Твердые и мягкие согласные звуки 2 класс таблица – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе » Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков».

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для» их обозначения

Урок 67. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы  для их обозначения

Цель: повторить-способы обозначения мягкости согласных ли письме.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мяг­кость согласных звуков на письме; аргументированно отвечать, показывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

А)(На доске запись.)

Засыпаны снегом ели и березки трещат от мороза ветки деревьев зимний лес живет

Сверкнула на солнце яркая шубка лисы перелетела с ветки на ветку ворона

— Определите, сколько предложений в тексте. Спишите, пра­вильно обозначая границы предложений.

— Назовите тему текста. (Зимний лес.)

Как вы поняли основную мысль текста? (Даже в холод жизнь в лесу не прекращается.)

Придумайте заголовок к тексту. («Лес живет».)

— Какие словарные слова встретились в тексте? (Березки, мо­роз, ворона.)

Назовите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. (Трещат — треск, деревьев дерево, живет жив, лисы —лисы, перелетела — полет.)

Какие еще орфограммы есть в тексте? (Трещат — ЩЛ пиши с А, живет — ЖИ пиши с И; деревьев

разделительный Ь; шубка, ветки — парные согласные в середине слова.}

Б) Словарная работа (лопата, декабрь, молоток, мороз, до свидания. Прощай, ягода)

III. Работа по теме урока

1. Наблюдение за мягкими и твердыми согласными

— Разгадайте шараду.

С твердым Л — огородное растение И приправа к пище, С мягким — отверстие, Прикрываемое крышкой. (Лук —люк.)

Как обозначена мягкость и твердость согласных?

— Какие еще гласные могут обозначать мягкость согласных?

— Какие еще гласные могут обозначать твердость согласных?

2. Работа по учебнику

Упр. 198 (с. 122).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Какие буквы подчеркнули? (Очень, вещей, честно,}

IV. Физкультминутка

Сначала буду маленьким, Кколеночкам прижмусь, Ну а потом я вырасту, До лампы дотянусь.

V. Развитие речи

Упр. 200 (с. 123).

О чем будете писать рассказ? (Обиграх детей зимой.}

— Какое может быть начало рассказа?

— О чем расскажете в основной части?

— Что скажете в кондовке?

— Как будете писать каждую часть? (С красной строки.)

Если в слове есть буква, написание которой вы не знаете,

пропустите ее или спросите написание у учителя. (Несколько учащихся зачитывают свои сочинения.)

VI. Рефлексия

— Что на уроке вам понравилось?

— Какая работа показалась сложной?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Что вспомнили на уроке?

— Чему научились на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 201 (с. 123).

 

 

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка во 2 классе » Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков».

Урок-путешествие по теме: « Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков»

2 класс

Цели:

  1. Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
  2. Работать над каллиграфией.
  3. Развивать умения работать в парах.
  4. Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
  5. Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.

Оборудование:

  1. Картинки для оформления доски (гора Чистописания, город Слов, озеро Предложение, роща Логики, Муравьишко).
  2. Видеозапись животных (собака, волк, корова, дятел, лиса, петух).
  3. Карточки- ребусы.

                                                         ХОД      УРОКА.   

1. Организационный момент.

   Учитель:  Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы совершим путешествие. Есть такая сказка, когда Муравьишко потерял дорогу домой и ему помогли друзья. Давайте вспомним, кто помог ему? (вспоминаем героев сказки В.Бианки «Приключение Муравьишки», которую читали на внеклассном чтении в первом классе). А сегодня поможем мы. Но чтоб преодолеть каждое препятствие на пути, мы должны хорошо потрудиться. (Приложение 1)

2. Минутка чистописания.

    Учитель: Прочитайте, какое препятствие на нашем пути первое.

    Ученики: Гора Чистописания.

    Учитель: Как вы думаете, что мы должны хорошо выполнить здесь?

    Ученики: Мы должны красиво и правильно написать все элементы букв.

    Оформление на доске.

-а  о  у э ы        ла    мо     ты     сэ     ру

-я  е  ю е и        ля    ме     ти      се    рю        

жизнь  шест  цифра  щука  чудо

    Учитель: Кто напишет, оцените свою работу. Красный кружочек — вам все понравилось,  как написали, синий — вы не очень довольны своей работой, коричневый — вы считаете, что вам еще много надо трудиться, чтоб все буквы были красивые. Так вы будете оценивать каждое задание.

       3. Изучение нового материала.

   Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила буквы на две группы?

   Ученики: С буквами первой строчки согласный произносится твердо, а с буквами  второй строчки — мягко.

   Учитель: Так чему же мы будем учиться на уроке?

   Ученики: Учиться находить в словах твердые и мягкие согласные.

   а) Работа с правилом.

    Учитель: Откроем учебник на с.64. Прочитаем вопрос Почемучки.

  б) Выполняем упражнение 140 (устно).

     Учитель: Посмотрите на иллюстрацию: какие буквы есть и на зеленом   диванчике и на синем? Почему?

     Ученики: Эти буквы могут обозначать и твердый и мягкий согласный звук.

     Учитель: А почему буквы  ч, щ, ж, ш, ц  не взяли себе гласных  букв?

     Ученики: Потому что твердость и мягкость  звуков, которые обозначаются этими буквами, не зависит от того, с какой гласной они стоят. Ч. Щ — обозначают всегда мягкий согласный, а Ж, Ш, Ц — всегда твердый согласный.

      Учитель: Давайте в минутке чистописания в словах отметим твердые согласные — синей точкой, мягкие согласные — зеленой  точкой.

      Мы хорошо с вами потрудились, поэтому первое препятствие преодолели.

4. Упражнения на закрепление нового материала.

      а) Работа в парах.

       Учитель: Что же дальше нас ждет на пути?

       Ученики: город Слов.

       Учитель:  С чем же здесь нам нужно будет справиться?

       Ученики: Наверное, мы будем работать со словами.

       Учитель: Я вам  по видеозаписи буду показывать картинки животных. Первый вариант записывает только те слова, в названии которых все согласные произносятся твердо, а второй вариант — слова, где есть хотя бы один согласный, который произносится мягко. После выполнения работы – взаимопроверка. Вы обмениваетесь тетрадями и оцениваете  работы своего соседа по парте. Если находите  ошибки, то исправляете  их карандашом. (Приложение 2)

                    Еще одно препятствие у нашего героя позади и все благодаря вашему старанию. Молодцы!

5. Физкультминутка.

                        Мы ногами топ- топ,

                        Мы руками хлоп- хлоп!

                        Мы глазами миг- миг,

                        Мы плечами чик- чик.

                        Повернулись вокруг себя

                        Влево, вправо — раз и два!

                        Раз — присели, два — привстали.

                        Руки вверх мы все подняли.

        б) Индивидуальная работа.

        Учитель:  Вот позади у нас половина пути. Перед нами следующее препятствие – озеро Предложение. Как вы думаете, с каким заданием мы должны здесь поработать?

   Ученики: Мы будем работать с предложениями.

    Учитель: Один ученик работает у доски. Из данных слов (сшила, красивую, Маша, кукла, кофта) составляет предложение, подчеркивает согласные, обозначающие твердый звук. Все остальные учащиеся составляют предложение из других слов (сидит, на пушистая, белка, дерево). В этих совах подчеркнуть согласные, которые обозначают мягкий звук.

              Осуществляется взаимопроверка  работ в тетрадях, коллективная проверка работы у доски.

         в) Творческое задание.

    Учитель: У нас на пути осталось последнее препятствие. Может, оно окажется для вас самым сложным. Но мы должны постараться, ведь мы не оставим Муравьишку в беде, его дом почти рядом. Читаем название. Как понимаете?

    Ученики: Роща Логики. Это значит, здесь будет самое сложное задание.

    Учитель: Каждой паре дается по два ребуса. Вы отгадываете их, слова записываете в тетрадь. В первом слове подчеркиваете гласные, которые указывают на мягкость согласных звуков, а во втором слове – гласные, которые указывают на твердость согласных звуков. Побеждает та пара, которая первая справится с заданием.   (Приложение 3)

                 Подведение итогов данного задания.

    6. Итог урока.

   Учитель: Мы с вами успешно прошли все препятствия и помогли Муравьишке добраться до дома. И сами за урок узнали много нового. Давайте еще раз повторим, какими же гласными на письме обозначается мягкость и твердость согласных.

7. Рефлексия.

— Что понравилось вам на уроке?

— Что было трудным и непонятным?

     — Давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, каких кружочков у вас было больше и поднимите большой кружок такого же цвета.

 

 

     

                                                                                                            

       

        

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка во 2 классе.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Цели: повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; развивать речевой слух учащихся, умения наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Знания: познакомятся  с обозначением на письме мягкости и твёрдости согласных; узнают о парных и непарных по твердости–мягкости согласных звуках.

Умения: научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове, распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м] и [м’].

Навыки: приобретут умения анализировать звуко- буквенный состав слов, выделять в словах парные и непарные по твердости–мягкости согласные звуки.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

  1. Актуализация знаний.

Вспомним изученные правила.

— Что такое корень слова?

— Что такое диалог?

— Что такое сказуемое?

— Как проверить безударный гласный в корне слова?

— Чем отличается согласный звук от гласного?

— Какими буквами на письме обозначается согласный звук й?

3. Словарная работа

Знакомство со словом декабрь. (работа с карточками)

4. Самоопределение к деятельности

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Этих гномов зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

4. Работа по теме урока.

— Откройте учебник  на стр.120 и прочитайте тему урока. Упр.192 (устно)

-Какие звуки живут в этих домиках? (согласные).

— Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. (читают пары звуков по цепочке).

— Почему звуки во втором домике без пар? (Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

— Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные  буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

— Всегда ли действует это правило?  (Нет. Непарные  твердые – мягкие согласные ему не подчиняются.)

Упр. В каких словах есть звуки ( л,л’).

— Какие предметы нарисованы? Четко проговорите название. Запишите слова.

— Прочитайте памятку и скажите, скажите какие гласные звуки обозначают мягкость согласных?

Упр. Помоги гномам починить домик!

  5 . Физминутка

А сейчас гномы Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

6. Закрепление изученного материала.

Карточка 2. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?

Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. Мой брат разрешил брать его книги.

7. Рефлексия

Проверочная работа

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

— Вы уже умеете определять твердые и мягкие звуки. С остальными мы еще будем тренироваться в определении твердых и мягких звуков.

8. Подведение  итогов урока.

— Что сегодня на уроке повторили?

— Какие буквы обозначают мягкость согласных?

— Какие буквы обозначают твердость согласных?

— назовите непарные твердые звуки и мягкие звуки?

Домашнее задание упр. 197

Контрольная работа по русскому языку во 2 классе на тему «Мягкие и твёрдые согласные звуки и их обозначение на письме»

Контрольная работа во 2 классе по русскому языку

по теме «Мягкие и твёрдые согласные звуки

и их обозначение на письме»

ФИ______________________________________________

1 вариант

  1. Какие буквы обозначают всегда мягкие согласные?

а) ч, щ, ш б) ч, щ, й в) ж, ш, ц

  1. Отметь строчку, в которой все буквы обозначают твёрдость согласных

а) а, о, у, ы, э

б) я, ь, ё, ю, и, е

в) ь, а, ё, ю, и, е

  1. Выбери слово, в котором все согласные мягкие

а) чаща

б) шишки

в) очаг

  1. Выбери слово, в котором все согласные твёрдые

а) конец

б) шишка

в) край

  1. Сколько всего твёрдых согласных звуков в словах данной пословицы:

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

а) 13 б) 16 в) 15

  1. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова. Раздели записанные слова для переноса.

Пень — __________________________________________________________

День — __________________________________________________________

Зверёк — _________________________________________________________

  1. Вставь пропущенные буквы. Составь и запиши предложение.

с, капел__ка, сосул__ки, скатилас__

__________________________________________________________________

Обозначь зелёным карандашом буквы мягких согласных.

Кол-во баллов_________________ Отметка ___________

Контрольная работа по русскому языку во 2 классе

по теме «Мягкие и твёрдые согласные звуки

и их обозначение на письме»

ФИ______________________________________________

2 вариант

1. Какие буквы обозначают всегда твёрдые согласные?

а) ц, щ, ш б) ч, щ, й в) ж, ш, ц

2. Отметь строчку, в которой все буквы обозначают мягкость согласных

а) а, о, у, ы, э

б) я, ь, ё, ю, и, е

в) ь, а, ё, ю, и, е

3. Выбери слово, в котором все согласные мягкие

а) линейки

б) земля

в) жильё

4. Выбери слово, в котором все согласные твёрдые

а) кочка

б) камыши

в) край

5. Сколько всего мягких согласных звуков в словах данной пословицы:

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

а) 9 б) 10 в) 8

6. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова. Раздели записанные слова для переноса.

Хорёк — __________________________________________________________

Стебель — __________________________________________________________

Боль — _________________________________________________________

7. Вставь пропущенные буквы. Составь и запиши предложение.

рел__сы, в, стал__ные, даль, ведут

__________________________________________________________________

Обозначь зелёным карандашом буквы мягких согласных.

Кол-во баллов_________________ Отметка ___________

Тест на тему «Мягкие и твердые согласные звуки» 2 класс

Тема «Мягкие и твердые согласные звуки»

Тест

 

  1. Напиши, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1.  Напиши, какими гласными буквами обозначается твердость согласных звуков.

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

  1. Подчеркни слова, в которых только мягкие согласные.

Коса,  пилю,  яблоко,  Люся,  свети,  Миша.

 

4. Подчеркни в словах мягкие согласные:

Пень, сито, ягода, малина.

5. Подчеркни в словах твердые согласные:

Лист, гуси, поле, рис.

     

  1. Составь и запиши из данных слов предложение.

Живём,  доме,  мы,  большом,  в.

     ______________________________________________________________

     Подчеркни в словах этого предложения твердые согласные.

7. Выбери из ряда и запиши в нужную строку:

щ, ш, ч, ж, ц, й

Всегда твердые согласные_____________________________

Всегда мягкие согласные:_____________________________

 

8. Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

гус…,

цирк…,

огон…,

ден…,

арбуз…,

буквар…,

лошад…,

забор… .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *