Составление слогов «Мягкие и твердые согласные»
Составление слогов «Мягкие и твердые согласные» — это занятие, которое вырабатывает навыки чтения ребенка, а также закрепляет его знания о твердых и мягких согласных.
Начинаем занятие такими словами: «Тебе понравилась игра «Почтальон»?
Сейчас мы снова в нее сыграем. Но имей в виду, что правила поменялись: если дорожка от почты идет к домику, в котором живёт слог с твёрдым согласным, по ней идти можно; а если в домике слог с мягким согласным — идти нельзя.
Поставь рядом со всеми домиками почты (теми, над которыми нарисован конверт) наши значки, обозначающие мягкость или твердость гласного звука:
или
в зависимости от имен поселившихся там слогов.
Поставил? Теперь проверь себя: если везде стоит знак твердости, значит, задание выполнено верно.
На следующих двух картинках не хватает по слогу. Подумай и впиши их в свободные кружки самостоятельно. Сделай это так, чтобы почтальону было куда идти, не нарушая главного правила, а в почтовом здании, как принято в нашей сегодняшней игре, оказался слог с твердой согласной.»
Примечание для родителей к заданию «Составление слогов — Мягкие и твердые согласные»
Это задание, в принципе, дублирует предыдущее. Однако оно будет для ребенка более сложным, поскольку правила изменились. Кроме того, имена жильцов «выросли» на одну букву, а в последних двух заданиях ребенку придется самому придумать соответствующие слоги. Правильность выполнения условий покажет, насколько прочно ребенок усвоил правила и как умеет применять их на практике.
pСкачать упражнение «Составление слогов — Мягкие и твердые согласные» вы можете во вложениях ниже
Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Видеоурок. Русский язык 5 Класс
Во время занятия учащиеся познакомится с основными характеристиками звуков речи, узнают определения слога и ударения, научатся производить фонетический разбор слова
Введение
Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков – типов, называемых в науке фонемами. В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков.
Гласные и согласные звуки
Гласные и согласные звуки различаются по способу образования. Когда мы произносим гласные, воздух проходит свободно через полость рта, без препятствия, а вот при образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта преграду.
Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Обозначаются гласные звуки с помощью 10 букв. Например, [а] может обозначаться с помощью буквы а – арка [а́рка], буквы о – гора [гара́], буквы
Для обозначения 36 согласных звуков в алфавите есть всего лишь 21 буква.
Звонкие и глухие согласные
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Можно провести небольшой эксперимент. Если закрыть уши ладонями и произнести [б] – [п], то услышим звон при произношении звука [б]. Этот согласный звонкий, образуется такой звук при помощи голоса и шума. А когда произносим звук [п], никакого звона в ушах не слышим. Такие согласные – глухие, они образуются только при помощи шума.
Учебное наблюдение
Посмотрите на таблицу согласных звуков.
Согласные [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с] образуют пары по звонкости-глухости. Такие парные согласные звуки в отдельных случаях заменяют друг друга. Эти случаи следует запомнить.
Оглушение и озвончение согласных
Звонкие согласные произносятся глухо (оглушаются) на конце слова и перед глухим согласным: труд – [трут], все – [фс’э].
Глухие согласные произносятся звонко (озвончаются) перед звонкими согласными: женитьба – [жын’и́д’ба]. В таких случаях мы согласные проверяем. Как это нужно сделать? Нужно изменить слово так или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный (дуб – дубы, сказка – сказать).
Перед звонкими [л], [м], [н], [р], [j’] согласный проверять не нужно, так же, как и перед гласными, звонкие и глухие обозначаются «своей» буквой.
Твёрдые и мягкие согласные
В слове лук мы произносим твердый [л], в слове люк произносим мягкий [л’]: [лук], [л’ук].
Таких примеров в языке достаточно много: рад – ряд, нос – нёс, мыл – мил. Определить, произносить ли нам мягкий согласный или твердый, помогает следующая за согласным буква. Мягкость согласного обозначается с помощью букв е, ё, и, ю, я.
Мягкость согласного обозначается также с помощью мягкого знака. Сравните пары слов:
мол – моль,
удар – ударь,
быт – быть.
Согласные могут составлять пары по твердости-мягкости. Например: [б] – [б’], [д] – [д’]. Запомнить следует согласные, которые таких пар не составляют. Не составляют пар твёрдые [ж], [ш], [ц]. Не составляют пар мягкие [ч’], [щ’], [j’].
Слог. Ударение. Орфоэпия
Из курса начальной школы вы знаете, что слова делятся на слоги. Именно по слогам вы учились читать. Почему именно по слогам? Слог – звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком воздуха. Определить количество слогов в слове очень легко. В слове столько же слогов, сколько гласных звуков. Один из слогов в слове мы произносим с большей силой и длительностью. Такой слог ударный.
Ударение – произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью. Знак ударения ставится над гласным звуком. Гласные звуки под ударением всегда произносятся отчётливо. Правилами постановки ударения в словах, произношением отдельных звуков и сочетаний звуков занимается орфоэпия.
Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормы произношения слов.
Фонетический разбор слова
Посмотрите на образец фонетического разбора.
танец – [та́н’иц] т – [т] – согласный, глухой, твёрдый а – [а] – гласный, ударный н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий е – [и] – гласный, безударный ц – [ц] – согласный, глухой, твёрдый
____________
5 букв, 5 звуков
Характеризуя согласный звук, мы должны указать: глухой он или звонкий, твердый или мягкий. При анализе гласного звука отмечаем: он ударный или безударный. В конце анализа указываем количество букв и звуков в слове.
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Домашнее задание
Задание № 1
Произведите фонетический разбор слова кораблик.
Задание № 2
Составьте словарный диктант. В первой группе из 10–12 слов должны быть слова, в которых мы произносим только глухие согласные, во второй такой же группе должны быть слова, в которых только звонкие согласные, в третьей группе – слова, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал Is.muni.cz (Источник).
- Интернет-портал Distance.ffl.msu.ru (Источник).
interneturok.ru
слоги — Гласные и согласные звуки
Карточки для обучения ребенка чтению по методике Зайцева.
Как просто и эффективно научить ребенка читать по слогам?!
Предоставленные карточки со слогами являются авторской работой детского портала chudo-udo.org и аналогом кубиков по методики Н.Зайцева. Гласные и согласные звуки выделены разным цветом, это помогает малышам различать их зрительно. В дальнейшем они смогут их различать автоматически. С помощью букв-слогов дети учатся составлять слова (не умея читать). После регулярных занятий с представленным материалом ребенок начинает самостоятельно читать печатный текст.
На нашем сайте карточки с буквами и слогами можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.
Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами
Покажите ребенку, что игры с такими кубиками могут быть не просто полезными, познавательными и обучающими, но и веселыми, развлекательными и интересными.
На нашем сайте вы также можете скачать Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки
Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.
Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно!!!
Скачать Карточки-СЛОГИ для обучения ребенка чтению по ссылке ниже
Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р, Ц, Ч
chudo-udo.info