Система Монтессори для самых маленьких
«Первые 2 года жизни малыша являются наиболее важными и оказывают существенное влияние на его последующую жизнь, ведь перед малышом открыт весь мир», — Мария Монтессори. От рождения до года особое внимание стоит уделять следующим моментам.
Музыка и человеческий голос
Еще находясь в животике у мамы, малыш начинает прислушиваться к голосам, доносящимся снаружи, человеческий голос для него очень интересен. Он запоминает интонации и тембр голоса самых близких людей, улавливает интонации голоса. Поэтому так важно после рождения малыша, как можно больше разговаривать с ним, говорить, как Вы его любите, рассказывать обо всем, что его окружает. Ваш голос должен быть ласковым: произносите слова четко и без ошибок, пойте малышу песенки.
Особое внимание, как утверждает система Монтессори, следует уделить следующему моменту. Когда Ваш малыш попытается что-нибудь сказать, агукнуть, например, подражайте ему, улавливайте все интонации его голоса и повторяйте. Таким образом, Вы будете стимулировать его к первой речи. Вот увидите: через какое-то время Ваш малыш начнет произносить все новые и новые звуки…
Кроме того, с самого рождения можно уже читать книжки младенцу, показывать картинки, слушать с малышом красивую классическую музыку. Ведь малыш, когда только родился: не умеет ни сидеть, ни ползать, ни бегать. Единственное, что он может, — это разглядывать все, что его окружает. Поэтому так необходимо наполнить его мир красивыми животными, растениями, природой и т.д.
Безопасность и комфорт
Эти два важных фактора, которыми Вы должны обеспечить Вашего малыша. Раньше считалось, что малыши не помнят период в жизни после своего рождения, сейчас же уже научно доказано, что младенец может вспомнить не только длительный период своей жизни, но и даже сами роды. Находясь в животике у мамы, он уже привык к голосам, окружающим его, он четко знает, как стучит сердце его мамы. Когда он появляется на свет, то потихоньку начинает узнавать все те голоса, окружавшие его до рождения; он слушает мамино сердечко, когда она кормит его грудью, рядом с ней маленький человечек чувствует себя в безопасности, поэтому так важно первый период времени окружать малыша только близкими людьми, чьи голоса он слышал еще до рождения. Друзьям же показывать малыша первое время не стоит, чтобы не испугать его. Относитесь очень бережно к малышу, говорите с ним спокойным ласковым голосом, одевайте его в мягкую теплую одежду из натуральных материалов, обращайте внимание, что швы в одежде должны быть наружу. Таким образом, Вы создадите все условия, чтобы малыш понял, что мир прекрасен, комфортен и безопасен.
Сон
Сон очень важен для младенцев. Представьте себе Ваш малыш 9 месяцев находился в темном закрытом тесном месте — у Вас в животике и тут когда он появился на свет, его окружает множество звуков, свет, совсем другая кроватка и все-все-все совсем по-другому, кроме маминого голоса. Поэтому основная задача родителей создать все необходимые условия для комфортного сна младенца. Система Монтессори предполагает, что все родители должны обеспечить для малыша свое личное пространство. Это может быть детская комната, или мат, или манеж, то есть то место, где малыш может спать, ползать и проводить время как он хочет по своему личному графику. Если же приучить малыша к рукам, качать его всегда перед сном или петь одну и ту же песенку, то у малыша может появиться зависимость от этого и он не сможет в последующем заснуть без этих вещей. В последующем же будет гораздо сложнее отучить его от этого. Умственная работа мозга малышей не прекращается ни на минуту. Когда малыши спят, их мозг обрабатывает и осмысляет все, что они видели, когда не спали. Мы не должны смотреть на новорожденных, как на маленьких беспомощных человечков, ведь малыши хоть и малы по размеру, но обладают просто огромными умственными и физическими способностями…
Примеры игр
Программа М. Монтессори для самых маленьких предполагает особые игры для детей, которые не только развивают мелкую моторику, творческое мышление, но и приспосабливают малышей к быту и готовят к взрослой жизни.
Вы можете легко играть в игры, которые предлагает система Монтессори, с детьми в возрасте от 10 месяцев до 7 лет. Занимаясь с малышом по этим практическим методам дома, Вы развиваете его мелкую моторику рук, тренируете концентрацию внимания, координацию движений глаз и рук, кроме того, Вы помогаете малышу приспособиться ко взрослой жизни, в будущем это очень поможет при адаптации в детском саду, а именно, умение ухаживать за собой и близкими, что очень важно!!! Итак, перед Вами сами практические методы.
Тренируемся пользоваться ложкой
Цель — научиться зачерпывать ложкой.
Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.
Необходимые материалы: миска, ложка, любые виды бобовых (лучше начинать с более крупных, таких как фасоль, потом можно перейти на чечевицу, горох, рис, гречку и т.д.). Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.
Учимся прищеплять прищепки
Описание — тренируемся прищеплять прищепки к краям миски.
Необходимые материалы: разноцветные прищепки, миска.
Что это дает? Тренирует концентрацию внимания, моторные навыки, координацию глаз и рук.
Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.
Кроме того, следующим этапом можно тренироваться, например, прищеплять прищепками разноцветные листы бумаги к натянутой веревке.
Учимся вкручивать гайки в болты
Описание — берем разноцветные и различные по форме и размеру игрушечные гайки и болты и тренируем навык завинчивания и отвинчивания.
Необходимые материалы: игрушечные гайки и болты.
Что это дает?
Тренировка двигательных навыков.
Возраст — мы играем в эту игру с 1 года и 6 месяцев. Пока не очень получается. Все-таки эта игра для более старшего возраста.
Кстати, можно начинать тренировать навык откручивания и закручивания с обычными пластиковыми бутылками.
Учимся шнуровать
Цель — практика нанизывания бусин различного размера, цвета и формы?
Необходимые материалы: шарики различной формы, цвета и размера, нитка.
Что это дает?
Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук, умение сортировать.
Возраст — мы играем в эту игру с 1 года.
Учимся брать предметы зажимом
Цель — тренируемся брать зажимом кубики разного цвета и расфасовывать по разным ячейкам.
Необходимые материалы:
зажим, разноцветные кубик.
Что это дает? Развитие концентрации внимания, тренировка мелкой моторики пальцев рук в раннем возрасте, координация глаз и рук, умение сортировать.
Возраст — в эту игру можно пробовать играть с 2 лет.
Тренируемся переливать воду
Описание — покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.
Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).
Что это дает?
Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.
Учимся переливать из одной большой емкости в 2 маленьких
Описание — покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.
Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в Монтессори магазинах или просто использовать старую одежду.
Что это дает?
Обучение самостоятельности, координация движений рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Учимся переливать воду из одной емкости в другую при помощи шприца без иглы или пипетки
Описание — покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.
Что это дает?
Тренировка координации движений, ловкость рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Учимся брать ситечком плавающие предметы
Описание — практика вылавливания шариков из-под настольного тенниса маленьким ситечком и ложкой. Наполните одну миску водой и опустите в нее несколько шариков из-под настольного тенниса, покажите малышу, как можно вылавливать шарики
ситечком и переносить их в пустую миску.
Необходимые материалы:
2 миски, несколько шариков из-под настольного тенниса, ложка, маленькое ситечко, губка.
Что это дает?
Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Кроме того, для игры можно использовать не только шарики, но и купить набор, например, морских обитателей и предложить малышу вылавливать их.
Учимся переливать воду в бутылку с узким горлышком при помощи воронки и кувшина
Описание — тренировка переливания воды при помощи воронки и кувшина.
Необходимые материалы:
бутылка с узким горлышком, кувшин, воронка, губка.
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 5 месяцев.
Учимся пересыпать макароны из одной емкости в другую.
Описание — покажите малышу, как можно пересыпать макароны из одной емкости в другую.
Необходимые материалы: 2 небольшие чаши, макароны (кроме макарон можно использовать рис, гречку и другие крупы, но все-таки лучше начать с более крупных материалов).
Что это дает? Тренировка двигательных навыков, концентрация внимания, координация глаз и рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 4 месяцев.
Учимся открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки
Описание -покажите малышу, как можно открывать и закрывать липучки, кнопки, молнии, пряжки, завязывать и развязывать шнурки.
Необходимые материалы: можно купить уже готовые материалы в монтессори магазинах или просто использовать старую одежду
Что это дает? Обучение самостоятельности, координация движений рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Играем в рамки-вкладыши (Знакомство с формами)
Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.
Что это дает? Тренировка координации движений, ловкость рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Играем в рамки-вкладыши
(Знакомства с формами и частями).
Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие рамки-вкладыши, таким образом, малыш знакомиться с различными формами и частями.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными геометрическими формами-вкладышами.
Что это дает? Тренировка координации движений, ловкость рук.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1года и 5 месяцев.
Описание -покажите малышу, как можно собирать и разбирать вот такие паззлы, таким образом, малыш знакомиться не только с различными формами, но и дикими и домашними животными, цифрами, домашним и сельским хозяйством, сказками и т.д.
Необходимые материалы: купите своему малышу рамки с разноцветными формами-вкладышами.
Что это дает?
Тренировка координации движений, ловкость рук, интенсивное развитие мелкой моторики.
Возраст — в эту игру мы играем приблизительно с 1 года.
Вот еще в какие рамки-вкладыши играет моя дочка:
Знакомство с цифрами и количеством
Знакомство с животными
Знакомство с животными Африки
Знакомство с сельским хозяйством
Знакомство с животными Африки
Знакомство с домашними животными
Техника монтессори для самых маленьких — Детишки и их проблемы
Купить материалы по методике Монтесcори>>
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.
Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Монтессори-материалы — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого. Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:
Сенсорное развитие
Рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Коричневая лестница — представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня — представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги — представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров — представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.Цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Развитие речи
Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
Математическое развитие
Красно-синие штанги — набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины — эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.
Геометрические тела — обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.
Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома — они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп. В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Как правило, это такие пособия, как:
Познавательные рамки-вкладыши- Шнуровки
- Наборы для творчества
А также некоторые другие Монтессори-материалы.
Купить материалы по методике Монтесcори>>
Source: www.rebenok.com
Игрушки, материалы для самых маленьких, малышам
Монтессори малышам — система для самых маленьких.
Многие считают, что начинать воспитывать ребенка можно после того, когда он научится говорить. Это не правильно. С самого рождения необходимо думать не только о физическом состоянии крохи, но и о нервно-психическом развитии.Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира
Умение правильно воспитывать – искусство, требующее постоянного оттачивания и совершенствования. Каждый малыш очень индивидуален, соответственно, каждому подходит индивидуальный метод воспитания. Родители должны найти его и научиться правильно взаимодействовать со своим малышом.
С детками от рождения до трех месяцев нужно разговаривать. Каждый раз, когда будете брать малыша на кормление или просто переодеть, улыбнитесь ему, ласково расскажите что-нибудь и пару минут поиграйте. Такое поведение родителей способствует лучшему развитию ребенка.
Развитие и воспитание детей по методики Марии Монтессори
Раннее развитие по этой методике способствует умственному и физическому развитию малыша. Беседы с ребенком, экскурсии, созданная специально окружающая среда, в которой содержатся различные необычные предметы, способствующие изучению мира, созданные из подручных средств игрушки, развивающие тактильные и зрительные и слуховые ощущения. Методика помогает в развитии неограниченной физической активности ребенка- малыш быстрее овладевает своим телом, познает его возможности становится сильнее, ловчее и увереннее. Существует неразрывная связь между физическим и интеллектуальным развитием. Упражнения по Монтессори помогают познавать мир и получать от этого творческого процесса настоящее удовольствие.5. Улучшение качества жизни с помощью техники «Колесо жизни»
У любого человека в этой жизни случаются хорошие и плохие события.
Естественно что позитивное событие поднимает нам настроение и мы
гордимся собой,а вот произошедшую с нами неудачу не всегда можем
воспринять адекватно. Мы привыкли винить в проблемах других: окружение,
коллег по работе, родителей, супругов и т.д., список можно продолжать
бесконечно. Но ведь это мы сами приносим в свою жизнь неудачи. И очень
часто это происходит из-за того, что мы живем и действуем не осознано :
не рассчитываем свои силы, не думаем о последствиях содеянного, упускаем
время и возможности. Если бы могли контролировать свою жизнь, возможно,
ее качество стало бы выше.
Монтессори-материалы своими руками — запись пользователя Хельга (Chayka_ok) в сообществе Раннее развитие в категории Методика Марии Монтессори
зеленый чай в шариках
Про методику Монтессори, я думаю, слышали все. У нее много последователей среди мамочек. Мы не исключение. Тем более, что дети просто обожают эти занятия. Это действительно то, что интересно детям. Вот некоторые наши монтессори-материалы своими руками.
1. Сенсорные карточки.
На картонные квадратики наклеила разные шершавые материалы: зубочистки, чечевицу, фасоль, губку, фольгу, кофе, бархатную бумагу. Вариантов много: бусинки, разные купы, шуршащие пленки, пленка с пузырьками, палочки, главное, чтобы это можно было определить наощупь. Каждой карточки по две штуки. Можно определять с закрытыми глазами, подбирать парочки, играть в мемори, можно вытаскивать по одной из мешочка.
Главное - тактильные ощущения и чувствительные ладошки!
2. Баночки с запахами.
Положить в них можно: палочку корицы, ваниль, лимон, гвоздику, кофе, зеленый чай, перец горошком, а кроме этого можно капнуть эфирное масло на ватку и положить в баночку.
Детки очень любят нюхать! Запоминают запахи моментально.
3. Геометрический планшет
Прибиваем кнопки на равное расстояние и готово. (мне пришлось повозиться с кнопками, они пластиковые, все время ломались). Теперь играем: делаем геометрические фигуры из резинок. Или можно соединять одинаковые по цвету кнопки. Или просто играть с резинками. Мой старший, например, использует этот планшет как рогатку)))
4. Шумовые шарики.
Яйца от киндера наполняем разными предметами, каждого по два. Мы использовали: стеклянные шарики, бусинки, фасоль, желуди, макароны. Нужно по звуку найти пару. Или определить, какой шарик тяжелее. Замечательная получается игрушка.
Вот некоторые наши игрушки. Также к монтессори-играм можно отнести:
- складывать колпачки один в другой по размерам и башенкой.
- палочки разной длины по размерам.
- переливание стаканчиков ложкой, через воронку и т.п.
- перекладывать мелкие предметы пинцетом.
- пересыпание из одной чашки в другую.
- разные музыкальные игрушки, что как звучит.
- наматывание ниток.
- бытовые навыки: подметать в совочек, вытирать губкой, выжимать тряпочку, завязывать шнурки, мыть игрушки.
- застежки-молнии-кнопки.
- игры с пластилином.
- нанизывать на веревочку или палочку.
- разложи в ячейки.
И это далеко не все.
Но это именно то, чего хотят дети. Дайте им наиграться, и они отблагодарят спокойствием и умиротворением.