Топографические знаки по географии – Условные знаки географических карт 🌎 виды, таблица условных знаков отражающая тематическое содержание карты, топографические знаки в географии

Условные знаки топографических карт — география, презентации

Условные знаки топографических карт Тихонова Л.Я. учитель географии МБОУ «Лицей №3» г.Прохладный, КБР

Условные знаки топографических карт

Тихонова Л.Я. учитель географии МБОУ «Лицей №3» г.Прохладный, КБР

Условные знаки топографических карт Тихонова Л.Я. учитель географии МБОУ «Лицей №3» г.Прохладный, КБР Условные знаки топографических карт Тихонова Л.Я. учитель географии МБОУ «Лицей №3» г.Прохладный, КБР Условные знаки топографических карт Тихонова Л.Я. учитель географии МБОУ «Лицей №3» г.Прохладный, КБР
Назовите знак

Назовите знак

Знаешь ли ты условные знаки? К

Знаешь ли ты условные знаки?

К

Прочти письмо Здравствуй мама! Мы ходили в поход. Рано утром мы вышли из , пошли по до , повернули на запад по и подошли к  .Справа от нас был , а слева . Дальше мы шли по до  . Затем, мимо вдоль по мы вернулись в . К ШК ШК

Прочти письмо

Здравствуй мама!

Мы ходили в поход. Рано утром мы вышли

из , пошли по до ,

повернули на запад по и подошли к

.Справа от нас был ,

а слева . Дальше мы шли по до

. Затем, мимо вдоль

по мы вернулись в .

К

ШК

ШК

Жил на Руси богатырь славный Алеша Попович,  и умел он только на печи лежать, да с Тугариным Змеем воевать. Отправился он однажды золото  народное из лап тугаринских высвобождать.  Путь его лежал через берёзовый лес , мимо гнилого  болота , через которое тропинка была. Зашел  Алеша в самую чащу леса и видит живописное озеро ,  а возле него дом лесника . Спрашивает он лесника,  как попасть ему к реке , где тугаринское войско  расположилось. А старик ему отвечает, путь далекий  тебе предстоит. Сначала пойдешь по грунтовой дороге , свернешь в сосновый лес . Там увидишь к олодец ,  смело от него ступай к роднику , у родника есть глубокий овраг , перейдешь его и увидишь луг , на том лугу стоит одинокое дерево . Подойдешь к нему, Тугарин сам и появится. Запиши рассказ условными знаками http://aida.ucoz.ru

Жил на Руси богатырь славный Алеша Попович,

и умел он только на печи лежать, да с Тугариным

Змеем воевать. Отправился он однажды золото

народное из лап тугаринских высвобождать.

Путь его лежал через берёзовый лес , мимо гнилого

болота , через которое тропинка была. Зашел

Алеша в самую чащу леса и видит живописное озеро ,

а возле него дом лесника . Спрашивает он лесника,

как попасть ему к реке , где тугаринское войско

расположилось. А старик ему отвечает, путь далекий

тебе предстоит. Сначала пойдешь по грунтовой дороге ,

свернешь в сосновый лес . Там увидишь к олодец ,

смело от него ступай к роднику , у родника

есть глубокий овраг , перейдешь его и увидишь луг ,

на том лугу стоит одинокое дерево .

Подойдешь к нему, Тугарин сам и появится.

Запиши рассказ условными знаками

http://aida.ucoz.ru

Определите направление К

Определите направление

К

Измерьте расстояние при помощи масштаба по рис. 39 в 1 см 100 м Определите масштаб плана. Измерьте линейкой расстояние от берёзы до сарая. Вычислите расстояние при помощи масштаба. Определите расстояние от берёзы до точки 162,3 м; до озера; до деревянного моста. 0,9 см 0,9 см х 100 м = 90 м

Измерьте расстояние при помощи масштаба по рис. 39

в 1 см 100 м

  • Определите масштаб плана.
  • Измерьте линейкой расстояние от берёзы до сарая.
  • Вычислите расстояние при помощи масштаба.
  • Определите расстояние от берёзы до точки 162,3 м; до озера; до деревянного моста.

0,9 см

0,9 см х 100 м = 90 м

Начертите план местности В центре местности на лугу стоит наблюдатель. Он видит: На севере, 300 м, школа На востоке, 250 м, кусты На с-з, 400 м, фруктовый сад На ю, 150 м, озеро, восточный берег заболочен На ю-з, 200 м, куст На с-в, 450 м, смешанный лес На з, 200 м, редколесье На ю-в, 100 м, колодец  М: в 1 см 100 м С 4 см 1 4 см Ю План из одной точки называется полярным http://aida.ucoz.ru

Начертите план местности

В центре местности на лугу стоит наблюдатель. Он видит:

  • На севере, 300 м, школа
  • На востоке, 250 м, кусты
  • На с-з, 400 м, фруктовый сад
  • На ю, 150 м, озеро, восточный берег заболочен
  • На ю-з, 200 м, куст
  • На с-в, 450 м, смешанный лес
  • На з, 200 м, редколесье
  • На ю-в, 100 м, колодец

М: в 1 см 100 м

С

4 см

1

4 см

Ю

План из одной точки называется полярным

http://aida.ucoz.ru

Начертите маршрутный план местности (М 1: 10000м) Ребята отправились из школы (т.1) на экскурсию (школа находится на с-з. местности) т.1 →  т.2 – на в. 800 м по тропинке через фруктовый сад, т.2 – колодец на берегу р. Белка, река течёт с ю. на с. т.2→т.3 – 500 м против течения реки по тропинке через кусты, т.3 – родник, т.3→т.4 – на с-з. по грунтовой дороге через поле 400 м. т.4 – ветряная мельница, к югу от т.4 увидели озеро, восточный берег которого заболочен, т.4→т.5 – на ю-з. 400 м по тропинке через луг до берёзы (т.5), т.5→т.1 – по грунтовой дороге через редколесье вернулись в школу  http://aida.ucoz.ru

Начертите маршрутный план местности (М 1: 10000м)

Ребята отправились из школы (т.1) на экскурсию (школа находится на с-з. местности)

т.1 т.2 – на в. 800 м по тропинке через фруктовый сад,

т.2 – колодец на берегу р. Белка, река течёт с ю. на с.

т.2→т.3 – 500 м против течения реки по тропинке через кусты,

т.3 – родник,

т.3→т.4 – на с-з. по грунтовой дороге через поле 400 м.

т.4 – ветряная мельница, к югу от т.4 увидели озеро, восточный берег которого заболочен,

т.4→т.5 – на ю-з. 400 м по тропинке через луг до берёзы (т.5),

т.5→т.1 – по грунтовой дороге через редколесье вернулись в школу

http://aida.ucoz.ru

Нарисуйте знак родник

Нарисуйте знак

родник

Нарисуйте знак ветряная мельница

Нарисуйте знак

ветряная мельница

Нарисуйте знак колодец

Нарисуйте знак

колодец

Нарисуйте знак редкий лес

Нарисуйте знак

редкий лес

Нарисуйте знак отдельно стоящее дерево

Нарисуйте знак

отдельно стоящее дерево

kopilkaurokov.ru

Топографический диктант «Условные знаки на плане местности»

Топографический диктант состоит из двух заданий, осуществляет проверку темы «Условные знаки».

Просмотр содержимого документа
«Топографический диктант «Условные знаки на плане местности»»

Топографический диктант «Условные знаки на плане местности»

Вариант 1.

1. Изучите текст, снабженный условными знаками. Запишите расшифрованные знаки словами.


2. Замените слова топографическими знаками.

«Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешёл в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Вдруг, остановившись, они стали всматриваться в землю. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая…».

( по А.Рыбакову «Бронзовая птица»).

Топографический диктант «Условные знаки на плане местности»

Вариант 2.

1. Изучите текст, снабженный условными знаками. Запишите расшифрованные знаки словами.


2. Замените слова топографическими знаками.

«Экспедиция продолжала свой путь по тропе через болото. Влажный воздух, насыщенный гнилостными испарениями затруднял дыхание. Но вот под ногами возникла твёрдая почва и болото сменилось редколесьем. Вскоре, пробираясь через густые заросли кустарника, путники совсем выбились из сил. Посовещавшись, решили сделать привал на высоком берегу ручья. Передохнув, переправились через ручей вброд и продолжили путь по узкой лесной тропе».

По Н. Андрееву «Северная экспедиция».

Топографический диктант «Условные знаки на плане местности»

Вариант 3.

1. Изучите текст, снабженный условными знаками. Запишите расшифрованные знаки словами.


2. Замените слова топографическими знаками.

«Заблудившиеся путники пробирались сквозь густой хвойный лес. Темнело. Тропинки не было видно и приходилось идти сквозь заросли кустарника. Вдруг все увидели небольшую избушку на опушке леса. Сразу возникло желание немного передохнуть и обдумать сложившееся положение. Охотничий домик оказался давно заброшен и ребята продолжили свой путь. Вскоре густой лес сменился редколесьем и в траве показалась еле заметная тропинка. Глубокой ночью усталые путники вышли на асфальтированную дорогу и добрались в город».

По А. Михайлову «Тайна».

kopilkaurokov.ru

Урок по географии в 6 классе «Топографический план и топографическая карта»

hello_html_m24dde335.gifhello_html_5160660d.gifhello_html_m29b76206.gifhello_html_47cc5a57.gifhello_html_m590deddb.gifhello_html_m5fef1fb.gifhello_html_522372c1.gif

Астапова Ольга Владимировна

учитель географии

БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»

Урок географии в 6 классе «Топографический план и топографическая карта»

Урок_9. Топографический план и топографическая карта.

Планируемы результаты:

личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности;

метапредметные: формирование умений работать с различными картографическими источниками – формирование информационной компетентности;

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков

Оборудование: учебник (Летягин А.А. География 6 класс), карты разных масштабов, раздаточные карточки с заданиями

Ход урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин)

  1. Изучение нового материала (35 мин)

Постановка проблемной ситуации

— Начертите план пришкольного участка на обычном формате бумаги. (испытывают затруднения)

— Как вы это сделаете? (учащиеся предлагают варианты).

— Почему не можете?

— Давайте вспомним, что такое топографический план?

СЛАЙД 1

Топографический план — это изображение небольших участков земной поверхности в масштабе с помощью условных знаков.

(выделить слова, которые еще не изучили)

Сообща приходим к выводу о масштабе и условных знаках.

СЛАЙД 2 (изображение топографического плана и топографической карты)

— Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)

Итак, тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая карта» (СЛАЙД 3)

Через нее учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

Цель урока: — познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.

— научится читать карту и использовать масштаб для определения расстояний

  1. Масштаб

Работа в парах! (3 мин). Обсуждение результатов работы (10 мин) (Приложение 1)

Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)

  1. Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 4) Масштаб – (нем. mab – мера, stab – палка) – отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

— Что показывает масштаб?

  1. На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 4).

крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

Карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:

  • топографические планы — до 1:5 000 включительно;

  • крупномасштабные топографические карты — от 1:10 000 до 1:100 000;

  • среднемасштабные топографические карты — от 1:200 000 до 1:1 000 000;

  • мелкомасштабные топографические карты — менее 1:1 000 000.

Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.

— Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?

— Какой можно сделать из этого вывод?

  1. В чем отличие топографической карты от топографического плана? (СЛАЙД 5) Возвращаемся к первому слайду.

  1. Какие способы записи масштаба бывают? (СЛАЙД 6) (Виды масштаба: численный, именованный, линейный)

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты — в мелких. В картах учитывается «шарообразность» земли, а в планах — нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).

Виды масштабов

Линейный

Именованный

в 1 см 100 м

Численный

1 : 10 000

(рис. 25, стр. 52).

— Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? (именованный)

— С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода, формулируем вместе с учащимися) (СЛАЙД 7)

Первичное закрепление

Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)

Обязательным для выполнения 4 задания, 5,6 задания для более продвинутых учеников.

СЛАЙД 8 – Эталон выполнения работы (3-4 мин)

Физкультминутка (1 МИН) СЛАЙД 9

Голова чтоб не болела, 
Ей вращаем вправо-влево. 
А теперь плечами крутим — 
И для них разминка будет. 
Тянем наши ручки к небу, 
В стороны разводим. 
Повороты вправо-влево, 
Плавно производим. 
Потянули плечи, спинки. 
А теперь конец разминке. 
Хоть приятно разминаться, 
Вновь пора нам заниматься. 

  1. Условные знаки (15 мин)

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык – нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

Для того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку. А что будет являться «азбукой» карты? – условные знаки!

Работа в группах! (3 мин)

Выполнение задания на определение условных знаков (Приложение 3)

СЛАЙД 10 (Эталон выполнения работы)

— Кто справился полностью с заданием?

— У кого были затруднения?

— В чем причина?

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150!

Требования к условным знакам: 1) простота;

2) непохожесть друг на друга;

3) знаки напоминают сами предметы.

Знакомство с условными знаками.

Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).

На какие группы делятся условные знаки? (Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д.) (СЛАЙД 11)

Как различаются условные знаки по внешним признакам? (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)

— Что называют азбукой карты? (легенда) (СЛАЙД 12)

— Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные) (СЛАЙД 13)

Задание на закрепление знаний (5 мин)

Распределите условные знаки (рис. 28 стр. 55) по группам.

Самооценка по шаблону (СЛАЙД 14)

  1. Рефлексия. (2 мин.)

СЛАЙД 15

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему

3

3 – «Я умею читать карту, пользоваться масштабом, определять расстояния по плану»

2

2 – «Я понимаю карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом, но не умею определять расстояния по плану»

1

1 – «Знаю, где найти условные обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться масштабом»

0 – «Я не понял, как читать карту и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»

0

  1. Домашнее задание. (2 мин)

СЛАЙД 16

§ 9

Творческое задание:

Составить маршрут с использованием направлений, азимута, масштаба и условных знаков.

Оформить задание на отдельном листе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение 1

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. Что такое масштаб? Для чего он нужен?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. На какие группы делятся карты по масштабу?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. В чем отличие топографической карты от топографического плана?

________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. Какие способы записи масштаба бывают?

_______________________________________________________________________

Приложение 2

Путешествие в страну Масштабию.

1 этап

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см – 10 км в 1 см – 200 м

2 этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 750 000 1 : 100 000

3 этап

Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

4 этап

Какой масштаб крупнее: 1 : 700 000 или 1 : 200 000

5 этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

6 этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.

Приложение 3

Задание для работы с условными знаками.

Замени выделенные слова условными обозначениями.

«Недавно мы  поселились в домике лесника.  Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними — фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере, недалеко от него очень красивая деревянная церковь, а рядом – колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество интересных тропинок, красивые луга! Приехать к нам ты можешь по железной дороге

Поле для заполнения условными знаками.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *