Умножение для детей – Таблица умножения для детей бесплатно, программа для изучения и проверки таблицы умножения, скачать бесплатно программу изучения таблицы умножения

Содержание

разные способы для дошкольников и младших школьников

Девочка у доски карандашом показывает на выражение из таблицыДевочка у доски карандашом показывает на выражение из таблицы

За более чем 4-тысячную историю существования таблицы умножения или таблицы Пифагора придумано и освоено много методик её заучивания. Выбирая способ объяснения принципа умножения, нужно опираться на индивидуальные особенности памяти и внимания ребёнка, его интересы. А также на то, что ведущим видом деятельности младших дошкольников является игра.

Когда можно приступать к изучению

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) таблица умножения изучается во втором классе, так как для понимания сути правил умножения ребята должны иметь представление о сложении, ведь умножение — это множественное сложение. Иными словами, чтобы умножить 3 на 4, нужно произвести следующее арифметическое действие: 3+3+3+3. Кроме решения арифметических задач на бумаге, можно использовать игры, например, с игрушками, о которых пойдёт речь ниже. Таким образом, родители, стремящиеся опередить время и изучить с ребёнком таблицу раньше положенного второго класса, должны уяснить, что изучение умножения возможно только тогда, когда малыш понимает принцип сложения.

Мальчик пишет на доске примеры из таблицы умноженияМальчик пишет на доске примеры из таблицы умножения

Для понимания принципа умножения ребёнок должен осознавать суть сложения

С чего начать изучение

На этом этапе лучше воспользоваться классическим вариантом таблицы, а не тем, что обычно печатается на обложках тетрадей. Первым шагом изучения должно стать рассмотрение устройства таблицы, а именно: произведением является число, расположенное на пересечении строки и столбца множителей.

В отечественной школе изучаемые значения ограничиваются 10х10. Для сравнения: в Великобритании они доходят до 12х12, что обусловлено английской системой мер длины — 1 фут=12 дюймам — и особенностям денежного обращения до начала 70-х гг. XX века, когда 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам, а 1 шиллинг = 12 пенсам.

Таблица умноженияТаблица умножения

Начиная изучать таблицу, стоит распечатать её в виде плаката и повесить на видном месте в комнате ребёнка

Создаём ситуацию успеха

Таблица со множеством цифр, как правило, сначала вызывает у ребёнка любопытство, но когда дело касается заучивания, приводит в уныние. Поэтому очень важно с самого начала изучения создать ситуацию успеха. А для этого начать с простейших примеров.

  1. Умножение на 1 — число остаётся «самим собой».
  2. Умножаем на 10 — добавляем к числу 0.
  3. Умножаем на 2 — складываем два одинаковых числа.
  4. Умножение на 0 — всегда равно 0.
  5. Перемена множителей — переставляя множители (4х3 или 3х4), произведение будет неизменным. Тут помогает свойство мозга искать во всём симметрию. И здесь же нужно показать юному математику, что достаточно выучить половину каждого ряда таблицы (каждое число, умноженное на 5 включительно), чтобы знать всю.

Последовательность изучения

Сделав первые шаги, ребёнок поймёт, что не такая уж она, эта таблица умножения, страшная и запутанная. Значит, пора двигаться дальше. Но прежде нужно определиться с последовательностью изучения. Некоторые методисты убеждены: начинать нужно с больших чисел, то есть с умножения рядов 7, 8, 9, аргументируя это тем, что запомнив большие значения, лёгкие малышу дадутся быстрее. Однако существенным минусом такого подхода является то, что запоминание будет механическим, то есть без практики — для большей части дошкольников и младших школьников это будет демотиватором. А вот если начинать с умножения рядов 2,3, то результаты можно будет проверить на пальчиках, прибавляя единицы в зависимости от второго множителя.

Таблица умножения с пустыми клеткамиТаблица умножения с пустыми клетками

По мере изучения таблицы рекомендуется заполнять клетки с произведениями

  1. Квадрат числа. Знакомство с новым рядом начинается с квадрата числа, то есть умножения числа самого на себя. Таких примеров в таблице 10, уяснить их несложно: например, 10х10=100 запоминается очень быстро, к тому же многие квадраты чисел при произнесении обладают запоминающимся ритмом – «пятью пять — двадцать пять», «шестью шесть — тридцать шесть» и т. п.
  2. Умножение на 3. Браться за отработку умножения на 3 нужно только после того, как ребёнок усвоил все предыдущие шаги. Обычно на этом этапе подключаются карточки.
  3. Умножение на 4. На этом этапе изучения полезно обратиться к эвристическому методу, то есть попросить ребёнка выстроить действие и натолкнуть на вывод о том, что умножить на 4 — это значит, два раза умножить на 2. Карточки и рифмовки станут отличной тренировкой.
  4. Умножение на 5. Этот этап обычно не вызывает у детей трудностей: в конце перемноженных чётных чисел будет 0, в конце нечётных — 5.
  5. Умножение на 6, 7, 8, 9. Этот этап самый трудоёмкий, хоть и требует запоминания всего шести результатов умножения. Самым подходящим способом помочь малышу уяснить этот материал будут карточки. Причём не шесть, а 12, чтобы тренировать умножение с переменой множителей. Для умножения на 9 можно использовать метод компенсации: умножить число на 10, а затем вычесть значение этого числа. Например, 6х9=60–6=54.

Приёмы обучения умножению

Помимо существующих сегодня игровых приложений на телефон, компьютерных программ, звуковых плакатов, неизменно результативной оказывается игра.

Звуковой плакат с таблицей умноженияЗвуковой плакат с таблицей умножения

Звуковой плакат ребёнок может использовать для изучения таблицы и самопроверки

Игры

Эффективный приём обучения может быть организован для тренировки одного ребёнка или целой группы. Разделение игр по количеству участников довольно условное, так как правила можно немного изменить.

Таблица: примеры игр для изучения таблицы умножения индивидуально, в группе, в классе
Фотогалерея: наглядный материал для игр
Таблица с выражениями, обведёнными разными цветами
Для «Ходилки» можно использовать поле от любой подобной игры
Игра Поезд
Игра «Поезд» помогает систематизировать знания таблицы
Игра Почтальон
Игра «Почтальон» помогает закрепить знания произведений одного ряда чисел, а также повторить уже изученные
Игра Ровными рядами
Игра «Ровными рядами» помогает детям понять суть умножения: это быстрый способ выполнить сложение

Карточки-сорбонки

Карточки-сорбонки — это выражения из таблицы без произведения (например, «3х4=»), распечатанные и наклеенные на картон. Для продления срока службы карточки можно заламинировать или обклеить широким скотчем.

Пособия такого рода, когда условие на одной стороне, а результат на другой, называют сорбонки в честь Сорбонны — Парижского университета.

Как играть

Карточки обычно привлекаются с умножения на 3, но и умножение на 1, 2 также должно быть на них прописано.

Инструкция:

  1. По мере изучения таблицы отбираем актуальные примеры, складываются в стопку.
  2. Перемешиваем «колоду».
  3. Ребёнок берёт карточку и проговаривает (!) пример, называет результат, переворачивает карточку.
  4. Если ответ верный, карточка убирается, если нет, то взрослый проговаривает ответ и кладёт пример снова в стопку.

Как вариант, в игру можно подключить ещё одного ребёнка устроить состязание юных математиков.

На этапе повторения, когда ребёнок уже хорошо усвоил таблицу, карточки можно повернуть стороной с произведением, чтобы ребёнок назвал выражения, которые дают этот результат.

Карточки с выражениями таблицы умноженияКарточки с выражениями таблицы умножения

Карточки можно сделать цветными, например, выражения на зелёном фоне, а произведения — на оранжевом

Игрушки

Материалы для занятий с ребёнком найти не сложно, например, можно просто провести ревизию в мешке с игрушками и составить задачки:

  • Сколько колёсиков нужно для 4 машинок?
  • Сколько лапок у двух божьих коровок?
  • Сколько всего шариков у пяти кукол, если каждая держит по 4?
  • Сколько глаз у трёх роботов?

Вариантом игр с игрушками могут быть игры с природным материалом. К примеру, чтобы проиллюстрировать умножение 3х4, можно предложить ребёнку посчитать, сколько божьих коровок сидит на трилистнике, если на каждом из трёх листочков обосновалось по четыре букашки.

Иллюстрация выражения 2x3 сложением пар цветовИллюстрация выражения 2x3 сложением пар цветов

Игрушки на начальном этапе изучения таблицы помогают увидеть принцип умножения, то есть множественное сложение

Умножение на пальцах

Этот приём изучения таблицы обычно подключается на этапе освоения умножения на 6, 7, 8, 9. «Пальчиковые» способы интересны и просты. Но важно, чтобы взрослый сам понимал принцип такого счёта. Для каждого из таких вариантов обучения умножению потребуется лист бумаги, на котором нужно обвести руку и пронумеровать пальцы особым образом.

Универсальный способ для умножения на 6, 7, 8, 9

Инструкция:

  1. Кладём ладони на лист бумаги так, чтобы пальцы располагались горизонтально друг к другу, обводим их.
  2. На каждой обведённой ладошке нумеруем пальцы с большого, начиная с 5. Указательный — 6, средний 7 и т. д.
  3. Первый множитель — это пальцы левой руки, второй множитель — пальцы правой руки.
  4. Сдвигаем «множители» к краю стола, пальцы, которые перед ними, свесятся вниз — это десятки произведения. Пальцы, оставшиеся на столе — единицы.
  5. Чтобы посчитать десятки, складываем количество свесившихся пальцев.
  6. Чтобы посчитать единицы, перемножаем пальцы левой и правой рук.
  7. Получаем результат.

Пример:

  1. Возьмём пример 7х9. Получается на левой руке это средний палец, на правой — мизинец.
  2. Сдвигаем пальцы. Получается, что десятков у нас 6, а единиц 3х1=3.
  3. Ответ — 63.
Иллюстрация приёма на пальцахИллюстрация приёма на пальцах

Чтобы ребёнок быстрее запомнил таблицу умножения, приём счёта на пальцах можно использовать в любой удобный момент

Умножение на 9

Инструкция:

  1. Кладём руки на стол, располагая пальцы вертикально.
  2. Слева направо нумеруем пальцы от 1 до 10, то есть мизинец левой руки — 1, мизинец правой — 10.
  3. Загибаем палец с тем числом, которое умножаем на 9. Слева от него — десятки, справа — единицы.

Пример:

  1. Умножаем 7 на 9. Загибаем указательный палец на правой.
  2. Считаем. Десятков — 6, единиц — 3.
  3. Ответ — 63.
Видео: объяснение таблицы умножения при помощи пальцев

Рифмовки

Стихотворный способ запоминания относится к ряду самых популярных, так как дети легче запоминают рифмованные строки и образы из стихотворений, чем однообразные цифры. При этом взрослые должны понимать, что выстроить весь процесс изучения таблицы на стихотворениях нельзя, так как это перегрузит память малыша, создаст «кашу» в голове. Поэтому рекомендуется использовать этот приём на отдельных, сложных, примерах. Для большей эффективности стоит подобрать иллюстрацию к рифмовке.

Анимационные девочки прыгают на скакалке, умножение на 3Анимационные девочки прыгают на скакалке, умножение на 3

Картинки помогают лучше запомнить рифмовку, а значит, и результат умножения чисел

Одним из популярных авторских сборников стишков по таблице умножения является «Таблица умножения в стихах» А. Усачёва. На занятиях также часто — целиком или отрывками — подключается стихотворение М. Казариной «Таблица умножения».

Примеры:

  • Раз олень спросил у лося: – Сколько будет семью восемь? Лось не стал в учебник лезть: – Пятьдесят, конечно, шесть.
  • Красиво два на семь умножить Февральский праздник нам поможет. День всех влюблённых помню я 14-го, друзья!
  • Шла на парад Картошка в мундире: четырежды шесть — двадцать четыре.
Видео: объяснение таблицы умножения с рифмовками

Для ребят-аудиалов, то есть лучше воспринимающих информацию на слух, можно использовать распевки.

Видео: пример распевки по таблице умножения

Изучение таблицы умножения — обязательный этап формирования базы математических знаний. При этом важно ориентироваться на индивидуальный подход в обучении, так как скорость и качество усвоения таблицы зависят от уровня развития памяти, внимания ребёнка, его умения мыслить логически. Учесть способности каждого ученика в условиях урока сложно, поэтому родителям важно найти оптимальную комбинацию приёмов для работы со своим чадом дома.

Наталья ВасилишинНаталья ВасилишинВысшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

babyzzz.ru

Как объяснить ребенку умножение и деление?

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

Можно заставить ребенка просто решать скучные примеры (и ему будет совсем неинтересно), а можно предложить ему решить забавные текстовые задачки в тетради Kumon или сразиться в межпланетном рыцарском турнире на звание лучшего знатока дробей. Второй подход определенно занимательнее: ребенку гораздо больше понравится учить математику в игре.

Ребятам постарше также по душе будут игровые моменты в обучении. Ведь гораздо веселее изучать математику через яркое домино, чем читать длинные главы в учебнике.

Подготовили для вас несколько советов и подборку книг, которые помогут разложить умножение и деление по полочкам.

Умножаем

Что такое умножение? При умножении второе число показывает, сколько раз нужно сложить первое число с самим собой. На рисунке в каждой шеренге стоят 13 человек, а всего шеренг 9. Чтобы подсчитать общее количество людей, нужно число 13 сложить само с собой 9 раз. Это и будет произведением чисел 13 на 9.

Екатерина Ушахина

Не имеет значения, в каком порядке перемножаются числа: ответ будет одинаковым. Ниже показаны два способа, как можно вычислить произведение.

Екатерина Ушахина

Умножение на 10, 100, 1000 Для того чтобы умножить целое число на 10, 100, 1000 и т. д., нужно просто дописать справа от этого числа один нуль (0), два нуля (00), три нуля (000) и т. д.

Екатерина Ушахина

Приемы умножения. Некоторые числа легко умножать, зная особые приемы. В таблице показаны приемы быстрого умножения на 2, 5, 6, 9, 12 и 20.

Екатерина Ушахина

Делим

Деление позволяет найти, сколько раз одно число содержится в другом. Процесс деления можно представить, например, так: если 10 монет раздать 2 людям, то каждый получит по 5 монет. Или так: 10 монет, разложенные в стопки по 2 монеты, дадут 5 стопок.

Как выполняется деление? Деление одного числа (делимого) на другое (делитель) показывает, сколько делителей содержится в делимом. Например, при делении 10 на 2 мы находим, сколько чисел 2 содержится в числе 10. Результат деления называется частным.

Деление как распределение. Распределение чего-либо — это, по сути, операция деления. Так, если поровну распределить четыре конфеты между двумя людьми, у каждого из них будет по две конфеты.

Екатерина Ушахина

Как деление связано с умножением? Деление — это операция, обратная умножению. Если вы знаете результат деления, то можете записать соответствующее произведение, и наоборот.

Если 10 (делимое) поделить на 2 (делитель), то получится 5 (частное). Умножая частное (5) на делитель (2), мы получаем значение исходного делимого (10).

Екатерина Ушахина

Другой подход к делению. Деление также показывает, сколько раз в делимом встречаются группы, равные делителю. Ответом будет то же самое частное. Получилось ровно 10 групп по 3 мяча (без остатка), поэтому 30 : 3 = 10. В этом примере 30 футбольных мячей делятся на группы по 3 мяча.

Екатерина Ушахина

Книги и тетради, которые помогут закрепить навыки

Арифметикум

Екатерина Ушахина

Домино, с которым ребенок научится хорошо складывать, вычитать, умножать и делить числа до 100. Игрок должен разместить карточку так, чтобы на оказавшихся рядом клеточках был написан пример и правильный ответ или два примера, в результате решения которых получится одно число.

Вокруг любой клеточки можно расположить сразу несколько карточек: по одной у каждой свободной стороны. Проверить вычисления игроки могут по цветным узорам: если узоры совпадают, ход сделан правильно.

Умножариум

Екатерина Ушахина
Веселая игра поможет освоить математику

Это домино создано специально для легкого и увлекательного изучения таблицы умножения детьми: вместо традиционных точек на каждой карточке нанесены математические примеры и цифры. Совмещая клетку с примером (например, 5×8) и результат умножения (40), ребенок сразу видит, правильно ли он посчитал пример, благодаря цветовому паттерну, который должен совпасть на двух клетках.

Kumon спешит на помощь

У нас есть множество тетрадей разных уровней сложности, которые помогут выучить таблицу умножения на зубок.

KUMON. Математика. Умножение. Уровень 4

Эта яркая тетрадка научит ребенка умножать многозначные числа в столбик. Шаг за шагом он будет осваивать этот навык, его ждут примеры, которые будут постепенно усложняться, полезные подсказки и, конечно, ключи с ответами в конце тетради для самоконтроля.

Екатерина Ушахина
Простые задачки научат умножать. Пример из тетради

Kumon. Математика. Деление. Уровень 4

Выполняя задания в этой тетради, ваш ребёнок научится делить многозначные числа в столбик с остатком и без него. Продвигаясь вперёд небольшими последовательными шажками, он обретёт не только математические знания, но и уверенность в своих силах.

Межпланетный рыцарский турнир

Екатерина Ушахина

Решая примеры из этой книги, ребенок примет участие в настоящем межпланетном состязании! Каждый правильный ответ — ты успешно атаковал противника, каждая ошибка — противник успешно атаковал тебя. Для убедительности в книге есть изображения персонажей, за которых нужно сыграть юному математику, и их соперников, а также фантастические истории про инопланетян. Всех героев можно раскрасить!

Успешных занятий!

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Как помочь ребенку выучить таблицу умножения! » Женский Мир

  • Главная
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Картинки Аватарки Картины и картинки Открытки Смайлики Узоры и орнаменты Шаблоны и трафареты
  • Администрация
  • Обратная связь

☰ Меню

  • Главная
  • Разделы сайта
    • Помощь новичкам
    • Досуг
        Игры и загадки Тесты
    • Живой мир
        Дикая фауна Домашние любимцы Обитатели морей и рек Природа Фотовыставка живности Болезни животных Птицы
    • Звёзды
        Гороскопы, нумерология Мистика, гадания, приметы
    • Красота
        Мода Волосы. Прически Секреты красоты Худеем!
    • Кулинария
        Выпечка. Тесто Десерты Заготовки на зиму Закуски и салаты Мясо Овощи Рыба Супы Напитки Новогодние блюда Пасхальные блюда Праздничные блюда Для микроволновки Для мультиварки
    • Отношения
        О любви Семья и дети Советы для родителей
    • Поэзия и проза
        Притчи и сказки Рассказы и истории Русский язык. Наша речь Стихи Цитаты, афоризмы, пословицы
    • Рукоделие
        Бисер Бросовый материал Букеты и цветы Вышивка Вязание и плетение Идеи для дома Декупаж Детские поделки Канзаши Копилка творческих идей Куклы и игрушки Лепка Новогоднее рукоделие Пасхальное рукоделие Поделки из бумаги Похвастушки Природный материал Роспись Шитьё Костюмы Самоделкин
    • Сад-огород
        Дачный дизайн Советы дачникам Овощи на грядке Цветы комнатные Цветы садовые Ягоды и фрукты
    • Советы
        Компьютеры и телефоны Осторожно, мошенники Советы для дома Советы по кулинарии Советы на все случаи Советы для водителей Советы для фотографов Чистка и стирка
    • Это интересно
        Искусство и ремёсла Уникальные места Интересные факты
    • Юмор
        Анекдоты, байки, приколы Говорят дети Прикольные картинки Юмор в стихах
    • Вера и религия
        Приметы и суеверия Вера Церковные праздники и посты Церковные обряды Иконы и молитвы
    • Знаменитости
        Великие люди Великие истории любви Из жизни известных
    • Праздники
        Все праздники Народные праздники Новый год и Рождество Пасха Церковные праздники Церковные посты
    • Здоровье
        Народная медицина Советы от доктора Полезные и вредные продукты
    • Для детей
        Детские сказки и рассказы Игры для детей Занятия с детьми Стихи и загадки для детей
    • Картинки
        Аватарки
  • jenskiymir.com

    Как быстро научить ребенка таблице умножения в игровой форме во 2 классе?

    Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

    В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов – карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

    Обучение таблице умноженияОбучение таблице умножения Методов изучения таблички сейчас достаточно – нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

    Важный подготовительный момент

    Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях – сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

    Обучение таблице умноженияОбучение таблице умножения

    В чем заключается принцип умножения? Это многократное сложение. Например, чтобы умножить 4 на 3, нужно 3 раза сложить 4 (4+4+4). Освоив это, ребенок будет допускать меньше ошибок в дальнейшем процессе обучения.

    Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

    Начало

    Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

    1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
    2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
    3. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
    4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

    Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.

    Умножение чиселУмножение чисел Ребенок должен прежде всего понять, что умножение – это знакомое ему сложение, только многократное

    Целенаправленное запоминание

    После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы – повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

    Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце – самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах – в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

    Квадраты чисел

    Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа – это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы – например, «пятью пять – двадцать пять»). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.

    Запоминание таблицы умноженияЗапоминание таблицы умножения Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

    Умножение на 3

    Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

    Умножение на 4

    Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 – это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

    Умножение на 5

    Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных – 5. Как видите, все просто.

    Умножение на 5Умножение на 5 Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть – все они заканчиваются на 5 или 0

    Умножение на 6, 7, 8 и 9

    Последний этап в освоении таблицы умножения – самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

    Умножение на 5Умножение на 5

    Чтобы ребенку было проще, используйте карточки, причем не 6, а 12. С таким набором карточек вы сможете практиковаться с переменой мест множителей, а это значительно облегчит запоминание.

    Игра с карточками

    Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию – способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

    Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

    Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

    В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.

    Карточки таблицы умноженияКарточки таблицы умножения Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

    Преимущества такого простого процесса:

    1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
    2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
    3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

    Другие приемы изучения

    Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок – быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

    Примеры из практики

    Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить – множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

    Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.

    Ребенок с игрушкойРебенок с игрушкой Отличная идея – обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

    Примеры повышенной сложности

    Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память – чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

    Умножение на пальцах

    Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

    На стол кладем бумагу, сверху – руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой – 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе – единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 – значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой – 2. Теперь 3 умножаем на 2 – получаем 6 единиц. Ответ – 56.

    Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки – это 1, а мизинец правой – 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа – единицами. Ответ – 45.

    Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

    Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае – аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

    Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

    Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

    Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева «Таблица умножения в стихах»:

    • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет – Пятьдесят четыре.
    • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: – Сколько будет семью восемь? – Лось не стал
      в учебник лезть: – Пятьдесят, конечно, шесть!
    • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять — семьдесят два.

    Еще один автор – Марина Казарина – многие примеры в своей книге «Таблица умножения» сочетает с другой информацией, помогающей лучше запоминать:

    2 х 7:

    Красиво два на семь умножить
    Февральский праздник нам поможет,
    День всех влюбленных, помню я,
    ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

    2 х 8:

    Сколько будет дважды восемь,
    Десятиклассников мы спросим.
    Они подскажут нам ответ,
    Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

    Также возможны музыкальные распевки, которые особенно помогут ребенку с хорошим аудиальным восприятием.

    Ребенок с игрушкойРебенок с игрушкойКлинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

    Поделитесь с друьями!

    vseprorebenka.ru

    Как научить ребенка таблице умножения легко и быстро: упражнения и методики

    Содержание статьи

    Желая подготовить малыша к школе, родители нередко помогают ему постичь правила чтения и письма, познакомиться со счетом, простейшими арифметическими действиями. Некоторые не останавливаются на этом и стремятся научить ребенка таблице умножения, полагая, что это пригодится ему в школе. Это действительно так – специалисты считают, что если дошкольник хорошо постигает азы математики, то нет препятствий знакомству с умножением. Но если для малыша это очень сложно, то не стоит его мучить, заставляя раньше времени запоминать довольно сложные математические действия.

    Мальчик учит таблицу умножения

    Мальчик учит таблицу умножения

    Важные правила

    Определившись, что ребенок готов воспринимать новую информацию, хорошо знает счет до ста, умеет считать десятками и пятерками, понимает, что такое сложение и вычитание, можно познакомить его с заветной таблицей. При этом родителям важно придерживаться следующих правил.

    • Похвала должна сопровождать даже самый незначительный успех.
    • Не стоит заставлять ребенка зубрить непонятные ему числа, гораздо эффективнее будет научить его некоторым хитростям и подробно объяснить, что такое умножение.
    • Занятия не должны быть утомительными. Обязательно делайте регулярные перерывы.
    • Ругать малыша, нервничать, срываться на крик нельзя, поскольку такое поведение взрослого может навсегда убить интерес к математическим операциям.

    Эти же правила должны соблюдаться и родителями младших школьников, которые решили за лето после первого класса выучить с ними умножение.

    Пояснение принципа умножения на палочках

    Пояснение принципа умножения на палочках

    Пояснение принципа умножения

    Просто заучить, что «дважды два – четыре», бессмысленно и бесполезно, поэтому взрослым следует продумать, как они пояснят ребенку сам смысл умножения. Для понимания необходимо наличие у дошкольника базовых знаний, прежде всего, специфики сложения. Так, он должен разбираться, что два и два (то есть 2+2) будет четыре.

    Умножение – это тоже своеобразное сложение, только многократное, поэтому можно пояснить так: если нам нужно два умножить на три, то число «два» надо взять три раза, то есть получится 2+2+2 = 6. То есть два умножить на три – это шесть. Для наглядности лучше использовать карточки, на которых изображено три раза по два предмета, например яблока. Карточки можно заметить и небольшим предметами: орехами, пуговицами, фасолинами, обязательно доверить ребенку разложить их в нужном порядке.

    Далее делается следующий шаг – нужно показать ребенку одно из главных свойств арифметического действия, умножить три на два (поменять множители местами). Объяснение выглядит примерно так: попробуем умножить три на два, то есть число 3 надо взять два раза, 3 и 3. Получается шесть. Если ребенок не обратил внимания сам, надо натолкнуть его на мысль, что 2х3 и 3х2 совпадают. Очень важно не говорить ответ, а дать ребенку все-таки самому сделать маленькое открытие и похвалить его за старание – это станет мощнейшей мотивацией к дальнейшему успеху.

    После знакомства с принципом умножения следует предложить выполнить несколько пробных действий, используя несложные числа – например, 3х4, 2х5. Можно на первом этапе зарисовывать, ставить три точки в четыре ряда – это позволит наглядно представить суть арифметического действия. Задача данного этапа работы – показать ребенку целесообразность такого математического действия, как умножение: он должен понять, что оно помогает экономить время и избегать длинных цепочек сложения.

    Умножение на единицу

    Умножение на единицу

    Работа с единицей

    Уроки по запоминанию таблицы следует начать с изучения правил умножения на единицу. Дошкольники обычно быстро понимают, что любое число, умноженное на 1 (то есть взятое один раз), равно самому себе. Рассмотрев принцип умножения, можно попробовать предложить ребенку самому догадаться, сколько будет 2х1. Он должен рассуждать так: число 2 берется один раз, получается два. То есть 2х1=2.

    Аналогичным образом ребенок может быстро разобраться в последующих действиях: 3х1, 4х1 и так далее. Обязательно следует включать в процесс изучения простые примеры, они помогут ребенку поверить в себя, в свои силы и заниматься в дальнейшем с удовольствием.

    Умножение на 2

    Умножение на 2

    Умножение на 2, 3, 4

    Эти действия, как правило, особого труда не вызывают, поскольку позволяют посчитать на пальцах. При работе следует использовать карточки не только с предметами, расположенными по строкам и столбцам, но и примеры, предлагая ребенку решить их устно. Принцип един – от простого к сложному.

    Дети будут хорошо запоминать примеры, если дать им послушать песенку «Дважды два – четыре» Михаила Пляцковского.

    Пронумерованные пальцы на руке

    Пронумерованные пальцы на руке

    Умножение на 10

    Ребенку надо объяснить, что умножить на 10 очень просто – для этого к каждому числу надо прибавить ноль. То есть 2х10 = 20. Чтобы доказать мысль, можно воспользоваться десятикратным сложением. Некоторые специалисты рекомендуют знакомить детей с умножением на десять на первом же уроке, после изучения умножения на 1, поскольку принцип работы схож: просто приписать ноль к самому числу.

    Умножение на 5

    Умножение на 5

    Умножение на 5

    Это действие чаще всего не вызывает проблем, поскольку результат может заканчиваться либо на 0, либо на 5 – это необходимо пояснить ребенку. Если умножение производится на четное число, то итог всегда имеет 0 в конце, на нечетное – 5. Есть еще одна закономерность, о которой будет полезно узнать ребенку: результат умножения на 5 ровно в 2 раза меньше аналогичной операции с 10.
    Например:

    5х6 = 30.

    10х6 = 60 – в два раза больше.

    В дальнейшем это пригодится при знакомстве с правилами деления.

    Умножение на 9

    Следует поделиться с дошкольником секретом: чтобы узнать результат умножения на 9, надо число умножить на 10, а затем вычесть это число. Например, 2х10 = 20, далее 20-2 = 18, то есть 2х9=18.

    Есть еще один очень хитрый, но простой способ помочь ребенку быстро запомнить умножение на 9 – при помощи пальцев. На первых порах пальцы можно подписать, пронумеровав от 1 до 10. Техника такая: нам необходимо узнать, сколько будет 9х5, для этого находим под номером 5. Все пальцы, которые находятся слева от него (их 4), – это десятки, а число пальцев, расположенных справа от пятерки, равно количеству единиц, их 5. Получается число 45.

    Аналогичным образом можно умножать каждое число на 9: слева от пальца со значением множителя всегда будут десятки, справа – единицы.

    Умножение на 8

    Умножение на 8

    Расчеты с 6, 7, 8

    Это самые сложные для восприятия операции, поэтому приступать к ним можно только в том случае, если вся оставшаяся часть таблицы хорошо усвоена. Эти примеры придется заучить. Но не стоит думать, что ожидается скучная зубрежка, – есть несколько секретов, которые помогут превратить процесс в увлекательное времяпрепровождение.

    • Начать с квадратов. Большинство детей без проблем запоминают, что 6х6 = 36, а 7х7=49.
    • Запоминать рифмующиеся примеры, например, «шестью восемь – сорок восемь».
    • Воспользоваться своими предыдущими знаниями: например, вспомнить, что 2х6=12. Соответственно, 6х2=12. Получается, что ребенок знаком с большей частью действия с цифрой 6, может умножить шестерку на 1, 2, 3, 4, 5, 9 и 10. Осталось запомнить немного.
    • Использовать всевозможные стихи, в которых таблица представлена в настолько простой рифмованной форме, что запомнить сложные примеры можно буквально за 5 минут.

    Например:

    Шесть на 2 – двенадцать.

    Будем мы играться.

    Шесть на три – восемнадцать,

    Нам надо заниматься.

    Шесть на четыре – двадцать четыре,

    Мыши разбежались по всей квартире.

    Шесть на пять – тридцать.

    Есть чему учиться.

    Шесть на шесть – тридцать шесть.

    Можно вкусненькое съесть.

    Шесть на семь – сорок два.

    Вот такие вот дела.

    Шесть на восемь – сорок восемь.

    Даже никого не спросим!

    Чтобы стихи приносили максимальную пользу, следует совмещать их чтение с работой с карточками, ведь очень важно, чтобы ребенок не просто заучил текст, а понял суть самой операции. Поэтому, читая строки про умножение 6х2, необходимо обязательно показать ребенку карточку, на которой нарисовано 12 предметов по 6 в каждом ряду, еще раз повторить, что 6х2 – это шесть, взятое два раза.

    Можно самим придумывать смешные и даже абсурдные рифмованные ситуации, чтобы облегчить процесс запоминания. Например, «семь на восемь – пятьдесят шесть, кошка всех нас хочет съесть!».

    Мальчик за учебой

    Мальчик за учебой

    Приемы работы

    Чтобы правила умножения как следует отложились в голове малыша, необходимо использовать как можно больше различных приемов и заданий. Приведем несколько примеров.

    • Работа с карточками. Взрослый заранее готовит карточки с примерами (без ответа), далее ребенок вытягивает одну из них и пробует решить. Если получился правильный ответ, карточку откладывают в сторону, если допущена ошибка – возвращают в общую стопку.
    • Тренировка на время. Также работа с карточками, но немного по другому принципу: взрослый засекает время, например 5 минут; ребенок вытягивает карточки, пробует свои силы. Если отвечает верно – карточка откладывается в одну сторону, если нет – в другую. Через 5 минут необходимо проверить, каких результатов было больше – верных или ошибочных, зафиксировать значение. Задача следующего дня – побить вчерашний рекорд.
    • Карточный «нон-стоп». Работа со стопкой карточек: при правильном решении карта откалывается в сторону, при ошибке – возвращается в общую стопку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки (их число следует увеличивать от раза к разу) не перейдут к правильным.
    • Соотнесение. Родитель готовит два набора карт: на одних находятся примеры, на вторых – ответы. Задача ребенка – наложить ответ на соответствующий ему пример, который необходимо решить.
    • Обратный принцип. Родитель показывает карточку с «ответом», например, с написанным на ней числом 20. Задача ребенка – выбрать их ряда примеров, которые лежат перед ним, такие, которые дают произведение 20. Далее задание усложняется – карточек перед дошкольником нет, ему необходимо устно найти все варианты ответа.
    • Решение практических задач. Чтобы ребенок не утратил интереса, следует предложить ему такие упражнения, которые позволят проявить знания об окружающем мире. Это могут быть такие вопросы: сколько лап у пяти кошек? Сколько крыльев у трех синиц? Сколько лучиков у двух морских звезд?

    Очень интересна игра «Угадай пословицу». Родитель подбирает любую пословицу, советующую возрасту (например, без труда не вытащишь и рыбку из пруда), каждому слову которой будет соответствовать свой цифра. Затем составляются примеры таким образом, чтобы получившийся ответ совпадал с цифрой, которая присвоена элементам пословицы. Например:

    • Без (81)
    • Труда (10)
    • Не (36)
    • Вытащишь (24)
    • И (18)
    • Рыбку (56)
    • Из (4)
    • Пруда (50).

    Примеры могут быть такими: 9х9, 10х1, 6х6, 9х3, 8х7, 2х2 и 5х10. Даются ребенку вразнобой. Сначала он решает, используя свои знания таблицы умножения, потом соотносит цифру и слово и читает получившуюся пословицу.

    По аналогичному принципу можно играть в «Угадай имя сказочного персонажа», «Угадай, что у нас на ужин» или «Куда мы пойдем», в этом случае под цифрами «прячутся» не целые слова, а буквы.

    За одну тренировку не нужно использовать сразу все задания, чтобы не утомлять ребенка, но день от дня их необходимо варьировать, чередовать, это поможет внести разнообразие и избежать скуки.

    Как проверить знания?

    Научив ребенка умножать, следует закрепить полученные знания. Для этого можно воспользоваться различными методами.

    • Помощь. Обыгрывается ситуация: к нам в гости пришел некий сказочный персонаж, он не знает таблицу умножения, давай познакомим его с ней. Далее ребенку предлагаются карточки для примера.
    • Работа «в каждую свободную минуту». Гуляя или ожидая своей очереди в поликлинике, можно попросить ребенка решить пример. Очень хорошо пойти с малышом в магазин и попросить его помощи в подсчетах.
    • Необычный вопрос. Спросить не «сколько будет 5х6», а «какие числа при умножении дадут результат 30»? Это поможет ребенку потренировать мышление, а взрослому – понять, действительно ли малыш разобрался в вопросе или же бездумно все заучил.

    Если он затрудняется, можно слегка натолкнуть на мысль, но подсказывать не надо – пусть ребенок вспоминает или считает. Даже если в итоге устно посчитать не удастся, ребенок убедится в том, что учить таблицу действительно нужно, без этих знаний во взрослой жизни ему не обойтись.

    Рекомендации родителям

    Чтобы ребенок быстро и с удовольствием учил таблицу умножения, необходимо создать для него мотивацию, делать каждое занятие интересным, использовать разнообразные формы работы. Только так можно добиться необходимого результата.

    Специалисты советуют поступать так:

    • Поместить таблицу в зоне видимости ребенка, чтобы строки всегда были перед глазами, – это поможет запоминанию. Использовать лучше именно таблицу Пифагора, а не решенные примеры, расположенные в столбиках. В первом случае ребенок сможет постепенно находить закономерности, а во втором – только заучивать.
    • Обязательно дозировать изучаемый материал в соответствии со способностями ребенка. Некоторым одного занятия бывает достаточно, чтобы научиться умножать на 1, 2, 3, а другим детям потребуется более продолжительное время.
    • Можно визуализировать успехи, чтобы ребенок видел свой прогресс. Для этого печатается или рисуется сама таблица крупного формата, после каждого занятия родитель предлагает ребенку закрасить цветом те клетки, которые он уже хорошо запомнил. Так, после первого же домашнего урока можно полностью закрасить столбик с умножением на один. Это поможет выучить таблицу с удовольствием, ведь практически каждому малышу захочется как можно быстрее полностью закрасить все клетки.
    • Обязательно проводить уроки-повторения, на которых нового материала не будет, а ребенок с помощью родителей легко освежит в памяти уже имеющиеся знания.
    • Никогда не надо сравнивать ребенка с сыном или дочерью друзей, соседей, тем более в худшую сторону. Никакой пользы подобное сопоставление не принесет, но может всерьез и надолго обидеть малыша. Способности у всех разные, а старательность и интерес зависят в первую очередь от умения родителей обучать, и это надо помнить.

    Если дошкольник не может освоить работу с таблицей, не запоминает примеры и в упор не видит закономерностей, не стоит его мучить. Можно передохнуть полгода, повторить счет, сложение, а потом с новыми силами покорить таблицу Пифагора. Родителям надо подготовить себя к тому, что, несмотря на все старания и использование самых разнообразных методов некоторые примеры все равно придется заучивать, это совершенно нормально.

    razvivashka.online

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *