Техника пеленания новорожденного алгоритм: Техника пеленания новорождённого – Техника пеленания ребенка

Содержание

Техника пеленания новорождённого


Стр 1 из 2Следующая ⇒

Алгоритмы манипуляций

Манипуляция №1

Техника пеленания новорождённого

Цель:профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.

Показания:после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

— нельзя оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,

— не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,

— не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,

— не пеленать ребёнка туго.

Подготовка пациента:успокоить ребенка,

Оснащение:

— Пеленальный стол

— Байковое одеяло

— «Конверт» для прогулки

— Фланелевая пеленка

— 4 тонкие пеленки

— Фланелевая и тонкая распашонки

— Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

— Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

— Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

1. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

2. Вымойте руки гигиеническим способом.

3. Разложите на пеленальном столе байковое одеяло.

4. Накройте его тонкой пеленкой, подогнув ее верхний край под одеяло на 10-15 см.

5. Положите тонкую пеленку, сложенную пополам по диагонали (косынка), выше одеяла

6. Положите на одеяло фланелевую пеленку, а на нее тонкую – на уровне одеяла.

7. Сложите тонкую пеленку в 8 слоев, которая будет выполнять роль подгузника. Уложите полученный подгузник посередине тонкой пелёнки, таким образом, чтобы узкая часть подгузника была ниже верхнего края одеяла на 15 -20см.

8. Положите ребенка на подгузник, так чтобы поясничная область ребёнка располагалась на уровне верхнего края подгузника.

9. Наденьте на ребёнка тонкую распашонку швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, запахните края распашонки на спине, затем поверните его на спину.

10. Наденьте на одну руку ребенка рукав фланелевой распашонки, швами наружу. Осторожно поворачивая его на бок, расправьте распашонку под спиной ребёнка, чтобы не было складок. Поверните его на спину и наденьте второй рукав распашонки. Запахните края распашонки спереди.

11. Подогните аккуратно нижние края обеих распашонок на 3-4 см. Поверните ребёнка на бок и расправьте на спине ребенка загнутые края распашонок.

12. Поднимите нижний край подгузника и проложите его между ног ребенка.

13. Заверните ребёнка в тонкую пеленку прямым пеленанием, проложив нижнюю часть бокового края пеленки между ногами ребенка.

14. Заверните ребёнка во фланелевую пеленку косым пеленанием.

15. Наденьте на головку ребенка косынку по типу «монашки».

16. Заверните ребёнка в одеяло косым пеленанием и закрепите край одеяла спереди или сбоку.

17. Уложите ребёнка в кроватку

Для прогулки

18. Наденьте чепчик или шапочку

19. Уложите ребёнка в «конверт» для прогулки.

20. Положите ребёнка в сумку для переноса новорождённого (коляску)

 

 

Манипуляция №2

Техника проведения туалета пупочной ранки

Цель:профилактическая: ежедневная обработка пупочной ранки до ее эпителизации для

профилактики инфицирования, лечебная: местное лечение омфалита.

Показания:отпадение пуповинного остатка, появление на его месте пупочной ранки;

воспаление пупочной ранки (омфалит).

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

— нельзя оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе,

— не ставить приготовленные растворы в непосредственной близости с ребенком.

— строго соблюдать правила асептики.

— нельзя пупочную ранку заклеивать лейкопластырем или накладывать повязку.

Подготовка пациента:положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств ираспеленать его.

Оснащение:

— Набор стерильных тупферов в крафт-пакете или биксе – 3 шт.

— Стерильный пинцет

— 30 мл 3% раствора перекиси водорода

— 30 мл 96% раствора этилового спирта

— Стерильные перчатки

— Лоток для сброса, использованного материала.

— Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

— Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

1. Вымойте руки гигиеническим способом.

2. Наденьте стерильные перчатки.

3. Внимательно осмотрите дно пупочной ранки, раздвигая указательным и большим пальцами левой руки ее края.

4. Достаньте из бикса или крафт пакета стерильный тупфер

5. Возьмите в правую руку стерильный тупфер, смочите его в 3% растворе перекиси водорода и обработайте дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

6. Возьмите сухой стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета) и просушите дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток для сброса, использованного материала.

7. Возьмите третий стерильный тупфер (из бикса или крафт пакета), смочите его в 96% растворе этилового спирта, и тщательно прижгите им дно пупочной ранки. Использованный тупфер сбросьте в лоток, для сброса, использованного материала.

8. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

Примечание:

  1. При появлении патологических изменений (гиперемии, отечности, серозных или серозно-гнойных выделений, кровоточивости) срочно сообщить врачу.
  2. При омфалите пупочная ранка обрабатывается 2-4 раза в день.

Манипуляция №3

 

Техника подмывания грудных детей

Цель:профилактическая: профилактика заболеваний кожи.

Показания:загрязнение кожи каловыми массами

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка, наличие у ребенка потницы, опрелостей,

Техника безопасности:

— не оставлять ребенка без присмотра на столе,

— контроль постоянной температуры воды (не выше 370 С),

— соблюдать правила расположения ребенка на руках при подмывании.

Подготовка пациента:нет

Оснащение:

— Чистая пеленка или полотенце

— Детское мыло

— Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом.

— 2 стерильных ватных шарика

— Водный термометр

— Лоток для сброса, использованного материала

— Ёмкость для использованного белья

— Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка).

— Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

— Ёмкость для использованной ветоши

 

Последовательность действий:

1. Обработайте пеленальный стол ветошью, смоченной одним из дез средств.

2. Вымойте руки гигиеническим способом

3. Разложите на пеленальном столе комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья

4. Приготовьте чистую пеленку или полотенце.

5. Откройте кран и отрегулируйте температуру воды (37-38,5

о, С) при помощи водного термометра или под контролем чувствительности кожи внутренней поверхности нижней трети предплечья (медперсонала).

6. Разверните ребенка в кроватке и осмотрите кожные складки.

7. Возьмите ребенка и положите его на левое предплечье таким образом, чтобы голова упиралась в локтевой сгиб, а туловище находилось на предплечье.

Девочку — на спину, лицом вверх, чтобы направление воды было спереди назад,

Мальчика — на спину лицом вверх или на живот — лицом вниз.

8. Правой рукой еще раз проверьте температуру воды, при этом ребёнка держите над раковиной, но не под струей воды. Осторожными движениями правой руки, направленными спереди назад, промойте у ребенка наружные половые органы, ягодицы, паховые складки (у девочек только в этом порядке). При сильном загрязнении используйте детское мыло.

9. Просушите аккуратными промокательными движениями кожу ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Использованную пелёнку (полотенце) сбросьте в ёмкость, для использованного белья

10. Положите ребёнка на пеленальный стол

11. Обработайте паховые, ягодичные, а у мальчиков мошоночные складки ватным шариком со стерильным вазелиновым или растительным маслом. Использованные ватные шарики сбросьте в лоток для сброса, использованного материала

12. Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

 

Манипуляция №4

Манипуляция № 5

Техника обработки кожных складок для профилактики опрелости

У грудного ребёнка

Цель:профилактическая: профилактика опрелостей.

Показания:осуществление гигиенического ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

— не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра.

— использовать только стерильное вазелиновое или растительное масло

Подготовка пациента:

— положить ребёнка на пеленальный стол, обработанный одним из дез средств (ближе к источнику света) ираспеленать его.

— успокоить ребенка

Оснащение:

— Ёмкость (мензурка) со стерильным вазелиновым или растительным маслом

— Бикс со стерильными ватными шариками

— Стерильный лоток

— Стерильный пинцет

— Стерильные перчатки

— Лоток для сброса, использованного материала

— Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

— Ёмкость для использованной ветоши

— 2 чистые пелёнки

— Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка)

Последовательность действий:

Манипуляция № 6

Обработка глаз.

7. Вымойте руки гигиеническим способом.

8. Возьмите 2 ватных шарика стерильным пинцетом из бикса, опустите их в мензурку с кипяченой водой комнатной температуры. Достаньте рукой один из смоченных ватных шариков и слегка его отожмите.

9. Осторожно протрите один глаз ватным шариком по направлению от наружного угла к внутреннему.

10. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

11. Затем обработайте таким же образом второй глаз. Сбросьте использованный шарик в лоток для сброса, использованного материала

 

Обработка носовых ходов.

12.Осмотрите носовые ходы.

13.При наличии у ребёнка корочек в носовых ходах, возьмите стерильным пинцетом из бикса два ватных жгутика и смочите их в стерильном масле

14.Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого носового хода отдельный ватный жгутик. Для этого ватный жгутик осторожными вращательными движениями вводится на 1-1,5 см в каждый носовой ход.

15.Сбросьте использованный ватный жгутик в лоток для сброса, использованного материала

16.При необходимости процедуру можно повторить.

17.Вымойте руки гигиеническим способом

 

Обработка наружных слуховых проходов.

18.Осмотрите ушные раковины и наружные слуховые проходы. Для этого возьмите верхний край ушной раковины и отведите её вверх и кзади.

19.Если в ушных раковинах и наружных слуховых проходах имеются скопления серы (корочки), обработайте их сухими ватными жгутиками. Для этого ватные жгутики вводятся осторожными вращательными движениями в наружные слуховые проходы.

20.Удалите корочки с помощью ватного жгутика, используя для каждого слухового прохода отдельный ватный жгутик.

21.Сбросьте использованные ватные жгутики в лоток для сброса, использованного материала

22.При необходимости процедуру можно повторить

Осмотр полости рта

23.Откройте рот ребёнку, надавливая на подбородок и опуская его вниз.

24.Осмотрите полость рта ребёнка, используя стерильный шпатель. Осмотр проводите в следующей последовательности: слизистая оболочка боковых поверхностей ротовой полости, поверхности языка и дёсен.

 

Обработка кожных складок

25.Проведите согласно алгоритму

 

26.Запеленайте ребенка, согласно алгоритму манипуляции или оденьте его.

 

Манипуляция № 7

Манипуляция № 8

Манипуляция № 9

Измерения окружности головы

4. Наложите сантиметровую ленту вокруг головы ребенка: сзади – на затылочные бугры, спереди – на уровне надбровных дуг.

5. Определите размер окружности головы ребёнка.

6. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение окружности груди:

7. Наложите сантиметровую ленту сзади – под нижними углами лопаток, спереди – на уровне сосков.

8. Определите размер окружности груди ребёнка.

9. Запишите полученный результат в «Историю развития ребенка».

Измерение размеров большого родничка:

10. Найдите расположение большого родничка между лобными и теменными костями на голове ребенка.

11. Измерьте сантиметровой лентой расстояние между средними точками противоположных краев (сторон) большого родничка.

12. Запишите полученный результат «Историю развития ребенка».

13. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его (или отдайте его матери).

 

 

Манипуляция №10

Грудное вскармливание

Показания:удовлетворение физиологических потребностей ребенка.

Противопоказания:отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба и верхней губы

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, отказ от еды, рвота, затруднения при кормлении грудью со стороны матери или ребенка.

Техника безопасности:

— контроль положенияребенка во время кормления — голова выше туловища

— нельзя, чтобы молочная железа матери закрывала носовые ходы ребёнка

Подготовка пациента:

— Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

— При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

— Успокойте ребенка.

— Проследите, чтобы мать вымыла руки с мылом и приняла удобное положение (лёжа или сидя).

Оснащение:

  • Чистая пеленка
  • Две чистые салфетки
  • Ёмкость с кипячёной водой комнатной температуры

Последовательность действий:

Кормление из бутылочки

Показания:удовлетворение физиологических потребностей ребенка при отсутствии у матери грудного молока или отказе матери от грудного вскармливания.

Противопоказания:отсутствие у ребёнка сосательного и глотательного рефлексов. Дефект развития твёрдого нёба верхней губы.

Техника безопасности:

· контроль положенияребенка во время кормления — голова выше туловища

· температура смеси не должна быть выше 40 0 С

· горлышко бутылочки должно быть во время кормления заполнено молоком

· соска должна иметь диаметр отверстия, при котором жидкость вытекает каплями

Подготовка пациента:

— Проверьте носовое дыхание у ребенка, в случае необходимости проведите туалет носовых ходов, согласно алгоритму.

— При необходимости подмойте ребёнка и перепеленайте или переоденьте его.

— Успокойте ребенка.

Оснащение:

  • Молочная смесь
  • Сцеженное грудное молоко
  • Стерильная бутылочка ёмкостью 200мл
  • Стерильная соска с отверстием
  • Чистые пеленки
  • Две чистые салфетки

Последовательность действий:

  1. Подогрейте молочную смесь в бутылочке до 37-40о С (на водяной бане или специальном электроприборе).
  2. Вымойте руки гигиеническим способом.
  3. Наденьте на бутылочку соску.
  4. Проверьте температуру смеси, капнув несколько капель на внутреннюю поверхность нижней трети предплечья.
  5. Приготовьте рядом с местом кормления чистую пелёнку
  6. Возьмите ребенка на руки, сядьте на стул и постелите чистую пелёнку на колени.
  7. Держите ребёнка во время кормления таким образом, чтобы его голова была выше туловища.
  8. Введите соску в рот ребенка, проследив за тем, чтобы она находилась на языке.
  9. Кормите ребенка, соблюдая технику кормления: бутылочку держите под углом так, чтобы горлышко ее было все время заполнено молоком с целью предупреждения аэрофагии.
  10. Закончив кормление, обсушите чистой салфеткой кожу вокруг рта ребенка.
  11. Осторожно поднимите ребенка в вертикальное положение на 1-3 минуты.
  12. Положите ребенка в кровать на бок.

Манипуляция №12

Манипуляция № 13

Ребёнку грудного возраста

 

Цель: повышение эмоционального тонуса ребенка, стимуляция физического и нервно-психического развития.

Показания: здоровый ребёнок в возрасте от одного месяца.

Противопоказания:различные заболевания ребёнка.

Возможные проблемы: нет

Техника безопасности:

— Не оставлять ребенка без присмотра на пеленальном столе.

— Медсестра должна снять кольца, часы и иметь коротко остриженные ногти.

— Температура воздуха в помещении должна быть около 20-22о С.

— Продолжительность сеанса не более 5-7 мин.

Подготовка пациента:

— Не раньше, чем через час после приёма пищи

— Раздеть или распеленать ребёнка.

— Успокоить ребенка.

Оснащение:

— Пеленальный стол

— Ёмкость с дез раствором, чистая ветошь и ёмкость для использованной ветоши

— Чистая пеленка

— Одеяло

Последовательность действий:

Манипуляция №14

Графическая запись

 

Цель:диагностическая.

Показания:измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Медицинский термометр
  • Часы
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра ( детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

 

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 15

Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания:согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента:успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

 

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1 : 2,5-3

у более старших 1 : 3,5-4

у взрослых 1 : 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек — грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

 

Возраст Частота дыхательных движений
Новорождённый 40-60
1 год
5 лет
10 лет
15 лет 16-18

 

 

Манипуляция № 16

Манипуляция № 17

Дородовый патронаж

Участковая медсестра детской поликлиники посещает в течение беременности здоровую женщину 2 раза , при неблагоприятном течении беременности, при наличии у неё соматических заболеваний или неблагополучных бытовых условий –3 раза

Первый дородовый патронаж (сразу после постановки беременной на учёт в женской консультации).

Цель: сбор информации о состоянии здоровья беременной женщины и членов её семьи и условиях ее труда и быта.

Показания:дородовый патронаж осуществляетсявсех беременных, вставших на учёт в женской консультации.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:отсутствие информации о важности дородового патронажа.

Подготовка пациентки:установление психологического контакта с беременной

Оснащение:

— Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

1. Получив сведения о появлении беременной на своём педиатрическом участке, посетите её по месту жительства.

  1. Представьтесь, познакомьтесь с беременной женщиной, постарайтесь наладить с ней психологический контакт.
  2. Соберите информацию о семейном положении беременной женщины, состоянии здоровья её и будущего отца, родственников с обеих сторон (наличие или отсутствие у них хронических соматических, психических и наследственных заболеваний), условиях жизни и труда ( профессиональные вредности ) беременной женщины, психологическом климате в семье, наличии возможных вредных привычек у будущих родителей.
  3. Соберите информацию о количестве, протекании и исходе предыдущих беременностей (если они были): предшествующие выкидыши, аборты, рождение детей. Состояние здоровья у имеющихся детей. Течение настоящей беременности: наличие токсикоза, перенесенных заболеваний во время данной беременности. Выявите факторы риска.
  4. Дайте советы по организации режима дня, рационального питания, необходимости достаточного пребывания на свежем воздухе, полноценного ночного сна, профилактике инфекционных заболеваний.
  5. Заполните «Карту дородового патронажа».

 

Второй дородовый патронаж.

Цель:подготовить беременную женщину к рождению ребенка, к кормлению грудью и уходу за ребенком.

Показания: начало дородового отпуска (32-34 недели беременности).

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:отсутствие беременной женщины дома на момент проведения патронажа, негативное отношение к проведению патронажа.

Подготовка пациентки:психологическая подготовка беременной к рождению будущего ребёнка

Оснащение:

— Карта дородового патронажа

Последовательность действий:

  1. Соберите информацию о течении беременности за время, прошедшее после первого дородового патронажа: наличии тяжелых токсикозов, перенесенных заболеваниях, выполнении назначений врача (соблюдение режима жизни, характера питания).
  2. Соберите информацию о, психологическом климате в семье, подготовке к рождению ребенка.
  3. Обучите будущую маму уходу за молочными железами, подготовке к лактации, профилактике мастита, организации уголка для новорожденного ребенка.
  4. Пригласите будущую маму в «Комнату здорового ребенка» для занятий в «Школе молодой матери».
  5. Дайте советы по организации режима жизни, рационального питания, правильного выбора одежды и обуви.
  6. Заполните «Карту дородового патронажа».
  7. Проведите беседу с родственниками о значении психологического климата в семье.

 

Третий дородовый патронаж

Проводится с целью контроля протекания беременности при ее неблагоприятном течении, контроля состояния беременной женщины с тяжелыми соматическими заболеваниями, контроля ликвидации выявленных проблем на любом сроке беременности.

 

Манипуляция № 18

Алгоритмы манипуляций

Манипуляция №1

Техника пеленания новорождённого

Цель:профилактическая: поддержание постоянной температуры тела новорождённого ребенка и сохранение целостности кожных покровов.

Показания:после проведения гигиенических процедур (подмывания, купания), перед и после прогулки.

Противопоказания:нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка.

Техника безопасности:

— нельзя оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,

— не допускать образования грубых складок на распашонках и пелёнках,

— не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,

— не пеленать ребёнка туго.

Подготовка пациента:успокоить ребенка,

Оснащение:

— Пеленальный стол

— Байковое одеяло

— «Конверт» для прогулки

— Фланелевая пеленка

— 4 тонкие пеленки

— Фланелевая и тонкая распашонки

— Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.

— Ёмкость с дез. раствором и чистая ветошь

— Ёмкость для использованной ветоши

Последовательность действий:


Рекомендуемые страницы:

32. Технология выполнения простой медицинской услуги пеленание новорожденного

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

Алгоритм пеленания новорожденного

Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении

1. Подготовка к пеленанию:

1.1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить, надеть фартук.

1.2. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

1.3. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю пеленку сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки для изготовления шапочки; 3-ю пеленку ситцевую; 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

1.4. Для изготовления шапочки сложенный край необходимо подвернуть кзади на 15 см. Углы верхнего края пеленки сдвинуть к центру, соединить их. Нижний край сложить несколько раз до нижнего края шапочки. Положить на уровне верхнего края 1-й пеленки.

2.Выполнение процедуры:

    1. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

    1. Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

    1. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

    2. Краем 3-й пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища ребенка и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. Нижним ее краем отделить стопы одна от другой. Избыток пеленки снизу рыхло свернуть и проложить между стоп ребенка.

    3. Надеть шапочку или косынку, изготовленную из 2-й пеленки.

    4. Зафиксировать все предыдущие слои и шапочку (косынку) 1-й пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край.

Широкое пеленание (закрытый способ)

  1. Подготовка к пеленанию:

1.1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть фартук.

1.2. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

1.3. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую и 2-ю ситцевую пеленки на одном уровне, 3-ю пеленку ситцевую на 10 см ниже и 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

  1. Выполнение процедуры:

2.1. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

2.2.Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

2.3. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

2.4. Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхний край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

2.5. Краем 2-й пеленки покрыть и зафиксировать плечи с обеих сторон, нижний край проложить между стоп ребенка, отделив их и голени одну от другой.

2.6. 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Широкое пеленание (открытый способ)

  1. Подготовка к пеленанию:

1.1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть фартук.

1.2. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

1.3. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки на одном уровне: 1-ю фланелевую, 2-ю ситцевую, 3-ю пеленку ситцевую, 4-ю пеленку-подгузник и фланелевую распашонку. Выложить на стол ситцевую распашонку.

  1. Выполнение процедуры:

2.1. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

2.2.Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

2.3. Одеть ребенка в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед. Подвернуть край распашонок вверх на уровне пупочного кольца.

2.4. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

2.5. Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхний край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

2.5. 2-ю пеленку закрепить сверху, как 3-ю, нижний край проложить между стоп ребенка.

2.6. 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

  1. Окончание процедуры:

    1. Уложить ребенка в кроватку.

    2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

    3. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Техника пеленания ребенка | gabiya.ru

Техника безопасности:

  •  нельзя  оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра,
  •  не допускать образования  грубых складок на распашонках и пелёнках,
  •  не завязывать косынку узлом вокруг шеи ребёнка,
  •  не пеленать ребёнка туго.

Оснащение:

  •  Пеленальный стол
  •  Байковое одеяло
  •  «Конверт» для прогулки
  •  Фланелевая пеленка
  •  4 тонкие пеленки
  •  Фланелевая и тонкая распашонки
  •  Чепчик (шапочка) тонкая или тёплая в зависимости от времени года.
  •  Ёмкость с дез. Раствором(хлорамин 1%) и чистая ветошь
  •  Ёмкость для использованной ветоши

Виды пеленания:

  1. закрытое пеленание(с головой)
  2. закрытое пеленание(без головы)
  3. открытое пеленание
  4. тугое пеленание

1) Закрытое пеленание (с головой) Этот метод обычно используют в первые дни жизни малыша. Ни в коем случае недопустимо тугое пеленание. Оно не дает возможности малышу двигаться и мешает нормальному развитию мышц ребенка.

Схема пеленания ребенка с головой.

  1. Для начала необходимо подготовить малыша к пеленанию — оденьте на него подгузник и распашонку. На ребенка одевают сначала распашонку, запахивая полы сзади, затем одевают кофточку, запахивая спереди
  2. На столике для пеленания положите малыша поперек пеленки, так чтоб голова находилась ниже её верхнего края.
  3. Один верхний край пеленки необходимо обвернуть вокруг головы младенца и завернуть за бок, плотно прижав ручкой ребенка. Аналогично проделать со вторым краем.
  4. Низ пеленки заворачиваем поверх ножек малыша. Один край подкладываем под спинку, а второй запахиваем за него.

Если есть необходимость, поверх тонкой пеленки можно завернуть ребенка в теплую. При этом — следовать той же схеме, только лишь изначально голова ребенка должна выступать над верхним краем пеленки.

2) Закрытое  пеленание (без головы)

Осуществляется с помощью распашонки, пеленки и шапочки. Необходимо такое пеленание при кормлении и подойдет для прогулки. Если ребенок чувствует дискомфорт во время пеленания, успокаивайте его песнями и разговорами.

Одев шапочку и распашонку, разгладьте все складки на спине. Расстелите пеленку треугольником, положите ребенка в центр. Закидывайте пеленку с обеих сторон и фиксируйте ее под спинкой. Нижний край загибаем и фиксируем сзади.

3) Открытое пеленание новорожденного

Технология открытого пеленания новорожденного такая же как и в «закрытом» способе, только ручки остаются свободными. Оденьте на ребенка кофточку и зафиксируйте ее с подгузником. Пеленайте поверх подгузника, прикрывая животик и поясницу ребенка.

4) Тугое пеленание новорожденного

Такое пеленание способно полностью обездвижить ребенка, прижав его ручки и ножки. Им часто пользовались медсестры в роддомах, превращая малыша в «столбик». Изначально считалось, что подобное пеленание способствует выравниванию ножек. Однако, оно имеет ряд минусов, препятствуя психоэмоциональному развитию малыша и мешая ему дышать.

Другой вариант ответа:

Манипуляция — Техника пеленания ребенка.
Цель: защита ребенка от потери тепла.
Показания: грудной ребенок.
Противопоказания: нет.
Оснащение: пеленальный стол, одна теплая, две тонких пеленки, подгузник, кофточка, шапочка, клеенчатый мешок для ветоши.
Техника выполнения. 
Закрытый способ
.
1.Пеленальный стол и матрац обработать ветошью с 1% р-ром хлорамина.
2.На пеленальном столе растелают сначала теплую, затем тонкую пеленку.
3.Сверху кладут тонкую пеленку, свернутую в виде косынки, снизу подгузник.
4.На ребенка одевают сначала распашонку, запахивая полы сзади, затем одевают кофточку, запахивая спереди.
5.Кладут ребенка так, чтобы длинная часть подгузника приходилась на поясницу. Подгузник не должен перекрывать пуповину во избежании натирания и травматизма.
6.Подварачиваем кверху кофточку и распашонку, заворачиваем подгузник и расправляем снова кофточку и распашонку.
7.Пеленаем голову ребенка, а затем завернем ребенка в тонкую пеленку, пропустив один конец пеленки между ног (профилактика потертостей), затем туго пеленаем теплой пеленкой.
Открытый способ.
На голову одевают шапочку.
Ручки оставляют свободными.
В остальном технология пеленания как при закрытом способе.
Примечание: м/с должна соблюдать правила пичной гигиены и требований санэпидрежима. После пеленания стол и матрац с двух сторон обрабатывают 1% раствором хлорамина после каждого ребенка.
Инфекционный контроль:
1 Пеленальный стол -1 % раствором хлорамина двух кратное протирание с интервалом в 15 минут.
2. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Еще видео если надоело учить билеты

Пеленание новорожденного

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

Алгоритм пеленания новорожденного

Пеленание новорожденного в родовспомогательном учреждении

  1. Подготовка к пеленанию:

    1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить, надеть фартук.

    2. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

    3. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую; 2-ю пеленку сложить по диагонали и положить сгибом вверх выше уровня 1-й пеленки на 15 см (для изготовления косынки) или сложить вдвое по длине и положить выше уровня 1-й пеленки для изготовления шапочки; 3-ю пеленку ситцевую; 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

    1. Для изготовления шапочки сложенный край необходимо подвернуть кзади на 15 см. Углы верхнего края пеленки сдвинуть к центру, соединить их. Нижний край сложить несколько раз до нижнего края шапочки. Положить на уровне верхнего края 1-й пеленки.

  1. Выполнение процедуры:

    1. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

    2. Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

    3. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

    4. Краем 3-й пеленки с той же стороны накрыть и зафиксировать плечо, переднюю часть туловища ребенка и подмышечную область с другой стороны. Противоположным краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо ребенка. Нижним ее краем отделить стопы одна от другой. Избыток пеленки снизу рыхло свернуть и проложить между стоп ребенка.

    5. Надеть шапочку или косынку, изготовленную из 2-й пеленки.

    6. Зафиксировать все предыдущие слои и шапочку (косынку) 1-й пеленкой. Нижний конец ее завернуть вверх и обвести вокруг туловища ребенка на 3-4 см ниже сосков и закрепить сбоку, подвернув уголок пеленки за ее туго натянутый край.

Широкое пеленание (закрытый способ)

  1. Подготовка к пеленанию:

1.1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть фартук.

1.2. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

1.3. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки: 1-ю фланелевую и 2-ю ситцевую пеленки на одном уровне, 3-ю пеленку ситцевую на 10 см ниже и 4-ю пеленку ситцевую сложить вчетверо длинным прямоугольником для изготовления подгузника (вместо нее можно использовать подгузники «Памперс», «Либеро», «Хаггис» и др.).

  1. Выполнение процедуры:

2.1. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

2.2.Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

2.3. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

2.4. Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхний край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

2.5. Краем 2-й пеленки покрыть и зафиксировать плечи с обеих сторон, нижний край проложить между стоп ребенка, отделив их и голени одну от другой.

2.6. 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

Широкое пеленание (открытый способ)

  1. Подготовка к пеленанию:

1.1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика), надеть фартук.

1.2. Проверить дату стерилизации пеленок, вскрыть стерильный мешок для пеленания.

1.3. Расстелить на пеленальном столе 4 пеленки на одном уровне: 1-ю фланелевую, 2-ю ситцевую, 3-ю пеленку ситцевую, 4-ю пеленку-подгузник и фланелевую распашонку. Выложить на стол ситцевую распашонку.

  1. Выполнение процедуры:

2.1. Распеленать новорожденного в кроватке или на «нестерильном» столе. Внутреннюю пеленку развернуть, не касаясь кожи ребенка руками.

2.2.Взять ребенка на руки, уложить на приготовленные пеленки на пеленальном столе.

2.3. Одеть ребенка в ситцевую распашонку разрезом назад, затем во фланелевую разрезом вперед. Подвернуть край распашонок вверх на уровне пупочного кольца.

2.4. Провести 4-ю пеленку (подгузник) между ног ребенка, ее верхний край разместить в подмышечной области с одной стороны.

2.5. Из 3-й пеленки сделать «штанишки». Для этого провести верхний край 3-й пеленки на уровне подмышечных впадин, чтобы ноги ребенка были открытыми выше уровня колен. Нижний край провести между ног, плотно прижать им подгузник к ягодицам ребенка и закрепить вокруг туловища.

2.5. 2-ю пеленку закрепить сверху, как 3-ю, нижний край проложить между стоп ребенка.

2.6. 1-й пеленкой зафиксировать все предыдущие слои и закрепить пеленание.

  1. Окончание процедуры:

    1. Уложить ребенка в кроватку.

    2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

    3. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Техника пеленания ребенка

Способы пеленания:

Закрытый — ребенка заворачивают с закрытыми руками.

Открытый — руки свободные.

Широкое — по показаниям. Например, при вывихе бедра, когда между ножками кладется в восемь раз сложенная байковая пелен­ка.

Пример закрытого пеленания:

  1. Сначала надевают распашонку, сшитую из тонкой хлопчатобумажной ткани. Распашонку запахивают сзади.

  2. Затем надевают теплую распашонку, которую запахивают спереди и обе распашонки загибают на уровне пупка.

  3. Ребенка кладут на сложенный треугольником мягкий подгузник, средний конец которого закладывают между ногами, а два конца скрещивают на животе.

  4. После этого ребенка завертывают в тонкую хлопчатобумажную пеленку, чтобы ее нижняя часть не стягивала ноги и малыш мог ими двигать.

  5. Затем точно также заворачивают в теплую фланелевую пеленку.

Примечание:

Одежда должна защищать ребенка от излишней потери тепла, но при этом не стеснять его движения. Ребенка туго не пеленают, так как это мешает ему под­тягивать ноги к животу и разводить их в стороны, что является естественной позой.

Выбор способа пеленания зависит от времени года, от температуры в комнате, где он находится.

КОРРЕКЦИЯ ПИТАНИЯ

Грудное молоко обеспечивает оптимальные условия развития ребенка до 4-х месяцев жизни. В дальнейшем дети нуждаются во введении в пищевой рацион дополнительных продук­тов питания. Сроки их введения определяются зрелостью иммунной системы и желудочно-ки­шечного тракта, зависят от заболеваний ребенка, условий окружающей среды.

Рекомендуемые сроки введения и примерное количество продуктов питания детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании (и.Я.Конь и др., 1997)

Наименование

продуктов

Месяцы жизни

Примечание

1-3

4

5

6

7

8

9

10-12

Фруктовые соки, мл

По по­каза­ниям

5-30

40-50

50-60

60

70

80

90-100

С 3 мес

Фруктовое пюре, мл

По по­каза­ниям

5-30

40-50

50-60

60

70

80

90-100

С 3,5 мес

Творог, г

10-30

40

40

40

50

С 6 мес

Желток, шт

¼

½

½

½

С 7 мес

Овощное пюре, г

10-100

150

150

170

180

200

С 4,5-5,5 мес

Молочная каша, г

50-100

150

150

180

200

С 5,5-6,5 мес

Мясное пюре, г

5-30

50

60-70

С 7 мес

Кефир и др. кисло­мол.прод. Или цельное молоко, мл

200

200

400-600

С 7,5-8 мес

Хлеб (пше­ничный, в/с), г

5

5

10

С 7 мес

Сухари, пе­ченье, г

3-5

5

5

10-15

С 6 мес

Растительное масло (под­солн., ку­кур.), г

1-3

3

3

5

5

6

С 4,5-5 мес

Сливочное масло, г

1-4

4

4

5

5

С 5 мес

  • С 3-х мес жизни ребенку назначают фруктовые и овощные осветленные соки. Соки вводят постепенно, начиная с капель, затем по ½ — 1 чайной ложке (5 мл) в день. Это количество увеличивают на 5 мл и в течение недели доводят до 30 мл. К году не более 100 мл. Количество, превышающее 40-50 мл, дается в 2 приема.

Начинают с яблочного, как менее аллергенный и имеющий низкую кислотность, затем черносмородиновый, вишневый. После можно вводить соки с мякотью оранжевого цвета: персиковый, абрикосовый, сливовый, морковный. После привы­кания дают соки, полученные из двух видов фруктов (овощей) – яблок и тыквы, яблок и перси­ков, яблок и груш. Детям с неустойчивым стулом полезны вишневый, черносмородиновый, гранатовый и черничный соки. При склонности к запорам используют соки оранжевого цвета, а также све­кольный и сливовый.

  • С 3,5 мес наряду с соками назначают гомогенизированное фруктовое пюре из яблок, пер­сиков, абрикосов, бананов, вишни, сливы. Детям после 6-7 мес можно давать комбинированный пюре – фруктово-овощные, фруктово-крупяные (с добавкой овсяной, рисовой муки, хлопьев, крахмала) и фруктово-молочные (с йогуртом, творогом, сливками).Клетчатка, пектины фруктов оказывают благоприятное действие на микрофлору и мото­рику кишечника. Фруктовое пюре начинают давать с ½ чайной ложки, постепенно увеличивая к году его количество до 100 г в день.

  • Творог рекомендуют назначать с 6 мес, начиная с 5 г, доводя к концу месяца до 30 г, к году – не более 50 г.Творог вызывает повышение кислотности и активности желудочного сока. Более раннее назначение творога используется для коррекции питания при дефиците белка.

  • С 7 мес назначают яичный (куриный) желток, сваренный вкрутую, начиная с кру­пинки, затем ¼, доводя к 8 мес до ½. Желток растирают и добавляют к молоку, пюре или каше. Он содержит витаминыD, А, РР, В, солиFe,Ca,P, Сu, легкоусвояемый белок. Но он может вы­зывать аллергические реакции, поэтому его применяют с осторожностью.

Прикорм

Прикорм — представляет собой введение новой, более концентрированной и энергетически ценной пищи, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. С прикормом в организм поступают минеральные соли, сложные углеводы, клетчатка и другие пищевые веще­ства. Он необходим для удовлетворения потребности ребенка в основных питательных ингре­диентах, улучшения функционирования желудочно-кишечного тракта и подготовки к новым видам пищи.

Прикорм вводится не зависимо от количества молока у матери.

К блюдам прикорма отно­сятся овощное пюре, каша, кефир.

  • Первый прикорм рекомендуется вводить с 4,5-5,5 мес в виде овощного пюре или молоч­ной каши. Овощное пюре особенно полезно недоношенным; детям, страдающим аллергическим диатезом, анемией, рахитом. Возбудимым детям показана каша.

  • Второй прикормвводят через 2-4 нед после первого (с 5,5-6,5 мес). Если первым вводи­лось овощное пюре, в качестве второго прикорма дают кашу; либо наоборот.

Овощное пюре готовят из одного продукта, после привыкания дают смешанное из 2-3 овощей, не содержащих грубую клетчатку (из кабачков, тыквы, моркови, капусты, томатов, зе­леного горошка, свеклы, картофеля). Картофель не должен составлять более ½ объема, так как он беден кальцием и содержит много крахмала. В готовое блюдо добавляют 1-6 г растительного масла (к 1 году). В дальнейшем овощное пюре и супы хорошо давать вместе с желтком и овощ­ным фаршем.

Каши готовят из круп или диетической муки – гречневой, овсяной (толокно), рисовой. Ман­ная крупа содержит фитин, связывающий Fe, Са. Частое ее употребление способствует воз­ник­новению анемии и рахита. Вводят сначала в виде (5%) 7%, а позднее и 10% манной каши вначале на овощном отваре или на воде с добавлением 50% молока. Через 2 нед можно варить другие каши на цельном молоке.

Одновременно с кашей можно давать сок, фруктовое пюре, творог. После 10 мес в пита­ние вводят каши из перловой и кукурузной крупы. При склонности к диарее лучше давать ри­совую кашу, при запорах – овсяную. Детям, страдающим рахитом, непереносимостью молока, каши готовят на овощном отваре.

  • С 7,5-8 мес вводят третий прикорм– детский кефир или адаптированную детскую мо­лочную смесь. Прикорм дают с сухариками или печеньем. Вводить цельное молоко не жела­тельно, так как это приводит к сенсибилизации организма ребенка к белкам коровьего молока.

  • Расширение первого прикорма– это назначение ребенку мясного пюре дополнительно к овощному, т.е. формирование обеда. С 7 мес в рацион вводятмясной фаршне более 5-30 г в день, увеличивая к году его коли­чество до 60-70 г. Вначале рекомендуют давать гомогенизиро­ванное мясное пюре промышлен­ного производства, затем в рацион можно вводить вареное мясо (из говядины, телятины, кро­лика, индюшатины, кур, нежирной свинины, конины), дважды пропущенное через мясорубку и взбитое миксером (протертое через сито).

Полезно давать 1 раз в нед фарш из субпродуктов (печень, язык, мозги), 2 раза в нед – фарш из морской рыбы. В 10 мес фарш заме­няют фрикадельками, с 12 мес – паровыми котле­тами.

Рекомендуется максимально (до 2-х лет) сохранять грудное вскармливание.

Правила введения прикорма:

  1. Дается перед кормлением грудью при наиболее сильном пищевом возбуждении ре­бенка.

  2. Прикорм вводится постепенно, начиная с небольшого количества (1-2 чайные ложки), заме­няя полностью одно кормление грудью в течение 7-10 дней.

  3. Блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднений при глота­нии,

постепенно с возрастом переходят к более густой пище, приучая ребенка к жева­нию.

  1. Введение нового прикорма возможно только после того как ребенок привыкнет к пре­дыдущему;

  2. Не следует давать один и тот же вид прикорма 2 и более раз в день;

  3. Более раннее введение прикорма (с 4-х мес) показано детям, страдающим рахитом, упорными срыгиваниями, недостаточно увеличивающими массу тела, более позднее с 5,5-6 мес – при заболеваниях, проведении прививок, в жаркое время года.

Пеленание новорожденного ребенка(детей). Сестринское дело. — Медицина. Сестринское дело.

Рекомендовано использовать метод свободного широкого пеленания.

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

защитить новорожденного от излишней потери тепла, кожные покровы – от потертостей.

II. ПОКАЗАНИЯ:

пеленание проводят после купания, для прогулки, во время утреннего туалета (закрытый метод).

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра, пеленать аккуратно, не допускать грубых складок, не завязывать пеленку-косынку вокруг шеи узлом, не пеленать очень туго.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

байковое одеяло, фланелевая пеленка и 4 тонких пеленки, тонкая и теплая распашонки, дез. раствор, фартук, ветошь.

V Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

Пеленание после купания, для прогулки.

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Надеть фартук.
  4. Обработать пеленальный столик дезраствором.
  5. На пеленальном столе разложить байковое одеяло
  6. Покрыть его тонкой пеленкой, подгибая ее верхний край под одеяло на 10-15 см.
  7. Тонкую пеленку, сложенную вдвое по диагонали, положить выше одеяла для косынки
  8. Положить фланелевую пеленку, на нее тонкую пеленку чуть ниже уровня одеяла.
  9. Положить треугольную пеленку (треугольный подгузник) в среднюю часть.

Еще одну тонкую пеленку, сложенную в 8 слоев (подгузник), уложить в среднюю часть треугольного подгузника.

Выполнение процедуры:

  1. Распеленать новорождённого в кроватке, уложить на приготовленные пелёнки.
  2. Треугольной пеленкой зафиксировать подгузник, подвернув нижний край к пупку, а боковыми краями вокруг туловища, (сделав штанишки).
  3. Надеть на ребенка тонкую распашонку швами наружу, запахнуть ее на спине; поверх нее надеть теплую распашонку, запахнув на груди.
  4. Обе распашонки аккуратно подогнуть на 3-4 см и расправить на спине
  5. Тонкую пеленку завернуть прямым пеленанием, не забывая проложить боковой край пеленки между ножками ребенка.
  6. Теплую пеленку завернуть косым пеленанием с закреплением края пеленки.
  7. Надеть на голову косынку по типу «монашки».
  8. 0деяло завернуть косым пеленанием с закреплением края.

Окончание процедуры:

  1. Уложите в кроватку или в коляску на бочок.
  2. ОБУЧИТЬ МАТЬ ПЕЛЕНАНИЮ.

ПРИМЕЧАНИЕ: В родильных домах используют специальный метод пеленания.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Сбор мочи у детей раннего возраста. Сестринский процесс.
  2. Проведение профилактических прививок для маленьких детей.
  3. Местные ванны для маленьких детей: ручная, ножная ванна.
  4. Помощь ребенку ДО ГОДА с высокой температурой. Сестринский процесс.
  5. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  6. Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка
  7. Техника взятия мазка из носоглотки на менингококк у ребенка
  8. Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
  9. Инструкция Как пользоваться газоотводной трубкой для новорожденных.
  10. Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
  11. Первый туалет новорожденного ребенка(детей). Сестринское дело.
  12. Измерение артериального давления у новорожденного ребенка
  13. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  14. Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  15. Отсасывание слизи из зева и носа новорожденного ребенка
  16. Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
  17. Контрольное кормление, взвешивание. Сестринское дело, уход.
  18. АНТРОПОМЕТРИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. Сестринское дело.
  19. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
  20. Патронаж к новорожденному и ребенку первого года жизни

алгоритм действий, виды, техники и способы пошагово

С появлением памперсов, удобных боди отношение к пеленанию новорожденного изменилось. Оно перестало быть обязательной процедурой первых месяцев жизни. Тем не менее, в ожидании малыша будущей маме будут полезны знания обо всех способах пеленания новорожденных. Они ей точно пригодятся в первые месяцы после родов.

Преимущества и недостатки пеленания

Родители должны делать выбор в пользу пеленок или против них, оценив все плюсы и минусы пеленания. Ограничивая движения новорожденного, родители избавляют его от случайных травм и возможного испуга. Травмировать и напугать себя может сам малыш. Его руки в первый месяц жизни двигаются хаотично, ткань помогает удержать руки вдали от лица, не даст поцарапать кожу. На стирку, сушку, глажку пеленок времени уходит меньше, чем на младенческую одежку.

Пеленать проще, чем надевать штанишки, кофточки. Но ограничение движения не всегда идет на пользу, минусы тугого пеленания:

  • медленнее развиваются мышцы и моторные навыки;
  • ухудшается отхождение газов;
  • замедляется кровообращение.

Даже среди специалистов нет единого мнения по поводу пеленания новорожденных. Часть из них за и часть против. По большому счету, оценить пользу пеленания может только мама во время ухода за малышом.

В каких случаях необходимо, а в каких стоит отказаться

Первый месяц ребенку комфортнее находиться в условиях, напоминающих утробу матери. Создать их помогают пеленки. Примерно до 3-недельного возраста рекомендовано полное пеленание, на 4-й неделе его заменяют свободным с открытыми руками.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

На время сна пеленают по-прежнему с руками, пока малыш не перестанет их окончательно пугаться. С 1,5 месяцев во время бодрствования надевают ползунки. На дневной сон по-прежнему пеленают или отказываются от пеленок.

На ночь до 5-6 месяцев рекомендуют пеленать деток, родившихся раньше срока, имеющих неврологические проблемы. Оно полезно в те периоды, когда малыш учится переворачиваться на бок.

Схемы пеленания младенца

Все способы пеленания лучше освоить до того, как малыш появится на свет. Обучаться можно на большой кукле или любой мягкой игрушке. Освоив разные варианты, мама легко справится с пеленанием сына или дочки. Основные виды:

  • широкое;
  • тугое;
  • свободное.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

В разное время суток малыша пеленают по-разному. У каждого способа есть свои плюсы.

Полное тугое

Техника тугого пеленания востребована мало. Она показана гиперактивным детям. Если в помещении температура умеренная, берут 2 пеленки:

  • тонкую из хлопка;
  • теплую из фланели.

Ребенка запеленывают как в кокон, руки во время процедуры слегка прижимают к телу. Туго запеленатый ребенок полностью ограничен в движении.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Закрытое классическое

Этот вариант мамы применяют чаще всего. Ему обучают рожениц в женских консультациях. Для него нужна прямоугольная пеленка. Младенца кладут в центре длинной стороны. Ручки фиксируют на груди. Сначала одну, заворачивая край фланели от шеи на угол через животик за спину, затем вторую в той же последовательности. Ноги закрывают нижней частью.

Ее слегка вытягивают вниз, потом поднимают вверх, краями обхватывают ножки, уголки фиксируют в складках.

Открытое

Если на головку надеть шапочку, то даже после купания можно запеленать в пеленку без головы. Руки оставляют свободными. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, надевают кофточку из тонкого трикотажа или более теплого. Качество одежки зависит от температуры воздуха в детской. При открытом пеленании у младенца закрыты:

  • ноги;
  • живот;
  • поясница.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Свободное пеленание

Не тугое пеленание подходит для периода бодрствования. Многие мамочки выбирают австралийский способ свободного пеленания. Берут большую прямоугольную пеленку из ситца или фланели, расправляют ее, отгибают верхний край на 20 см. Сначала левую руку подсовывают под отворот, краем ткани оборачивают туловище, заводят его за спину. Левая рука находится на уровне живота под тканью, может там шевелиться, ее не утягивают. Ту же процедуру повторяют с правой ручкой. Низ подворачивается под ноги малыша.

Широкое

Чтобы исключить у новорожденного дисплазию тазобедренного сустава при выявленных патологиях, врачи рекомендуют широкое пеленание. Этим способом запеленывают ножки, они остаются в естественной позе — разведены в стороны. Потребуется 2 пеленки. Одна квадратная, другая прямоугольная, прямоугольную расстилают на столе, поверх нее кладут квадратную, свернутую в форме косынки.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Новорожденного укладывают на спину поверх косынки, ее верхняя часть находится чуть выше талии, острые углы по бокам, прямой (тупой) — внизу. Его пропускают между ног, а острые углы поочередно оборачивают вокруг туловища и фиксируют.

Начинают пеленать во вторую пеленку, ее верхний срез должен находиться чуть выше первой. Сначала заворачивают правый край, затем левый. И тот, и другой должны проходить под мышками и заходить за спину. Руки у младенца остаются свободными. Низ распрямляют и заворачивают вперед, закрывая ноги и живот, края фиксируют.

Пеленание ребенка с головой

Этот способ нужно рассматривать пошагово. Потребуется 2 пеленки, чтобы завернуть ребенка с головой:

  1. Одну пеленку кладут так, чтобы ее верхний край лежал в области плеч.
  2. Вторую располагают поверх первой в виде ромба, ее верхний угол подворачивают и кладут на него голову новорожденного. Голова должна находиться точно по центру.
  3. Полотном оборачивают головку ребенка, оно должно плотно охватывать лоб и виски.
  4. Вторым полотном запеленывают обе руки, ткань направляют под углом — сначала от левого плеча, вокруг правой руки и туловища, за спину. Такую же операцию повторяют с правой стороны.
  5. Нижним краем полотна обхватывают ноги, его концы плотно фиксируются.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Пеленание с ручками

Этот способ мамочки любят применять после купания. Без движения рук ребенок быстро успокаивается и засыпает. Подойдет пеленка большого размера:

  1. На стол ее кладут ромбом, верхний угол загибают внутрь.
  2. Младенца укладывают по центру ближе к верхнему сгибу. Выпрямляют левую ручку, оборачивают плотно правым углом пеленки, заводя его за спину.
  3. Нижний угол поднимают кверху, фиксируют.
  4. Распрямляют правую руку, оборачивают ее левым углом пеленки, конец фиксируют.

Часто применять этот метод не стоит. Длительное нахождение в статической позе может тормозить развитие малыша.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Пеленание ножек

Пеленание ног практикуют многие мамы. Его удобно применять в то время, когда ребенок активен. В пеленку заворачивают только ноги, руки остаются свободными. Малышу можно дать погремушку.
Свободное с закрытыми руками

Малыш может свободно шевелить ногами, и руки имеют определенную степень свободы. Для этого способа подходят большие прямоугольные пеленки из ситца или фланели. Этапы пеленания:

  1. Пеленку раскладывают на пеленальном столике. Верхнюю часть по всей длине подгибают внутрь на 10 см.
  2. Ребенка кладут точно посередине. Его плечи должны лежать вровень с подвернутым краем.
  3. Сначала левую ручку укладывают на живот, охватывают ее левым краем пеленки. Пропускают его под мышкой правой руки и заворачивают за спину. Эти же действия повторить с правой половиной пеленки и правой рукой.
  4. Нижний край пеленки подвернуть за ноги.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Запеленатый таким образом малыш свободно шевелит руками, они находятся в импровизированных карманах. Диапазон их движения ограничен, поэтому испугать себя резкими взмахами младенец не может.

С двумя свободными руками

Этот способ применяют для периода бодрствования. Ребенок может шевелить руками, ему для развлечения и развития дают игрушку. Малыша кладут в центр пеленки, ее верхний край располагается на уровне подмышек. По очереди ноги малыша оборачивают сначала левым, потом правым краем фланели. Концы заводят за спину. Фиксируют все нижней частью пеленки, ее заворачивают кверху, обхватывают ей ножки спереди, углы подпихивают под верхний край.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Как подготовить и пеленать малыша в первый раз

Рассмотрим стандартный алгоритм действий, которые должна знать молодая мама. Правила простые, с ними знакомят в каждом роддоме:

  • пеленки перед использованием стирать, проглаживать с обеих сторон;
  • до пеленания ребенка подмыть или протереть специальной детской салфеткой;
  • кожу после подмывания насухо промокнуть мягким полотенцем, складки обработать детским маслом или присыпкой;
  • на малыша надеть памперс или завернуть его в подгузник из ткани.

До какого возраста нужно пеленать новорожденного

Ночью и днем новорожденного советуют пеленать только в первый месяц жизни. В дальнейшем родители сами определяют, когда использовать пеленки и каким способом пеленать. Ночью допускается использовать их до 6 месяцев, если в них малыш спит долго и спокойно.

пеленание ребенка

пеленание ребенка

Если процесс пеленания у малыша всегда вызывает негативную реакцию, то ему ищут альтернативу:

  • укрывают одеялом;
  • фиксатор;
  • используют для сна спальные мешки.

Основные ошибки родителей

В некоторых случаях применение пеленок принесет новорожденному вред. Перечень причин, сводящих на нет всю пользу пеленания:

  • стирка пеленок обычным порошком;
  • подсушивание пеленок и их повторное использование;
  • применение клеенки вместо подгузника;
  • ребенка перепеленывают без подмывания;
  • в теплом помещении пеленают в 2 пеленки.

Пеленальный столик, нарядные пеленки облегчат жизнь мамы и младенца в первые дни жизни. На удобном столике новорожденного легко обрабатывать и перепеленывать. Ребенок находится на комфортной для мамочки высоте, от падения его оберегают бортики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *