самоубийство подростков — печальная статистика, причины и помощь
Глобальная проблема современной жизни – самоубийство подростков. Количество юношей и девушек, решивших добровольно уйти из жизни, растет с каждым годом.
Бездуховность, одиночество, психологическая неустойчивость к проблемам, страх перед будущим с одной стороны, и избыточные нагрузки при бешеном жизненном ритме, с другой приводят к желанию уйти из этого мира. Возникает депрессия, которая может закончиться попыткой покончить жизнь самоубийством.
Страшное явление — подростковый суицид
Самый опасный возраст у подростков 15-17 лет. В это время они решают совершить акт самоубийства из-за личных неприятностей, конфликтов с родителями, проблемами в школе, неразделенной любви. Каждый по-своему воспринимает ситуации, сложившиеся в данный момент.
В этот период молодые люди слишком идеализируют события, ждут их благоприятного разрешения и трагически относятся к трудностям. Им кажется, что проблемы никогда не кончатся. Их охватывает тоска, беспомощность и безнадежность.
Самоубийство может быть спонтанным — под действием сильных переживаний и потрясений, когда подросток находится в состоянии аффекта. После того, как возбуждение стихает, проблемы решаются, неудачная попытка больше не повторяется.
Если проблемы накапливаются постепенно, у подростка начинают появляться мысли о совершении суицида. Он продумывает свои шаги, как уйти из жизни. Самое страшное, что спустя некоторое время, он обычно пытается повторить попытку, когда задуманное не удается с первого раза.
Некоторые подростки на самом деле не собираются уходить из жизни. Суицидальными попытками они просто хотят обратить на себя внимание или достичь какой-то цели. Такие демонстративные попытки часто заканчиваются трагически.
Важно!
2/3 всех самоубийств совершаются под действием алкоголя и наркотиков.
Статистика
Число совершенных среди молодежи самоубийств за последние десять лет выросло примерно в три раза. Одно из первых мест по этой страшной статистике занимает Россия.
Если в мире средний показатель 7 человек на 1000, то в России – 16-19. Причем трагических случаев среди юношей в гораздо больше, чем среди девушек. Однако попыток покончить с собой у девушек больше в четыре раза. По статистике только 8% молодых людей действительно имеют цель покончить с собой. Остальные, таким образом, стараются привлечь к себе внимание окружающих.
Как распознать угрозу
- разговоры о нежелании жить;
- прекращение общения с друзьями и родителями, замкнутость, угрюмость;
- потеря интереса к своим прежним увлечением, стремление к уединению, подросток раздает свои вещи, которые были очень ценными для него;
- безразличие ко всему, в том числе к своему внешнему виду, апатия;
- интерес к оккультизму, темам смерти;
- появление фобий и страхов;
- неожиданная склонность к анорексии;
- ношение одежды черных тонов, появление татуировок со смертельной символикой.
Определить расположенность к суициду невозможно. Но психологи выделяют группу риска для определенных ситуаций, в которую входят молодые люди:
- подверженные приступам депрессии;
- принимающие наркотики и злоупотребляющие алкоголем;
- уже однажды пытавшиеся совершить попытку суицида, или были свидетелями этого в семье;
- имеющие выдающиеся способности;
- с плохой успеваемостью в школе;
- беременные девушки;
- те, кто стал жертвой насилия.
Профилактика подросткового суицида
В современной жизни даже, казалось бы, в благополучной семье, ребенок часто остается наедине с самим собой. К сожалению, многие родители, уделяя внимание материальным благам, не обращают внимания на душевное состояние подростка. Лишенный родительского внимания, он оказывается наедине с проблемами и переживаниями.
- Ребенка нужно любить и поддерживать всегда.
- Уметь выслушать и постараться понять, почему ему плохо.
- Очень внимательно относится к словам и поступкам.
- Рассказывать, как справляться с проблемами на собственном примере.
- Посоветовать прочитать книгу или посмотреть фильм, где рассказывается о героях, стремящихся к жизни и преодолевающих трудности.
- Обратиться к психологу.
- Найти для ребенка духовного наставника.
Не забывать:
то, что взрослому кажется незначительным, для подростка может быть катастрофой!
Метод активного слушания поможет избежать недопонимания.
Внимательно слушая, человек сосредоточивается на полное восприятие информации, поэтому собеседник говорит легко и открыто. Он понимает, что его проблемы действительно хотят выслушать и начинает подробно объяснять, что и почему чувствует.
При конфликтных ситуациях обе стороны, слушая друг друга эмпатически, вырабатывают решение проблемы. Не надо задавать вопросы или комментировать рассказ. Дать выговориться, помогая улыбкой, кивком, зрительным контактом.
Метод активного слушания позволяют установить доверие и создать взаимопонимание.
Контроль над активностью в соцсетях
Современная молодежь почти не имеет опыта живого общения. В виртуальном мире все проще, чем в действительности. Здесь не требуется прочувствовать собеседника, можно быстрее установить контакт и прекратить общение, если надоело.
Интересного и полезного в сети очень много, но существуют и сайты, опасные для подростков. Например, социальные сети, где подростки оставляют свои данные и предоставляют возможность для их обработки. Чтобы избежать трагедии ребенку следует обязательно объяснить, какую информацию о себе не следует размещать на своих страницах в интернет-сообществах.
Время от времени проверять компьютер и мобильный телефон без предупреждения, чтобы он не смог очистить историю браузера или удалить сообщение.
Кроме того, существует большое количество программ родительского контроля, установив которые на компьютер или телефон можно отслеживать поведение ребенка в сети.
Группы смерти
Возникшие в последние годы в интернете смертельные игры привели к росту суицидов среди подростков. Дети из любопытства регистрируются в так называемых «группах смерти» и начинают выполнять задания. Последнее, из которых подразумевает уход из жизни. Многие дети не решаются выйти из смертельного квеста из-за угроз расправиться с родными.
Уже в самих названиях, на первый взгляд совсем безобидных, кроется подтекст. Например «Тихий дом». Вечная тишина и спокойствие – гроб. Или «Синий кит» — известно, что именно эти млекопитающие иногда выбрасываются на берег, как будто совершая самоубийство. Если подросток играет в подобные игры, родителям надо бить тревогу и срочно блокировать такие сайты.
Друзья
Подростковый возраст – время, когда мнение друзей для молодежи важнее, чем мнение родителей или учителей. При общении с ровесниками дети легче справляются с неудачами. Причем способ общения может быть любым: переписка в социальных сетях или разговор по телефону. Проблема состоит в том, какой круг друзей выбирает подросток.
Парни и девушки слишком свободно доверяют сокровенные тайны и обсуждают личные проблемы именно с друзьями. С ними они обязательно поделятся своими планами расстаться с жизнью. Если друг говорит, что хочет совершить суицид, нужно обязательно выяснить причину и помочь ему разобраться с проблемами, поговорить «по душам», поддержать. Обращаясь к друзьям, подросток ищет помощи и хочет, чтобы кто-то понял его и сказал, что не так все плохо, как ему кажется. Что все можно исправить в жизни, только саму жизнь вернуть нельзя.
Самоубийства детей и подростков. Причины трагедии. Аналитики Точка зрения
Переключение навигации- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Журнал изменений
- Предложить материал
- Войти
- Регистрация
- Рус
- Eng
- Были:
- Ригден Джаппо,
- Ахура Мазда,
- Осирис,
- Архангел Гавриил,
- Джабраил,
- Агапит Печерский,
- Кетцалькоатль
- Ожидаем:
- Имам Махди,
- Утешитель,
- Святой Дух,
- Майтрейя,
- Калки Аватар,
- Машиах,
- Гэсэр-хан
- Главная
- О нас
- О проекте
- Обратная связь
- Ваше мнение
- Предложить материал
- Журнал изменений
- Исконные Знания
- Беседы с И.М. Даниловым
- Книги
- Истина на всех одна
- Иллюзия и Путь
- Жизнь
- Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
- Пророчества
- Религии
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
- Индуизм
- Иудаизм
- Зороастризм
- Символика и мифология
- Символика и Мифология
- Астрономия
- Мир Пирамид
- Интересные места
- !?
- Архонты. Тайные хозяева мира.
- Кандук. Нечистая сил
Суицид подростков: причины и профилактика
По статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13–17 лет совершает попытку суицида. В 2017 году было зафиксировано 720 законченных суицидов среди подростков. Почему молодой симпатичный парень из благополучной семьи решился на такой шаг? Почему никто не заметил, что с ним что-то не так? Как избежать таких трагедий, предотвратить суицид подростков?
2 725 8 Августа 2018 в 07:03 Автор публикации:
Наталия Димент
Редактор: Ольга Ермакова
Трагедия словно взорвала школу. Растерянные учителя, перепуганные одноклассники, непривычная тишина на переменах. И у всех немой вопрос в глазах: ПОЧЕМУ?
Почему молодой симпатичный парень из благополучной семьи решился на такой шаг? Почему никто не заметил, что с ним что-то не так? Как избежать таких трагедий, предотвратить суицид подростков?
Статистика подросткового суицида
По статистике каждый двенадцатый российский подросток в возрасте 13–17 лет совершает попытку суицида. В 2017 году было зафиксировано 720 законченных суицидов среди подростков. Но на самом деле реальная цифра значительно выше, так как не всегда удается с точностью установить причину смерти ребенка. Девушки чаще предпринимают попытки уйти из жизни, а юноши чаще доводят задуманное до конца
(https://aae.su/statistika-suitsida-2017-po-stranam.html).
Суицид подростков: причины трагедии
С каждым годом все больше подростков становятся жертвами суицида, не находят силы и стимула жить, не справляются с тяжелыми условиями жизни, с трагедиями в семье, с моббингом или высокими нагрузками. Подобные проблемы знакомы и взрослым, а детей способны довести до отчаяния. Ссора с другом, несчастная любовь, подростковый максимализм и бескомпромиссность тоже вроде понятны всем, но часто списываются на возраст и не воспринимаются всерьез.
Хорошо, если родители замечают, что с ребенком что-то не так, и пытаются поговорить по душам, посоветоваться с учителями, вместе сходить к психологу. Но насколько это эффективно, когда речь идет об угрозе суицида, — большой вопрос, так как все оценивают проблему подростка с позиции своего опыта и мировосприятия. Взрослые пытаются утешить, подбодрить, дать совет, часто не понимая истинных причин и размеров проблемы.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, почему логичные, на наш взгляд аргументы, часто оказываются неубедительными для детей, не могут уберечь от трагедии.
Подростковый возраст — самый тяжелый период в жизни человека. Это стык двух миров — детства и взрослости. В крови бушуют гормоны, с невероятной скоростью превращая привычные детские контуры в незнакомое взрослое тело, которое начинает привлекать к себе внимание подростка и его окружения. Внимание это не всегда позитивно. Самому странно и некомфортно в новом «биоскафандре», а если еще кто-то отпускает комментарии по поводу его фигуры, роста, веса, внешнего вида, то к физическому диссонансу добавляется еще и душевный.
Но самые существенные изменения незаметны снаружи. Стремительно развивается психика подростка, происходит становление личности. И процесс этот не всегда проходит гладко.
Каждый ребенок, равно как и взрослый, воспринимает мир, людей, события через призму своей души, своих врожденных психических свойств — векторов. Что для одного — мелочь, для другого бесконечно важно. Эти нестыковки возникают на всех уровнях — с родителями, учителями, сверстниками. Нас радуют или доводят до отчаяния разные вещи.
Причины и профилактика «эмоционального пике»
Эмоциональный подросток со зрительным вектором больнее других переживает проблемы чувственного спектра:
Для такого ребенка важна поддержка и внимание родителей, он страдает, если его игнорируют или принижают значение его переживаний.
Ему может разбить сердце несчастная любовь или разрыв других значимых отношений (ссора или смерть близкого человека).
Проходя «стадию гадкого утенка», такой подросток волнуется по поводу своей привлекательности, боится стать некрасивым и потерять любовь, эмоциональный отклик, внимание окружающих.
Он очень тяжело переживает одиночество, изоляцию, травлю со стороны одноклассников. Если впечатлительный и ранимый зрительный ребенок растет в неблагоприятной атмосфере, среди родительских скандалов, жестокости, недостатка любви, он лишается опоры — базового чувства защищенности и безопасности. «Потерянный» в семье, он не может найти себя и в коллективе и чаще других становится жертвой, изгоем, так как буквально «пахнет» страхом и неуверенностью.
Все эти обстоятельства активируют врожденный страх смерти зрительного подростка, который может проявляться в эмоциональной нестабильности. Резкие перепады настроения, истерики, беспричинный смех или слезы — так он выражает боль своей души, острую потребность во внимании, заботе, защите.
Разрываемый страхом, не получающий необходимой поддержки, зрительный подросток может решиться на эмоциональный шантаж и прибегнуть к демонстративной попытке суицида. Он вовсе не хочет умирать, а лишь показать, как велико его страдание, как сильно он нуждается в помощи. К сожалению, часто это заканчивается трагедией, так как дети не могут рассчитать и предугадать последствия подобных поступков.
Лучшая профилактика эмоциональных раскачек, страхов, мыслей о суициде у зрительных подростков — это правильное развитие врожденного чувственного потенциала. С детства читая ребенку правильные книги, приучая его сопереживать сначала героям, а потом реальным людям, мы учим его любить, сострадать, чувствовать чужую боль. Такой подросток уже не будет гипертрофировать каждую проблему, болезненно зацикливаться на ней, искать выход в суициде.
Подростковая обида и другие беды
Подросток с анальным вектором — неторопливый и обстоятельный. Комфортное восприятие мира для него — это стабильность, равенство, справедливость, честность и уважение. Любое отклонение от этого курса вызывает душевный дисбаланс:
Он болезненно переживает высокие темпы современного мира, любые изменения привычного уклада жизни, такие как переезд или смена школы, коллектива, потеря друзей.
На него негативно влияют проблемы в семье, особенно в отношениях с мамой, отсутствие похвалы и оценки его труда, школьных успехов, затраченных усилий.
Подросток ищет свое место в жизни, хочет самоутвердиться, обрести авторитет и уважение окружающих. Если что-то не складывается, он может чувствовать себя никчемным, упрекать и винить себя за малейшие промахи и ошибки, потерять веру в себя и свои возможности.
Или наоборот, он может начать искать виновных во всех своих бедах снаружи, обижаясь на родителей, сверстников, учителей. Обида в анальном векторе — гнетущее, тяжелое чувство, она тормозит развитие подростка, не дает двигаться вперед, конструктивно решать проблемы. Состояние это может быть настолько мучительным, что подросток может начать готовиться к суициду. Дети с анальным вектором основательны во всем, поэтому и уход из жизни обычно тщательно планируют.
Критической может стать и ситуация, в которой ребенок не оправдал чьих-то надежд, оказался «неидеальным» или, хуже всего, опозорился. Жгучее чувство стыда становится несовместимо с жизнью и может толкнуть подростка на спонтанный суицид.
Настоящая депрессия или просто странность — подросток на грани жизни
Задумчивые дети со звуковым вектором предпочитают тишину и одиночество. Ночи напролет проводят с книгой или перед монитором компьютера. Им чужды бурные проявления чувств, мало волнует мнение окружающих. Но за фасадом кажущегося спокойствия и отсутствия интереса скрывается бездонный океан. Где мысли, как волны, сменяют друг друга, где штормят идеи и молниями взрываются вопросы о самом главном для звуковых подростков: «Кто я? Зачем я здесь? Зачем нужна эта жизнь? А есть ли смысл?».
Куда и к кому идти с такими вопросами? Родители отмахиваются, учителя советуют не отвлекаться на глупости и заняться учебой, разнообразие информации в книгах и интернете окончательно сбивает с толку. Подросток чувствует себя чужим и одиноким в материальном мире, где он не находит смысла.
Окружающие кажутся ему «неправильными», потому что не такие, как он. «Зачем они впустую проживают свои жизни — ходят на работу, рожают детей, ездят в отпуск. Какой в этом смысл? Неужели это и все? А что потом?»
Ему претит бессмысленная возня, дурацкие земные проблемы, даже звуки, которые производят другие люди. «Да когда же вы прекратите уже кричать, скрипеть, стучать?! Скорей бы ночь! Чтобы не видеть и не слышать вас всех, побыть наедине с собой…»
Если нет понимания и необходимого направления со стороны взрослых, такой ребенок с каждым днем все больше отгораживается от внешнего мира, уходит в себя. Ему кажется, что нужно еще глубже занырнуть в свои мысли, чтобы найти ответ на терзающий вопрос «Зачем жить, в чем смысл?». Но это неправильный путь, который может привести подростка в опасный тупик суицида. Чем дальше молодой человек отдаляется от людей, тем иллюзорнее шансы найти ответ, тем хуже ему становится, тем больше он уходит в себя, тем ближе он к беде.
Внутренняя боль может выражаться внешним раздражением. Тогда подростка бесят окружающие люди, простые бытовые процессы, необходимость принимать участие в жизни семьи или ходить в школу. Отсутствие смысла лишает его энергии и стимула жить. Несмотря на мощный абстрактный интеллект, может резко снизиться школьная успеваемость. Портятся отношения с родителями, учителями, сверстниками. Могут случаться вспышки агрессии.
Или наоборот — сильнейшие страдания души принимают вид полного внешнего равнодушия и отсутствия интереса. Ребенок не проявляет никаких эмоций — не плачет и не радуется, не смеется, сводит до минимума социальные контакты, предпочитает чтение и ли, что бывает чаще, уходит в виртуальную реальность, предпочитает игры живому общению с людьми.
Дети со звуковым вектором максимально оторваны от физического мира, витают в мире идей и мыслей и ощущают себя узниками «никчемной» земной оболочки. Длительные страдания души могут натолкнуть подростка на ошибочную мысль о суициде: «именно тело является источником всех мучений и проблем, стоит избавиться от него, как душа тут же освободится и воспарит над бренным, бессмысленным миром, обретет покой и вечность».
Звуковые подростки — самые непредсказуемые для окружающих жертвы суицида, потому что часто у них нет объективных глобальных проблем и больших трагедий, которые были бы заметны другим людям и расценивались бы как те, которые требуют срочного вмешательства родителей или психологов.
Все проявления страдающего звука, если не понимать их по-настоящему, можно списать на типичные подростковые метания и возрастную нестабильность. Не зная истинного устройства психики звуковых подростков, взрослые не могут до конца проникнуться их страданиями, мучительным поиском смыслов, который может довести отчаявшегося ребенка до суицида. Дети остаются один на один со своей, никому не понятной болью и могут решиться на трагический шаг в надежде на избавление от нее.
Профилактика подросткового суицида начинается с диагностики причин
Глубокое понимание психики ребенка — шанс предотвратить трагедию.
Осознавая индивидуальные особенности подростка и его восприятие жизни, чувствуя его истинные проблемы и боль, взрослые способны оказать своевременную и эффективную поддержку, помочь ему разобраться в себе.
Чтобы ребенок правильно и полноценно развивался, ему необходим надежный тыл, уверенность в том, что его понимают и любят таким, какой он есть.
Базовое чувство защищенности и безопасности родители могут дать ему только тогда, когда сами спокойны, уравновешены, живут в гармонии с собой и окружающими людьми, следуют своей психической природе.
Понимая векторально обусловленные различия между собой и ребенком, родитель не будет даже невольно стремиться «сломать», «исправить» маленького человека под себя, требуя невозможного. Взрослый, вооруженный системными знаниями, способен направлять и мотивировать подростка согласно его особенностям, помогать пережить тяжелый этап становления личности, найти себя и свое место во взрослом мире.
Дорогие родители, учителя, социальные работники, дорогие взрослые! В наших руках судьбы детей! Не дайте случиться беде, жмите здесь!
«Казалось бы, какие депрессии в 12-13 лет? Мне сейчас кажется, что ничего этого не было, но мои стихотворения того времени говорят об обратном. Абсолютно бесследно ушли депрессии, страдания, суицидальные мысли, боль душевная и недушевная, все ушло бесследно. Читаю иногда свои прошлые состояния и не верю, что это была я… как будто меня подменили…»
Читайте еще по теме:
Подростки уходят из жизни. Как уберечь ребенка?
НОЧЬ — ШАГ в еще один день, или Мы с тобой с одного подоконника — Ты и Я!
Корректор: Наталья Коновалова
Автор публикации:
Наталия Димент
Редактор: Ольга Ермакова
Статистика самоубийств среди подростков в России. Справка
Если коэффициент самоубийств среди девушек оставался почти стабильным, то среди юношей этот показатель, начиная с 1989 года, удвоился.
Самоубийства среди подростков составляли: 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2005 году, 19,3 случая – в 2006-м, 20,1 – в 2007-м, 19,4 – в 2008-м, 19,8 – в 2009 году.
По мнению профессора, руководителя отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Бориса Положего, частота суицидов подросткового населения держится последние 7-8 лет практически на одном и том же уровне случаев на 100 тысяч.
Различия в смертности подростков от самоубийств по территориям России огромны, по данным за 2010 год они составляют 110 раз — от 255, 4 на 100 тысяч в Чукотском АО до 2,3 на 100 тысяч в Чечне. В группу с низкими показателями вошли, помимо Чечни, Дагестан (3,1), Северная Осетия (4,6), Кабардино-Балкария (5,8), Карачаево-Черкесия (7,4), Ставропольский край (3,2), Рязанская (3,2), Брянская (4,4), Ростовская (5,8), Орловская (5,9), Курская (7,2), Калужская (7,2), Ульяновская (8,2), Белгородская (8,4) области и Москва (3,4). В группу с высокими показателями вошли, помимо Чукотского АО, Алтай (70,9), Бурятия (70,4), Читинская область (66,6), Якутия (55,1), Тыва (54,8), Хакасия (49,1), Иркутская (44,9), Камчатская (43,5) области, Еврейская АО, Удмуртия (55,4), Калмыкия (61,2).
При освещении самоубийств в СМИ Всемирная организация здравоохранения не рекомендует публиковать фотографии и предсмертные записки самоубийц, а также сообщать о конкретных способах и других деталях самоубийства. Не следует приводить упрощенные причины случившегося и превращать самоубийство в сенсацию. Важно, воздерживаться от использования религиозных и этнокультуральных стереотипов, особенно не рекомендуется возлагать на кого-либо вину за случившееся.
При освещении случаев суицида следует использовать только подлинные и надежные источники информации. В текстах самоубийство должно быть названо «завершенным», а не «успешным, удачным» и т.п. Рекомендуется приводить только относящиеся к делу данные, и только на внутренних полосах изданий. Следует обязательно представлять альтернативы суициду, а также давать информацию о суицидологических службах, телефонах «горячей линии». В материалах СМИ нужно описывать также признаки суицидоопасных состояний, чтобы окружающие могли по возможности предотвратить самоубийство.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Подростковый суицид: как распознать опасность
ФОТО Getty ImagesПо общему числу самоубийств Россия находится на четвертом месте в мире — после Индии, Китая и США. Хотя количество самоубийств в России снижается, суицид по-прежнему является одной из основных причин смерти молодых людей. Психолог Сергей Соколов объясняет, как предупредить несчастье.
«Прежде всего, надо четко отличать, что движет подростком, который пытается наложить на себя руки.
Его поведение может быть демонстративным. Подросток стремится обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, что ему трудно. Проявления могут разными — от мелких порезов кистей рук до отравления неядовитыми лекарствами и изображения повешения. Обычно это делается не для того, чтобы причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.
Другой вариант — аффективное поведение. Подросток действует импульсивно, без четкого плана. Сильные негативные эмоции — обида, гнев — мешают ему адекватно воспринимать ситуацию. Чаще всего прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение — самое опасное. Именно оно чаще всего приводит к смерти. Подросток готовится к совершению самоубийства, продумывает план действий. В таких случаях подростки часто оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своего решения. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
Как понять, когда подросток настроен серьезно?
Очень редко бывает так, что о готовящемся самоубийстве не знает никто из окружения подростка — ни друзья, ни члены семьи. Он может заявлять об этом как открытым текстом, так и намёками, предупреждая, что устал от этой жизни и думает только о смерти. Здесь очень важно услышать и понять, насколько серьёзны его намерения. В любом случае, если подросток заговорил с вами о совершении суицида, к его словам нужно относиться предельно серьезно. Важно понимать, что таким образом он просит о помощи.
Аффективный суицид предотвратить очень сложно, для этого надо находиться рядом. Но если решение об уходе из жизни продумывается и планируется, у близких больше шансов заметить проблему и принять меры. Этому шагу, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Практически всегда суицид — следствие не одной проблемы, а нескольких. Как правило, многочисленных.
Есть мнение, что подросток, который единожды пытался покончить с собой, сделает еще попытку, и так до тех пор, пока его намерения не увенчаются успехом. На самом деле это не так. Если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, следующих попыток, как правило, не будет.
Что может стать сигналом тревоги?
У него затяжная депрессия. Речь идет о патологическом снижении настроения. Если подросток часто выглядит подавленным, раздражительным, уходит от общения, узнайте, что его беспокоит.
Он ведет себя демонстративно. Обращайте внимание на любое несвойственное для подростка проявление эмоций (а также внешний вид). Возможно, своим поведением он пытается привлечь ваше внимание, что-то донести.
В его творчестве появляются депрессивные нотки. Если в рисунках или музыке подростка преобладают мотивы, связанные со смертью и суицидом, это может стать для вас сигналом.
Он изменил образ жизни, интересы, имидж. Чем живет ваш ребёнок в настоящее время? Что может его беспокоить, на ваш взгляд, прямо сейчас? Поговорите с ним об этом. Продемонстрируйте свою заботу и небезразличное отношение.
Он не может разобраться в своих переживаниях. Подростки на грани суицида могут испытывать безнадежность. В то же самое время они надеются на благоприятное решение своей проблемы. Помните: часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие вовремя угадывают намерения подростка и проявляют внимание и заботу, весы чаще всего склоняются в сторону жизни.
читайте такжеПочему мой ребенок ничем не интересуется?
Чаще беседуйте с подростком о благоприятных перспективах его становления и развития как личности. Приводите положительные примеры из своей жизни, из жизни знакомых.
Если подросток не идет на контакт, следует обязательно обратиться за помощью к психологу, психотерапевту.
Всегда помните: оценить глубину эмоционального переживания смогут, прежде всего, родные люди, или друзья. Поэтому надо быть очень внимательными по отношению к своим близким подросткового возраста. Тогда вы сможете предупредить беду».
Сергей Соколов — детский и семейный психолог, член Федерации психологов образования России.
Читайте также
мода на смерть – Семья и дети – Домашний
Подростковый суицид. Мода на смертьВ актуальной и болезненной теме самоубийств подростков часто незаслуженно обходят вниманием один важный аспект – роль подростковых сообществ и субкультур. Может ли принадлежность подростка к какой-то группе, его увлечения, его кумиры стать причиной или толчком к совершению самоубийства? Так или иначе, родителям стоит более внимательно относиться к этой стороне жизни сына или дочери-подростка.
Особенности возраста
Общение со сверстниками для подростка не просто имеет важное значение, это центр его жизни. Все самое важное, что происходит в жизни подростка, сосредоточено именно в общении: дружба, первая любовь, познание себя, развитие мировоззрения, самоутверждение и осознание своей роли и статуса. Учеба и отношения с родителями неизбежно отодвигаются на второй план, хотя, безусловно, тоже имеют значение.
Подростку крайне важно иметь группу сверстников, где его принимают, частью которой он признается. А любая группа потому и устойчива, что все ее члены разделяют определенные ценности и правила. Для подростковых групп такие групповые нормы могут быть особенно яркими, включая даже употребление определенного сленга или стиль в одежде. И следование этим правилам для подростка не прихоть, ему крайне важно быть принятым группой, быть таким же, как все.
Опасные увлечения
Акцент на важности принадлежности подростка к группе в статье о подростковых суицидах сделан, конечно, не случайно. Действительно, не все подростковые сообщества безобидны и ограничиваются лишь выбором определенной музыки или одежды. За различными подростковыми субкультурами нередко стоит та или иная жизненная философия, которую принимает и разделяет юноша или девушка. И иногда эта философия отнюдь не безобидна.
Не все субкультуры безопасныКакие же молодежные объединения и субкультуры могут быть потенциально опасными?
В первую очередь, конечно, нужно сказать о группах подростков, объединенных непосредственно темой суицида. Поиск в Интернете легко приведет на такие подростковые форумы, где активно обсуждается эта тема, и она уже стала культом. Сам по себе интерес к вопросам жизни и смерти в этом возрасте абсолютно закономерен, сложно найти подростка, который не размышлял об этом, в том числе в контексте добровольного ухода из жизни. Тема эта манит, завораживает многих подростков, у большинства интерес постепенно угасает с взрослением. Но объединение в группы на этой основе таит серьезную опасность. Интерес к суициду становится не личной, а групповой нормой, сделанная попытка значительно повышает групповой авторитет, а удачные попытки признаются внутри группы подвигом. Справедливости ради нужно сказать, что для абсолютного большинства членов таких групп это не кончается трагично, оставаясь игрой. Тем не менее, понятно, что для кого-то из подростков желание утвердиться в группе может привести к необратимым последствиям.
Но трагическую роль могут сыграть не только «клубы самоубийц», но и вполне безобидные, на первый взгляд, клубы по интересам. Тема смерти подается с особой эстетикой и романтизмом в целом ряде популярных у современных подростков фильмов, сериалов, компьютерных игр. Среди таких фильмов можно назвать, например, «Сумерки» или «Дневники вампира». Взрослые не придают особого значения пристрастиям подростков, не замечая особого вреда от продуктов массовой культуры, поскольку смотрят на все это взглядом уже сформировавшейся личности с относительно устойчивой психикой.
Отдельно нужно сказать о нарастающей моде на аниме. В этих мультфильмах тема смерти нередко становится центральной. Можно перечислить лишь несколько названий таких опасных аниме, ставших популярными у подростков: «Тетрадь смерти», «Серийные эксперименты Лэйн», «Хелльсинг», «Черная Библия». Любое аниме легко доступно подростку, имеющему доступ в Интернет, а сетевые сообщества всегда подскажут, что выбрать. Насилие и смерть в них часто показывается как обыденность, а самоубийство – как способ показать себя особенным, заявить свой протест и противопоставить себя миру. Все эти мотивы очень близки подростковым размышлениям.
Тему суицида не обойти в разговоре о подростковых субкультурах готов и эмо. Наличие на теле признаков неудачных попыток суицида воспринимается в этих группах практически как высшие знаки отличия, такие подростки неизменно имеют высокий статус в тусовке.
Потенциально опасными с этой точки зрения могут быть и некоторые подростковые объединения по музыкальным предпочтениям. Кумиры, покончившие с собой, нередко возводятся в культ и становятся образцами для подражания. Любимые музыкальные группы активно используют темы смерти и суицида в своем творчестве. Для неустойчивой психики подростка такое влияние может быть очень сильным, особенно если вокруг него есть сверстники, зараженные теми же идеями.
Причина или следствие?
Закончить эту статью логично было бы рекомендациями для родителей, обеспокоенных «странными» интересами своих детей. И здесь хотелось бы сказать главное.
Видеть в подростковых субкультурах и увлечениях первопричину опасности будет неправильно, попытки жестко перекрыть доступ ребенку к его сообществу в большинстве случаев проблему не решат, а могут и обострить ее. Иначе говоря, подростки кончают жизнь самоубийством не потому, что принадлежат к определенной субкультуре, наоборот – они тяготеют к ней потому, что уже имеют некоторые склонности к суицидальному поведению. Принадлежность же к такой группе еще больше разжигает этот интерес.
Иметь дело же надо с причиной, а не следствием. Что происходит в жизни ребенка, что он так заинтересовался темой смерти и так зациклен на мрачной музыке? Почему он может самоутвердиться не иначе, как порезав себе вены, есть ли у него другие возможности для этого? Что толкает его именно в эту группу сверстников, а не, например, в группу роллеров или в молодежный театр?
А основные причины – непонимание родителей, сложности в общении, проблемы в школе, конфликты, депрессии и так далее. И профилактика суицида начинается не с ограничения доступа к сериалам (хотя и это иногда просто необходимо), а с решения именно этих проблем. Универсальных рецептов их решения нет и быть не может. Но «нездоровые» подростковые интересы должны стать звоночком, что за решение этих проблем надо браться. Пересматривая свой подход к воспитанию, читая литературу о подростковом кризисе, не стесняясь обращаться к специалистам, пока момент еще не упущен.
А гланое — уделяйте внимание своим детям, как можно больше разговаривайте, находите общие интересы и занятия!
Статья на тему «Суицид в подростковом возрасте»
Доклад на тему «Суицид в подростковой среде»
Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.
По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство
1 100 000 человек, среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
Статистика суицида в подростковой среде:
За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза.
Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.
Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15–19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек.
С другой стороны – девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие» способы, которые реже приводят к смерти.
Чаще подвержены:
подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
одаренные подростки;
подростки с плохой успеваемостью в школе;
подростки – жертвы насилия.
Виды суицидов
Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным.
Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость. То есть деструктивное, саморазрушающее поведение.
И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.
Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.
Причины суицида Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
Несчастная любовь, одиночество.
Страх перед будущим.
Потеря смысла жизни.
Воздействие искусства. Подражание кумирам. В Челябинске 15– летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги…
Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания – напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее – странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.
Мотивы суицида.
Призыв. Способ попросить помощи.
Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.
Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»
Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.
Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.
Признаки готовящегося самоубийства. 80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!
Словесные признаки.
Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
Шутит на тему самоубийства.
Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки.
Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».
Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
Прощание.
Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.
Ситуационные признаки:
-социально изолирован.
-живет в нестабильном состоянии.
-ощущает себя жертвой насилия.
-перенес тяжелую потерю.
Факторы риска совершения суицида.
Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку – грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.
Таким образом:
Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.