«Изображение местности на плане. Топографические условные знаки. Эвакуация по плану здания»
Цель: на практическом занятии закрепить первичные знания о плане, чертеже, рисунке; научить ориентироваться по плану зданий при ЧС и топографической карте.
Задачи урока:
- Сформировать знания учащихся о способах изображения предметов на плане и топографической карте.
- Закрепить знания о масштабе и его практическом использовании.
- Закрепить умения пользоваться компасом.
- Познакомить учащихся с топографическими знаками.
- Научить ориентироваться по плану зданий при ЧС.
Оборудование:
1. Компас.
2. Карточки с топографическими знаками.
3. Таблица «Этапы составления плана».
4. Карточки на клейкой основе – геометрические фигуры с изображением форм классной мебели.
5. Иллюстрированные пособия ( образцы плана эвакуации из здания школы, топографический план местности) .
6. Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Подготовительная беседа к практическому заданию. Повторение пройденного
Учитель: Сегодня на уроке, выполняя практическое задание, вы сможете самостоятельно создать план классной комнаты и план местности. Для этого вспомните ключевые понятия план, рисунок, чертёж. (На доске выставляются карточки с ключевыми понятиями и их изображения в произвольном порядке)
Задание 1
— Соотнесите понятия с изображениями. Объясните свой выбор.
— В чём достоинство рисунка? (Рисунок передаёт цвет, объём, свет, его просто понять…)
— В чём достоинство плана? (По плану можно ориентироваться…)
— В чём преимущество чертежа? (Даны точные размеры…)
Учитель: Остановимся на плане местности.
— Что называется планом местности (Вид сверху…)
— Каким образом можно увидеть местность сверху? (Подняться на самолёте, вертолёте)
— Удобно ли выполнять графические работы на ходу самолёта, вертолёта?
— Как же тогда быть? Как запомнить, что видели сверху? (Нужно использовать фотосъёмку)
Задание 2
Составьте план действий, которые нужно предпринять для составления плана местности.
Сначала ребята высказывают свои предположения , а затем на доску вывешивается план действий:
1. Посмотреть сверху.
2. Сфотографировать.
3. Изобразить на листе (на плоскости).
3. Практическая работа «Составление плана классной комнаты»
— Представьте, как выглядит мебель в классе сверху?
(Используются карточки геометрических фигур, определяется по размеру карточек каждый объект мебели, насчитывается количество парт, стульев, шкафов…)
Ход практической работы
1. На доске вывешивается основа для плана классной комнаты (лист бумаги форматом А3)
– Это план класса? (Нет.)
— Чего не хватает?
2. Какие объекты в классе удобнее разместить в первую очередь? (Те, что у стен.)
3. У доски работают два ученика: наклеивают условные обозначения мебели находящейся у стен.
4. Расстановку парт и стульев по рядам выполняют ребята с разных рядов цепочкой.
5. Применение плана зданий ( отдельных помещений) в практике.
Итак, план готов! Как его можно использовать? (Сделать перестановку, организовать праздник…)
4. Чтение плана эвакуации из здания школы
А ещё можно при помощи плана здания ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций. Такой план называют «План эвакуации».
— Рассмотрите план эвакуации нашей школы. Какие условные обозначения добавлены? (Стрелки)
— Для чего эти стрелки? (Они указывают направление движения)
— Расставьте стрелки на плане класса так, чтобы было ясно, как нам нужно выходить из класса при возникновении ЧС.
— Чего ещё не достаёт на нашем плане? (Направление сторон горизонта)
5. Определение сторон горизонта по компасу (повторение)
— Как определить стороны горизонта? (По компасу)
— Слушание стихотворения А.Усачева «Магнитная стрелка» (Читают подготовленные учащиеся наизусть)
Магнитную стрелку на север манила
Какая-то всем непонятная сила.И вот разгорелись научные споры:
Что тянет её в ледяные просторы?
Медведи? Тюлени? Коварные льды?
А может сиянье Полярной звезды?
Учитель Попов, улыбаясь, ответил:
— Ох, любите вы фантазировать, дети!
Науке известно давно, что манит
Магнитную стрелку на север магнит…
— Вспомните правила пользования компасом.
1. Компас положить на ровную поверхность.
2. Повернуть корпус компаса так, чтобы магнитная стрелка указывала на север.
3. Ориентироваться относительно сторон горизонта.
— Распределите названия сторон горизонта на плане класса.
6. Физ.минутка
Чтобы с планом разобраться,
Нужно дружно поразмяться.Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
— Выпрямляйся, милый друг.А теперь рывки руками:
Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!Смотрим вниз,
По сторонам…
Сядьте тихо.
Приступаем…
Строить необычный план!
7. Составление плана местности
С планом класса все ясно. А как же быть с планом местности? Ведь природные объекты не имеют строгих геометрических форм.
— Как изобразить на плане озеро, лес, деревню?..(Дети высказывают свои предположения)
— Для этой цели принято изображать природные объекты специальными условными обозначениями – топографическими знаками.
8. Речевая разминка
Речевая разминка поможет нам познакомиться с некоторыми топографическими знаками. (Используются слайды презентации, мультимедийное оборудование, рисунки природных объектов.)
Задание 3: Закончи скороговорку и подбери подходящие рисунки.
1. Как смешно спешат старушки
В …(сад) по яблоки, по грушки.2. Щенок породы колли
Убежал от Поли в …(поле).3. Ехал Грека через …( реку).
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап!4. Бежит лиса по …(лесочку),
Лизни, лиса, песочку.5. Покатился Колобок.
На …(дороге) рыщет волк.
9. Демонстрация топографических знаков
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Рисунок 18
Задание 4. Соотнесите выбранные вами рисунки к скороговоркам с топографическими знаками.
— Из предложенных знаков выберите только те, которые обозначают растения и места их произрастания (Луг с кустарниками, отдельно стоящие деревья, сад…)
— Практическое задание: нарисуйте на магнитной доске топографический знак дерева (можно хвойного, можно лиственного). Порассуждайте, как можно этот знак превратить в знак «Вырубка».
Вырубка – вырубленный лес. Это пеньки. Чтобы получить новый знак можно стереть верхнюю часть. Полученный знак сверяем с учебником.
10. Экологическая беседа
Сравните планы местности. Как изменилась местность за 4 года?
(Лес превратился в вырубку. Река – в болото и овраги…)
— Кто виноват? Как можно изменить ситуацию?
— Послушайте стихотворение С.Маршака о том, как человек влияет на природу.
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумагу жгли-
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо…
— Эй, ребята! – крикнул Дима.-Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный пляж!
Распаковывай багаж!Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли-
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки-
Словом мусора гора!Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
11. Подведение итогов
— Как можно использовать новые знания в практической деятельности?
— Рассмотрите топографическую съемку района нашей школы. (Карточки у каждого ученика). Чтобы вам было легче, я раскрасила школу красным цветом.
Рисунок 19
— Посчитайте, сколько деревьев посажено с южной (с северной, с восточной, с западной) стороны?
— Сколько спортивных площадок?
А теперь выберите самых активных ребят. Для них особое задание! На перевернутых карточках записаны природные объекты. Выберите соответствующий топографический знак.
— Выставление оценок.
План местности 4 класс (Гармония)
Учитель: Мамонтов А.В.
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
УМК: «Гармония»
Тема урока: План местности .
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Цели: формирование представления топографических знаков
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся c топографическими знаками, чтение плана местности.
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности, развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать, аргументировать своё мнение.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Формируемые УУД:
Личностные:
-положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
— получать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, основать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, основать свои трудности, икать их причины и пути преодоления.
Познавательные:
-выделение и формулирование познавательной цели совместно с учителем;
— наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
-находить информацию в материалах учебника, в карточках.
Коммуникативные:
— участвовать в общей беседе.
— высказывание своей точки зрения.
Ход урока
1. Проверка организации рабочего места.Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Слушай , думай, наблюдай.
И конечно, запоминай.
— Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу.
Ознакомление с рабочими листами и выработка критерий оценивания.
2.
Актуализация знаний
Переставьте буквы так, чтобы получились слова.
1.Маштаб ( размеры предметов и расстояния).
2. План предмета. (это чертёж его вида сверху)
-План предмета мы начертим, а если много предметов: река, луг…
-Как будет называться _____план местности______________
.
3.
Этап постановки проблемы
Отгадайте загадки:
Дорога есть – ехать нельзя.
Земля есть – пахать нельзя.
Луга есть – косить нельзя.
А в реках, морях воды нет.
Он на листок бумаги похож, нашей Земли очень умный чертеж.
— Назовите тему нашего урока?
— Чему мы должны научиться? ( Уметь читать план местности. Ориентироваться по плану.)
-План местности -это хорошо, да не очень.
ХОРОШО
1.Точно определять местность
2.По плану не заблудишься.
3. Узнать расстояние от одного предмета до другого.
4. Узнать стороны горизонта.
Не очень
Не сильно большой участок.
Красоту деревьев.
Знать все условные обозначения
4.
Открытие новых знаний.
-Предлагаю игру «ловушку- 1», но сначала прочитать текст. Стр. 43-45
— Поставьте плюс если согласны, если нет минус.
«ЛОВУШКА -1»
Чтобы составить план местности, нужно, во-первых измерить длину и ширину.Во- вторых определить его местоположение относительно сторон горизонта.
Объекты изображаются дорожными знаками.
План местности – это чертёж её вида сверху в определенном масштабе
-Проверь по эталону.
-Оцените свою работу.
— Над чем ещё надо поработать?
5. ФИЗМИНУТКА «ПАНДА»
-Предлагаю игру «ловушку- 2», но сначала рассмотрите топографические знаки и стр.44
-Проверяем по эталону.
— Оцените свою работу.
— Кто допустил ошибку? Над чем нужно ещё поработать.
6.
Организация усвоения способов деятельности.
— Предлагаю прочитать одной команде письмо, второй команде рассказ.(по топографическим знакам)
— Оцените себя
7.
Подведение итогов
Практическая работа
Самостоятельно составить аналогичный рассказ по топографическим знакам.
8
Рефлексия
Подведение итогов по рабочим листам
Рабочий лист
Загадка(максимальное кол-во 2 балла)
Игра «Хорошо да не очень».
(максимальное кол-во 1 балла)
Ловушка 1
(максимальное кол-во 4 балла)
Ловушка 2
(максимальное кол-во 4 балла)
Чтение топографических знаков
(максимальное кол-во 2 балла)
Практическая работа (максимальное кол-во 2 балла)
Итого
Оцените себя 13-12 баллов – «5»
11 -10 баллов –«4»
9-7 баллов – «3»
6-0 баллов «2»
8.
Рефлексия
План местности 4 класс
План местности
Цели:
– формировать знания учащихся о способах изображения местности;
– познакомить с условными знаками плана местности;
– учить читать план местности и составлять его;
– развивать умение пользоваться условными знаками;
– воспитывать экологическую культуру.
Оборудование: учебник, тетрадь; таблички с топографическими знаками; пластилин, цветные нитки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– Чем чертеж предмета отличается от рисунка?
– Что необходимо сделать, чтобы начертить план предмета?
– Когда пользуются масштабом?
– Назовите виды масштаба.
– Что означает масштаб 1:100? Как его можно записать иначе?
– Какими старинными мерами длины пользовались в России?
2. – Отгадайте ребусы и прочитайте старинные меры длины.
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок. Какую информацию он передает?
– Это картинный план местности, на нем нет точных размеров и расстояний.
Картинный план дает образное представление о местности, которая изображена на нем.
– Опишите эту местность.
– Соблюдается ли здесь масштаб? (Нет.)
– Сегодня на уроке познакомимся с правилами составления плана местности.
IV. Изучение нового материала.
Как составляют план местности.
– Чем удобен и чем неудобен картинный план для изображения местности? (По нему нельзя определить расстояние между изображенными предметами.)
– Рассмотрите рисунок с изображением местности и попробуйте по нему определить расстояние между предметами (домами, берегами озера и т. д.).
Для того чтобы изобразить расположение предметов на местности и определить расстояние между ними, пользуются планом местности. Обычно на плане изображают небольшой участок местности.
Планов существует масса. Простейшие из них, где только перечислены объекты и показаны связи их между собой, называют схемами. Таковы, например, схемы железных дорог, которые вы могли видеть на вокзалах. Есть планы вашего дома и вашей школы. Их составляли архитекторы. Есть план школьного участка или города, или деревни, в которых вы живете. Суть их в том, что на лист бумаги наносится небольшой участок местности, объекты на котором изображены при помощи условных знаков. Расстояния выражаются при помощи масштаба. Условные знаки рисуют похожими на сами предметы.
На рисунке вы видите местность такой, какая она есть в действительности, но как бы удаленной: ближние предметы выглядят крупнее, дальние – мельче. На рисунке нельзя точно определить стороны горизонта, найти взаимное расположение предметов по сторонам горизонта, из-за отсутствия масштаба нельзя точно измерить расстояние между предметами.
На плане местность видна как бы сверху, то есть нанесена определенная площадь, занятая предметами, которые изображены с помощью условных знаков. Зная их, можно легко понять, что находится в данной местности – река или дорога, лес или сад, луг или пашня, город или село и др.
Стрелки на плане указывают направление: С – северное, Ю – южное. Это позволяет ориентироваться, находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта. По масштабу, который показывает, во сколько раз уменьшены действительные расстояния, можно измерить расстояния между предметами.
Далее учащиеся читают статью «Как составляют план местности» на с. 40–41 учебника.
– Что необходимо знать для составления плана местности? (Условные знаки.)
– Давайте познакомимся с некоторыми условными знаками.
Учитель загадывает загадки. После ответа учащихся он демонстрирует карточку с условным знаком-отгадкой.
Загадки:
1) Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (Река.)
2) Летом комарами пугает,
Осенью клюквой угощает. (Болото.)
3) По камням среди травы
Вьется змейка без головы. (Родник.)
4) Я над речкою лежу,
Оба берега держу. (Мост.)
5) Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога, шоссе.)
6) Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)
7) Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Озеро.)
8) Он на плане и на карте
Самый главный господин. (Масштаб.)
– Рассмотрите иллюстрации на с. 41. На какой из них – рисунок с изображением местности, а на какой – ее план?
– Пользуясь условными знаками, опишите изображенную местность (с. 41 учебника).
Далее учащиеся выполняют задание в рабочей тетради № 19 (с. 16).
– В каком направлении идет дорога? Течет река?
Дома необходимо раскрасить только рисунок, а план оставить черно-белым.
V. Практическая работа на местности.
1. Рабочая тетрадь (с. 17, задание № 20).
Ответы: 2. Озеро. 3. Луг. 4. Просека. 5. Сад. 6. Деревья.
Ключевое слово: Молодец.
2. Рабочая тетрадь (с. 17, задание № 21).
– Прочитайте текст.
– Какие условные знаки необходимы? (Луг, родник, кустарник, ельник, просека, муравейник.)
Учитель демонстрирует на доске карточки с данными условными знаками.
– Какой необходимо выбрать масштаб? (1:100.)
Учащиеся работают самостоятельно.
Фронтальная проверка. (Учитель демонстрирует на доске маршрут.)
VI. Изучение нового материала.
Изображение рельефа на плане.
Материал этого раздела можно изучать, если класс сильный, или предложить его любознательным ученикам.
– Как показать высоту холмов на плане?
– Слепите холм из пластилина.
– Подставив линейку к «холму», отмечаем на нем мелом или цветной ниткой уровни равной высоты: 2 см, 4 см, 6 см. Зарисовываем план холма на доске подобно плану детской пирамидки. Измеряем высоту холма и записываем ее у вершины-точки в центре.
– Измените форму склонов (один пологий, другой крутой).
– Как изменится план холма?
– Зарисуйте его на доске.
Аналогично выполняется работа с изображением рельефа дна озера.
– Как отличить планы холма и озера?
– Отличают эти планы специальные штрихи. Одни направляются от центра (это холм), другие – к центру (это озеро).
VII. Самостоятельная работа.
– Дан план местности. Сделайте ее рисунок.
VIII. Итог урока.
– Кому и для чего нужен план местности?
– Что надо знать, чтобы прочитать план местности?
– Что обязательно указывают на плане?
Учитель предлагает решить кроссворд «План местности».
– Что означают следующие условные знаки?
Ответы: 1. Болото. 2. Овраг. 3. Дорога. 4. Огород. 5. Мост. 6. Озеро.
Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 16, № 19, с. 19, № 23; учебник (с. 40–43).
Конспект занятия по теме: «Топографические знаки»
Конспект занятия по теме:
«Топографические знаки»
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Цель: Знакомство с топографическим знаками, их применение.
Задачи:
1. Образовательные:
-Научить ребят 16 топографическим знакам;
-Отработать применение знаков;
2. Воспитательные:
— Воспитать внимание и любовь к окружающему миру;
— Привить ответственное отношение к получению новых знаний, к важности их применения на практике;
3. Развивающие:
— Развить память;
— Развить умение работать и коллективно и индивидуально.
Методы обучения:
Беседа, игра, самостоятельная работа.
Средства обучения: Слайды, карточки для игры «Топографический диктант», иллюстрация «Окрестности деревни Иваново», расчерченные листы.
Ход занятия:
1. Введение .
-На прошлом занятии мы говорили с вами о картах.
-Расскажите, как выглядели первые карты? Кто создал первые карты?
Ответы детей.
2. Основная часть
-Вы помните, что карты могут быть разные, но по ним очень трудно прокладывать маршруты в походе. Поэтому сегодня мы будем говорить о более подробных изображениях.
-Когда появилась необходимость создавать карты — сразу возникла проблема. Каждый составитель изображал предметы, здания и природные объекты по – разному. И тогда люди договорились. Была создана система топографических знаков, понятная для всех.
Посмотрите на доску, сегодня мы с вами выучим несколько обозначений.
Ребята зарисовывают в тетрадях все схемы, подписывают их. Каждый знак описывается педагогом подробно. Проговаривается цвет.
«Озеро, пруд»
«Река»
«Родник»
«Колодец»
Теперь посмотрим, как изображают растительность.
«Лиственное дерево»
«Хвойное дерево»
«Кустарник»
«Лес»
«Фруктовый сад»
«Поле, луг»
Ещё осталось запомнить знаки:
«Шоссе»
«Тропинка»
«Грунтовая дорога»
«Мост»
«Каменное здание»
«Деревянное здание»
Молодцы, теперь предлагаю такое задание. Демонстрируются карточки с изображением топографических знаков. После ответа карточки переворачиваются другой стороной, где тот же участок нарисован.
Теперь, игра!
Игра «Топографический диктант»
Ребятам раздаются карточки с предложениями. В некоторых местах, вместо слов обозначены пропуски. Необходимо в месте пропуска, изобразить нужный топографический знак. Работа ведётся под диктовку.
Текст диктанта.
Мы пошли в поход. Сначала ехали по шоссе на автобусе. Потом вышли на остановке, где росла берёза и свернули на тропинку. Она привела нас в лес. В лесу было хорошо. Звонко пели птицы. Выйдя из леса, пошли по сельской дороге через поле. Перешли по мосту реку. Вот мы и в деревне. Она маленькая, всего 10 домов деревянных и 1 каменный. Мы заглянули в сад и посидели под яблонями в тени. Воду взяли рядом, из колодца. Потом ходили купаться на пруд. По берегам пруда росли кустарники. Вечером мы вернулись домой.
Все отлично справились с заданием!
Ребята, людей, которые составляют топографические карты, называют ТОПОГРАФАМИ. Это очень ответственная профессия, требует аккуратности и внимательности. Раньше топографы при составлении карт исследовали, фиксировали, измеряли весь участок. С появлением спутников, работа немного упрощена. Сейчас мы с вами превратимся в топографов, и попытаемся создать свой план местности.
На доске иллюстрация «Окрестности деревни Иваново». Что вы видите на ней?
Ответы ребят.
Верно. Сейчас мы попытаемся все предметы и объекты отметить на плане с помощью наших знаков.
Иллюстрация с изображением участка местности разделена на ровные сектора. Ребятам для удобства раздаётся лист, также поделённый на клетки. Необходимо, посчитав расстояния между объектами, изобразить их в форме знаков.
Проверка работы.
3. Подведение итогов занятия.
Беседа – обобщение по пройденному материалу.
Ребята, знания которые мы получили сегодня на занятии, очень важны. Ведь именно благодаря этим знаниям, вы сможете работать с картами, составлять удобный маршрут для походов.
Презентация к уроку окружающего мира по теме «План местности»
Цель работы:обобщить знания учащихся по теме «План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы; развивать у учащихся географическое мышление, самостоятельность, умение применять теоретические знания на практике; воспитывать внимание, любознательность, интерес к географическим наукам, чувство коллективизма и доброжелательности.Ребенок должен понимать, что по рисунку или фотографии трудно ориентироваться, для этого используют план местности. Тот, кто хочет научиться пользоваться планом, должен научиться его «читать». А читать – это значит уметь хорошо разбираться в условных знаках плана.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку окружающего мира по теме «План местности» »
План местности окружающий мир 4 класс
Отгадайте ребусы и прочитайте старинные меры длины.
Рассмотрите рисунок. Какую информацию он передает?
Умение пользоваться планом пригодится любому человеку. Планы могут быть разными.
Изображение пути.
План кафе-ресторана.
Изображение территории санатория.
План дачного посёлка.
План района города Самары.
Схема линий метро.
Виды изображений земной поверхности
Аэрофотоснимок
Рисунок
Снимок из
космоса
План
местности
Рисунок
Аэрофотоснимок
Снимок из космоса
План местности
План местности.
ПЛАН МЕСТНОСТИ (топографический план) –
это изображение на плоскости
небольшого участка
земной поверхности
в уменьшенном виде
при помощи условных знаков.
?
Аэорфотоснимок и план местности
Сравните эти два изображения местности
Условные знаки
Требования к условным знакам:
Цвет
Простота
Непохожесть друг на друга
Одинаковая форма и величина
Изображенные знаки напоминают сами предметы
ЛУГ
2. Лиственный лес
3. Смешанный лес
болото
овраг
кустарник
фруктовый сад
родник
железная дорога
посёлок
грунтовая дорога
шоссе
река
мост
озеро и реки
Для чтения плана местности туристам необходимо знание условных обозначений и компас.
Дан план местности. Сделайте ее рисунок.
кроссворд «План местности».
Что означают следующие условные знаки?
Тест по окружающему миру для 4 класса «План местности»
Тест по окружающему миру для 4 класса
«План местности»
1.Люди какой профессии составляют план местности?
а) археологи б) геодезисты в) кардиологи
2.При помощи чего обозначают объекты на плане?
а) условные знаки б) фото в) рисунки
3.Какй прибор используется при составлении плана местности?
а) микроскоп б) компас в) термометр
4.Что применяют для уменьшения объектов на плане местности?
а) микроскоп б) масштаб в) нивелир
5. Выбери крупный масштаб.
а) 1:250 б) 1:500 в)1:50
6. Составление плана местности – это:
а) ориентирование; б) нивелирование; в) измерение.
7. Какое направление показывает стрелка на плане местности?
а) юго-запад б) север в) юг
8. Изобразите топографические знаки:
а) сад 1.
б) лиственный лес 2. 2.
в) кустарник 3.
г) болото 4.
Окружающий мир 4 класс
(по учебнику Н. Я. Дмитриевой , А. Н. Казакова)
Тест. ( 2 вариант )
План местности.
1.Люди какой профессии составляют план местности?
а) археологи б) физики в) геодезисты
2.При помощи чего обозначают объекты на плане?
а) условные знаки б) снимки в) геометрические фигуры
3.Какй прибор используется при составлении плана местности?
а) термометр б) компас в) линейка
4.Что применяют для уменьшения объектов на плане местности?
а) нивелир б) масштаб в) микроскоп
5. Выбери крупный масштаб.
а) 1:30 б) 1:350 в) 1:50км
6. Составление плана местности – это:
а) измерение б) нивелирование в) ориентирование
7. Какое направление показывает стрелка на плане местности?
а) север б) юг в) северо-запад
8. Изобразите топографические знаки:
а) луг 1.
б) болото 2. 2.
в) мост через реку 3.
г) хвойный лес 4.
Урок по окружающему миру на тему «Как изображают местность на плане»(4 класс)
Урок по окружающему миру для 4 класса
«Как изображают местность на плане»
Подготовила
Редченко Виктория Ивановна,
учитель начальних классов,
специалист І категории
Цель:сформировать представление о плане,масштабе,плане местности,условных знаках,научитьдетей чертить планы самых простых предметов,формировать умение пользоваться условными знаками,масштабом,научить читать план местности,развивать наблюдательность,умение сравнивать,делать выводы.
Оборудование:тесты по повторению пройденного материала,таблицы с изображением местности,план школы,этажа,карточки с условными знаками плана местности,карточки с заданиями.
Ход урока
I.Орг.момент.
Руки-на месте!
Ноги-на месте!
Локти-у края!
Спинка-прямая!
-Повернитесь друг к другу,улыбнитесь!
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей,друзья,за дело.
II.Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня,ребята,необычный урок.Мы отправляемся на экскурсию. А вот куда, угадайте сами, посмотрев на эту картинку.
-Правильно в научную лабораторию,котораяпоможет нам понять,что такое план,как изображают местность на плане,научимся чертить планысамых простых предметов,будем учиться пользоваться условными знаками.
1.Пропуск в лабораторию получат все дети,которые выполнят следующие задания:
а)индивидуальный опрос
Загадка
Он и летом, и зимой —
Между небом и землей.
Хоть всю жизнь к нему идти —
Он все будет впереди. (Горизонт)
Задание.Нарисуй на доске «стороны горизонта».Подпиши основные и промежуточные стороны горизонта.
Загадка Невелик,зато смышлен-
Все дороги знает он.
Если с ним пойдем в поход,
Никогда не подведет.(Компас)
Задание.Расскажи из каких частей состоит компас и как им пользоваться.
За правильные ответы дети получают пропуск в лабораторию.
2.Дети,у вас на партах лежат листочки с тестом.Вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком.На выполнение работы вам отводится 3 мин.
Тест
1.Что такое горизонт?
а)линия,по которой небо как будто соединяется с поверхностью Земли
б)часть земной поверхности,которую человек видит вокруг себя
2.Что такое линия горизонта?
а)воображаемая линия,по которой небо как будто соединяется с поверхностью Земли
б)часть земной поверхности,которую человек видит вокруг себя
3.Что значит»ориентироваться на местности»
а)это означает умение ориентироваться по Солнцу
б)это означает уметь определять стороны горизонта.
Работы проверяются у тех ребят, кто не отвечал.
III.Первичное восприятие и осознание нового материала.
Итак,мы с вами попали в Научную лабораторию.
1.-Чем отличается рисунок от плана?
Учитель показывает рисунок с изображением чашки.
-Ребята,что я вам показываю?(рис.чашки)
На доске появляется слово «рисунок»
-Как изображают предметы на рисунках?
2.Введение понятия «план»
-Посмотрите на это изображение.
-Что это?(похоже на чашку сверху)
-Это план чашки.
Появляется слово на доске «план»
-А что же такое план?
Младший научный сотрудник лаборатории:
1.План-это чертеж,на котором все предметы изображаются так,как мы их видим сверху.
2.Практическая работа
а)возьмите лист бумаги,на левой стороне нарисуйте игрушку-пирамидку,а на правой-вид сверху этой пирамидки.Рассмотрите, что у вас получилось;
б)попробуйте начертить план большого предмета,например стола.
-Можно ли это сделать так же,как с маленькими предметами?
-Как же начертить план стола,план школьного двора,план местности,по которой вы идете в школу?
IV.Физкультминутка.
Чтобы с планом разобраться,
Нужно дружно поразмяться.
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
— Выпрямляйся, милый друг.
А теперь рывки руками:
Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!
Смотрим вниз,
По сторонам…
Сядьте тихо.
3.Работа с учебником с.89-90
а)рассмотрите рисунок и план стола
б)найдите и прочитайте что такое масштаб и как он записывается
4.-Азачем уметь чертить план зданий,местности?
Старший научный сотрудник лаборатории:
-Современные строители работают по чертежам.Так,например,прежде,чем построить нашу школу,составлялся план здания,каждого этажа в отдельности.По плану этажа можно мысленно «ходить»,ведь на нем видно все двери и окна.где коридоры и лестницы.
-Посмотрите на план нашего этажа.Как вы думаете,зачем на нашем этаже висит такой план?(ответы детей)
Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара или еще какой-то экстренной ситуации.А план местности незаменим для туристов,а также для людей,которые занимаются аграрным хозяйством.План местности позволяет хорошо изучить все особенности небольшой площади.
5.А я картограф-специалист,составляющий карты и планы.Мы условились использовать при составлении планов одинаковые условные знаки.
-На разных планах,сады,дома,дороги,мосты,леса,луга и другие объекты обозначают одинаково.
Условные знаки-это нарисованные знаки,часто похожие на изображаемый предмет.Без них невозможно понять,что показано на плане,так же как,незная букв,нельзя прочитать книгу.Зная условные знаки,можно прочитать любой план и легко ориентироваться на местности.
Вывод:Чтобы научиться читать план местности,надо знать условные знаки.
Геологи,военные,строители,водители и люди других профессий используют планы,хорошо знают условные знаки.Для школьников и туристов рядом с планом иногда помещают список условных обозначений(условные знаки и подписи к ним)
6.Работа по учебнику с.91
-Рассмотрите условные знаки на плане местности
V.Закрепление и осмысление знаний
-Сейчас мы с вами будем учиться изображать объекты с помощью условных знаков.Вы все любите мультфильм»Каникулы в Простоквашино»и главного героя Дядю Федора.Вас ждет встреча с этим героем,если вы правильно выполните задание,используя условные знаки.
Иди по шоссе через мост.Слева-луга,справа-плодовый сад.По грунтовой дороге дойдешь до леса.Пройди по тропе,обогни овраг и тут на берегу озера тебя встретит Дядя Федор.
VI.Итог урока.
-Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите,о каком понятии сегодняшнего урока здесь идет речь
Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нем птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошел он,
Все стали уменьшать.
-О каком понятии говорится в стихотворении?
-Что такое масштаб?
-Для чего обозначают масштаб на плане местности?
-Что такое план местности?
-Чем отличается рисунок от плана?
-С помощью чего изображают предметы на плане местности?
-Молодцы,ребята!Домашним заданием вам будет начертить план своего двора.