Согласные звонкие и глухие 2 класс: План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Конспект урока русского языка на тему «Звонкие и глухие согласные» для 2 класса по учебнику А.В. Поляковой – Урок русского языка во 2 классе » Звонкие и глухие согласные»

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе «Парные звонкие и глухие согласные»

План – конспект урока.

1.             ФИО                          Силаева Светлана Владимировна

2.        

Место работы          ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани Самарской области.

3.        

Должность              учитель начальных классов

4.        

Предмет                   русский язык

5.        

Класс                         2

6.        

Тема  и тип урока  «Парные звонкие и глухие согласные», урок открытия нового знания.

7.        

Базовый учебник  УМК «Школа России» Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку  для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

Педагогические цели: способствовать   развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные, сравнивать парные по звонкости -глухости согласные звуки в проверочном и проверяемых словах. 

Задачи:

— актуализировать знания о парных согласных

— организовать деятельность по выбору  способа определения парного согласного на конце слова

Планируемые результаты:

(предметные) Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные:

 Регулятивные: осуществляют контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:  общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; логические – анализируют текст, определяют его смысл, используют доказательство.

Коммуникативные:   владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

 Личностные: принимают и осваивают личностную роль  обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме

Образовательные ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/library/fizkultminutki-na-urokakh-pisma-chteniya-russkogo-yaz – Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Оборудование:

  • схема с основными вопросами урока;
  • алгоритм проверки парной согласной;
  • карточки с заданиями;
  • набор сигнальных кругов зеленого, красного, желтого цвета — карточки для самооценки.
  • компьютер
  • презентация
  • интерактивная доска
  • веер букв
  • учебник, тетрадь с печатной основой.

 Ход урока

 1.     Мотивирование к учебной деятельности

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок  —

Начинается урок.

К нам без опоздания 

Приходи, старание. 

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда  учиться.

—   На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по рисункам узнать пословицу.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда).

Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

Объясните эту пословицу (Всякое дело требует усилий).

Какую еще пословицу знаете с таким смыслом?

— Работа веселит сердце человека.

 -Терпенье и труд все перетрут.

— Работай до поту — поешь в охоту. (если учащиеся не догадаются, то на слайде даны пословицы, из которых они должны выбрать правильный ответ):

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение, старание и усилия. Тогда все получится).

— Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем в парах)

—  Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний. Я желаю вам, чтобы у вас  на уроке все получилось.

Ребята,чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

Я хороший,

Я всё знаю,

Я всё умею,

Я буду стараться,

У меня всё получится.

 Вы будете самостоятельно оценивать все  задания при помощи сигнальных карточек.

2.     Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности.

Цель: подготовить мышление учащихся к учебной деятельности  по шагам и организовать фиксирование индивидуальных затруднений.

Минутка чистописания. Город красоты.

1.Пальчиковая разминка «Зайка».

2.Характеристика буквы Д.

3.Запись слов по образцу: Друг, дружина, дружище

4. Подчеркнуть основу, выделить корень и окончание.

5. Дать понятие о чередовании г/ж в корнях слов (друг-дружба)

6. Взаимопроверка. ( карточки)

  • Подготовка детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Орфографическая зарядка.

 — Итак, в путь.

 — Остановка в городе Слов.

 — Жители этого города предлагают провести орфографическую минутку.

Указка, страна, берёза, флаг, пальто, озеро.

-Разделите слова на группы. (1-слова с проверяемой безударной гласной, 2 – с парной согласной, 3 — слова с непроверяемой безударной гласной).(карточки)

Постановка проблемы урока

— Где находятся парные согласные? (В корне, на конце слова.)

— Все ли написали правильно эти слова?

-Как вы считаете, почему мы допустили ошибки или сомневались в написании этих букв?  (написания слов с парной согласной в корне, на конце слова).(карточки)

  • Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

-Исходя из этой проблемы, попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Правописание слов с парной согласной в корне, на конце слова).

-Какие цели поставите перед собой? (научиться узнавать слова с парной согласной в корне, на конце слова; правильно писать слова с парной согласной в корне, на конце слова; подбирать проверочные слова).

— В течение урока мы ответим на вопросы:

Что

Где                                надо проверять?

Как

Чем                                                                                     (учебник, с. 18)

  1. 3.     Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить место и причину затруднения

— Словарная работа — Отгадайте загадки, запишите слова и проанализируйте  причину затруднения:

На солнце греется пузатый

Крепыш в рубашке полосатой. (арбуз)

  Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

 

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (тетрадь)

 Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

 Кто это мастер на стёкла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?(мороз)    (карточки)

 Построение проекта выхода из  затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднений.

— работа в парах

ГРИБ                   ГОЛУБКА

ЗУБ                     ЗАКЛАДКА

 ГЛАЗ                  РЕДКИЙ

— Что общего в первом столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов первого столбика? — Как назовём эту эта орфограмму? (парная согласная в конце слова).

-Что общего во втором столбике? Подчеркните парные согласные буквы? Где они находятся? Что общего у слов второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

-Что общего у  слов первого и второго столбика? (При произношении слышим глухой согласный звук, а пишем звонкий.)

— Давайте подумаем, как проверить парную согласную в корне, на конце слова?

 (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

 Вывод: — Ответим на вопросы:

— Что надо проверять? (парную согласную в корне, на конце слова)

-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)

-Как надо проверять? (Надо проверять однокоренные проверочные слова)

— Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)   (карточки)

Физминутка.

— Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Здоровья.

Во время медицинского осмотра в нашем классе было обнаружено, что у некоторых ребят есть нарушение осанки. Нам были рекомендованы специальные упражнения. Давайте, выполним их не под счёт, а под произношение парных согласных звуков. Называете твёрдые парные согласные звуки и выполняете круговые движения плечами вперёд. Называете мягкие парные согласные и выполняете круговые движения плечами назад. Следующее упражнение «Встреча плечами» выполняем в парах.

Зарядка для глаз: (Выполняют упражнения на профилактику близорукости и для снятия напряжения. По команде учителя перемещают взгляд по  образцу опорных  зрительно-двигательных траекторий  В.Ф. Базарного,  по 6 раз по каждой линии, мешочки с солью держат на голове).

 4.     Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать проект.

— Продолжаем наше путешествие. Я хочу рассказать вам сказку.

Спор согласных.

 — В одном королевстве жили-были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

 — В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, — твердили звонкие согласные.

 — Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную, — говорили глухие.

 Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки.

 — Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД  нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую, — усмехались глухие согласные.

 Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного – правила.

 И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

 — Как вы думаете, что сказал король – всемогущее ПРАВИЛО?

Правило-вывод.

Чтобы правильно написать парную согласную в середине слова, надо подобрать проверочное слово, для этого нужно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный звук (н).

-Вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Алгоритм

  • Прочитать слово
  • Выделить корень
  • Определить парную согласную
  • Подобрать проверочное слово

— Прочитайте правило в учебнике на стр.18

— Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

-Давайте проверим наши знания с эталоном в учебнике.

— Сейчас вернёмся к самостоятельной орфографической минутке, исправим и докажем ошибки, используя разные способы: эталон в учебнике, алгоритм.    (карточки)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи..

 — Продолжаем наше путешествие. Остановка в городе – Помогай-ка, здесь живут проверочные слова.

 — Жители этого города предлагают нам поупражняться в подборе проверочных слов.- Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

Игра «Прогулка по цветущему лугу» — работа в парах  (карточки)

Музыкальная физкультминутка «Приглашаем всех»

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритму).

Цель: организовать самопроверку по эталону.

Работа в группах.

— А сейчас жители этого города предлагают поработать самостоятельно. Будем работать в группах. Ваша задача вставить нужную букву, подбирая проверочное слово  (приложение №1).

Проверка (зачитывает каждая группа с проговариванием  цели задания).

9.Контроль знаний и способов действий

Цель: научить использовать новые знания в системе изученных раннее знаний.

Самостоятельная работа.

Сильные учащиеся : исправить ошибки.

Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки,      лёгкие сапожки. блиский друк .

— взаимопроверка

— слабые учащиеся: работа в печатной тетради: №20 стр.22 (Вставить пропущенные буквы)

— Какие буквы пропущены в этих словах? (Парные согласные.)

 — Где находится парная согласная? (В середине слова.)

 — Что вы делали, чтобы правильно написать парную согласную в середине слова? Каким должно быть проверочное слово? (надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)

— взаимопроверка

Разноуровневая творческая работа по группам «Составь стихотворение». Из трех двустиший каждая группа выбирает то, с которым выполняет предложенные задания.

1. Это наш свирепый …,

Очень страшен лёвин гнев.

2. Вот колючий умный …,

На клубочек он похож.

3. Вот невидимый наш …,

Под землёю роет ход.

Слова для справок: ле., носоро., кро.,ё.

Задания для 1 группы

  1. Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
  2. Формулировка заданий.
  •  Прочитайте предложенные двустишия.
  • Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
  • Добавить слово — название животного в предложении.
  • Обсудить правильность написания орфограммы в этом слове.

Задания для 2 группы

  1. Используя прием «рифмовка», добавить слова и написать их правильно, используя найденный способ проверки парных согласных на конце слов.
  2. Формулировка заданий.
  • Прочитайте предложенные двустишия.
  • Обсудите, о ком говориться в каждом двустишии.
  • Найдите в материале:  «Слова для справок»  и добавьте слово – название животного в предложении.
  • Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове.

Задания для 3 группы

  1. Записать правильно слова, используя найденный способ проверки  парных согласных на конце слов.
  2. Формулировка заданий.
  • Прочитайте предложенные двустишия,
  • Обсудите правильность написания орфограммы в этом слове

— Дети осуществляют самоконтроль.

10. Рефлексия учебной деятельности.               

  -А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха.(Покажите, на сколько  вы:

                  1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

                  2)Разобрались с темой урока;

                  3)Умеете применять свои знания.         (сидят за партами — плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

Итог урока.

— Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо потрудились на уроке.

— С чем вы сегодня познакомились?

— Вернёмся к целям нашего урока?

     — Что надо делать, если сомневаешься в написании парной согласной?

 Парные согласные – самые опасные!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

— Почему мы достигли поставленных целей?

— А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни?

Закончите предложения:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

11.Домашнее задание. 

По выбору учащихся.

Учебник стр.21 Упр. 32,33, тетрадь на печатной основе стр.22 №23

 
 Используемая литература:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2012.
  2. Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку  для 2 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
  3.  Канакина В. П. Русский язык: Раздаточный материал: Пособие для учащихся: 2 класс

      4.    Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2010

 Интернет ресурсы:

1. http://news.yandex.ru/people/lomonosov_mikhail.html

2. http://www.rusedu.ru/detail_17300.html

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка 1 (работа с осложнённым текстом)

Задание:  — вставить пропущенные буквы,

               — записать рассказ

 

Ду(б/п) — …, горо(д,т) — …, обе(т,д) — …, су(п,б) — …

 Зу(п,б) — …, огоро(д,т) — …, гла(з,с) — …, жу(г,к) — …

 

Карточка 2 (работа с осложнённым текстом)

Задание: — вставить пропущенные буквы

              — составить предложение из слов,

               — записать рассказ

1.Девоч..ки, на, пришли, огоро.. .

2.На, в..сели, ветках, ни..ких, помидоры.

3.И, гря..ках, на, росли, морко..ка, ре..ка.

 

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе по теме: «ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа   Вейделевского  района Белгородской области»

Урок  русского  языка    во  2  классе  по  теме:

«ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

                                                           

Учитель  начальных  классов:

Сиротенко  Ольга  Александровна

2014-2015  учебный год.

Цели: создать условия для  развития  умения различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1.        Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

2.        Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

3.        Познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.

4.        Коммуникативных: учить  формулировать собственное мнение, договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание: К, к,  Кк.
  3. Словарная работа: Сосулька, месяц, сорока.

I. Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение А. Барто.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд.

– Услышали ли вы бой барабана?

– А в каких словах это особенно слышалось? (Барабанит, барабанит.)

– Повторением   какого звука передается барабанный бой? (Повторением звука [б].)

– Ну-ка еще раз ударим в барабан: б-б-б…

– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук  [б].

– Но дальше случилось вот что:

                Левой, правой! Левой, правой!

                Барабан уже дырявый.

– Изменятся ли удары барабана?

– Будут ли они звучать звонко? (Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо.)

– Попробуйте изобразить их. ([П-п-п].)

– Сравните звуки [б] и [п].

– Что заметили? (Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса.)

– Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (Глухие.)

– Как называются согласные, которые произносятся с участием звука? (Звонкие.)

– Назовите тему нашего урока. (Звонкие и глухие согласные звуки.)

– Ваша задача – учиться различать звонкие и глухие согласные звуки.

2. И г р а  «Рассели двойняшек».

– Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.

– Сколько квартир на первом этаже? (6.)

– Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, – его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите «двойняшек» по квартирам.

Если дети затрудняются выполнить задание, первую пару может вписать учитель.

– Что можно сказать об этих согласных? (Они парные.)

Записать эти пары в тетрадь.

– Сколько согласных букв в алфавите? (21.) 

– Сколько согласных букв вы записали? (12.)

– Куда же поселить остальные согласные?

– Что вы о них можете сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные.)

– Поселите их в оставшиеся квартиры.

Записать их в тетрадь.

II. Работа с учебником.

Упражнение № 21 стр.13 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упражнение выполняется в соответствии с заданием.

Дополнительное задание: сделать фонетический разбор слова земляника.

Физкультминутка.

III. Фонетические загадки.

1) Как звали миленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? (Пуфф или Буфф.)

2) Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? (Мама, папа или бабушка.)

3) С глухим согласным наливаюсь в поле,   со звонким сам звеню   я   на просторе.   (Колос, голос.)

4) С глухим шипящим кругл,   как мячик, со звонким – как огонь горячий. (Шар, жар.)

5)   С М – приятен, золотист,

 Очень сладок и душист.

 С буквой Л зимой бывает,

 А с весною исчезает. (Мед, лед.)

Записать слова-отгадки. Подчеркнуть буквы, обозначающие парные звонкие согласные.

IV. Итог урока.

– На какие две группы можно разделить согласные? (Звонкие и глухие.)

– На какие две группы можно разделить и звонкие, и глухие согласные? (Парные и непарные.)

Домашнее задание: упражнение 260 на с. 11 и упражнение 264 на с. 14.

Используемая   литература:

  1. Методические рекомендации  к  курсу  «русский  язык»  2  класс, Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная  литература» : издательский дом «Фёдоров».
  2. Русский  язык,  2 класс, 2013 г.  Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная  литература»:   издательский дом «Фёдоров».
  3. Интернет – ресурс.

«Парные согласные звонкие и глухие» (2 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема: «Парные согласные звонкие и глухие»


Тема урока: «Парные согласные звонкие и глухие».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели урока:


  • формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;


  • упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными;


  • развивать фонематическое восприятие на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;


  • воспитывать любовь к природе, повышать мотивацию к урокам русского языка.


Оборудование: презентация к уроку, фигурка Снеговика, учебник

«  Русский язык» 2 класс автор Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, зимние картинки, игры, елочные игрушки с буквами, конверты с заданиями, «волшебный сундучок».

Ход урока.
I.  Организационный момент
–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.
– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Слепили зимой во дворе ребятишки,
Не горку слепили, не мишку.
Слепили из снега зимою парнишку. Не нос, а морковка, не шляпа- ведро. (Снеговик)
Слайд 1
-Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке конверты с заданиями. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз.

II. Сообщение темы и целей урока

Слайд 2
— Скажем Снеговику, о каких согласных мы говорили на прошлых уроках.

(О парных звонких и глухих согласных). Сегодня на уроке мы повторим о парных звонких и глухих согласных. Будем писать слова и предложения с этими согласными. Снеговик — «Человечек» зимний, и задания у него зимние.
III. Закрепление изученного:
Повторение понятий «звонкие и глухие согласные». Открываем 1-ый конверт. Задание: «Собери буквы в пары» ( буквы на новогодних шарах)
б-п в-ф г-к д-т ж-ш с-з
Слайд 3.

Какие согласные? (Парные звонкие и глухие) Почему звонкие? (голос и шум) Почему глухие?(только шум).

-Снеговик хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать в тетради буквы . Достаем 2-ой конверт. Задание: «Пиши красиво». Открываем тетради.

Я тетрадочку открою, уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

IV. Минута чистописания.

(Пишут по образцам в тетради).

V.Словарная работа.
– Открываем 3-ий конверт «Загадки Снеговика».

Задание: отгадки пишем на доске и в тетрадях, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.
Слайды 4,5,6,7,8

Снег на полях, Замечательный художник
Лед на реках, У окошка побывал.
Иней сверкает. Угадайте-ка, ребята,
Когда это бывает? (Зимой) Кто окно разрисовал? (Мороз)

С неба к нам он прилетел, Всё лето стояли, зимы ожидали.

Покружился, тихо сел, Дождались поры – помчались с горы.
Замерзающую землю ( Санки

В шубу белую одел. (Снег)

Мухи белые летели,

На дворы, на крыши сели. (Снежинки)

VI. Игра «Пропала буква»

-Достаём четвёртый конверт.

Задание: вставить пропущенные буквы ( слова на снежинках)

Бочка — .очка, гость- .ость, день- .ень, Веня- .еня, ужи- у.и, коза – ко.а.

VII. Работа с деформированным текстом.

-Открываем пятый конверт.

— Подул сильный ветер и разметал из предложения все слова.

Слайд 9.
(Узоры, на, Мороз, окне, рисует)

(Ученик записывает на доске, учащиеся пишут в тетрадях, подчеркивают звонкие и глухие согласные). Проверка.

Слайд 10.

VIII. Физкультминутка
Достаем следующий конверт «Отдохни».
Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,                 (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,   (покачались из стороны в сторону, руки на поясе)
Тише, тише, не шуметь           (пальчик к губам, шепотом)

ХI. Работа с учебником.
-Достаем следующий конверт. Снеговик, оказывается, отличный фотограф. Он принес картинки. ( стр. 53. упр.4)
Задание: Прочитать предложения. Составить из них рассказ по рисункам.

( Пошла коза Зойка на луг. Накосила она травы. Будет козлятам сено на завтрак.)

ХII. Домашнее задание.
В следующем конверте задание Снеговика: открыть книги на стр.55, найти упр.3 (ученики читают, разбирают)

ХIII. Итог урока.

Слайд 11.
– Наш урок подошел к концу. Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался последний. Что же в нем? –Вопросы Снеговика:
-О каких согласных говорили?
-Что больше всего понравилось?

Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями. Всем вам дарю снежинки.  
Слайд 12.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе на тему » Отличие звонких согласных звуков от глухих.»

МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

Урок  русского  языка    во  2  классе  по  теме:

«ОТЛИЧИЕ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ  ЗВУКОВ ОТ  ГЛУХИХ»

Учитель  начальных  классов:

Блохина Зинаида Васильевна

2016-2017  учебный год.

Цели: создать условия для развития  умения различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1.        Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

2.        Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

3.        Познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.

4.        Коммуникативных: учить  формулировать собственное мнение, договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание: оро
  3. Словарная работа:

Ворона, воробей , корова, скоро,  сорока.

(поставить ударение, обозначить количество слогов).Проверка: документ камера.

I. Работа над темой.

1. Учитель читает стихотворение А. Барто.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд,

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд.

– Услышали ли вы бой барабана?

– А в каких словах это особенно слышалось? (Барабанит, барабанит.)

– Повторением какого звука передается барабанный бой? (Повторением звука [б].)

– Ну-ка еще раз ударим в барабан: б-б-б…

– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б].

– Но дальше случилось вот что:

                Левой, правой! Левой, правой!

                Барабан уже дырявый.

– Изменятся ли удары барабана?

– Будут ли они звучать звонко? (Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо.)

– Попробуйте изобразить их. ([П-п-п].)

– Сравните звуки [б] и [п].

– Что заметили? (Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса.)

– Как называются согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума? (Глухие.)

– Как называются согласные, которые произносятся с участием звука? (Звонкие.)

– Назовите тему нашего урока. (Звонкие и глухие согласные звуки.)

– Ваша задача – учиться различать звонкие и глухие согласные звуки.

2. И г р а  «Рассели двойняшек».

– Перед вами двухэтажный дом. Пока в этом доме будут жить только двойняшки.

– Сколько квартир на первом этаже? (6.)

– Эти квартиры займут глухие согласные, а над каждым из них, на втором этаже, – его пара: звонкий согласный. Для них есть специальные буквы. Расселите «двойняшек» по квартирам.

Если дети затрудняются выполнить задание, первую пару может вписать учитель.

– Что можно сказать об этих согласных? (Они парные.)

Записать эти пары в тетрадь.

– Сколько согласных букв в алфавите? (21.)

– Сколько согласных букв вы записали? (12.)

– Куда же поселить остальные согласные?

– Что вы о них можете сказать? (Есть непарные звонкие и непарные глухие согласные.)

– Поселите их в оставшиеся квартиры.

Записать их в тетрадь.

II. Работа с учебником.

Упражнение № 27 стр.17 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упражнение выполняется в соответствии с заданием.

Дополнительное задание: сделать фонетический разбор слова земляника. Проверка: документ камера.

Физкультминутка.

III. Фонетические загадки (работа в парах).

1) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким сам звеню я на просторе.(Колос, голос.)

2) С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий.(Шар, жар.)

3)   С М – приятен, золотист,

 Очень сладок и душист.

 С буквой Л зимой бывает,

 А с весною исчезает. (Мед, лед.)

Записать слова-отгадки. Подчеркнуть буквы, обозначающие парные звонкие согласные. (проверка : документ камера)

IV. Загадка. Напиши отгадку.

     Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится.  _____Ветер_____

Найдите и подчеркните букву, соответствующую  теме  урока. Обоснуйте свой  ответ.

V. Работа с правилом  стр.17

VI. Итог урока.

– На какие две группы можно разделить согласные? (Звонкие и глухие.)

– На какие две группы можно разделить и звонкие, и глухие согласные? (Парные и непарные.)

Домашнее задание: упражнение 28 на с. 18 Используемая   литература:

  1. Методические рекомендации  к  курсу  «Русский  язык»  2  класс, В.П.Канакина, В.Г.Гороецкий
  2.  (2 ч), Издательство «Просвещените» 2016
  3. Интернет – ресурс.

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) «Звонкие и глухие согласные в корне слова»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по русскому языку по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: «Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова»  в  3  классе  содержится …

Конспект урока русского языка по теме «Правописание звонких и глухих согласных в середине слова»

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь….

Урок Русского языка, тема «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» 2класс ФГОС

Разработка урока русского языка по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»…

Презентация к уроку русского языка на тему: «Непроверяемые звонкие и глухие согласные». 2 класс УМК «Планета знаний».

Урок — экскурсия….

Презентация по русскому языку на тему: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Презентация к уроку русского языка для 2-го класса….

Технологическая карта современного урока русского языка во 2 классе «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Современный урок в свете требований ФГОС НОО…

Урок русского языка по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов» (2 класс, по системе Л.В. Занкова)

Урок русского языка во 2 классе (конспект + презентация) по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» (2 класс, по системе Л.В. Занкова). Планируемые результаты:1….

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Звонкие и глухие согласные на конце слова 2 класс в системе СДО

Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

— Сегодня на уроке нас ждёт интересная работа. Заявка на оценку.

«5» —  25б и более

«4» — 20б – 24б

«3» — 15б – 19б

Кто желает получить сегодня на уроке «5», а кто  — «4»? Желаю удачи.

Планка активности учащихся:

.

Настраивается на активную работу на уроке. Приветствие гостей.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Самоопределение

Настраивается на работу и ее положительный результат

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

Регулятивные: целеполагание

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.

Физминутка

На доске записаны буквы:

А,И,Ы,О,У,П

— Что записано на доске?

— Задайте вопрос понятие.

(Минутка каллиграфии)

-Запишите эти буквы в тетрадь всю строку (строчные и заглавные)

— Оцените себя за правильность 1 балл  и аккуратность 1 балл

.

— Найдите  и подчеркните лишнюю букву. Докажите.

Оцените свой труд. 1 балл.

— Как доказать, что буква «П» согласная буква?

— Дайте характеристику звуку [П].

 Звуковая гимнастика.

-Буквы.

— Что называется буквами?

— Буква – это знак, которым записываются звуки на письме.

Выполняют работу в тетради.

Лишняя буква И – показатель мягкости.

 Лишняя буква ы –не имеет слов, написание которых требует заглавную букву.

Лишняя буква П – согласная.

— Все буквы, которые при произношении нельзя пропеть и они встречают преграду,  называются согласными

буквами. Букву «П» нельзя пропеть, следовательно, буква «П» – согласная буква.

— звук [П ]- согласный, парный, глухой, твёрд/мягкий

Выполняет работу в тетради по показу учителя.

;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование цели

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,

 коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

Введение в тему урока

Изучение нового материала

Физминутка (слайд)

Контроль. Самостоятельная работа.

Рефлексия

Домашнее задание

Итог

— Назовите парные согласные.

— Кто догадался, над   чем мы сегодня будем работать?

— Какие задачи поставим на урок, что бы хотели повторить, закрепить.

-Кто вспомнит правило о парных согласных?

— Какие способы проверки вы знаете?

— Запишите словарные слова, подчеркните парную согласную, которую надо проверять.

— Взаимопроверка. Оцените работу (4б, за ошибки минус 1б,+1б за аккуратность).

-Используя  конструкцию вопросных слов карточки № 2 под номерами 6 или 7,  сформулируйте вопрос суждения.

_ Какие способы проверки использовали?

— Выберите названия животных с парным согласным на конце слова и запишите в 2 столбика (проверочное слово и проверяемое).

1. Индивидуальный труд

2. Простая кооперация

3. Сложная кооперация

Оцените свой труд: правильно выбрали слова 6б, правильно проверили 6б, за каждую ошибку минус 1б + 1 б за аккуратность.

-Возьмите маленький листочек. В предложения надо вставить слово из скобок. А в скобках проверочное.

Самопроверка. Оцените работу 4 балла.

На листочке с таблицей вам надо соединить части пословиц и подчеркнуть в словах парную согласную в слабой позиции.

Оцени свой труд. 4балла за правильное соединение + по 1 балл за 2 парные согласные.

— Ребята, возьмите сигнальные карточки и оцените свою работу по теме, чтобы я увидела, кому из вас нужна помощь.

Подводим итог урока:

— считаем баллы, эксперты подводят итог активности своих рядов. Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

Ответы детей.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Рассказывают правило.

  1. Изменить форму слова
  2.  Подобрать родственные слова.

Записывают слов. слова.

Автобус, тетрадь, арбуз,

город, алфавит, медведь, карандаш, мороз.

Взаимопроверка. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию  и имеющиеся знания

— Как доказать, что пишется   буква Д в слове город?

— (отвечают через умозаключение)

  1. Меняли форму слова
  2.  Подбирали родственные слова
  • … — жираф
  • …. – рысь
  • … —  волк
  • … — верблюд
  • … — ёж
  • … — лось

По реке плыл деревянный …                          (пло…  ).

 С дерева сорвали спелый  …                         (пло…  ).

 На грядке дружно взошёл …                         (лу…   ) .

 В марте ярко зазеленел …                             (лу…   ).

 

Соедини части пословиц, подчеркни парную согласную.

Год сухой —

в большой мороз.

Маленькая ложь

что боярин в городе

Береги нос

хлеб пустой.

Медведь в лесу —

за собою большую

               ведёт.

Зелёный — я всё понял;

Жёлтый — я ещё не всё понял до конца;

Красный – я вообще ничего не понял, требуется помощь

Обводит словарные слова , написанные карандашом учителем.

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание действий

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

ГБОУ СОШ №523

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока

по русскому языку 2 класс

УМК «Перспектива»

        Тема урока. Звонкие и глухие согласные  

             звуки. Обозначение их на письме.

        

                                                 Учитель: Завидова И.В.

2011-2012 уч. год

Тема урока. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Цели урока: — формировать представление о парных звонких и глухих  

                        согласных звуках;

                      — ввести алгоритм проверки и написания слов с парными

                        звонкими и глухими согласными звуками в середине и в конце    

                        слова;

                      — научить использовать приобретенные знания и умения при      

                        проверке написания Ктототамом стихотворения.

Планируемый результат:

  1. Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы;

— творческое отношение к процессу оказания помощи в проверке написания  стихотворения Ктототамом.

     2) Метапредметные умения:

а) познавательные умения:

— различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосновывать свое мнение;

— распознавать парные согласные и обосновывать сое мнение;

— использовать приобретенные знания при оказании помощи в проверке написания стихотворения Ктототамом.

б) регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— исправлять ошибки в учебном тексте.

в) коммуникативные умения:

— формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

     3) Предметные умения:

— писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слов;

— оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;

— писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

I. Самоопределение в учебной деятельности

Ситуативное задание.                                                                                  

— Ктототам (один из главных героев на страницах Азбуки) очень любит природу и все живое. И сейчас. С приходом зимы он особенно трепетно заботится о птицах. Ктототам решил написать небольшое стихотворение. Посмотрите, что у него получилось…

  Я показал своим подрушкам,

  Где для птиц висят кормужки.

— Но Ктототам засомневался, не допустил ли он ошибок в своем стихотворении?

— Готовы ли вы ему помочь?

    II. Учебно–познавательная деятельность

  1. Чистописание.

– Записать предложение, найти и выделить в предложении известные (изученные) сочетания, орфограммы, правописания. Обоснуйте свой ответ.

В лесу трещит январский мороз, дует ледяной ветер, а в ветвях старой ели пищат в гнезде птенцы.

(У какой птицы зимой вылупляются птенцы? Ответ: у клеста.)

  1. Упражнение в проверке и написании парных звонких и глухих согласных в корне слов.

— Работа по карточкам (устно).

— Запишите словосочетания под диктовку. Подберите проверочные слова к слову с парным согласным в конце слова.

Запишите по образцу: сильный мороз (морозы), …

     Глубокий пруд (…), большой сугроб (…), высокий шкаф (…), громкий голос (…), горький лук (…), колючий ёж (…).

(выполнить взаимопроверку)

— Какие парные согласные вы знаете? Назовите. Какие из них звонкие, какие глухие?

— Дайте характеристику звуку [ д ] в лове пруд; звуку [с ] в слове голос.

— Как проверяли парные звонкие и глухие согласные в конце слов? (алгоритм)

— Как вы думаете? Только ли в конце слова надо проверять парные звонкие и глухие согласные? ( глазки – глаза, коробка – коробочка).

— Как проверить написание парного звонкого и глухого согласного в середине слова? (аналогично, как и в конце слова).

    3) Упражнение в проверке и написании парных согласных в середине слов.

— Запись слов под диктовку с самопроверкой.

    Рыбка – рыба, кнопка – кнопочка, утка – уточка, прыжки – прыжок, чашка – чашечка.

— Сравните слова, какие слова не просто называют предметы, а выражают отношение к ним говорящего.

     4) И так, вернемся к стихотворению написанному Ктототамом.

— Верно ли написал Ктототам свое стихотворение? Найдите ошибки, допущенные Ктототамом. Обоснуйте свой ответ.

     Я показал своим подрушкам,

     Где для птиц висят кормужки.

Подрушки – подружки – подруженьки.

Кормужки – кормушки – кормушечка.

— Молодцы! Помогли Ктототаму найти и исправить ошибки в стихотворении.

III. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

-Домашнее задание (на выбор учащихся дается 2-3 упр. из учебника).

IV. Рефлексивная деятельность

— Понравился ли вам урок? Чем?

— Чем занимались на уроке?

— Что узнали?

— Где было трудно?

— Как оцениваете свою работу?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *