Традиционные техники рисования для детей дошкольного возраста – Консультация по рисованию (подготовительная группа) по теме: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

» Детские техники рисования

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нём средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование. Чтобы давать возможность малышам разнообразно самовыражаться, можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Посмотрим, какие детские техники рисования можно использовать для развития ребёнка.

Традиционные техники рисования

Основа общего всестороннего развития ребёнка закладывается в младшем дошкольном возрасте. Рисование — одно из самых важных средств развития ребёнка, в процессе которого малыш познаёт мир, формирует эстетическое отношение к нему.

При рисовании у ребёнка развиваются самые разнообразные навыки и способности, а именно:

  • ребёнок учится зрительно оценивать форму предмета, ориентироваться в пространстве, различать и чувствовать цвета
  • тренирует глаза и руки
  • развивает кисть руки.

«А знаете ли Вы, что рисование — это один из основных способов разностороннего развития ребёнка, его ощущений, мелкой моторики рук, чувства формы и цвета? При помощи этого простого и увлекательного занятия дети передают своё отношение к действительности».

От того, какие формы и методики использует педагог или родитель на творческих занятиях с малышом, зависит успех воспитания и обучения.

Так, основным приёмом для деток младшего дошкольного возраста является демонстрация, как нужно использовать карандаш и краски. В этом же возрасте эффективно пассивное рисование: когда взрослый водит руку малыша. Когда кроха немного подрастает, изобразительной деятельности обучают информационно-рецептивным методом: дети изучают форму предмета, обводя его рукой, ощупывая очертания. Такое исследование предмета помогает малышу создать более полное представление о предмете. Следующий этап — это выбор техники рисования.

Традиционные детские техники рисования:

  1. Рисование с помощью простого карандаша.
  2. Рисование с помощью цветных карандашей.
  3. Рисование с помощью фломастеров.
  4. Рисование кистью – акварелью, гуашью.
  5. Рисование с помощью восковых мелков.

Приступая к выбору техники рисования для крохи, нужно обращать внимание на его возраст и интерес. Чтобы быть полезным и развивающим рисование, прежде всего, должно быть увлекательным.

Рисование красками и карандашами

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать. Младшие дошкольники ещё не достаточно умелы в рисовании.

Давайте посмотрим, как можно научить малыша рисовать красками и карандашами.

Учимся рисовать красками

Сегодня первое использование ребёнком красок – это пальчиковое рисование. Как только малыш научился удерживать кисточку в руке, предложите ему порисовать ею. Для первых занятий лучше использовать гуашь: её не нужно разводить водой и она оставляет яркий след. Покажите малышу такой приём рисования как «примакивание»: кисточку с краской нужно приложить к бумаге всем ворсом. Так получится отпечаток – листочек, огонёк, след зверюшки, цветочек и т. д. Этот простой приём дети могут использовать при изображении знакомых им явлений природы. Интересно будет рисовать на бумаге тёмного цвета (например, синей) белой гуашью. Так можно изобразить, допустим, снегопад. Следующий этап рисования красками – это изображение прямых и волнистых линий.

Обычно малыш овладевает работой с красками и кисточками к 3,5 – 4 годам. С этого возраста крохе можно давать краски в его распоряжение: пусть рисует, что хочет. А родителям всего лишь нужно подсказывать темы для рисования и показывать правильные приёмы.

Начинаем рисовать карандашом

Вначале малышу лучше давать не карандаш в руку, а фломастер: они оставляют яркий след даже при слабом нажатии детской ручки. Когда рука окрепнет, вложите ему в руку карандаш. Рисуйте разные фигуры вместе, двигая руку ребёнка. Так постепенно он поймёт, как нужно двигать карандашом, чтобы получить желаемый рисунок. Повторяйте движения много раз, закрепляя их.

«Совет. Поддерживайте интерес малыша к рисованию, обеспечивая хорошие условия для творчества: качественные принадлежности, отдельный стол и стул в светлом месте, соответствующие росту ребёнка».

Детские нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.

Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.

Для детей младшего дошкольного возраста:

  1. Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
  2. Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.

Для детей среднего дошкольного возраста:

  1. Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
  2. Отпечаток пробкой.
  3. Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
  4. Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.

Для детей старшего школьного возраста:

  1. Рисование песком или солью.
  2. «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
  3. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
  4. Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
  5. Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
  6. Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.

Смотрите видео о том, как сделать пейзажную монотипию

 Используем различные материалы

«А знаете ли вы, что разнообразные нетрадиционные детские техники рисования становятся всё популярнее с каждым днём? Рисуя, малыши действуют так, как им нравится».

Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.

Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?

  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге, получится отпечаток. Дорисовав недостающие детали, у ребёнка выйдет отличный пейзаж.
  2. Пластилин. Из пластилина можно не только лепить фигурки, но рисовать им на бумаге. Такой метод называется пластилинографией.
  3. Всё, что под рукой. С помощью деревянной катушки для ниток, самих ниток, пуговиц разного размера и формы, картонной трубки, свежей апельсиновой корки, початка кукурузы, спицы и всего того, что можно найти в доме и приспособить для творчества, можно рисовать. Каждый предмет оставляет свой уникальный отпечаток. Немного пофантазировав, можно создать необычные картины с помощью вполне бытовых предметов. Катушка оставит след, похожий на колёсико или две дорожки, пуговичка — кружок с точками. Из корки апельсина можно вырезать необычные штампы, например, в виде спирали. А функцию малярного валика выполнит кукурузный початок или картонная трубка.

Рисование — отличный досуг для дошкольника, работа, к которой не надо принуждать. Однако важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества. Расширяйте возможности для творчества вашего малыша. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

paidagogos.com

Консультация по рисованию на тему: «Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования»

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо…

ПРОЕКТ НА ТЕМУ Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной техник рисования в рамках проекта «Рисуем и творим все»

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей раннего дошкольного возраста посредством использования как традиционной, так и нетрадиционной технике  рисования  и ап…

«Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка….

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.

В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей…

«Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Традиционные и нетрадиционные техники рисования в ДОУ…

Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»

Виды техник нетрадиционного рисования…

«Положительные и отрицательные стороны традиционной и нетрадиционной техник рисования»

Доклад на тему «Положительные и отрицательные стороны традиционной и нетрадиционной техник рисования»Кочнева Валентина Валерьевна…

nsportal.ru

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Цыкунова Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 49-53. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/92/3251/ (дата обращения: 30.12.2019).



Рисование имеет огромное значение в система дошкольного образования. В процессе рисования у дошкольника формируется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особое место в процессе рисования занимают нетрадиционные техники.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Участие в методическом объединении «Юный художник», натолкнуло меня на мысль: «А не попробовать ли в практике приёмы нетрадиционного рисования на занятиях по рисованию?».

Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Нетрадиционные техники рисования показывают необычное единство материалов и инструментов. Несомненно, плюсом таких техник будет универсальность их применения. Способ их выполнения интересен и доступен как взрослому, так и дошкольнику. Именно поэтому нетрадиционные технологии очень интересны для детей, так как они раскрывают способности показать свои фантазии, желания и самовыражение.

Нетрадиционное рисование — это мастерство изображать, не опираясь на традиции. Дошкольники с самого раннего возраста желают изобразить собственные эмоции об окружающем его мире в рисунке [2, с.18].

Под термином «нетрадиционный» мы понимаем использование материалов, инструментов рисования, которые не общеприняты, не традиционны, широко известны. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

– снимает детские страхи;

– увеличивает уверенность в своих силах;

– формирует пространственное мышление;

– подталкивает детей к творческим поискам и решениям;

– знакомит с разными материалами;

– развивает чувство композиции, ритма, восприятия цвета, чувство формы и объёмности;

– развивает мелкую моторику рук;

– развивает творческие способности, воображение и воображение.

– формируется эстетическое восприятие.

Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования не утомляют детей, у них сохраняется стабильная активность, работоспособность на всех периодах занятия.

Нетрадиционные техники дают возможность воспитателю выполнять индивидуальный подход к дошкольникам, учитывать их способности, интерес. Использование нетрадиционных техник способствует умственному развитию дошкольника, психических процессов и эмоциональной сферы ребенка.

В исследованиях отечественных педагогов (Никитина А. В., Давыдова Г. Н.), доказали, что данные техники рисования развивают речь дошкольников, формируют у них фантазию, приносят дошкольником незабываемые впечатления и позволяют раскрыть возможность использования знакомых предметов в качестве художественных объектов.

Нетрадиционные техники рисования также способствуют положительной динамике уровня развития зрительно-моторной координации, развитию мелкой моторики пальцев рук, способствует. Данные техники требуют от исполнителей точности, быстроты движений, усидчивости, мышления, воображения, памяти. Занятия с нетрадиционными техниками формирует мотивацию, поднимает настроение и является эффективным средством эстетического воспитания.

Успех обучения нетрадиционным техникам зависит от того, какие способы и приемы применяет воспитатель, чтобы донести до детей содержание, выработать у дошкольников мастерство, умение [3, с.45].

Для занятий с использованием нетрадиционных техник рисования можно применять разнообразные материалы, доступных практически всем:

– бумага разной формы и размера, цвета;

– краски разного вида;

– кисти разного размера; кисти из щетины;

– восковые и цветные мелки;

– маркеры, фломастеры, тестеры;

– простые и цветные карандаши;

– графитный карандаш, уголь, свечи и др.

Практика использования нетрадиционных техник рисования в ДОО показывает, что данные техники приносят дошкольникам радость. Они с наслаждением выписывают различные фигуры, не ощущая при этом проблем в исполнении, нравится им сама процедура рисования. И чем правильнее и интереснее выходит движение и объект, тем им больше хочется изображать, показывая собственный результат, привлекая интерес взрослых.

В методической литературе отмечено большое количество разновидностей нетрадиционных техник рисования. Рассмотрим некоторые из них.

Кляксография заключается в том, чтобы научить дошкольника рисовать с помощью клякс (черные и разноцветные). Даже младший дошкольник может смотреть на кляксы и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» — эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение, а также речь дошкольника. После этого, не заставляя ребенка, а показывая, необходимо перейти к следующему этапу — обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги. Выбор формата бумаги постоянно нужно менять, не нужно постоянно выбирать стандарт размера. В данном случае на длинном листе бумаги можно рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать отдельные как предметы, так и сюжеты, и при этом работать рядом. Потом можно коллективно рисовать. Все участники распределяют, кто и что будет изображать, чтобы получился сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью. Оборудование: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или можно использовать форму какого-нибудь животного. Дошкольник макает в краски кисть и опускает ее на бумагу, при этом кисть держа вертикально. При работе кисть в воду нельзя опускать. И так заполняется весь лист бумаги, контур или шаблон. Получается фигура животного.

При рисовании пальчиками выбирают следующий материал: краски, уплотненная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Изображение у ребенка получается способом опускания в краску пальца и нанесения точки, пятнышка на бумагу.

При рисовании ладошкой получаем изображение в виде пятна, цвета, фантастического силуэта. Материал используем в данном виде рисования такой, как краски, кисть, уплотненная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Изображение получается, когда ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисти, создает след на бумаге. Рисуют и правой и левой руками.

Рисование самого себя либо изображение с натуры любимых игрушек формирует внимательность, способность изобразить так, чтобы было сходство по форме и цвету. Предложить нужно сначала нарисовать себя, смотря в зеркало. Потом ребенок сам выберет себе объект изображения. Это может быть любимая кукла, мишка или машинка.

Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце или пластиковая баночка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и краски также можно использовать в нетрадиционных техниках рисования: восковые мелки, плотная белая бумага, краски, кисти. Дети рисуют восковыми мелками на чистой бумаге, потом закрашивают бумагу красками в один или несколько цветов, при этом рисунок мелками остается не закрашенным.

Точечный рисунок дошкольникам нравится соей необычностью исполнения. Для изображения можно взять любые карандаши или маркеры, поставить его перпендикулярно к чистому листу и начать изображать. Но лучше всего точечные рисунки делать красками.

Набрызг как вид нетрадиционной техники рисования предполагает использование бумаги, гуаши, жесткой кисти, кусочек плотного картона или пластика. Дети набирают краску на кисть и ударяют кистью о картон, который держат над бумагой, потом закрашивают все красками в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на по бумаге.

Отпечатки листьев. Оборудование: бумага, краски, листья деревьев (желательно опавшие), кисти. Дети красят лист дерева красками разных цветов, потом прикладывают его окрашенной стороной к листу бумаги для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Изображение можно дорисовать.

Почему-то все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Можно использовать поролон. Для этого необходимо вырезать из него самые разные маленькие геометрические фигурки, а затем привязать их тонкой проволокой к карандашу (не заточенному). Потом макаем в краску и методом штампов рисуем красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети вразброс будут рисовать геометрические фигуры. Потом можно предложить им сделать из фигурок объекты [1, с.96].

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают [2, с.52].

Рисование мелками. Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни — вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов.

Метод волшебного рисунка. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой — рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь.

Разрисовывание маленьких камешков. Разумеется, чаще всего ребенок изображает на плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитке, больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных рисунков. В этом случае подходят морские камешки.

Метод ниткографии. Сначала делают из картона экран величиной 25х25 см. На картон наклеивается бархатистая бумага либо однотонная ткань. К экрану хорошо бы подготовить красивый мешочек с комплектом шерстяных или полушерстяных ниток разных цветов. К фланели или бархатистой бумаге притягивается ниточки. Необходимо присоединить их легкими движениями указательного пальца. Из подобных ниток можно выполнять увлекательные сюжеты [4, с.98].

Рисование на влажной бумаге. Всегда считалось, что писать можно только лишь на сухой бумаге, ведь краска достаточно разведена водою. Однако имеется целый ряд объектов, сюжетов, типов, которые лучше писать на мокрой бумаге. Большую роль здесь играет загадочность, к примеру, малыш хочет показать следующие темы: «Городок в тумане», «Мне привиделись сны», «Идет дождь», «Темный город», «Цветочки за занавеской» и т. д. Необходимо обучить дошкольника сделать бумагу мокрой. Если будет бумага слишком влажной — рисунок может не получится.

Тканевые изображения. В мешок кладем остатки тканей разного свойства. Необходимо продемонстрировать, как размещать изображение на ткани, помочь изобразить сюжет.

Рисуем с помощью открыток. В каждом доме можно найти старые открытки. Переберите вместе с ребятами старые открытки, научите видеть нужные образы и приклеивать к бумаге, изображать сюжет.

Коллаж. Название разъясняет значение этого способа: в него собираются несколько изображений. К примеру, кто-то из ребят решил изобразить лето, и он применяет многоточечный рисунок (цветочки), солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи вырезают из открыток, из тканей изобразят небо и тучи и т. д.

Стоит отметить, что при выборе той или иной техники рисования необходимо учитывать возрастные способности дошкольника.

С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

– рисование пальчиками;

– оттиск печатками из картофеля;

– рисование ладошками [3, с.63].

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

– тычок жесткой полусухой кистью.

– печать поролоном;

– печать пробками;

– восковые мелки + акварель;

– свеча + акварель;

– отпечатки листьев;

– рисунки из ладошки;

– рисование ватными палочками;

– волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

– рисование песком;

– рисование мыльными пузырями;

– рисование мятой бумагой;

– кляксография с трубочкой;

– монотипия пейзажная;

– печать по трафарету;

– монотипия предметная;

– кляксография обычная;

– пластилинография [4, с.89].

Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы.

Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.

Конспект ООД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в подготовительной группе «Полхов- Майданская матрешка»

Цель: формировать умение детей рисовать Полхов- Майданскую матрешку с применением нетрадиционных техник рисования.

Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с элементами Полхов- Майданской росписи, совершенствовать технические навыки в рисовании кистью, фломастерами, другими материалами (тычком свернутой ткани, ватной палочкой, зубочисткой)

Развивающие: развивать чувство композиции, ритма, использовать цвета в определенном сочетании свойственной Полхов-Майданской росписи.

Воспитательные: воспитание любви к Родине, уважение к труду людей, создающих этот промысел.

Предварительная работа: изготовление тычков (свертывание ткани в трубочку), посещение музея «Полхов- Майданской росписи» рассматривание альбома «Полхов- Майданская игрушка».

Оборудование: образцы матрешек нарисованной и деревянной; бумажные силуэты матрешек с нарисованным кругом (для лица) по количеству детей, гуашь (малиново- красная, синяя, желтая, зеленая, фиолетовая, черная), листы бумаги для пробных тычков, кисти, фломастеры (по одному черному и красному), тычки из ткани, ватные палочки, зубочистки, салфетки, непроливайка с водой, аудиозапись «Русские матрешечки»

Ход ООД:

  1. Вводная часть

Приветствие

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй- солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок.

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую.

Воспитатель

Загадка:

Деревянные подружки любят прятаться друг в дружке, носят яркие одежки называются…

Ответ детей:

Матрешки

Вопрос детям:

Что является символом нашего Вознесенского района?

Ответ:

Полхов- Майданская матрешка.

Вопрос детям:

А почему Полхов- Майданская?

Ответ детей:

Потому что она родом из Полхов- Майдана, который находится недалеко от поселка Вознесенское. Особенностью Вознесенского края издавна является Полхов- Майданский промысел.

Стих:

Я матрешка из Майдана,

Могу стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепесткам,

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатаель:

Из чего изготавливают матрешку?

Ответ детей:

Из дерева.

Воспитатель:

Из какого дерева?

Ответ детей:

Из липы.

Воспитатель:

Своей красотой матрешка покорила весь мир. Иностранцы увозят с собой домой матрёшки, как память о нашей стране. Про неё говорят: не бьется, не ломается, а кто купит удивляется. Наши умельцы называют её тарарушкой.

Ребята, а вы знаете, почему эту деревянную куклу назвали матрешкой? Произошло от распространенного на Руси женского имени Матрёна.

Вопрос детям:

Как зовут мужчин, которые возделывают матрешку?

Правильно, токари. Токарные работа отличается хорошими пропорциями и вкусом,

Вопрос детям:

А как зовут женщин, которые расписывают матрешки?

Ответ детей:

Мастерицы, красильщицы- расписывают матрешки в яркие тона. Красный, малиновый, зеленый, жёлтый, синий, фиолетовый, делают обводку чёрным цветом. Рисунок у мастериц- загляденье: цветы фантастические, таких нет ни в саду, ни в поле. У Полхов-Майданской матрешки нет платка с завязанными концами, сарафана и фартука, а вместо этого условный овал, на голове полушалок с цветком, узоры имеют название: большая роза, розан, колокольчик.

2.Показ выполнения работы.

Рассмотрим наши силуэты- матрешки, вверху круг — это лицо, находим серединку, поставим точку простым карандашом. на уровне этой точки, на одинаковом расстояние друг от друга тычком ватной палочки рисуем глаза. Черным фломастером рисуем реснички и брови. Делаем два маленьких тычка зубочисткой — это носик. Ротик рисуем красным фломастером. Щечки ватной палочкой, кудри нашей красавицы- завитки рисуем чёрным фломастером. Полушалок и юбку раскрашиваем жёлтый гуашью. Затем на овале рисуем чудо букет. Вверху розан: рисуем овал, вокруг него лепестки. Затем чёрным фломастером рисуем веточку. Потом фиолетовым цветом рисуем колокольчик, синим-ягодки, тычком ватной палочки, внизу веточки, рисуем большие листочки, поменьше в промежутках.

Дополнением розан и колокольчики желтым и зеленым цветом. По желтой краске делаем тычки из ткани.

Зубочисткой наносим точки черного цвета, на желтую краску розана и колокольчика, яблочко и ягодки.

Затем делаем «обводку» чёрным фломастером.

Воспитатель:

Ребята, место, где красят матрешки называется красильня. Приглашаю вас туда. Давайте разомнем с вами пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Чтоб матрешки украшать,

Надо пальчики размять (сжимаем и разжимаем пальчики)

Указательный (сгибаем указательный палец)

И средний (сгибаем средний пальчик)

Безымянный (сгибаем безымянный пальчик)

И последний (сгибаем маленький пальчик).

Поздоровались с большим, чтоб сработать от души (сгибаем пальцы в кулак)

А теперь потрем ладошки, друг о дружку мы немножко (трем ладошки)

Кулачки разжали- сжали и ещё раз разжали сжали,

Вот и пальчики размяли,

А теперь мастера за работу всем пора.

Работы детей.

Воспитатель индивидуально оказывает помощь.

Физминутка:

Наши алые цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветы

Раскрывают лепестки,

Головой качают

Тихо засыпают.

3. Рефлекторно- оценочная часть.

Воспитатель:

Ребята, что сегодня мы рисовали?

Ответ детей:

Матрешку.

Вопрос:

Из чего изготавливают матрешку?

Ответ детей:

Вопрос:

Назовите элементы росписи Полхов-Майданской матрешки?

Ответы детей:

Рассматривание рисунков

Вопрос детям:

Что сегодня вам особенно понравилась?

Ответ детей:

Вопрос:

Какие необычные материалы мы сегодня использовали?

Ответ детей:

Тычки из ткани, ватные палочки, зубочистки.

Вопрос: Что было для вас затруднительно?

Ответ детей:

Вопрос:

Как вы считаете, у вас всё получилось в рисовании?

Ответ детей:

Вопрос:

Чья работа на ваш взгляд самая красивая и почему?

Ответ детей:

Ребята, вы сегодня молодцы, ваши матрешки получились такие же красивые, как у Полхов- Майданских мастериц.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. Г. Григорьева. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 272 с.
  2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: Просвещение, 2013. — 125 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М. Просвещение, 2013. — 234 с.
  4. Михалюта И. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.maam.ru — (Дата обращения 26. 10. 2017).

Основные термины (генерируются автоматически): нетрадиционная техника рисования, ответ детей, ребенок, матрешка, краска, дошкольник, ватная палочка, нетрадиционное рисование, черный фломастер, бумага.

moluch.ru

Консультация по рисованию на тему: Обучение технике рисования детей дошкольного возраста

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Рисунок – интереснейшая область художественного творчества. Он тот родник, из которого рождаются все виды изобразительного искусства.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой личности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе – она подчинена задаче изображения. Техника рисования художниками  понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.  Под техникой рисунка для дошкольников следует понимать: владение материалами и инструментами; развитие глаза и руки, их согласованная деятельность; умелое и правильное изображение контура, формы предмета.  Обучение технике рисования – не самоцель. Овладение различными материалами, способы работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.

 В детском  изобразительном творчестве можно использовать разнообразные материалы для создания выразительного образа. Воспитателю необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. «Программа воспитания   и обучения в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью.  Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы   работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются цветные карандаши типа «Радуга», « Искусство» и др.  В каждой возрастной группе следует давать разные наборы карандашей. В 1 мл.гр. от 1 до 6 цветов, во 2 мл.гр. — 6 цветов, в средней – от 6 до 12, в старшей и подготовительной группах  -24 цветов.  (слайд). Карандаши всегда должны быть хорошо отточены, уже в средней группе можно привлекать детей к проверке карандашей, выбрать сломанные , чтобы воспитатель  их заточил. А детей старшей и подгот.к школе группы следует приучать затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Для рисования используется графитный карандаш, который дают со старшей группы. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п.   Нужно показать детям правила работы простым карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз, тогда неправильно нарисованное можно исправить и после закрашивания будет не видно. Простым карандашом нужно прорисовывать только главное, без мелких частей и деталей.

Карандаш твердый  и при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет.  Существуют определенные правила рисования карандашами, которые дети должны запомнить. ( слайд)

Овладение карандашной техникой рисования считается необходимым и потому контурный рисунок – основа изображения.  Художники отмечают, что линия в рисунке  едва ли не самый главный элемент изображения. Линия передает контур предмета, она призвана определять границы формы. Не умея рисовать линию, ребенок не сможет овладеть всей контурной частью рисунка, а значит, не сможет и правильно передать форму предмета.  Линия выполняет двойную функцию, являясь одновременно средством изображения и средством выражения. Существуют 3 основных вида линий: прямые вертикальные, горизонтальные, наклонные (диагональные). Есть еще  кривые – волнистые, ломаные, спиральные. Линии могут быть толстые, в рисунке они выступают вперед, и тонкие линии, они отступают вглубь. Тонкая линия выполняется концом карандаша, поставленная почти вертикально к бумаге. Широкая  линия выполняется боковой стороной грифеля наклонно к бумаге.

Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Умение правильно рисовать эти линии очень важно, так как из их сочетания строится изображение многих предметов; кроме того, рисование их развивает ориентировку на листе бумаги, умение сохранять правильное направление линий. Это умение необходимо при рисовании любых предметов прямолинейных очертаний (разнообразные здания, машины и т.) Способы рисования прямых  линий карандашами и кистью отличаются. Рисуя карандашом вертикальную линию, рука движется сбоку линии. При рисовании горизонтальных линий рука движется слева направо внизу линии.  При рисовании этих линий краской способ движения руки будет иным: кисть надо вести по ворсу.

Закрашивание рисунков – сложное комплексное умение, требующее целого ряда навыков и качеств движения: ритмичности, произвольного изменения размаха, легкого, без излишнего напряжения движения, произвольного прекращения движений в нужной точке, удержания направленности движения по прямой (наложение штрихов при закрашивании в одном направлении), регуляции силы нажима на карандаш. При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье ( при закрашивании более крупных частей и изображений).

 Дети старшего дошкольного возраста должны хорошо знать правила закрашивания изображения. (слайд).

Необходимо учить детей закрашивать изображения  равномерно нажимая на карандаш и чуть сильнее пройтись  дважды по тому месту, которое должно быть ярче. Уже со второй младшей группы следует учить детей закрашивать изображение, проводя штрихи в одном каком-либо направлении: сверху вниз, слева направо или по косой, не отрывая карандаш от бумаги. Начиная со старшей группы, следует добиваться, чтобы рисунки закрашивались ровно, без просветов и темных пятен. С этой целью нужно учить регулировать скорость движения руки: закрашивать более быстрыми движениями середину изображения. А потом медленно, осторожно у линии контура.

Необходимо учить детей использовать разнообразные карандашные штрихи при рисовании и закрашивании изображений в зависимости от изобразительной задачи.

Штриховка – это прием нанесения тона штрихами острием карандаша. Их наносят движением руки справа-сверху, влево-вниз, следя за параллельностью штрихов.

К сожалению, дошкольники используют карандаши очень примитивно. Поэтому получаемые изображения не оставляют сильного эстетического впечатления. Чтобы этого не произошло, надо познакомить их с основными видами штриховки для использования в рисунке (небо, трава, горы и т.д.).  Это: горизонтальная, вертикальная, наклонная, перекрестная, формообразующая штриховка  (слайд) и  научить, как надо штриховать – только в одном направлении, не выходить за контур фигуры, соблюдать параллельность линий.  Для большей выразительности дети должны уметь использовать штрих разного характера. Например, травка может быть передана короткими, вертикально расположенными штрихами. Если она занимает широкое поле, то штрихи   располагаются в несколько рядов, при этом штрихи верхнего ряда заходят за расположенные ниже. Создается впечатление поля, покрытого густой, короткой щетиной зеленой травы (слайд). Но трава может быть высокой, колышущейся на ветру. Передать это в рисунке удается более длинными, слегка наклонными штрихами.

Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, мелом, пастелью, углем, сангиной относится к «сухой технике»(слайд).

Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок.

 К «мокрой технике» относится рисунок кистью в технике акварели, гуаши, туши.

В работе с детьми можно использовать сочетание разных материалов в одном рисунке. Например. комбинировать рисование цветными карандашами с фломастерами (хорошо взаимодействуют  друг с другом: первые мягко закрывают плоскость, вторые придают изображению четкость) или цветные карандаши и восковые мелки ( в этой комбинации главную роль играет плотный материал –восковые мелки, а цветные карандаши выступают как дополнительная техника, позволяющая смягчить рисунок). (слайд  ), Выразительно выглядят сюжетные рисунки, в которых цветные восковые мелки сочетаются с акварелью. Можно вначале нарисовать все мелками, а потом небо покрыть акварелью или наоборот, можно начать с акварели, а потом рисовать мелками (слайд). Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.

 Рассмотрим особенности рисования кистью. Кисть – мягкая, рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается при работе карандашом. Работа кистью  и краской позволяет получить пятно. Сочную широкую линию, быстро покрыть цветом большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения. Что затрудняет формирование отчетливых кинестезических представлений о движении. Линия контура при рисовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. Техника рисования кистью отличается от техники рисования карандашом, поэтому необходимо учить детей правилам рисования и красками. (слайд)

Для создания  рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии получаются неровными, некрасивыми. При закрашивании рисунков    мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз. При повторном проведении кистью краска ложится неровно, предыдущий, еще не высохший слой, смазывается. Чтобы рисунки получались  выразительными, радовали детей необходимо научить владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании дерева). Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно. А тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Кисть при рисовании нужно тщательно промывать, чтобы не загрязнять краски. Воду  во время работы по мере загрязнения надо менять.

 В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп одного размера, лучше всего среднего размера с 10 по 14, для детей старших групп двух размеров — маленькие со 2 по 6 размер, большие с 12 по 16. (слайд)

Первые краски, с которыми знакомится малыш и учится рисовать  — гуашь. Краска эта густая, поэтому перед рисованием ее нужно развести водой (должна быть похожа на жидкую сметану). Рисуют гуашью во всех группах. В 1 мл.гр. сначала дают одну краску, но на занятиях можно давать разного цвета. К концу года две краски. Во 2 мл.гр. 2-3 краски, а концу года их может быть 4-6. В средней группе 4-6 цвета краски. В старших группах 5-6 цветов, а недостающие цвета дети учатся смешивать на палитре.

В старшей группе нужно учить работать акварелью. Есть разные наборы акварели в коробках по 8-12 и более цветов. Лучше приобретать акварель, залитую в металлические  или фарфоровые кюветики, а не сухую. Необходимо сразу показать правильные приемы работы с акварелью. Перед рисованием краски надо смочить, стряхивая по капле чистой воды на каждую, не касаясь при этом ворсом кисти. В старшей группе в конце года можно показать прием рисования по сырому слою. Делается это так: перед рисованием весь лист бумаги протирается влажным ватным тампоном, но так, чтобы вода не текла с листа бумаги и не образовалось водяных пятен, иначе все сольется. Рисовать нужно не дожидаясь, когда бумага просохнет.  Для начала можно дать простые задания, например «ткань кукле на платье» Дети наносят пятнышки, листочки, цветочки. Краска растекается по сырой бумаге, образуя красивые мягкие переходы цвета.  В подготовительной группе можно со второй половины года научить детей покрыванию большого пространства листа цветом способом размывки. Делается это так: в верхней части листа проводится полоса насыщенного цвета, а затем размывается смачиваемой в воде кистью быстрыми движениями к низу. При этом надо не забывать чаще смачивать кисть в воде и проводить линии сверху вниз от левой части листа к правой, без просветов.

 Сейчас вошли в практику работы с детьми по рисованию такие материалы, как фломастеры, угольный карандаш, восковые и масляные мелки, сангина.

 Рисование  – одно из самых интересных  для детей дошкольного возраста  видов изобразительного творчества. Как  правило, дети любят рисовать. Тем самым они получают возможность  передавать то, что их волнует,  что им нравится, что вызывает  у них интерес. А это, в  свою очередь, создает условия  для всестороннего воспитания  и развития детей.

Занимаясь  рисованием, дети знакомятся не только с карандашами, но и с другими материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Овладение этими навыками способствует их умственному развитию.

 На  занятиях по рисованию развивается  речь детей: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных  обозначений способствует обогащению  словаря.  У детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними. Рисование  должно быть использовано для  воспитания у детей доброты,  справедливости, для углубления  благородных чувств, которые возникают  у них.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *