Свойства памяти человека – Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Содержание

10 особенностей человеческой памяти

Большинство людей знакомы с тем, что им трудно забыть о каком-то досадном происшествии – даже спустя месяцы или годы. Но иногда бывает и намного хуже.

Наша память не идеальна. Со временем многие наши воспоминания затуманиваются, и в результате приходится приложить немало усилий, чтобы вспомнить то, что мы когда-то отлично знали. 

Но некоторые воспоминания остаются с нами навсегда, и они такие же яркие, как будто всё произошло совсем недавно.

Почему так происходит?

У психологов есть много теорий о свойствах человеческой памяти, и некоторые из их соображений могут вас удивить. 


Удивительные свойства нашей памяти
 

1. Рассеянность 
 

Многие люди бывают рассеяны. Когда вы очень заинтересованы каким-то одним делом, вполне вероятно, что вы перестаёте обращать внимание на происходящее вокруг вас.

Так происходит потому, что ваша внимательность ослаблена.

Когда вы полностью сосредоточены на чём-то одном, ваш мозг не может выделить ресурсы для запоминания второстепенных деталей. 
 

Примером этого является «ложная слепота» (она же – «слепота невнимания») – это когда вы не замечаете, что что-то меняется, потому что слишком сосредоточены на чём-то одном. Видео выше – интересный способ проверить вашу способность справляться со слепотой невнимания. 

Почему мы испытываем этот эффект? Учёные полагают, что это связано с тем, что нам нет необходимости запоминать рутинные моменты нашей жизни, например, мытьё посуды или стирку одежды. Если бы мы всё это помнили, то наш мозг был бы переполнен бессмысленными воспоминаниями, и в нём не осталось бы места для того, что действительно стоит запомнить. 


 


2. На кончике языка 
 

Это чувство знакомо большинству людей – вам кажется, что вы вот-вот вспомните нужное слово, но оно всё никак не вспоминается. 

Иногда бывает наоборот: вы вспоминаете какое-то слово, но никак не можете вспомнить, что оно означает. (Смущает, правда?) Иногда вы даже можете вспомнить ненужные подобные предметы, но только не то, что вы хотите вспомнить. Было также установлено, что явление «вертится на кончике языка» чаще встречается у пожилых людей. 

Почему это происходит? Учёные считают, что когда мы что-то видим, мы не сразу вспоминаем всё, что связано с этим предметом, иначе мозг нам напоминал бы о еде каждый раз, когда мы видим тарелку! 

Полезный совет, как справиться с этим: попытайтесь вспомнить, из скольких слогов состоит нужное слово и как оно пишется. Иногда это отпечатывается в памяти лучше, и тогда вам будет легче вспомнить, что вы хотели сказать. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

10 особенностей человеческой памяти

 

3. Эффект спящего 
 

Возможно, что вам не захочется в этом признаться, но с этим сталкиваются очень многие люди: вы сообщаете какую-либо информацию, будучи уверенными, что получили её из надёжного источника – и только потом понимаете, что на самом деле это не так. Это называют «эффектом спящего». То есть мы запоминаем информацию, но при этом ошибаемся по поводу того, откуда она появилась. 

Примером этого является «эффект ложной известности». Если вам покажут список имён, а на следующий день назовут какое-нибудь имя из этого списка, то вы подумаете, что речь идёт о знаменитости. Это связано с тем, что вы не можете вспомнить, где встречали это имя раньше, и полагаете, что раз оно вам знакомо, то это должен быть кто-то известный. 

 

4. Ложные воспоминания 
 

В фантастических фильмах, таких как «Начало» или «Вспомнить всё», в мозг человека внедряют воспоминания о событиях, которых на самом деле никогда не было. Однако этот фантастический сюжет имеет под собой вполне реальную основу. Ещё более шокирует тот факт, что для достижения этого вовсе не требуется высокотехнологичное оборудование. 

Фактически, всё, что требуется – это несколько бесед с человеком, который хочет внедрить вам воспоминания.

Психологи обнаружили, что после нескольких собеседований 20-40 процентов людей вспомнили и описали, как на родителей невесты во время свадьбы опрокинули чашу с пуншем, хотя на самом деле этого не было. 

При соответствующих условиях люди даже могут давать ложные признания. Согласно выводам психологов Сола Кассина и Кэтрин Кечель, если «свидетель» заявлял, что видел, как человек что-то делал (в данном случае речь шла о сбое программы из-за нажатия на клавишу клавиатуры), то практически каждый из обвиняемых признавался в том, что это сделал он. 

Тридцать пять процентов из них даже подробно описали, как это происходило! Это довольно сильно пугает, но особо беспокоиться не о чём. Внедрить в сознание можно только простые «воспоминания», более сложные или невероятные, как правило, отвергаются. 

 

5. Стереотипы 
 

Просто удивительно, насколько стереотипы могут повлиять на ваши текущие мысли или воспоминания. В реальности ваши воспоминания постоянно искажаются в зависимости от ваших убеждений и ценностей.

В ходе одного из исследований участникам показали списки с мужскими и женскими именами. Когда затем их попросили вспомнить какие-нибудь имена из списка, большинство названных имён были мужскими – хотя в списке мужские и женские имена присутствовали поровну. 

Вред от таких стереотипов заключается в том, что они могут вызвать проблемы при проведении расследований.

Стереотипы могут не просто затрагивать наши воспоминания в целом, но и повлиять на то, как свидетели запомнили преступление. Основываясь на своих убеждениях и стереотипах, люди поневоле дают ложные описания преступника. 

 

6. Память и время 
 

Всем известно, что со временем наши воспоминания исчезают. То, что вы считали когда-то важным, с течением времени теряет свои детали. Вы можете вспомнить основную тему, но не подробности. 

Может показаться, что это плохо, но это не всегда так. Независимо от того, насколько эти детали казались вам когда-то важными, вам не пригодятся в будущем воспоминания о том, кто именно присутствовал на праздновании вашего тринадцатилетия и шёл ли дождь в последний день вашей учёбы. 

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Знаменитый психолог Герман Эббингхаус создал и опробовал «кривую забывчивости». Он решил, что сначала вы забываете быстро и много.

Но со временем, по мере того как становится всё меньше ненужной информации, процесс замедляется. Таким образом, воспоминание остаётся, но из него постепенно удаляются все те детали, которые в действительности вам не нужны. 

10 особенностей человеческой памяти

 

7. Реконсолидация памяти 
 

Консолидация памяти – это процесс перехода воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную.

Считалось, что это делается для того, чтобы те воспоминания, которые не используются, со временем становились слабее. 

Однако недавно неврологи обнаружили, что свежие воспоминания нестабильны, и если их не закрепить, то существует риск их исчезновения.

Процесс стабилизации называется «реконсолидацией памяти». И если вы перенесли стресс, то после «реконсолидированная» вы будете помнить о нём ещё ярче. 

На первый взгляд кажется, что это плохо, однако именно этот механизм привёл к появлению нового способа лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Пациенту назначается приём препаратов, блокирующих процесс реконсолидации, и это помогает пациенту забыть произошедшее. 

 

8. Инфантильная амнезия 
 

Какие ваши самые ранние воспоминания, и сколько вам было лет, когда это случилось? 

Большинство взрослых не помнит ничего, что случилось с ними до трёх-четырёх лет. Это явление называется инфантильной амнезией, и оно до сих пор остаётся загадкой для психологов.

Теории варьируются от слабого развития мозга до идеи Зигмунда Фрейда о том, что это связано с сексуальностью раннего периода развития личности. 

На данный момент наиболее вероятной считается теория о том, что у маленьких детей активно происходит процесс реструктуризации мозга.

Когда ребёнок рождается, в его мозг постоянно добавляется всё больше новых клеток, которым необходимо сформировать связи сдругими клетками мозга. Было обнаружено, что замедление этого процесса совпадает с тем возрастом, когда сохраняются первые воспоминания. 

Интересно отметить, что у морских свинок, вероятно, инфантильной амнезии не бывает. Психологи обнаружили, что морская свинка во взрослом возрасте способна вспомнить то, чему её учили сразу после рождения.

Учёные считают, что это связано с тем, что мозг морских свинок мало меняется на протяжении их жизни. Так что у этих маленьких существ есть перед нами кое-какое преимущество! 

 

9. Вспышки памяти 
 

Это не столько сбой памяти, сколько ещё один трюк вашего мозга, позволяющий убедить вас, что запомнившаяся информация абсолютно верна.

Вероятно, вам приходилось испытывать в жизни что-то такое, что отпечаталось в вашей долговременной памяти в мельчайших подробностях. Ваши воспоминания настолько яркие, что вы как будто телепортируетесь туда каждый раз, когда вы вспоминает об этом. 

Эти воспоминания с равной вероятностью могут касаться как счастливых, так и печальных событий. Это называют «вспышками памяти», и они могут удивить вас тем, что на самом деле они вовсе не так точны, как кажутся. 

Когда людей просили вспомнить подробности произошедшего 10 лет назад эмоционального или травматического события, оказалось, что их воспоминания лишь на 60 процентов были точными.

Однако удивляет то, что все эти люди, как правило, были уверены, что они помнят всё абсолютно точно. 

Почему так происходит? Зачем мы обманываем себя, полагая, что наша память лучше, чем это есть на самом деле? 

Некоторые психологи считают, что воспоминания частично меняются всякий раз, когда они приходят вам в голову. В них выделяется то, что наиболее важно для вас, и это фиксируется в процессе реконсолидации памяти (о котором мы говорили ранее). 

 

10. Навязчивость 

Большинство людей знакомы с тем, что им трудно забыть о каком-то досадном происшествии – даже спустя месяцы или годы. Но иногда бывает и намного хуже. Некоторые люди попадают в ловушку «депрессивного цикла», когда воспоминания о неприятных событиях беспрестанно прокручиваются в их головах. 

Этот симптом депрессии является признаком явной неспособности вашего мозга стереть те события, которые вы предпочли бы забыть.

Итак, с чем это связано?

Считается, что этот цикл является побочным следствием попытки вашего мозга зафиксировать то, что может угрожать вашей жизни.

К сожалению, обратной стороной этого свойства мозга могут оказаться навязчивые воспоминания, которые способны привести к прямо противоположному результату. 

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

© Jack Francis, перевод Дмитрия Оськина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Свойства памяти

свойства памяти

Как бы странно не звучало, но память является ненадежным хранилищем данных. Некоторые события нашей жизни задерживаются в памяти, а некоторые быстро проходят сквозь ячейки и забываются. Наш мозг и не обязан хранить всякий мусор, его главная задача — отделять нужное от ненужного.

Свойства памяти в психологии

  1. Объем. Наша память может хранить очень большой объем информации. Было доказано, что среднестатистический человек задействует всего 5% памяти, в то время, как мог бы использовать ее на 100%.
  2. Точность. Память способна запоминать даже мельчайшие детали фактов или событий, например, исторические даты, пароли, номера телефонов или другие детальные подробности.
  3. Воспроизведение. Люди могут очень быстро вспоминать информацию и озвучивать ее. Эта возможность позволяет нам эффективно использовать полученный ранее опыт.
  4. Скорость запоминания. Это свойство памяти человека проявляется по-разному. Кто-то запоминает информацию гораздо быстрее остальных. Правда, быстроту запоминания можно развить. Вместе с ней у вас появится проницательность, а интуиция будет работать лучше.
  5. Длительность. Пережитый опыт храниться в памяти очень долго, но не у всех. Один человек через 20 лет может помнить имена бывших знакомых, другой забудет их спустя два года. Эту характеристику также можно развить и укрепить.
  6. Помехоустойчивость. Данное свойство человеческой памяти способно противостоять звуковому фону и концентрироваться на главной информации, которую необходимо запомнить и воспроизвести впоследствии.
Как улучшить память?
  1. Научитесь воображать. Если вам необходимо запомнить конкретные факты, поиграйте в ассоциации. К примеру, восьмерку можно представить змеей, двойку -морским коньком и т.д.
  2. Занимайтесь спортом. Старайтесь больше двигаться. Запишитесь на танцы или в бассейн. Кровообращение активизирует психические процессы, которые отвечают за восприятие, переработку и воспроизведение.
  3. Тренируйтесь. Если вы что-то забыли, не нужно сразуосновные свойства памяти доставать листочек или лезть в интернет. Попытайтесь вспомнить события самостоятельно. Читайте литературу и запоминайте имена персонажей и их особенности.
  4. Учите иностранные языки. Психологи уже давно доказали, что изучение различных языков является хорошей профилактикой слабоумия.
  5. Питайтесь качественно. Память улучшают такие продукты, как рыба, злаки, овощи, яйца и растительное масло. Иногда уставший мозг можно подкрепить кусочком шоколада.
  6. Забудьте о лени. Если вы не работаете над собой и не развиваетесь, хорошая память вам не светит. Распланируйте ваш день и научитесь выполнять намеченное.

Мы перечислили основные свойства памяти. Регулярные тренировки помогут вам держать такие свойства вашей памяти в тонусе и улучшать их. Теперь вы знаете, что она способна на большее.

 

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Содержание статьи

Вы когда-нибудь задумывались, как сложно устроено наше сознание. Одним из главных его аспектов является память. Каждый день мы совершаем неисчисляемое количество действий и запоминаем некоторые из них. Как же это возможно? Почему обрабатывая такой объём информации наш мозг не перегружается, как любая вычислительная машина при сверхтяжёлой работе? Насколько безгранична память человека? Как научиться управлять своей памятью, и какие существуют методики для лучшего усвоения информации? Всем этим вопросам и посвящена наша статья.

Что такое память человека?

На самом деле определений этому слову существует целое множество. Память – это совокупность физико-химических и психофизиологических процессов, основанных на сохранении и воспроизведении различной информации. С помощью этих явлений человек способен переживать многие воспоминания, накапливать ценный опыт, развиваться и двигаться дальше. Также, немало важную роль она играет и в становлении личности, поведении и воспитании человека. Люди осваивают все вещи с помощью органов чувств, отсюда и разновидность типов информации, о которых мы поговорим чуть позже.

Данная особенность имеется не только у человека: многие животные обладают хорошим запоминанием той или иной информации. С этой помощью мы смогли одомашнить многих животных и поселить их у себя дома.

Сейчас память можно описать на примере жёстких дисков компьютера: весь диск разделён на большое количество кластеров, каждый из которых отвечает за определённую функцию. Конечно, этот пример не из лучших, но схожесть с данным накопителем присутствует.

Особенности человеческой памяти

Бывают случаи, когда два человека прослушали одну и ту же информацию, но на следующий день кто-то из них забыл, а у кого-то она отложилась. Здесь можно об особенностях человеческого мозга. Как мы знаем, каждый человек индивидуален, соответственно и всё что у него творится в голове тоже индивидуально.

Особенности памяти зависят от большого количества факторов: генетической предрасположенности, образа жизни, талантов, степени и метода воспитанности, уровня обучения и развития в целом.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Шерлок Холмс думает

 

Все люди запоминают по-разному: кому-то проще запомнить картину или мелодию, чем выучить какую-нибудь формулу по математике. Данному феномену есть объяснение. Дело в том, что мышление людей устроено по-разному, но существует некая классификация, которая разделяет их на три типа:

  1. Наглядно-образный. Это те люди, которые с лёгкостью запоминают музыку, цвета, картины. Этот вид памяти хорошо развит у творческих людей.
  2. Словесно-логический. Данный тип памяти рассчитан на запоминании логических понятиях. Те, кому легко даются естественные науки, кто понимает взаимосвязи между законами, понятиями и т.д., они и относятся к данной группе.
  3. Промежуточный или гармонический. Это люди, заключающие в себе оба типа, находящиеся где-то между ними. Этот тип памяти является уникальным, так как они имеют возможность запоминать любую информацию с лёгкостью, невзирая на то, какая она есть.

Классификация памяти. Виды памяти.

Память человека имеет свои особенности, и классифицировать её по одну признаку невозможно. Разделение памяти в психологии происходит по нескольким признакам. Человек сложно устроен, но многим, даже не просвещённым в психологии и медицине, известно, что первичным получателем какой-либо информации являются наши органы чувств. Соответственно её можно разделить восприятию:

  • Осязательная. Восприятие и сохранение информации с помощью прикосновений;
  • Обонятельная. Списывание информации происходит с обонятельных рецепторов (рецепторы запахов).
  • Вкусовая. Непосредственно с поверхности языка.
  • Слуховая. Восприятие звуковых колебаний.
  • Зрительная. Считывание окружающих объектов.
  • Мышечная. Запоминание определённых движений различных частей тела.

Вся информация, поступив на считывающий орган, переносится по нервным окончаниям в головной мозг, где обрабатывается и сохраняется. Но не вся информация может долго «пролежать» у нас в голове. Почему так происходит? Сейчас разберёмся.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Объем человеческой памяти равен одному квадриллиону байт

 

Время хранения информации зависит от её вида, и различие по времени хранения довольно большое. Прослушав какую-либо музыку, мы можем запомнить её, пусть и поверхностно, с первого раза. Но если мы чего-либо коснёмся, то наше ощущение прикосновения исчезают через доли секунды. Поэтому в психологии существует следующая классификация:

  1. Кратковременная память. Такому типу памяти свойственно быстрое прохождение информации через доли головного мозга, но за счёт слабой эмоциональной окрашенности или плохого внимания запоминание не происходит. Также это особенность имеется при тактильном считывании. Она ограничена объёмом и временем хранения (от 20 до 50 мс). Наш организм пусть и на многое горазд, но представьте себе если бы вы помнили тактильные ощущения за всю свою жизнь? Мозг пренебрегает такой информацией. Кратковременность может объясняться ещё и тем, что материал, изучаемый любым человеком, мог быть не повторён.
  2. Долговременная память. Этот тип памяти более обширен, в нём хранится всё то, что наш мозг считает нужным. Она формируется в основном из-за слухового и зрительного восприятия. Первым образом, при изучении какой-нибудь новой информации она переходит в кратковременную память. Для того, чтобы она закрепилась в долговременной, её нужно повторять с определённым интервалом. Долговременная память служит для многого, в том числе для накопления знаний, опыта и умений.

Память может быть разделена и по характеру запоминания деятельности:

  • непроизвольная – когда у человека нет цели для запоминания информации;
  • произвольная – человек имеет цель для запоминания.

Основные процессы памяти

  • Запоминание – процесс регистрации и сохранение определённого вида информации. С самого начала вся информация воспринимается чувствительным органом, с последующей передачей её в головной мозг.
  • Сохранение – процесс переработки информации с её обобщением и систематизацией для лучшего усвоения. Освоенная информация запоминается лучше.
  • Воспроизведение. Это раннее усвоенная информация используется для совершения разных видов деятельности.
  • Забывание. Это потеря возможности воспроизвести раннее сохранённую информацию. Причины могут быть разными: от обычного забывания до разного рода заболеваний. Забывание обычно происходит из-за неполного изучения или повторения, невнимательности, незаинтересованности. Также роль могут сыграть некоторые психологические проблемы у человека.

Как работают законы памяти.

Закон осмысления. Этот закон основан на организации, представленной для запоминания информации. И чем глубже осмыслен материал, тем лучше он отпечатывается в памяти. Смысловая организация состоит из нескольких последовательных процессов: анализ информации, синтез, систематизация и обобщение.

Закон интереса. Многим людям знаком тот факт, что если их заставлять учить тот материал, который они не понимают, то ничего толкового от этого не произойдёт. Для того чтобы материал информация хорошо усваивалась, необходимо быть в ней заинтересованным. Также необходимо исключить различного рода установки, которые только помешают информации отложиться на долговременный срок.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Память и внимание

 

Закон торможения. Запоминание нового материала тормозит запоминание предыдущего. Из этого следует, что нельзя смешивать разного рода информацию, так как это только усугубит ситуацию.

Закон повторения. Повторение материала обеспечит лучшее запоминание. Здесь главное не путать с понятием «зубрёжка». В отличие от неё, текст должен быть осмыслен и логичен, когда «зубрёжка» подразумевает запоминание любой информации, не отталкиваясь только на поверхностном изучении и не имея осмысления. Как говориться в поговорке: «Повторение – мать учения».

Как лучше запоминать

Многие люди считают, что запомнить какую либо информацию возможно благодаря доскональному её повторению себе, другими словами они «зубрят» её. Но это не самый эффективный способ, так как при зубрежке смысл теряется: вы просто учите материал, который потом, скорее всего, забудете. На самом деле существует огромное количество других более результативных методов и, какой лучше, каждый сможет выбрать для себя сам.

Методика повторения перед сном.

В первую очередь следует уделить внимание такой методике, как повторение текста перед сном и после него. Как известно, во сне мозг обрабатывает всю накопившуюся за день информацию и сохраняет самое необходимое. Окончательно закрепить материал поможет повторение уже после пробуждения. Таким образом, вы сможете легко всё запомнить благодаря сну.

Методика Цицерона

Она является одной из самых интуитивно понятных и простых. В то же время это никак не отражается на ее продуктивности. Методика Цицерона прекрасно показала себя в таки случаях как:

  1. Запоминание телефонных номеров.
  2. Запоминание текстов.
  3. Усвоение любой, хоть как-то взаимосвязанной информации.

Ходят слухи, что этот метод изобрел не Цицерон. До него им пользовался древнегреческий поэт, и сама методика корнями уходит в древнюю Грецию.

Так в чем же заключается весь метод? Его второе название – система римской комнаты более полно отражает сущность. Ведь запоминание строится именно на основе комнаты, очень знакомой Вам.

Суть методики в том, что необходимо мысленно представлять знакомую комнату и размещать в ней воспоминания. Обычно эта методика используется для запоминания текстов, но для наглядности примера возьмем слова.

Как развивать память человека. Методики по улучшению памяти. Особенности и виды памяти человека

Древнеримский мыслитель Цицерон

 

К примеру, необходимо запомнить такие слова, как: пластилин и письмо. Чтобы запомнить их нужно соотнести два этих воспоминания с вещами. Например, пластилин размазать по зеркалу так, чтобы оно не давало отражения. Письмо можно разместить перед дверью. Вместо коврика.

У метода есть и определенные правила:

  • Размещать предметы необходимо в строгом порядке. То есть почасовой стрелке, сверху вниз. От одной стены к другой и т.д.
  • Необходимо использовать предметы, имеющие хотя бы минимальную связь. Или строить их в таком порядке, чтобы от одного шла нить к другому.
  • Первые разы можно записывать места, в которых расположены воспоминания.

Нужно понимать, что методика сработает только в том случае, если комната хорошо знакома. Именно поэтому опорной комнатой нужно делать либо свою спальню, либо свой кабинет.

Видео: Как работает наша память? 

Поделиться в соцсетях:

Вам будет интересно почитать:

Память: психология, интересные факты | NUR.KZ

Изучением памяти занимались еще в давние времена. На исследование феномена брошено много сил, однако до сих осталось больше вопросов, чем ответов. Попытаемся разобраться, что такое память. Психология считает ее наиболее таинственной способностью мозга человека.

Фото: YAUSTAL.com

Память: психология, свойства и классификация

Память — это особенный процесс, благодаря которому происходит накапливание и хранение информации: человек переживает события, случившиеся в прошлом, анализирует ситуацию, переосмысливает чувства и эмоции.

Любая жизнедеятельность невозможна без памяти, так как именно прошлый опыт помогает познать себя, расширить восприятие информации, научиться чему-то новому. Поэтому важно понимать, что такое память и какой она бывает.

Существует несколько теорий, которые раскрывают понятие по-своему. Например, ассоциативная концепция говорит о том, что память — это воссоединение материала через ассоциации, а вот когнитивная теория утверждает, что накопление и совмещение информации происходит с помощью блоков.

Фото: Мои правила

Память классифицируют по нескольким признакам:

  • По времени хранения материала выделяют:
  1. Сенсорную память (очень короткое время хранения информации).
  2. Кратковременную (информация хранится около 30 секунд).
  3. Долговременную (информация сохраняется неограниченный срок).

Также многие задаются вопросом, что такое оперативная память. Этот вид хранения материала ассоциируется исключительно с электронными гаджетами и носителями информации, однако у человека она также присутствует. Оперативная память — это сохранение образа, который необходим для следующего действия. Обычно информация держится в памяти несколько минут или дней, после чего стирается.

  • По смыслу определяют:
  1. Образную память — способность человека запоминать и воссоздавать образы в мыслях.
  2. Двигательную. Этот вид памяти отвечает за основы движений, которые закладываются один раз и не забываются. Например, умение писать, ездить на велосипеде, плавать.
  3. Эмоциональную. Такая память основывается на переживаниях, чувствах и эмоциях.
  4. Словесно-логическую. С ее помощью человек способен запоминать мысли и высказывания других людей, анализировать, выстраивать логические цепочки.
  5. Автобиографическую. Как понятно из названия, такой вид помогает человеку помнить информацию о себе.

Фото: BioFile.ru

Также выделяют слуховую, вкусовую и зрительную память.

  • По степени опосредованности выделяют такие виды памяти:
  1. Непроизвольную. Представляет вид запоминания информации, для которого не прилагают никаких усилий: материал откладывается непроизвольно. Такую память еще называют генетической.
  2. Произвольную. Ее часто тренируют во время учебы в школе или институте. Чтобы удержать в мозгу какую-либо информацию, человеку необходимо приложить усилия: заучить, прочитать несколько раз, прослушивать в течение долгого времени.
  3. Метапамять. Вид встречается достаточно редко — это умение человека пользоваться знаниями о возможностях своей памяти и успешно воплощать их в жизнь.

Человеческая память работает достаточно стандартно: сначала идет запоминание, затем сохранение, воспроизведение и забывание информации. Некоторые воспоминания остаются на всю жизнь, другие же легко стираются.

Психологи и врачи рекомендуют постоянно развивать память с помощью чтения книг, учебы и выполнения специальных упражнений. Мозг человека нуждается в нагрузке и напряжении, поэтому уделяйте внимание не только внешности, но и развитию внутреннего мира.

Читайте также: Как развить память ребенка?

Память: интересные факты

Феномен человеческой памяти настолько уникален, что собралось немало фактов об этой способности. Расскажем о наиболее интересных:

  • Память можно тренировать.

Конечно же, память не улучшится от физических нагрузок (хотя они тоже важны для нормального функционирования мозга).

Для тренировки памяти необходимо делать специальные упражнения и правильно питаться. Причем развивать память можно в любом возрасте, даже в преклонном.

Фото: Anisima.ru

  • Умение забывать — важная особенность.

Чтобы человек выжил, ему необходимо умение забывать — таким образом, мозг освобождает место для новых воспоминаний. Также способность помогает человеку справиться с переживаниями, потерями, страхами. Поэтому не расстраивайтесь, если не помните многих деталей: так нужно. Если речь, конечно же, не идет о постоянной забывчивости.

Кстати, умение забывать также поддается тренировке.

  • Можно создать ложные воспоминания.

Однажды психолог Элизабет Лофтус провела эксперимент: студентам выдали рассказы с воспоминаниями из их детства, якобы написанные родственниками. Практически вся группа испытуемых ответила, что они помнят истории, которые с ними происходили, хотя на самом деле такого не было.

Подсознание человека легко поддается обману — достаточно придерживаться определенного этапа имплементации, и он воспримет ложную информацию под видом собственного воспоминания.

  • Существуют люди с феноменальной памятью.

Некоторые личности обладают особым даром — запоминать огромный объем информации, восприняв его на слух или увидев воочию.

Например, Моцарт точно определял услышанное музыкальное произведение и записывал его по нотам. Жительница Австралии выучила телефонную книгу, которая состояла из 130 тысяч номеров. Причем свой телефон женщина запомнить так и не смогла. А вот Доминик О’Брайен с легкостью точь-в-точь повторил 152 слова из китайского языка, хотя слышал речь впервые.

Фото: Anisima.ru

  • Человек запоминает информацию, еще находясь в утробе матери.

Ученые проводили эксперимент, в ходе которого выяснилось, что с 20-й недели маленький эмбрион уже запоминает информацию. Также считается, что некоторые люди способны вспомнить, что делали, когда находились в животе у мамы.

  • Память нужно включать.

Ученые доказали, что иногда память нуждается в том, чтобы ее активизировали. Проводили такой эксперимент: группе людей оглашали информацию, а затем без предупреждения просили их повторить услышанное. Так как люди не настроились на то, что их будут спрашивать, они не запомнили информацию.

  • Память находится везде.

Доказано, что воспоминания находятся во всей нейронной сети мозга. Причем каждая информация хранится в определенном участке. Например, говоря о хлебе, мы помним его запах, цвет, форму и вкус: общее воспоминание состоит из множества маленьких, которые разбросаны в разных частях мозга.

  • Так называемое дежавю может возникать из-за генетической памяти.

С каждым хоть раз случалось ощущение того, что вы уже когда-то были в этом месте или уже делали что-либо. Ученые утверждают, что такое явление может происходить из-за воспоминаний, которые живут на генетическом уровне и иногда прорываются в современную жизнь.

Фото: Дикий Дикий Мир

  • Человек использует память только на 10%.

Возможности памяти, как и человеческого мозга, практически безграничны. Вот только использовать способность на 100% не может ни один человек. С чем это связано, неизвестно.

Память — уникальная человеческая особенность. То и дело ученые раскрывают новые факты и приводят множество примеров людей, которые способны запоминать тонны информации.

Хотите войти в число уникальных личностей или облегчить свою жизнь? Тогда внимательно относитесь к своему организму и не забывайте о тренировке памяти.

Читайте также: Как тренировать мозг и память

Свойства человеческой памяти (стр. 1 из 2)

— Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию господину Якову Васильичу… Васильичу…

— Ну?

— Васильичу… а по фамилии… А фамилию вот и забыл!… Васильичу… Черт… Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил… Позвольте-с… Сейчас… Такая еще простая фамилия… словно как бы лошадиная… Помню, фамилия лошадиная, а какая — из головы вышибло…

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Память — весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. С другой стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то мозг, в конце концов, уже не смог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память — это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Различают три уровня памяти: непосредственную, кратковременную и долговременную. В непосредственной памяти следы сохраняются очень недолго — около 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются, и непосредственная память заполняется новыми сигналами. В том случае, если информация привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует. Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации, например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв. В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.

Исследования показали, что в возрасте от 5 до 11 лет кратковременная память существенно улучшается. Затем она сохраняется на стабильном уровне до 30 лет, а позднее, от 30 до 70 лет, может либо улучшаться, либо медленно ухудшаться.

Классическим является исследование психолога Германа Эббингауза. Он установил, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или названиями семи предметов. Он доказал, что основной процент забывания материала приходится на первые два часа после заучивания. Помните житейский совет учить стихи на ночь, поскольку так они лучше запоминаются? Эббингауз и его последователи объясняли этот факт тем, что в этом случае между забыванием и воспроизведением нет «тормозящей» деятельности, и поэтому во время сна информация лучше сохраняется.

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно, в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны, но они зависят от некоторых факторов. Если какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается. В качестве примера можно привести дорогу, по которой мы идем каждое утро, таблицу умножения, все то, что было выучено в детстве или в течение жизни. Так, первые песенки и стихи, которые мы выучили в школе, запоминаются нами навсегда. Точно так же можно объяснить и удивительную точность некоторых воспоминаний пожилых людей. На самом же деле то, что они рассказывают, это какие-то замечательные события, с очень глубоким эмоциональным подтекстом. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда врезаются в память.

Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само событие. То, что сохраняется в памяти, всегда тесно связано с ситуацией, в которой оно запомнилось. Поэтому извлекать что-либо из памяти всегда легче в том контексте, в котором произошло запоминание. Как часто запах духов, рисунок на одежде, музыка заставляют нас вспомнить человека или событие, с которыми они эмоционально связаны. Иллюстрацией может служить отрывок из романа «Невыносимая легкость бытия» М.Кундеры: «Томаш появляется в ресторане, и в то же время звучит музыка Бетховена. Зарождающаяся любовь, однако, обострила в ней чувство красоты, и этой музыки она уже никогда не забудет. Всякий раз, услышав ее, она растрогается. Все, что будет происходить в эту минуту вокруг нее, озарится этой музыкой и станет прекрасным».

Были описаны случаи с больными, которые при помощи гипноза были приведены в состояние, пережитое ими при наркозе, и смогли теперь вспомнить слова, произнесенные врачом в то время, когда они были погружены в глубокий сон. Это явление было подтверждено многочисленными экспериментами. Гудвин и его коллеги давали 48 пьяным испытуемым запоминать бессмысленные слоги. Они заметили, что испытуемым было очень трудно вспомнить эти слоги, когда они были в трезвом состоянии, но когда их снова напаивали, вспоминание шло очень хорошо. Другие исследователи сравнили две группы людей, обучавшихся распознавать геометрические фигуры: первая — после приема амфетаминов, вторая — после приема барбитуратов. Оказалось, что впоследствии испытуемые были способны хорошо вспомнить фигуры только тогда, когда они находились под воздействием того же препарата, который они принимали перед запоминанием. Ученые сравнивают такие состояния сознания с портами, в каждом из которых живет женщина, которую любит капитан дальнего плавания. Каждая из этих женщин не подозревает о существовании других, и каждая начинает существовать для моряка лишь в момент его выхода на берег.

Необходимо также помнить, что порой под влиянием сильных эмоций некоторые события запоминаются на всю жизнь, даже если они в дальнейшем не повторяются.

Мы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Материал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения.

Однако не существует никаких «трюков» для выработки хорошей памяти. Лучший способ усовершенствовать ее — это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания.

Иногда бывает довольно трудно вспомнить какие-нибудь списки слов или цифр, подробное содержание главы какой-то книги или доклада. Человек во все времена пытался найти способы, позволяющие запоминать подобную информацию. Для этого были разработаны мнемотехнические приемы — от песенок до очень сложных методик.

Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в более крупные блоки. Например, группу цифр 1258936788, лучше разбить на пять: 12, 58, 93, 67 и 88. То же самое касается списка необходимых покупок. Так, если мы идем в продовольственный магазин, то для запоминания лучше разделить покупки на овощи, фрукты и мясные изделия или же на продукты, необходимые для завтрака, для обеда и для ужина.

Метод рифм и ритма лежит в основе считалок, например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». На химии, помню, запоминали валентность химических элементов с помощью такого шедевра: «Калий, магний, серебро с водородом заодно». Этот же метод часто используется в рекламе, для лучшего закрепления рекламных образов в сознании: «Лэйз — удача. Стань богаче», «Кнорр вкусен и скор», «Молоко вдвойне вкусней, если это Милки Вэй», «Жилетт. Лучше для мужчины нет» и т.д.

Очень распространен метод акронимов. Он заключается в том, чтобы составлять сокращенные названия из первых букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Этот метод используют в названиях множества организаций: ООН, СЭВ, НАТО и т.д.

Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки которых (если читать по вертикали) образуют какое-то слово или даже фразу. Так, для запоминания по порядку черепно-мозговых нервов в медицинских институтах используют, казалось бы, бессмысленный стишок: «Об орясину осел топорище точит, а факир, выгнав гостей, выть акулой хочет». Первые буквы этих слов и соответствуют, по порядку, латинским названиям черепно-мозговых нервов. Моя учительница по русскому языку использовала для фиксирования в памяти падежей такую фразу: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь». Каждый ребенок знает, как запомнить все цвета радуги: «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

Цепной метод, более сложный, заключается в том, что элементы какого-то списка стараются ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары звеньев. Представьте себе, что вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине: кофе, масло, ветчину, яйца, хлеб, цыпленка и капусту. Теперь исходите из первого образа, который придет вам в голову. Пусть это будет цыпленок, клюющий кофейные зерна, этот цыпленок вылупляется из яйца, лежащего в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины. Запомнив этот сложный сюрреалистический образ, вы смело можете идти в магазин: ни одну из ваших покупок вы не забудете.

При подготовке своих речей древние греческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи. Скажем, первый тезис мог соответствовать какой-то лавочке, второй — урне на углу улицы, третий — фонтану на площади. Когда же они произносили свою речь, они мысленно проходили по этой дороге и «забирали» в каждом месте соответствующий элемент. Можно использовать этот прием и для решения более приземленных задач, например, для запоминания того же списка продуктов. Для этого можно мысленно пройти по дому и «разместить» в каждой комнате один из продуктов: хлеб в кухне, цыпленка в гостиной, ветчину в ванной, капусту на кровати в спальне и т.д.

что это такое и какими свойствами обладает?

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.
Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы Дизайн Человека.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

Виды памяти и их особенности (Немов Р. С.)

Классификация ви­дов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: образ­ная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и не­произвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредство­ванная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в час­тности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговремен­ной памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память — непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование, т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти. Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Литература

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. — Т. II. — М., 1979. (Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Раз­витие памяти: 425—514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память:

160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение):

237—271. Память и зрение: 272—291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

31-64.)

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Разви­тие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220—246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.)

Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать па­мять: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316—327.)

––

Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 219-228.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *