Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях — что реально поможет?
Впервые заикание обычно проявляется в возрасте двух лет по причине особой чувствительности нервной системы, активного формирования речи и, как нередко бывает, внезапного испуга. Чаще данное явление встречается у мальчуганов (прим. – почти в 4 раза чаще, чем у девочек), и во многих случаях, увы, переходит далее во взрослую жизнь, если родители не утруждали себя лечением, решив, что «пройдет само». А ведь согласно статистике, именно в самом начале развития этого дефекта речи с ним проще всего справиться. Причем, успешно и навсегда.
Что нужно делать родителям дома, чтобы дополнить лечение, рекомендованное специалистами?
Содержание статьи:
- Народные средства от заикания — стоит ли?
- Продукты и еда в лечении логоневроза
- Создание условий дома для лечения занимания у ребенка
- Игры, дыхательная гимнастика, упражнения для лечения заикания
Какие народные средства могут помочь ребенку избавиться от заикания?
Какими народными средствами можно вылечить заикание?
На самом деле, лечение заикания «бабушкиными» средствами – это иллюзия. Невозможно избавиться от этого недуга с помощью трав.
Многочисленные советы, распространяемые в Сети на эту тему, основываются на седативном действии трав. Да, есть растения, оказывающие успокаивающий легкий эффект, но большинство рекомендуемых «супер-средств для лечения заикания» как минимум не приносят никакого результата и обладают совсем другим действием, а некоторые могут даже навредить ребенку.
Видео: Уроки логопеда. Упражнения для детей 3-4 лет
Что нужно знать о предлагаемых народных методах?
Рассмотрим на конкретных примерах:
- Крапивный сок. По мнению авторов данного рецепта, крапива обладает противосудорожными свойствами. Но учитывая, что вещества крапивного сока в реальности «не доходят» до мозга, противосудорожный эффект растения остается весьма сомнительным. Кроме того, вряд ли логоневроз, имеющий психосоциальные корни, способен пройти или даже стать менее интенсивным от воздействия крапивы. Также важно отметить, что крапива имеет много других побочных эффектов.
- Отвар на основе ясенца белого. Еще один популярный рецепт, тиражируемый многими сайтами. Авторы обещают смешивать растение с другими травами и потом держать данный отвар во рту и сплевывать. Увы, горький отвар, который ребенку придется держать во рту несколько минут, никакого эффекта не даст. А вот отравление, при проглатывании – легко. В данном растении содержатся специфические алкалоиды, токсически воздействующие на нервную ткань при проникновении в мозг. А проникают в мозг данные вещества, в отличие от крапивы, довольно легко.
- Мед. Для детей-аллергиков средство противопоказано. Для всех остальных вредным не будет, в комплексной терапии, но и особого результата в лечении заикания не принесет.
- Калина. Морс из этих ягод действительно полезен, а в сочетании со светлым медом может обеспечить мягкий седативный эффект. Естественно, в качестве основного средства лечения морс будет бесполезен.
- Ромашковый отвар. Растение с неоспоримыми целебными свойствами и седативным легким эффектом, который заметен у малышей младше 2 лет. Для детей постарше нужна «космическая» дозировка, чтобы получить нужный результат. А подобные дозировки грозят отравлением. В малых же дозах, рекомендованных врачом, ромашка позволит немного активизировать работу иммунной системы, если это вообще требуется.
- Гусиная лапчатка. Если вам нужен противовоспалительный и отхаркивающий эффект – растение будет полезным. Что касается логоневроза – никоим образом это средство пользы не принесет, даже в лекарственных сборах.
- Вереск с хмелем. Что касается свойств этих двух растений – оно бесспорно: оба обладают седативными/снотворными свойствами, и эффект усиливается при их сочетании. Но, заваривая их ребенку, помните о том, что сильно концентрированный отвар ребенку ни к чему, как и излишняя сонливость. Кроме того, не стоит забывать и об индивидуальной аллергии.
Вывод:
- Травы – это нагрузка для детского организма. Если в травах нет острой необходимости (их не прописал врач), то лучше отказаться от подобного самолечения.
- Внимательно изучайте свойства растений, которые вы завариваете для лечения какой-либо болезни вообще.
- Не назначайте отвары трав самостоятельно, тем более для ребенка: прием любых средств – только после консультации у врача!
- Не полагайтесь целиком и полностью на информацию с сайтов в интернете – пусть даже специфических, медицинских: консультируйтесь у специалистов!
- Само по себе, лечение травами без комплексной терапии – занятие бессмысленное.
И самое главное – пока вы пытаетесь вылечить свое чадо от логоневроза дома, травками, заболевание переходит в стадию, на которой даже реальное лечение станет сложным и долгим.
Ребёнок заикается – в чём причины, и как помочь?
Продукты, которые способствуют улучшению речи ребенка — еда, помогающая в лечении логоневроза
Да, есть и такие. Конечно, они не являются волшебными таблетками, мгновенно действующими на дефект речи, но их действие основано на поставке/транспортировке «строительного материала» для нервных клеток, а также клеток мозга, и проч.
То есть, это — не средство лечения, а вспомогательные продукты, которые усилят действие основной терапии.
- Творог, сметана, натуральные йогурты.
- Льняное масло. Его можно мазать на хлеб — или же принимать по ложке.
- Квашеная капустка с растительным маслом.
- Рыбий жир.
Что касается сладостей – их дозировку для ребенка с логоневрозом следует сильно уменьшить. Сахар повышает гиперактивность, что в данном случае совершенно ни к чему.
Что могут сделать родители для лечения заикания у ребенка в домашних условиях?
После постановки точного диагноза и полного обследования у специалистов, а также в комплексе уже выработанной врачами терапии (и только в комплексе!), родители могут использовать следующие методы и способы, чтобы помочь своему ребенку:
- Устраняйте факторы, провоцирующие испуг у ребенка: страшилки в мультфильмах и кино, рассказы «про страшную черную комнату», громкая музыка и толпы людей, излишняя публичность и проч. Скорректируйте круг общения малыша на время основного лечения.
- Вовремя выявляйте внутренние страхи чада. Он может бояться пауков, пчел, привидений, чудовища в шкафу, соседской собаки и даже самих соседей, темноты и лифтов, и проч. Страх разбираем на составляющие вместе с ребенком и ищем способы избавления, соответственно возрасту ребенка.
- Любите ребенка. Речь не о дорогих подарках, а о внимании. Любить чадо – это уметь выслушать и понять, поддержать, участвовать в его жизни, выполнять обещания, уметь просить прощение, позволять ребенку самостоятельно делать выбор, и проч.
- Контролируем дыхание. Учите чадо говорить на выдохе. Сначала вдох – потом говорим. Это азы лечения заикания. Причем на выдохе для начала произносим одно-два слова, и только потом, когда привычка сформируется, можно переходить к попыткам выдавать сразу 3-4 слова и больше.
- Учите ребенка говорить медленно. Не нужно никуда торопиться. Подстраивайтесь в семье под нужный темп детской речи. Не тараторьте сами. Своим примером покажите ребенку – как надо говорить.
- Следите за правильной осанкой. Прямой позвоночник – это более качественное снабжение мозга кислородом.
- Не забываем про массаж (прим. — спинно-воротниковой зоны) у специалистов.
- Поговорите с воспитателем/учителем. Объясните, чего нельзя делать, и как нужно общаться с ребенком. При отсутствии понимания ищите учреждение, в котором ребенку будет комфортно. Корни половины всех неврозов у детей тянутся из школы и садика.
- Снижайте уровень требований к ребенку. Возможно, ваша планка слишком высока для малыша.
- Пойте песни. Купите караоке и пойте вместе с ребенком. Песне-терапия всегда полезна при лечении логоневроза.
- Играйте в специальные игры, предполагающие воспроизведение конкретных звуков.
- Не говорите ребенку, что он – заика, и что вы лечите его заикание. Ребенок вообще не должен думать, что с ним что-то не так. Проводите лечение незаметно для ребенка и его психика.
- Не слушайте советов вроде «лечить испуг испугом». Такая «терапия» может привести к микроинсульту.
- Читайте вслух каждый вечер. Сами, вместе с ребенком, по очереди, по ролям. Устраивайте театральные представления и концерты.
С проблемой заикания в юном возрасте (прим. – до 7 лет) знакомятся до 20% малышей. При правильном подходе и лечении большинству удается избавиться от этого дефекта речи, благодаря комплексной терапии и созданным нужным условиям.
Игры, дыхательная гимнастика, упражнения для лечения заикания у ребенка в домашних услових
Главное, что нужно знать, выбирая игры для малыша с логоневрозом:
- Слишком эмоционально яркие, подвижные игры лишь усугубляют проблему.
- Чем меньше участников – тем лучше.
- Играть лучше дома и на природе. Участие в публичных мероприятиях временно отложить.
- Не забывай про полезные компьютерные тренажеры, которые были разработаны специально для лечения заикания. Только не злоупотребляйте компьютером.
- Играть в специальные игры, цель которых – лечение логоневроза, следует ежедневно, хотя бы по 15 минут. Вечером – только расслабляющие игры, с утра – дыхательные, днем – на чувство ритма.
Итак, во что играть?
Видео: Игры — инсценировки в коррекции заикания на этапе отраженной речи
Дыхательная гимнастика
- Ложимся на спинку, на живот укладываем любимую книжку. Далее вдох через нос и дышим животом, наблюдая, как книжка поднимается и опускается. Почти кораблик на волнах. Выдыхаем плавно, медленно, через сомкнутые губы.
- Развиваем длинный выдох. Используем для тренировки мыльные пузыри, игрушки-вертушки, игры с воздухоболом, и проч. Дуем через соломинку и пускаем пузыри в воде, дуем на одуванчики и кораблики в воде, надуваем шарики, и проч.
Видео: Дыхательные упражнения для работы с заиканием
Голосовая гимнастика
- Футболисты. Используя мячик, напеваем слог Мо (бросаем об пол), затем Мэ (об стенку) и Ми (в потолок).
- Театр мимов. Поем на выдохе и протягивая звук гласные А, О, У и И, используя разную интонацию. Сначала сердито, потом нежно, потом удивленно, восторженно, грустно и проч.
- Колокольня. Низким голосом (большим колоколом) поем БОМ, потом колокол поменьше – БЭМ, затем маленький колокольчик – БИМ. Далее – в обратном порядке.
- Тише-громче. По очереди пропеваем звуки А, О, Э, У и Ы – сначала тихо, потом громко, потом еще сильнее (на одном дыхании), а потом постепенно затихая.
Артикуляционные упражнения
- Фыркаем лошадкой, чтобы губы вибрировали.
- Прилепляя язычок к нёбу, цокаем им, как на конной прогулке.
- Надуваем щечки и по очереди сдуваем.
- Мягко покусываем зубками верхнюю губу, потом нижнюю.
- Изображаем часики, перекидывая язычок-маятник из одного уголка рта – в другой.
- Разговариваем, как рыбки – изображаем речь движением губ, но остаемся «немыми».
- Надуваем щечки и втягиваем их максимально внутрь.
- Вытягиваем губки в трубочку – как можно дальше, потом максимально широко растягиваем их в улыбке.
- Открыв рот, слизываем воображаемое варенье сначала с верхней губы – по кругу, потом с нижней.
- «Чистим зубки», проглаживая язычком внутренний ряд нижних зубов, потом верхних.
- Надуваем щечки и поочередно тыкаем язычком то в одну щеку, то в другую.
- 5-6 раз подряд сильно «зеваем» с открытым ртом, а потом, не закрывая рот, столько же раз кашляем.
На каждое упражнение – минимум 3-4 минуты.
Тренируем чувство ритма
Выбираем любимое стихотворение и «отхлопываем» его, как барабанщики, вместе с ребенком. Хлопки делаем не на каждый слог – упор на сильную долю стихотворения.
Стихи для ритмической тренировки ищем у Маршака, Барто и Чуковского.
Еще несколько упражнений: ритмика при логоневрозе
- Насос. Ножки – на ширину плеч, тянемся прямыми руками до самого пола и делаем громкий вдох, округляя спинку.
- Часики. Ножки – на ширине плеч. Наклоняем голову вправо, прижимая ухо к плечу и делая громкий вдох носом. Затем выпрямляемся и выдыхаем, качаем головой «туда-сюда». Повторяем с левым плечом.
- Маятник. Опускаем голову и резко выдыхаем. Затем поднимаем ее, смотрим на потолок и шумно вдыхаем. Далее легко и незаметно выдыхаем.
- Перекаты. Выставляем левую ножку вперед и перекатываемся с правой (с носка) на левую. Затем опускаемся на корточки и, громко вдохнув, переносим вес на правую ногу.
- Обнимашки. Опускаем руки вниз, делаем громкий вдох, затем обнимаем себя же за плечи и спокойно выдыхаем.
Видео: Логопедический массаж при заикании
Эта статья ни в коей мере не заменит отношения между врачом и пациентом. Она носит информативный характер, и не является руководством для самолечения и диагностики.
Игры, народные средства, дыхательную гимнастику от заикания для занятий с ребенком лучше подберите вместе со специалистом — логопедом или невропатологом!
Автор статьи
Автор-эксперт, врач терапевт
ТОП-10 способов избавиться от заикания взрослому самостоятельно
Люди с заиканием испытывают невероятные трудности в жизни, незнакомые тем, у кого нет проблем с речью. Сложность кроется в страхе перед коммуникацией, невозможностью лаконично и красиво выразить свою мысль. При этом проблемы возникают в раннем детстве и сопровождают человека, как правило, всю взрослую жизнь. Логоневроз становится преградой для построения отношений с окружающими, карьеры. Избавиться от заикания раз и навсегда возможно в домашних условиях, что значительно сокращает траты на походы к врачам и педагогам.
Что такое заикание
По МКБ-10 заикание — это речевое нарушение, сопровождающееся повторением, пролонгацией звуков, слогов или слов в момент речи в результате спазма мышц артикуляционного аппарата. Вследствие этого человек говорит нерешительно, часто останавливается, чтобы наладить ритм речи, что мешает пониманию и восприятию монолога.
На заметку! Практикующие логопеды выделяют нестандартный вид заикания — “замаскированное”. При таком типе дефекта человек не повторяет слоги, слова, а маскирует паузы в речи многочисленными “ыыыы”, “ээээ”.
Причины
Заикание у детей и взрослых делят на две группы:
- Невротическое.
- Неврозоподобное.
Типы нарушений классифицируются с учетом причин возникновения заболевания. У детей с невротической формой источником дефекта считаются стресс, страхи, испуг или неврозы. У больных неврозоподобным типом — приобретенные или наследственные нарушения в работе центральной нервной системы.
Факторы, предрасполагающие и провоцирующие заикание:
- Генетическая предрасположенность к гипертрофированным чертам характера: зацикленность, страхи, неуверенность в себе.
- Невротические особенности: ночные страхи, эмоциональная несдержанность.
- Болезнь Паркинсона.
- Эпилепсия.
- Родовые травмы с энцефалопотическими последствиями.
- Врожденный порок сердца.
- Черепно-мозговые травмы.
- Интоксикации в раннем детстве.
- Исчерпание возможностей нервной системы.
- Испуг, сильный стресс.
- Многоязычие в семье.
- Тахилалия.
- Подражание речи заикающихся взрослых.
Кроме прямых причин, провоцирующих заикание в раннем детстве, существуют еще и неблагоприятные условия жизни и воспитания. Они тоже оказывают на развитие речи малыша негативное воздействие:
- Ускоренное развитие речи.
- Повышенная судорожная готовность ребенка.
- Дефицит позитивного общения со взрослыми.
- Социальная дезадаптация.
- Недостаточное развитие чувства ритма, мелкой и крупной моторики.
По данным неврологов и логопедов, заикание в детском возрасте проходит у 75% больных до школьного периода. У 25% —речевой дефект сохраняется всю жизнь.
Врачи заметили еще одну закономерность: если ребенок начал заикаться до 3, 5 лет, то в 90% случаев болезнь будет вылечена полностью к первому – третьему классу. А логоневрозы, приобретенные позднее, поддаются коррекции сложнее.
Согласно исследованиям, мужчины страдают от заикания чаще, чем женщины. Это объясняется особенностями функционирования нервной системы и мозга.
10 способов избавиться от заикания
Лечение логоневроза трудоемкий и длительный процесс. Как избавиться от заикания за один день не знает ни один врач и педагог-логопед. В домашних условиях на полный курс терапии необходимо от 2 месяцев до года, если речь идет не о серьезных патологиях.
Без обращения к педагогам и приема лекарств коррекцию заикания в домашних условиях взрослым проводят с помощью 10 методов:
- Дыхательная гимнастика.
Тренировка мышц дыхательной системы, а значит, и артикуляционного аппарата — это обязательное условие избавления от заикания. Методика коррекции проста, нужно ежедневно, а лучше несколько раз в сутки делать следующие упражнения:
- Сядьте на стул. Опустите голову, подбородком коснитесь груди. Вдохните носом максимально быстро — выдохните ртом максимально медленно. Повторите 15 раз.
- Встаньте на ровный пол. Руки держите по швам, ноги расставлены нешироко. Поворачивайте голову по своей оси 15-20 раз.
- Сядьте на стул, закройте глаза. Глубоко и медленно дышите, проталкивая воздух с силой в диафрагму, потом обратно.
С помощью дыхательной гимнастики избавиться от заикания самостоятельно будет легче. Упражнения тренируют гортань, а сильные мышцы меньше подвержены спазмам.
Читайте также: Комплекс дыхательной гимнастики при заикании
- Массаж.
Делать массаж можно самостоятельно или обучить нескольким приемам домашних, родных с помощью видео. Разминать нужно шею, горло, мимическую мускулатуру, губы. Основная задача массажа при заикании — расслабление мышц, снятие тонуса артикуляционной зоны. При логоневрозе используют несколько видов разминания:
- Точечная методика.
Растирают 17 точек, которые располагаются на спине и шее. Процедуру нужно проводить каждый день в течение 17-18 суток. Точечный массаж при заикании можно делать не только взрослым, но и подросткам, детям с 2-3 лет.
Читайте также: Комплекс точечного массажа при заикании
- Сегментарная техника.
Воздействие сконцентрировано на мышцы, отвечающие за речь. Курс лечения 3 недели. Массажист должен использовать разные техники: расслабление, растирание, разминание, вибрация.
У массажа есть симптоматические противопоказания. Это асимметрия артикуляционных органов, кожные высыпания, измененный цвет дермы и предрасположенность к кровоизлияниям.
- Соблюдение речевого режима.
Избавиться от заикания самостоятельно помогает контроль речевого режима, то есть дозирование артикуляционной нагрузки. При этом большую часть дня человеку нужно молчать.
- Ароматерапия.
Ароматические масла благотворно влияют на нервную систему человека. Есть несколько методов лечения:
- Вдыхание эфирные масел.
- Лечебное питье — прием травяных чаев.
Для седативных настоев, которые успокаивают нервную систему и снимают психологическую нагрузку, используют: смесь капустного, калинового и лимонного сока с медом; отвар ромашки, зверобоя, хмеля, листьев крапивы.
Если готовить лечебное средство нет времени, купите в аптеке “Душевный чай”. В результате лечения больной меньше нервничает, не беспокоиться в момент речи, лучше спит.
- Медитация.
Практики медитации, йоги являются эффективными методами избавления от заикания у взрослых. Чаще всего используют такие асаны:
- Бхрамари.
- Триконасана.
- Ноукасана.
- Маюрасана.
- Поза льва, если причина заикания кроется в дефекте челюсти, ротовой полости.
Все перечисленные упражнения для медитации основаны на расслаблении, балансировании. Для достижения положительного результата их нужно практиковать долго и часто.
- Упражнения перед зеркалом.
Хорошо знают, как избавиться от заикания телевизионные дикторы. Они штудируют текст, который будут проговаривать на камеру быстро и без запинок. Так же стоит поступать всем заикающимся людям. Техника репетиций перед зеркалом заключается в следующем:
- Человек заучивает стихи, небольшие тексты прозы, песни.
- Встает перед зеркалом и проговаривает заученную информацию, глядя на себя, контролируя все движения тела, артикуляционного аппарата.
- Далее прорабатываются голосовые и речевые хитрости. Нужно проговорить текст писклявым голосом, тихо-громко, басом, быстро, медленно. В результате такого “кривляния” начинают работать все группы мышц лица, гортани.
Таким же образом, перед зеркалом, запоминая движения губ, щек, языка, можно проводить артикуляционную гимнастику. Набор упражнений для детей и взрослых одинаков. Это покусывания, растяжка, распластывание языка, вытягивание губ в трубочку и широкую улыбку. Гимнастика и репетиция перед зеркалом положительно сказываются на работе мышц речевого аппарата, облегчают стресс, успокаивают тренирующегося.
- Гипнотерапия.
Если причиной заикания является психологическая травма, полученная в детстве, то коррекцию у взрослых лучше всего проводить гипнозом. Организовать процедуру можно дома с помощью специалиста.
Избавиться от заикания самостоятельно помогают следующие упражнения:
- Нужно вспомнить все негативные мысли, которые возникают в момент речи из-за страха опять запнуться, испытать дискомфорт от спазма артикуляционных мышц.
- Составить список своих эмоций.
- Постараться осознать, почему испытываете страх перед речью.
- Далее необходимо вспомнить чувства, которые ощущаются в теле в момент заикания. Кто-то сжимается внутри, у кого-то начинает болеть живот, челюсть, голова. Все ощущения желательно записать на листе бумаги. Именно их нужно ликвидировать в процессе гипнотического сеанса.
Убирают негативные мысли и чувства с помощью гипноза следующим образом:
- Вспоминают момент, когда эти эмоции появились впервые. Это самый сложный этап работы с подсознанием.
- Заставляют человека взглянуть на ситуацию стресса, страха в детстве другими глазами, с позиции взрослой личности.
- Далее изменяют отношение к дефекту речи. То есть человек должен прекратить бояться показаться не таким, как все, а значит, он расслабится в момент говорения.
План гипнотической работы, чтобы убрать заикание, будет следующим:
- Больной погружается в гипноз.
- Человек возвращается в стрессовую ситуацию, которая вызвала заикание.
- Постепенно вытаскиваем из подсознания воспоминания о том, когда впервые появилась негативная эмоция, связанная с моментом речи.
- Происходит переосмысление отрицательного опыта монолога. В результате негативная эмоция должна пропасть, восприниматься как неправильная. Человек понимает, что такая реакция на происходящее — это недоразумение, ее нужно исправить.
- Перепроживание всех последующих событий. В этот момент человек делает выводы, находит решение проблемы внутри себя. Проживает свою жизнь от первой стрессовой ситуации до сегодняшнего дня, но уже с новым видением проблемы.
- Проверка результата. Больного, погруженного в гипнотический сон, просят поговорить по телефону, рассказать историю, анекдот. Человек должен описать свои ощущения в момент речи. Негативные эмоции, страх, волнение в идеале больше не возникнут.
Когда эмоциональное состояние восстановлено, происходит тренировка речи. По существу это выработка навыка говорения заново. Больному необходимо заниматься дыхательной гимнастикой, массажем, расслаблением мышц, техниками контроля речи. Заниматься придется основательно. Главное, не дать вернуться негативным чувствам. Человек обязан гнать от себя страх, неуверенность, ощущение неполноценности.
Для лечения заикания гипнозом важно понимать, что проблема не в физическом недостатке, а в эмоциях. И убирать негатив необходимо полностью, то есть проводить повторные сеансы погружения в сон до тех пока, они действительно не уйдут окончательно.
- Компьютерные технологии.
Современные технологии позволяют человеку избавиться от заикания в домашних условиях. Ярким примером таких способов лечения логоневроза является компьютерная программа Breathmaker.
Пациент надевает наушники, берет микрофон, садится за компьютер. На экране появляются надписи, предложения, которые больной человек должен произносить в микрофон. Компьютер записывает речь заикающегося и исправляет ее, а потом подает в наушники для прослушивания. В процессе лечения нервная система человека усваивает верный ритм и образ речи.
- Метод Арутюнян.
Авторский метод основан на синхронизации речи с работой пальцев ведущей руки. Человек учится устранять артикуляционные судороги, контролировать их. Обученная рука становится памятью, позже автоматически контролирует ритм речи. Курс лечения длительный: 5 периодов по 7 дней с небольшими перерывами.
- Пение.
Общеизвестно, что заикающиеся поют почти без задержек в речи. Корреляция дефекта достигается длительностью слогов. С помощью одиночного или хорового пения быстро устраняются легкие формы заикания, при средней тяжести эффективность составит 50%.
Современная логопедия, неврология дает много советов, как избавиться от заикания без приема таблеток. Но справиться с этой распространенной проблемой раз и навсегда быстро не получится. Это кропотливый процесс, который может растянуться на срок от нескольких месяцев до года. Но результат на заставит себя ждать, если человек точно хочет добиться своей цели.
Упражнения от заикания
Маленькие детки начинают издавать кое-какие разборчивые звуки уже в 6 месяцев. Постепенно словарный запас увеличивается и ребенок говорит слогами, а затем и словами. Однако иногда родители замечают проблемы с речью, особенно это заметно в старшем возрасте. Больше всего дискомфорта детям и взрослым приносит заикание. При этом появляются комплексы, что может существенно сказаться на отношении в обществе. Важно вовремя заметить проблему и ежедневно использовать упражнения от заиканий.
Причины и виды заикания
Проблемы с речью у детей и взрослых становятся серьезной преградой при общении. Особенно тяжело это переносится детками в школе, когда нередко можно услышать насмешки от сверстников. Также данное затруднение мешает взрослому общаться, отстаивать свою точку зрения, активно ввязываться в разговор. Появляются комплексы, которые неимоверно сложно устранить.
Причинами заикания могут быть:
- Перенесенный стресс.
- Плохие социальные условия проживания ребенка.
- Частые побои и оскорбления, переносимые детьми.
- Наследственные заболевания речи: наличие заикающихся родственников, недоразвитие речевого аппарата (неправильный прикус зубов, заячья губа, волчья пасть).
- Желание родителей переучить ребенка-левшу писать правой рукой.
- Большие нагрузки в школе, посещение нескольких факультативных занятий в течение недели.
- Суровые условия воспитания дома.
- Родовые травмы.
- Отсутствие общения в семье, когда родители не уделяют своему отпрыску достаточного внимания – мало читают, не разговаривают на разные темы, не играют.
- Лабильность нервной системы, когда на эмоции человека можно повлиять словесно. В этом случае нервная система реагирует торможением речевой активности, приходит волнение, и слова звучат прерывисто, не внятно.
У взрослых довольно редко случается так, чтобы появилось заикание. Нервная система в этом возрасте развита достаточно хорошо и редко подвергается изменениям. Однако в зрелом периоде жизни заикаться можно вследствие таких причин:
- После перенесенной смерти близкого человека.
- После пребывания в эпицентре военных действий.
- После перенесенной тяжелой травмы головного мозга.
- Вслед за сильным испугом, например, попытке ограбления или домогательства.
Важно! Любая стрессовая ситуация не должна оставаться «внутри» человека. Всегда нужно выговориться с близкими, тогда действие на нервную систему резко уменьшится
В 3-4 летнем возрасте трудно понять, будет ли дитя заикаться дальше или это возрастная проблема. Родителям следует внимательно отнестись к данной ситуации и вовремя обратиться к логопеду. Доктор может установить один из следующих видов заикания:
- Реактивное – обнаруживается после перенесенных нервных и психических недугов.
- Эволюционное – появляется у деток в период развития в 3-5 лет.
- Симптоматическое – возникает после травм, органических поражений головного мозга, нейроинфекций.
Каждый из видов заикания нужно лечить разнообразными способами. Наиболее высокие результаты появляются после систематических ежедневных тренировок.
Логопедические упражнения
Лечение заикающегося человека представляет некие трудности для доктора. Специалист, который избавляет от такой проблемы, именуется логопедом. Разработано множество методик, как быстро и надолго избавить человека от проблем с речью. Одним из таких способов являются логопедические упражнения. Некоторые из них выполняются следующим образом:
- Детям нужно все преподносить в игровой форме. Для начала следует попросить ребенка надуть воздушный шарик, резиновый мячик, спасательный круг. Также можно попробовать сделать бумажный кораблик, спустить его на воду и подуть, чтобы он поплыл.
- Упражнения для языка достаточно весело проходят у деток. Следует попросить надуть щеки и вертеть язычком во рту, чтобы язык «ходил» по зубкам. Ритмично высовывать язык наружу и быстро прятать обратно в рот. Постараться заложить язычок под верхнюю и нижнюю губу. Также можно скручивать язык в «трубочку». Так повторяют до 10-15 раз.
- Просим ребенка надуть щечки и резким, не сильным ударом кулачком по щеке, выбить воздух изо рта.
- Имитация «речи» рыбок. Дитя должно соединять губы вместе, а затем резко отрывать друг от друга, издавая звуки.
Также к этим упражнениям можно добавиться следующие:
- Игра в оркестр и дирижера. Врач взмахивает палочкой и на каждое движение доктора, взрослый или ребенок выкрикивает любое слово. Так повторяется 2-3 минуты в игровой форме.
- Сценка «веселые цыпочки». Упражнение больше подходит деткам. Нужно идти по кругу и выкрикивать: «Топ-хлоп-хлоп! Ап-тап-цап! Тип-тап-роп-рап-цып-цып!».
- Доктору следует раскрепостить взрослого и дать возможность выговориться. Нужно придумать интересную тему и попросту заставлять пациента говорить и говорить.
- Играть с детьми и взрослыми в столицы мира. Врач должен называть страну, а пациент обязан выкрикивать правильный ответ, как можно раньше.
- Предложить ребенку и взрослому читать стихотворение или сказку. При этом нужно включить ритмичную, но не быструю музыку и делать все это под заданную мелодию.
- Также необходимо читать скороговорки разной сложности.
- Следует как можно больше перечитывать книг вслух, желательно перед публикой. Можно также все делать в семейном кругу, с друзьями.
Для пациента важно расслабиться, не чувствовать ущемления перед врачом. Раскрепощенный человек лучше произносит слоги и слова, перестает волноваться, не глотает букв и произносит речь отчетливо.
Дыхательная гимнастика
Ребенок занимается дыхательной гимнастикой (фото: www.instamam.ru)
У детей при заикании следует не только акцентировать внимание на речи, но обязательно тренировать дыхание. Такой подход увеличивает шансы возобновить правильную речь в более короткие сроки. Дыхательную гимнастику можно проводить как дома, так и на специальных занятиях. Взрослые и дети выполняют следующие упражнения:
- Взрослым предлагают лечь на спину и положить на живот предмет, весом 2-3 кг. Нужно делать ритмичные вдохи и выдохи животом, поднимая груз вверх и вниз. Для детей можно вместо тяжести поставить мягкую игрушку. Упражнение выполнять 1-2 минуты по 5 раз в день.
- Поместите длинную полую трубку в бутылку с водой, и пускай пациент дует, что есть силы. Так должно продолжаться 1-2 минуты.
- Надувать воздушные шарики может и ребенок и взрослый.
- Каждые 1-2 часа нужно делать перерывы на дыхательную разминку. Надо стать на ноги и глубоко вдыхать носом, медленно поднимая руки вверх. Затем плавно опускать руки и выдыхать ртом. Так проделывают 10-15 раз за сеанс.
Дыхательная гимнастика полезна тем, что таким образом тренируются группы мышц грудной клетки, гортани, глотки. Такие упражнения способствуют развитию плавной речи, правильному дыханию при произношении звуков, слов.
Мышечная гимнастика
В образовании голоса весомую роль играет нервная система, а также мышцы тела. Структуры голосового аппарата работают сообща с дыхательными мышцами, вследствие чего человек может выдавать практические любые звуки. Коррекцию заикания у взрослых и детей можно проводить множеством способов. К одним из важных относят мышечную гимнастику. Главным органом, которым отвечает за правильное дыхание, считается диафрагма. Именно следующие упражнения позволяют добиться желаемого результата:
- Положение тела – стоя. Сделайте глубокий вдох, что есть силы, увеличивая объем грудной клетки. Затем со звуком «хууу» сделайте быстрый и ритмичный выдох. Так повторять 15 раз за один цикл. Всего за день нужно сделать 10-15 таких упражнений.
- Положение тела то же. Следует делать ритмичные и частые движения передней брюшной стенкой. При этом мышцы пресса увеличивают давление в животе и влияют на диафрагму. Эти комплексы упражнений увеличивают силу сокращений диафрагмы при дыхательных движениях.
- Задержка дыхания на 30-40 секунд также позволяет повысить мышечную силу и способствует лучшей вентиляции легких.
- Ежедневные пробежки в течение 15 минут увеличивают экскурсию грудной клетки, повышают адаптивные способности организма, улучшают кровоток в легких.
- Йога прекрасно помогает овладеть своим телом, умиротворяет нервную систему, успокаивает дыхание и тонизирует мышцы, диафрагму. Такие занятия подходят лишь взрослым.
Физические упражнения положительно сказываются на работе легких, голосовых связок и всего речевого аппарата.
Голосовая гимнастика
Ребенок упражняется перед зеркалом (фото: www.i-logoped.ru)
Научиться говорить уверенно и без заминок можно с помощью занятий над голосом. Деткам подойдут игровые формы, взрослым – уроки актерского мастерства, пение. Логопеды предлагают при заикании следующие упражнения:
- Включить фонограмму или знакомую музыку со словами и начать петь. Это самый простой способ научиться плавно выговаривать звуки. Желательно, чтобы в песнях было побольше гласных, таких как А, О, И, Я, Ю.
- Для детей следует сыграть сценку или известную сказку, чтобы ребенок принимал участие и много говорил.
- Выбрать любое звучное слово, например, «солнышко» и попробовать произносить его ласкательно, грубо, со злостью, с добротой, изменяя интонацию с каждым разом.
- С ребенком можно кидать предметы и следить, чтобы на каждый бросок малыш выговаривал заданное слово.
- Также необходимо попросить пациента сперва медленно, а потом быстро выговаривать такие слоги: «но-но», «ну-ну», «на-на», «па-па», «шо-шо»,
«ца-ца» и др. Это следует делать ритмично, затем ускоряться и произносить звуки громко и отчетливо.
Совет врача. Пациент должен помнить, что только собственные усилия и терпение дадут положительный результат и избавят от заикания
Ритмическая гимнастика
Чувство ритма играет огромную роль для человека, который хочет избавиться от заикания. Лучше всего управляться с речью с помощью музыки или ритмичных звуков. Такие тренировки умиротворяют нервную систему, игровая форма позволяет раскрепостить человека и повысить его самооценку. Занятия проходят следующим образом:
- Выбирайте легкие для восприятия стишки, тексты. Человек должен читать стихотворения, параллельно пристукивая кистью руки по столу. Все делается в такт чтению.
- Похожим способом можно попросить читаемого пациента произносить слова в такт выбранной музыке. Каждый раз меняйте мелодию, не зависимо от предпочтений кого-либо.
Представленные методы лечение заикания довольно просты и ими можно заниматься даже в домашних условиях. Если родители заметили проблемы с речью у ребенка, нужно обратиться за помощью к логопеду. Только опытный врач избавит от таких неприятных проблем.
Упражнения от заикания у детей: игры и артикуляционная гимнастика
Всем доброго дня! Знаете ли вы, что упражнения от заикания у детей приносят почти 50% результата в лечении этого недуга? Главное тут регулярность занятий и упорство. Но, разве захочет ребёнок выполнять что-то, если ему не хочется? Да и однообразие его угнетёт. Но выход есть! И сейчас я о нём расскажу.
Содержание статьи
Виды упражнений
Заикание, это серьёзный речевой недуг, который не сразу поддаётся терапии. И лечение тут многогранно. По сути нужно, чтобы дитя не только научилось правильно говорить, но ещё и закрепило эти навыки. А сделать это возможно лишь посредством каждодневных манипуляций.
Но чтобы кроха выполнял их с удовольствием, нужно его заинтересовать. Чем? Конечно, игрой! Поэтому лучше говорить, не: «Давай пойдём позанимаемся», а: «Давай, пойдём поиграем!» И чтобы малыш не утомился от однообразия, нужно сделать так, чтобы игры были разными.
Ну это просто! Ведь упражнения при заикании у детей направлены на развитие следующих систем:
- Дыхательной.
- Артикуляционной.
- Мышечной (учиться расслабляться).
- Голосовой.
- Развитие чувства ритмики.
Видите, какую большую работу нужно проделать? Об однообразии и речи нет! Ну а теперь, когда ясно, что заинтересовать ребёнка можно, о сути каждой методики.
Дыхательная гимнастика
Вообще, дыхательная методика — штука очень полезная. Она помогает не только при заикании, но и ускоряет процесс становления речи. Самой распространённой является зарядка Стрельниковой. Суть заключается в том, чтобы при различных физических действиях малыш вдыхал и выдыхал по правилам. Тут довольно много манипуляций, направленных и на расслабление, и на умение контролировать дыхание, и на развитие речевых способностей.
Кроме такой масштабной методики могу предложить варианты попроще, но эффективность их от этого не снижается.
- Пусть кроха ляжет на спинку. Положите ему на животик мягкую игрушку. Теперь нужно сделать вдох, надув живот. Игрушка поднимется вверх. После этого следует выдох, плавный со звуком «пффф». При этом соблюдать дыхание ровное и спокойное.
- Дуем ватные шарики. Сделайте из ваты небольшие комочки, и дуйте вместе с малышом. Сначала манипуляцию можно проделывать на гладком столе. А потом усложнить задачу: постелить махровое полотенце. Кусочки ваты будут цепляться за ворсинки. Тем самым у крохи будет появляться спортивный интерес, он будет набирать больше воздуха, и дуть дольше.
- А мыльные пузыри! Ну какой ребёнок их не любит пускать? И весело, и полезно одновременно!
- Через соломинку можно дуть в воду. Представляете, сколько восторга это доставит карапузу?
Скажите, а вы знаете ещё подобные примеры? Поделитесь? Ну а я пока расскажу про артикуляцию!
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика при заикании признана одной из самых эффективных. Ещё бы! Ведь тут тренируются мышцы артикуляционного аппарата! Смотрите сами:
- Надуваем щёки, спускаем. Теперь надуваем каждую щёку в отдельности.
- Хлопаем губками друг об друга, как рыбки.
- Язычком надавливаем то на одну, то на другую щёку поочерёдно.
- Надуть щёки и закрыть ротик. Теперь ударяем по щёчкам кулачками, чтобы воздух выходил с шумом.
- Вообразим, что язычок, это зубная щётка! Попросите малыша почистить языком зубки при закрытом ротике.
- Покусать верхнюю, потом нижнюю губу.
Кроме этого можно просить дитя при открытом ротике покашлять несколько раз или позевать. Главное, соблюдайте системность! И не забывайте про комплексность.
Мышечная гимнастика
Замечали, как говорит малыш, начинающий заикаться? Речь прерывиста, воздуха не хватает сказать порой даже слова. И при всём этом начинают напрягаться его мышцы, любые: лица, шеи, плеч… Причём неважна причина заболевания.
Что же, нужно учиться расслабляться. Попросите дитя напрячь любую часть тела, например, сжать сильно кулачки на 5 секунд. Теперь попросите максимально расслабиться. То же самое проделайте с другой частью тела.
Но на фоне умения говорить без запинок голос крохи ещё должен стать уверенным с хорошей интонацией. В этом нам поможет такой ряд упражнений.
Голосовая гимнастика
А теперь учимся говорить громко и уверенно. На время упражнений просите кроху держать головку прямо и смотреть прямо в ваши глаза. Ведь это так важно в разговоре! Зрительный контакт. Когда дитя привыкнет, он не будет чувствовать скованности и стесняться.
Устройте небольшой спектакль только для членов семьи. Потом можно пригласить друзей, которых кроха хорошо знает. Такой метод помогает научиться не бояться говорить громко и открыто на публику.
Наряду с этим применяйте другие нехитрые действия:
- Пение гласных: АОИЕ, любые другие комбинации. При этом регулировать громкость: громко, тихо, громко, теперь всё тише и тише.
- Распевание тех же гласных только менять не громкость, а интонацию: сердито, ласково, грустно, весело.
- Воображаемый мячик бьётся об пол со звуком МО, об стену со звуком МЭ и так далее.
И напоследок отрегулируем чувство такта в речи.
Ритмическая гимнастика
Помню, в 5 классе я начала посещать школьные уроки танцев. Там отбирали по таком принципу: учитель ключом настукивала мелодию, а мы должны были повторить. Вот что-то подобное делаем и при лечении заикания.
Начинаем с простого. Стукните 2 раза, потом ещё 2. Пусть дитя повторит. Теперь усложняем задачу: стукните 2, потом 3 раза.
Вместо звуков можно хлопать ладошками под стихи. Например: «ЗАЙку БРОсиЛА ХОзяйка…». берите простые и легко запоминаемые стишки. Да, ещё специалисты советуют распевать народные песенки или потешки.
При постоянном и кропотливом труде, подобные логопедические тренировки дадут отличный результат. Дорогие взрослые, именно от нашего настроя зависит здоровье малыша! Верьте и всё получится!
А теперь расскажите вы, как приходится избавляться от недуга? Какие игровые упражнения знаете? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. До новых встреч. Пока!
Упражнения от заикания
Заикание – это патологический процесс, которым может страдать ребёнок и взрослый человек. Лечение речевого недуга является длительным процессом, который требует комплексного подхода. Пациентам рекомендуется выполнять упражнения от заикания, что позволит ускорить процесс терапии болезни.
Применение артикуляционной гимнастики
Если у пациента наблюдается заикание, то ему рекомендовано выполнение комплекса определенных упражнений:
- Проводится одновременное надувание щек. После этого рекомендовано по очереди надувать правую, а потом левую щеку.
- Складываем губы и хлопаем ними друг о друга, как рыбки.
- Выполнение этого упражнения заключается в умеренном покусывании верхней и нижней губы.
- На следующем этапе рекомендовано поочередно надавливать на левую и правую щеку языком.
- Надуваем щеки и закрываем рот. Далее нужно хлопнуть руками по щекам, что позволит выйти воздуху с шумом.
- Открываем ротик и зеваем или кашляем.
Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться комплексно и системно, что положительно отобразится на этом процессе.
Голосовая гимнастика
Выполнение упражнений от заикания требует от пациента научиться говорить уверенно и громко. В период выполнения гимнастики рекомендовано держать голову прямо. Пери этом важен зрительный контакт пациента с родственниками или логопедом. После привыкания больного устраняется скованность и стеснение.
Рекомендуется устроить спектакль для членов семьи. После этого рекомендовано пригласить на участие в нем друзей, которых очень хорошо знает пациент. Благодаря применению этого метода пациент научиться говорить громко и не стесняться публики. Пациентам рекомендуется регулярно петь гласные буквы. В период выполнения упражнения человек должен петь то громко, то тихо. На завершающем этапе громкость снижается к минимуму.
Следующее упражнение требует проводить распевание гласных. В этом случае громкость не меняется. Пациент должен проводить смену интонации. Для выполнения следующего упражнения человеку рекомендуется вообразить мячик, который будет биться о смену звуками «ма», «мо», «му» и т.д. На завершающем этапе проводится регулировка чувства такта речи.
Дыхательная гимнастика
При заикании очень полезными являются дыхательные упражнения. С их помощью проводится борьба с патологическим процессом, а также обеспечивается становление речи. Благодаря использованию разнообразных физиологических действий обеспечивается правильный вдох и выдох.
Пациентам рекомендовано выполнять определенные манипуляции, которые позволят пациенту расслабиться и научиться проводить контроль за дыхательным процессом. с помощью дыхательной гимнастики развиваются речевые способности человека.
Нужно наделать шариков из ваты и разложить их на столе. Потоком выдыхаемого воздуха человек должен сдуть все шарики со стола. После того, как пациент научиться выполнять задачу на гладком столе, рекомендуется расстелить на его поверхности махровое полотенце и разложить по нем шарики, что усложнит задачу. У человека появляется интерес, он старается набрать как можно больше воздуха, чтобы сдуть шарики.
Берется трубочка или соломинка и вставляется в стакан с водой. Через нее нужно дуть, чтобы воздух проступал через воду. Это очень интересное упражнение для детей. Можно выполнять упражнения на надувание мыльных пузырей. Для выполнения следующей манипуляции кроху нужно уложить на спину. На животик ребенка кладется мягкая игрушка.
При вдохе ребенку нужно надуть животик, чтобы игрушка поднялась. После этого рекомендовано сделать выдох со звуком «пфффф». При выполнении упражнения нужно следить за тем, чтобы дыхание было ровным и спокойным.
При заикании у ребенка наблюдается прерывимстость речи. У пациента наблюдается нехватка воздуха, поэтому он не может выговаривать полностью слова. В период разговора наблюдается перенапряжение различных групп мышц, независимо от причины протекания патологического процесса. Именно поэтому дыхательная гимнастика дополняется упражнениями, с помощью которых укрепляются мышцы. Они заключаются в том, чтобы обучить малыша расслаблению.
Человеку рекомендовано напрягать определенную часть тела на 5 секунд, а после этого расслаблять ее. После этого переходим к выполнению упражнения на другой части тела.
Упражнения при заикании характеризуются высокой эффективностью. Важным аспектом в данном случае является их регулярное выполнение и строгое соблюдение всех правил.
Дополнительные рекомендации
Для обеспечения высокой эффективности упражнений пациенту рекомендовано выполнение других рекомендаций. При заикании человек зачастую думает о своих дефектах, что приводит к усугублению ситуации.
В этом случае наблюдается потеря нити беседы и упущение смысла разговора. Если человек будет концентрировать внимание не на своей речи, а на смысле самого разговора, то он станет меньше заикаться. Рекомендуется концентрироваться на том, чтобы прорабатывать речевую информацию.
Если во время разговора человек ощущает наступление заикания, то ему рекомендуется сделать паузу. Это позволит привести в порядок дыхание и высказать свою речь без запинок. В период паузы делаются регулярные вдохи и выдохи.
При этом пациент должен прислушиваться к дыханию. В период лечения патологического процесса важным аспектом является терпение и энтузиазм. Для этого рекомендуется читать книги, проводить просмотр фильмов. В этот период человек должен ставить себя на место главного героя и проживать все события.
Пациенты при патологии должны научиться правильно дышать. Для регулировки дыхания рекомендовано выполнение упражнений из йоги. Это позволит научиться контролировать вдох и выдох.
Упражнения рекомендуется выполнять ежедневно. Категорически запрещено пропускать тренировки, так как это может затянуть лечение патологического процесса. Первые результаты терапии можно заметить по истечению нескольких недель после начала регулярного выполнения упражнений.
Заикание является тяжелым патологическим процессом, при котором у человека появляются разнообразные комплексы. Именно поэтому рекомендовано проведение своевременного лечения болезни. Идеальным вариантом в борьбе с заиканием является выполнение упражнений. С их помощью укрепляются мышцы, артикуляция, сила голоса, а также снижается степень выраженности патологии. Для обеспечения максимальной эффективности лечения болезни пациенту рекомендуется строго придерживаться рекомендаций доктора при выполнении гимнастики.Логопедический альбом игр и упражнений по заиканию
Логопед. Ребята, оставайтесь в позе покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете всё слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание… Наступает «Волшебный сон»… (Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются два-три раза с изменением логического ударения.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (Два раза.)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают… (Два раза.)
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется. (Два раза.)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали..
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, а также расслабились губы и нижняя челюсть.
Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка)
Логопед. Дети, начнем игру. Принять позу покоя. Руки, ноги не напряжены. Расслаблены. Все тело расслаблено. Шея не напряжена. Расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко! (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.)
Вытянули губы вперед – у… Расслабились.
Растянули губы – и… Расслабились.
Сжали зубы… Расслабились. (Три раза.)
Расслабились губы и нижняя челюсть…
Упражнение «Сердитый язык».
Логопед. Сегодня будем учиться расслаблять мышцы языка. (Логопед показывает, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объясняет, что язык при этом напрягается, что это напряжение неприятно.)
Опустите язык! Он расслабился, как будто спит… Слушайте и делайте, как я.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Упражнение «Горка».
Логопед показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горочкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение. При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, но при расслаблении языка наступает приятное ощущение.
Логопед. Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Логопед. Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам приходит волшебный сон».
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… Засыпают… (Два раза.)
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело… (Два раза.)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. (Два раза.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (Два раза.)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.
Упражнения для расслабления речевого аппарата.
Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению.
Логопед. Дети, примите позу покоя. Расслаблены наши руки и ноги. Все тело не напряжено. Расслаблено. (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.) Вытягиваем губы вперед («Хоботок») – расслабляемся. Растягиваем губы («Лягушки») – расслабляемся. Сжимаем крепко зубы («Орешек») – разжимаем – расслабляемся. Упираемся языком в верхние зубы («Сердитый язык») – расслабляемся. Упираемся языком в нижние зубы («Горка») – расслабляемся. Расслаблен наш речевой аппарат!
Логопед. Дети! Вы уже умеете отдыхать. Ваши руки, ноги, речевой аппарат расслабились по вашему желанию. Оставайтесь в позе покоя! Слушайте! Приходит «Волшебный сон»…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело… (Два раза.)
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется… (Два раза.)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык! (Пауза длительная.)
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.
Режим относительного молчания
«Спит добрый волшебник». Условия игры даются в виде сказки: «…Добрый великан много потрудился для людей, засеял поля, построил красивые дома. Он устал и заснул. Поэтому люди во всем городе соблюдают тишину, никто не разговаривает, машины едут без сигналов. Вот и ты не буди его, играй молча в свои игрушки, построй город из кубиков. Займись конструктором. Нарисуй в своем альбоме этого доброго великана, каким ты его себе представляешь, или нарисуй город…» В поощрение ребенку можно присвоить звание «Почетного стража» или наградить «Волшебным жезлом» (заранее приготовленной красивой «волшебной» палочкой), а вечером ему разрешается какое-нибудь «малое волшебство» (например, пускание мыльных пузырей из соломинки и т.д.).
«В кино» (или «В театре»). Взрослый предлагает ребенку другие условия игры-молчанки. «…Теперь мы отправимся в кино (в театр). В зрительном зале полагается сидеть спокойно, не разговаривать, чтобы не мешать другим…» В это время ребенок смотрит сам или показывает своим куклам открытки, альбомы, книги, диафильмы. В альбоме в конце игры появляется нарисованный в домике флажок и присваивается звание «Лучший зритель».
«Аквалангист». Эта игра-молчанка, как и предыдущие, начинается с рассказа взрослого. «…В морях, на разной глубине – очень интересно: там плавают удивительные рыбы, на скалах растут красивые водоросли, кораллы, а под камнями прячутся огромные крабы… Смелые аквалангисты в масках опускаются на дно моря, молча изучают его обитателей. Под водой нельзя разговаривать – иначе можно захлебнуться…» К этому сюжету хорошо подобрать игровой реквизит: ракушки, камешки, слепить с ребенком водоросли, рыб, подводных жителей или предложить малышу все это нарисовать и вырезать. Можно сделать маску, подводное ружье, ласты. После ряда «погружений» «на берегу» можно рассмотреть собранные дары моря. Дети должны их называть коротко и четко, кратко отвечать на вопросы взрослых. В конце игры ребенок получает звание «Лучшей аквалангист». В домик на странице альбома «заплывает золотая рыбка».
«В горах». «…Путешественники идут по горным тропам. Кругом заснеженные вершины. Это очень красивые, но опасные места. Разговаривать нельзя: от звука голоса могут сорваться нависшие шапки снега, начнется обвал. В горах на трудных переходах всегда соблюдают полную тишину…» Здесь можно использовать рюкзак, палку, компас, спортивную обувь… На «привале» можно спеть песни, послушать четкое чтение (рассказ) взрослого. В конце игры участникам присваивается звание «Отважный турист». После игры в альбоме изображается горный цветок необыкновенной красоты.
Общение короткими фразами
«Посмотри и назови». У логопеда – набор картинок, названия которых начинаются с ударного звука а (аист, астра). Задание: На правильном речевом выдохе произнести название картинки, выделяя ударный гласный. Выигрывает тот, кто говорит красиво, т. е. дышит правильно, не напрягается, дольше и громче произносит ударный звук.
На последующих занятиях игра проводится с картинками, названия которых начинаются с гласных о, э и т.д.
Чтобы удлинить речевой выдох и закрепить навык свободного вступления в речь после паузы, детям предлагаются для заучивания короткие стихи. Первое слово в стихе начинается на соответствующий ударный гласный. Стихи даются в естественном, но неторопливом темпе. Эти стихи – материал для игры «Парад букв».
«Посмотри и запомни». Показывается сюжетная картинка и дается задание: «Посмотрите внимательно! Запомните, что на этой картинке красного цвета». Логопед медленно считает до трех, затем поворачивает картинку изображением к себе. Дети поочередно говорят, что они запомнили. Можно пригласить к столу одного ребенка, который поможет логопеду проверять ответы остальных детей. По ходу игры он будет говорить, подражая логопеду: «Верно», «Ошибся!», «Вспомни!». Потом дети по этой же картинке вспоминают, что видели зеленого, синего и другого цвета. В конце игры также, как и в предыдущей, проводится подсчет очков.
Активизация развернутой речи
«Посмотри, подробнее расскажи.
Оборудование. Красивая коробка с сюжетными картинками.
Логопед достает по одной картинке, показывает их детям и говорит: «Кто придумает предложение по этой картинке? (Бабочка села на цветок.) А кто скажет лучше, подробней? (Красивая бабочка сидит на душистом цветке.) Картинку в награду получает тот, кто придумал и правильно произнес наиболее распространенное предложение. В конце игры дети подсчитывают выигранные картинки.
«Живая игрушка».
Оборудование. Красивая «волшебная» палочка; игрушки, изображающие людей, животных; кукольная мебель, посуда…
Логопед. Ребята, вы знаете, что в сказках оживают игрушки. У меня «волшебная» палочка. Смотрите (дотрагивается до куклы), кукла Зоя ожидает! Она встала с кроватки. Теперь Зоя делает зарядку. (Показывает, как кукла поднимает руки.) Кто хочет дальше показать и сказать, что делает «живая» игрушка?
Дети по очереди изображают и называют разные действия «живых» игрушек. Пользуются распространенными предложениями. (Например, ребенок говорит: «Вот бежит собачка. Она хочет погулять с Зоей».) Логопед отмечает тех, кто интересно играл с «живыми» игрушками и понятно, спокойно произносил полные предложения.
Самостоятельная речь
Сюжетно – ролевая игра «Почта».
Подготовка к игре. На предшествующем игре занятии логопед предлагает родителям совершить с детьми экскурсию на почту, купить там конверты, марки, открытки, почтовую бумагу и показать, как там работают люди. На следующем занятии дети рассказывают о посещении почты.
Оборудование. Набор сюжетных картинок, которые во время игры в «Почту» будут служить письмами. Набор одинаковых маленьких предметных картинок в трех экземплярах, которые будут обозначать адреса на домиках и конвертах. Почтовый ящик, почтовая сумка для почтальона, конверты, вывеска «Почта».
Роли. Работник почты, почтальон, заведующий почтой, адресаты.
Сюжет игры. Логопед. Ребята, подумайте, если вы живете далеко друг от друга, как можно сообщить своим друзьям о разных интересных делах? Например, Наташа набрала целую корзину белых грибов. Как она об этом расскажет своей подруге Лене, которая живет в другом городе?
Дети. Можно по телефону.
Логопед. А если нет телефона?
Дети. Тогда можно написать письмо.
Логопед. Поиграем в почту. Вы уже знаете, кто и как трудится на почте. Пошлем друг другу письма. В этих конвертах есть картинки. Они и будут нашими письмами. Прочесть письмо – значит придумать рассказ по этой картинке. Адрес обозначим такой же картинкой, какая прикреплена к вашему домику.
Ход игры.
У каждого играющего свой домик – стульчик, на котором он сидит. У каждого домика свой адрес – прикрепленные к стульчикам картинки: «Вишенка», «Теремок», «Избушка», «Яблонька», «Ко-раблик», «Елочки» и т. д.
Оборудуется также почтовое отделение. Над детским столиком укрепляется вывеска «Почта», на столе раскладываются конверты и маленькие предметные картинки, дополнительные экземпляры к адресам, укрепленным на домиках, и сюжетные картинки. На стульчике, обозначающем дверь почтового отделения, укрепляется почтовый ящик и вывешивается табличка «Закрыто» или «Открыто».
У работника почты играющие покупают конверты и картинки, обозначающие адреса отправителя и получателя. Затем выбирают сюжетную картинку, которая будет обозначать письмо, и идут к себе домой писать письмо. Они наклеивают или прикрепляют скрепкой на конверт две предметные картинки: одна – адрес получателя, другая – адрес отправителя; кладут в конверт сюжетную картинку – письмо и опускают в почтовый ящик. Почтовый работник вынимает письма из почтового ящика в специальный мешок и относит или отвозит их на машине в почтовое Отделение. Там письма вручают почтальону, который кладет их в почтовую сумку и разносит по адресам. Адресаты читают письма вслух, т. е. составляют рассказ по сюжетной картинке, вложенной в конверт. Заведующий почтой (логопед) своими вопросами помогает играющим организовать общение в процессе игры и подсказывает действия.
Логопед.
Мы сегодня так играем:
Письма пишем, отправляем.
Логопед. Вот почта города Солнечного. (Прикрепляет вывеску «Почта».) На почте работают очень дисциплинированные работники, которые умеют четко и ясно отвечать. (Назначаются работники почты, выясняется, что они будут делать.)
Почтовый работник. Я буду продавать конверты, бумагу, марки.
Почтальон. А я разнесу письма по адресам.
Заведующий почтой. Открывайте почтовое отделение.
Примерный диалог
Житель города. У вас есть конверты?
Почтовый работник. Вот, пожалуйста.
Житель города. Сколько стоит конверт?
Почтовый работник. Шесть копеек.
Житель города. Вот, пожалуйста, двадцать копеек. Дайте мне два конверта.
(Почтовый работник берет деньги и подает конверты.)
Житель города. Покажите, какие у вас есть марки.
Почтовый работник показывает марки – предметные картинки, житель города выбирает необходимые ему марки.
Житель города. Сколько стоят марки «Вишенка» и «Кораблик»?
Почтовый работник. Каждая марка стоит пять копеек.
Житель города. Я возьму вот эти. Сколько мне нужно заплатить?
Почтовый работник. Платите десять копеек.
Житель города расплачивается, выбирает сюжетную картинку для письма и идет домой. Так каждый покупает все необходимое для письма. Затем дети по очереди сообщают, кому и по какому адресу посылают свои письма. Например: «Я написал письмо Вове. Его адрес — «Кораблик». А мой — «Теремок». Вверху конверта я приклеил адрес Вовы — «Кораблик», а внизу конверта мой адрес — «Теремок». Сейчас я опущу письмо в почтовый ящик». Когда все дети опустили свои письма в ящик, заведующий почтой (логопед) обращается к работнику почты.
Заведующий почтой. Почтовый ящик переполнен. Надо взять почтовый мешок и привезти все письма на почту.
Почтовый работник. Вот мешок для писем. Я еду на почтовой машине за письмами. (Почтовый работник кладет на машину мешок и везет его к почтовому ящику, если ящик укреплен в дру-гом конце комнаты. Отодвигает дно ящика и вынимает письма, складывает их в мешок и везет в почтовое отделение.) Я привез письма.
Заведующий почтой. Хорошо. Отдайте письма почтальону. (Обращается к почтальону.) Вы все письма положили в сумку?
Почтальон. Да, я все письма положил (а) в почтовую сумку. А сейчас разнесу письма по адресам.
Почтальон совершает круг по кабинету, а дети хором говорят:
Почтальон идет туда,
Почтальон идет сюда.
Постучит и тут, и там.
Принесет письмо и нам.
Почтальон подходит к одному домику и стучит.
Примерный диалог почтальона и адресата
Адресат. Кто там?
Почтальон. Я, почтальон. Принес вам письмо.
Адресат. Откуда?
Почтальон. С улицы Фруктовой.
Адресат. Я очень рад. Дайте скорее, пожалуйста.
Почтальон. Вот ваше письмо.
Адресат. Спасибо.
Почтальон. Пойду дальше разносить письма.
Адресат. До свидания. (Достает письмо из конверта и читает, т. е. рассказывает по сюжетной, картинке.)
Например, картинка, на ней изображено «Два мальчика поймали окуней и леща».
Примерный рассказ: мой друг Слава пишет, что он ходил с младшим братом Ваней на рыбалку. Был теплый летний день. Тихо. Рыба хорошо клевала. Они поймали двух Окуней и леща. Братья были рады. Слава приглашает меня пойти с ними на рыбалку.
В конце игры логопед одобряет речь детей, отмечает, кто как справился со своей ролью.
Вопросно – ответная речь
«Строим город».
Группа детей располагается вокруг стола и во время игры отвечает на вопросы логопеда. Логопед достает ящик со строительным материалом.
Логопед. Что это?
Ребенок. Ящик. (Строительный набор.)
Логопед. А что внутри? (Отодвигает крышку.)
Ребенок. Кубики.
Логопед. Как называется эта фигура?
Ребенок. Кубик.
Логопед. Какого он цвета?
Ребенок. Желтый.
Логопед. Как называется эта фигура?
Ребенок. Пластина. Прямоугольник.
Дети рассматривают и называют все детали строителя. Логопед подсказывает неизвестные детям слова (призма, цилиндр и т.д.).
Логопед. Что можно построить из этих кубиков?
Ребенок. Домик. Башню.
Логопед. Игорь, что ты хочешь построить?
Ребенок. Машину.
Логопед. Что ты возьмешь сначала?
Ребенок. Кубик.
Логопед. Какого он цвета?
Ребенок. Синего.
Логопед. Что это будет?
Ребенок. Кабина…
Дети строят разные домики, машины, располагая их так, чтобы па столе возникли улицы игрушечного города. Во время игры продолжается беседа. Вначале вопросы задает только логопед, а затем по образцу, данному логопедом, дети задают вопросы друг другу. При завершении игры логопед отмечает тех, кто хорошо строил и красиво говорил.
Сопряженная речь
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
А работы не нашел —
Сам заплакал и пошел.
Собирала белка шишки,
Для енота и для мышки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Найду шишку я опять.
Три еноту и три мышке,
Остальные кому шишки?
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
Полусопряженная речь
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя – … (петушок).
Я сегодня утром рано
Умывался из-под…(крана).
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало…(жарко).
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния…(сверкнула).