет войны? Что обозначает слово ребята? (Слово образовалось от слова ребенок. Словом ребята называют детей.)

— Запишите слово ребята в тетрадь. Разделите слово для переноса. Определите количество слогов в слове.

3. Усвоение нового материала.

Работа с сигнальными карточками.

Ребята, наш ёжик хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Молчанка»

— Я буду называть слово, а вы должны будете определить, с какого звука начинается слово: если с мягкого согласного звука, то вы поднимаете сигнальную карточку зеленого цвета, если же слово начинается с твердого согласного звука- поднимаете карточку синего цвета.

Лес, сыр, пена, рак, мел, мир, ток, ряд, лиса, лёд, ком.

Молодцы.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим… (Громкий вдох-выдох.)

VI.

Закрепление изученного материала

  1. Игра «Живое предложение»

У некоторых детей лежат на парте карточки со словами :

реке

купались

Ребята

в

ВВ

— Поиграем еще в одну игру «Живое предложение». Помните, что первое слово в предложении пишется ….. Определите это слово на одной из карточек.

Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Стоя перед классом они поднимают вверх карточки и показывают остальным учащимся. ( Ребята купались в реке.)

— Сколько слов этом предложении?

— Почему маленькое слово ребята написано с большой буквы?

— Написание какого слова надо запомнить?

— Укажите слово, в котором все согласные мягкие. (реке)

— Запишите по памяти это предложение.

2. Обобщение изученного на уроке.

Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький. А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

Сколько же парных согласных? (12)

— А теперь построим их парами.

Учитель записывает на доске, а дети

в тетради:

Б В Ж Г Д З

П Ф Ш К Т С

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

— Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)

А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

— Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

— Молодцы, ребята!

Самостоятельная работа.

Ребята, давайте теперь поработаем самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради.

Стр. 43 упр 3.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и исправляют ошибки.

VII.Рефлексия.

— У каждого из вас на парте лежат листочки. Я вам буду задавать вопрос, если вы согласны, то ставите знак +, а если не согласны то знак -:

-Комфортно ли вам было на уроке?

-Поняли ли вы тему урока?

-Теперь я имею прочные знания по данной теме.

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя?

б) соседа по парте?

VII.Итог урока

О чем говорили сегодня на уроке?

— Что нового узнали?

— Что было интересно?

— На какие группы можно разделить согласные буквы?

— Что было для вас трудным и непонятным?

— Спасибо вам большое за урок, ребята! Наш ёжик узнал много интересного, теперь он знает, как грамотно писать письма своим друзьям. А может и когда -то напишет вам хорошее письмо с благодарностью!

multiurok.ru

План-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему: «Работа гласных букв при обозначении мягкости и твердости согласного. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости»

1.Организационный момент (1-2 мин)

З.: подготовить учащихся к уроку, организовать внимание.

2.Этап всесторонней проверки знаний (3-4 мин)

З.: проверить знания учащихся.

3. Минутка чистописания.

4. Объявление темы урока, ПУЗ

(2-3 мин)

З.: целенаправить познавательную деятельность учащихся.

5.Этап усвоения новых знаний (15-17 мин)

З.: учить писать слова с изученными буквами.

6. Физминутка (2-3 мин)

З.: снять физическое напряжение, усталость.

7. Этап

закрепления новых знаний (8-7 мин)

З.: выявить уровень осмысления новой темы, закрепить изученный материал.

8.Итог урока (1-2 мин)

З.: выявить реализацию цели урока.

-Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее. Присаживайтесь.

Обратите внимание на доску. Здесь написан ряд букв:

И, ш, щ, н, у, к.

Ваша задача распределить данные буквы на группы и объяснить свой выбор.

Посмотрим на группу согласных букв. По каким признакам можно разделить эту группу?

А если мы посмотрим на гласные буквы, как можно их разделить?

Хорошо, молодцы.

Откройте свои тетради, запишите число. Сегодня у нас 19 апреля и, отступив одну клетку вниз пропишите слоги: иу, кн до конца строки.

Итак, мы отметили особенности согласных и гласных букв, разделяя их на группы.

Сегодня на уроке мы будем учиться обозначать мягкость и твердость согласного звука на письме и продолжать знакомиться с правилами переноса слов.

Вы знакомы со многими видами занимательных занятий, такими как загадки, ребусы, различного рода игры. А сейчас я предлагаю вам отгадать шараду. Кто знает, что такое шарада?

Шарада — это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей — отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках (по Ожегову).

Откройте страницу 27 вашего учебника. Отгадать шараду вам поможет иллюстрация, изображенная рядом с ней.

Правильно, а кого называют мальчуганом?

Прочитаем шараду, которую сочинил С. Белорусец:

Оружье –

Вот начало для шарады:

Из дула

Вырываются снаряды…

Заменим У на А –

И без обмана

Тотчас получим

Имя мальчугана.

Кто догадался, какое же слово зашифровано здесь, как же зовут мальчугана?

(записывает на доске два слова пушка, Пашка).

Как мы запишем имя мальчугана?

Верно, запиши эти два слова: пушка  Пашка.

Возьмите карандаш и подчеркните буквы, которыми они различаются. Какие буквы подчеркнем?

Какой звук обозначает буква А и У?

Верно. Какую роль выполняют эти звуки в данных словах?

Хорошо, молодцы. Перейдем ко второй части задания: найдем слова-рифмы и выпишем их.

(Выходят, записывают слова).

Теперь расставим ударение в этих словах.

Назовите ударные звуки.

Какими буквами они обозначены?

То есть мы с вами слышим одинаковый звук, а буквы пишем совершенно разные.

Какие звуки обозначат стоящие перед ними согласные?

Значит, какую функцию выполняет звук [а] в разных словах?

Молодцы.

Какой вывод мы можем сделать?

Молодцы.

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Пальчики мы разомнем,

Сядем и писать начнем.

 (На доске расставлены буквы-магниты) Посмотрите на доску, здесь расставлен ряд гласных букв. Наша с вами задача выделить буквы, которые на письме обозначают твердость, а какие мягкость предшествующего согласного.

Хорошо. Сейчас, все, что мы с вами повторили, поможет нам при выполнении задания под номером 55. Прочитайте задание.

Итак, что за гласная в этом слове?

Какую работу выполняет гласная и в этом слове?

Правильно. Какие еще можно подставить в этот ряд слова, которые различались бы буквами гласных?

Молодцы, запишите эти слова. Марк всем их продиктует.

Отметим буквы, которыми все записанные нами слова отличаются. Какие это буквы?

Подчеркните их карандашом.

Чем еще различаются эти слова?

 

От чего это зависит?

Правильно. Отметим теперь одинаковые буквы, которые обозначают разные звуки. Каждый ли из этих звуков имеет свою букву?

Какой вывод мы можем сделать?

Молодцы.

Сейчас мы с вами выполним еще одно задание под номером 56. я объясню на одном примере, что мы с вами будем делать. Итак, посмотрите на доску, здесь записано 2 слова:

Рос – рис. Нам необходимо подчеркнуть зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные, и синим цветом буквы, обозначающие твердые согласные звуки. В слове рос гласный [о] указывает на твердость согласного, значит, букву О подчеркиваем, синим цветом. А в слове рис гласный [и] указывает на мягкость согласного [р], значит букву И подчеркнем зеленым цветом. Сейчас Настя продиктует всем следующую пару слов, подчеркивая буквы синим или зеленым цветом, объясняя свой выбор.

 

(работают остальные учащиеся)

Молодцы. Посмотрите на таблицу у вас в учебнике, кто догадался, по какому принципу она построена?

Совершенно верно. Прочтем хором гласные, указывающие на мягкость согласного.

А теперь указывающие на твердость.

Мы с вами сегодня много говорили о гласных. Сколько всего гласных в алфавите?

С какой еще функцией гласных мя сегодня с вами познакомились?

Какие гласные указывают на мягкость согласного?

А на твердость?

В каких случаях эти гласные могут не указывать на мягкость или на твердость?

Верно!

Спасибо всем за работу, урок окончен. До свидания.

Приветствуют учителя.

-Данные буквы можно разделить на согласные и гласные, тогда получится 2 группы букв:

   и, у        ш,щ,н,к

-Можно разделить на буквы, обозначающие твердый и мягкий звук:

Тв.-н,к.

Мягк.-ш,щ.

-Гласный [и] указывает на мягкость согласного, а гласный [у] на твердость согласного на письме.

-прописывают слоги.

— Шарада- это зашифрованное слово в стихотворении.

-На ней изображен мальчуган с пушкой.

— непослушный мальчик…

-Его зовут Пашка, т.к. его оружье –это пушка, в слове «пушка» меняем У на А, получится: Пашка.

-С большой буквы.

-Букву А и У.

— буква А обозначает звук [а], а буква у – [у].

-Звуки [а] и [у] указывают на твердость согласного, стоящего перед ним.

-Это слова: шарады-снаряды.

-Расставляют.

— шарады — [а], снаряды — [а].

— А и я.

— в слове шарады звук [р] – твердый., а в слове снаряды звук [р]- мягкий.

— мы слышим одинаковый звук, а буквы написаны разные, буква а указывает на твердость предшествующего согласного, а буква я – на мягкость согласного.

— есть гласные буквы, указывающие на твердость или мягкость согласных.

-Делят: а, о, у , ы, э- гласные, обозначающте твердость; е,ё,и, ю,я- гласные, означающие мягкость.

-Читают: «Напиши цепочку слов, которые различались бы буквами гласных. Отметь эти буквы. Чем еще различаются эти слова?»

-Гласная и.

-Указывает на мягкость согласного [м].

-Мыл, мол, мал, мел, мёл, мял.

-Записывают.

— ё,е,и,ю,я.

— Буква М обозначает мягкий и твердый звуки.

В словах: мёл, мил мел, мял [м]- мягкий, а в словах: мал, мыл, мол звук [м] твердый.

-Это зависит от того, какой гласный стоит перед согласным.

-Нет, в словах мал и мял гласные разные, но они обозначают один и тот же звук – [а]; то же самое происходит в словах мёл и мол: [о].

-Разные гласные буквы могут обозначать одинаковый звук.

— Был- бил: ы-синим, и-зеленым.

— Брат-брать: синим.

-жар-жир- подчеркиваем синим цветом, т.к. звук [ж] всегда твердый.

— шаль-шёл – синим, т.к. [ш] всегда твердый.

-цапля-цепь –синим, т.к. [ц] всегда твердый.

— щука-щека – зеленым, т.к. [щ] всегда мягкий.

-чай-чек – зеленым, т.к. [ч] всегда мягкий.

-Верхняя строчка – гласные, указывающие на твердость согласного, на нижней – гласные, указывающие на мягкость согласного.

-Читают: я, ё, ю, е, и.

 -а, о, у, э, ы.

-10

-Гласные указывают на мягкость или твердость предшествующего согласного.

— я, ё, ю, е, и.

-а, о, у, э, ы.

-Если есть сочетания: жи — ши, ча — ща, чу – щу, це.

nsportal.ru

Урок русского языка «Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки.» 1 класс

Открытый урок по русскому языку в 1 классе

Тема: Парные и непарные по твердости –мягкости согласные звуки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Развивать умения различать твердые и мягкие согласные звуки в слове;

  • Воспроизводить знания о парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуках, а также о роли букв е, ё, ю, я в слове;

  • Обучать правильному обозначению на письме твердых и мягких согласных звуков;

  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Планируемые результаты:

Личностные:
1. Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
2. Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2.Действовать по плану и планировать свои действия;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4. Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1. Осознавать познавательную информацию;
2. Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
3. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
4. Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
1. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
2 .Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: методическое пособие; учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для учащихся в узкую линейку, наглядный материал, карточки, сигнальные карточки.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
Время быстро пробежит.
Надо нам им дорожить.

— Ребята, сегодня к нам на урок пришел в гости ёжик.

Он хочет научиться грамотно писать письма своим друзьям. Ему нужно многому у вас научиться. Возьмём его? (Да.) Мы продолжим путешествие в мире звуков и букв вместе с ним.

  1. Минута чистописания.

— С какой работы мы всегда начинаем наши уроки русского языка? (чистописание).

— Какая задача стоит перед нами? (пиши красиво).

-Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т.д).

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

— На доске написаны слова : Плоты-плот, голуби- голубь, ежи-еж,

плоды -плод, бегемоты-бегемот.

-Прочитайте слова

-Чем различаются слова в каждой паре?

IV. Постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы вспомним парные звонкие и глухие согласные звуки.

— Научимся писать слова с парными согласными звуками.

V. Работа по теме урока.

1. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Работа по учебнику с.83 упр.5

— Наш знакомый ёжик тоже захотел узнать все секреты звуков и букв русского языка. Он обнаружил, что согласные звуки очень разные. Есть среди них твердые и мягкие согласные звуки.

— Откройте учебник на стр. 85 и посмотрите упр.5

Давайте произнесем каждую пару звуков.

-Одинаково ли звучат эти звуки? Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме?

-Все ли звуки имеют пару?

-Ребята, посмотрите, в этой таблице есть еще буквы, обозначающие гласные звуки, и буква ь. Для чего они записаны?

2.Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику с.83 упр.6

Прочитайте стихотворение.

— Определите, какая мысль выражена в этом стихотворении.

— Спишите первое предложение. Подчеркните гласные, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Словарная работа.

А кто не хочет войны? Что обозначает слово ребята? (Слово образовалось от слова ребенок. Словом ребята называют детей.)

— Запишите слово ребята в тетрадь. Разделите слово для переноса. Определите количество слогов в слове.

3. Усвоение нового материала.

Работа с сигнальными карточками.

Ребята, наш ёжик хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Молчанка»

— Я буду называть слово, а вы должны будете определить, с какого звука начинается слово: если с мягкого согласного звука, то вы поднимаете сигнальную карточку зеленого цвета, если же слово начинается с твердого согласного звука- поднимаете карточку синего цвета.

Лес, сыр, пена, рак, мел, мир, ток, ряд, лиса, лёд, ком.

Молодцы.

Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

  1. Игра «Живое предложение»

У некоторых детей лежат на парте карточки со словами :

реке

купались

Ребята

в

ВВ

Поиграем еще в одну игру «Живое предложение». Помните, что первое слово в предложении пишется ….. Определите это слово на одной из карточек.

Дети выходят с карточками. Совещаются несколько секунд и составляют предложение. Стоя перед классом они поднимают вверх карточки и показывают остальным учащимся. ( Ребята купались в реке.)

— Сколько слов этом предложении?

— Почему маленькое слово ребята написано с большой буквы?

— Написание какого слова надо запомнить?

— Укажите слово, в котором все согласные мягкие. (реке)

— Запишите по памяти это предложение.

2. Обобщение изученного на уроке.

Наш ёжик так сильно старался больше узнать, но не выдержал и уснул. Он же ещё маленький. А во сне ему приснился сказочный бал, куда были приглашены все буквы. Там они разбились парами и стали танцевать. Гласные с гласными, а согласные с согласными. Неповоротливость согласных немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия.

Сколько же парных согласных? (12)

— А теперь построим их парами.

Учитель записывает на доске, а дети

в тетради:

Б В Ж Г Д З

П Ф Ш К Т С

Звонкие буквы звонко отбивали ногами в такт музыке и весело выкрикивали свои имена.

— Назовите звонкие парные согласные (Б, в, ж, г, д, з.)

А вот глухие были глухи к музыке и поэтому робко шептали, как эхо, имена своих подруг.

— Назовите их. (П, ф, ш, к, т, с.)

— Молодцы, ребята!

Самостоятельная работа.

Ребята, давайте теперь поработаем самостоятельно. Откройте свои рабочие тетради.

Стр. 43 упр 3.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями и исправляют ошибки.

VII.Рефлексия.

— У каждого из вас на парте лежат листочки. Я вам буду задавать вопрос, если вы согласны, то ставите знак +, а если не согласны то знак -:

-Комфортно ли вам было на уроке?

-Поняли ли вы тему урока?

-Теперь я имею прочные знания по данной теме.

Требовалась ли вам помощь на уроке:

а) учителя?

б) соседа по парте?

VII.Итог урока

О чем говорили сегодня на уроке?

— Что нового узнали?

— Что было интересно?

— На какие группы можно разделить согласные буквы?

— Что было для вас трудным и непонятным?

— Спасибо вам большое за урок, ребята! Наш ёжик узнал много интересного, теперь он знает, как грамотно писать письма своим друзьям. А может и когда -то напишет вам хорошее письмо с благодарностью!

multiurok.ru

Технологическая карта урока по русскому языку «Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки» 1 класс

Тема урока: «Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки»

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Форма: урочная

Опорные понятия и термины: согласный звук

Формы контроля: сигнальные карточки

.

Этапы урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы

ууд

Результат взаимодействия

  1. Самоопределение к деятельности

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-Кто догадался о теме урока?

-Какие звуки называют согласные?

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Ученики слушают стихотворение и определяют тему урока.

— Будем говорить о звуках речи.

Дети записывают число

Классная работа

-При произношении которых воздух встречает преграду

Фронтальная работа

Ученики настраиваются на работу

Определяют тему урока, дают определение понятию

Дети настроены и готовы на урок.

Определяют тему урока. Повторяют понятие «согласные звуки».

  1. Актуализация знаний

Перед вами слова: мост, мышь, мука, молоко, машина.

-Какой звук встречается в каждом слове?

-Охарактеризуйте этот звук.

Во всех словах есть звук [м ].

-Согласный , звонкий, твёрдый.

фронтально

Анализируют слова, сравнивают, выделяют первый звук, умение слышать звуки

Используют знаково-символическую модель звука

Дети, применяя известные способы деятельности, выделяют звук в слове.

Поднимают сигнальные карточки

— слова: мел, месяц, метро, мяч

-Согласный, звонкий мягкий, мягкий

Умение определять твёрдость и мягкость согласного звука

3. Постановка задач урока:

-Над какими звуками мы сегодня будем работать?

-Зачем нам нужно хорошо уметь давать характеристику согласным звука?

— Мы будем работать над согласными звуками.

-Чтобы правильно писать опасные места.

фронтально

Умение высказывать мысль, ставить задачи

Определены задачи урока.

-Какой буквой мы обозначаем звуки [м ], [м’ ]?

Звуки [м ], [м’ ]мы обозначаем буквой М.

Минутка чистописания:

-Из каких элементов состоит буква М?

-Найдите закономерность(правило)

-Какое соединение используется?

— Продолжите до конца строки по тому же правилу

Большая наклонная прямая с закругление влево, … вправо.

Большая буква одна, а маленькие увеличиваются на одну.

Нижнее

Устанавливают закономерность, отрабатывают навык письма

Работа над чистописанием

-Подчеркните карандашом самую красивую букву, которая у вас получилась.

Умение оценивать свою деятельность

  1. Пробное применение знаний

Р…

К…

Н…

П…

Б…

  1. Я глубока и широка,

Я лента синяя- …

  1. Молоко из миски пьёт

Мой большой пушистый …

  1. Под землёю у крота

Есть глубокая …

  1. Вот по озеру плывёт

Деревянный старый …

  1. Я весёлый Колобок,

У меня румяный …

Дети отгадывая загадки, записывают ответы на карточки. Один ученик коментирует

(Река)

(Кот)

( нора)

(Плот)

(бок)

Работа с индивидуальными карточками,

Отгадывание загадок, письмо с коментированием

Учатся по признакам определять объект, заполнять таблицу, писать с коментированием

Вспоминают алгоритм письма под диктовку, повторяют парные по мягкости -твёрдости

— Назовите первый звук в слове, охарактеризуйте его.

-Произнесите его парный мягкий звук

[р] – согласный твёрдый , звонкий.

[р’]

Работаем с сигнальными карточками

Умение выделять звук, анализировать его

Учитель по сигнальным карточкам

отслеживает, правильно ли дети характеризуют звуки

—Найдите среди этих звуков парные по глухости – звонкости.

[к], [п], [б]

Ученики дополняют таблицу

Физминутка

  1. Упражнения с целью выработки умения

— К значкам каких звуков ничего не удалось приписать? Почему?

Ученики выполняют упр. 8

[ж], [ш], [ц]

Они всегда твёрдые.

Вместе, один ученик у доски

фронтально

Умение обозначать звуки новым способом

Учатся делать выводы, группировать, умение находить и исправлять свои ошибки

Проверка по образцу

— С какими звуками вам не удалось составить пары? Почему?

— Назовите другие непарные звуки.

Упр. 9

[р], [н’]

Они непарные

Работа парами

[л], [м], [л’], [м’], [й’]

Учатся обозначать звуки на письме, объединять в группу по признаку, умение находить и исправлять свои ошибки

Проверка по образцу

-Составьте предложение по картинке, используя слова -количества. Начертите схему в тетради.

-Сколько звуков в словах, называющих количество?

Упр.10

Шесть [ш, э, с’, т’] — 4 звука,

Семь [с’ э, м’] – 3 звука.

Один ученик около доски, остальные на местах

Умение составлять схему предложения, производить звукобуквенный анализ слова

Развитие речи

6.Рефлексия

Ученики рассуждают, какие задачи решены, над чем нужно поработать.

Фронтально

infourok.ru

Конспект по русскому языку на тему «Согласные парные и непарные» (1 класс)

Р . . .

Р . . .

К. . . .

К. . . .

Н . . .

Н . . .

П . . .

П . . .

Б . . .

Б . . .

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Форма: урочная

Опорные понятия и термины: согласный звук

Формы контроля: сигнальные карточки

Домашнее задание: с.53, упр78 Творческое: Рассказать, какие звуки вы не выговаривали в детстве.

Этапы урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы

ууд

Результат взаимодействия

  1. Самоопределение к деятельности

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-Кто догадался о теме урока?

Тема: «Согласные парные и непарные»

-Какие звуки называют согласные?

Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Ученики слушают стихотворение и определяют тему урока.

— Будем говорить о звуках речи.

Дети записывают число

Классная работа

-При произношении которых воздух встречает преграду

Фронтальная работа

Ученики настраиваются на работу

Определяют тему урока, дают определение понятию

Дети настроены и готовы на урок.

Определяют тему урока. Повторяют понятие «согласные звуки».

  1. Актуализация знаний

Перед вами слова: мост, мышь, мука, молоко, машина.

-Какой звук встречается в каждом слове?

-Охарактеризуйте этот звук.

Во всех словах есть звук [м ].

-Согласный , звонкий, твёрдый.

фронтально

Анализируют слова, сравнивают, выделяют первый звук, умение слышать звуки

Используют знаково-символическую модель звука

Дети, применяя известные способы деятельности, выделяют звук в слове.

Поднимают сигнальные карточки

— Следующий слайд, слова: мел, месяц, метро, мяч

-Согласный, звонкий мягкий, мягкий

Умение определять твёрдость и мягкость согласного звука

3. Постановка задач урока:

-Над какими звуками мы сегодня будем работать?

-Зачем нам нужно хорошо уметь давать характеристику согласным звука?

— Мы будем работать над согласными звуками.

-Чтобы правильно писать опасные места.

фронтально

Умение высказывать мысль, ставить задачи

Определены задачи урока.

-Какой буквой мы обозначаем звуки [м ], [м’ ]?

Звуки [м ], [м’ ]мы обозначаем буквой М.

Минутка чистописания:

-Из каких элементов состоит буква М?

-Найдите закономерность(правило)

-Какое соединение используется?

— Продолжите до конца строки по тому же правилу

Большая наклонная прямая с закругление влево, … вправо.

Большая буква одна, а маленькие увеличиваются на одну.

Нижнее

Устанавливают закономерность, отрабатывают навык письма

Работа над чистописанием

-Подчеркните карандашом самую красивую букву, которая у вас получилась.

Умение оценивать свою деятельность

  1. Пробное применение знаний

Р…

К…

Н…

П…

Б…

  1. Я глубока и широка,

Я лента синяя — …

  1. Молоко из миски пьёт

Мой большой пушистый …

  1. Под землёю у крота

Есть глубокая …

  1. Вот по озеру плывёт

Деревянный старый …

  1. Я весёлый Колобок,

У меня румяный …

Дети отгадывая загадки, записывают ответы на карточки. Один ученик коментирует

(Река)

(Кот)

( нора)

(Плот)

(бок)

Работа с индивидуальными карточками,

Отгадывание загадок, письмо с коментированием

Учатся по признакам определять объект, заполнять таблицу, писать с коментированием

Вспоминают алгоритм письма под диктовку, повторяют парные по мягкости -твёрдости

— Назовите первый звук в слове, охарактеризуйте его.

-Произнесите его парный мягкий звук

[р] – согласный твёрдый , звонкий.

[р’]

Работаем с сигнальными карточками

Умение выделять звук, анализировать его

Учитель по сигнальным карточкам

отслеживает, правильно ли дети характеризуют звуки

—Найдите среди этих звуков парные по глухости – звонкости.

[к], [п], [б]

Ученики дополняют таблицу

Физминутка

  1. Упражнения с целью выработки умения

— К значкам каких звуков ничего не удалось приписать? Почему?

Ученики выполняют упр. 74

[ж], [ш], [ц]

Они всегда твёрдые.

Вместе, один ученик у доски

фронтально

Умение обозначать звуки новым способом

Учатся делать выводы, группировать, умение находить и исправлять свои ошибки

Проверка по образцу

(слайд)

— С какими звуками вам не удалось составить пары? Почему?

— Назовите другие непарные звуки.

Упр. 75

[р], [н’]

Они непарные

Работа парами

[л], [м], [л’], [м’], [й’]

Учатся обозначать звуки на письме, объединять в группу по признаку, умение находить и исправлять свои ошибки

Проверка по образцу

(слайд)

-Составьте предложение по картинке, используя слова — количества. Начертите схему в тетради.

-Сколько звуков в словах, называющих количество?

Упр.77

Шесть [ш, э, с’, т’] — 4 звука,

Семь [с’ э, м’] – 3 звука.

Один ученик около доски, остальные на местах

Умение составлять схему предложения, производить звукобуквенный анализ слова

Развитие речи

Упр.76

Самостоятельная работа

Умение выделять звуки

взаимопроверка

6.Рефлексия

Учитель включает слайд с поставленными задачами на урок

Ученики рассуждают, какие задачи решены, над чем нужно поработать.

Фронтально

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *