Упражнение на дикцию для детей: Скороговорки и упражнения для развития речи и дикции у детей – Упражнения на дикцию для детей дошкольного возраста – Упражнения для дикции дошкольникам — Яркий Дворик

Содержание

Развитие дикции | «Дикторы» | Упражнения для дикции

Произнесите без голоса глухие согласные, активно взрывая их:


п!  пь!  п!  пь!  п!  пь!  п!  пь! …

т!  ть!  т!  ть!  т!  ть!  т! ть! …  

к! кь!  к!  кь!  к! кь!  к! кь!  …

Данные согласные подготавливают правильное звучание  следующих за ними гласных. Т.к. согласные эти падают резко, как молот о наковальню. При этом они как бы выталкивают стоящие за ними звуки. Следующее упражнение для дикции произнесите с голосом:


пу!  по!  па!  пэ!  пи!  пы!  пя!  пе!  пё!  пю!

ту! то!  та!  тэ!  ти!  ты!  тя! те!  тё! тю!

ку!  ко!  ка!  кэ!  ки! кы!  кя!  ке!  кё!  кю!


Далее включайте звонкие согласные:


бу!  бо!  ба! бэ!  би! бы!  бя! бе!  бё!  бю!

ду! до!  да! дэ!  ди!  ды!  дя! де!  дё!  дю!

гу!  го! га!  гэ!  ги!  гы!  гя!  ге!  гё!  гю!

ру!  ро!  ра! рэ!  ри!  ры!  ря!  ре!  рё!  рю!

ву!  во!  ва!  вэ!  ви! вы!  вя! ве!  вё!  вю!

фу!  фо!  фа!  фэ!  фи!  фы!  фя!  фе!  фё!  фю!

цу!  цо!  ца!  цэ!  ци!  цы!  ця!  це!  цё! цю!

чу!  чо!  ча!  че!  чи!

Следующее упражнение произнесите с голосом. Следите за активным произнесением конечных глухих согласных:


бу — бу — бу — бу — бупп!   

бо — бо — бо — бо — бопп!

ба — ба — ба — ба — бапп!

бэ — бэ — бэ — бэ — бэпп!

би — би — би — би — бипп!

бы — бы — бы — бы — быпп!


Все слоги «бегут» к конечному «быпп». Слогосочетания заканчиваются хорошим взрывом на «п».

гу — гу — гу — гу — гукк!

го — го — го — го — гокк!

га — га — га — га — гакк!

гэ — гэ — гэ — гэ — гэкк!

ги — ги — ги — ги — гикк!

гы — гы — гы — гы — гыкк!

ду — ду — ду — ду — дутт!

до — до — до — до — дотт!

да — да — да — да — датт!

дэ — дэ — дэ — дэ — дэтт!

ди — ди — ди — ди — дитт!

ды — ды — ды — ды — дытт!


ву —

ву — ву — ву — вуфф!

во — во — во — во — вофф!

ва — ва — ва — ва — вафф!

вэ — вэ — вэ — вэ — вэфф!

ви — ви — ви — ви — вифф!

вы — вы — вы — вы — выфф!

Конечные глухие согласные следует произносить активно. Следите за этим. Слоги как бы «бегут» к конечному. Прислушивайтесь к дикции, речи. Для развития подвижности языка присоединим согласный звук Р к П:

ПРА — ПРЯ, ПРО — ПРЁ, ПРУ — ПРЮ, ПРЭ — ПРЕ, ПРЫ — ПРИ


И так со всеми остальными согласными:  БРА-, ВРА-, ГРА- …


Сочетания ЛРА — ЛРЯ, ЛРО — ЛРЁ, ЛРУ — ЛРЮ, ЛРЭ — ЛРЕ, ЛРЫ — ЛРИ для многих бывают трудными, поэтому прорабатывать их надо дольше. При сочетании Р с шипящими — ЧРА, ШРА, ЖРА язык на звуке Р должен отчетливо вибрировать. Полезно выговаривать и такие сочетания звуков:

ТАДИТА — ТАДИТЯ
ТАДИТО — ТАДИТЁ

ТАДИТУ — ТАДИТЮ
ТАДИТЭ — ТАДИТЕ
ТАДИТЫ — ТАДИТИ
ДАТИДА — ДАТИДЯ
ДАТИДО — ДАТИДЁ
ДАТИДУ — ДАТИДЮ
ДАТИДЭ — ДАТИДЕ
ДАТИДЫ — ДАТИДИ

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ, ТЫТИ

Каждое сочетание произносите по шесть раз. Упражнения по этому образцу нужно делать со всеми согласными, постепенно ускоряя темп и добиваясь четкости и легкости движения языка. Затем тренируйте такие сочетания звуков:

РЛА, РЛЯ, РЛО, РЛЁ, РЛУ, РЛЮ, РЛЭ, РЛЕ, РЛИ, РЛЫ

МФА, МФЯ, МФО, МФЁ, МФУ, МФЮ, МФЭ, МФЕ, МФЫ, МФИ

Каждое сочетание — по 6 раз. Делая это упражнение, внимательно следите за активной артикуляцией верхней губы.

ДРДА — ДРДЯ
ДРДО — ДРДЁ
ДРДУ — ДРДЮ
ДРДЭ — ДРДЕ
ДРДЫ — ДРДИ

В этом упражнении Р можно заменить любым другим согласным звуком, который недостаточно чисто произносится. Например:

ДЛДА и так далее. По образцу предыдущих упражнений тренируйтесь, присоединяя к одной гласной четыре согласных: ДРДРА. И здесь Р можно заменить другим нужным звуком. Пятую согласную к одной гласной следует присоединить в конце сочетания звуков: БРБРАР. Но и на последнем Р язык по-прежнему должен отчетливо вибрировать.

ЛБЛБАЛЬ — язык на последнем ЛЬ должен отрываться.
БТТТБА — согласный звук Т снова используется для развития силы и упругости мышц языка.
БТТТБАБ. В этом сочетании нужно следить, чтобы отчетливо слышались все три Т и последний согласный звук. Упражнение особенно полезно для тех, кто имеет привычку «глотать» концы слов.

ВЗВА, ВЗРА, ФСТРА, ФСТКА, ФКСТА.

Эти сочетания помогают выработать отчетливость в произношении слов, начинающихся с нескольких согласных, таких, например, как ввоз, взвод, встарь. К указанным упражнениям можно добавить любые трудные сочетания согласных, которые помогут преодолеть косность речевого аппарата.

Упражнения для дикции 1-4 классы

10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

hello_html_195b3ee5.jpg

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно

  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха

  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки

  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом

  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов

  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями

  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

  • Пожёвывание губ

  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно

  2. Пожёвывание языка

  3. Похлопывание языка губами

  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»

  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа

  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха

  7. Переворачивание языка на разные бока

  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Дикция. Упражнения для формирования ясной и чистой речи

«Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша…»

Это замечательное и поучительное стихотворение С.В.Михалкова.

Хорошая дикция не раз выручит Вас в жизни. Она необходима всегда и везде, особенно когда выступаешь на сцене перед большой аудиторией, занимаешься вокалом, снимаешь видеоролики или участвуешь в съемках, как наши студийцы. Нет, мы не будем здесь говорить о причинах и последствиях неправильного произношения, эту информацию в изобилии найдете в интернете. Наша цель — помочь Вам самостоятельно исправить существующие дефекты речи. На занятиях по сценической речи наставники студии выполняют с ребятами упражнения на исправление дикции, но этого недостаточно, так как для достижения результата необходима ежедневная тренировка.

 

Если Вам необходимо улучшить дикцию, воспользуйтесь специальными упражнениями. Они помогут научиться красиво и четко говорить и добиться успеха в жизни.

Дикцияэто степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

 

Работа над дикцией начинается с артикуляции

Прежде чем приступать к чистоговорению и скороговоркам сделайте разминку для губ и языка. Эта артикуляционная гимнастика тренирует мышцы челюсти, щёк и языка. Она прекрасно подойдёт как для взрослого, так и для ребёнка.

 

 

Растирайте щеки круговыми движениями пальцев рук.

Протяжно и слитно произносите гласные буквы на одном выдохе максимально растягивая губы: «ААААА», «ЭЭЭЭЭ», «ООООО», «УУУУУ», «ЫЫЫЫЫ», «ИИИИИ». 

«Хомяк»: надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.

«Улыбка»: улыбайтесь не размыкая губ и как можно сильнее растягивая губы, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

«Орешек»: упираем язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р].

«Чистим зубы»: имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубы с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

«Маляр»: движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

«Лопатка»: удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

«Киска лакает молоко»: движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

«Лошадка»: поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Часики»: рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Змейка»: рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Качели»: рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Гармошка»: рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

В среднем на разминку уходит 15-20 минут.

 

Работаем над чистоговорением

Для развития голосового аппарата и организации правильного произношения звуков используйте следующие упражнения.

Задание 1. Произнеси трудные сочетания звуков. Сначала медленно, потом быстрее: ЛРО, НМИ, ДЖР, КПТ, ТЛЗ, МКРТЧ, КФТ, КШТ, КСТ, КТЩ, ВРЖ, КЖДА, КЖДО, КЖДУ, КШТА, КШТЭ, КШТУ, КШТО, ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

Задание 2. Упражнения на звукосочетания: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­-ПТИ, ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­-ХТИ, КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­-КТИ, Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­-Т-ТЫ-Т-ТИ, НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­-НТИ, МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­-МТИ, ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­-ФТИ, РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­-РТИ

Задание 3. Произнеси слова с трудными сочетаниями согласных. Сначала медленно, потом быстрее: ДЕТСТВО, БОДРСТВОВАТЬ, МУДРСТВОВАТЬ, ПОСТСКРИПТУМ, КУНСТКАМЕРА, СВЕРХЗВУКОВОЙ, ВСКЛОКОЧЕН, КОНТРПРОРЫВ, ВКРАДЧИВ, ТРАНСПЛАНТАЦИЯ, ВЗБАДРИВАТЬ, ПУНКТ ВСТРЕЧИ, ПРОТЕСТАНТСТВО, СВЕРХВСТРЕВОЖЕННЫЙ, ВИТИЙСТВОВАТЬ, ФИЛОСОФСТВОВАТЬ, ГОРАЗД ВСХРАПНУТЬ, ВЕДОМСТВО, БРАНДСПОЙТ, МАРШБРОСОК, АГЕНТСТВО

Задание 4. Потренируйся в произношении долгих согласных: К КЛАРЕ, К КОМУ, К ГОРЕ, К ГОРЛУ, К КАТЕ, К КОНЦУ, ОТДАЛЕННЫЙ, ВВЯЗАТЬСЯ, ОТДАТЬ, ИЗЖИТЬ, БЕЗ ШУБЫ, ОТТОЛКНУТЬ, ОТДУШИНА, БЕЗЖАЛОСТНЫЙ

Задание 5. Используй звукоподражания. Активно взрывай согласные

  • Забивай гвозди: ГБДУ! ГБДО! ГБДЭ! ГБДА! ГБДЕ! ГБДИ!
  • Имитируй лошадиный топот: ПТКУ! ПТКА! ПТКИ! ПТКО! ПТКЭ! ПТКЕ!
  • Бросай воображаемые тарелки: КЧКА! КЧКЭ! КЧКО! КЧКУ! КЧКИ! КЧКЕ! 

Задание 6. Произнеси фразы состоящие из одних ударных слогов. Сначала медленно, затем быстро: В ТОТ ЧАС ТУТ ПЕЛ ДРОЗД, ВОЛН ВСПЛЕСК — БРЫЗГ БЛЕСК, ВСЕМ ЛЮБ БЫЛ ПЕТР, МОХ СКРЫЛ ГРИБ, В ТОТ ГОД ТУТ БЫЛ ГРАД, ВАШ ГОСТЬ ВЗЯЛ ТРОСТЬ, ДУБ БЫЛ СТАР, ВМИГ КЛУБ ПОЛН

 

Улучшаем дикцию скороговорками

Скороговорки нужно произносить не только чётко, правильно, но и быстро. Такие упражнения очень помогают в развитии речи. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп — кипел укроп. Ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 

Основные правила, без которых невозможно достижение желаемого результата

  1. Выполнять упражнения ежедневно! Здесь, как в спорте, только ежедневные тренировки приведут вас к победе.
  2. Быть терпеливым! Учтите, что возможно не сразу вам удасться правильно выполнять упражнения, наберитесь терпения и у вас всё получится.
  3. Хвалите себя! Радуйтесь и подбадривайте себя за достигнутые успехи.
  4. Читайте вслух! Больше разговаривайте! Читайте все подряд — сообщения, статьи, книги и так далее. Разговорная практика имеет важное значение для приобретения и развития речевых навыков.
  5. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

Практикум для воспитателей «Работа над дикцией»

Практикум для воспитателей

Тема: Работа над  дикцией.

Учитель-логопед Лукашева Н.А.

ЦРР-д/с «Родничок» г. Беломорск

Для педагога важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. При этом слова  произносятся недостаточно четко, глухо, а речь кажется «скомканной». Важно проверить произношение.
Для этого можно записать речь на диктофон и несколько раз прослушать. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные — свободно, вокально, достаточно громко. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на дошкольников. Речь  должна быть четкой и ритмичной. Слово должно звучать, сверкать, как алмаз.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков или слогов- то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства» — писал К.С. Станиславский.

Необходимо запомнить:

1). Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно сказываются на дикции. 2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений — артикуляционной гимнастики.

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

 Артикуляционная гимнастика

 

  1. «Улыбка»-«Хоботок»-«Пятачок».

  2. «Акула ловит рыбу». Открыть широко рот, с втягиванием губ внутрь рта.

  3. «Пляски-тряски». Рот открыт. Язык «горочкой» касается нижних зубов изнутри. Выкатывать язык вперед и убирать вглубь рта очень быстрыми движениями.

  4. «Часики».  Растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе.

  5. «Футбол».  Напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
    Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом.

  6. «Посчитаем зубы».  Проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке.

  7. «Останови лошадку». Протолкните воздух через закрытые губы: пррррррр.

  8. «Открываем духовку (в плите)». Указательные пальцы на подбородке, большие под подбородком – опускать челюсть вниз и закрывать рот без сопротивления.

  9. «Пила».   Опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны.

  10. «Мартышка дразнится». Осторожно подвигайте челюсть вперед и назад.

  11. «Пароход гудит».  В положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди, и протяжно произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные [У ], [О].

 

Упражнения, тренирующие гласные звуки.

Линейка гласных звуков:

И Э А О У Ы

 Пробуем проговорить гласные без звука, затем с голосом.

 

Упражнения, тренирующие согласные звуки

 

  1. Взрывные звуки [Б] – [П].

Тренируем изолированное проговаривание звуков, как будто выплевываем пробку.

[Б]-[П]- произносим с одновременным закрыванием звуков в «замочки» (ладонями): громко-тихо .

Далее добавляем гласные. Произносим гласные так, чтобы они взрывались на губах.

БИ БЭ БА БО БУ БЫ

ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ

БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП -звук [П] утрировать.

ПИББИ ПЭББЭ ПАББА ПОББО ПУББУ ПЫББЫ — Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге.

БИ-БИ-БИ-БИ-БИП — произносим согласный [П], как будто выплёвываем пробку.

БЭ-БЭ-БЭ-БЭ-БЭП БА-БА-БА-БА-БАП БО-БО-БО-БО-БОП

БУ-БУ-БУ-БУ-БУП БЫ-БЫ-БЫ-БЫ-БЫПЫ

ПИП – ПЭП – ПАП – ПОП – ПУП – ПЫП

БИПИ – БЭПЭ – БАПА – БОПО – БУПУ – БЫПЫ

  1. Заднеязычные звуки [Г][К]. На звук [Г]- щелчок правой рукой, на звук [К]- щелчок левой рукой.

 ГИ ГЭ ГА ГО ГУ ГЫ

ГИ ГЭ ГА ГО ГУ ГЫ

ГИК ГЭК ГАК ГОК ГУК ГЫК -звук [К] утрировать.

ГГИККИ ГГЭККЭ ГГАККА ГГОККО ГГУККУ ГГЫККЫ — Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге.

ГИ-ГИ-ГИ-ГИ-ГИК — звук [К] утрировать.

ГЭ-ГЭ-ГЭ-ГЭ-ГЭК ГА-ГА-ГА-ГА-ГАК ГО-ГО-ГО-ГО-ГОК

ГУ-ГУ-ГУ-ГУ-ГУК ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫК

КУ-КУ-КУ-КУ-КУ – ГГУ КО-КО-КО-КО-КО-ГГО КА-КА-КА-КА-КА-ГГА

КЭ-КЭ-КЭ-КЭ-КЭ-ГГЭ КИ-КИ-КИ-КИ-КИ-ГГИ

4.Губно-зубные звуки [В][Ф]. Звук [Ф]- верхней губой утрировать.

В-Ф В-Ф В-Ф

 ВИ ВЭ ВА ВО ВУ ВЫ

ФИ ФЭ ФА ФО ФУ ФЫ

ВИФ ВЭФ ВАФ ВОФ ВУФ ВЫФ -звук [Ф] утрировать.

ФИВИ ФЭВЭ ФАВА ФОВО ФУВУ ФЫВЫ — Удваивайте согласный [Ф], ставя ударение на первом слоге.

ВИ-ВИ-ВИ-ВИ-ВИФФ — звук [Ф] утрировать в произношении и выполнять мах рукой вниз на [Ф].

ВЭ-ВЭ-ВЭ-ВЭ-ВЭФ ВА-ВА-ВА-ВА-ВАФ

ВО-ВО-ВО-ВО-ВОФ ВУ-ВУ-ВУ-ВУ-ВУФ ВЫ-ВЫ-ВЫ-ВЫ-ВЫФ

ФИ-ФИ-ФИ-ФИ-ФИ-ВВИ

ФЭ-ФЭ-ФЭ-ФЭ-ФЭ-ВВЭ

ФА-ФА-ФА-ФА-ФА-ВВА

ФО-ФО-ФО-ФО-ФО-ВВО

ФУ-ФУ-ФУ-ФУ-ФУ-ВВУ

ФЫ-ФЫ-ФЫ-ФЫ-ФЫ-ВВЫ

5.Свистящие звуки [С], [З].

На звук [З] – мах левой рукой, на звук [С]- мах правой рукой.

З-С З-С З-С З-С – изолированно произносим звуки с изображением, как будто доим корову.

ЗИ ЗЭ ЗА ЗО ЗУ ЗЫ

СИ СЭ СА СО СУ СЫ

ЗИС ЗЭС ЗАС ЗОФ ЗУС ЗЫС -звук [С] утрировать.

ЗИСИ ЗЭСЭ ЗАСА ЗОСО ЗУСУ ЗЫСЫ — Удваивайте согласный [З], ставя ударение на первом слоге.

ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИСС — звук [С] утрировать .

ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭС ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗАС ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗОС

ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУС ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫС

СИ-СИ-СИ-СИ-СИ-ЗЗИ

СЭ-СЭ-СЭ-СЭ-СЭ-ЗЗЭ

СА-СА-СА-СА-СА-ЗЗА

СО-СО-СО-СО-СО-ЗЗО

СУ-СУ-СУ-СУ-СУ-ЗЗУ

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-ЗЗЫ

7. Шипящие звуки [Ш],[Ж].

Изолированно произносим [Ж]-[Ш] – с одновременными движениями в виде рывков руками на себя .

Упражнение выполняется по аналогии со звуками [З]-[С].

8. Шипящие звуки [Ч],[Щ].

Изолированно произносим [Ч]-[Щ] : звук [Ч]- быстро, сильно , звук [Щ]- растяжно.

Упражнение выполняется по аналогии со звуками [З]-[С].

9.Сонорные звуки [Р], [Рь].

Изолированно произносим [Р]-[Рь] – с изображением «вкручивающих» крышки движениями.

РРРРРРРРРРРРР – протяжно, длительно

ТРРРРР-ТРРРР-ТРРРР-ТРРРР

РьРьРьРьРьРьРь- протяжно, длительно.

Р-Рь Р-Рь Р-Рь Р-Рь

ТРьРьРьРь ТРьРьРьРь ТРьРьРьРь

Чистоговорки, скороговорки для тренировки дикции.

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки, скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко.  Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью избавиться от дефектов речи, достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Работать над скороговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

 

Вот некоторые из них:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

 На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

 Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

 Сачок зацепился за сучок.

  В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

 

   Можно воспользоваться  старыми методами  тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, зажмите между зубами пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждый звук и концентрируясь на каждом слове.

Безупречная дикция подарит вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора для своих воспитанников!

PS. Данный материал я успешно использую в работе с дошкольниками.

 

 

Начало формы

Конец формы

10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

как улучшить артикуляцию

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Как улучшить дикцию ребёнку и взрослому: 5 шагов к идеальной речи: aleks070565 — LiveJournal

Шаг 1: тренируем органы артикуляции

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. Речевой аппарат

К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.



  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;

  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;

  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;

  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;

  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;

  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;

  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» – опустить язык на нижнюю челюсть, «два» – поднять к верхним зубам;

  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.

Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.


Речевой аппарат

Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.



  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;

  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;

  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;

  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;

  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;

  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.

Логопедические занятия

Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях!

упражнения на дикцию, методики усовершенствования речи

Сценическая речь: особенности, простые упражнения, эффективные методики обучения

Хотите чтобы ваш ребенок в будущем стал теле- или радиоведущим, известным актером? Сами планируете построить успешную карьеру на сцене? Тогда нужно долго и упорно заниматься развитием сценической речи. Методика обучения включает разнообразные упражнения на дикцию. Есть специальные занятия по актерскому мастерству как для взрослых, так и для детей. Хотите узнать что такое сценическая речь и выучить простые упражнения для развития речевого аппарата? Тогда читайте эту статью до конца.

В чем особенность сценической речи?

Сценическая речь, упражнения на дикцию

Каждый человек, который мечтает стать известным актером, обязательно должен регулярно выполнять упражнения по сценической речи. Громкий голос, четкая дикция, правильная расстановка акцентов в тексте – все это позволяет выразить чувства и эмоции, обыграть произведение. Техника сценической речи не так проста, как может показаться на первый взгляд. Актер должен уметь передать настроение, показать внутренний мир или другие психологические черты своего персонажа. Если вы научитесь делать это правильно, то очень скоро сможете стать настоящей звездой кино и театральных сцен.

Сценическая речь, как неотъемлемая часть актерского мастерства, развивалась постепенно, становилась все более совершенной. Древнегреческие ораторы практиковали речь в движении, ведь такое выступление неизменно вызывало особый интерес публики. Уже тогда люди поняли, что важен не только смысл слов в тексте, но также интонация и способ прочтения.

Демосфен, известный оратор и философ, имел от природы очень тихий голос, его речь была невнятной и многие слушатели часто не понимали смысл его слов. Тогда он стал работать над собой, ежедневно выполняя упражнения на дикцию. Для этого Демосфен выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, перекрикивая шум волн. Также его современники утверждают, что он часто уединялся в пещере и там репетировал свои монологи, чтобы иметь возможность услышать самого себя.

К счастью, сегодня не нужно прибегать к таким экстремальным способам, чтобы улучшить свое произношение и выразительность речи. Уроки сценической речи для детей и новичков достаточно простые. Вы можете выполнять простые упражнения для дикции дома самостоятельно или посещать занятия с педагогом.

Как быстро усовершенствовать технику речи?

Хотите, чтобы ваша речь стала красивой, четкой и правильной, нужно регулярно посещать специальные уроки. Это и не удивительно, ведь преподаватели отлично знают свой предмет. Вам наверняка не единожды приходилось бывать на лекциях, и слушать очень скучную и невнятную речь от которой хочется спать. Профессиональный оратор использует все возможности своего речевого аппарата, чтобы постоянно удерживать внимание и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи будут одинаково полезны как будущими артистам, так и бизнесменам, политикам и прочим специалистам, деятельность которых непосредственно связана с общением.

Чтобы максимально быстро научиться в полной мере владеть своим голосом и усовершенствовать дикцию, выполняйте несложные упражнения по сценической речи ежедневно. Это займет у вас не так много времени, но принесет желаемый эффект. Для красивой речи дыхание не менее важно, чем четкая дикция. Именно поэтому на уроках сценической речи вы будете не только проговаривать скороговорки и выразительно читать тексты, но также выполнять дыхательную гимнастику.

Варианты упражнений для постановки дыхания

Дыхание при речи

Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.

  • Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
  • Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
  • Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.

Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.

Совершенствуем артикуляцию

Упражнения на артикуляцию

Чтобы произношение отдельных звуков было внятным и четким, нужно постоянно тренировать органы, отвечающие за артикуляцию.

Урок нужно начинать с простого проговаривания гласных, согласных звуков и простых связок. Старайтесь, чтобы ваш голос звучал громко и ярко, не так как в обычной повседневной жизни.

Различные скороговорки также помогают тренировать речевой аппарат. Такие стишки нужно, наоборот, произносить очень тихо, шепотом. Постепенно темп прочтения и громкость увеличивайте. Рассмотрим несколько простых вариантов скороговорок для усовершенствования сценической речи.

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если вы уже довольно давно посещаете уроки сценической речи, можете постепенно усложнять себе задачу, разучивая более длинные и сложные скороговорки. Если у вас получится запомнить и прочитать наизусть самую длинную скороговорку в мире «Лигурию», можете быть уверенны, что станете отличным оратором.

Звучание и дикция – неотъемлемая часть сценической речи

Выразить определенный спектр эмоций поможет звучание вашего голоса. Вы должны научиться регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию. Для тренировки звучания выполняйте следующие упражнения:

  • Прочитайте любое произведение в прозе или стихах, постоянно меняя громкость речи. Первую строчку проговорите очень тихо, вторую – громко и т.д.
  • Одну фразу произносите с разной интонацией, попытайтесь при помощи обычных слов выразить разные эмоции – страх, счастье, удивление, страсть и пр.
  • Развивайте свою фантазию. Придумайте, каким голосом говорили бы животные, если бы могли разговаривать. Расскажите стих от лица лисы, зайца, собаки, кошки.

Четкая дикция очень важна для сценической речи. Она позволит вам добиться успехов в карьере, ведь люди на подсознательном уровне больше прислушиваются и положительно воспринимают четкую и внятную речь человека. Развивать ораторские способности можно при помощи следующих упражнений.

  • Станьте прямо, руки положите на грудь, локти разведены в стороны. Сделайте глубокий вдох, и, выпуская воздух из легких, постепенно наклоняйтесь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением протяжных гласных звуков (о, а, у) очень низким голосом.
  • Регулярно проговаривайте сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ. Сначала вам это упражнение может показаться достаточно сложным, но постепенно у вас начнет получаться.
  • Попробуйте прочитать текст средней длины с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, должен давать результаты. После выполнения блока упражнений вы должны закрепить результат, прочитав сложный текст максимально выразительно. Если вы занимаетесь с педагогом, он может предложить вам в конце урока пройти специальный тест. Правильно выполняя задания, вы набираете определенное количество балов.

Упражнение «Язык без костей»

Упражнения для языка

Хотите вспомнить свое детство и немного повеселиться? Тогда начинайте выполнять упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое со стороны выглядит как обычное кривляние. Чтобы подготовиться к уроку сценической речи, нужно предварительно провести небольшую разминку.

Артикуляционная гимнастика имеет массу преимуществ, а именно:

  • Ваш язык начинает работать очень четко;
  • Исчезает ощущение, что вы разговариваете с набитым ртом.
  • Произношение звуков становится более четким и правильным.

Для выполнения упражнения «Язык без костей» вам понадобится обычное зеркало. Станьте перед ним, и приступайте к разминке.

  • Немного приоткройте рот. Кончиком языка выполняйте круговые движения в разных направлениях. Выполните 10 вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Широко откройте рот, полностью высуньте язык и аккуратно приподнимите его боковые стороны вверх. У вас должна получиться своеобразная трубочка. Теперь попробуйте подвигать сложенным языком, подуть в него.
  • Языком очистите поверхность верхних и нижних зубов. Попробуйте повторить упражнение как с закрытым, так и с открытым ртом.

Легкие покусывания зыка помогают слегка расслабить эту мышцу. Делайте такие манипуляции перед выступлением на публике, и тогда ваша речь будет четкой и внятной.

Простое упражнение «Пробка»

Упражнение пробка

Даже самое простое упражнение для развития речевого аппарата будет эффективным, если выполнять его регулярно. «Пробка» пользуется большой популярностью, как среди взрослых, так и среди детей. Такое веселое занятие позволяет:

  • Укрепить мускулатуру щек, губ и верхнее небо.
  • Подтянуть кожу лица, разгладить мелкие морщинки и носогубные складки.
  • Улучшить дикцию и речь.

Специалисты утверждают, что упражнение «Пробка» полезно не только для будущих ораторов и актеров, но также для всех, кто хочет на долгие годы сохранить красоту и молодость кожи лица.

Итак, приступаем к занятию. Предварительно подготовьте небольшую деревянную или пластиковую пробку от бутылки с шампанским, выучите скороговорку.
Зажмите пробку в передних зубах. Не выпуская изделие, приступайте к чтению скороговорки. Повторите стишок несколько раз подряд. Вы самостоятельно сможете определить, какие звуки у вас получаются лучше, а какие хуже. Постоянно совершенствуйте свое произношение, тренируйте артикуляционный аппарат, ускоряйте темп речи.

Человек, рассказывающий скороговорки с пробкой от шампанского в зубах выглядит очень комично. Это веселое упражнение можно превратить в увлекательное и полезное семейное соревнование. Пусть каждый член семьи прочитает скороговорку необычным способом, и затем вы все вместе решите, у кого это получилось лучше всего. После того как вы достанете пробку со рта, вы удивитесь, насколько улучшилась ваша речь, ведь слова будут «литься рекой».

Методы обучения сценической речи

Уроки сценической речи

Профессиональные специалисты, которые занимаются подготовкой будущих ораторов, актеров дикторов и пр., используют различные методики обучения. Существует несколько наиболее успешных вариантов улучшения дикции и речи, рассмотрим их более подробно.

  • Беспрерывное формирование сценической речи. Педагог предлагает ученику несколько комплексов упражнений, между которыми существует логическая взаимосвязь. Больших пауз между уроками не делается.
  • Ступенчатое усложнение. Ученик начинает обучение с усвоения самого простого материала, нагрузки постепенно увеличиваются.
  • Игровое существование. Обучение по такой методике самое приятное, так как на уроках ученик использует свое воображение. Веселые игровые занятия, как правило, дают отличные результаты.
  • Партнерские взаимоотношения. На уроке педагог и ученик находятся «на равных». Преподаватель может только советовать, но не настаивать на повторении того или иного упражнения.

Уроки сценической речи будут полезны всем. Хотите добиться поставленной цели? Приготовьтесь к тому, что придется постоянно учиться, тренироваться и самосовершенствоваться. Проявите упорство, и очень скоро ваши ораторские способности удивят всех окружающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *