Стал заикаться: причины, виды, особенности, методики коррекции и лечения – Я стала заикаться — Логопедия

Содержание

причины, виды, особенности, методики коррекции и лечения

Плавная, внятная речь естественна и привычна для человеческого слуха. Неуместные паузы, частые повторы или растягивания звуков и слогов, иные отклонения от нормального темпа и плавности разговора бывают свойственны взрослым людям, страдающим заиканием. Дефекты речи в зрелом возрасте часто сопровождаются непроизвольными, импульсивными движениями конечностей или тиками мышц лица.

С древних времён медицина считала речевые затруднения проявлением болезни, а не простым недостатком. Успешных и проверенных методик лечения долгое время не существовало, хотя врачи стремились к этому. Лишь к концу 19-го века феномен заикания был достаточно изучен, чтобы дать почву для разработки системных мер помощи пациентам.

Диагноз, который ставится заикающемуся человеку, учитывает не только внешнее проявление речевых нарушений, но и их психоневрологическое происхождение. В реабилитации больных принимают участие логопеды, неврологи, психологи и психотерапевты. Практика подтверждает, что даже упорное, многолетнее заикание, начавшееся в раннем возрасте, может быть скорректировано.

Причины

Во время произнесения слов у заикающегося человека судорожно сокращаются мышцы речевого и дыхательного аппарата. Первопричины этого состояния делятся на два класса, в зависимости от типа патологии. Диагностируется невротическое заикание (логоневроз) или органическое (неврозоподобное).

  1. Органические патологии связаны с наличием функциональных отклонений в работе мозга. Современная энцефалография с высокой точностью определяет такие отклонения. Проявления симптомов бывают постоянными и не зависят от обстоятельств речевого акта. Травмы, контузии, инсульты, опухолевые процессы способны спровоцировать возникновение заикания, избавление от которого связано с лечением основного заболевания.
  2. Логоневрозы возникают у взрослых людей после перенесённой психологической травмы, внезапного потрясения, тяжкого горя, глубокого эмоционального шока. Патологическая речь в этом случае не обусловлена физиологией. Часто человек начинает заикаться в определённый момент, хотя перед этим он говорил нормально. К провоцирующим обстоятельствам относятся высокая важность разговора или необходимость говорить перед аудиторией.

 

Сильный испуг или приступ гнева может вызвать временное заикание, которое проходит со временем. Такой логоневроз относится к стрессовому, или реактивному типу и требует своевременной медицинской помощи. Если помощь не оказана, то риск закрепления патологии возрастает. К речевым симптомам стрессовых заиканий присоединяются судорожные синдромы, подёргивания мышц, усугубляющие психологический дискомфорт. Обычное общение становится почти невозможным, вызывая потерю сил у больного и негативную реакцию у собеседника.

Наиболее многочисленной является группа пациентов, страдающих заиканием с детства.

Наследственная предрасположенность и сформировавшиеся привычки дополнительно отягощают состояние больного. Это вовсе не означает, что прогноз заболевания неблагоприятен. Но общий курс лечения может оказаться продолжительным – год и более.

Установление объективных причин заикания относится к компетенции врача. Специалист анализирует анамнез нарушений – врождённых или приобретённых, изучает результаты лабораторных анализов. На этой надёжной основе будет разработана методика индивидуальной коррекции заболевания.

Особенности заикания у взрослых

В числе десяти людей, страдающих заиканием, семеро окажутся мужчинами. Женщины более устойчивы эмоционально, сама природа защитила их от речевых проблем. Расположены к возникновению дефекта и левши. Эти обстоятельства подтверждают причастность особенностей строения мозга к нарушениям речевых функций.

Если свидетель стрессовой ситуации наблюдает неожиданное появление заикания у потрясённого человека, то жертве обстоятельств можно попытаться помочь. Известны случаи, когда горячий чай или глоток спиртного восстанавливали нормальный темп речи, не давая образоваться устойчивым искажениям. Такая «скорая помощь» не исключает необходимости дальнейшего лечения больного у невропатолога.

Внутренняя речь взрослого человека всегда свободна. Заикание, наступившее в зрелые годы, проявляется только при общении. «Про себя» люди говорят без затруднений, даже если дефект имеет максимальное внешнее воплощение.

Этот факт говорит в пользу возможности излечения от недуга.

Лечение

Научные исследования однозначно свидетельствуют о возможности преодоления речевых нарушений при комплексном подходе к лечению. Должны быть учтены все аспекты заболевания: социальный, биологический, психологический. Курсы медикаментов, занятия с логопедом, участие невропатолога и психотерапевта в работе с пациентом включаются в коррекционные системы, ориентированные на исцеление.

Авторские методики коррекции заикания

Широко известны авторы многих методик, имеющих хорошие результаты.

  • Методика устойчивой нормализации речи Л. З. Арутюнян включает способы формирования новых речевых двигательных навыков, согласованных с гармоничными движениями руководящей руки. Метод с успехом применяется во многих клиниках, для взрослых больных с любыми степенями тяжести заикания. Есть данные о возвращении плавности речи больным, имеющим врождённые органические отклонения.
  • Метод социореабилитации Ю. Б. Некрасовой имеет успех в случаях логоневрозов и требует участия опытного психотерапевта. Лечение – длительное, проводится поэтапно, рассчитано на группы пациентов. В процессе занятий и сеансов больные обучаются самостоятельным приёмам стабилизации дыхания и нервной системы. Эти знания и навыки остаются полезными в течение всей жизни.
  • Метод биологической обратной связи (БОС) относится к наиболее современным и предполагает использование компьютерных технологий. БОС практикуется для индивидуальной коррекции с участием логопеда. Высокотехнологичные аппаратные комплексы имеются во многих зарубежных и российских клиниках. В состав оборудования входят тренажёры дыхания, регистраторы активности мозга и мышечных сокращений. Врач-инструктор проводит необходимое количество сеансов, позволяющих пациенту освоить эффективные приёмы саморегуляции и самоконтроля.

Внезапно развившееся заикание может быть первым признаком инсульта. Все симптомы и неотложная помощь.
В редких случаях к заиканию может привести травма головного мозга. Подробный материал о черепно-мозговых травмах здесь.

Что можно сделать самостоятельно

Лечение заикания невозможно без освоения приёмов самопомощи. Оптимальные советы пациент получает от опытного врача после обследования и прохождения курса лечения.

Ставка на исключительно самостоятельную работу может принести успех в случаях лёгких степеней логоневрозов.

К методам, доступным для применения самими пациентами, относится аутотренинг и дыхательная гимнастика Стрельниковой.

Преодоление заикания во многом зависит от установки человека на достижение желанной цели. Первоначальная помощь специалистов актуальна как в лечебном, так и в методическом аспекте. Положительная динамика в состоянии человека, страдающего от речевых дефектов, способна вдохновить его на достижение всё более высоких результатов и привести к полному выздоровлению.

Ниже следует фрагмент передачи «НТВ Утро», в которой говорится о проблеме заикания:

Я стала заикаться — Логопедия

анонимно

Заикаюсь в начале слова обычно, типа «про-просто так». В окружении таких людей нет. Стресс часто бывает, при чем на протяжении лет трех точно (сложная ситуация в семье), но заикаться (ну или все таки запинаться) начала совсем недавно.

Яковлева Зоя Борисовна

Длительный стресс накапливается. и чем обернется-непредсказуемо. Вам очень надо обратиться к неврологу. Самолечением заниматься не надо, загоните внутрь, усугубите положение еще больше. я напишу несколько упражнений, но без помощи врача это будет малорезультативно. Принято различать невротическое заикание (логоневроз) и органическое, или неврозоподобное. В беседе с пациентом врач выясняет, являются ли симптомы постоянными или их проявление зависит от обстоятельств речевого акта. Назначается исследование мозга в виде электроэнцефалограммы. Если энцефалографическое обследование выявляет наличие отклонений в функционировании мозговых структур, ответственных за речевые функции, то заикание классифицируется как органическое. Для него характерны постоянные симптомы, имеющие место даже в спокойной и привычной для больного обстановке: •У взрослых пациентов органическое заикание возникает как осложнение после перенесённых инсультов, черепно-мозговых травм, иных заболеваний с поражением моторной сферы. •опухолевые процессы в мозгу могут механически препятствовать прохождению нервных импульсов и быть причинами речевых нарушений. Логоневрозы у взрослых имеют в качестве причины стрессовые ситуации и глубокие нервные потрясения. В этих случаях заикание не закреплено физиологически и в значительной мере зависит от уровня эмоционального напряжения человека. Невротическое заикание усиливается при необходимости говорить в непривычной обстановке или перед несколькими людьми. Известны случаи временного заикания, которое появляется сразу после сильного испуга, аффекта, гнева и проходит по истечении некоторого времени, вместе со снижением напряжённости ситуации. Для эффективной помощи человеку бывает достаточно горячего питья. Своевременная квалифицированная помощь при стрессовом логоневрозе особенно важна. В противном случае формируется патологический стереотип, заикание переходит в хроническую форму, к внешним речевым проблемам присоединяются судорожные синдромы, нервные тики и подёргивания. Психологический дискомфорт нарастает, общение с другими людьми становится утомительным до изнеможения. Методы логопедической коррекции заикания можно разделить на три группы: •формирование у человека новой, правильной техники речи, включая постановку дыхания, владение голосом, естественную артикуляцию; •освоение выработанных навыков на сложном материале – при чтении и свободном рассказе; •автоматизация навыков при моделировании различных речевых ситуаций, выработка эмоциональной устойчивости к возможным трудностям при разговоре с другими людьми. Эта схема достаточно условна, поскольку логопедические методики постоянно совершенствуются и применяются с учётом индивидуальных особенностей пациентов, персонально или в группах. Как вылечить заикание у взрослых решает лечащий врач, с учетом всех условий и общего состояния здоровья пациента. Известна методика лечения заикания Л. З. Арутюнян, нацеленная не на коррекцию отдельных нарушений речи, а на формирование абсолютно нового речедвигательного навыка. Психотерапевтические методы преодоления заикания включают рациональную и суггестивную терапию, в дополнение обучают аутотренингу: •Рациональные методы реализуются в виде бесед врача с пациентами, с целью формирования адекватного, конструктивного отношения больного к решению своей проблемы. •Суггестивная методика состоит в прохождении пациентом одного или нескольких сеансов гипноза. Во время внушения врач уделяет внимание эмоциональной сфере пациента и состоянию его дыхания, артикуляции и голосового аппарата. •Овладение приёмами аутотренинга позволяет заикающимся оказать себе помощь самостоятельно. Эти навыки остаются с ними на всю жизнь и закрепляют результат лечения. Лечебная физкультура успешно дополняет специальные курсы лечения. Несложные упражнения не только помогают укрепить речевые мышцы, но благотворно влияют на общее состояние нервной системы страдающих от заикания людей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, занятия по системе йогов под руководством опытного инструктора дадут пациенту основу, на которой он сможет в дальнейшем базировать самостоятельные занятия.

причины, как избавиться в домашних условиях и профессионально


Заикание – болезнь, проявляющаяся в виде нарушения речевых функций и имеющая психоневрологическое происхождение. Чаще всего заиканием страдают дети, во взрослом возрасте болезнь проявляется крайне редко, но более болезненно.

Заикание во взрослом возрасте вызывает сложности при разговоре, пациенты страдают от дефекта речи, не могут выговорить правильно слова, растягивают, либо наоборот, непроизвольно сокращают слоги. Заболевание может сопровождаться тиками мышц, подергиванием в конечностях и сложностями с дыханием.

Долгое время заикание не поддавалось лечению. Современная медицина сделала огромный скачок вперед, позволяющий не просто диагностировать болезнь, но и весьма успешно лечить ее.

Совместными усилиями логопедов, неврологов, психологов и психотерапевтов удается достичь положительных результатов даже при лечении заикания у пожилых больных, испытывающих сложности в разговоре с детства.

Исследования последних лет позволяют выделить две природы развития заикания:

  • невротическую;
  • неврозоподобную.

Невротическое заикание

Невротическое заикание проявляется в виде нарушения нормального ритма речи, возникновения запинания и повторов. Данная форма нарушения напрямую связанна с тоническими и тоникоклоническими судорогами в области дыхательно-вокальной и артикулярной мускулатуры.

Природа возникновения заболевания имеет психологическую подоплеку, что позволяет отнести его к группе невротических болезней. В медицине встречается также термин логоневроз.

Невротическое заикание всегда связано со стрессовой ситуацией. Чаще всего заиканием страдают мужчины. Болезнь может проявиться единоразово, либо стать постоянным явлением.

В первом случае человек может начать заикаться после сильного испуга, в приступе паники, или гнева. Во втором случае человек испытывает те же ощущения, но приобретшие постоянный характер.

Поскольку невротическое заикание связано с психологией, то причины его могут быть самыми разными. Иногда человек начинает заикаться в детстве, подражая кому-либо из своего окружения, привыкает к подобной речи и не замечает ее дефекта.

Огромную роль в определении причин заикания занимает наследственность, связанная с нарушениями работы речевого аппарата.

Неврозоподобное заикание

Данный вид нарушения развивается в детском возрасте. Обычно данной формой заболевания страдают дети 3-4 лет, перенесшие тяжелые физические травмы, либо рожденные с патологией внутренних органов.

Причиной заикания может стать асфиксия и тяжелые роды. У детей проявляются задержки в развитии, они долго отказываются ходить, быстро устают, разговаривать начинают в 2-3 года, не могут запомнить даже самые простые слова.

Изначально заикание может проявляться в виде перестановки отдельных слов, но постепенно в разговорной речи все чаще появляются такие слова-паразиты, как «э», «ну», «это», что делает речь еще менее разборчивой.

Невротическая форма заикания исчезает сама собой после устранения внешнего раздражителя, неврозоподобное же нарушеие остается проблемой на долгие годы и беспокоит уже взрослого человека.

Этиология и патогенез нарушения

Заиканием страдает не менее 1% взрослых жителей планеты. Общего мнения по поводу этиологии заикания не существует. Специалистами выделяются следующие факторы, оказывающие прямое, либо косвенное воздействие на появление заболевания:

  • возраст;
  • половая принадлежность;
  • состояние ЦНС;
  • индивидуальные особенности развития речи;
  • функциональная асимметрия мозга;
  • психические травмы;
  • генетика.

Заикание свойственно в большей мере мужчинам, нежели женщинам, что связанно с большей их подверженностью различного рода стрессам.

При изучении патогенеза нарушения используются следующие подходы:

  1. Клинико-физиологический. Заикающийся человек вполне способен адекватно воспринимать речь, если та звучит из уст другого человека, либо транслируется посредством аудио записи. Он вполне может сформулировать в уме фразу, которую хочет произнести, но сказать так, как задумано, у него не получается, что связанно с нарушением на уровне говорения и уровне речевой просодии. Функция речи не нарушается на физическом уровне, она либо не развита в полной мере, либо говорящий человек испытывает сильный стресс и потому не в силах говорить правильно. Статистические данные показывают, что заикаются чаще всего левши, но точных исследований по этому поводу не было проведено.
  2. Психолого-педагогический. Сторонники данного подхода связывают проявление нарушения с боязнью говорить, возникшей на психологическом уровне. Обычно такая боязнь развивается у детей, испытывающих авторитарное давление родителей, но может проявиться и у взрослых, страдающих от гнета начальства и семейных неурядиц.
  3. Социальный. Обнаружено, что в отсутствие слушателей заикающийся человек говорит правильно, явные нарушения речи отсутствуют, что позволяет говорить о социальной природе заикания.
  4. Психолингвистический. За основу изучения сторонники психолингвистического подхода берут нарушения монологической речи, поскольку монолог невозможен без четко выстроенной, связной и целенаправленной мысленной активности. Посредством многолетних экспериментов было установлено, что заикание напрямую связанно с эмоциями, которые испытывает говорящий при чтении. Лица, читавшие эмоционально насыщенный текст, заикались сильнее, чем те, что читал совершенно лишенный эмоций текст в сухом деловом стиле. При повторном чтении заикание уменьшалось, поскольку текст был уже знаком человеку и не вызывал тех же эмоций, что и при первичном его прочтении. Кроме того, было доказано, что высокая социальная адаптация человека оказывает непосредственное воздействие на развития нарушения. Чем она выше, тем меньший дефект речи наблюдается.

Провокаторы отклонения

Вероятными причинами развития заикания у взрослых могут быть:

  • сильный испуг;
  • перенесенный стресс;
  • мгновенно охвативший человека гнев;
  • патологии в развитии;
  • негативное отношение семьи, начальства;
  • гормональные и эндокринные нарушения;
  • перенесенные черепно-мозговые травмы;
  • задержки в развитии, имевшиеся в детском возрасте.

Заикание может являться наследственным заболеванием, не проявляющимся на протяжении долгого времени. При наличии стрессовой ситуации отклонение может проявиться в самый неподходящий момент и стать постоянным явлением в жизни человека.

Фазы развития

Заикание у взрослых лечится намного сложнее, чем в детском возрасте, потому родителям, воспитывающим детей в возрасте до 12 лет, рекомендуется внимательно наблюдать за тем, не проявляются ли у них признаки данного заболевания.

Прогрессируя, заболевание может стать причиной остро выраженного дефекта речи. Специалисты выделяют 4 фазы развития заикания:

  1. Отклонение в речи у дошкольников. Проявление заболевания может наблюдаться при сильном эмоциональном всплеске. Обычно заикание в этом возрасте не приводит к серьезным проблемам и исчезает самостоятельно.
  2. Заикание у детей младшего школьного возраста. Заболевание, проявляющееся у младших школьников, считается патологией, требующей немедленного лечения. Иногда заикающиеся школьники могут говорить вполне связно, но постепенно, подвергаясь насмешкам со стороны других детей, они перестают стараться правильно выговаривать слова и дефект речи усиливается.
  3. Нарушение у подростков. Заболевание проявляется в усиленной форме при общении с незнакомыми людьми, ответе у доски, разговоре по телефону.
  4. Заикание в юношеском и взрослом возрасте. В том случае, если заболевание не удалось побороть в детском и подростковом возрасте, оно становится хроническим и вынуждает взрослых людей искать замену некоторым словам, произношение которых вызывает сложности.

Клиническая картина

Заикание не является заболеванием в прямом смысле этого слова, поскольку обычно классифицируется как проявление скрытых патологий человеческого организма. Нарушение может быть связанно с такими проблемами, как:

  • психологическое расстройство;
  • наличием у человека комплекса вины;
  • чувством тревожности;
  • одиночеством;
  • страхом;
  • трудностями в общении;
  • нежеланием принимать важные решения и заниматься повседневными хлопотами.

Развитие заикания обычно связано с поражением органов речи и мышечной ткани гортани. Существенное воздействие на проявляющийся дефект речи оказывают спазмы и дыхательные судороги, возникающие вследствие чрезмерного волнения.

Постановка диагноза

Диагностировать заикание у взрослых достаточно просто, поскольку взрослый человек вполне способен объяснить и продемонстрировать, что именно его не устраивает в собственной речи.

Диагностика заболевания проводится под руководством логопеда и невролога . В дальнейшем пациенту может быть назначена консультация психолога и психотерапевта, могущих определить не кроется ли причина заболевания в домашних проблемах и трудностях в отношениях с родственниками.

При постановке диагноза у пациента могут проявляться вторичные симптомы:

  • логофобия;
  • потливость рук;
  • покраснение лица;
  • навязчивые взмахи рукой и движения другими частями тела.

Правильная постановка диагноза позволяет приступить к немедленному лечению заболевания.

Коррекция отклонений

В коррекции заикания особое место занимает индивидуальный подход и комплексное лечение. В зависимости от причин, вызвавших заикание, врач может порекомендовать курсы массажа, гипноз и медикаментозное лечение. В особых случаях потребуется рефлексотерапия и консультация невропатолога.

В случае, если нарушение было вызвано полученной травмой, пациенту понадобиться консультация вибротолога. Избавиться от сложных случае заикания можно при помощи снятия напряжения отдельных участков тела, в этой ситуации может быть порекомендована миотерапия, направленная на терапию мышц.

Для коррекции заикания рекомендуется обратиться к психологу и пройти параллельный курс лечения, могущий оказать благотворное воздействие на психику человека, устранив травмирующие ее ситуации.

Скорректировать состояние больного может также и логопед, использующий такие методы, как логопедический массаж, артикуляционная гимнастика и различные дыхательные упражнения.

Основной целью коррекции является максимальное улучшение речи. Сложности коррекционного лечения связаны с необходимостью одновременного использования средств и методов неврологической, логопедической, психологической и терапевтической области.

Когда вы дома

Вылечить заикание самостоятельно в домашних условиях невозможно, но обнаружив у себя, или у окружающих признаки нарушения следует выпить успокоительное, заварить и выпить немного травяного чая, чтобы снять напряжение. Если это не поможет можно принять ванну с успокаивающими солями.

Релаксирующее воздействие на организм оказывают травяные отвары и сборы, приобрести которые можно в аптеке. Наиболее благоприятное воздействие оказывает рута пахучая.

Одну чайную ложку руты заливают стаканом кипятка и дают настояться в течение 7-10 минут. Готовый напиток принимают трижды в день по 1 чайной ложке.

Перед приемом травяного настоя рекомендуется проконсультироваться со специалистом, что позволит исключить возможную аллергическую реакцию.

Заикание не предполагает развитие осложнений. В целом прогноз весьма благоприятный. Интенсивное лечение, прием всех назначенных врачом препаратов и соблюдение щадящего голосовые и речевые рецепторы режима, может оказать существенное влияние на выравнивание речи.

Многие взрослые, своевременно обратившиеся к врачу, вполне успешно борются и побеждают болезнь.

Профилактика нарушения

Заикание у взрослых людей часто связанно с нервным перевозбуждением и душевным расстройством. Лучшей профилактической мерой является стремление избегать стрессовых ситуаций, возможность всегда и во всем находить хорошие стороны.

Пребывая в хорошем настроении, не погружаясь в насущные проблемы сверх положенной меры и проявляя заботу о собственном душевном здоровье, человек может никогда не столкнуться с такой проблемой.

Крайне важно обрести гармонию духа и тела, в этом неоценимую помощь могут оказать занятия йогой, прослушивание тихой классической музыки и просто расслабление на диване с любимой книгой в руках. Не зная как снять психическое напряжение, лучше всего обратиться к врачу и решить проблему под его руководством.

Заиканием в медицине именуется специфическое нарушение речевых функций, не свойственное здоровому человеку. Существует несколько форм и видов нарушения, лечение которых во многом зависит от дисциплинированности человека, его готовности пройти длительный курс лечения и умения беречь себя и свое здоровье.

почему взрослые заикаются и можно ли вылечить

Перед тем, как начать разговор о причинах возникновения заикания у взрослых, следует рассказать о том, что подразумевает под собой термин «заикание».

Определений этого речевого нарушения существует множество. Но если обобщить все их максимально просто и емко, то получится следующее:

«Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц). Как врач, я бы добавила, что заикание — это, прежде всего, нарушение темпа речи».

В группу заикающихся взрослых людей входят не только люди с классическими повторениями звуков или слогов, остановками перед сложным сочетанием букв, но и люди, обладающие быстрой речью. В быту их часто называют «тараторками». В диалоге таких людей нередко хочется «притормозить», поскольку их быстрая речь тяжело воспринимается и затрудняет понимание содержания сказанного.

Почему взрослые заикаются

6% взрослого населения заикается!

Взрослое заикание начинается в детстве

Говоря о причинах, почему начал заикаться взрослый, следует помнить, что корни проблемы всегда лежат в детстве. Чаще всего это первые признаки заикания начинают проявляться уже в возрасте от 2 до 4 лет. Это так называемая гиперсензитивная фаза развития речи, когда ребенок начинает говорить развернутыми фразами, что требует большей согласованности в работе центральной нервной системы.

Сначала нарушения речи могут проявляться в виде небольших и редких запинок, вызванных мышечными спазмами, например, в стрессовых ситуациях. Часто люди склонны не обращать на это внимания и считать случайностями или временными сложностями. Хотя именно эти нечастые запинки легче всего поддаются лечению.

Во взрослом возрасте такие запинки могут заметно усугубиться, видоизмениться и усилиться, перейдя в то, что и принято считать заиканием.

Нередко стрессовые ситуации во взрослом возрасте могут вызвать появление «ступора» — невозможности начать говорить.

Причины возникновения заикания у взрослых

И только с этого момента человек начинает задумываться о лечении, тогда как предыдущие эпизоды с запинками считает незначительными. Большинство людей с проблемами речи уверены, что раз эпизодические запинки не мешали полноценной жизни и общению, то и заикания никакого не было. Такое ошибочное представление мешает вовремя начать лечение, хотя любой специалист скажет, что чем раньше начать коррекцию, тем проще и быстрее будет избавиться от заикания.

Существует ошибочное мнение, что редкие запинки не имеют отношения к заиканию. Однако, если небольшим изменениям речи в детстве просто не придавали значения, это не значит, что заикания не было!

Если ребенку, склонному к запинкам в речи, не помочь вовремя, то в процессе взросления из-за новых физических и умственных нагрузок заикание может усилиться и стать постоянным.

Лечение заикания во взрослом возрасте

Лечение заикания во взрослом возрасте

Взрослый человек учится маскировать заикание: подбирает синонимы, заменяет сложные в произношении слова на более простые. Из-за проблем с речью люди нередко становятся замкнутыми, избегают общения. Таким образом заикание как бы вписывается в повседневную жизнь человека, в его поведение. Создается иллюзия, что оно почти не мешает. Но любая стрессовая ситуация, как правило, приводит к так называемому «обвалу» речи — очень выраженным и частым запинкам. Важно понять, что это — не начало заикания, а его закономерное проявление и развитие. И виноваты в этом биологические причины (непроизвольные избыточные движения мышц, о которых говорилось в начале статьи), а не сами обстоятельства, они лишь провоцируют заикание.

Может показаться, что заикание у взрослых людей уже не поддается лечению. Это не так. Лечить заикание можно как в детстве, так и во взрослом возрасте!

Конечно, схема реабилитации и время для достижения эффекта у детей и взрослых будут разными, но восстановить речь можно. Главное — не затягивать с лечением еще дольше.

Курс лечения заикания для взрослых в Центре реабилитации речи Татьяны Соловьевой включает в себя занятия не только с логопедом, но и с психотерапевтом. В программу двухнедельного курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Занятия ведутся в группах, что позволяет создать атмосферу, максимально приближенную к общению в реальной жизни. Это помогает добиться устойчивого результата после окончания курса.

Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения. Но по итогам курса вы не только заметите изменения в лучшую сторону, но и получите огромную базу для самостоятельной работы по коррекции речи.

Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону 8 (812) 717-40-68 или через специальную форму на сайте. Не откладывайте решение проблемы на потом и помните, что чем раньше начать лечение, тем быстрее вы избавитесь от заикания!


Может быть полезно
Что делать если ребенок начал заикаться

Заикание может заявить о себе в любом возрасте. Но чаще всего первые признаки заикания у ребенка начинают проявляться уже в промежутке с 2 до 4 лет. И чем раньше родители обратят на них внимание и отправятся к специалисту, тем больше шансов получить быстрый и, самое главное, устойчивый результат. Только профессионал знает, как вылечить заикание у ребенка и понять, в чем его причины.

Что делать, если ваш ребёнок начал заикаться в 2-3 года

Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям.

Шесть монологов о заикании и свободе слова — Wonderzine

Я начала заикаться, когда мне было семь и я пошла в первый класс. Первый год это никто не называл заиканием, просто мне было тяжело читать вслух, я не могла произнести следующее слово. Вообще я была очень развитым ребёнком и, придя в школу, читала не по слогам. Сначала никто не понимал, что это такое, потом в какой-то момент кто-то спросил меня: «Ты что, заикаешься?» А я долго отрицала. Потом одноклассники начали меня дразнить. Родители говорили: «Не обращай внимания», — но я не могла не обращать внимания, когда меня изображали другие дети. Много раз пыталась умно ответить на издёвки, но начинала заикаться в процессе, и это становилось очередным поводом надо мной посмеяться.

В третьем классе, когда мне было девять, очень настырная мама одноклассника, которая была дружна с моей бабушкой, взяла мою фотографию с детского утренника и отнесла к гадалке. Гадалка заговорила ниточку по фотографии и велела её закопать со словами: «Когда ниточка сгниёт, Даша перестанет заикаться». Судя по тому, что я заикаюсь до сих пор, ниточка была из нейлона. Потом мы с мамой и бабушкой пошли к этой гадалке втроём: было темно, коптили свечи, она водила яйцом над моей головой. Было очень смешно, потому что бабушка и мама сидели с очень серьёзными лицами, а я думала: «На что я трачу свою жизнь?» По версии гадалки, я начала заикаться из-за того, что мама делала ремонт, когда была мной беременна, и нужно было прийти ещё на несколько сеансов, чтобы меня вылечить.

Чуть позже по телику начали крутить рекламу курсов от заикания. После очередной акции травли, когда я сидела в школьной раздевалке в слезах, позвонила маме и сказала: «Давай признаем, что я заикаюсь, давай это просто признаем. Я хочу лечиться, мне нужны эти курсы». Мама согласилась, и когда мы приехали в центр с курсами, нам сказали, что причина заикания в том, что меня переучивали писать с левой руки на правую. В детстве все думали, что я амбидекстр (ложку и вилку я держала левой рукой), но когда в первом классе нам сказали: «Все возьмите ручки в правую руку», — я так и сделала, и у меня всегда был очень плохой почерк.

Суть курсов заключалась в том, что нужно было очень медленно читать текст в очень больших наушниках, чтобы не слышать своего эха. Всё это вызывало во мне ужасный протест, я саботировала мероприятие и навсегда испортила себе впечатление от «Всадника без головы», которого нужно было читать в наушниках. В итоге курсы мне вообще не помогли, но я не исключаю, что кому-то могли помочь.

Из-за чего бывает заикание? Кто подвержен сильнее всего? Ответы логопеда

Справиться с заиканием у людей помогут певчие птицы. Учёные из США заявляют, что полностью расшифровали весь наследственный код амадины и выявили гены, активность которых заметно меняется, когда она поёт.

Теперь эти участки птичьей ДНК хотят сравнить с человеческими и найти новое средство против расстройств речи. Пока же заикание лечат традиционными методами. Кстати, вполне эффективно.

6-летний Паша чувствует себя превосходно и не видит никакого смысла идти к врачу. Но его мама другого мнения. Сын недавно начал немного заикаться. Что стало причиной этого, мама не знает. Возможно, ребёнок копирует речь сверстника из детского сада, который заикается сильно. Возможно, сам испытал какой-то стресс. Так или иначе, но с заиканием нужно бороться, решила она. Паше в этом году идти в первый класс, проблемы с произношением помешают ему учиться и могут сделать его объектом для насмешек.

Причиной заикания может стать что угодно. Каждый случай особенный. Но врачи сходятся во мнении, что чаще виной всему стресс, перенесённый в возрасте, когда речь только формируется. И именно в этом возрасте проблему и нужно решать. Чем быстрее, тем лучше. Ребёнка учат контролировать своё дыхание, произносить слова на выдохе. А лечение может быть представлено в виде занятной компьютерной программы или просто игры. Сначала малыш выдувает мыльные пузыри, а потом начинает правильно дышать и говорить.

Нина Обухова, логопед: «Дети заикаются в возрасте 3-4 лет довольно часто. Но после своевременного медикаментозного лечения, после объяснения родителям — как нужно себя правильно вести, особенно, особенно при заикании, которому 2-3 недели — оно проходит бесследно».

Владимир начал испытывать трудности с речью, когда был совсем маленьким, но до поры до времени это не доставляло ему большого дискомфорта. С годами заикание прогрессировало. Сейчас Владимиру 24 года и он вынужден был лечь в стационар, чтобы вернуть себе возможность говорить свободно. Многочасовые занятия с логопедом, дыхательная гимнастика, вокальные упражнения — взрослому человеку приходится затрачивать гораздо больше сил и времени на борьбу с заиканием, чем ребёнку.

Владимир Желтов: «Затянул, обратился уже только во взрослом возрасте. В жизни часто так бывает. Придётся навёрстывать упущенное, исправлять ошибки».

Как бы ни было сложно исправлять ошибки, сделать это можно в любом возрасте, уверены врачи. Главное — заниматься упорно и систематично. На занятия в клинику патологии речи приходят только взрослые люди. И учатся говорить заново. По слогам, растягивая гласные, зато без запинок.

Рука, отбивающая ритм, помогает держать темп речи, говорить спокойно. Пройдёт какое-то время и эти молодые люди смогут говорить без помощи рук, прибегая к такой специфической жестикуляции только в крайнем случае.

Светлана Бондарева, логопед: «Соприкосновение пальчиков на определённый лад и ритм настраивает. И они сразу успокаиваются».

Студентка из Санкт-Петербурга Алевтина посещает эти занятия всего месяц. И уже отмечает разительную перемену в себе. Вместе с плавной речью к ней пришла уверенность в себе. Пока ещё она нарочито говорит чуть нараспев. Но зато не заикаясь, как это было совсем недавно. Она старательно занимается и верит, что успех не за горами.

Алевтина Васкевич: «Люблю разговаривать с незнакомыми людьми. Даже иногда специально, чтобы проверить свою речь, свои способности в этом деле. Я стала увереннее в себе и теперь не боюсь ни с кем разговаривать, не боюсь запинок, потому что знаю, что смогу».

Способов борьбы с заиканием придумано множество. От гипноза и специальных компьютерных программ до логопедического массажа и таблеток. Традиционная медицина настаивает на комплексном подходе к лечению, в котором занятия с психологом имеют не меньшее значение, чем с логопедом. Заикание сильнее всего бьёт по самооценке человека. Подарить пациенту уверенность в себе не менее важно, чем научить его говорить без запинок.

Алексей Белан, заведующий отделением патологии голоса и речи для взрослых ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи»: «Чем увереннее чувствует себя человек, тем спокойнее он относится к заиканию. Есть даже такие направления в работе с заиканием, где говорить хорошо и не учат. Учат только вести себя хорошо, спокойно, уверено и заикаться с лёгким сердцем».

Гость в студии — МАРИНА СОКОЛОВА, логопед

Ведущий: Подробнее о таком изъяне речи, как заикание, мы поговорим с профессиональным логопедом Мариной Соколовой. Марина Борисовна, добрый день.

Гость: Здравствуйте.

Ведущий: Сумели ли ученые выяснить все причины, из-за которых бывает заикание?

Гость: Причин великое множество. И конкретно какую-то главную причину пока еще не выяснили. Заикание не передается по наследству, а предрасположенность по наследству передаваться может. Действительно, есть дети, у которых кто-то из близких страдает этим дефектом речи, и они находятся в группе риска.

Ведущий: Если человек находится в группе риска, то чего ему не стоит делать или что-то нужно предпринять для того, чтобы все-таки не начать заикаться?

Гость: Но здесь надо учитывать, что заикание — это детский дефект речи, который появляется в период становления речи. Если родители, зная о том, что в их окружении есть заикающиеся, заметили, что у ребенка появились какие-то изъяны, конечно, им надо срочно обратиться к логопеду. И не верить тем, кто считает, что, если это похоже на поломку в речи, что это заикание само собой пройдет. И как можно быстрее восстановить речь. Такие способы есть. И на самом первом этапе возникновения речевых судорог заикание легко исправимо.

Ведущий: А какие приемы? Как устраняют заикание?

Гость: Самый простой прием — это начинать говорить с ребенком очень медленно, просто по слогам. Это самый простой прием. И, в общем-то, бывает так, что этого достаточно для того, чтобы речь снова пришла в норму. Если так не получается, тогда мы предлагаем целую программу.

Ведущий: А в каком возрасте у детей выше всего риск появления заикания?

Гость: Всегда считалось, что это возраст с 3 до 4. Но этот период может колебаться. И сейчас заикание помолодело, и очень много малышей, которым едва исполнилось 2 года, уже начинают заикаться.

Ведущий: А у взрослых людей может появиться заикание? Никогда не было и вдруг ни с того ни с сего возникло.

Гость: Да. Это удел, видимо, тревожных мнительных людей. Это одна ситуация. Потом убыстрение темпа речи. Если я заговорю не своим темпом, то в моей речи будут неплавности. Если я, например, сегодня не готова рассуждать на темы, эта ситуация экзамена, на которые мне необходимо рассуждать, в этой ситуации я тоже не буду говорить плавно.

Ведущий: А может ли заикание в определенном смысле слова быть заразным? Допустим, брат заикается, и сестренка, глядя на него, тоже начнет так же не плавно говорить.

Гость: Иногда, если, например, тот старший брат, у которого есть заикание, большой авторитет в глазах у малыша, то этот малыш он может ему просто подражать, потому что он будет считать, что это красиво. Такое может быть.

Ведущий: Эта проблема может прогрессировать? То есть всё хуже и хуже, он будет обладать всё более и более напряженной, мучительной речью.

Гость: Конечно. Заикание иногда бывает настолько тяжелым, что, слушая человека, ты понимаешь, что заикание просто зачеркивает его жизнь, просто лишает его возможности нормально существовать. И как сложится жизнь человека с заиканием, тут зависит от многих факторов. От того, какой у него характер, от его окружения, от близких, от учителей. Ну поэтому заикание надо исправлять как можно быстрее.

Ведущий: Большое спасибо, Марина Борисовна. Опытнейший логопед Марина Соколова подковала нас знаниями насчет заикания. Вот что хорошо бы запомнить каждому.

Подобный дефект речи напрямую по наследству не передаётся. Но с генами мы можем получить предрасположенность к более лёгкому появлению таких проблем.

В группе особого риска дети 3-4 лет. В этом возрасте они начинают говорить быстрее и разнообразнее, неизбежно спотыкаются при произнесении сложных слов и фраз.

Тут родители должны проявить внимание и вынудить детей говорить помедленнее. А для этого сами не должны тараторить.

Если же изъян стал явным, да к тому же в роду есть заики, то, очевидно, что пора к логопеду.

Потерять плавность речи могут не только малыши, но и школьники, и даже взрослые люди. Испуг, тяжёлые переживания. Причин множество.

Заикание обязательно нужно устранять. Иначе речь быстро станет настоящим истязанием и спровоцирует глубокие психологические недуги.

Заикание. статья. — запись пользователя Мама Лена (pdtplyfzvfvjxrf) в сообществе Здоровье — от трех до шести лет в категории Неврология

Обычно заикание появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью. По данным мировой статистики, среди детей встречаются 2-3 % заикающихся, среди взрослых — 1 %. В России этот показатель в среднем составляет 1,5-2,2 %.

Общие понятия

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание.

Нарушения могут длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.
Причины заикания

Физиологические. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша,рахита.

Психологические. Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потериродителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

Социальные. Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Провоцирующие факторы

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Общие рекомендации Соблюдать распорядок дня. Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше — 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

Создавать благоприятную психологическую обстановку. Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

Помогать ребенку в ежедневном общении. Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

Укреплять общее здоровье. Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

Заикание и его симптомы

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.
Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.
Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую «механическую поломку» звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.
Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал «сшибкой». Образовавшийся в результате такой «сшибки» больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.
В этой связи встает вопрос: «Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?» Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.
Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.
Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.
Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.
Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами. Могут возразить: «Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются». Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.
Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей «молодости», и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городскик. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

СИМПТОМЫ ЗАИКАНИЯ

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.
Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.
Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти «чужеродные» звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются «а», «э», «вот», «ну», «и».
Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность. Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.
Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обыччо избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Методика лечения заикания у детей

Методика лечения заикания у детей 4-7 лет
Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара позволили, как говориться, «на себе» испытать многие существующие официальные методы «лечения».
Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.
Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».
Сложные по смыслу предложения, не могут быть произнесены ещё не развитым речевым аппаратом малыша — возникают запинки или неразборчивку, усугубляет заикание.
Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.
У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обыччо избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.
Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная. В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.
Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Методика лечения заикания у детей

Методика лечения заикания у детей 4-7 лет

Данной теме я посвятил более 20 лет исследований, сознательного изучения различных «клиник», методик, советов «опытных» логопедов, а так же «народных целителей». Личный опыт лечения у логопедов, даже в условиях больничного стационара позволили, как говориться, «на себе» испытать многие существующие официальные методы «лечения».
Накопленный опыт позволил систематизировать основные принципы, а так же выявить ошибки, которые усугубляют положение.
Причины возникновения дефекта речи разные, но имеет смысл общая тенденция: в детстве у некоторых детей развитие мозга (мышления) значительно опережает физическое развитие речевого аппарата, который просто не справляется с быстрым потоком мысли. Вы, наверное, замечали необычайную сообразительность Вашего малыша, его мышление «не по годам».
Сложные по смыслу предложения, не могут быть произнесены ещё не развитым речевым аппаратом малыша — возникают запинки или неразборчиввая речь.
Ребенок акцентирует на этом внимание, переживает, возникает на этой почве НЕВРОЗ.
Большая доля причин- это ранние детские травмы (ушибы, ожёги и т.п), причины психологического характера: «нападки» более старших детей, строгое воспитание родителями, с применением физичиской силы и т.п.
Возникающее ВОЛНЕНИЕ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЧУВСТВО СТРАХА — это симптомы НЕВРОЗА, который нарушает баланс речи. Заикание- это НЕВРОЗ и мы, точнее Вы — родители, сами вылечите малыша с помощью следующих принципов.

Анализ, осмысление, личный опыт выздоровления привели к отбору главных из них:

В начале расскажу одну историю. Однажды, мне было лет 10 , мой школьный друг рассказал, что давно (!), когда ему было 5 лет, он тоже сильно заикался как я. «Как же тебя вылечили?»- спросил я (наедине с ним я разговаривал лучше, чем обычно). На что он ответил: «Меня выличила моя м мама. Ей логопед сказал, что главное в лечении- две недели НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ». «Но, как же все больницы, занятия у логопедов, на которые потрачено много времени и сил? Неужели так просто!?»- недоверчиво подумал я. Наверное, это был очень опытный логопед, который не всретился мне и моим родителям…
Только спустя много лет, пройдя «тяжелый» путь на пути самопознания, когда мне было за 30, я понял- это была правда, он БЫЛ ПРАВ!
Пускай не две недели, а за 1-2 месяца вылечить заикание у детей возможно. Упустите момент — придется «лечить» 5-10 и более лет.

ИТАК….

1. Как ни странно, родители должны начать с себя. Вероятность того, что именно Вы являетесь причиной данной проблемы, очень высока! Часто внешние факторы, например, проблемы на работе или других жизненных ситуаций переносятся на семейные отношения. Возможные семейные ссоры, сопровождающие их крики, оскорбления, даже если они напрямую не относятся к ребёнку могут являться причиной заикания. Тем более если Вы строго обращаетесь с ребёнком, сбой речи- это прямая причина вашего обращения.
Всё можно поправить. Надо остановиться и подумать, что пошло не так? Попытайтесь найти причину возникновения заикания у ребёнка. ЛЮБОВЬ и ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ — главный принцип семейных отношений и лечения заикания!
Дайте себе слово, изменить АТМОСФЕРУ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.
(Поскольку любого человека сложно в чём либо убедить или переубедить, я предлагаю вам два месяца следовать данным принципам. Если через 2а месяца не будет никаких результатов улучшения, вы мне напишите на электронную почту, указанную ниже. Пока мне ещё никто не написал из более 2000 читателей)
Итак два месяца: никаких ссор, скандалов, грубых слов.

1. Первый принцип: ГОВОРИ НА ВЫДОХЕ, ВНАЧАЛЕ СДЕЛАЙ ВДОХ, ЗАТЕМ НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ.
Если ребенок запнулся, то сразу ему объясните:» Говори на выдохе. Сначала перед словом сделай ВДОХ, затем ВЫДОХ. НА ВЫДОХЕ ГОВОРИ!»
Заметьте, что во время запинки дыхание остановлено, иногда ребенок пытается говорить на вдохе (!), начинается подёргивание головой и телом. Поэтому, важен принцип КОНТРОЛЯ ДЫХАНИЯ, точнее РЕЧИ НА ВЫДОХЕ.

2. Объясните ребенку, что: » надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО, быстро говорить не нужно, тебя не поймут».
Ваш смышленый малыш уже в раннем возрасте составляет сложные предложения. Разговаривайте с ним медленно САМИ, тем самым показывая размеренную, неторопливую речь. 10-20 слов в минуту — достаточный темп, понятный собеседнику.
Некоторые люди успевают сказать на одном выдохе несколько предложений- это очень быстрый темп. Если кто-то из ваших родственников или знакомых: супрупруг(га), братья и/или сестры ребёнка, бабушки, сиделкам, ваши знакомые и друзья — все те, с кем общается ребенок, разговариваю так быстро, то поговорите с ними, и на своем примере объясните требуемый темп — темп детской речи.
Начните анализ с себя, как Вы говорите?
Так же обратите внимание, что ребенок говорит ГРОМКО. Это дает лишнее напряжение речевому аппарату. Объясните ребенку, что надо ГОВОРИТЬ МЕДЛЕННО и НЕ ГРОМКО. Пусть на первом этапе это будет ШЕПОТ. Поговорите с ним шепотом, постепенно увеличивая звук до приемлемого уровня. Делаете это не в форме строгого наставления, а в форме игры, интересного рассказа.

3. НЕ СПЕШИТЕ! Бывает так — Вам утром на работу, поэтому спешите в ж детский садик.(а кто-то позволяет себе кричать на ребёнка)
Спешка — это враг. Спешка сбивает дыхание, в целом меняется гормональный состав крови.
Старайтесь медленный темп поддерживать не только в разговоре, но и в других действиях: ходьбе (неторопливый шаг), делах и прочее. Ходите медленно как в садик, так и после садика. Не спешите на прогулках, во время «похода» по магазинам-в любых других случаях. Лучше потратьтесь на маршрутку или такси, или выберете более свободное время.

4. НЕ КРИЧИТЕ на ребенка, даже НЕ ПОВЫШАЙТЕ ГОЛОСА (тем более НЕ БЕЙТЕ РЕБЕНКА). Забудьте о ремне. Если какую-то шалость не можете простить малышу, то лучше «проказника» поставте в угол. ОН И ТАК ПОЙМЕТ НАКАЗАНИЕ.
Проследите, чтобы этого не делали другие: «воспитатели» в детском саду — причина до 50% случаев — собственные проблемы «срывают» на детях; близкие люди (Ваш супруг (супруга), старшие братья, сестры, бабушки, сиделки) — все те, с кем часто общается ребенок.- оставшиеся 50% (до 100%) случаев.
Объясните всем сдерживать эмоции в отношении ребенка, любить и все прощать! Понятно, что без воспитания не обойтись, но постарайтесь смягчить собственные эмоции.
С «кричащим» воспитателем детского сада можно строго поговорить, или прибегнуть к помощи заведующей.
5. ОСАНКА и РАССЛАБЛЕНИЕ. Следите за осанкой ребенка, никакой сутулости, поднимайте подбородок, расправляйте плечи. Сутулость — есть причина снижение объема легких, опускание диафрагмы, усложнение работы межрёберных дыхательных мышц, дыхание останавливается. Это естетственный рефлекс организма когда при опасности тело сжимается. Так же нижняя челюсть не может спокойно двигаться.
Потому, хорошая осанка (то есть вес верхней части тела опирается на столб позвоночника)-это залог хорошей работы дыхательных мышц. Хороший кислородный обмен нормализует работу мозга!
Если Вы знаете хорошего массажиста, то лечебный массаж поможет исправить осанку, снять мышечные напряжения. Полезен аккуратный массаж головы: роднички ещё не окостенели, поэтому просто погладьте ребёнка по головке ладошкой.

6. Ограждайте ребенка от факторов страха (испуга): громкая музыка, «страшные рассказы», «современные» мультфильмы и фильмы, ссоры в семье и так далее, и тому подобное.
Прочие возможные причины: например, если муж охотник, обяжите его тушки разделывать на улице и собак домой не водить. В деревне не зачем ребенку показывать бойню. Помните, что, возможно, Ваш ребенок более впечатлителен, чем Вы и эти суровые картины бытия, пока ему знать рано.

7. ХОРОШИЕ СЛОВА. Если Вашему ребёнку 6 или 7 лет, то это возраст открытий и поиска..
К сожалению, открытия происходят не только в хорошем, но и в плохом: ребёнок может повторять плохие ругательные слова, услышанные на улице или по телевизору. Объясните ребёнку, что эти слова нельзя повторять, кто их не повторяет, тот не запинается!

Своими руками

Невротическое заикание у ребенка

Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. По данным разных авторов, это соотношение колеблется от 2:1 до 10:1. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т. е. на 2- 3-м году жизни.

Причинами возникновения невротического заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подосттрые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием. Невропатические состояния встречаются примерно в 20%, а идентичная наследственная отягощенность в 17,5% случаев невротического заикания. Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву­язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *