Твердые и мягкие согласные звуки 2 класс таблица – Мягкие согласные звуки – правило мягкости в русском языке (2 класс)

Урок русского языка по теме «Мягкие и твердые согласные звуки». 2-й класс

Цель: систематизирование знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках; создание условий на уроке для усвоения данной темы.

Задачи:

  • научить способам обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков;
  • развивать орфографическую зоркость, умение производить звуковой анализ слов;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение работать в парах.

Оборудование: учебник “Русский язык” часть 1 (автор Л. М. Зеленина), карточки для работы в парах, индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.
Начинаем мы урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний.

Игра “А я помню…”.

— На какие группы можно поделить все буквы? (Гласные, согласные; буквы, которые не обозначают звука)

— Чем отличается гласный звук от согласного? (Гласный состоит только из голоса; при произношении гласного нет во рту преград, гласный звук образует слог)

— Что знаете и можете рассказать о согласных звуках? (Звон., глух., парн., непарн.)

— Как отличить звонкие звуки от глухих ? (Звон. произнос. с участием голоса и шума, а глухие – только с участием шума)

— Назовите парные, звонкие непарные, глухие непарные.

— Звуки мы (говорим, слышим).

— Буквы мы (видим, читаем, пишем).

— А какое сегодня число? (15 ноября)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я берусь.

3. Словарная работа.

(Слайд 1-8)

1) Если ты его отточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? … (Карандаш)

2) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков …  (Горох)

3) Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

4) Тихо, тихо снег идёт.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд.
Во дворе…  (Лопатой)

5) В каком словарном слове
“растёт” ель? (Учитель)

6) Льется речка — мы лежим,
Лед на речке — мы бежим. (Коньки)

7) Это хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: чашки, тарелки, кастрюли. (Посуда)

8) Как одним словом назвать предметы комнатной обстановки: диван, стол, стулья? (Мебель)

(Слайд 10)

4. Формирование темы урока

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Кто по ёлкам ловко скачет
И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

— Произнесите первые звуки в этих словах.
— В каком слове первый согласный мягкий? (Белка)

Докажите.

5. Определяем тему урока “Мягкие и твёрдые согласные звуки.”

(Слайд 9)

6. Постановка проблемы

На доске рисунки: маска и мёд, зонт и зеркало, лук и лимон.

(Слайд 11)

Работают 3 ученика с первого, со второго, и третьего ряда. (К доске выходят по одному, остальные работают в тетрадях.)

Дети записывают слова в два столбика.

Вывод: перед гласными ё, е, и согласные мягкие.

(Слайд 12)

Предлагаю задание “Весёлые звуки”. (Карточки с заданием у ребят на партах)

(Слайд 13)

На прогулку вышел хряк,
Постоял и в лужу… (Бряк).

Сам доволен: — хрюк — хрюк — хрюк,
Хорошо, что я без … (Брюк)

Прошу в слове БРЯК найти и подчеркнуть мягкий согласный звук.

Кто был внимательным и нашёл в прочитанном стихотворении ещё слова с мягким согласным? (ХРЯК, ХРЮК)

Вывод: перед гласными ё, е, и, я, ю согласные мягкие.

(Слайд 14)

— На какие две группы делим гласные? (гл. 1 ряда и гл. 2 ряда)

(По ходу выполнения работы заполняется таблица)

(Слайд 15)

Правила в сопоставлении
Мягкие согласные Твёрдые согласные
1. Мёд, зеркало, лимон, бряк, брюки.

Гласные 2-го ряда (е, ё, и ю, я) обозначают мягкость впереди стоящего согласного.

1. Маска, зонт, лук, мыло, поэт.

Гласные 1-го ряда (а, о, у, ы, э) обозначают твёрдость впереди стоящего согласного.

2. Уголь, банька.

Мягкий знак в середине и на конце слова обозначает мягкость впереди стоящего согласного.

2. Угол, банка.

Согласный на конце и в середине слова перед твёрдым согласным слышится твёрдо.

3. 3.

Слова: мыло и поэт проговариваю устно. В слове мыло прошу определить мягкость или твёрдость первого согласного звука, а в слове поэт дать характеристику третьему звуку.

Физминутка

Работа по учебнику с .75. у. 77

4б., 4зв. 5б., 4зв.

Угол – уголь

Вывод: буква ь знак, звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Под диктовку.

Кров — кровЬ, шест — шестЬ, банка – банЬка.

У.78 устно.

7. Для закрепления изученного материала возвращаемся к словарным словам.

Задание: 1 вариант. Найти слова, где все согласные мягкие. Прошу подчеркнуть их зеленым карандашом. (Учитель, мебель) 2 вариант. Найти два слова, где все согласные твердые. Подчеркнуть их синим карандашом. (Карандаш, горох)

8. Работа в парах. Найти слова, где встретились твердые и мягкие согласные.

Задание.

(Слайд 16)

У пенька пять опят.

Прочитать скороговорку правильно и быстро несколько раз. Записать по памяти.

Проверяем.

Подчеркиваем только те буквы, которые обозначили мягкость согласных (простым карандашом).

Кто не сделал ни одной ошибки – тихонько похлопайте в ладоши.

Вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами Е, Ё, И, Я, Ю, Ь.

(Слайд 17)

Домашнее задание: с. 76 у. 79.

(Слайд 18)

Итог. Какое знание мы сегодня закрепили? Дети отвечают. Затем ещё раз обращаемся к таблице для зрительного повторения.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Твердые и мягкие согласные звуки

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

1.Приветствие. Знакомство с классом

2.Эмоциональный, психологический  настрой на работу

Здравствуйте, меня зовут Азияна Борисовна, я учитель второго класса Ак-Чыраанской средней школы. Сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Вот мои ученики. Они передают вам привет, и велели пожелать вам УСПЕХОВ! (Слайд)

.

-Сегодня у нас будет необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем им, как мы умеем работать. Хорошо?

        

Проверка готовности к уроку

 

Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

2. Актуализация знаний.

1. Продолжите цепочку.

— Какое это время года?/Летят снежинки в класс/ (зима)

Ой, смотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели?!  А что там? Это буквы.

— Буквы мы видим и _________.

-А во что они превращаются, когда мы начинаем читать? (В звук)

-Звуки бывают гласные и _____________.

-Гласные звуки бывают ударными и ______.

-Звуки слышим и __________.

-Буквы ___________ и __________.

-Сколько гласных звуков в русском языке?(6)

-А гласных букв? (10)

 Структурирование знания

Построение своих высказываний

Учиться строить монологическое высказывание

Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами

3.Каллиграфичес-кая минутка

1. Минутка чистописания.

 Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, так же красиво и аккуратно, как эти снежинки. Молодцы. (Слайд)

Выполняют письмо по образцу

4. Постановка учебной задачи

Мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала

   Я хочу познакомить вас с гостями, которые приехали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадаете  внимательно послушав меня сами.

    Могут сделать что угодно

    Замок выстроят за ночь

    Злые силы победят

    Чудеса творят любые

    И  совсем они не злые

    Им не нужны учебники

    Ведь их зовут вол-ше-_____

-Этих волшебников зовут Тим и Том.

-Вслушайтесь внимательно, какой первый звук вы слышите в имени Тим?

-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий)

           И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит он все, что начинается на мягкий согласный звук.

Например: любит он Тефтели, обожает Мед, и рисует только кисточкой.

           А Том его полная противоположность. Какой же он? (Твердый)

-Знаете, он даже согласные любит только…   ( твердые)

-А Тим какие согласные любит? (Только мягкие)

-Вы догадались кто из них Том, а кто Тим?

 -Почему? (По цвету: мягкие- зеленые, твердые- синие)

-Так, чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные)

— Правильно, тема нашего урока, Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Дети пытаются сформулировать тему и цель урока

5. Закрепление знаний и способов действий

Работа над словарными словами (Работа по вариантам)

                 Тим и Том вчера играли

                 Разбросали все кругом:

                 Книги, ручки, покрывало-

                 Дом сегодня весь верх дном.

                 Чтоб  на место все сложить:

                 Мячик, чашки и цветы

                 Нам придется вспомнить:

                 Первый звук,- «Какой же ты?»

И так. Давайте поможем Тиму Тому убираться в квартире. Те предметы, первый звук в названии которых твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

-Кто из вас ребята догадался, какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная). А, как мы называем такие слова? (Словарные)

Взять картинку, назвать, и положить в кармашек Тиму слова с мягкими согласными,  а к Тому положить слова с твердыми согласными.

Немой диктант

( картинный диктант)

Давайте запишем их в тетрадь.

Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

А  теперь проверьте, если имеются ошибки, исправьте

Пишут диктант самостоятельно

По образцу исправляют ошибки

(Слайд)

Работа по учебнику

Открыли учебники, страница 122. Задание 197. Прочитайте условие задания.

-На какие группы можно разделить данные слова по их лексическому значению? (Деревья, цветы, птицы). Давайте и мы разделимся на эти группы.

Найдите в словах каждой группы букву, которая обозначает один и тот же согласный звук. Подчеркните его.

Работают самостоятельно

Хоровое чтение

Давайте, вспомним правило. (Слайд)

Хором читают правило

6.Физкультурная минутка

Осуществляют  профилактику утомления

Встали все быстренько. Встали по удобнее. Сделаем физминуточку.

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопали

Ножками потопали

Плечиком подвигали

А потом попрыгали

Повторить движения за учителем

Выполняют элементарные физические упражнения

(Слайд)

«Найди ошибки»

-Ребята, пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны  вернуть гласные на место. (Меняем гласные, исправляем ошибки) /на ватмане написаны предложения, дети читают и исправляют ошибки/.

                     На берозах стучат датлы.

                     Серожа и Пета кормат индука.

                     У Вали завали цвети.

                     Луса лубит вышни.

                     Ката грила утуг.

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились. Давайте, запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут) найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

Читают, исправляют ошибки.

Написать предложение в тетрадке, подчеркнуть главные члены.

«Найди пару»

Порядок  мы навели, теперь осталось только поблагодарить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки

в цветных конвертиках. В красном конверте сложное задание, в синем конверте — средней сложности, а в зеленом — легкое задание. Выберите задание, посоветовавшись с другом, разберите задание, помогая друг другу. А теперь давайте проверьте правильность выполненных  работ.( слайд)

Работают в парах.

Проверяют  работу по слайду

7.Рефлекция учебной деятельности

Ребята, кто научился различать твердые и мягкие согласные, поднимите ручки.  (Молодцы.)

А теперь, оцените свою работу, поднимая большую или маленькую снежинку.  Те кто считают, что  отлично поработал на уроке поднимает большую снежинку, а те кто считает что хорошо поработал, но мог бы и лучше- поднимает маленькие снежинки

Отвечают на вопросы

Делают выводы, определяют свое эмоциональное состояние

8.Домашнее задание

-Молодцы, ребята. Сейчас у нас осталось совсем немного времени. Так давайте запишем домашнюю работу.

Страница 123. Задание 200.

Внимательно рассмотреть рисунок, составить небольшой рассказ.

Я, с Тимом и Томом благодарю вас за работу, я очень довольна вами.

Принимают учебное задание

nsportal.ru

«Твердые и мягкие согласные звуки» (2 класс)

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Закрепление.

Класс:  2 по программе «Школа России»

Предмет: русский язык

Учитель: Микушина Людмила Геннадьевна, высшая категория

Тип урока: урок закрепления нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: закрепление способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме; научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение.

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков  и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парных и непарных по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

—   обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

 — обозначать  мягкость  согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и, ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, раздаточный материал

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В. П. Канакиной, Просвещение 2012 г;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И. Ф. Яценко, Москва: ВАКО 2012 г.

Ход урока

I. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.(слайд 1)

Рр

Родина

—  Запишите число, классная работа.

Какую букву будем писать? Что вы можете сказать об этой букве? Какая она? — Какую цель поставим перед письмом?

Какое слово запишем? Что это за слово?

Оцените свою работу (!,+, -)

Комментированное письмо. Мелькнула в снегу рыжая спина лисы.

2 Самоопределение к деятельности. Формулировка темы и цели урока.

Чтение слов 

Наум, Нина, Нора, Нюра

— Что общего в этих словах?

— Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)

-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?  (твёрдые и мягкие)

-От чего зависит твёрдость или мягкость согласных звуков? Назовите тему урока. Это новая тема или закрепление?

II. Работа по теме урока.

— Заполните схемы-опоры. Выберете нужные буквы .

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?( Буквы а, о, ы, э, у)

— Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и, ь.)

-Что ещё вы видите на схеме? Расположите буквы. Всегда мягкие и твёрдые.

hello_html_m5ca612f4.jpg hello_html_m5ca612f4.jpg

Всегда твёрдые: ж, ш, ц. Всегда мягкие: ч, щ, й.

Вывод

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и  мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)

III. Первичное закрепление

1.Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

— Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые  и мягкие. Спишите предложение, подчеркните мягкие согласные- одной чертой, твёрдые- двумя.

Дети ищут грибы под елью.

Самопроверка. Сверка с образцом.(слайд 2)

.2. Физкультминутка

-А теперь проверим, умеете ли различать твёрдые и мягкие согласные на слух.

-Если услышите твёрдый звук в начале слова- поднимите руки вверх, если мягкий руки в стороны.

корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар.

IV. Закрепление материала

1.Самостоятельная работа по учебнику.

Упр. 197 –в первом столбике подчеркните мягкие согласные , во втором – твёрдые.

V. Рефлексия

Подведём итог нашей работы. Проверим, как вы усвоили материал урока.

У вас на партах листочки. Подчеркните мягкие согласные.

Медвежата родились в берлоге в январе.

Взаимопроверка. Оценивание.

Кто поставил соседу !, +, —

VI. Итог урока

— Над какой темой мы сегодня работали?

-Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)

— Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)

— Назовите всегда мягкие согласные, всегда твёрдые.

-Кто себя может похвалить за работу на уроке?

VII. Домашнее задание:

с. 123 № 201 Р.т. с.57 № 124 -126 по выбору.

infourok.ru

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • Определять и различать твёрдые и мягкие согласные.

  • Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

  • Осознавать роль языка и речи в жизни человека.

Оборудование: ИКТ (доска), тетради, раздаточный материал, снежинки.

Ход урока

I. ОРГ. Момент

1. Итак, друзья, внимание,
Вот прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!

Запишите число в тетради: 19 декабря.

2. Чистописание.

Какое сейчас время года? Посмотрите, какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

hello_html_m1ae5b1d.gif

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. (Показ)

Посмотрите на свои узоры, найдите «Красавицу».

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие, вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…шебники.

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

3. Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Игра твёрдый — мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму. Давайте запишем их в тетрадь в два столбика. Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Слова:  лисица, лопата, сорока, сентябрь, посуда, петух, медведь, малина, девочка, дорога.

К какой группе слов относятся эти слова? (словарные).

Где можно проверить правильность написания слов? (в орфографическом словаре). Проверяют самостоятельно.

Затем проверяем «цепочкой».

— Произнесите каждый согласный звук. В чем различие в произношении этих согласных звуков?

Это парные согласные звуки по твердости и мягкости. ( слайд «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».)

Все ли звуки у нас – парные? (нет) Назовите их. Почему?

— Почему одни согласные звуки произносятся твердо, а другие – мягко? (Им придает твердость или мягкость предшествующий гласный звук). Назовите их. (снежинки с гласными буквами прикрепить к на доску к Тиму и Тому соответственно).

Обобщим. Свое обобщение сверим с правилом в учебнике: с.121. Какую букву не назвали? (Ь) Этой букве мы отведем отдельный особый урок.

— Игра «Выбери букву» (слайд)

3. Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

4.  Помоги лосям спуститься на землю.(слайд) Работа по вариантам: 1 в – корзина с твердыми согласными звуками, 2 в – корзина с мягкими согласными звуками. Проверка по слайду.

5. Работа в группах: А) «Найди ошибки» (+ списывание первого предложения и разбор его по членам предложения)

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. ( Меняем гласные)

1 группа: На берозах стучат датлы.
2 группа: Серожа и Пета кормят индука.
3 группа: Ката грела утуг.

4 группа: У Вяли завали цвети.

5 группа: Сяна читает кныгу.

Проверка работы в группах.(Предложения записаны на доске заранее).

Смотрите, какие красивые предложения у нас получились. Запишите предложения в тетрадь. (пишут).

Какое задание можно выполнить с этими предложениями? (Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения) . Давайте проверим, рассказывайте.

.Б) «Найди пару» 

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Словарад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Укажите на шкале свой уровень. Насколько вы поняли тему урока.

На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите, какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Д/З с.121, № 196

Примечание: на протяжении урока, после выполнения каждого задания, дети оценивают себя, ставя на полях тетради плюсы. В конце урока плюсы ими подсчитываются и ставится отметка за свою работу.

infourok.ru

конспект урока по русскому языку 2 класс твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

hello_html_190e626f.gifТвердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 2 «».Б класс

Агаева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.

  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: Учащиеся научатся:

  1. Определять и различать твердые и мягкие согласные.

  2. Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

  3. Познают глубины русского языка.

Оборудование: ИКТ (, тетради, раздаточный материал, снежинки,карточки.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.(«могу»)

А теперь проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,все ль в порядке

Книга ,ручка и тетрадка?

2. Чистописание.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите число в тетради.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как узоры на окне.(Показ.)

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить счет по возрастанию и убыванию, соседей числа 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

2.Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Работа над словарными словами ( Работа по вариантам).

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому (1 вариант), те, в которых мягкий, отдадим Тиму (2 вариант) .

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Работа по учебнику стр. 121 № 194 ( с комментариями).

Вспоминаем правило. (Слайд) Учебник стр. 121.

Показ Эти гласные дружат с Тимом. (Слайд).
Эти гласные дружат с Томом.

Физкультминутка.

Две руки. Музыкальная.

Найди ошибки”.Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.) Слайд.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

Найди пару” (работа в парах).

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежат карточки 3 уровневые, сложность задания определите по цвету карточек. Выбираяе задание думайте о возможностях товарища, разберите задание вместе, помогая друг другу. (Время 4 минуты).

1 ученик, выбирает задание самостоятельно, работает у доски. А теперь подведем итоги нашего урока.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III.  Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат снежинки давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинкуБольшая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

Карточка.. 1-уровень (красная). Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные:

Летят на веток листья с землю. Льдом реки покрылись. На лег снег поля.

Карточка 2 – уровень (синяя). Выпиши слова , в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.

Олень, слон ,суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Карточка – 3 уровень (зеленая). Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные :

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Презентация.

infourok.ru

Согласные звуки. 2 класс | Развивайка

Как определить согласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?

Отличия согласного звука от гласного:

  • согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
  • при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
  • согласный звук образует слог только вместе с гласным: кни́|га, дрýж|ба.

Согласный звук [Й’] и буква И КРАТКОЕ

Обрати внимание! В русском языке есть звук-невидимка — это звук [й’]. Ведь он часто «скрывается» в гласных буквах е, ё, ю, я: ели [й’э́ли], ёлка [й’óлка], юла [й’улá], яма [й’áма]. А на конце слова или перед согласным звук [й’] легко себя обнаруживает: край, май, чайник, шайба.

Слова с удвоенными согласными

Удвоенные согласные в слове — это орфограмма.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Вспомните! Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, и буквой ь (мягкий знак): мел, ключ, мяч, мир, лёд, конь.
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э: мак, сон, лук, сыр, мэр.

Все правила русского языка. 2 класс
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Согласные звуки. 2 класс

4 (80%) от 13 голосующих

razviwaika.ru

Презентация «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения» 2 класс УМК «Школа России»

Русский язык 2 класс УМК «Школа России»

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для

их обозначения

Вастьянова Л. Л.,

учитель начальных классов

МКОУ «Мамонтовская СОШ»

Мамонтовского района

Алтайского края

2018 год

5 декабря. Классная работа.

Сижу правильно,

пишу красиво!

Упражнение в чистописании букв по образцу учителя

Какие это буквы?

Какие звуки они обозначают?

С какими звуками и буквами будем работать на уроке?

с. 120

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для

их обозначения

Рассмотрите рисунки

Это город Согласных

Определите название для каждой группы согласных этого города

Парные

согласные

Парные

согласные

Непарные

твёрдые и мягкие

согласные

Картинный диктант

с. 121 упр. 194

[л’]

[л]

[л’]

[л]

Вспомните!
  • Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?
  • Какими буквами обозначается твёрдость согласных звуков?

«Мягкие командиры»

е

ё

и

ю

я

«Твёрдые командиры»

и

ь

а

о

у

ы

э

Речевая разминка

с. 121 упр. 195

[н’]

[н]

[м’]

[м]

[л’]

[л]

Всех скороговорок не переговорить!

с. 121 упр. 196

..

Проверим работу!

!

?

Всё правильно!

Внесены поправки!

Распределим слова по группам!

с. 122 упр. 197

Птицы

Деревья

Цветы

[к]

[л’]

[р]

Письмо по памяти

с. 122 упр. 199

Какое слово передаёт звучание голоса птицы?

Послушайте голос синицы

Проверим работу!

!

?

Всё правильно!

Внесены поправки!

Подведём итоги работы на уроке
  • По какой теме работали на уроке?
  • Какие задания выполняли?

Оцените свою работу!

!

?

+

Всё получилось!

Внесены поправки

Надо быть внимательным!

с. 122 упр. 198

Благодарю за работу

на уроке!

Интернет ресурсы
  • http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
  • antalyaelitestroy.ru
  • pshop.by
  • https://uroki.tv/stranica-115-soglasnye-zvuki-russkij-yazyk-2-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
  • Compservice4you.ru
  • 121сад.рф
  • https://lalamus.mobi/download/
  • badfon.ru
Использованная литература
  • Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
  • Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018
  • Ситникова Т. Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. — М.: ВАКО, 2013.

uchitelya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *